Рубрики статей:










Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

kapelkavesny78

Зарегистрированных: 1
Гостей: 32


Тест

Тест Довольны ли Вы собой?
Довольны ли Вы собой?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Опера - это весело!

Опера - это весело! Принято считать, что опера – очень сложный для понимания вид искусства, отдающий нездоровой монументальностью. Многих вгоняют в тоску заунывные арии и надуманные страдания ненатуральных оперных персонажей, растянутые на многие страницы либретто, других подавляют скучные и громоздкие декорации, статичность действия, «сонная» атмосфера оперного театра. Но оперный театр нашего времени с лёгкостью рушит этот заскорузлый стереотип и заставляет спешно одуматься тех, кто пребывает в шорах своей предубеждённости. Конечно, есть русские оперы, которые действительно очень тяжелы для восприятия в силу своей историчности, в силу самобытного национального контекста, масштабного, а потому утомительного и легко обращающегося в скуку. В этой статье я хочу сделать акцент не на трагических, а на комических операх, которые, на счастье, представлены весьма широко. В них изначально заложены смех и мягкая сатира, а авангардные и парадоксальные постановки помогают докопаться до их истинного назначения – вечного смысла любви, ценности человеческих взаимоотношений, честности по отношению к себе и другим. Они ясно дают понять, что оперный сюжет не может устареть. Он актуален всегда, а главное – современен во всех своих проявлениях точно так же, как любая злободневная постановка в драматическом театре. В опере можно и нужно веселиться. И вот яркие тому доказательства:
 
1. «Севильский цирюльник», Россини, Новая опера.
 
«Севильский цирюльник» в Новой опере  - феерия, сказочная мечта, упоительный сон, от которого совершенно не хочется пробуждаться, но в который абсолютно невозможно погрузиться до конца, потому как уж чего-чего, а динамики и веселья там не занимать!
 
Режиссёр-постановщик Элайджа Мошински, беспрекословно следуя традициям гениев всех времён и народов, увидел свой спектакль, как несложно догадаться, во сне. И сон ему явился весьма чудный и чудной – фантазийная страна начала 20 века, органично сочетающая в себе черты чаплинского гротеска и итальянской оперы-буфф, полная ослепительного блеска, удивительного обаяния цвета и любви в жизни во всех её проявлениях, ведь трудно найти более убеждённого жизнелюба среди композиторов, чем Россини.
 

 
Мелодии из «Севильского цирюльника» с детства знакомы каждому, но именно в силу их привычности и даже заезженности важно вдохнуть в них новое свечение. Важно дать оригинальный толчок к радостной встрече с давно знакомым, а потому и утратившим остроту впечатлением от лёгкой, как воздушное пирожное, музыки великого Джоаккино.
 
Сюжет оперы полон интриг и неожиданностей, а напряжённое ожидание очередной уморительной проказы Фигаро и графа Альмавивы, с шиком и апломбом, но покорно идущего у него на поводу, буквально висит в воздухе и рассыпается в кульминационный момент радостным и удивлённым хихиканьем, а то и хохотом восторженного зрительного зала.
 
Роль Бартоло, строящего козни на пути к счастью молодых влюблённых и преследующего свой особенный материальный интерес, ни в коем случае не вызывает отвращения или непонимания. Бартоло, мастерски сыгранный и спетый Дмитрием Овчинниковым, не может не остаться в сердце на века – более уморительного и харизматичного опекуна представить себе трудно! Несмотря на бесспорные достоинства всех других исполнителей и составов, сценографии и режиссуры, он – настоящая звезда, строящая действие и атмосферу праздника вокруг себя и не дающая отвоевать своё главенство и первенство, пусть только на актёрском, исполнительском уровне.
 
«Севильские цирюльник» – это настоящее буйство красок, молодости, естественности, красоты и изящества, калейдоскоп эмоций, неизбежно оставляющий после себя блаженное послевкусье. Это потрясающий выброс жизненной энергии и оптимизма, которыми нельзя не заразиться! После него хочется танцевать от счастья, смеяться до упаду и дарить улыбки и шутки каждому встречному. После него хочется жить по-настоящему – и это главное.
 

        
 
2. «Волшебная флейта», Моцарт, Большой театр.
 
