Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Стихи-прикладнухи. Мастер-класс
Прикладное искусство - это не только расписные шкатулки и вышитые салфетки. Стихи тоже бывают прикладными! Что это такое? Это когда форма стихотворения представляет собой некую игру буквами, словами...
Я хочу рассказать не только о том, какие бывают виды прикладных стихов, но и подробно объяснить, как их писать. 1. Акростих 1.1. Акростих простой Эта форма известна всем. Если прочитать первые буквы строчек по вертикали - получается слово. Пишется простой акростих так же просто: Сначала записывается по вертикали нужное слово. Затем на каждую букву сочиняется строчка стихотворения. Например: П О Л И Н А Питер пеленою перламутровой Обволакивает очертания. Липкими листочками лоскутными Ивы изукрашены. Известно Небу настоящее название Аромата ауры апрельской. 1.2. Акростих двойной. В этом случае по первым буквам строчек читается не просто слово, а целое стихотворение. Для этого сначала пишется маленькое стихотворение, причем желательно избегать в нем следующих букв: й, ъ, ы, ь. Почему? Просто потому, что потом будет не подобрать слов. которые бы начинались на эти буквы. Пример: Запах сирени, нарциссов фарфор - Это к весне наряжается двор. Затем стихотворение записывается по вертикали, и на каждую букву придумывается строчка. Зеленой завесой шумят тополя, Ареной гудит стадион, Подсохли дорожки, теплеет земля, Алеет на клумбе пион. Хрустит под ногами весенний песок, С дорог поднимая пургу. Ирис раскрывает лиловый глазок, Рябина - в душистом снегу. Еще ненадежны косые лучи, Ночные туманы свежи. Искрящимся бисером звездным в ночи Небес ожерелье дрожит. Аллеи черемухи скрыли фасад, Разбавив предутренний мрак, Цепляясь за трубы, шалун-виноград Играючи влез на чердак. Сапфировой бездной над скатами крыш Сияет манящая даль. Оранжевым заревом вспыхнула тишь - Ворсистая бархатцев шаль. Фата кружевных занавесок в окне, Азалия в белом кашпо... Резвится на светло-песочной стене Фигурная тень мотыльков. Ошейник стряхнув, опьяненный весной, Рискуя хозяйку взбесить, Экзот-непоседа в попонке смешной Тюльпаном решил закусить. Омытые светом, не зная преград, Кружась в поднебесной дали, Веселые чайки гортанно кричат, Едва различимы с земли... Сиреневой пеной завален подъезд, Настурция вянет в руке. Еловая лапка покинула лес. На чьем-то прибыв рюкзаке. Ажурных решеток чугунную вязь Роднит эклектичный мотив, Янтарным повидлом жара разлилась, Железный навес раскалив. Армирован пластиком стеклопакет - Европы добротный продукт. Трепещут обрывки вчерашних газет - Соринки ушедших минут. Я в пеструю пропасть с балкона гляжу, До ужаса ракурс красив! В режим "автовыдержка" перевожу Ослепший в лучах объектив. Разбитый на кадры май в память гружу... 1.3. Акростих сквозной В этом случае вертикальный текст (слово или стихотворение) читается по первым буквам каждого слова. Оно как бы "пронизывает насквозь" все основное стихотворение. Начинаем опять же с написания скрытого текста - правила те же, избегать сложных букв. Молниями надвое режет небеса, Грохоча разрядами, летняя гроза. Затем записывается по вертикали, и на каждую букву пишется строчка - так, чтобы все слова в ней начинались на эту букву. Легче всего это делать так: написать на букву несколько разных слов, подходящих к теме стихотворения, попробовать из них что-то сложить. Причем, в первую очередь запастись рифмующимися словами. например: Медленно, медные - летнего, лезвия Обломки, осколки - наколки Искрами, истово, изверги - мглистыми, мшистыми, монистами Ярчайшее - искрящее. исходящее. Потом из этих слов выбираются подходящие по смыслу и ставятся в конце строчки, а расстояние перед ними заполняется фразой из других слов на ту же букву, укладываясь в размер. Мрачно, мучительно, медленно Облако острым осколком, Лезвиями ливня летнего Ниве наносит наколки – Иглами, искрами, истово, Яростно, ясно, ярчайше… Молний