Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Отклонение от нормы - что это и как с этим быть?
Регулярно, читая статьи, участвуя в обсуждениях, дискуссиях, я сталкиваюсь с таким аргументом: "Но ведь это же отклонение от нормы!" - говорят мне, делая из этого самоочевидный вывод, что сколько бы ни было в обсуждаемом явлении плюсов (если они вообще есть), но оно ненормально и уже потому плохо. То есть оно, может быть, и не так уж плохо - если где-то далеко и не с нами, не с нашими детьми и близкими. Но уж их от ненормальности нужно оберегать - кому же хочется, чтобы его ребенка звали ненормальным?!
А так ли этот вывод очевиден? Или вернее, следует ли из его очевидности, что он верен?.. Что такое "отклонение от нормы"? Не только гениальность (потому что возникает вопрос - что это такое), но вообще любой яркий талант - есть отклонение от нормы. Благородство, честность, откровенность, верность своим идеалам и принципам - в наше время явное отклонение от нормы, да и всегда такими были, как мне кажется. Пассионарность, сила воли, настоящая безответная доброта - можно продолжать до бесконечности список черт, которые всегда и во все времена были отклонением от нормы. И это понятно и по-своему правильно: чтобы человеческий вид выжил и продолжился, значительная, даже подавляющая часть его должна быть озабочена в первую очередь выживанием и продолжением рода, а уж во вторую - всякими прочими высокими материями, для которых, впрочем, в такой жизни уже не остается места. Да, это неизбежность, в общем-то - обусловленная природой, заложенными ею инстинктами - если смотреть на людей как на статистические единицы. Но почему я или мой ребенок должны чувствовать себя этими единицами, винтиками в машине выживания человечества? В ней хватит винтиков и без нас! Почему я должен оберегать своего ребенка от всего, что хоть немного выбивается из общего ряда, почему должен стремиться быть как все - и чтобы мой ребенок был таким же? Чтобы был мелочным, забитым, не высовывался, умел подстраиваться, наступать на горло собственной песне, сидеть тише воды ниже травы - а то как бы что не вышло? Чтобы не имел принципов или умел выгодно их продавать, чтобы заботился о своем благе, а не чужом - а то так своего и не наживет? Чтобы не заступался за слабых, да и за себя чтобы не заступался, если силы не равны, чтобы умел заткнуться и помалкивать, вообще чтобы поменьше говорил, и взвешенно, ни в коем случае не все, что думает - а то ведь съедят его, такого выделяющегося из всех, такого ненормального... Первое, о чем меня спрашивают, когда я только начинаю говорить что-то подобное, это: "Как, неужели вы не хотите блага своему ребенку?! Со своей жизнью-то ладно, можете что угодно делать, но ребенок-то ваш - вы же ему жизнь такими идеями поломаете!". - Отнюдь, - отвечу я. - Я своему ребенку желаю счастья. А счастье, по моему опыту, невозможно без гармонии с собой, со своим Я - которое, как ни уговаривай и вглубь не загоняй, никуда не денешь. И потому я не ломаю своему ребенку жизнь, а хочу помочь ему научиться свою жизнь строить - самому, без оглядки на то, что "правильно" для других, а что "неправильно", что "нормально", а что нет. Потому что я сам так живу - и не боюсь того, что моя жизнь будет поломана - даже оборвись она сейчас, я буду считать, что прожил ее наилучшим возможным образом: так, как было правильно для меня самого. Потому что я счастлив. Чего и вам желаю. И не забывайте, что эволюция двигается именно отклонениями от нормы: не будь их, мы бы до сих пор не в пещерах сидели, а в лучшем случае червяками бы ползали. Рейтинг: +19
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Отклонение от нормы - что это и как с этим быть? путь
Регулярно, читая статьи, участвуя в обсуждениях, дискуссиях, я сталкиваюсь с таким аргументом: "Но ведь это же отклонение от нормы!" - говорят мне, делая из этого самоочевидный вывод, что сколько бы ни было в обсуждаемом явлении плюсов (если они вообще есть), но оно ненормально и уже потому плохо. То есть оно, может быть, и не так уж плохо - если где-то далеко и не с нами, не с нашими детьми и близкими.
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Школьные походыЗло Караван Перекрёсток Жить своей судьбой Последние читатели:Невидимка |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Если говорить о нормах, то нормы бывают разные, мне кажется, не стоит их все смешивать в одну кучку. Есть норму моральные и социальные - это рамки общества, есть нормы здоровья - это физические нормы, есть нормы развития интеллекта - показатели умственного здоровья человека, есть нормы личностные - которые человек сам устанавливает для себя, ориентируясь на свои знания, потребности и требования окружающего мира (не на острове живем ).
Вопрос норм не мог возникнуть сам по себе, он существует даже в животном мире, а тем более у людей.
Обзовем норму некими правилами и границами, необходимыми для выживания вида. Поэтому, исходя из этого, следует, что отклонения от норм бывают как положительные - те, которые способствуют выживанию вида (гениальность, какие-то сверхспособности и тому подобное) и те, которые приводят вид к гибели.
В связи с этим и нужно рассматривать все отклонения. Общество настроено на выживание и потому естественна ее реакция на отклонения нормы в отрицательную сторону, отсюда такое порицание гомосексуализма, лесбиянства, наркомании и прочая.
Представьте себе, если нормальные физически люди захотят стать похожими на инвалидов - выберут новую норму? Вряд ли же кто-то захочет для этого уродовать свое тело, правильно? так же и в духовном плане.
Отклонения же в положительную сторону воспринимаются обществом наоборот, очень даже положительно, у таких людей учатся, перенимают опыт.
Если ему сказать, что гомосексуализм норма, а тут и "доброжелатель" найдется попробовать дать и от первого опыта ребенка будет зависеть его выбор, так где ж тут выбор был? его просто хитро так подвели к принятию нужного "доброжелателю" решения. Вот и все. На таком ребенке и закончится род, так как это только в Библии "Адам родил Авеля" , а в жизни этого нет.
