Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Восьмое марта на работе. 2011 год
Каждая женщина когда-то была маленькой девочкой, а все маленькие девочки любят волшебные сказки, увлекательные путешествия и, конечно, кукол! Поэтому в этот день я хочу пригласить наших дам в сказочное путешествие в пространстве и во времени. И, как положено настоящим туристам, из этой поездки они привезут с собой не только новые впечатления. но и сувениры - исторические реконструкции кукол разных стран и эпох. Итак, в путь! Начнем со страны восходящего солнца!
Япония. Средневековье. В древней Японии существовал обычай, и он остался до сих пор - на 3 марта (день девочек) дарить всем девочкам и девушкам куклы Хина. Это изделие представляет собой композицию из двух фигурок - мужской и женской - укрепленных в коробочке. Хина символизируют объединение мужского и женского начала, свадьбу, женское счастье. У куклы-мальчика в руках катана (самурайский меч), чтобы он мог защищать свою невесту. кукле-девочке в руки вкладывался свиток, на котором девушки писали свои желания (часто - имя предполагаемого жениха). Затем коробочка с куклами запускалась в открытое море. Считалось, что если куклы скрылись из виду раньше, чем коробочка затонула, то желания. написанные в свитке, обязательно исполнятся, а девушка в этом году выйдет замуж. Если же коробочка утонула на глазах хозяйки - значит, замуж ей еще рановато... Куклы Хина были как простенькие, дешевенькие - из бумаги, так и очень роскошные - из фарфора, шелка, с серебряными и жемчужными деталями. В зависимости от достатка дарящего. Вручение кукол Хина замужней женщине означало уважение к ней как к жене и матери, пожелание счастья в браке, здоровья и процветания ее семье. Она ставила коробочку с куклами на видное место в доме. У кукол часто были красивые названия. Моя композиция называется "Ветер с моря, зовущий весну". Оно написано на коробочке по-японски. В свитке - технический паспорт композиции. Эту пару кукол Хина я сделал из папье-маше, раскрасил темперой и покрыл лаком. Ножек у них нет, куклы сделаны по принципу "огородного чучела" - палочка с перекладиной из проволоки оклеена бумагой, голова и руки - в виде шариков из папье-маше. Внизу - картонный диск, с помощью которого кукла приклеивается к дну коробочки. Коробочка склеена из гофрированного картона. оклеена оберточной бумагой. окрашена черной темперой и покрыта лаком. Волосы кукол могли быть сделаны из натурального шелка, я же использовал нитки - ирис. Кимоно - из искусственного шелка. Катана - из картона, оклеенного металлической липкой лентой для соединения труб. В прическе невесты - шпильки из папируса (вместо бамбуковых палочек - они слишком толстые) и булавки с "жемчужными" головками. Свиток в ее руках тоже наклеен на палочки папируса. Пояс женского кимоно завязан по всем правилам (насколько это возможно при таком размере): сначала тоненький поясок в виде шелкового шнурка. Затем - широкий пояс. уложенный сзади определенным образом. Поверх него - более узкий пояс. удерживающий складки широкого пояса. Пояса сделаны из атласных ленточек. Следующий пункт назначения - Древняя Русь. Во времена татаро-монгольского ига самой заветной мечтой народа была свобода от завоевателей. И главными иллюстраторами этой мечты были... скоморохи! А теперь - такой интересный факт. Все читали в детстве книжку про Пиноккио - деревянную куклу с длинным носом. На самом деле Пиноккио - известный персонаж традиционного итальянского кукольного театра. И на самом деле представляет собой куклу , надевающуюся на руку, с головой из дерева и телом из ткани. Но у итальянского Пиноккио есть "двойник"! Причем, ученые так до сих пор и не пришли к выводу, кто появился раньше - итальянский Пиноккио, или... русский ПЕТРУШКА! Как и Пиноккио - это перчаточная кукла с длинным носом, в красном колпаке и... с дубинкой! А как иначе справиться