Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
И Снова о Превратностях Моды
Вы когда-нибудь задавались вопросом, как жили люди до того, как были изобретены, скажем, трусы? Или шнурки? Или пуговицы? До недавнего времени меня не слишком волновал этот вопрос. Но около месяца назад моя трехлетняя племянница в борьбе с завязками на своей юбочке вдруг заметила, что пуговицы были бы более технически верным решением проблемы. Ну, конечно, сказала она это другими словами, но смысл был именно такой. И вот тогда я и задумалась о том времени, когда вся одежда была не на пуговицах и молниях, а на завязках… Так и родилась моя первая статья о «превратностях моды». А теперь пришло время и для продолжения.
Итак, Раннее Средневековье завершилось в прошлой статье и плавно перетекло в Среднее и Позднее Средневековье. Каким же путем шла мода пока один век сменял другой? Модные тенденции в позднем Средневековье сменялись не слишком быстро, да и не слишком кардинально. Материалы были все те же, что и в раннем Средневековье – преимущественно шерсть, лен, меха, кожа и шелк. Впрочем, шелк стал более доступным – дорогие шелковые ткани научились ткать уже и в Европе. Ну, а где возникает дорогой товар, по законам вселенной тут же появляется всевозможное жульё. Поэтому в стремлении удешевить себестоимость шелковой ткани и нажиться на этом, ткачи впрядали тонкие шерстяные и льняные нити среди шелковых. И ничего – фокус работал. Тут же использовались и некачественные красители – зачастую одежда теряла цвет после первого дождика. Стоимость красивого платья в те времена просто зашкаливала. Один материал на женское платье для знатной дамы стоил не менее 200 долларов в переводе на современную валюту. И еще столько же, если не больше, стоили кружева и украшения для него, непосредственно пошив платья и вышивка на материи. Люди знатные в Средневековье (собственно, как и в любые другие времена) были не всегда богатыми. Наследства пропивались, проигрывались, растрачивались в крестовых походах… Всевозможные купцы и торговцы зачастую были богаче местных феодалов и могли позволить себе покупать гораздо более роскошные наряды. Этот факт, понятное дело, не ускользнул от внимания знати и видно так допек вышестоящих, что были выпущены указы, ограничивающие цвета, материалы и фасоны одежды, а также количество нарядов согласно сословию, к которому принадлежал носитель. Теперь богатый купец, которому финансы вполне позволяли купить десяток дорогих шелковых нарядов дочери для походов на местные вечеринки с пяльцами при свечах, вынужден был довольствоваться, скажем, одним шелковым и тремя льняными платьями. Кстати, о вечеринках. Конец средневековья отметился некоторым раскрепощением в этом направлении. Дамы получили возможность присутствовать на званых вечерах. И хотя потанцевать с кавалерами, да и вообще просто поговорить с ними им не особо разрешалось – зато можно было почесать языками с подружками: обсудить местных рыцарей, трубадуров и менестрелей и пожаловаться на цены на шелк. И все это, конечно, за увлекательным занятием – вышиванием, которое как ничто другое было в моде у средневековых дам. Ну, разве что еще прясть было модно – с элегантностью женщины с пяльцами могла соревноваться лишь элегантность женщины с веретеном. Платья в моде у дам были примерно такие же, как и в раннем средневековье – длинные, с завышенной талией или слегка приталенные. Иногда настолько длинные, что шлейф тащился за дамой по полу… или его тащил специально отведенный для этого паж. Разве что ярких цветов в одежде стало побольше, появились красивые вышивки на ткани – в основном в виде всевозможных птиц, цветов и единорогов, опять же – пуговицы изобрели… Вот что действительно менялось в средневековье постоянно – так это форма выреза на платье. Сначала в моде были круглые вырезы, потом квадратные, а потом треугольные. Причем и треугольные, и квадратные с течением времени стали углубляться все дальше и дальше… Новой степени абсурда достигли и женские головные уборы. Волосы прятать было все еще модно, хотя кое-где уже появились и прозрачные сеточки для волос, а в некоторых особо продвинутых странах волосы уже полностью прятать и вообще не требовалось. Однако самым модным видом головного убора был либо огромный тюрбан, либо такие себе «самонарощенные» рога – огромный полумесяц прямо на макушке. Делался он при помощи специальной формы на которую наматывались сначала волосы, а потом плотная вуаль или тонкая ткань. Всю эту конструкцию еще можно было обмотать золотыми нитками… Лепота! А еще в моду вошел очень забавный золотой или серебряный обруч с цилиндрами по бокам. Обруч надевался на лоб так, чтобы цилиндры оказывались над ушами. Волосы разделялись на пробор и обматывались по бокам на цилиндры. Получались такие себе наушники. Ну а там, где волосы уже можно