Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Стоит ли сравнивать своего ребенка с другими?
Часто ли Вам приходится говорить своему малышу следующие фразы: «Так никто не одевается! Посмотри на Лену, как аккуратно она всегда выглядит! Почему ты такая неряха? Смотри, вон Саша одни пятерки получает, а ты? Света всегда маме помогает, а ты лентяйка! Оля такая послушная, а ты?» и т.д. и т.п.
Мы оглядываемся на других и начинаем с рождения сравнивать нашего ребенка с детьми знакомых и соседей. Считается, что сравнение - один из распространенных принципов воспитания. Каждой маме очень хочется, чтобы ее малыш был «самый-самый». Именно поэтому она с интересом и трепетом выслушивает все сообщения подруг о достижениях ровесников своего сына или дочери. И начинается соревнование: кто раньше сел, встал, пошел, заговорил, научился читать и считать? Хорошо, если малыш не отстает от других… а если нет? Мать начинает переживать, что ее ребенок «не такой», как все, расстраиваться и, самое страшное, выговаривать ему, ставя в пример соседскую Машу или Сашу в надежде на то, что малыш из чувства соперничества активизируется. Так ли безопасно такое сравнение? К чему оно может привести? Под руководством сравнивающих родителей у ребенка с детства начинает формироваться комплекс неполноценности. Синдром «неудачника» одно из последствий такого подхода к воспитанию. Ребенок замыкается в себе, начинает думать, что у него все равно ничего не получится, так, как у Маши, заранее программирует себя на неудачу и поражение. У ребенка формируется низкая самооценка, он перестает верить в свои силы и успех. Кроме того, часто этим подходом разрываются духовные связи «родители-ребенок», нарушается доверие к самым близким людям. Малыш начинает думать, что его будут любить, только если он станет таким же, как Саша. А это опять таки удар по самооценке и самолюбию. Под воздействием постоянного сравнивания формируются многие последующие комплексы, проходящие потом через всю взрослую жизнь человека. Расскажу историю из жизни. Лена была довольно активной девочкой, хотя и скромной. В школе училась на пятерки и четверки, ходила в музыкальную, гуляла и общалась с подругами. Обычная девочка. Все бы ничего, но мама Лены, воспитывая дочь, очень любила использовать сравнение с другими детьми. С рождения девочка постоянно слышала, кто и что сделал лучше, чем она. А еще у мамы была подруга, тетя Рая, которая растила дочку, ровесницу и тоже Лену… Так вот эта девочка вскоре в их семье стала притчей во языцех. Мама постоянно приводила ее в пример, говорила, как она замечательно делает то и это, какая она послушная и отзывчивая…. Вроде, и правда, девочка была неплоха. Но почему-то при встрече с ней, когда мамы приходили друг к другу в гости, Лену начинало все в ней раздражать… Прошли годы… Лена уже мать семейства. Постоянное сравнивание с другими людьми ей на пользу не пошло. В душе поселился червячок сомнения и любые свои большие и маленькие победы женщина оценивает иронически, постоянно оглядывается: а что скажут другие люди? Считает себя хуже других и постоянно сомневается, что ее по-настоящему любят и ценят. А мама до сих пор приводит в пример дочку своей подруги. И муж-то у нее золотой, и дети изумительные, и говорить рано начали, и пошли тоже раньше, чем дети ее Лены… Женщина привыкла выслушивать рассказы о достижениях этой семьи и уже почти не обращает внимания. Только глубоко в душе затаилась обида и неприятие этой, в общем-то, ни в чем не виноватой Лены…. В данной ситуации в результате постоянного негативного сравнения с другими детьми у женщины сформировалась низкая самооценка и комплекс неполноценности. Очень часто многие проблемы последующей взрослой жизни можно объяснить ошибками воспитания и подгонкой под общие стандарты. Например, неумение сказать «нет» и безотказность часто формируются из-за того, что в детстве ребенка ругали за любое проявление индивидуальности и жадность и нежелание делиться своими вещами. -Ой, какой миленький костюмчик ты купила! – соседка с восторгом рассматривала обновку, на которую Оля уже несколько месяцев откладывала деньги из своей небольшой зарплаты. -Да вот, у мужа юбилей через месяц, готовлюсь, хочу нарядиться. -Слушай, а у нас тут банкет в выходные намечается на работе… Дай одену! Оля осталась после этого разговора очень расстроена. С одной стороны давать костюм не хотелось: мало ли