Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 36


Тест

Тест Используете ли Вы время по максимуму?
Используете ли Вы время по максимуму?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





" Картинная галерея". Аньоло Бронзино " Портрет Лауры Баттиферри Амманатти".



У стен обрушенных, античных и замшелых,
Хранимых временем небрежным столь жестоко;
Там, где гора вершину тянет к солнцепеку,
Листвою от лучей обилья хорошея,
Узрела я родник...."
( Лаура Баттиферри, поэтесса эпохи Ренессанса).

Она считается одной из самых ярких и неординарных женщин своего времени...

Первоначально картина не вызвала особых чувств у исследователей, и не являлась некой загадкой - портрет миловидной женщины, по-видимому благородного происхождения и замужней, с раскрытой книгой в руках. Молитвенник? Рыцарский роман?
Но когда исследователи выяснили содержание книги, все пришли в смятение, ведь это оказалось сборником сонетов великого Петрарки!
А на страничке, на которую показывала дама, был сонет, посвященный легендарной Лауре де Новес, воспетой талантливым поэтом.
Но на портрете Лаура Баттиферри, супруга знаменитого скульптора, творческая личность, и не имеющая отношения к музе знаменитого итальянца.
Вопрос был решен - великий живописец и поэт Бронзино изобразил свою подругу, которой всегда нравилось отождествлять себя с музой Петрарки....


    Незаконнорожденной
Лауре повезло - ее отец Джованни Антонио Баттиферри, богатый, благородный священнослужитель, друживший с сильными мира сего и пользовавшийся покровительством Ватикана, почетный житель Урбино, имеющий сына Джулио от официальной жены, и двоих детей Асканио и Лауру от наложницы Маддалены, признал отцовство и дал дочери Лауре образование, достойное ее.

Лаура родилась 13 ноября 1523 года в день Святого Андрея.
Уроженка Урбино, она вероятно, получила стандартное воспитание, живя в доме отца, и возможно мало получая любви от родной матери, которую на протяжении своей жизни мало вспоминала, что, впрочем, можно объяснить более сильной любовью и признательностью к отцу, благодаря которому в возрасте 20 лет получила из рук папы Павла III акт о своем законном статусе, что сделало девушку желанной невестой с приданым.

Дав согласие на замужество, Лаура получила от отца значительную сумму, которая позволила выйти замуж не бесприданницей, и принести молодому мужу много денег.
Выбор юной Лауры пал на Витторио Серени, сироту, органиста на службе сиятельного герцога делла Ровере....

( А. Бронзино " Портрет Гвидобальдо II делла Ровере Урбинского" 1532 г).

Финансовым состоянием Лауры управляли родной дядя, и один из братьев, выдавая определенные суммы, позволяющие молодой чете жить безбедно.
Но мало кто мог предположить, что оба родственника не питали к сестре и племяннице теплых чувств, считая ее недостойной ни наследства, ни милостей ее отца.

Пользуясь отсутствием падре Баттиферри в городе, брат и дядя лишили Лауру и ее мужа приличных средств, заставив супругов влезть в многочисленные долги, и побудив порой сидеть на хлебе и воде.
Надежды на счастливую супружескую жизнь рухнули, когда 26-летняя Лаура овдовела, и мгновенно осталась без средств к существованию, на грани отчаяния и уныния, атакуемая полчищами кредиторов....

Так в полдень говорю, жарою опаленна,
Ловя ртом жаждущим с улыбкой поспешно...


( Собор и дворец герцогов Урбинских).

В тот период лишений и несчастья, когда Лаура оказалась на краю " бездны", руку помощи протянул благородный герцог Урбинский, поступив согласно законам рыцарства и эпохи - по его указу одинокая Лаура была отправлена в монастырь, что было более прилично для вдовы, не имеющей рядом надежного покровителя, а ее отец, находившийся в Риме, получил письмо с просьбой позаботиться о дочери.
Он отправился в путь, оставив дела и знакомых, и обдумывая план взять дочь с собой в Рим.

Возможно, влача вынужденное временное иночество, Лаура открыла в себе литературный дар, любовь к поэзии, иной взгляд на вещи, жизнь, время и себя на фоне происходящего.
Возвышенная, чуткая, трепетная, одинокая молодая женщина чувствовала себя опустошенной в сложившихся обстоятельствах, и считала свои несчастья платой за грех родителей, свое незаконное появление на свет Божий.
Свои чувства Лаура впоследствии опишет в своих письмах к любимой подруге Лукреции.

( Палаццо Веккьо с башней Арнольфо во Флоренции).

    Вечный город...
    Лакомый кусок для талантов, желающих хорошо заработать и снискать славу, найдя денежных работодателей в лице кардинала или герцога.
    Рим переполнен живописцами, архитекторами, ваятелями, здесь студии и школы искусств....

    ( Иезуитский коллегиум в Риме. Арх. Б. Амманатти).