молочных монистами Изображенье Искрящее. Небо неоном наполнено, Аккордеона аккордами, Дробью дождя-дырокола, Вихрями, водоворотами. Осатанело оскалился Едкий ершащийся ельник, Датой добавочной давится Екнутый еженедельник… Лента латунно-лазурная, Искру исторгнув ионную, Торною трассой текстурною Небо надломит невольно. Ерш-егоза еле-еле Борется бездне бурлящей. Единокровные ели Слиты стеною свистящей. Армией Армагеддона, Горстью горящих гагатов Рокот раскатит разгоном… Огненной охрой объяты Хрупкие хлыстики хвои, Озера омут обвязан Черно-чернильной чадрою. Александриты, алмазы Рябью речной раскатились. Аурою Андромеды Звезды звеня закружились. Рдеюще-рваным рассветом Ярко-янтарные ядра Древних деревьев дышали. Аурумовые астры Магмой мгновенной мерцали. Ищет истоков исконных Луч, лабиринтом ломаемый. Естествознание емкой Темой теснящие тайны Неосторожно… Наяда Ясеневая – Ягою, Ямина – ягодным ядом… Горы горбатой грядою Ропщут рябиной, ракитой… Отгрохотало, окинув Заревом… Земли залиты Ангельским аквамарином. Стихотворение хорошо смотрится, если все первые буквы слов выделить другим цветом. Тогда оно получается в нескольких местах пронизано скрытым текстом зигзагообразно, как молниями . 1.4. Акростих сплошной Здесь скрытый текст читается по первым буквам каждого слова. Он записывается также по вертикали, но теперь на каждую букву сочиняется не строчка, а только одно слово. Примерно так: Солнце усталое к западу клонится - Эх, доконала за лето бессонница! Затем так: Свет Осени. Лес Немеет. Цепочкой Едва Уловимой Смешение Туч Алеет, Летя Ожерельем Единым. Клин Загнутый Аистиный, Проглоченный Алой Далью... Углы Камышовых Линий От Наледи Идеальны. Трепещет Стеклярус Ясный Смолистых Тенет Еловых. Листочками Ежечасно Танцующая Природа Еще Развлечений Ищет. Но Утро Травы Усталой Махровые Астры - Нищим, А Птицы У Храма Остались... Весенним Угаром Юным Обрывки Берестяные Лоснятся Атласом. Камни - Оградами Межевыми. Низина Еще Теряет Подвявшие Очертания. Довольная Щеголяет Ежиха - Костюм Оранжевый, Юбчонка Пурпурна Узкая Насыпалась Цветом Осины... Виляет Овсянка Юркая Отмерзшим Хвостом. Долина Опавшим Клубится Облаком Над Арией Лягушашьей. А Звезды- Агаты Локоны Ее Теребят. Оплачены Брусникою, Ежевикой Счета Сентября. Откинут Небесный Навес, Искрится Цветами Аквамарина Потом можно записать стихотворение в обычном виде: Свет Осени. Лес Немеет. Цепочкой Едва Уловимой Смешение Туч Алеет, Летя Ожерельем Единым. Клин Загнутый Аистиный, Проглоченный Алой Далью... Углы Камышовых Линий От Наледи Идеальны. Трепещет Стеклярус Ясный Смолистых Тенет Еловых. Листочками Ежечасно Танцующая Природа Еще Развлечений Ищет. Но Утро Травы Усталой Махровые Астры - Нищим, А Птицы У Храма Остались... Весенним Угаром Юным Обрывки Берестяные Лоснятся Атласом. Камни - Оградами Межевыми. Низина Еще Теряет Подвявшие Очертания. Довольная Щеголяет Ежиха - Костюм Оранжевый, Юбчонка Пурпурна Узкая Насыпалась Цветом Осины... Виляеи Овсянка Юркая Отмерзшим Хвостом. Долина Опавшим Клубится Облаком Над Арией Лягушашьей. А Звезды-Агаты Локоны Ее Теребят. Оплачены Брусникою, Ежевикой Счета Сентября. Откинут Небесный Навес, Искрится Цветами Аквамарина 2. Монохром Такая форма тоже многим знакома - все слова в стихотворении начинаются на одну букву. Для начала составляется список разных частей речи в разных падежах, временах и т.