И если все это получится - то он сам сможет постепенно понять, какими будут ЕГО нормы, а не общества и не родителей, и жить по этим нормам. И, думаю, даже если мой конкретный ребенок никого не "родит" за свою жизнь - род человеческий от этого не закончится, а если и закончится - я плакать не буду. Достоевский говорил, что весь мир не стоит слезинки ребенка - я же полагаю, что когда на весах лежит с одной стороны человечество, а с другой - Личность, то личность всегда неизмеримо ценнее.
Я не хотел начинать сразу спорить о терминах, но поскольку в них, очевидно, все и упирается, то придется. Что такое "норма"? Норма - это не то, что кому-то хотелось бы видеть в таковом качестве, норма - это объективное явление: это некоторый допустимый диапазон отклонений от среднестатистического явления.
Чтобы Вам проще было это принять, приведу пример из не настолько критической области, как психология: Вот, скажем, на заводе АвтоВАЗ собирают двигатели 1.4л, и они, испытанные на стенде, выдают примерно одну и ту же мощность порядка 86-88 лс, а впоследствии имеют до капремонта ресурс работы порядка 150-200 тыс.км. Бывают отклонения, когда двигатель выдает 80 лс, и его бракуют. Бывает, что двигатель из-за внутренних напряжений выходит из строя уже через месяц, и его меняют на новый. Это все - ненормальные варианты, разумеется. Но если вдруг сошедший с конвейера двигателя выдаст неизвестно как 150 лс - это будет тоже абсолютно ненормально, и любой инженер вам это подтвердит. И если он потом, поставленный на автомобиль, будет продолжать исправно работать и выдавать свои 150 лс даже 20 лет спустя - это будет еще более ненормально. Хотя, разумеется, ничего плохого в этом не будет!
Так вот, хотим мы того или нет, но гениальность - это крайняя степень ненормальности, как и другие перечисленные мною вещи. И на мой взгляд, для мыслящего существа должно быть очевидно, что критерием должна быть не нормальность/ненормальность явления, а его объективная вредность и опасность (или полезность и важность) для других существ.
Лично мне нет никакого вреда просто от того, что кто-то - гомо-, гетеро- или бисексуален, слушает хэви метал или классическую музыку, верит в Иисуса Христа или поклоняется идолу Кутапона. Я убежден, что нет такого вреда и другим - объективно. И потому я не понимаю всех этих обличающих перстов и возгласов: "Это ненормально!". О чем я и написал.
Я стараюсь ко всему этому относиться более философски и располагающе. То есть если мне начнут о чем-то рассказывать, то я послушаю, а не откажусь сразу, может дело говорят. Да и люди, у которых уже сформировались свои устои, они уже давно знают для себя, и в большинстве случаев просто не умеют слушать других, чтобы просто хоть как-то постараться вникнуть.
Вы сами себе противоречите.
2. В чем именно я себе противоречу, укажите конкретно?
Это вечная борьба за каждого человека, за его права, за его обязанности, а вот чтобы в каких-то случаях слиться, это просто по-умному поступить, чтобы тебя не убили совсем, а значит ты думаешь, а думаешь, значит и человек, а человек - это личность по-любому, потому что каждый по-своему думает. Многие в чем-то сходятся, но все равно такое невозможно, чтобы во всем. Даже эта общая серая масса борется сама с собой. Если поглядеть хорошенько, даже у тех людей есть своя, внутренняя борьба. Потому что даже они между собой чем-то да отличаются.
А то что люди говорят - это их мнение, а у вас свое, и это не мешает вам оставаться при своем.
Вот в этих словах как раз заключено главное, в чем я расхожусь с большинством участников этого обсуждения. Дело в том, что я НЕ СЧИТАЮ, что такую грань нужно проводить, и что уважение и гармония с окружающими заключаются в том, чтобы подавалять свое Я - а если заключаются, то я отказываюсь уважать таких окружающих и гармонировать с ними. Я считаю, что каждая личность имеет право оставаться собою как наедине, так и в окружении любого числа любых существ.
Что касается всяких общественных устоев и правил, то я о них сейчас отдельную заметку напишу
Ведь остальное не так уж и важно, важно то, как идет от самого человека, от его души.
С другой стороны, одно существо может быть мне предельно неприятно - но при этом я буду относиться к нему с уважением, так как моя личная антипатия - не повод и для неуважения тоже; а другое существо может мне быть в общении приятно, но, увы, совершенно не заслуживать уважения.
Так что эти три фактора - приятно ли мне общаться с существом, общаюсь ли я с ним и уважаю ли я его - хоть и влияют друг на друга, но напрямую никак не связаны.
И я думаю, что любую Личность можно узнавать и узнавать, и так и не узнать до конца никогда - это совершенно естественно. Невозможно до конца узнать Личность уже потому, что она не статична, а развивается, и то, что было достоверно известно про меня год назад - сейчас уже, возможно, верно не вполне. Тут дело не в "виртуальности" - общение через ИНет есть такое же общение, как любое другое, в чем-то ограниченное, в чем-то - наоборот... Но вы можете общаться с существом много лет лично, засыпать и просыпаться рядом с ним, видеть его во множестве ситуаций, обсуждать с ним любые темы - и так никогда и не узнать его до конца.
Выход, на мой взгляд, один: не делать выводов из того, из чего они не следуют, быть осторожнее, осознаннее и логичнее в выводах и решениях, и не бояться никогда узнавать что-то новое - о себе ли, об окружающих нас существах или о мире, в котором мы живем. И только так.
Во-вторых, дело в том, что хотелось бы знать человека просто хотя бы в общей сложности. Вот даже например,я знаю в общем, что за человек мой любимый. Я тут общаюсь еще с людьми. И в некоторой степени представление определенное о них есть у меня. А вот о вас что-то не могу сказать утвердительное, совсем ничего. Может быть потому что вы о себе ничего не рассказываете, и не приводите в пример случаи из своей жизни. Вижу только ваши умозаключения. Но на этих умозаключениях все равно особо ничего не построишь. Поэтому я только теряюсь в догадках. Но раз вы не хотите никому рассказывать что-то о себе и своих чувствах, то вас, конечно, никто не заставляет. Но я думаю, что лучше было бы хотя бы немножко показать себя.
