Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Мораль и нравственность
Мораль и нравственность - это две большие разницы. Мораль бывает религиозная и общественная, а нравственность - только личная. Мораль с детства навязана человеку извне, нравственность - рождается в душе человека.
Религиозная мораль - это набор правил поведения, диктуемый человеку богом и церковью. Общественная мораль есть сумма обычаев, вырабатывавшихся в каждом этносе веками. И та, и другая мораль - относительна и непостоянна. Служители культа пытаются убедить свою паству в том, что религиозная мораль дана человечеству самим богом, и потому - абсолютна. Однако мораль, диктуемая христианством существенно отличается от иудейской, мусульманской, индуистской, буддистской. И уж, разумеется, от морали ацтеков, инка, африканских и австралийских племён. И все эти морали - религиозные. Кроме того, изменяется религиозная мораль и во времени. Мораль Ветхого и Нового Заветов - это далеко не одно и то же. Средневековая и современная христианские морали, хоть и имеют нечто общее, но во многом разительно отличаются друг от друга. Если каких-то четыреста-пятьсот лет тому назад было морально пытками заставлять еретиков и ведьм каяться, а затем - сжигать их живьём на кострах, то сегодня это воспринимается как мракобесие и преступление перед человечеством. Точно так же подвержена изменениям во времени и общественная мораль. Странно было бы, если бы русские в двадцать первом веке жили по Домострою, мужья учили своих жён плёткой, а новобрачные вывешивали утром после первой брачной ночи окровавленные простыни для всеобщего обозрения. Однако следует отметить, что не везде общественная мораль эволюционирует достаточно быстро. И хотя в Индии обычай сжигать вдов живьём на погребальном костре мужа официально запрещён, а девочкам-китаянкам больше не уродуют стопы бинтованием, во многих странах ещё сохранились дикие обычаи древности. В мусульманских странах женщин казнят за несоответствующую законам шариата одежду, распространены так называемые "преступления чести", когда родственники убивают недостаточно целомудренную по их понятиям девушку. Более четырёх миллионов маленьких девочек во всём мире ежегодно подвергаются инфибуляции - от надрезания клитора до вырезания гениталий полностью. И всё это в полном соответствии с религиозной и общественной моралью. Нравственность же, вытекающая в первую очередь из чувства сострадания ко всему живому, имеет совершенно иную природу. Если мораль действует извне, ограничивая и контролируя поведение человека угрозами посмертных мучений в аду, остракизма и физических наказаний, то нравственность имеет противоположную направленность: изнутри человеческого сознания во внешний мир. Нравственный человек испытывает чужую боль как свою собственную и старается уменьшить количество страданий вокруг себя. Мораль требует от человека праведности, нравственность же побуждает его к искренней симпатии и любви. Рейтинг: +13
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Мораль и нравственность философия, мораль, нравственность
Мораль и нравственность - это две большие разницы. Мораль бывает религиозная и общественная, а нравственность - только личная. Мораль с детства навязана человеку извне, нравственность - рождается в душе человека. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Собирая медяки...Перезагрузка Жизнь и после нее, или ночные размышления. Пришествие третьего Григория или Если звёзды зажигают По стандарту |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
И что же делать нам простым смертным? Ведь по своей природе человек порочен и следуя Вашим размышлениям нам не постичь истинной морали бытия. Остаётся только постигать азы нравственности действующей на сегодняшний день.
Хотелось бы увидеть кульминацию Вашего размышления
В своём вопросе Вы допускаете логическую ошибку, смешивая в одну кучу всех скопом:
«что же делать нам простым смертным» и «по своей природе человек порочен».
Такие обобщения неправомерны. Вы же не будете отрицать, что среди «нас» много высоконравственных сострадательных людей. Есть и другие люди – от природы безнравственные, жестокие.
Между этими двумя группами мечется огромная масса людей, не примкнувших ещё ни к той, ни к другой группе.
Кому-то из них очень неприятно совершать неблаговидные поступки, на которые их толкает социальная среда и сложившаяся ситуация, но эти люди недостаточно сильны, чтобы сопротивляться. Они ищут оправданий своим поступкам.
Кто-то готов идти по трупам к власти и к деньгам, но на вершине пирамиды мало места, их туда не берут.
Грубо говоря, не вдаваясь в детали, можно условно разделить всех людей на «сердечных» и «бессердечных». И изменить здесь ничего невозможно. Овцы волков не перевоспитают.
Можно представить себе и другую дихотомию, противопоставив «трудяг» «халявщикам». Всё, что мы имеем, создано умом и руками трудяг, созидателей: учёных, инженеров, техников, рабочих, крестьян, учителей, врачей, честных журналистов, художников, писателей, поэтов и т.д.
Однако, бОльшая часть созданного присваивается «халявой» - политиками, олигархами, чиновниками, продажными СМИ, криминальными преступниками, духовными пастырями, всевозможными спецслужбами и многими другими представителями этой группы.
У халявы в руках сила и власть. Её цель – держать в повиновении трудяг, заставлять их трудиться ещё эффективнее, и бороться с конкурентами за наживу и место в пирамиде власти.
А теперь подумайте, о какой «истинной морали бытия» может идти речь?
