Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 35


Тест

Тест Как ты относишься к жизни?
Как ты относишься к жизни?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Урок этики с Николаем Беляевым

Кто-то из великих сказал,
что надо быть:
«В главном – едины,
в спорном – свободны,
и во всём – любовь».

Сегодня человечество переступило порог второго тысяче-летия нашей эры, к этому можно приплюсовать ещё два-три тысячелетия до нашей эры. Итого мы получим достаточно времени, чтобы можно было разгадать загадку смысла существования человека. Но, ни древние философы, ни последующие медики и психологи, ни историки, ни биологи и социологи не смогли это-го сделать. Может важно не столько окончательное осознание смысла жизни, сколько сам процесс его осмысления?
Предположим, человечество живёт у подножия неприступной горы. Все знают, что на вершине есть что-то такое, что облегчит жизнь всем людям, сделает всех счастливыми. Человечество мечтает добраться до вершины, создаёт для этого специальные теории, механизмы и т.д., то есть развива-ется. Но вот объявился гений и сообщил всем, что именно на-ходится на вершине. Большинство людей стали жить счаст-ливо, но другие огорчились: «У-уу, это нам не интересно и не надо, у нас другое представление о счастье в этом мире». Эти другие стали жить не по «вершинному счастью» и снова у че-ловечества пошёл раздор. Или на вершине должно быть обязательно универсальное счастье?
Замечательно! Я согласна, пусть будет важен сам процесс осмысления всеобщего счастья. Ведь это же интересно: сталки-ваться с задачами, выдвигать гипотезы и теории, создавать модели и ставить эксперименты, получать результаты… Стоп, стоп. Результаты? Они продвигают нас вперёд, и положитель-ные, и отрицательные. Сильно ли исследователь огорчается отрицательным результатам? Наверное, не очень, даже если они продолжаются много лет, даже если они отнимают жизненные силы и время, он всё равно верит и работает. В этом и есть ма-ленький смысл его жизни - победить отрицательные результаты.
Сильно ли нам портит жизнь существование Зла? Да, очень сильно. Мы переживаем, теряем, недополучаем, плачем, заболеваем и т.д. Мы мечтаем искоренить Зло на Земле. Но ведь Зло - это как отрицательные результаты, их не надо долго пере-живать, с ними надо бороться конкретно и превращать в поло-жительные. Превращение какого-то конкретного большого Зла в Добро может стать даже смыслом чьей-то жизни. Это, по-видимому, и есть суть процесса осмысления – конкретные экс-перименты превращения Зла в Добро.
И всё же, как бы замечательно было жить без Зла!
Некоторые считают, что Адама и Еву исключили из Рая не за сам факт вкушения запретного плода, а за то, что они обрели после этого собственное ЭГО, обрели личностные плотские ра-дости, для получения которых необходима корысть за счёт дру-гих, необходима сила, чтобы брать себе, брать больше, необхо-димо проявление Зла.
Каждый человек в себе самом не без удивления обнару-живает нечто такое, в чём не только другим, но и себе-то пона-чалу признаться тошно. Затем человек начинает искать и нахо-дит причины, оправдывающие его поступки…, и успокаивается. Говорят, что «пороки – это чёрные внутренности наших добро-детелей». Другими словами, где мы слабы, мы вынуждены об-ходиться своими добродетелями; где мы сильны, мы позволяем разгуляться нашим порокам. Такое внутреннее растяжение че-ловека в координатах Добра и Зла рано или поздно разрывает его. Мы теряем чистую жизнь одного человека, но сама жизнь продолжается. Пороки всего общества разрывают миллионы людей, зачастую ни в чём не повинных, просто слабых. И здесь мы теряем миллионы жизней. И когда кругом Зло, мы теряем само очарование своей личной жизни, мы теряем всё!
Как человеку существовать в гармонии с собой, людьми и миром? Человек – социальное существо. Его уникальность и предназначение его жизни раскрывается только в отношениях и взаимодействии с себе подобными. При этом общество есть единственное средство и условие самореализации конкретного индивида. Если человек только потребляет из общества, то те-ряется его самоценность, он никогда не реализует своё предна-значение. Он вампир общественного организма, и чем быстрее общество избавится от подобного рода людей, тем лучше. Но именно они в большинстве и процветают, провозгласив свою позицию «удавшейся жизнью».


