Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Высококалорийная проза Галины Щербаковой.
В сельской библиотеке небогатый выбор серьёзных современных книг. Возможно, эту книгу купили только из-за рекламки на обложке: «От автора бестселлера «Вам и не снилось».
Хотя это и выглядит как ярлык, но нужно признать этот рекламный ход издателя успешным, поскольку именно он помог мне определиться в выборе. Да, так банально и как-то необразованно что ли, я выбирала книгу. Мне не хотелось тратить время на болтовню неглубоких книжиц (я такая впечатлительная, вдруг ещё запомню чего), а здесь хоть какая-то, с позволения сказать, гарантия… Гарантия чего? ... Ну, по крайней мере, того, что книга не дура. И всё-таки, господа, реклама, а не имя. Или реклама имени? Стыдно от собственного незнания литературы. Эта книга - «Метка Лилит» Галины Щербаковой, в которую помимо собственно «Метки» вошли также и «История Устиньи Собакиной, которой не было», и «Прошло и это». Её я читала как гоголевский Вакула - три ночи (на этом аналогии с многоуважаемым «Вием» закончились), по одному произведению каждую ночь. Теперь имя Галины Щербаковой я запомню навсегда, и совсем другие посылы отправят меня к её прозе. Несколько молекул меня остались в цветущих садах Вахида, где «на ветках деревьев сохли неисчислимые трусики и маечки, но выглядело это даже красиво…». Это я вместе со стариком чеченцем ушла «в горницу, чтобы не видела жена и плакала в козий шарф», потому, что было жалко эту разрушенную войною жизнь. И совсем уж нестерпимо смотреть не женщину, которая ещё «была жива, она лежала на боку, выцеживая молоко в детскую бутылочку. <…> Женщине давно полагалось умереть – пули прошли её от плеча до лобка. И только одна грудь была цела, из которой она наполняла бутылочку». Мне страшно знать, откуда возник этот образ, каким путем пришел он к автору, имеет ли он невыдуманное имя, поскольку это превышает мой болевой порог. К этой женщине моя память присоединяет ещё одну, с другой войны, подслушанную в рассказе ветерана. Во время немецкой бомбёжки в Великую Отечественную, поезд сошел с рельс, раненные и убитые были повсюду. Плакал маленький ребёнок и искал маму. Он дополз до неё, нашел грудь и стал её сосать. Только мама была уже мертва. Беспомощный младенец, сосущий мёртвую, возможно ещё теплую грудь – воистину лик войны ужасен и так одинаков во все времена. Ты здесь, убивающая младенцев, крылатая Лилит, чей поцелуй дарит смерть? Я пугаюсь, сдавливаю свой сосок, маленькая белая капелька есть! Значит, молоко не пропало, ведь бывает так, что пропадает молоко?! Эти жизни, как черные жемчужины горя, я нанизываю на нити правды о войне. И плачу со стариком чеченцем в козий шарф…. И думаю, не есть ли это предательство по отношению к моему мужу, который принес с чеченской войны (нет, не с той, не с первой, а с той, которая была после неё) свои трофеи в виде россыпи округлых шрамов на спине? Кожа на них тонкая, но ничего не чувствует, а иногда они болят. И я снова плачу, и козий шарф совсем уж мокрый, и его ворсинки прилипли к моему лицу. Проза Галины Щербаковой какая-то насыщенная, я бы сказала, почти густая. В ней много персонажей, много деталей, много идей, и всё это странным образом связано, и постепенно вырисовывается в общий рисунок, подводя нас к основной мысли автора о том, что в жизни вообще все взаимосвязано и неслучайно (здесь хочется вспомнить нити паутины из той же «Метки Лилит»). И, кажется, что мир книги покинул рамки переплета и очутился (и есть же в русском языке такое замечательное слово) в воздухе, не растворяясь в нем при этом, а существуя как зной, через который преломляется реальность. Или как рой мелких мошек, который шевелит воздух. Или как украинская ночь, такая же густая, чья темнота теснит тебя со всех сторон, и её можно набирать в ладоши. Всё это как сюжеты Щербаковой – потрогать их нельзя, но ощущение присутствия остается. «Шевелят» так сказать, воздух. Эта среда не только насыщенная, но что гораздо более важно, питательная. Искусство вообще, и литература в частности, как известно, есть пища для ума и души. Но в моде все чаще, к несчастью, «легкие» продукты, что особенно настораживает в ситуации, когда читатель, так сказать «на диете» и не стремится отягощать себя какими бы там, ни было смыслами вообще, никогда. Таким читателям будет «невкусно» и даже тяжело, читать Щербакову, а может быть и вредно, потому, что незнакомая для организма пища нередко вызывает неожиданные, иногда неприятные реакции. Щербакова рекомендована тем недомогающим, которые истощились и нуждаются в поправке, увеличении удельного веса человечности души. А так же тем, кто не избегает «калорийных» продуктов, потому что эта проза «высококалорийна». Калорийность того или иного продукта определяется количеством энергии, выделяемой при усвоении этого самого продукта. Энергетическая ценность прозы, в которой сама мысль находится на особом положении, она охраняема («… Может, она мысль думает, - был твёрд и решителен Петя, – А её спугивать нельзя… Пусть думает мысль, не торопясь, может, она у неё важная»), на мой взгляд, бесспорна, потому что энергия, выделяемая в процессе её усвоения колоссальна и разнообразна. Эта энергия запускает дремлющие механизмы души, заставляет скрипеть, шевелиться, думать, сопереживать - работать одним словом. Ведь, как известно, все в нас должно работать, раз уж создано, в том числе и та тонкая структура, которую мы называем душой. Иначе все то, что не работает, отомрет за ненадобностью. А человек со сбитым нравственным прицелом, действительно, «хужезверь» какой-то. Щербаковские калории полезны и необходимы для поддержания нравственного здоровья. Такие книги следует читать. Желаю всем не приятного, как принято говорить в таких случаях, чтения, но чтения вдумчивого, серьезного, потому что это литература не для развлечения. Галины Николаевны Щербаковой не стало 23 марта прошлого года. Её памяти посвящается эта статья.
Рейтинг: +37
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Высококалорийная проза Галины Щербаковой. Щербакова, метка Лилит, современная проза
В сельской библиотеке небогатый выбор серьёзных современных книг. Возможно, эту книгу купили только из-за рекламки на обложке: «От автора бестселлера «Вам и не снилось». Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Литературное путешествие продолжаетсяУнесенные чтением |
||||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Мне важно, так же, что Вы уловили то самое сравнение - с пищей, калориями и энергетической ценностью литературы.
Благодарю Вас.
Спасибо за рецензию. Захотелось Щербакову перечитать.
имхо, конечно же
ведь мы все здесь и собрались, чтобы делиться и обогащать друг друга: кто - интересной статьей, кто - полезным советом
А люблю я больше всего у неё "Митину любовь".
Согласна с Nata Rоma!
Реально!!!
Спасибо
Спасибо за добрую память, спасибо за душевность в статье!
Спасибо, замечательно написали!
"Высококалорийные" книги обязательно надо читать, вот сейчас перечитываю "Идиота" и прям чувствую, как скрипят и проворачиваются шестеренки в голове.)))
Я ж понимаю, что писательство - это работа, а кому хочется работать? Мне не хочется)))
Вакула - герой "Ночи перед Рождеством".
Герой гоголевского "Вия" - Хома.
Мне кажется, это такой автор, который РАВНОДУШНЫМ не оставит никого.
Оставить свой комментарий