было выставлять напоказ, практически сразу появилась мода на блондинок. Причем не обычных там блеклых капустниц, а ярких лимонниц! Желтые волосы были просто писком моды! Поэтому все местные модницы старательно выкрашивали свои локоны шафраном. Даже представить страшно, каких оттенков можно добиться при окрашивании волос этой ядовито-желтой травкой… А вот длинные колпаки-хеннины постепенно вышли из моды. Причина их исчезновения была проста – мужчинам крайне не нравились головные уборы, делавшие женщин визуально значительно выше ростом, чем мужчины. А ведь хеннины высотой зачастую достигали 3 футов! Да и выбритые лбы и затылки выглядели не слишком привлекательно… Поскольку уговорить женщин не носить что-либо просто так было сложно, в кампанию о «не ношении хеннинов», как водится, вовлекли церковь. Мужская мода тем временем тоже на месте не стояла… Те, кто ознакомился с предыдущим выпуском «Превратностей» наверное помнит о непростых отношениях средневековых мужей с гульфами и колготками… Так вот – в поздний период средневековья нашелся какой-то гад-портной, который додумался как сшивать колготки спереди. И необходимость в гульфе отпала. Это сильно усложнило процесс надувательства женской половины общества на предмет размера… эээ… фамильных драгоценностей. Пропал элемент неожиданности, испарилась загадочность… С таким нововведением ношение колготок стало роскошью, доступной молодым, особо одаренным и, конечно, идиотам (куда же без них). Остальные мужчины покумекали и вспомнили про дедушкины макси-блио. Благо, мода на полные доспехи как раз пошла на убыль… Естественно, мужчины, которые не могли позволить себе носить колготы, не пользовались таким оглушительным успехом у средневековых дам как «колготочники». Пришлось брать другим – такие мужики шли учиться наукам разным и военному делу. Чтобы потом уверенно заявлять своим дамам: «а зато у меня мозг есть!». Впрочем, по вполне понятной причине дамы все же предпочитали мужиков в колготах. А по прошествии нескольких столетий о них даже кино сняли. В русском прокате фильм назывался «Робин Гуд: Мужчины в трико». Сразу понятно - переводчики были мужики. Им и трико-то проглотить было не просто, наверное… какие уж тут колготки. После просмотра критики почтили этот «шедевр» минутой молчания. Побоялись даже клюквы, малины и калоши всякие ему присуждать. Чтоб (не дай Бог!) не пропиарить сие творение лишний раз. Но я молчать не буду. Сестры!!! Джулианки!!! Соотечественницы!!! Фильм – туфта, конечно. Не слишком удачная пародия на все ленты о лесных разбойниках во главе с принцев воров. Но! Там действительно кругом мужики в колготках!!! Которые мало того, что танцуют, так еще и поют: «Мы мужчины, мужчины в трико! Мы бродим по лесу, ища кому сделать добро!..» Рекомендовано к просмотру. Ну, скажем, для подтверждения исторической достоверности факта, что мужики колготки таки носили, да… Но возвратимся к средневековой моде. Итак – колготы остались еще на некоторое время. Стало модно делать их двухцветными – скажем, одна нога синяя, а вторая красная… Обувь в моду вошла с длинными узкими носами, завернутыми вверх. Такие ботинки назывались пулены и выглядели они довольно забавно, да еще и пристегивались к коленкам. С колготами носили все те же дублеты или короткие, подпоясанные туники. Рукава туник в ту пору были в моде длинные – зачастую настолько длинные, что могли и по полу поволочиться… Мужчины стали также активнее носить плащи. А мужские головные уборы в Позднем Средневековье стали догонять по абсурдности женские. Намотанные на голову в художественном беспорядке тюрбаны стали крайне популярны среди представителей сильного пола. А тем временем приближался период Раннего Ренессанса… Доспехи пришлось сложить на антресоли. С изобретением и усовершенствованием огнестрельного оружия пользы от них стало никакой – одно неудобство. Это сильно изменило направление мужской моды. А женская мода, конечно, погналась вслед за мужской. Образование тоже не стояло на месте. В эпоху Ренессанса родилась печать. Конечно, это была печать в зачаточной стадии – буквы и линейка для набора букв, но все же это существенно ускорило процесс издания книг, которые ранее писались от руки. В Средневековье писать книги доверяли людям с красивым почерком и умением рисовать иллюстрации – а таких еще найти нужно было. Да собственно говоря найти человека который умел читать и писать в Средневековье уже было непросто, а чтоб он еще и писал красиво, и рисовал… Такие мастера были на вес золота. И самородки эти, как правило, находились в монастырях, где образование было распространено шире, чем в миру. Поэтому религия имела большое влияние на литературу Средневековья. С появлением же печати книги перестали быть такой роскошью как раньше - образованность вошла в моду. В Европе начали развиваться