Кстати, это еще не значит, что надо о себе все разбалтывать, а просто какие-то отдельные мысли случаи из жизни, я думаю, что таким образом вы преобразитесь в наших представлениях и мы поймем, какой вы на самом деле чувствительный человек, а не черствый сухарь
Во-первых, то, что было когда-то - это одно, а то, что есть сейчас - другое, и если со времени конкретной истории прошло больше, чем несколько месяцев, - ее познавательная ценность уже сомнительна.
Во-вторых, чтобы оценить эту историю хоть сколько-то объективно, нужно еще очень многое знать. Например - за что учительница била мальчика? И кем мне был этот мальчик - другом может, за которого я вступился, или просто однокласником? Или это я и был? И насколько вообще такое поведение типично для этой учительницы было? И много есть других существенных факторов, знай Вы о которых - это могло бы перевернуть Ваше восприятие этой истории с ног на голову. А так - никаких выводов обо мне из этой истории сделать нельзя, и даже из сотни таких - ИМХО, тоже.
А вот если я просто говорю, скажем: "Я считаю жалость порочным чувством, унижающим и того, кто ее проявляет, и того, к кому ее проявляют" - из этого можно сделать очень много выводов обо мне и о том, как я себя веду и что думаю в определенных ситуациях. Если, конечно, делать выводы осторожно - потому что даже это утверждение описывает лишь одну мою черту, а это очень мало. Но по крайней мере оно описывает реальное явление, а не частный симптом, и относящееся к настоящему времени, а не к тому, что было прежде.
Разумеется, частные случаи тоже очень важны. Ну так я кое-что тут и рассказывал - когда был к тому повод, вот тут, например: http://www.myjulia.ru/article/252/#com158096. Но общие утверждения, на мой взгляд, ценнее во много раз, если уж и вправду кому-то хочется составить представление обо мне как Личности, основанное на реальности, а не на домыслах.
Ну и вообще, хотите что-то более конкретное знать обо мне? Так что ж Вам мешает, спрашивайте! Считаете, что в реале пообщаться было бы более удачной идеей? Давайте встретимся, пообщаемся - все же в одном городе живем, в конце концов. А так - в основном мы пересекаемся в обсуждениях достаточно общих тем, и вполне естественно, что я в них привожу общие рассуждения, а не конкретные примеры из своей конкретной жизни, которые ничего по сути не значат.
"А возможен ли факт существования ЛИЧНОСТИ без человечества ?" - спросила я. Он поставлен правильно, но скорей на не корректную фразу...
Наконец – то, и я поняла Вашу точку зрения и по этому поводу, и по поводу Вашего представления жизни в целом.
Знаете, прочитав всего один Ваш комментарий, уже было всё понятно…просто поначалу такие комментарии и точки зрения были больше похожи на словесную диарею…хвастовство и бесконечное парирование шаблонными фразами…
С одной стороны, Слава Богу, что мы все разные !
И с другой стороны : растя и воспитывая ребёнка ТАК, и ТАКИМ образом, как Вы описали, выходит не личность, а … не хочу оскорблять.
Запомните : нет ничего без Господнего благословения ! В Ваших рассуждениях нет ничего святого – и этим Вы наказаны ! С таким родителем (который даст полную волю ребёнку, поспособствует, пройти не только через хорошее, но и через плохое, через блуд – и моральный и психологический, более того, называя ЭТО «опытом и историями»…) будет наказано и Ваше чадо !
- Очень жаль, что весь Ваш великий разум и талант направлены «не в ту степь»..!
- И дай Бог, чтоб Ваши дети (благодаря Вам) увидев где свет, где тьма , не полезли в грязь, чтоб узнать, что это грязно; чтоб хватило ума и мудрости (с такими отцовскими генами) пройти через всё то.., прийти к Вам и сказать : «Спасибо, папа ! Ты показал нам ВСЕ грани жизни. Мы выбрали наиболее близкую для себя.» Повторюсь, дай Бог, чтоб в их жизни появилась та духовность, которой нет в Вашей жизни !
Благодарю.
Но даже если пойти дальше и предположить совсем уж невероятную ситуацию, что некто ценой отказа от своего Я может спасти все человечество от стремительной и неминуемой гибели - ядерного взрыва или чего-то подобного - то я убежден, что все равно такая цель не оправдывает предательства себя, ибо личность существует не только в данном текущем воплощении. С этим согласны и христиане, и мусульмане, и буддисты, кстати, хоть и трактуют это положение по-разному.
Но вот дальше, честно говоря, даже не хочется Вам отвечать, хоть и есть что, поскольку Вы непонятно с чего вдруг ударяетесь в бессмысленные и необоснованные оскорбления, наезды и угрозы даже. То, что Вы, судя по всему, существо верующее - не дает Вам никакого права на такие наезды, не говоря даже о том, что большинство основных религий содержит заповедь "не судите и не судимы будете", или аналогичную. Вы не знаете меня, и даже если полагаете, что поняли мою статью и поняли правильно - вряд ли имеете основания утверждать, что многое знаете о моей жизни. Так что все дальнейшие Ваши слова "больше похожи на словесную диарею", увы, и все, что я могу Вам на них ответить - это "Идите с миром". А куда идти с такими Вашими необоснованными наездами - Вы и сами догадаетесь, я полагаю...
Раз я Вас задела, значит и Вы существо ещё не совсем "конченное"... Значит, ещё не всё потеряно...
Вижу, Вы крайне недогадливы
Я лишь пожелала вам (даже больше Вашим детям) удачи и духовного богатства, т.к. без этого не жизнь, а существование...пустое разглагольствование...
Очень жаль, что Вы не желаете совершенствоваться...
Хотя, всё верно. Вы САМИ избрали СВОЙ путь...
За все наши поступки с нас спросится, дай Бог, чтобы Вы ответили...
Всего самого наилучшего, от всего сердца.
Больше не желаю с Вами общаться в таком тоне. Извините, но мне моя энергия дороже.
И к теме, ведь то, что для вас одно из главных - не изменять себе, это еще не значит, что вы грубы и ограниченны, как думают другие люди. Я оценила ваши вежливые ответы, пусть даже с подколкой, а ведь от этого общаться еще интересней и забавней!) Из этого следует, что вы очень умный человек, и сразу не раскрываете все карты, для пущего интереса, и как запас тем на будущее.