чего, да и мечтала она о нем долго… А с другой – не дашь, соседка будет считать ее жадиной, обидится… Такие проблемы появляются, когда с детства ребенку внушается, что он должен быть всегда хорошим, как все. Приводят в пример других, «добрых» детей. Фактически, малыша лишают этим собственного пространства и личного имущества. Ведь для двухлетнего ребенка отдать новую машинку – то же самое, что для взрослого расстаться с дорогим золотым ожерельем. Родители должны почувствовать всю ценность игрушек для малыша и не принуждать его их отдавать. Гораздо лучше приучать ребенка делиться по собственному желанию, не вешая на него ярлыков и не сравнивая с другими детьми. Еще пример. Родители с детства внушали Сергею, чтобы он был послушным и брал пример с одноклассников: «Смотри, как Слава всегда аккуратно застегнут! Все твои друзья в 9 часов уже спят!» На просьбу купить ему особенную куртку отвечали: «Такие никто не носит! Смотри, во что одеты все мальчики! Ты должен слушаться родителей». В результате Сергей вырос послушным, покорным… и начисто лишенным своего мнения и воли человеком. Он никогда не спорит с руководством и коллегами, со всем соглашается. Потому и взваливают на него в отделе самую сложную работу, от которой другие смело отказываются. Что же делать? Понять, что любое сравнение не в свою пользу, причиняет человеку эмоциональные расстройства той или иной степени. Особенно сильно это чувствуют дети и страдают от подобных сравнений. Самое главное, принять своего малыша таким, какой он есть. И не подгонять его под общие шаблоны. Возможно, он позже начал ходить? Ну и что? Зато говорит он лучше, чем другие ровесники, или рисует. Важно найти в ребенке индивидуальность, то, что у него получается лучше и успешнее других и помочь ему это развивать. Если в семье растут несколько детей, то постоянное сравнивание может привести к ссорам, ревности и непониманию ими друг друга в последующем. В такой ситуации лучше хвалить малышей за их собственные успехи, тем самым пробуждая желание стать лучше и добиться большего. Если на детской площадке подружка хвалится достижениями своей дочки, непременно похвалите малышку и расскажите о своей, что у нее получается хорошо. Можно сравнивать ребенка с самим собой. Отмечать его рисунки, говорить, что сегодня у него получилось намного лучше, чем вчера. Самое главное, чтобы оценка малыша была позитивная, а не негативная. Тогда она пойдет на пользу и вызовет желание совершенствоваться и достигать новых вершин. Любите своих детей такими, какие они есть, и не сравнивайте их с чужими.
Рейтинг: +30
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Стоит ли сравнивать своего ребенка с другими? воспитание, сравнение, дети, самооценка, комплексы, жадность, послушание
Часто ли Вам приходится говорить своему малышу следующие фразы: «Так никто не одевается! Посмотри на Лену, как аккуратно она всегда выглядит! Почему ты такая неряха? Смотри, вон Саша одни пятерки получает, а ты? Света всегда маме помогает, а ты лентяйка! Оля такая послушная, а ты?» и т.д. и т.п. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Предоставьте родительское удостоверениеМаленькая исповедь начинающего писателя Любовь и долг родителей Таня и мячик Последние читатели: |
||||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Совершенно с вами согласна! Практически все комплексы идут из детства...Как можно не любить свою кровинку, не считать её самой- самой...и осложнять его жизнь.А вот помочь преодолеть застенчивость, детскую неуверенность - это просто долг матери. И пусть даже, если мысленно, вы сравниваете своё дитя с соседским - никогда не произносите Это при ребёнке!
И очень тяжело отказывать теперь. Все время чувствую себя виноватой.
как мне это знакомо!
Я первые 4 класса была отличницей с грамотами... и выслушивала дома за каждую четверку. Вспоминать не хочется.
А позже просто воспротивилась, забастовала... и учиться перестала.
Итог: при возможности закончить школу с отличием, закончила на четверки, зато совершенно не напрягаясь и не мучаясь с уроками...
ну меня тоже ругали в первое время за плохие отметки, но не сравнивали ни с кем, просто ругали. когда мои младшие стали ходить в школу, про меня призабыли и дали волю моей самостоятельности
со мной такие номера не прокатывают...
И ещё один, мне для уточнения, если нельзя сравнивать, то как дать понять, что плохо, а что хорошо?