с врагами? Петрушка вовсе не был дурашливым простачком! Он был храбрым, хитрым, умным, веселым и острым на язык - настоящий русский "Ходжа Насреддин". Всюду совал свой длинный нос, и если видел несправедливость, сразу брался за свою дубинку! Боялся Петрушка только одного человека - своей жены Настасьи. Настасья - дама крупная и грозная. Из тех, что коней на скаку останавливают! Характер у нее тяжелый, да и рука - тоже... Сейчас никого такой ситуацией не удивишь, а для партиархальной Руси жена, задающая мужу колотушек, выглядела комично и неправдоподобно. Впрочем, когда появлялась настоящая опасность - ордынцы или разбойники - Настасья сразу смирнела и пряталась за мужа, который тут же вступал в бой и, конечно, всегда побеждал! Петрушка и Настасья изготавливались так: головы из глины обжигались в печке и раскрашивались природными пигментами - углем, красной и белой глиной, ягодным соком. Тело-перчатка шилось из разных ненужных лоскутков. Сценой служил обруч. закрепленный с помощью прутьев к поясу скомороха, к обручу крепилась длинная тряпица, свисающая со всех сторон наподобие занавеса и скрывающая артиста. Скомороший театр был небогат, но зато всегда злободневен и популярен в народе. В реконструкции кукол "Петрушка и Настасья" вместо глины использовано папье-маше, некоторые натуральные ткани заменены искусственными, волосы Петрушки - не из пакли, как положено, а из ниток. Для окраски взяты не природные пигменты, а темперные краски. В остальном - все соответствует исторической реальности! В комплект входит - две куклы, дубинка, декоративная коробка и паспорт - "берестяная грамота" с "сургучной" печатью (на самом деле из бумаги, а печать - пластмассовая, от винной бутылки). Коробка изготавливается следующим образом: крышка клеится из обычного гофрированного картона - в виде многогранного "стаканчика", дно - тоже из картона приклеивается и обрезается по форме. Затем все это снаружи оклеивается папье-маше с лепкой декоративных деталей и выпуклого краешка вокруг дна, имитирующего толщину коры. Нижняя часть коробки картонный диск с приклеенной к нему картонной гильзой от скотча. Коробка окрашена темперой и покрыта лаком. Далее мы отправимся в четырнадцатый век - на территорию Беларуси- именно к этому времени относятся первые найденные описания Крупяники (ударение - не предпоследний слог). Крупяника - культовая кукла, изображающая языческое божество - покровительницу домашнего очага, приносящую в дом богатство, способствующая достатку, долголетию хозяев и здоровью детей. Эту куклу хранили в лукошке или коробе из лыка на почетном месте в доме и следили за ее сохранностью. Крупяника представляет собой тряпичную куклу в национальном белорусском костюме. украшенным ручной вышивкой. В основе куклы - мешочек с зерном от первого снопа урожая. Зерно прокаливали в печи и добавляли в него ядовитые пахучие травы, чтобы уберечь от гниения и мышей. В реконструкции куклы некоторые детали костюма выполнены не из льняных, а из хлопковых тканей. Все остальное - веревочные чуни, вышивка - такие же, как были у древней Крупяники. Даже после официального принятия христианства некоторые белорусы продолжали поклоняться Крупянике. А в некоторых домах Крупяника есть до сих пор. Правда, отношение к ней скорее как к части народной культуры, традиции. Если кто и верит в нее, то больше шутя. А теперь мы поплывем через океан - в Америку! В Южную Америку. Пожалуй, это - пятнадцатый-шестнадцатый век. Хотя когда именно появилась индейская кукурузная кукла, мы не знаем. Когда белые завоеватели увидели эту красавицу, украшенную искусной вышивкой, настоящим золотом, жемчугом, перламутром и драгоценными камнями, они приняли ее за предмет религиозного культа. Каково же было их удивление. когда они узнали, что эта кукла - всего лишь детская игрушка! Причем, такие куклы есть не только у детей вождей или шаманов, но у детей