    Сентиментальная, сдержанная, но находчивая и любознательная девушка, находящаяся под покровительством своего отца, получала новые неповторимые впечатления, наслаждаясь роскошью и великолепием города, а также открыв для себя новый круг людей : общество папы Павла III и членов его семьи, певицы Эуфемии, знаменитых поэтов, музыкантов, писателей, зодчих....
    Адаптировавшись в новом кругу, Лаура стала менее болезненно реагировать на свою непрезентабельную внешность и некоторую неуклюжесть.

    Свои первые стихи застенчивая Лаура читала самым близким, но услышав искренние слова похвалы не только от них, твердо решила не препятствовать развитию своего дара, данному свыше.
    А ее природное остроумие, эрудиция и образованность сделали Лауру прекрасной собеседницей, способной поддержать любую беседу и развлечь общество.

    Здесь, в Риме, Лаура и встретила новую любовь - популярного архитектора и скульптора Бартоломео Амманатти, флорентийца по происхождению, занятого в строительстве виллы папы Юлия III, друга отца Лауры, где работал вместе с Вазари и Виньолой.

    Последователь маньеризма, ученик Бандинелли и Сансовино, и учитель Джамболоньо, он был нарасхват, но папа Юлий III исправно платил своим архитекторам.
    А увидев Лауру, Бартоломео вообще отказался куда-то уезжать.....

    ( Мост Санта-Тринита через реку Арно во Флоренции. Арх. Б. Амманатти).

    Одухотворенная и умная девушка со столь поэтичным именем не могла не запасть в душу прославленного почти сорокалетнего мастера.
    Лаура смотрела на Амманатти с обожанием и восхищением, и скоро стала его музой, подругой, советчицей, помощницей, а вскоре влюбленные поженились в Лорето, святом месте для ревностных католиков, где отец Лауры устроил пышное и дорогостоящее торжество, и лично венчал молодых.

    Через пять лет после свадьбы супруги приехали во Флоренцию, где поселились на вилле Майано, а Бартоломео вошел в круг доверенных лиц самого герцога Козимо Медичи.

    ( А. Бронзино " Козимо Медичи в доспехах").

    Вокруг так дол тенист, столь струи безмятежны,
    Что грустно покидать пристанище зелено!


    Лаура прилагает множество усилий, чтоб стать матерью, но отсутствие детей воспринимает как должное, Божью волю, и вкладывает силы в мужа, сопровождая его во всех деловых поездках.
    Ее дни заняты - она ведет активную переписку с друзьями, а также именитым писателем Аннибалем Каро, секретарем кардинала Фарнезе, своим наперсником.
    И пишет стихи....

    Писатель, литературовед Бенедетто Варчи настолько вдохновил Лауру, что она осмелилась на весьма решительный шаг для женщины ее времени - стала членом урбинской академии Assorditi, и сиенской академии Accademia degli intronati под псевдонимом " Неуклюжая".

    ( Флоренция. Баптистерий Сан-Джованни).

    Руководствуясь советами Варчи, Лаура публикует сборник своих стихотворений - канцон, од, эклог, мадригалов, а также сонеты и цикл " Фидий", посвященных талантливому мужу.
    Ее кумир Петрарка, а быть тезкой знаменитой Лауры де Новес настоящий подарок.
    Но на этом Лаура Баттиферри не остановилась, и в литературных кружках она предстает как наследница Петрарки, называемая друзьями Дафной ( нимфой лавра), ведь имя Лаура в переводе с греческого значится, как лавр, священное древо Аполлона...

    По одной из античных версий, Дафна, дочь фессалийского речного бога Пенея, попросила Небо превратить ее в лавровое дерево, когда за ней погнался влюбленный Аполлон.
    Лаура Баттиферри охотно стала новой нимфой, и подыгрывала всем тем, кто осыпал ее щедротами и любовью, как богиню.

    Свои изданные труды Лаура прислала Элеоноре Толедской, супруге Козимо Медичи, меценатке и политику, с сопроводительным письмом, написанным в самой лестной и возвышенной манере, за что и была вознаграждена любезностью могущественной герцогини.

    ( А. Бронзино " Портрет Элеоноры Толедской с сыном" 1545 г).

    Сборники стихотворений Лауры отныне в ходу, поэтесса интересна, ей покровительствует власть, а репутация мужа только на пользу популярности жены, которая смогла не стать просто тенью.
    Ее стихи публикуются в Венеции, а переводы, например, " Покаянных псалмов", облюбованы как литераторами, так и простыми читателями.

    Публикуется " Европа", проза " Молитва на Рождество Господа нашего", " Le Rime"....

    Она посещает литературные кружки, где собираются лучшие люди эпохи, таланты и интеллектуалы.
    Лаура дружит с великим Бенвенуто Челлини, Алессандро Аллори, Гансом фон Аахеном...
    Панегирические сонеты Лауры включены в престижные литературные сборники Ренессанса, и ее имя стоит наряду с такими громкими именами, как Пьетро Ангелио, Фаустино Тассо.
    Ее читали в Чехии, Испании, Франции....