На самом деле я не люблю когда сквернословят, это правда, и неудивительно, что до меня всякие слухи доходят или в последний момент или совершенно случайно. Но мне интересно тчо-то послушать, но я беру себе на заметку что-то из той инфы (и потом забываю, так как это мне, в общем-то и не надо) и не распространяю дальше. Кому надо, тот сам быстренько все сделает как хочет, и наговорит всяких гадостей.
Во-первых, социум - есть нечто отличное от просто составляющих его особей, так же как человеческий организм - нечто отличное от набора отдельных клеток, хоть и состоит из них. По сути социум - есть некий мета-организм и подвержен (в некотором смысле) большинству закономерностей, свойственных примитивным животным видам.
Во-вторых, с моей точки зрения БОЛЬШИНСТВО человеческих особей Личностями - никак не являются, увы. Да, конечно, минорные различия присутствуют, но это различия уровня различия в отпечатках пальцев: да, они есть у всех, но по сути - на что они влияют? Ни на что практически. Если рассматривать песчинки под микроскопом - все они будут немного различаться, но в пустыне разницы между ними нет. И первый же попавшийся в песке алмаз наглядно продемонстрирует ничтожность различия между песчинками. Но даже алмаз, если забыть о его ювелирной ценности, ничтожно отличается от песка рядом с вараном.
Личность - есть живое существо, способное к развитию, самосовершенствованию, к преодолению собственных границ. А большинство людей отказывается от этой способности во имя спокойствия и стабильности своего существования. Они подобны камням у обочины жизненной дороги: да, они различаются между собой, но их различия по сути ничтожны - а разница между ними и любым идущим по этой дороге очевидна всякому.
А чем Вы могли бы меня обидеть? Я ничего обидного в Вашем комментарии не вижу.
Статья - полная каша, но юношеский нонконформизм у взрослого человека впечатляет.
Вроде не могу сказать, что я с чем-то не согласен. Кроме вывода Поскольку мой (не только личный) жизненный опыт показывает, что устремленность к позитиву и естественность самовыражения очень помогают не париться попусту по поводу негативных и даже враждебных реакций среды, но вовсе не избежать их.
Вот он, этот кусок статьи, ради чего Вы ее и написали:
Я своему ребенку желаю счастья. А счастье, по моему опыту, невозможно без гармонии с собой, со своим Я - которое, как ни уговаривай и вглубь не загоняй, никуда не денешь. И потому я не ломаю своему ребенку жизнь, а хочу помочь ему научиться свою жизнь строить - самому, без оглядки на то, что "правильно" для других, а что "неправильно", что "нормально", а что нет. Потому что я сам так живу - и не боюсь того, что моя жизнь будет поломана - даже оборвись она сейчас, я буду считать, что прожил ее наилучшим возможным образом: так, как было правильно для меня самого.
Алекс, я здесь с Вами согласна, но каким образом Вы представляете это сделать? Кроме как навязав ребенку свою собственную оценку "правильности" или "не правильности".
Если знаете - как это сделать, я бы с удовольствием это узнала.
Вот и Вы это почувствовали...что ж поделаешь, женская интуиция...
Ты на все 100 выразила мою мысль... Там комплексы - нереальные...
Дай пять !
Минусами...
Ты его комментарием убила...Ох зашелестят энциклопедии....
Про ребёнка. Сложилось впечатление после прочтения вашей статьи, что вы мало занимаетесь ребёнком, может, поделитесь опытом папы, как воспитать личность? Только не конкретных примерах!
Может быть ваша супруга поделится свои мнением о воспитании?
Ну представьте себе, что Вы ведете больного человека, поддерживаете его, помогаете ему идти, а Вас спрашивают: "А что конкретно Вы сделали, чтобы он не упал?!". Что тут можно ответить, кроме как "Я просто поддерживала его"?..
Я поясню, у тех кто занимается ребёнком всегда найдутся случаи, где родитель выражал отношение к действию, или действовал сам. После давал оценку происходящему (собственно и есть воспитание). К примеру; мальчик украл пенал у одноклассника, потому, что он ему понравился, это, по мнению ребёнка, сделало его счастливым. При этом мальчик имеет свой не менее прекрасный пенал и вообще вроде бы ему всё хватает. Отец, осуждает (хвалит), поступок сына; возвращает (не возвращает) украденную вещь.
Так вот счастье не только сегодняшнего дня, строится из таких мелочей, а для ребёнка тем более. И счастьем для мальчика станет правильная реакция родителя (осуждение поступка и возвращение вещи). Поясню, почему счастьем; потому, что правильно показанный родителем алгоритм поведения может уберечь отрока от дурных поступков (вроде счастья сидеть в тюрьме никто не хочет своим детям).
Я оказался в положении того космонавта: Вы изначально ставите вопрос так, что я не могу на него ответить, а я, видимо, не могу Вам этого объяснить достаточно внятно для того, чтобы Вы поняли. Но попробую еще раз...
Я НЕ СЧИТАЮ, что родители должны давать ребенку "правильные алгоритмы поведения". Я считаю, что ребенок должен с помощью родителей выработать их для себя сам, и совершенно не обязательно, чтобы они совпадали с родительскими. Поэтому у меня нет таких поучительных "воспитательных" историй, моя помощь ребенку тоньше и незаметнее. Если представить вдруг, что мой ребенок бы украл пенал у одноклассника, то я бы с ребенком просто поговорил, узнал, что он чувствовал, что думал, когда крал, что он думает об этом теперь, свершив поступок. Рассказал бы в ответ какие-то истории из своей жизни, поделился бы своими мыслями на этот счет - но ни в коем случае не стал бы в явном виде давать оценок и предлагать "правильные алгоритмы". В общем-то, можно сказать проще: я бы поговорил с ним так же, как поговорил бы со взрослым, как со своим другом. Я бы дал ему как можно больше разнообразной пищи для размышлений, а дальше он сам бы решал, как ему поступить.
Так же я стараюсь действовать и во всех других ситуациях - что ж тут рассказывать? Я просто поддерживаю его и не даю упасть, пока у него не окрепнут ноги - а куда и как идти, это ему решать.
ЧЕстно сказать рассуждения о "разнообразной пищи для размышлений" несколько смутило в совершенно однозначном поступке.