самых обыкновенных охотников и рыбаков! Европейцы в который раз уверились, что коренное население Америки - глупые дикари, тратящие время и драгоценности на ерунду... но может, индейцы просто очень любили своих детей? В реконструкции использованы исторически достоверные материалы - натуральная кожа, натуральный холст, шерстяные нитки, перламутр из Карибского моря (обломок кубинской перламутровой брошки ), бисер (его индейцы начали использовать после знакомства с белыми - те покупали у них дорогие меха, драгоценности и даже земли за пустые стекляшки), натуральный янтарь, кукурузные листья (те, в которые завернут початок). Замена - вместо золота - латунь, вместо драгоценных камней - стразы, вместо шерсти ламы - овечья шерсть, вместо натурального жемчуга - искусственный. На самом деле эта реконструкция почти полностью соответствует современным индейским кукурузным куклам, которые изготавливаются для продажи туристам. В основе куклы - каркас, сплетенный из кукурузных листьев. Кукла делалась без лица, так как считалось, что иначе существует опасность переселения в нее части души ребенка, и тогда кто-нибудь сможет, украв куклу, повредить ему. Вернемся в Европу - Италия, позднее средневековье и ренессанс. Церковное руководство в те времена запрещало театр. Актерство считалось бесовским занятием, актеров преследовали, театры закрывали. Но... история полна парадоксов, а искусство всегда найдет выход! Ведь играть в театре было запрещено только живым людям, а вот против актеров-кукол инквизиторы ничего не имели, даже поощрялись кукольные представления на религиозные темы. Может, именно этим запретам мы обязаны небывалым развитие кукольного театра - театра марионеток. Поскольку марионетки были призваны заменить живых актеров, их изготавливали так, чтобы движения их могли быть максимально реалистичными, а искусству кукловода учились годами. Марионетка-Пьеро - типичный представитель традиционного итальянского кукольного театра - влюбленный грустный мечтатель. Реконструкция марионетки на вагово-нитяном управлении выполнена следующим образом: проволочный каркас, соединенный в местах суставов кольцами, обеспечивает прочность и подвижность. Снаружи каркас облеплен папье-маше. Ваги (приспособления для управления куклой) - также из папье-маше на проволочном каркасе. Замена материалов - почти полная. Натуральные ткани заменены синтетическими, медная проволока - стальной, вместо дерева - папье-маше. Так как кукла все же декоративная и не предполагает использования для настоящих кукольных спектаклей, длина ниток - всего 30-40 см, а не до трех метров, как положено. В комплект входит, кроме куклы на вагах, сундучок с тайником для хранения паспорта, с ключом и замком. Все детали сундучка, включая замок и ключ, изготовлены из картона и папье-маше. Проволока - только в шарнирных соединениях петель, в основе ключа и в дужке замка. Ваговое устройство: Теперь перейдем через границу - в соседнюю страну и в соседнее время. Франция. Восемнадцатый век. Мода в Париже была всегда! Но не всегда были модные журналы. Когда-то их заменяли модные куклы! Головы у них были из дерева или фарфора, а тела - из дерева или кожи, набитой опилками. (В реконструкции все это заменено папье-маше на проволочном каркасе). На куклу шилась уменьшенная копия платья, и кукла выставлялась в витрине. Дамы могли заказать понравившиеся платья, но уже на собственный размер! Даже английская королева выписывала себе из Парижа таких кукол, чтобы быть в курсе последних веяний моды. Реконструкция французской модной куклы восемнадцатого века. Материалы костюма - натуральный шелк, искусственный бархат, капроновое кружево, атласные ленты, бисер, стеклярус, натуральный мех (страусовое перо на шляпе), картон (основа шляпы и веер), искусственные цветы из ткани, белая искусственная кожа (сапожки), капроновое волокно (волосы). Россия. Семнадцатый