    Дружба со знаменитыми вдовами и поэтессами Ренессанса Викторией Колонна, (подругой Микеланджело), и Вероникой Гамбара ( государственного деятеля), сподвигло Лауру на написание скорбного " вдовьего" сборника стихов, в котором она оплакивает своего почившего первого мужа Витторио, и предстает пред читателями, как некая " вторая" дама сердца Петрарки.

    Отношения с независимыми женщинами, ведущими активную деятельность, добавляло Лауре смелости и желания отстаивать право на творчество и уважение общества, на новое осмысление роли женщины эпохи Возрождения.

    ( А. Бронзино " Биа Медичи, побочная дочь Козимо Медичи от неизвестной наложницы" 1542 г).

    Однажды известный живописец и поэт Аньоло Бронзино предложил Лауре написать ее портрет.
    Эту ситуацию поэтесса в шутливой манере поведала своей подруге Лукреции, рассказав, как смутило ее предложение мастера, ведь она не блещет красотой...
    Аньоло ответил, что разглядел в ней пламень :
    - Вы пылающая внутри, и ледяная снаружи! - воскликнул художник. - Я вдохновлен вашей натурой, лицом....
    - Как мое лицо может служить источником вдохновения? - спросила Лаура.
    - Вы будете напоминать изображение на древнеримской монете, -ответил Аньоло.

    Они договорились, что Лаура будет позировать ему со сборником сонетов великого Петрарки....

    Взрослея, супруги все больше стали обращаться к религии, и стали вхожи в иезуитские кружки.
    Супруги вдвоем перестраивали иезуитскую церковь Сан-Джованнино во Флоренции, и 3 ноября 1589 года поэтесса скончалась на руках мужа, и была погребена под сводами данной церкви.

    Бартоломео заказал другу скончавшейся жены Аллори картину, где была бы изображена Лаура.
    Так свет увидело полотно " Христос и хаанеянка", где позади женщины, благословляемой Христом, стоит на коленях Лаура.

    ( Алессандро Аллори " Христос и хаанеянка" ).

    Бартоломео Амманатти автор знаменитого фонтана Нептуна во Флоренции, палаццо Питти, и вместе с Микеланджело разрабатывал проект лестницы в Лауренциане.
    Человечеству он запомнился прежде всего как зодчий, чьи творения до сих пор украшают площади и соборы.
    Он скончался 13 апреля 1592 года.

    Большинство произведений его жены утеряно, и современные ценители поэзии еще не пришли к единодушному мнению, какова роль в искусстве Лауры Баттиферри Амманатти.

    Нимфы лавра....

    ( Флоренция. Базилика Санта-Мария-Новелла. Арх. А.Б. Альберти.)



    Оладушек   26 октября 2010   4609 0 7  


    Рейтинг: +11


    Вставить в блог | Отправить ссылку другу
    BB-код для вставки:
    BB-код используется на форумах
    HTML-код для вставки:
    HTML код используется в блогах, например LiveJournal

    Как это будет выглядеть?

    " Картинная галерея". Аньоло Бронзино " Портрет Лауры Баттиферри Амманатти".
    история живописи, картины, ренессанс

    У стен обрушенных, античных и замшелых,
    Хранимых временем небрежным столь жестоко;
    Там, где гора вершину тянет к солнцепеку,
    Листвою от лучей обилья хорошея,
    Узрела я родник...."
    ( Лаура Баттиферри, поэтесса эпохи Ренессанса).
    Она считается одной из самых ярких и неординарных женщин своего времени...
    Читать статью

     



    Тэги: история живописи, картины, ренессанс



    Статьи на эту тему:

    " Картинная галерея". " Ж.Б. Грёз. " Портрет Софи Арну"
    Выставка картин художников г. Алматы
    Выставка картин "Кобызнама"
    Колье от Лалик



    Комментарии:

    александр кислицкий # 27 октября 2010 года   +1  
    Замечательно ...читал с живым интересом ! Благодарю Вас ....
    Оладушек # 27 октября 2010 года   0  
    Александр, спасибо Вам большое!
    александр кислицкий # 27 октября 2010 года   0  
    Замечательная пара , благочестивая и талантливая ! Доброго Вам дня и чудесного настроения !!!!!!!!!
    Оладушек # 27 октября 2010 года   0  
    Спасибо за теплые слова!
    Вам тоже я желаю благополучного дня и только положительных эмоций!
    WhiteNight # 27 октября 2010 года   0  
    Очень красивые портреты, я бы хотела иметь таких деток.Спасибо.
    Оладушек # 27 октября 2010 года   0  
    WhiteNight, Вам спасибо!
    Детки действительно красивые, родились в богатых семействах, но не все из них были счастливы и здоровы. Девочка вообще умерла в возрасте всего пяти лет, да и какова была бы судьба ее?
    Alesya_Marchenko # 22 ноября 2010 года   0  
    Было интересно почитать


    Оставить свой комментарий


    или войти если вы уже регистрировались.