науки, живопись и литература. Просвещение не могло не оказать влияние на модные тенденции! А тут еще и торговля между странами активизировалась, люди начали охотнее путешествовать. И европейские страны начали заимствовать модные тенденции друг у друга. Главными родоначальниками моды, конечно же, стали Франция и Италия! Француженки заимствовали у итальянок простые прически с пробором и вуали для волос, украшенные золотыми нитями и драгоценностями, а также наряды ярких цветов. Хеннины и прочие необъятные тюрбаны, наконец-то окончательно вышли из моды, принеся моральное облегчение мужчинам и физическое – женщинам: еще бы такой груз на голове таскать! Впрочем, их сменили не слишком симпатичные колпаки, да и покрывала для волос тоже совсем из моды не вышли. Силуэт женского платья тоже претерпел существенные изменения. Там, где раньше длинное платье просто струилось по фигуре, создавая впечатление пирамидального силуэта (многократно усиленное хеннином на голове), теперь женское платье создавало силуэт песочных часов. Рукава-фонарики расширяли силуэт плеч, а широкая юбка – бедер. Тонкие талии тоже вошли в моду и женщины обзавелись новой дурной привычкой – утягивать свои талии первыми подобиями корсетов. Верхние юбки модно было носить приподнятыми и закрепленными в этом положении так, чтобы видно было нижние юбки. Помните, как в детстве мы рисовали принцесс в широких юбках, которые по бокам расходились такой себе шторкой? Вот это как раз наряд тех времен. Некоторые дамы периода Ренессанса настолько осмелели, что носили юбки не до пола, а немного короче. Чтоб были видны красивые ножки. Впрочем, таких смелых было немного и были они звания очень высокого – знали, что ничего им не будет за такие «неприличные» выходки. Бархатные и сатиновые туфельки по ноге сменили длинноносые боты, которые отправились на полку вслед за хеннинами. В моду вошел итальянский бархат ярких расцветок, золотые и серебряные вышивки, голландский лен. Под шумок таких радикальных изменений, сменилась мода и на свадебные платья с легкой руки Анны Бретанской (не путать с Великобританией). В Средневековье женщины выходили замуж в красных платьях, а на похороны ходили в белом. Анна Бретанская это дело подправила – замуж вышла в белом и с простой прической без излишеств, а хоронила мужа в черном. Видно выглядела она в своих нарядах на все сто, потому что мода на белые свадебные наряды и черные траурные умудрилась дожить и до наших дней. Единственное что не дошло – это свадебные прически без излишеств. А зря. Анна Бретанская Мужчины тоже времени даром не теряли. Рукава-фонарики, подвязанные лентами расширили линию плеч, к дублетам вновь присоединились туники длинной до колена. Туника стала верхней одеждой – с большим вырезом на груди. Внизу под туникой носили рубахи из тонкого белого льна с длинными рукавами, которые выглядывали из-под туники на запястьях. Колготы стали обрастать буфами в верхней части. Чтобы подчеркнуть стройность ног, конечно. Со временем эти буфы переросли в такие невероятно пухлые шарообразные шортики, которые мы так часто видим в исторических фильмах. С появлением таких вот шорт у мужчин появился выбор что носить – чулки или колготы! Чулки при желании можно было повязывать огромными разноцветными бантами, усыпанными драгоценностями. Прогресс зашел так далеко, что чулки и колготы появились уже и шелковые! В них тут же стали вплетать серебряные и золотые нити – чтоб красота была уже просто неземная! А еще вместе с пухлыми шортиками и удлиненными туниками вернулись гульфики – на сей раз уже не столько как необходимость, но как украшение. Их украшали ленточками и драгоценностями, всячески привлекая к ним внимание. В моду также вошли перчатки и шляпы с круглым верхом и полями, в отличие от колпаков и тюрбанов средневековья. Шляпы украшались перьями и драгоценными камнями. Волосы мужчины стали завивать в локоны, длина которых варьировалась в диапазоне от основания шеи до плеч. А еще на женской улице наступил праздник – перевернулась карета с бритвами! В моду у мужчин вошли чисто выбритые лица. Нисколько не сомневаюсь, что по этому поводу «кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали»! Мужская обувь претерпела примерно те же изменения, что и женская. Острые длинные носы сменились обычными – по форме ноги. Наметилась тенденция к увеличению высоты ботинок – но до сапог они еще не доросли. И мужчины и женщины той эпохи вошли во вкус на предмет всевозможных драгоценностей – броши, кольца, колье, пояса и даже просто украшения на платьях и шляпах. Законодателями мод в те времена были, конечно, короли и королевы. Особо отличился Франциск I – король Франции. Большой любитель искусства был, между прочим. Итальянские художники гурьбой ездили на заработки во Францию в период его правления. Эти гастарбайтеры много чего наваяли