век. Реконструкция бабы на чайник. В России всегда пили чай. Правда, не всегда это был чай в современном понимании - не листья чайного дерева. пили травяной чай, фруктово-ягодный, заваривали листья брусники, малины, сосновые почки и таволгу. Чтобы чай лучше настаивался и сохранял тепло, на заварочный чайник сажали специальную куклу-грелку. Голова у нее могла быть керамическая, деревянная или тряпичная. Основа обязательно должна быть из натурального льна (это единственная ткань, которая не портит аромат чая). Сверху надевалось платье из натуральных тканей. Руки могли быть деревянными. керамическими или тряпичными. Могло их и вообще не быть. Материалы реконструкции - натуральный лен. хлопок, х/б кружево, фланель, саржа, тесьма, пайэтки и бисер. Голова и руки - из папье-маше. Руки подвижны - они крепятся к корпусу куклы на петлях и резинке. Корпус имеет основание в форме опрокинутой чашечки, которая удобно надевается на чайник и обеспечивает кукле устойчивое вертикальное положение. Поскольку кукла является фактически предметом посуды, она должна быть гигиенична: все текстильные детали съемные. Их можно выстирать, а саму куклу протереть тряпочкой. В комплект с куклой входит декоративная коробка из картона, расписанная под гжель. Коробка нужна для хранения куклы, когда она не используется по назначению. Коробку можно держать на полке - она не испортит вида кухни. И грелка для чая будет всегда под рукой и не будет пылиться. Движемся дальше в будущее! Девятнадцатый век. Дания. На самом деле большинство искусствоведов склоняются к тому, что мода на этот вид игрушки возникла не в Дании, а в Германии или в Голландии в восемнадцатом веке, откуда распространилась по всей Европе. Мода - делать картонные домики, замки и даже целые королевства и населять их фигурками из картона и папье-маше. Такие королевства иногда собирались из нескольких сотен деталей и в собранном виде занимали до десяти квадратных метров - то есть, почти половину детской комнаты в семье среднего достатка! (Бедняки, разумеется, не могли себе позволить делать детям такие подарки). Почему же куколка из папье-маше на фоне разборной декорации называется "датской"? Да потому что датчане в девятнадцатом веке выиграли этот спор, объявив родиной куколки Данию на том основании, что именно датский знаменитый сказочник сделал ее знаменитой на весь мир! Ведь именно такой игрушечный дворец - свою единственную ценность - предлагало отдать в жертву милосердное дитя в "Сказке о девочке, наступившей на хлеб", а картонная возлюбленная стойкого оловянного солдатика. стоящая на одной ножке на берегу озера, по которому плыли картонные лебеди? ее-то уж точно все знают! Реконструкция Датской куколки выполнена из папье-маше. Коробка-декорация состоит из семи картонных деталей, которые легко собираются и разбираются и помещаются внутри коробки вместе с куколкой и двумя лебедями. Перевернутое донышко коробки превращается в парк с озерцом. Все детали помещаются в коробке, которая сама является частью декорации. Россия. Конец девятнадцатого века. Как бы ни казалось удивительным, но самая на наш взгляд русская кукла, ставшая символом России наряду с березками, медведем и балалайкой - это матрешка! Да-да, первые достоверные сведения о русской матрешке относятся к 1893-96 годам! Ранее о матрешке в России нет точных данных. Существует множество версий о том, откуда она появилась. Одна из наиболее известных - прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы, завезенная в Россию именно в эти годы и адаптированная местными художниками к русской культуре. Но, как бы то ни было, матрешка прочно утвердилась в нашей культуре, символизируя долголетие, процветание рода, многозначность и глубину человеческой натуры, в которой открываются все новые "секреты" по мере познания себя, а также преемственность поколений. В традиционной матрешке каждая фигурка является