Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Экскурсия в историю Казахстана.
Я уже писала о поездке в Тамгалы, древнее Святилище Казахстана. История этого природного памятника уходит в глубину времен, в «бронзовый век».
Путь в Тамгалы был неблизким и за три часа следования к месту назначения экскурсовод рассказывал нам истории связанные с событиями, происходившими в окрестностях Алматы. Ранее шелковый путь проходил через город Верный, ныне Алматы .Кстати, еще раньше Верного так называлось древнее поселение в предгорьях Заилийского Ала-Тау. В нашей местности с древних времен были огромные кущи диких яблонь. К сожалению сейчас их практически не осталось. В степях Казахстана, по следованию караванов, было много курганов, древних захоронений. До нашего времени они не сохранились, так как были разграблены вандалами. Надеюсь никому не надо объяснять, что в древние времена именно с помощью курганов закреплялось право на землю. Если есть захоронения предков, значит, эти земли принадлежат тому или иному роду. Духи предков охраняли своих потомков. Никто не смел, осквернить останки, за это строго наказывали. Лишь в современные времена появились «черные гробокопатели» люди без чести и совести. Мы пересекли реки Далан, Каскелен и Чемолган. Это монгольские имена, имена джунгарских воинов-батыров. Древние казахи называли свои реки, и местности именами врагов. Спросите почему? Казахи отдавали дань уважения знаменитым воинам, при этом поступая очень хитро. Ведь называли местность именем погибшего врага. Вот, он был сильным, смелым и бесстрашным, но мы его победили и пусть о силе и храбрости казахов помнят в веках. На протяжении тысячелетий джунгары, пытались завоевать земли казахов. Джунгары, это монголы, селившиеся исключительно в лесах. Они состояли при войске Чингисхана и считались дикими племенами. Они не признавали никакой власти над собой. Лишь Чингисхану удалось вызвать у джунгар уважение к собственной персоне. В войске Чингисхана джунгар именовали «ойратами». В те далекие от нас времена шла борьба за земли орошаемые горными реками, за ущелья богатые растительностью, птицей и зверем. В некоторых ущельях окрестностей Алматы до сих пор встречаются реликтовые пихты, ясени и ивы, которым более трех сотен лет. Ведь только там, где есть пресная вода, деревья и дикие животные – возможна жизнь. Существует легенда о воине-джунгарце Чемолгане. В ущелье в 50 км к востоку от Алматы есть живой источник. Многие воины-казахи знали о нем и исцеляли свои раны в его животворящих водах. За ущелье был страшный бой между джунгарами и казахами, в этом сражение был тяжело ранен воин Чемолган. Он отправился на поиски живого источника для своего исцеления. Чемолган поднялся на 30 км вверх по ущелью и умер. Как, оказалось, умер он, не дойдя до источника, всего пять шагов. Источник не открылся врагу! С давних времен с помощью легенд передавались тайные знания из поколения в поколение. Есть легенда, что в Усене до сих пор текут родники, которые лечат болезни, раны и заболевания кожи. Рассказывают, что батыры часто залечивали раны, полученные в боях с монголами и татарами. Если легенда живет до сего дня, может в этом есть своя доля правды? Мы проехали мимо памятника великому казахскому воину-батыру Наурызбаю. . Он побеждал своих врагов во многих битвах. От его поединков зависел успешный исход сражения всей армии. Вы знаете, как раньше проходили битвы? Два вражеских войска вставали полукругом друг против друга и в центр выезжали самые сильные и бесстрашные воины. Они начинали поединок. Чей воин побеждал в битве, та армия первая нападала на врага. От первого натиска зависел исход битвы. Воины стремительно неслись на врага, выставив вперед боевые пики. Редко кому удавалось устоять перед натиском казахских воинов-батыров. Едем дальше. На 35 км трассы Алматы-Бишкек показались две стелы. Считается, что именно на этом месте была последняя Анрахайская битва. Именно здесь джунгары приблизили свою гибель. Композиция из двух стел, которые находятся в центре круга, символизирует противостояние и драматическую борьбу двух народов. Стела из красного гранита означает Казахстан и его народ, а серый цвет второй стелы – джунгар. Знаки и орнаменты в архитектурных сооружениях обозначают модель мира. Орнаменты на «джунгарской» стеле сдвинуты, расколоты и рассыпаны. В убранстве казахской стелы есть орнамент «кошкар муйиз» - «рога архара», который напоминает лук, направленный в сторону врага. Монумент окружают 12 камней со знаками животных восточного календаря. Авторами сооружения являются президент Союза дизайнеров республики, заслуженный деятель искусств Тимур Сулейменов, вице-президент Союза дизайнеров Алмас Ордабаев. Значимая битва произошла в 1729 году. С этой битвой связано имя великого воина Абылая. Абылай рос сиротой, его предки, в