Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Великий комбинатор: невыдуманные приключения и «недописанная» жизнь
Стоит ли говорить, что незабвенные романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» многие из нас справедливо считают одними из своих самых любимых произведений? Однако далеко не все знают, что виртуозный жулик и авантюрист, «сын турецко-подданного», в чьей роли в свое время снялись три великолепных актера – А. Миронов, А. Гомиашвили и С. Юрский – существовал во плоти и почти ничем не отличался от своего «книжного» двойника.
«Незаконнорожденный» герой двух романов
До него дошли досужие вымыслы о том, что Дюма-отец в свое время использовал труд неких «литературных негров», которые за право «продвинуть» в мир свое творчество соглашались писать под именем знаменитого писателя. Для Катаева такими «неграми» чуть было не стали репортеры газеты «Гудок» и начинающие писатели Илья Ильф и Евгений Петров. За весьма скромный гонорар два приятеля согласились обыграть почти фантастический сюжет о неком «предводителе дворянства», который долго и безуспешно охотился за драгоценностями, зашитыми тещей в один из дюжины антикварных стульев: (на фото: стул имени Бендера в Одессе)
Перебрав всех своих знакомых и написав на каждого литературный шарж, соавторы принялись за дело. Когда IV глава подошла к концу, друзья ввели в роман один колоритный персонаж, чья роль поначалу рассматривалась как эпизодическая и незначительная – «великий комбинатор», авантюрист и повеса по имени Остап Бендер. Его реальным прототипом стал одесский инспектор уголовного розыска Осип Шор, давний знакомый новоиспеченных романистов:
Более того, сюжетная линия романа, взятая в оборот «незаконнорожденным» героем, вышла из-под катаевского контроля и превратилась в совершенно самостоятельное произведение. Безусловно, роман удался, и Катаев вынужден был признать его самостоятельным творением. Друзья-писатели «откупились» от своего вдохновителя издевательски крошечным, но все же золотым портсигаром, и принялись за обдумывание «второй серии». «Сын лейтенанта Шмидта», чтивший Уголовный Кодекс
Его реальный жизненный путь был не менее извилист и переполнен событиями, чем у виртуального народного любимца. Некоторая доля авантюризма есть даже в самом факте его появления на свет: никто из современников Осипа Шора не знал точного года его рождения. В архивных бумагах начала XX века указан лишь день, в который маленький Ося увидел мир в украинском городке Никополе «у Брацлавского купеческого сына Беньямина Хаимовича Шора и жены его Куни». Ося был вторым ребенком в семье весьма состоятельного папы Бени – владельца свечного заводика, мельницы и магазина, а крупный городской банкир Бергер приходился Осипу дедушкой по материнской линии. Спустя год после рождения Оси его семья перебралась в Одессу, где и прошла большая часть его жизни. Знакомство с Ильфом и Петровым Осип свел не без помощи старшего брата Натана, известного в одесских литературных кругах как поэт и футурист Анатолий Фиолетов. Однако литература не захватила живого, как ртуть Осипа, и он уехал из Одессы в поисках счастья. Но не прошло и года, как несостоявшийся выпускник Петербургского политехнического института, больной бронхитом, без копейки денег решил вернуться в родную Одессу, как сейчас принято говорить, «автостопом». Впрочем, на возвращение в родные пенаты также ушел целый год, в течение которого молодой авантюрист в полной мере отточил талант великого комбинатора. По пути домой этот почти двухметровый правдолюбец с тонким чувством юмора попадал в самые отчаянные переделки, о которых нам и поведали Ильф и Петров на страницах своих романов, ни словечка при этом не изменив. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
Так, однажды, подобрав прямо на дороге совершенно лысую наседку, будущий прототип «великого комбинатора» сразу же нашел ей подходящее применение: на одной из сельскохозяйственных выставок он выдал несчастное создание за… сенсационное открытие отечественной селекции. Курица, «не нуждающаяся в ощипывании», моментально прославилась в среде домохозяек и поваров, а Шор, переодетый профессором, на полном серьезе прочел агентам советских мясозаводчиков длинную лекцию о достижениях в области птицеводства. И даже заключил с ними ряд выгодных контрактов с предоплатой… Разумеется, никаких «идеальных» наседок растяпы так и не получили, да только странного «профессора» уже и след простыл. Когда банда налетчиков под предводительством Ваньки-Косого решила обчистить одесский банк, Остап и тут не растерялся: по его подсказке бандиты, переодетые трубочистами, с