- Здравствуйте, профессор! – знаток Горация…
Скажите, местный титан эстетической мысли,
Как появилось в русском языке
Словечко «девальвация»?

- А ещё мне хотелось бы выяснить
(Он щурит холодные глазки, от света ли?)
Скажите, профессор, честно,
Сколько оценок Вы продали?

Вздрагивает,
Стирает испарину липкую.
Он вдруг очутился перед нами
Ободранною липкою.

Виновато и непонимающе улыбается.
Разводит растерянно руки.
И не понимает, что продавая оценки,
Он Родину продал без муки!

Николай Беляев (из «Поэмы Солнца») (VI) 1962


Человек живёт один раз, жизнь конечна и быстротечна, и за этот короткий промежуток времени человек должен успеть самореализоваться, успеть получить духовное наслаждение от жизни. Истинная самореализация связана с раскрытием Я, ин-дивидуальной работой в копилку общественного сознания и бытия. Ложная самореализация ограничивается добыванием де-нег и власти, получением комфорта и удовольствий, не связан-ных с общественными задачами.
Они прут, а мы ?..

Прут мерседесы на художников!
На учителей прут Домами Моды!
На пенсионеров – магазинами полными,
Прут, отъевшие жирные морды!

Заревели моторы дикие,
Словно взвыла всеобщая дурь.
Отстоим ли идеалы великие
Без кровавых общественных бурь?

Пусть буржуи о лже-демократии
От восторга трубят в трубу.
Нам она – до свинячьей матери,
Мы видали её в гробу!

Прёт ОМОН… Рукой искалеченной
Отбивается бывший танкист.
Его плакат: - «О нищенской пенсии»,
Стягом пробитым за плечи повис.

- Хватать всех: инженеров, кухарок..!
Им не отмыться теперь ни вовек…
Просыпаюсь – за окном рёв иномарок,
Прут на нас, буржуазных калек!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХХII) 1979г

Способны ли современные образованные люди жить в гармонии со своей личностью, с личностью людей из ближай-шего окружения, жить в гармонии со всем обществом? Способ-на ли современная наука выявить природные способности каж-дого человека, чтобы каждый мог стать на своё место и реали-зовать себя? Нет! Сегодня мы вряд ли стоим ближе к понима-нию самих себя и нашего смысла, чем наши предки 5-10-15 ты-сяч лет назад. Большинство современных людей видят свою Цель всё в том же: иметь много Богатства, Власти и Наслажде-ний! А социальные науки постоянно меняют свои приоритеты в пользу очередных Наслаждений в зависимости от прихоти Вла-сти и Богатства. Вам ничего это не напоминает? Совершенно верно: в Библии описана подобная ситуация в городах Садом и Гоморра. Как всё закончилось – все знают. Пусть это аллегория, но конец – однозначен, и не надо иллюзий.

Затмение

Пылают оранжевые закаты,
Воют ветры, хлещут дожди.
О, сколько недоверия в людях!
Сколько ханжества, злобы и лжи!

Мы вчера наблюдали затменье,
Солнце скрылось Луной пополам.
У людей в головах отупенье,
И затмилось всё полностью там!

Опять войны, убийства, насилье!
Блеск монет затмевает глаза!
Сытность, комфорт и обилье,
И плевать, что льётся чья-то слеза!

Через час Луна отступила.
Ветер тучи развеял, как дым.
Засияло вокруг, заискрилось,
И настроение стало иным.

Сколько тёплого, доброго Солнца!
Оно борется и не сдаётся!
И над загнанным в угол народом
Кумачом Свобода взовьётся!..

Кто решится на операцию сердца?
Кто откроет глаза свои шире?
Кто укажет, где к душе нашей дверца?
Чтоб Любовь побеждала бы в Мире!
А пока старики на питанье выкраивают,
В толстые двери стучатся напрасно,
Где всех однобокая мудрость устраивает:
«Солнце в больших дозах – опасно!»