д., подходящих к выбранной теме. Например, тема: Питер, зима. Буква "з". подбираем слова: существительные - зима, зимы, залежи, звон, зелье, заморозки, зубы, зубами, зубцы, зурна, зрачок, зеркало, зеркальце, забава, залив, заря, зарница, закат, запад, золото, зигзаг, засов, замок, забор, земля, зола, запеканка, землянка, заводь, замша. глаголы - завьюжить, запорошить, замести, занести, завыть, захулиганить, заарканить, застелить, заколоть, закрутить, завести, звенеть, зажмурить, запеть, захотеть, зачеркнуть, зацвести, закапать, затихла, замерла, закрыть. запереть, заколдовать, замерзнуть, застыть, зевать, забыть, засыпать, зацвести. прилагательные и причастия: злой, злобный, затертый, замерзший, звенящий, звучащий, зоркий, затейливый, золотой, золотистый, заговоренный, загадочный, зазубренный, заиндевелый, заколдованный. Выбираем возможные рифмы: зимы-зурны, запорошить-застелить-забыть-завыть, забывать-зевать, зевнуть-зачеркнуть-заснуть, зло-заколов-замело, звенящий-звучащий-зрящий, запев-захотев, зевнуть-зачеркнуть-заснуть, зацвела-замела-замерла-зола-заперла, закапать-запад, замки-запеканка-землянка. Затем лепим из имеющихся слов что-то на заданную тему, заканчивая строчки выбранными парами рифм: Зима завьюжила, запорошила, Захулиганила, завыла зло. Затертой замшей заводь застелила, Замерзшими зубцами заколов. Зурной звенящей завела запев, Зажмурив зоркие зрачки, зевнула... Залива зеркало, забавы захотев, Затейливым зигзагом зачеркнула. Зарницей золотистой зацвела. Заговоренным зелием закапав, Загадочно затихла, замерла, Закрыв заката занавесом запад. Зазубренным засовом заперла Заводов заколдованные замки. Звенит земли замерзшая зола, Застыв заиндевелой запеканкой. Интерес работы со стихом-монохромом в том, что ограниченное количество слов заставляет компоновать их в поисках смысла и иногда получаются интересные необычные образы - то же эффект, что при создании произведений изобразительного искусства из необычных материалов - пробок и крышек, пуговиц, радиодеталей... Никогда заранее не знаешь, что получится! 3. Стих-матрешка Матрешка состоит из нескольких частей, объединенных общей идеей и српятанных одна в другой наподобие ребуса. матрешка может быть двойная. тройная и более. мы рассмотрим простую матрешку-двойку. Сначала определимся с темой: Жемчуг в море. Начнем с внутреннего стихотворения - о жемчуге. Матовым отблеском в толще воды - Слез океанской царевны следы. Затем запишем каждое слово отдельно и подберем к нему "скорлупу". можно разделить его с помощью пары слов - так, что его начало является окончанием первого слова пары, а его конец - началом второго слова. Вот так: мыС ЛЕЗвием. Тут зашифровано слово СЛЕЗ. Или спрятать меньшее слово внутри большего: стеКОЛьщик. Или собрать из нескольких слов: безумЦА РЕВ НЫряют. Когда ко всем словам подобрана "скорлупа", остается заполнить пространство между этими "деталями", соблюдая размер и рифму и не уходя от морской тематики. Необходимое условие - спрятанные слова не должны разрываться посередине другими буквами, нельзя зашифровывать слово "толще" так: пресТОЛ иЩЕт, а только так: пресТОЛ ЩЕмящей. А желательное условие - чтобы внутреннее стихотворение как можно компактнее уложилось во внешнем, чтобы как можно меньше был разрыв между их объемами - то есть, наиболее удачной матрешкой считается такая, в которой количество дополнительного текста между "одетыми в скорлупу" словами внутреннего стихотворения - минимально. из туч то вырастают тереМАТОВЫМышленный образ возникает… грОТБЛЕСКОМ изумрудных брызг Волна, о скалы разбиваясь, украшает. суровый айсберг – нептуна пресТОЛЩЕмящей грустью память будоражит. тает лениВОДЫмный ореол над жерлами тревожно спящих скважин. мыСЛЕЗвием вонзился в ОКЕАНСКОЙотом соревнуясь, воет ветер, штрихует рябью выпуклый экран, барашками случайный путь отметив. пугает моряков безумЦАРЕВНЫряют альбатросы за добычей… и принимает облачный покров коСЛЕДЫ, крыльев лебедя обличье. В нормальном виде внешнее стихотворение выглядит так: Из туч то вырастают терема, То вымышленный образ возникает… Грот блеском изумрудных брызг волна, О скалы разбиваясь, украшает. Суровый айсберг – Нептуна престол – Щемящей грустью память будоражит. Тает лениво дымный ореол Над жерлами тревожно спящих скважин. Мыс лезвием вонзился в океан. С койотом соревнуясь, воет ветер, Штрихует рябью выпуклый экран, Барашками случайный путь отметив. Пугает моряков безумца рев, Ныряют альбатросы за добычей… И принимает облачный покров Кос Леды, крыльев лебедя обличье. Для удобства чтения матрешку записывают так: Сначала отдельно внутреннее и внешнее стихотворение. Потом показывают, как внутреннее спрятано во внешнем, выделив его. При этом слова внутреннего пишутся неразрывно, жертвуя пробелами между словами внешнего и знаками препинания. 