Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
В Оптину Пустынь![]() Часть I Оптина Пустынь… Этот оплот русской православной веры на калужской земле явился символом духовного возрождения России в конце XVIII века и по сей день сохраняет статус духовного центра истинного православия. ![]() Монастырь возник на пустынных холмистых землях, окружённых непроходимыми лесами. Место было избрано неспроста: обитель расположена вдали от шумных городов, окружена высокими холмами и непроходимым лесом, отрезана целиком от внешнего мира – идеальное место для уединённой аскетической жизни старцев. *** …С Калужской площади Москвы, расположенной в центре города, мы отправляемся на экскурсионном автобусе в так приятное нашим натурам небольшое путешествие по святым землям калужской губернии. Проскочив половину мегаполиса без единой пробки и задержки по помпезному и большому Ленинскому проспекту, мы съезжаем на "старую калужскую дорогу", Калужское шоссе, и устремляемся в путь. За окошком мелькают зелёные леса и поля, реки и деревни, сменяя друг друга в самых интересных и неожиданных последовательностях. Меняется и ландшафт местности. За пределами Московской области он изменяется более резко и заметно – песчаные обрывы с соснами; мелеющие местами речушки и озёра; крутые овраги; и холмы, холмы, холмы… В Жигулях такие возвышенности назвали бы "горами", а здесь – нет – холмы, и невероятные по размерам овраги! Если честно, в жизни не доводилось ещё таких огромных оврагов видеть, а самое главное, так много и в одном месте! Вот мы подъезжаем к старинному городу Козельску. Справа от нас – промышленная часть Калуги, а за мостом через реку Жиздру – виднеется из-за холмов, поросших лесом маленький, но древний Козельск. Официально – он на год старше самой Москвы, неофициально – населённым территориям Козельска свыше тысячи лет. Здесь ещё в дохристианский период жили многочисленные поселения славян-вятичей. Козельск – город с богатой историей. В период нашествия татар он не единожды терпел многочисленные осады, горел, и утопал буквально в крови. Горожане стойко защищали свои дома и храмы. Против полуторатысячного населения города-крепости Козельска (вместе с детьми и стариками) была выставлена многотысячная армия-орда татар. Город не сдавался. Воинам помогали женщины и дети. Снимали с мостовых булыжники (да-да, уже в то дикое средневековье в Козельске улицы мостили булыжником.) и бросали их во врага. Крепость как-то держалась. У её стен росла гора тел неприятеля. Татары забрасывали город горящими стрелами. И вскоре полчища басурман ворвались в крепость по телам своих воинов и, мести ради, вырезали весь город целиком… Геноцид. В архивах остались записи, свидетельствующие о том, что потоки крови в городе были настолько велики, что раненые горожане попросту тонули в ней, не в силах подняться… Когда-то это было… Ныне Козельск – небольшой и вроде бы ничем не примечательный городок. Маленькие пыльные улочки, дороги; двухэтажные домики, построенные не позднее 19 века; магазинчики – ничего, вроде бы особенного. Главная достопримечательность же – расположенная неподалёку Оптина Пустынь. Мы у ворот обители. Вокруг – невероятное количество приезжих. ![]() Стоянка целиком заполнена машинами, экскурсионными и паломническими автобусами. Люди идут в обитель. На мой взгляд, люди, устремившиеся сюда, делятся, как бы на три категории: полупраздные туристы с блеском в глазах, как и мы, жаждущие чего-то нового и интересного; истинные паломники-христиане; и помпезная публика, шагающая и едущая замаливать грехи и просить у Бога благополучия и ещё большего богатства. Все три категории прихожан довелось хорошо разглядеть вашему покорному слуге. Люди, приезжающие в святую обитель с рёвом развесёлой музыки из салонов дорогущих Порше и Лексусов, направляются просить у Бога исключительно одного: финансового благополучия. Верхом цинизма был случайно услышанный обрывок разговора двух гламурного вида дам: -Кать, чего просила? - Парня богатого, и ещё хочу машину получше… Мы же, любопытные туристы, бродим с фотокамерами на груди и охочим до всего нового взглядом, прикасаемся к старине, истории и памяти наших предков. Кто-то "оптом" скупает свечи и зажигает их чуть ли не перед каждым образом, кто-то – только "своему", а у кого-то просто взгляд застыл перед одной из икон и не может от неё оторваться… Все мы люди, и каждого из нас привела своя причина в эту святую обитель. Паломников же мы оставим в покое. Их вера выше всей этой суетной мышиной возни… ![]() *** Оптина Пустынь – место сильное и притягательное. Очень многие люди шли сюда временно "пожить" или же остаться "насовсем". Это были и дворяне, бояре, писатели, учёные, и, конечно же, простой люд. Сюда неоднократно приезжали Толстой, Гоголь, Пушкин, Тургенев, Некрасов… Просили благословления у святых старцев, искали ответы на вопросы, рождали шедевры, находили мир своей душе… ![]() Святые старцы могли их как принять, так и отказать им. Описываются случаи, когда святые старцы (стоило им взглянуть на человека), сразу же молвили, что терзает его; "читали" прошлую жизнь, настоящую и возможные пути разворота будущей жизни. Они могли исцелять прихожан и творить чудеса. Однако снискать их внимания было отнюдь непросто. Старцы вели уединённый образ жизни в лесу, неподалёку от монастыря. В скит преподобного старца Амвросия – в это намоленное место до сих пор "простым смертным" непросто попасть – открыто оно только для паломников. …Сейчас мы стоим под вековыми дубами неподалёку от скита, и слушаем рассказ экскурсовода. ![]() Здесь есть один дуб, под кроной которого Гоголь дважды беседовал с одним из святых старцев в надежде получить ответы