для французского монарха. В Лувре, королевских дворцах и садах и сейчас можно увидеть преимущественно плоды их трудов. Франциск I тратил нешуточные суммы, одевая себя любимого, королеву и любимых придворных в золото и драгоценные камни. Франциск I Английский король Генрих VIII тоже был не дурак на предмет одеться покрасивее да поярче. Шелковые чулки надел первым в Англии! И занес-таки моду на них в Туманный Альбион – несмотря на то, что шерстяные чулки были там гораздо актуальнее в плане погодных условий. Генрих VIII Вот так при помощи просвещения, развития науки и искусства, а также при содействии королевских особ мода стала претерпевать серьезные изменения. В лучшую ли сторону? Трудно сказать. В моде всегда присутствовала нотка абсурда - в любые времена. На то она и мода. Немножко безумная, немножко практичная и всегда ветреная. А тем временем приближалась эпоха Позднего Ренессанса, которая несла еще более радикальные перемены в модных тенденциях. Но пожалуй об этом периоде я расскажу как-нибудь в другой раз… Послесловие: Ну и напоследок, как водится – мужчины в трико! Рейтинг: +37
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? И Снова о Превратностях Моды мода, средневековье, ренессанс, история моды
Вы когда-нибудь задавались вопросом, как жили люди до того, как были изобретены, скажем, трусы? Или шнурки? Или пуговицы? До недавнего времени меня не слишком волновал этот вопрос. Но около месяца назад моя трехлетняя племянница в борьбе с завязками на своей юбочке вдруг заметила, что пуговицы были бы более технически верным решением проблемы. Ну, конечно, сказала она это другими словами, но смысл был именно такой.
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Мода, которая танцует жизньНемного о Превратностях Моды Модная шляпка: вчера, сегодня, завтра? |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Многе для меня стало открытие,например про указ-ограничение,мне это просто в голову не пртходили. Спасибо, очень большое спасибо.))))
Но хочу добавить, что когда я любуюсь картинами тех эпох, в голову лезет мысль - а ведь мыло то еще не изобрели.
А еще ведь думаешь, а как постирать, а потом еще и погладить!!! Вот, автор, вам тема для еще одной статьи. Жду с нетерпением.
Замечательная статья.
Спасибо! Как всегда очень интересно!
читаешь, глаз радуется. А во что там одевались просто люди? в фильме "Первый
рыцарь" толпу того времени одели довольно прилично, да и волей режиссера полгорода
ходили в синем, что-то "меня гложат смутные сомнения"...
Вообще-то синий цвет таки да - был довольно популярен в те времена, хотя конечно более бедное население все больше ходило в одежде некрашеной или окрашенной более дешевыми красителями. Материал был лен и шерсть - тоже более дешевые варианты, а вот качеством одежда в те времена была лучше чем сейчас - носилась дольше. Потому что материал был может и грубее, но прочнее и шитье было ручной работы - если работа была качественная, то вещь могла служить годами. Вот картинки, которые в статью не вошли, чтобы она не превратилась в журнал "веселые картинки" - как раз тут обычный народ изображен:
тогда носили, вот бы жить в то время (закатывая глазки)". Все как одна считали, что были бы принцессами, на что у меня всегда возникал резонный вопрос "Много ли королей в их роду?".
Трусы - дело привычки. Сейчас вон и то не все носят. И меж прочим прежде когда трусов не было, и дамы в критические дни ходили как утицы, дабы удержать тряпицу в причинном месте. ну так вот...это весьма полезное упражнение. Способствует профилактике опущения внутренних органов ( а женщины прежде таскали порядочно тяжестей), а также усиливали кровоток в органах малого таза, а значит отсутствие всяких там застойных явлений. Не зря в роддомах до недавнего времени давали тряпицы вместо прокладок. Когда молодая мама так вот чуточку комично двигалась. у неё лучше сокращились мышцы внутри.
Так что трусы, это ещё не вся песня )))
Ой, про критические дни вообще отдельный разговор. Упражнения это конечно хорошо, но лучше я их другим способом буду делать ))
нравы наверно были свободнее
Спасть пойду
А это, матушка, уже сквозняк будет)))
Написано хорошо, легко читается. Спасибо!
А Франциск I - ничего себе такой мужчина, одно слово - монарх!))) И "парни в трико" - прикольные однако)))
Классная статья! Хорошо бы поскорее продолжение прочесть...
Если б не прошла мода на пулены с хеннинами в маршрутках было бы в два раза веселее ездить в час пик! )))
- Тетя, хеннин свой отодвиньте, понеже он мой гульф проткнуть пытается, а там песочек, да... И прекратите делать затяжки своими пуленами на моих колготах!
- А нечего в парадном гульфе в общественном транспорте ездить! ))
А геи - они вечны...
Comedy Club и 95 квартал нашего городка тоже благодарят Вас за теплый отзыв ))))
Оставить свой комментарий