Искренне хочется пожелать мира вашей мятущейся душе и воспитательных маневров с сыном
А что касается "пищи для размышлений", то Вы, если бы снизошли до такого занятия, как размышление, могли бы догадаться, что то, что является "совершенно однозначным поступком" для Вас и для меня, совершенно не является таковым для маленького ребенка (иначе он так и не поступил бы). И тут важно, ИМХО, не вбивать ему в голову какие-то догмы, а добиться, чтобы он сам ПОНЯЛ, что в его поступке дурного, если в нем есть что-то дурное.
У меня есть своя модель того, как должно было бы быть общество устроено в отношении распределения прав, совершеннолетия и подобных вещей, я мог бы как-нибудь в беседе изложить ее - но увы, фактически такая система никогда не будет принята, так как ориентирована на примат интересов Личности, а не социума.
Никто не спорит, что есть люди с развитыми чувствами, ощущениями более чем у других. У кого-то лучше память, кто-то прекрасный композитор(да вспомним того же Моцарта), но к раскрытию этих задатков всегда должны прилагать руку сторонние люди. У того же Моцарта вся семья-музыканты. Это я к чему...Гениальность может и не проявиться в ребёнке, это зависит от среды воспитания.
А есть гениальность - труд. Как художник Крамской, который сам о себе говорил следующее :" Труд за мольбертом, постоянные зарисовки и работа над собой, позволили мне выйти из середнячков туда, где я сейчас нахожусь." (это было сказано на открытии его выставки). Между прочим он являлся одним из основателей передвижников. Так вот гениальность в данном случае равняется упорству и труду.
Хочется, что бы вы вспомнили и о гениях совсем иного рода. Во всем мире давно показан фильм - "Человек дождя". Посмотрите если не трудно. В этом фильме снимался гений - психически больной человек. Он не способен решить элементарную задачу, но обладает памятью, которая не доступна большинству из живущих на земле. Зовут его Ким Пик. Человек страдает жутким заболеванием - аутизмом, но с так называемым частным случаем - Синдромом Саванта. Мозг этих людей не разделён на полушария или разделён, но не так сильно как у обычных людей.
Вот вы какую гениальность выбираете?
И не забудьте пожалуйста про Джона Нэша. Кто это? А тот человек был гениальным математиком! Он получил нобелевку, будучи больным шизофренией. Чуть не угробил своего ребёнка и не убил жену(абсолютно серьёзно). Ещё не вспомнили? О нём был снят фильм "Игры разума". надо отдать должное он пытался вылечить себя сам, точнее договориться с собой, чтобы более адекватно оценивать реальность.
1. Да, аутизм может представлять серьезную проблему - но это не есть та черта, тот Путь, который существо само себе выбирает и взращивает. Да и с гениальностью он напрямую не связан - это все равно что показать на гениального математика, который с рождения не способен ходить из-за патологии тазовых костей (я знал такого), и спросить, желаю ли я такой судьбы своему ребенку. Разумеется, я ему не желаю инвалидности - но он уже с нею не родился, и говорить об этом странно. А вот проявления гениальности (если, конечно, предположить, что ему есть что проявлять!!! )) - он может подавлять и скрывать, а может развивать и помогать им раскрыться. И если ему, повторюсь, есть что раскрывать - то я ему желаю не подавлять себя и быть собой, даже если многие, не понимая его, будут за его спиной крутить пальцем у виска и считать его ненормальным - как считали долгое время ненормальным и Эйнштейна, и Планка, и многих других гениальных ученых, музыкантов, художников...
2. Да, бывает и так, как в "Играх разума". А бывает и иначе. И еще раз повторюсь: многих гениальных людей считали психами вплоть до их смерти и долгое время после. Так где же то мерило "адекватности", которое позволяет упечь существо в психушку, затравить и выставить на посмешище или просто считать безобидным придурком - только за то, что оно воспринимает мир иначе, чем большинство вокруг? Я не возьмусь такой критерий устанавливать - я хорошо знаю, чем такие попытки заканчивались.
3. И при чем тут вообще все это? Статья-то не о гениальности даже конкретно, она лишь о том, что "ненормальность" бывает очень и очень разная, и приводить "ненормальность" какого-то явления как аргумент против него - попросту глупо.
Это болезнь, чаще всего врождённая! А не путь выбора того или иного существа.
2.Это не мои слова: "спросить, желаю ли я такой судьбы своему ребенку", это вы стараетесь додумать то чего небыло и в помине. Дело ваше.
3.Гениальность, вы сами привели как пример "Что такое "отклонение от нормы"? Не только гениальность (потому что возникает вопрос - что это такое), но вообще любой яркий талант - есть отклонение от нормы."
Было интересно что вы скажете на конкретные примеры. И вы опять додумываете: "приводить "ненормальность" какого-то явления как аргумент против него".
1. Я и не говорил, что это путь выбора - наоборот, я и сказал, что "...это не есть та черта, тот Путь...".
2. Я и не приписывал этих слов Вам. Я провел некую параллель, о Вас в ней ни слова нет.
3. Да, я привел гениальность как пример того, что "ненормальность" бывает и крайне позитивной в том числе, и потому сама по себе "ненормальность" как негативная характеристика абсолютно безосновательна. Я не "додумываю", я напоминаю Вам, о чем говорилось в моей статье - а именно об этом там и говорилось с самого начала.
Давайте Вы будете сперва ВНИМАТЕЛЬНО читать то, на что отвечаете - чтобы затем отвечать предметно и аргументированно? Иначе как-то глупо совсем получается.
2.В вашем ответе нет ни слова о проведённых параллелях, яснее выражайтесь, что бы у собеседников не было догадок о геометрических построениях.
3.Я задала вам конкретный вопрос "Вот вы какую гениальность выбираете?" Будем считать, ответили.
Не внимательно читать вашу статью просто нельзя, не потому, что она хорошо, а потому, что как уже здесь отметили это каша(это и моё мнение). Ваше замечание о глупости стоит пропустить ибо в нем нет ни капли основания. Всего вам доброго.
Ладно вы хоть укажите, где я принизила инвалидов то?