частности дед, были богатыми и знатными людьми, но их уничтожили враги и спастись сумел только 12-летний Сабылак (так звали Абылая в детстве). Мальчик кочевал с дружиной по степи, когда услышал о том, что вскоре состоится великая Анрахайская битва. Он тут же поспешил к месту сражения с джунгарами. Из-за этой дикой скачки погибло четыре коня, которые имелись у Сабылака. Пришлось мальчику поменять свои доспехи на клячу, что бы его допустили к битве с врагами. Лишь тот, кто имел коня, мог принимать участие в битве. Очевидцы той битвы так рассказывали о происходящем. « Встали два войска кругом. Вперед на огромном коне-тяжеловесе выехал племянник хана джунгаров. Его умственная отсталость компенсировалась огромной физической силой. Он мог на свою пику насадить сразу четыре воина. Стал он вызывать на бой равного себе по знатности рода, из войска казахов. К сожалению, все знатные воины казахов были или убиты, или тяжело ранены. Казахи приуныли. Вдруг из задних рядов появился мальчик на полудохлой кляче, больше похожей на собаку и вызвался сразиться с племянником хана. Все отнеслись к нему с недоверием и насмешкой, но когда он назвал свой род, согласились отправить его на поединок. Джунгар расхохотался в лицо своему сопернику. Разве может этот хилый, без доспехов мальчик, сравниться с ним? Сабылак с криком поскакал навстречу своему врагу. Поднялись столбы пыли, зрители из-за нее не могли ничего видеть. Через некоторое время, из-за пылевой завесы показался Сабылак на лошади своего врага и поскакал навстречу своему войску с воплем «Абылай!» Племянник хана был убит». После этой битвы Абылай стал знаменит и за его учение принялся сам Кобынбай-батыр. Он единственный из всех батыров дожил до 98 лет, даже в таком преклонном возрасте он продолжал участвовать в поединках и в одном из них погиб. Абылай, похоронив своего учителя, сказал, что «вместе с ним ушла эпоха». Памятни Абылайхану. Этот поединок предрешил исход битвы казахов с джунгарами. Но еще пять лет казахи добивали джунгаров, которые прятались в горах Анрахая. После Анрахайской битвы джунгары покинули Казахстан, их территории были захвачены китайцами и казахами. В конце-концов джунгары вернулись в Джунгарию, рассредоточились и прекратили свое существование, ассимилируясь с местными жителями. Так исчез с лица земли этот знаменитый род, просуществовавший с 13 по 18 века. Что интересно, Россия негласно помогала казахам в борьбе с джунгарами. Есть свидетельства, что Иван Грозный посылал обозы с оружием в казахские степи для укрепления боевой мощи батыров-воинов. Дело в том, что джунгары устремились к Волге. Россия опасалась за свои границы. Воевать никому не хочется, лучше помочь своему соседу боевым оружием. Так, что казахское государство стало барьером на пути завоевателей. Едем дальше, под интересные рассказы нашего экскурсовода Потапова Станислава Александровича, талантливого археолога. Именно он в восьмидесятых годах прошлого столетия, участвовал в раскопках на древнем святилище Тамгалы. Вот проехали село Сапсы, которое находится в 56 км от Алматы. Жители этого села своими силами и на свои средства воздвигли памятник Семенбатыру, основателю и защитнику. Славные потомки Семенбатыра до сих пор живут в этом селе и чтят память своего предка. Вот мы проехали реку Капа. На ближайшие 40 км нет никакой воды. Далее только степь и солончаки. Наконец, на нашем пути, последний населенный пункт перед Тамгалы – Кара-Бастау (черная голова). В этом селе построен краеведческий музей. Жители Кара-Бастау добывают пресную воду из подземных скважин, которая слегка солоновата. Только благодаря современным технологиям добывания воды люди смогли поселиться вблизи древнего Святилища. Раньше необъятные земли Казахстана были мало заселены, и за каждый глоток пресной воды приходилось воевать с захватчиками. Все. Дальше уже пойдет рассказ о Тамгалы. Кому интересно читайте «Тамгалы – удивительное рядом». Рейтинг: +16
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Экскурсия в историю Казахстана. Казахстан, Алматы, курган, батыр, история, памятник, стела
Я уже писала о поездке в Тамгалы, древнее Святилище Казахстана. История этого природного памятника уходит в глубину времен, в «бронзовый век». Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Тамгалы-Тас - удивительное рядом.Чисто семейные убийства Свет мой, зеркальце, скажи... или краткая история зеркала Экзамен от Вселенной Обезьянки «зарисовка» Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Пишешь - тяжело жить у вас? В бытовом плане? Думаешь всем в России легко живется? Опять же разные и бытовые условия, и материальные. Слышала поговорку - там хорошо, где нас нет? Ксения правильно написала - были бы здоровы и живы родители, и, чтобы в семье было взаимопонимание, дружба и поддержка.
Оставить свой комментарий