4. Стих-цепочка. В этом виде стихотворения строчки накладываются одна на другую, как бы "цепляются" друг за дружку, подобно звеньям цепи. Каждая строчка заканчивается на то же сочетание букв, с которого начинается следующая. Если Первая строчка стихотворения начинается на то же сочетание букв, которым заканчивается последняя, то это - замкнутая цепь. Пример: СВЕТило жжет. От зноя плавится асфАЛЬТ. АЛЬТернативной музыки затих акКОРД, КОРДона набережной лаковый базАЛЬТ, АЛЬТовой партией гудков озвучен ПОРТ. ПОРТал открылся неизведанных мИРОВ, И РОВно-выгнутым порогом - гориЗОНТ, ЗОНТами эльфов - разноцветных клумб поКРОВ. КРОВавым пиршеством киношных анаКОНД КОНДратьевский базар рекламами стрАШИТ, А ШИТый блестками лазурный плащ НЕВЫ НЕВЫгорающим полотнищем лЕЖИТ. ЕЖИ Травы репейной - полчищем жИВЫМ... ИВЫ Мерцают чешуей шуршащих КРОН. КРОНверкский транспортными пробками гУДИТ. УДИТ с моста плотву рассеянный грИФОН, И ФОНарей утыкан спицами грАНИТ. А НИТи - провода... Неся какой-то БРЕД, БРЕДет пьянчуга, сонно щурится на СВЕТ... Для написания цепочки сначала надо подобрать пары слов так, чтобы одно из них начиналось, а другое заканчивалось на одни и те же буквы. Для начала это могут быть не четыре, а три и даже две буквы. При этом надо брать такие слова. которые уложатся в задуманный размер - то есть, обращать внимание на ударение в слове. И сразу отдавать предпочтения тем парам, последние слоги в которых будут рифмоваться. Например: роСЕ-СЕно, вСЕ-СЕрый, луНА-НАша, видНА-НА(предлог) Теперь расставляем пары по местам: ..............роСЕ СЕно.....видНА НА........не вСЕ СЕрый....луНА Дальше - заполняем промежутки так, чтобы получился связный текст. Если строчки делать не слишком короткими, заполнить промежутки будет проще. Я бегу босиком по хрустальной роСЕ, СЕно сметано в стог, над полями видНА НА краю небосклона звезда... тучи вСЕ СЕрым комом откинуты, светит луНА. 5. Стих-кубики Это уже настоящая игра в слова! Вернее, ее продолжение. Многие в детстве развлекались тем, что придумывали слово или словосочетание, а потом составляли слова из его букв - у кого больше получится. А не пробовали потом из этих получившихся слов составить стихотворение? Итак, сначала все так же: Придумываем словосочетание. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПОЭЗИЯ Затем подсчитываем в нем количество разных букв А - 3 шт. Л - 1 шт. Ь - 1 шт. Т - 2 шт. Е - 1 шт. Р - 1 шт. Н - 2 шт. И - 2 шт. В - 1 шт. Я - 2 шт. П - 1 шт. О - 1 шт. Э - 1 шт. З - 1 шт. Затем составляем из этих букв слова (не забываем, что можно использовать одну букву в одном слове лишь столько раз, сколько она встречается в исходнике). То есть, представим, что мы составили словосочетание АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПОЭЗИЯ из кубиков с буквами. А теперь из этих же кубиков мы можем составить любое другое слово, причем других кубиков у нас нет. Начинаем с предлогов, союзов, местоимений, частиц - слов из одной-двух букв... Я, и, не, он, за, от, то, ил в и т.