Это та категория людей, которых единицы и мы их не затрагиваем, т.к. мы не можем их судить совсем, потому что это люди превыше всего ставящие перед собой, как раз не моральные устои, а науку и карьеру. А вот это совсем другая тема.
- Отнюдь, - отвечу я. - Я своему ребенку желаю счастья. А счастье, по моему опыту, невозможно без гармонии с собой, со своим Я - которое, как ни уговаривай и вглубь не загоняй, никуда не денешь. И потому я не ломаю своему ребенку жизнь, а хочу помочь ему научиться свою жизнь строить - самому, без оглядки на то, что "правильно" для других, а что "неправильно", что "нормально", а что нет. Потому что я сам так живу - и не боюсь того, что моя жизнь будет поломана - даже оборвись она сейчас, я буду считать, что прожил ее наилучшим возможным образом: так, как было правильно для меня самого."
Алекс, я вам аплодирую. долго и стоя. зная ваше отношение к правильному написанию - я заранее прошу прощения. ну вот такое у меня "отклонение от нормы". когда чувства пишу - ошибка на ошибке. а вот с вашими словами я согласна даже не на сто , а на сто пятьдесят процентов!
И еще пара уточнений: я не "не хочу чувствовать себя винтиком", и вовсе не стремлюсь "показать окружающим, что я не винтик" - я просто не хочу БЫТЬ им и не буду, и хочу помочь ребенку не стать им.
Вот теперь можно разобраться с вопросом "что я делаю". Что я делаю для чего - чтобы не быть винтиком? Живу своей жизнью. Каждый мой шаг - шаг по этому Пути, так что конкретнее тут уж некуда. Или - что я делаю, чтобы мой ребенок не стал винтиком? На этот вопрос я уже несколько раз ответил выше.
Общество - это как-то абстрактно звучит. На мой взгляд оно состоит из разных сообществ, объединенных какими-то общими идеями, взглядами, убеждениями, ценностями. Это можно назвать эгрегорами, системами - как угодно. Человек волей-неволей принадлежит той или иной системе (сообществу, эгрегору). Например, как только у Вас в семье родился ребенок, Вы автоматически оказались в эгрегоре "Отцы", Вы также принадлежите к эгрегору "Семья", Вы ходите на работу и принадлежите эгрегору своей фирмы. Ну, и тому подобное. В каждой системе есть свои правила, требования, обязанности, нормы поведения и прочая. Если человек отказывается их принимать, сообщество начинает с ним бороться. Ну, представьте, если Вы перестанете выполнять свою работу должным образом и придя на работу будете целый день играть в игры или делать то, что вздумается. Вряд ли Ваше сообщество это потерпит. И так везде и во всем.
Единственная свобода для человека - это надсистемное мышление и осознанность.
Если Вы научите ребенка игнорировать правила и нормы, Ваш ребенок не сможет вписаться в социум. Он должен понимать, почему существуют правила и нормы. Абсолютно свободным быть никто не может, можно только выбирать себе сообщества.
Само по себе рождение ребенка не включает меня в тот или иной эгрегор - таковое подключение совершается на более глубоком уровне, как раз тогда, когда я принимаю правила этого эгрегора за данность. При этом дело не в том, соблюдаю я их или нет: дело в том, что как только я признал внутри себя, что такие правила реально действуют - я стал от них зависим, я включился в эгрегор, даже если я противопоставляю себя им или позволяю себе эти правила нарушать. Единственный альтернативный вариант - это просто не включаться в эгрегор вообще, осознавая всю его условность и иллюзорность идти своим путем.
Продолжая Ваш пример: не важно, хожу я на работу аккуратно и пунктуально и вкалываю там, постоянно опаздываю и играю в игры или вообще прогуливаю - я всегда точно знаю внутри себя, что есть определенные правила, а я их соблюдаю или нарушаю. Но можно, и вовсе не так уж сложно, быть свободным от подобных правил и идей - и идти своим путем, не обращая на их путеводные таблички никакого внимания.
Поэтому я не учу ребенка "игнорировать правила и нормы" в смысле "закрывать на них глаза" или "не соблюдать их". Ни к чему хорошему это и вправду не приведет. Я учу его учитывать существование этих норм - и жить независимо от них. Как я жил бы независимо от правила, гласящего, что "правое среднее щупальце всех скррррслов должно быть завязано узлом во время пребывания в жерле вулкана": я могу четко осознавать существование этого правила и даже его смысл, но на мою жизнь это никак не повлияет.
Так же можно и может быть весьма полезно знать, что туземцы с отрова Купапу поклоняются кровожадному богу солнца Аутыкаты, и считают грехом смотреть на небо с 10 утра до 5 вечера; а туземцы с острова Рапампа поклоняются пяти братьям Ука, Уку, Уке, Уккоко и Укекку и в обязательном порядке при встрече пожимают друг другу руки в их честь, определенным образом, а кто так не делают - тех побивают камнями. Эти знания могут даже спасти жизнь в какой-то ситуации - но вряд ли кому-то придет в голову принимать их как нечто священное и имеющее собственную силу.
Так же нужно относиться и к правилам того социума, среди которого вы сейчас обитаете: вы путешественник здесь, вы здесь проездом, и правила эти - лишь один из множества вариантов правил, с которыми вы еще столкнетесь, может быть, на протяжении жизни, а главное - лично к вам они не имеют никакого отношения. Вам будет полезно знать эти правила, вы можете счесть необходимым не нарушать их без нужды во имя собственной безопасности, но это будет только ваш личный выбор. В любом случае вы будете помнить, что это - лишь правила чужой игры, которые вас никто не заставлял и не может заставить соблюдать, и вы всегда можете сказать: "Не играю!". Но вот если вы начинаете считать, что эти правила - есть единственно возможный вариант правил, если вы перестаете видеть грань между этой игрой и своей Жизнью - тогда дело плохо.
Я учу его учитывать существование этих норм - и жить независимо от них.
Как Вы себе представляете: работать в учреждении и жить независимо от правил этого учреждения?
Объясните.
"Как я жил бы независимо от правила, гласящего, что "правое среднее щупальце всех скррррслов должно быть завязано узлом во время пребывания в жерле вулкана": я могу четко осознавать существование этого правила и даже его смысл, но на мою жизнь это никак не повлияет."