легкостью осуществили свой план, а «генератор идей» получил свою долю наживы. По совету Остапа местный раввин Берштейн, наивно веривший в благочестивость своих намерений, продавал прихожанам… места в раю. Причем на вырученные деньги простодушный раввин смог отреставрировать синагогу и даже подправил свой дом, а Остапу достался немалый процент «за идею». Эти и многие другие приключения Остапа, поведанные им в кругу друзей-литераторов, вдохновили Ильфа и Петрова на создание двух гениальных сатирических романов. Многие из перипетий «товарища Бендера» были «списаны» с реальных махинаций Остапа Шора во время его многомесячного возвращения из Москвы в Одессу. Это и рискованный гроссмейстерский турнир, и попытка прослыть агитационным художником на корабле, и смелая идея с пожарной инспекцией в городских учреждениях, и даже скоропалительная женитьба на зажиточной толстухе-вдове, вошедшей в роман как «мадам Грицацуева»… По ту сторону Кодекса
Однажды Шора даже попытались отвести в темный переулок «на последний разговор», однако находчивый опер и тут сориентировался: затеял ссору со случайным прохожим и под шумок благополучно скрылся. В знаменитой перестрелке на Лонжероновской улице ему также удалось остаться невредимым, «уложив» заодно четырех наемников… И все же бандиты взяли реванш, убив старшего брата Остапа – Натана (того самого Фиолетова). Для опытного оперативника не составило труда отыскать убийцу. Ослепленный горем и яростью, Остап лично пришел в бандитское логово и потребовал объяснений. Его грозная широкоплечая фигура и боль, которую он испытывал, возымела неожиданный эффект: убийца покаялся перед Остапом, и был… прощен. Всю ночь бандитская «малина» вместе с опером поминала Натана, а на рассвете Остап ушел, чтобы вновь бороться с бандитизмом. Но гибель брата все же подействовала на Шора: не выдержав душевных мучений, сдав табельное оружие и «корочку» инспектора, он навсегда покинул уголовный розыск и уехал в Москву, где его ждали совсем другие дела… «Недописанная» жизнь
Более того, писатели задумали написать и третий роман о несгибаемом авантюристе, однако их начинание так и осталось незавершенным: Ильф надолго слег с туберкулезом, а Осип… После всех жизненных перипетий и переживаний бывший «великий комбинатор» уголовного розыска заполучил экзему, со временем переросшую в рак кожи. Оформив инвалидность, Шор доживал свои последние дни в Москве, на Воздвиженке, пока в 1979 году не покинул этот мир. Но до последней минуты Осип Шор оставался шутником и неисправимым повесой, каким его бессмертный Бендер навсегда остался в наших сердцах. Рейтинг: +45
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Великий комбинатор: невыдуманные приключения и «недописанная» жизнь Осип Шор, Остап Бендер, прототип, герой, роман, сын турецко-подданного, биография, двенадцать стульев, великий комбинатор, история
Стоит ли говорить, что незабвенные романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» многие из нас справедливо считают одними из своих самых любимых произведений? Однако далеко не все знают, что виртуозный жулик и авантюрист, «сын турецко-подданного», в чьей роли в свое время снялись три великолепных актера – А. Миронов, А. Гомиашвили и С. Юрский – существовал во плоти и почти ничем не отличался от своего «книжного» двойника. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Потомственный горняк, обычный парень..."Связь времен": любовь решает всё Интернет-уравнение с одной неизвестной Чисто семейные убийства Свет мой, зеркальце, скажи... или краткая история зеркала Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
спасибо!!!))
Надо будет и правда прочитать.
А Остап Ибрагимович мой любимый герой и даже можно сказать где-то сородич
это очень сложно, Поль..
а это всего ничего,- две вордовские страницы.
а сейчас и подавно.
я поняла, что я вообще ничего не знаю, Поль, НИЧЕГО.
в истории при всей моей любви к ней- полный ноль.
я в шоке.
вчера истерику устроила по этому поводу.
приступила ко второй главе, и ничегошеньки не написала, рылась в энциклопедиях да в нэте.
бред.
это не роман, а запор какой-то.
фантазия, как дебильный конь, который так и норовит выпрыгнуть из упряжки.
ты права. из той же оперы.
Время течёт очень быстро, и уже выросло поколение людей, которое не знает разницы между дефолтом и деноминацией, не помнит советские времена и искренне верит, что комсомол - это веселуха такая для молодёжи, чтобы нескучно было.
И сегодняшние 15-20- летние не интересуются прошлым, как и мы когда-то.
уж больно много интересных фактов в ней, да полюбуюсь на стульчик..
Оставить свой комментарий