копией предыдущей, отличаются они только количеством деталей. Изготавливается матрешка из дерева. Затем расписывается масляными или темперными красками. Сверху покрывается лаком и полируется. поместить матрешку в собранном виде можно в берестяной туесок с крышкой. Такой туесок я склеил из двух картонных гильз от скотча. Донышко и крышка - из картона. Все это оклеено бумагой. расписано и покрыто лаком. В двадцать первом веке куклы заняли прочную позицию самостоятельного жанра "чистого искусства". Все чаще кукла не является ни игрушкой, ни предметом культа, ни декоративным украшением, а представляет собой просто авторское произведение, несущее какую-то идею, творческий заряд. Мы живем в эпоху глобализации, поэтому трудно сказать, в какой стране это началось. Искусство во многом утратило национальные черты. Зато с появлением новых материалов появились и новые возможности. Авторская кукла двадцать первого века. Материалы - сталь, пластик, основание - из гипса, компьютерного диска, голографической бумаги. Кукла на каркасе из стальной проволоки выполнена из двухкомпонентной синтетической пасты, используемой в протезировании. Поэтому кукла еще и антиаллергенная, и экологически чистая. После застывания паста приобретает консистенцию мягкой резины, от чего кукла выглядит достаточно подвижной - реагирует на вибрации и покачивается, как будто танцует. Волосы - капрон. Костюм - из синтетических тканей. Рейтинг: +34
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Восьмое марта на работе. 2011 год восьмое марта, куклы, Подарки, история
Каждая женщина когда-то была маленькой девочкой, а все маленькие девочки любят волшебные сказки, увлекательные путешествия и, конечно, кукол! Поэтому в этот день я хочу пригласить наших дам в сказочное путешествие в пространстве и во времени. И, как положено настоящим туристам, из этой поездки они привезут с собой не только новые впечатления. но и сувениры - исторические реконструкции кукол разных стран и эпох. Итак, в путь! Начнем со страны восходящего солнца! Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Новогодние чудесаЧисто семейные убийства Свет мой, зеркальце, скажи... или краткая история зеркала Экзамен от Вселенной |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Вчера по ТВ показывали сюжет о ярмарке авторских кукол в Киеве. Куклы очень похожи на ваши. Может вас заинтересует информация:
ukrafoto.com/reportages.php?id=7314
А вы - молодец! И рассказали, и показали своё мастерство, итог которого скоро будет сюрпризом для ваших коллег - женщин!
Браво!
(здесь топик и юбочка, которые я старательно шила)
А как восхищаюсь подобными работами, как Ваши, словами не передать!
Я даже подумать не могла, что вы сами вышивали. Очень красивые куклы. Кому то повезло на 8 марта)). Мало сделать подарок, его еще и преподнести красиво нужно. Вы и это сделали- рассказали о каждой кукле свою традиционную историю. Спасибо. Прочла с интересом.
Обязательно покажу эту статье одной ученице: с доски не видит, даже с первой парты, а к тетради наклоняется так низко, что "читает носом". Я-то думала, что ей никакие творческие моменты недоступны. А тут ТАКАЯ подсказка! Спасибо Вам за такие открытые подробности!
согласна.
Вообще-то и у моей племянницы были сильные отклонения в зрении (косоглазие и астигматизм). Она в детстве и вышивала, и рисовала, и даже в художественную школу ходила 2 года. Потом запретили зрение перегружать, а теперь жалеет, что с художественной школой поспешила расстаться. Теперь она собаками занимается, а вот жалеет, что рисование освоила на уровне 2 класса.
Вы Молодец .
Сама люблю радовать людей подарками, но мало кому достается "ручная работа". Восхищаюсь вашей идеей, терпением и качеством выполненного!
А почему сразу парикмахерского колледжа? Я там работаю - у нас таких нет!!!
Конечно, не у меня! Это я так шучу, сорри!
Оставить свой комментарий