Сравнивать можно, но не в негативную сторону по отношению к ребенку. И не с другими детьми, а с самим собой.
А разве нельзя называть поступки людей своими именами, не прибегая к сравнению отдельных личностей?
Пока я была вот в этом школьном возрасте, я сменила 4 разные школы. Причем бывало так: начинаю учебный год в одной, заканчиваю в другой. В одной школе одна программа, в другой другая. Бывало один и то же я получала разные отметки, потому что у преподов разные подходы, да и для них я не была любимчиком, меня редко без журнала вспоминали как зовут.
Мама сначала ругалась, но потом я ей это объяснила и меня перестали ругать, а стала нанимать мне репетиторов и больше времени со мной заниматься. В последние годы учебы моя семья осела уже на месте и я окончила школу, ну трошки до медали не дотянула. Я поняла одно из этого, главное запомниться учителю, он должен вспоминать твое имя в любое время и месте, и в любом состоянии :-)
Меня снова спросили по тому же вопросу, я ответил слово в слово и получил пятёрку С тех пор по биологии мне ставили пятёрки.
Конечно, оценки субъективны. Я до сих пор считаю несправедливым, что химичка снижала оценку за то что знак равно не по линейке был нарисован. Я малость помучился, старясь получать пятёрки, потом сказал, да иди ты, химичка...
Разница между 4 и 5 невелика, но видя у ребёнка частые двойки можно понять, что что-то не так идёт.
Вот и у нас ситуация.У нас три первых года вела одна учительница.Дети к ней привыкли, она к ним привыкла.Знала на какую оценку каждый способен.А тут - бах.И её сокращают, нет у неё столько стажа, сколько у пенсионеров, например!Как нам было жалко.Но не смогли ни чем помочь.И вот у нас теперь 4 класс с новой учительницей.Ни она, ни дети - не привыкли друг к другу.Поэтому всем пришлось тяжело.И тут разговариваю с ней про оценки своей дочери, она мне говорит:"А вы не пробовали не зацикливаться на оценках?Ну, например, когда ребенок пришел со школы - спросите не какую оценку он принес , а что нового он узнал на каждом из уроков.Пусть ребенок вам расскажет, что он узнал нового.И ему повторение и вы не делаете акцент на оценку.Потому что мы привыкаем друг к другу.Нам пока нелегко.Возможно, они не все понимают , потому что у каждого учителя своя манера преподносить материал.Да и я не всегда могу реально оценить знания каждого, потому даже во время той же контрольной ребенок может просто растеряться или отвлечься!".
Я подумала, и поняла.Что первый вопрос - про оценки.И нужно попробовать ценность оценки перенести на ценность новых знаний.Может, так станет легче?
Конечно только так правильно, оценки это абстракция, а собеседование однозначно показывает уровень знаний.
Буду спрашивать, что нового она сегодня узнала!!!!
Верно, мой, это мой, он индивидуальный, а другой- он другой и не хуже, но мой,
это мой
У меня 10 похвал могут пройти незамеченными, а единственная неудача или замечание испортит настроение надолго... Все это родом оттуда...
находчивая какая была! Здорово!
за отзыв спасибо!!!
Спасибо за отзыв!
! В этом ключе я не думал.
а ведь это правильно! У меня в детстве тоже такие дети встречались, которых считали идеальными...
И я тоже.
И пресекаю попытки своих детей сравнить себя с другими.
Например, принесет 4ку.И сразу начинает говорить, что Маша, Саша даже тройки получили!На что я ей говорю, что Маша мне не дочь.И мне все равно, какая оценка у неё.Мне важно, какая оценка у тебя.
Не сравнивать детей с другими детками меня в ещё в детстве научила мама.Она нас никогда ни с кем не сравнивала.Мы для неё были и так прекрасные дочки.И у меня не было комплексов по этому поводу.Знала некоторых деток, которым мамы "тыкали" про других.Мол, вон Света какая молодец, а ты у меня.И слышала, как им было обидно.Среди однокурсниц была такая девочка, которая всю жизнь старалась маме доказать, какая она умница, что она лучше той Маши, с которой та её сравнивала.И что это за жизнь получалась?
Согласна!!!!!)
Все правильно: сравнение со своими достижениями мотивируют на еще большие достижения...
сравнения с достижениями других мотивируют на зависть и огорчения!
И не только детей, но и взрослых!
Оставить свой комментарий