д. Затем - слова из трех букв: она, они, зло, зла, низ, лот, тол, ров, вор, эра, это, вне, вон, рев, лев... Потом - слова из четырех (не забываем, что существительные подходят нам в разных падежах, глаголы - в разных временах): ария, вера, лира, лире, нота, ноте, заря, зари, зори, врат, лето, лете, лета... Точно так же находим все остальные слова. Потом собираем из них рифмующиеся пары: эра-вера, права-тетива, парит-зенит, трель-апрель, врат-лат, пора-топора-вора-ветра, волна-она-вина Теперь из оставшихся слов собираем строчки, ставя в конце рифмующиеся слова: Ария зла или новая эра? Порвана нить и потеряна вера. Лень и зевота заявят права. Тая, на лире звенит тетива. Вольная нота, взлетая, парит. Рана зари заливает зенит. В лете январь - это первая трель, Перья на зверя натянет апрель. Тело привязано вне Рая врат, Нет ни тепла, ни познанья, ни лат. Злато из вен льет... Иная пора - Ярое зарево, звон топора, Летняя нива питает вора. Роза завета завяла... Ветра... Озера рев. Назревает волна. Зритель не понял? Поэта вина! 6. Моностих Всем известная форма стихотворения, состоящего только из одних частей речи. Например, существительных в именительном падеже: Снег. Дыхание весны. Солнце. Оттепель. Блины. Свирь. Оять. Рязань. Саров. Сухари. Молитвослов. Служба. Исповедь. Амвон. Верба. Крашенки. Трезвон. Интернет. Работа. Дом. Инструктаж. Аэродром. Взлет. Страшилки. Прибаутки. Парашют. Земля. Маршрутка. Годовой диктант. Задачи. Семена. Рассада. Дача. Троица. Полив. Петровки. Отпуск. Лом. Цемент. Веревки. Земляника. Лес. Варенье. Именины. Дни рожденья. Речка. Озеро. Брусника. Банки. Уксус. Хрен. Гвоздика. Урожай. Грибы. Соленья. Шашлыки. Преображенье. Разговенье. Дом. Работа. Сапоги. Рюкзак. Болото. Крыша. Доски. Новый мостик. Электричка. Кухня. Гости. Дрожжи. Молоко. Опара. Пиво. Кофе. Чай. Гитара. Рынок. Ярмарка. Обнова. Выходной. Друзья. Сосново. Утро. Запись. Пленка. Свечи. Тост. Литературный вечер. Малый зал. Бетховен. Глинка. "Кин четвертый". Мариинка. Радио. Сценарий сказки. Друг. Больница. Перевязки. Скрипка. Хор. Преподаватель. Бархат. Пуговицы. Платье. Туфли. Гольфы. Бантик белый. Репетиция. Капелла. Пылесос. Базар. Кошелка. Годовщина свадьбы. Елка. Рождество. Петарды. Искры. Храм. Крещение. Канистры. Праздник. Одеяло. Сны. Снег. Дыхание весны... Написать его очень просто. Достаточно подобрать несколько слов, подходящих по смыслу к заданой теме и срифмовать между собой. А уж потом заполнить промежутки. Форма в работе не сложна. Интерес и сложность такой игры в том, чтобы найти слова, емко и кратко характеризующие описываемое событие, состояние или картину. ********************************************************************** Конечно, это не все возможные формы прикладного стихосложения. Их - бесчисленное множество, и вы сами можете придумать новые. В следующей статье я расскажу о графических прикладных формах (в том числе о том, как писать стихи на языке традиционного северного орнамента).
Рейтинг: +29
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Стихи-прикладнухи. Мастер-класс стихи, акростих
Прикладное искусство - это не только расписные шкатулки и вышитые салфетки. Стихи тоже бывают прикладными! Что это такое? Это когда форма стихотворения представляет собой некую игру буквами, словами... Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:8 МартаПерезагрузка Цветок любви - Антуриум Созвездие Большой Медведицы Посвящение к Дню Рождения Последние читатели: |
||||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Доходчиво и наглядно. Статья нужная и очень полезная. На самом деле - очень хороший тренинг для мозгов.
Ждем продолжение.
Лично я - забираю к себе. Хорошая памятка. Спасибо.
Очень интересная у тебя семья!! )) А разве православие и медитации как-то противоречат друг другу? Ведь вот посмотри,чтение молитв- это тоже своего рода медитация, ведь человек входит в определенное расслабленное спокойное состояние, вот это и есть истинная цель медитации, расслабить сознание, позволить остановиться потоку мыслей...
Прости, многовато я тут понаписала. Философия это, конечно. каждый должен чувствовать сердцем. если твое сердце так чувствует,значит это правильно, это верно, это для тебя истина.
Мягкий знак дрожащих губ...
Спасибо за поздравления, я не очень умею на стенах отвечать, лень учиццо . Взаимные поздравления - с блпгодарностью за статью!
Я люблю акростихи!
Несколько лет назад к новому году посветила многим своим друзьям, им очень понравилось))))
Оставить свой комментарий