Мы очень многие правила игнорируем до тех пор, пока они нам не нужны или мы не оказались в условиях, где это требуется выполнять.
Например, есть правила поведения в лесу. Допустим, Вы даже знаете их, но, конечно, они не влияют на Вас никоим образом до тех пор, пока Вы находитесь в городе. Но стоит Вам попасть в лес, как они автоматически начинают действовать.
Многие правила помогают человеку адаптироваться в том или ином сообществе, социуме, даже в ситуациях.
1. Как Вы себе представляете: работать в учреждении и жить независимо от правил этого учреждения?
Абсолютно элементарно. Я живу так, как считаю сам нужным. Я принял на себя определенные обязательства, заключив договор, и их я, разумеется, соблюдаю - не потому, что такие правила, а потому, что я САМ эти конкретные обязательства на себя взял. А все остальные правила, обязательств по выполнению которых я на себя не брал, мне безразличны и не имеют ко мне отношения. Так, в компании существует определенный дресс-код, также существует негласное правило о том, что в день рождения сотрудника весь его отдел задерживается на час-полтора после работы, чтобы его поздравить. Я знаю о существовании этих правил, но мне они безразличны - они не имеют ко мне никакого отношения.
2. Но стоит Вам попасть в лес, как они автоматически начинают действовать.
Вот это - неверное, на мой взгляд, восприятие реальности. Никакие правила не начинают действовать автоматически. Если я попадаю в лес и начинаю соблюдать определенные правила, то не потому, что кто-то где-то установил комплекс правил по поведению в лесу, и они автоматически действуют - а потому, что я осознанно принял решение делать то-то и то-то. И это решение может быть совершенно разным в разных случаях, и ни с какими общими правилами может не согласовываться - и это мне также безразлично.
3. Разумеется, если подстраиваться под окружающую среду - это помогает в ней адаптироваться. Ну и что? Это вовсе не единственный способ жить в данной среде.
Алекс, выходит, Вы тоже не можете жить вне правил, верно ведь?
И получается, что все таки свобода человека - это не свобода от правил вообще, а просто выбор определенных правил, которые Вам необходимы в силу обстоятельств или выгодны. Верно ведь?
Что я и пыталась Вам донести, что абсолютно свободным от социума и его правил человек не может быть, ну разве что на необитаемом острове.
Я не понимаю также, откуда Вы взяли все, что говорите дальше. Я могу и прекрасно живу вне правил. Я принимаю самостоятельные решения и исполняю их - это совершенно не то же самое, что соблюдать чьи-то там кем-то установленные правила. Мои решения могут в каком-то случае согласовываться с правилами социума, в каком-то - не зависеть от них, в каком-то - противоречить им, но это не имеет никакого значения для меня. Я принимаю решения, руководствуясь собственными мотивами, а правила социума и подобное в моей системе мотиваций просто не участвуют. Соответственно, все дальнейшие Ваши рассуждения также, на мой взгляд, не имеют ничего общего с тем, что я говорю и как живу.
А про отклонение от нормы - просто всем всегда удобнее загонять все под определенные стандарты, кем-то придуманные раз и навсегда. А что-то, неподпадающее под это, относится в разряд ненормального, т.к. либо не знают, как на это реагировать, либо не знают, как это объяснить, либо оно действительно ненормальное (например, психические заболевания).
Алекс, по-моему, статья немного сумбурная. Может, стоило каждый или почти каждый абзац взять отдельной темой и обстоятельно развить?
А что до того, что я хочу... я давно убедился, что воззвать к разуму того, кто не хочет, чтобы его разум откликался - невозможно. Да и не стремлюсь я быть этаким гуру, который сеет просветление направо и налево Я говорю то, что думаю, и делаю то, что считаю правильным делать. Если у кого-то это вызывает возмущение - это его дело, если кого-то это заставляет задуматься - прекрасно, но это тоже его дело. У меня есть своя жизнь, чтобы жить ее.
Так и в других случаях регулярно случается: существо само ляпнет не пойми что, а потом, когда ему на это укажешь - начинает лезть в бутылку и утверждать, что во всем виноват мой цинизм или что уж там еще
А лично я знаю только одно сугубо мужское дело - зачинать детей, и только два сугубо женских - вынашивать и рожать детей, и вскармливать их затем своим молоком. Во всем остальном, на мой взгляд, мужчины и женщины от природы равны, и все эти игры в "мужские/женские дела", "мужское/женское поведение" и прочее - это либо социальное зомбирование, либо попытка оправдать свои собственные слабости и комплексы якобы заложенными природой ограничениями, которых в реальности нет. Разумеется, моя точка зрения - не истина в последней инстанции, но ни одного факта, опровергающего ее, я пока что не видел.
Кто Вы такая - я не решаю, ни в малейшей степени. Я лишь отталкиваюсь от Ваших же собственных слов. Вы сказали, что Вы женщина, но имеете опыт решения "мужских" проблем и делания "мужских" дел итд. Я говорю о том, что этот опыт - не дает Вам опыта того, какого быть свободным МУЖЧИНОЙ в нашем обществе. И тему я не меняю, отнюдь. Это вы НАСТАИВАЛИ, что женщине жить по своим правилам сложнее, чем мужчине, напирая на то, что Вы "знаете, о чем толкуете". Я же сказал, что для такого заявления могут быть основания лишь если у Вас есть опыт бытия как мужчиной, так и женщиной - иначе Вы не можете хоть сколько-то объективно сравнивать трудности, с которыми сталкиваются те и другие. Я отвечаю ровно на Вашу реплику, никак тему не меняя.
Проведу простейшую параллель: если Вы уверенно говорите, что "на западе Подмосковья люди добрее, чем на востоке, уж я-то знаю, о чем говорю!", но при этом сами на западе Подмосковья никогда не были и с людьми оттуда не общались - то я полагаю, что у Вас нет оснований для подобных заявлений.
