Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Русский Роден
В 1909 году на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции работа «Осужденный» неизвестного скульптора из России произвела фурор: ее восприняли как протест против смертной казни. Тогда впервые Степан Нефедов подписал свою работу псевдонимом Степан Эрьзя (S. Ersia). Эрьзя – это название маленького мордовского народа России, представителем которого он являлся. Под этим именем его и знает весь мир: он прославил свой народ, как этого и хотел!
Удивительна судьба этого человека: с одной стороны – страдания, лишения, тяжкий труд, а с другой – везение на хороших людей, на помощь со стороны. Он родился в крестьянской семье в мордовском селе Баево, недалеко от города Алатыря в 1876 году. Казалось бы, какое будущее ожидало человека из бедной многодетной семьи, проживающей в таком захолустье? В процессе учебы в церковно-приходской школе ему очень нравилось перерисовывать картинки из книг, а в 20 лет на Нижегородской Ярмарке он посетил выставку картин Михаила Врубеля и захотел стать художником. Отец отправил его на учебу в иконописную школу г. Алатыря. Талантливого парня заметил местный помещик Серебряков и убедил продолжить учебу в Москве, пообещав поддержку. Однако в Строгановское училище по рекомендательному письму Степана не приняли по возрасту: ему было 24 года. В отчаянии он даже выбросил свои рисунки в реку! Но мечту свою не оставил, устроился ретушером в ателье фотографии и на вечерние курсы, а через год поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он очень много работал, чтобы обеспечить себе жизнь: надо было снимать жилье, питаться, одеваться и покупать принадлежности для учебы. Иногда он не ел по три дня, а когда прохудились сапоги и для ремонта нужно было принести их сухими, то он в октябре прошел по улицам Москвы босиком до мастерской сапожника. После окончания училища в 1906 г. он уехал в Италию: именно там ценили скульптуру как вид искусства! Он жил в Милане в бывшем курятнике, работал на заводе, чтобы вечером заниматься творчеством. На Миланской выставке 1909 года было представлено восемь его работ и они высоко были оценены зрителями и критиками. А выставка в Венеции в том же году принесла настоящий успех! Потом были выставки в Ницце и в Париже. Грандиозный успех, красивая жизнь, знакомства с аристократией – все это было! Его называли «Русским Роденом» во Франции и «Русским Микеланджело» - В Италии. Восемь лет Степан Эрьзя прожил за границей, а в 1914 году вернулся в Россию. Революцию Степан Эрьзя встретил с надеждой, как многие творческие люди: занимался пропагандой в Москве, на Урале. В этот период им созданы такие произведения, как «Калипсо», «Спокойствие», «Мечта», «Жертвы революции 1905 года». В 1926 году С. Эрьзя был направлен с выставкой своих работ в Париж, затем – в Аргентину. Случилось непредвиденное: произошел разрыв дипломатических отношений России с этой страной и Эрьзя там прожил до 1950 года. По-моему, ему повезло: весь мир боролся с фашизмом, а он в это время – занимался творчеством! Здесь, в Аргентине, скульптор нашел материал для своих произведений – корни и наросты на тропических породах деревьев альгорробо, кебрачо и урундай. Твердость этого материала в два раза превышала прочность гранита, поэтому пришлось заказать специальный инструмент в Нью-Йорке типа отбойного молотка. В Буэнос-Айресе жизнь была сложной, но самые лучшие произведения Эрьзя не продавал: он берег их для своей Родины! За скульптуру «Моисей» ему один американец предлагал 100 тысяч долларов, но он не продал. Американец посчитал его ненормальным! «Мне не нужно так много денег», - сказал ему скульптор. В центре г. Саранска находится музей им. С. Эрьзи, в январе 2010г. ему исполнилось 50 лет. Как и мечтал скульптор, главные его произведения – на Родине, в Мордовии. Их – около 250. В начале экспозиции музея: работы из мрамора, цемента, железобетона: Эрьзя много экспериментировал, поэтому материалы необычны. "Автопортрет" выполнен из цемента, скульптура «Евы» - прародительницы рода человеческого - из цельного куска мягкого мрамора с серой полосой таким образом, что в сером цвете выполнено дерево, змей, а тело Евы – светлое. Мягкий мрамор редко используется в