Бодее подробный анализ этого вопроса Вы можете найти в моей книге «Плесень», которую я выкладываю по частям в своих дневниках.
а вот это и есть порочная природа людей.
Они не всегда были такие, когда тоже трудились на благо отечества (во всяком случае мне в это хочется верить) а потом совратились каждый на свой путь. Кто-то устал бороться с откатами, кто-то сам стал прилагать руку к откатам, и прочее и прочее
Я не сторонник того что каждый человек приходит запрограммированным в этот мир. Все мы приходим в этот мир непорочными, этаким белым листом. А вот что на нём будет написано это уже в руках родителей учителей и общества в целом.
Ещё раз спасибо за интересную статью
Прошу прощения за задержку с ответами. Причина – занятость на работе и разница во времени.
Вы пишете: «Все мы приходим в этот мир непорочными, этаким белым листом».
Позвольте поинтересоваться, чем Вы объясняете тот факт, что люди такие разные? От добрейших и отзывчивых до палачей и маньяков-убийц?
средой обитания. А вы я так понимаю генетикой
Но я столько раз наблюдала чистых душой людей от алкашей в седьмом поколении. И например наркокурьера дочери академика
Хотя и среда обитания не даёт стопроцентной гарантии есть ещё что-то
например у моей матери трое детей все мы разные по характеру. Имеем разные моральные принципы и понятия о нравственности
ЧЕм это объяснить? Генетика? Не проходит. Гены одни у всех на троих. Среда обитания? Может быть но не факт
А гены, Стеллавита, у вас с сёстрами близкие, но всё-таки разные. Они были бы идентичными, если бы вы были однояйцевыми близнецами.
Я рассматриваю этот вопрос в 12-й главе моей книги «Плесень», которую сегодня же выложу в дневниках.
Удивительная наблюдательность. Замечательно.
Кое в чём я с Вами согласен, но не во всём. Насчёт того, что человеческая жизнь нынче не в цене – как во времена Хайяма, так и сегодня, да и в любую историческую эпоху, это неоспоримый факт. Но это не мораль – это реальность.
Можно согласиться и с тем, что нравственность – это совесть человека.
Но нравственность не основана ни на каких заповедях. Заповеди даются человеку кем-то, извне. А нравственность, как Вы сами хорошо сказали – «свет души», то есть рождается внутри и направлена наружу, в окружающий нас реальный мир.
Вы упомянули также десять заповедей. Это интересная тема для разговора. Вы сами помните все десять и можете их назвать? Дело в том, что люди часто упоминают десять заповедей, но обычно могут вспомнить только три: «не убий», «не укради», «почитай отца твоего и мать твою».
Не будете ли Вы так любезны привести для наших читателей все десять? Особенно интересно было бы сравнить, как они сформулированы в Библии и в Коране.
Далее, Вы пишете: «Праздник "Курбан-байрам" и принесение своего сына в жертву Авраамом - это одно и то же». Это я не понимаю. В конечном итоге Авраам принёс в жертву барана, но это произошло в результате чуда – ангел появился, не дал Аврааму сыночка зарезать. А тот ведь уже готов был это сделать, на полном серьёзе.
Кроме того, здесь между Кораном и Библией есть разночтения. В Коране Авраам приносил в жертву не Исаака, а Измаила, своего первенца от Агари. Причём Измаил сам настаивал на том, чтобы папа его в жертву принёс.
И насчёт джихада наши точки зрения тоже не совпадают. Может быть, на словах джихад очень замечательная вещь, но в реальности он выливается во что-то совсем другое: жестокость, кровь, убийства, террористические акты.
Да и вообще жизнь по законам шариата представляется лично мне малопривлекательной. Вот Вы сами согласились бы переехать на постоянное жительство в одну из исламских стран – скажем, Пакистан, Афганистан, Иран, Ирак, Саудовскую Аравию – на выбор?
С уважением,
Собака Диоген.
Ваша статья меня заинтересовала, ибо очень грамотно с помощью конкретных примеров, вы подтверждаете свои слова - "Мораль требует от человека праведности, нравственность же побуждает его к искренней симпатии и любви".
Удачи.
Обещаю целую статью про женщин в мусульманском мире.
Собака Диоген.
с этим не поспоришь, когда Тимучина вознесли на белой кошме и нарекли Чингисханом, он создал свод законов. За нарушение любого из них было только одно наказание - смерть. Именно тогда они стали великим народом и захватили половину Евразии
Думаю, что каждая страна проходит через такой период когда о демократическом и ораторском соплежуйстве необходимо позабыть, и выживать в условиях жестокой дисциплины.
Помнится при Сталине во врем войны поля не убранные стояли а голодный народ не смел воровать государственное добро. Конечно не говорю что это гуд. Я так для примера.
А сейчас у нас государственное добро оценивающееся в 250 млн. продают за 153 рубля и мошенник находится под подпиской о не выезде. А на зачитывание приговора товарищ не является. И ищи его теперь свищи. А пристрелили бы его перед всем департаментом может глядишь и коррупция сразу куда-то подевалась. А то воюют с ней воюют. Деньги из бюджета выделяют а она как была так и есть.
Оставить свой комментарий