Господин Алекс! Не решайте за меня, пожалуйста, кто я такая. Это не Ваше право, а мое. )))))) Это во-первых. Во-вторых, вы уходите от темы: разговор шел о свободе выбора жить/не жить по своим правилам в этой жизни. И повторяю: женщине быть свободной тяжелее, чем мужчине. Читайте внимательнее, что вам пишут. А вы снова цепляетесь за слова и уводите разговор в сторону. Причем пытаясь мне навязать (повторяю - навязать) свою точку зрения. В-третьих, мне бесконечно жаль, что у мужчины вы видите лишь одно сугубо мужское дело - "зачинание детей". А у вас, мужчин, их довольно много, кроме физиологических. Неужели мужчины и женщины, по-вашему, ничем не отличаются, кроме строением половых органов? В корне с вами не согласна! "Мужское/женское поведение" - это атрибут стереотипного мышления, распространенного в обществе, в котором мы живем. И выходить за привычные для всех рамки "женского поведения", которое мне навязывают обыватели, очень непросто. Однако я сознательно нарушаю "правила". Я это не афиширую, но и не скрываю. Я делаю это по необходимости, степень которой устанавливаю тоже я. Стало быть дело не в демонстративности, а значит, и не в оправдании своих комплексов. Комплексы есть у всех, и у меня в том числе. Но их немного и они совершенно другого рода.
Ага, о чем я и говорю. Никакой разницы между мужчинами и женщинами, кроме явной физиологической, нет, а кажущиеся различия - есть следствие поведенческих и мировоззренческих стереотипов нашего общества. И ссылки на такие стереотипы - есть лишь оправдание своих комплексов и слабостей. Если Вы сознательно нарушаете эти "правила", живя так, как Вы считаете нужным - то честь Вам и хвала, значит пассаж про комплексы - к Вам отношения не имеет. Как и к другим существам, которые живут по своим правилам, не обращая на то, что якобы мужчины (или женщины) должны вести себя определенным образом. Но таких отнюдь не большинство, увы.
Действительно не поняла Вас
Шаман племени чу-чу опытным путем установил, что если у больного жар и ему давать настой крапивы, то больной поправляется быстрее. Он велит родственникам таких больных поить их отваром крапивы, и чаще всего это срабатывает. Таким образом, его знание ("отвар крапивы помогает от жара") проверено опытным путем на протяжении длительного времени. Тем не менее, это не наука.
Приехавший в экспедицию ученый, заинтересовавшись данным феноменом, вскоре обращает внимание, что во многих случаях при наличии жара отвар, тем не менее, не помогает. Таких случаев не много, но они регулярно встречаются. Начав исследовать проблему, он проводит серию исследований, и выясняет вскоре, что если тайком от родственников заменить отвар крапивы на отвар череды, отвар пастушьей сумки или даже просто подкрашенную воду - лечебный эффект все равно сохраняется. Таким образом, он понимает, что сам по себе отвар крапивы эффекта не имеет. Наконец, после нескольких месяцев тщательных исследований и экспериментов он выясняет, что 98% заболеваний в данном племени - обыкновенная простуда, которая и так проходит достаточно быстро и легко, а некоторое улучшение наступает от любого теплого обильного питья, а еще - от внимания и заботы близких и от веры в могущество и знания шамана.
Вот это - наука: не только наблюдать кажущееся явление, но исследовать его с максимальной тщательностью, исключить все посторонние факторы, которые могли бы повлиять на результат, и лишь убедившись, что явление имеет место В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - утверждать это.
К сожалению, большая часть психологии сейчас - не наука, а шаманизм. Некий психолог опросил тысячу женщин и тысячу мужчин и выяснил, что женщины намного чаще смотрят телевизор. Является ли это основанием для утверждения, что женщины, в отличие от мужчин, склонны много смотреть телевизор? С точки зрения науки - ни в малейшей степени. Чтобы утверждать что-то подобное, нужно:
1. Выяснить, почему на часть женщин это правило не распространяется, зато распространяется на часть мужчин. Объективно имеющее место различие должно иметь место всегда, иначе это не различие, а лишь статистическое наблюдение. Если разница имеет место для 95% мужчин и женщин, значит - дело не в половых различиях, а в том, что отличает эти 95% от остальных 5%.
2. Провести полифакторный анализ по максимальному количеству факторов и убедиться, что имеет значение именно фактор пола, а не какой-то иной.
3. Провести контрольный эксперимент и убедиться, что если взять мужчину и женщину с одинаковым материальным положением, состоянием здоровья, стилем жизни, одинаковым культурным уровнем, одинаковым спектром интересов итд итп, отличающихся только полом - то женщина ВСЕГДА будет смотреть телевизор существенно больше, чем мужчина.
Вот тогда данное наблюдение из разряда шаманизма перейдет в разряд научных.
Так вот, я не видел ни одного корректного исследования, которое выявило бы хоть одну психологическую черту, присущую практически всем женщинам - хотя бы 99.9% их - и не присущую практически ни одному мужчине - не более чем 0.1%, и чтобы это различие было достоверно обусловлено именно врожденными половыми различиями, а не социальными - например, разницей в образе жизни или в традиционных методах воспитания мальчиков и девочек.
На самом деле, однозначно ответить на этот вопрос очень просто. Достаточно взять дюжину новорожденных мальчиков и девочек без явных отклонений в уровне здоровья и физического развития, полностью их изолировать от людей и воспитывать абсолютно одинаково, так, чтобы не только подопытные, но и их воспитатели не знали до поры до времени, кто из них мальчик, а кто девочка (технически это несложно устроить). И вот тогда, если у всех девочек проявятся определенные черты, а у мальчиков - нет, можно будет уверенно утверждать, что эти черты обусловлены именно половыми различиями, а не влиянием воспитания, стереотипных моделей поведения итд.
Однако, понимая, что вряд ли кто-то в обозримом будущем проведет подобный эксперимент - я всегда предлагаю намного более простую проверку. Назовите мне хоть одно имеющее место, по Вашему мнению, психологическое различие мужчин и женщин. Если среди моих личных знакомых найдется не более одной женщины, лишенной указанной Вами черты, и не более одного мужчины, ею наделенного - я признаю эту черту действительно "женской", несмотря на понимание, что такая проверка далека от настоящего научного эксперимента.
Бесспорно... присоединяюсь к Мафии ...сколько людей, столько и мнений... каждый должен прожить свою жизнь, полноценную и счастливую, а не озираясь по сторонам и примеривая на себя существующие стереотипы...
Оставить свой комментарий