относительно своих незаконченных на тот момент "Мёртвых душ". Ответ он получил. Из двух вариантов этого произведения мы имеем честь знать только тот, который нам достался в наследство от великого мастера русского и украинского слова. Значит, так было нужно… Часть II Следующий этап нашей экскурсии – посещение села Шамордино, или, если быть точным, Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской Пустыни, близ Шамордино. Нашему взору предстаёт величественный, строгий красавец казанский собор. ![]() С северной стороны "каменным мостиком" собор соединяется с монастырской трапезной. Назначение этого каменного "проводника" следующее: монахини не должны своими стопами касаться "грешной земли", направляясь на трапезу после трудов духовных. ![]() Мы видим, сколь велика была забота основателей монастыря оградить монахинь от всего "мирского". Если пройти под этим мостиком и удалиться на некоторое расстояние, то мы увидим впереди ветхое, покосившееся под тяжестью времени небольшое и, казалось бы, на первый взгляд, ничем не примечательное строение начала 20 века. ![]() Это… Домик, где в 60-х годах, в бытность свою учителем, жил Булат Окуджава! А сейчас живут "оптом" трудолюбивые чернявые мигранты из "дружественных" соседних республик… Здесь до сих пор нет никакой мемориальной доски, а нынешние хозяева с некоторым удивлением и непониманием ловят вспышки фотокамер таких же удивлённых немногочисленных туристов, рискнувших потревожить обыденную жизнь этого тихого дворика… *** Домик Окуджавы остался где-то справа, а впереди мы видим те самые монастырские трапезные. ![]() Вообще, ощутимым "минусом" некоторых экскурсий бывает то, что в них не всегда бывает предусмотрен обед. Так и в этот раз. И поблизости не найти ни магазинчика, ни палатки… Берите с собой в дорогу бутерброды и термосы, господа! Но нам повезло. Любезная гид с принимающей стороны решила пойти нам навстречу – на несвойственное подобным экскурсиям "организационное новшество", а именно – накормить путников праздных (не паломников, заметьте, не прихожан! – А простых туристов!) монастырским обедом. Пусть и скромным (как-никак, понедельник – день целиком постный), но душевным и вкусным! Итак, мы открываем двери трапезной…. Огромное помещение. Длинные столы и лавки у стен освобождают одно-единственное свободное пространство – проход между ними. В конце помещения, со стороны кухни кипит работа – монахини всех возрастов, будто пчёлки в улье, что-то режут на столе, готовят, наполняют тарелки едой, моют, убирают посуду. Мы присели на лавку за длинный-длинный стол. Нам подали густой фасолевый суп, макароны, размешанные с чудно приготовленной тушёной морковкой, и монастырский квас. Квас! Настоящий монастырский квас! Нехитрый обед оказался очень даже вкусным. Особенно ржаной и пшеничный хлеб, выпекаемые из муки грубого помола с отрубями в монастырской пекарне. Ах, какой, я вам скажу, вкусный хлеб! Наверное, ничего подобного не приходилось кушать со времён детства, когда отец нам с братом приносил свеженький, хрустящий, тёплый, живой "лисичкин хлеб" – свежевыпеченный хлеб из небольшой сельской пекарни, когда мы проводили выходные на даче. В детстве всё кажется вкуснее… Душевный и милый обед подкрепил наши силы и мы двинулись дальше! *** На середине пути между Оптиной и Шамордино есть одно очень интересное место, уникальное для православных верующих, – храм Преображения Господня (конец 17 века – основная часть, и конец 18 века – колокольня). Интересно то, что последний настоятель Оптиной Пустыни священномученик Исаакий, пророчествовал, что Преображенский храм "…будет стоять до второго Пришествия Христа…". И таких храмов в России всего четыре. Заслуживает внимания и тот факт, что в гражданскую войну, в голод, в годы дикой власти безбожников и репрессий, храм, будучи официально закрытым, продолжал действовать, а с 1942 года – постоянно действует. В храме собрано множество чудотворных и интересных икон. На некоторых – заметны следы недавно собранного мира… Серебристые следы капелек мы видим под разными углами и на разных частях образов. Их много, много… Настоятели храма свидетельствуют о довольно частом и внезапном проявлении этого "маленького чуда"! Ну что же, совершим экскурсию по храму дальше! Над праздничным, светлым иконостасом цвета неба и золота, взгляду предстаёт потрясающая настенная роспись – главный элемент внутреннего убранства храма – Град Небесный Иерусалим! Это центральная часть росписи Преображенского храма. Справа мы увидим иконы, обложенные уральскими самоцветами и одну из главных почитаемых икон – Святителя Николая Чудотворца из серебра, а в другой части храма – образ Богоматери Медиоланской. Это образ был написан неизвестным художником. Во время Великой Отечественной войны местные мальчишки где-то на чердаках раскопали "картину", на которой была изображена "Женщина в голубых одеждах и белом платке". Совершенно не подразумевая, Кто это, они, "забавы ради", бросали в "картину" перочинные ножички… Один из священнослужителей, проходя мимо, заметил это неприглядное действо, и, желая спасти "картину" как произведение искусства остановил их. Чуть позже, он разглядел в этой работе… лик Девы Марии, и принёс этот образ в храм… С тех пор она занимает в Преображенском соборе одно из главных мест и считается особо почитаемой уже много-много лет. Почему? Спросите прихожан, они вам ответят! А храм этот, действительно, особенный. Почему-то даже просто сфотографировать собор рука дрогнула… Москва – Оптина 2007 Рейтинг: +10
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? ![]() В Оптину Пустынь Оптина Пустынь
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
Оставить свой комментарий