скульптуре, потому что не прочен. Но у него есть интересная особенность: при полировке появляется зернистость, напоминающая мерею кожи человека, от этого тело кажется живым! Эрьзя намеренно выбрал фигуру женщины крепкого телосложения, способной родить много детей. Вообще –то, по телосложению, это – мордовская женщина – крестьянка! Скульптурная группа «Жертвы революции 1905 года» выполнена из железобетона в виде надгробия. Фигуры людей – молодых женщин, атлета, младенца - поражают экспрессией изгибов тел, красотой и гармонией, отчего смерть кажется особенно жестокой и несправедливой и вызывает в душе яростный протест! Аргентинские работы необычны по исполнению: Эрьзя считал, что он работает в содружестве с природой, поэтому иногда изображение выполнялось только на части куска дерева, а переплетения корней или фактура дерева оставались нетронутыми. Среди работ скульптора много женских образов и каждый – индивидуален и неповторим. Прекрасна «Парижанка» - четко прописанный вздернутый носик и капризные пухлые губки выглядывают из-под шляпки, все остальное - кучеряшки, локоны и шляпка! (Жаль, фото в Интернете именно этой скульптуры не удачны!) «Монашка» - прекрасный скорбный лик женщины, возносящей молитвы о защите Отечества – работа 1941года! "Мордовка" - милое, но строгое лицо, как воспоминание о детстве! «Аргентинка» - красивая, сильная, страстная! "Француженка" - милая, изящная! Эрзю привлекали сильные, одаренные натуры: он прекрасно смог передать неординарность таких личностей, как Сократ, Микеланджело и др. Удивительна работоспособность этого человека: никто его не заставлял тяжело работать этим инструментом, как в шахте рубить уголь, и выгоды для себя он мало имел, просто не мог не творить и все! Скульптура была его жизнью! За годы жизни в Аргентине он немало продал и подарил своих произведений, поэтому они есть в музеях разных стран, например, в музее Метрополитен г.Нью-Йорка. Искусствоведы этого музея прилетают в нашу страну специально для более полного изучения его творчества! В Аргентине часто проводятся выставки его работ – их в стране около 150. Последняя выставка работ С.Эрьзи в Буэнос-Айресе была в 2002 году. Умер С.Эрьзя в Москве в 1959 г. в возрасте 83 года и 14 дней. Когда кто-то восхитился объемом сделанной им работы, он сказал: «Это – не я сделал! Это – сделал Бог!» Многие считали его похожим на Иисуса Христа. Вот его автопортрет, который он назвал "Тоска": тоска по идеалу, по гармонии души и тела, по счастливой жизни! Рейтинг: +16
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Русский Роден вехи биографии, материалы для скульптуры, произведения Степана Эрьзи
В 1909 году на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции работа «Осужденный» неизвестного скульптора из России произвела фурор: ее восприняли как протест против смертной казни. Тогда впервые Степан Нефедов подписал свою работу псевдонимом Степан Эрьзя (S. Ersia). Эрьзя – это название маленького мордовского народа России, представителем которого он являлся. Под этим именем его и знает весь мир: он прославил свой народ, как этого и хотел!
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Вертикальный взлетПьер Карден: "И снова - здравствуйте!" Как стать Королевой? Искусство, дарящее радость Русский Рембрандт Последние читатели:Невидимка |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Мне понравились очень его женские образы.
Вам еще раз спасибо, что открыли Эрьзи лично для меня.
-
Вы ошибаетесь, однако, говоря так. Считаю свой предмет наиболее важным в серии школьных; многие, правда, ошибочно полагают, что надо прежде всего говорить о мировом уровне; а я говорю о любви к малой родине и о том, что без этого никакой мировой уровень не поможет стать образованным человеком. По моим наблюдениям тот, кто знает и ценит культуру родного края потом начинает интересоваться и мировой художественной культурой. Но трудно заинтересовать мировой культурой человека, который в юном возрасте ничем не интересовался вообще. Впрочем, мы говорим об одном и том же.
Насчет любви к малой родине - Эрьзя просто патриот, каких не бывает! Он даже имя взял из любви к Родине! И всю жизнь прожил скромно, сохраняя свои произведения для Родины.
Оставить свой комментарий