О Большом театре бытует мнение, что он – оплот оперных консерватизма и косности как в плане репертуара, так и в плане постановок. Но после появления на его сцене «Волшебной флейты» в постановке Грэма Вика такая позиция утратила всякую состоятельность.
 
Три года назад она произвела настоящий фурор. Действительно, переодеть дам Царицы ночи сначала в милицейскую форму, затем в пеньюары леопардовой расцветки, после и вовсе превратить их в клонов Мерилин Монро, а саму Царицу сделать весьма узнаваемой Шэрон Стоун, въезжающей на сцену в чёрном кадиллаке, догадается не каждый, особенно в стенах государственного академического. Поэтому Грэм Вик, режиссёр, заслуживает искренней похвалы за хорошую и качественную беспринципность, а также прущий за все границы вообразимого авангард.
 

 
Спектакль смотрится на одном дыхании, только и успеваешь, что уследить за стремительной сменой всё более немыслимых декораций и костюмов, однако универсальный человеческий смысл, вложенный Моцартом в своё последнее и самое любимое произведение, остаётся нетронутым. Прохождение всех препятствий ради спасения и обретения любимой женщины, призыв к постройке нового мира – что это, как не вечная тема обращения к добру и свету?
 
В общем, если в ваши планы входит эмоциональное обновление, а в ежедневнике есть пункт «катарсис», то вам сюда! Приятные сюрпризы в виде трёхметровой яичницы, вереницы гигантских уток и посвящения в храме в виде посещения солярия ждут каждого, кто готов оценить их по достоинству!
 
  
 
3. «Так поступают все женщины, или Школа влюблённых», Моцарт, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
 
Сюжет этой игривой и насмешливой оперы перенесён в густые бамбуковые заросли, посреди которых располагается военный госпиталь, где и происходит действие.
 
Как, собственно, поступают все женщины по мнению Моцарта? Да изменяют, конечно. Однако в этом тезисе нет и тени морального осуждения, для автора это неотъемлемая часть женской натуры, противоречивой, а потому притягательной. Критики, однако, во все времена считали эту его оперу самой безнравственной, ведь она почти полностью состоит из сцен обольщения, соблазнения, обмана и ревности. Тем интереснее!
 
Текст либретто можно, пожалуй, признать самым остроумным и смешным из всех существующих,  и хотя для того, чтобы это оценить, приходится постоянно вглядываться в строку перевода, результат стоит затраченных усилий и затекшей шеи! Высказывания «Мужские усы – это крылья любви» и «Женская верность как арабский феникс. Все про это слышали, но никто толком не знает, что это такое» не способны никого оставить равнодушным.
 
Опера полна красивых и подлинно моцартовских женских арий – непомерно сложных и удивительно лиричных. Совершенно по-моцартовски совершаются также огромные количества рокировок и переодеваний, способных запутать и сбить с толку даже самого внимательного зрителя. Однако за искромётной быстротой смены событий никак нельзя потерять общее настроение – кокетливое очарование молодости и любви. Конец, конечно, предсказуем для комической оперы – девушки устыдились собственной неверности и раскаялись перед своими возлюбленными. Желанный хэппи-енд и атмосфера всепроникающей радости.
 

 
Конечно, не стоит забывать о значении музыки, пения и актёрской игры. Но именно постановка - ключ к пониманию всего остального.



Мисс Хэвишем   1 декабря 2008   1863 0 1  


Рейтинг: 0


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Опера - это весело!

Принято считать, что опера – очень сложный для понимания вид искусства, отдающий нездоровой монументальностью. Многих вгоняют в тоску заунывные арии и надуманные страдания ненатуральных оперных персонажей, растянутые на многие страницы либретто, других подавляют скучные и громоздкие декорации, статичность действия, «сонная» атмосфера оперного театра.
Читать статью

 






Комментарии:

Jenna # 27 июля 2009 года   0  
Большое спасибо автору за столь своевременную статью! Действительно, не все мы столь образованны, чтобы разбираться в классической опере, но чтобы считаться современными светскими личностями необходимо разбираться и в живописи, и в опере. Увы, из за незнания очень многие лишают себя такого удовольствия как оперная музыка, из страха, что будет слишком скучно или непонятно, к счастью, это далеко не всегда правда....


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.