И сквозь чиновничьи коридоры
Уходит Творец, непокорный, усталый:
«Люди, поверьте, оно не опасно!
Оно для всех одинаково греет!
Для всех под ним жить светло и прекрасно!»
Но люди не слышат, и голос немеет.

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (VIII) 1962г

Чем можно помочь людям, распятым между Добром и Злом? Словом и Делом. Люди даже изобрели науку о Добре и Зле – Этику, которая, к сожалению, сегодня практически нигде не преподаётся. А зачем? Она ведь не согласуется с современ-ными критериями «удачно сложившейся жизни».
Бытие определяет сознание. Бытие в удовольствиях опре-деляет эгоистическое сознание. Необустроенность бытия – оп-ределяет прогрессивное сознание. Студенты, рабочие, инжене-ра, интеллигенция – основная армия прогресса. И вот здесь я выделю, наконец, снайперов этой армии – поэтов. Ведь «поэт в России больше чем поэт», - он пульс гражданской мысли. Сего-дня хотелось бы отдать дань уважения одному из них – казан-скому поэту Николаю Беляеву.

Не кричу, не ищу понимания.
Сам себя я порой не пойму.
Ночь зову – потемней, потуманнее,
Чтобы просто побыть одному.

Чтобы выплакать наболевшее,
То, что камнем на сердце легло.
Я пишу на листе своё грешное,
Всё, что подвигом стать не смогло.

Раз не смог, не сумел, не додумался, -
То терпи и не шмыгай в платок.
Боже! Как бесприютно и горестно,
По-граждански когда одинок!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХХIV) 1984г

Бог даёт дар воспринимать поэзию, и Бог даёт дар созда-вать поэзию. Рождённый воспринимать и создавать – неизле-чим! Каждый поэт-гражданин имеет план построения общества без Зла. Ему не хватает только несколько десятков образований, несколько десятков жизней и прижизненного всеобщего пони-мания окружающих его сограждан.
Свои варианты даёт религия. Без доказательств. Только слепая вера. Светские науки отвергают религию, ничего не предложив взамен, так как человек, бесспорно, шире предмета любых наук. Остаётся надеяться на искусство, самое граждан-ское в котором, наряду с философской прозой и драматургией, есть – поэзия. По крайней мере, искусство показывает нам отве-ты на вопрос, как не следует жить!
Что лучше: слепая вера в Добро, или безверие ни во что?


В безверии, как в безветрии,
Стрелки нет на пункт назначения!
И крутят тебя, и топят,
Таинственные течения.

И сердце бьётся загнанно,
Прося у компаса стойкости.
Ведь оно всегда ориентировано
Перпендикулярно подлости!

В безверии сокрывается Путь,
Заставляя все компасы тлеть,
И сердце колотит в грудь
Рыбой, попавшей в сеть…

Руки горят натружено,
А рядом, чёрт побери,
Ходят, розовые снаружи,
И бесцветные изнутри!

Николай Беляев (из «Поэмы Солнца») (V) 1962г

Ах, как это всё знакомо: 200 лет назад – Радищев, Рылеев, Пушкин, Лермонтов; 150 лет назад – Некрасов; 100 лет назад – Хлебников, Есенин. Поэт-гражданин – это гражданский гений, а гений и Зло – вещи несовместимые. Мозг человека, организо-ванный по законам Вселенной, не только отражает и вмещает окружающий мир, но и творит свой собственный внутренний мир, бесконечный, как Вселенная. Внутренний мир поэта с по-мощью метких слов и образов удивительным образом вторгает-ся и бьёт наотмашь по нашему внутреннему миру.

Соловьиная слепота

Есть у птицы такая беда,
Пострашнее иных болезней,
Соловьиная слепота,
Дающая прелесть песне.

Ослепший от птичьих недуг,
С болью, страстью неистребимой,
Солнцу, небу и миру всему
Певец взывает о Свете милом.

Сам лишённый видеть краски зари,
В предрассветный туманный час,
Самозабвенно поёт соловей,
Прикрыв бусинки тёмных глаз!

Есть у многих своя беда,
И последствия если известны,
То охотники – схватить за рога,
Караулят сейчас повсеместно.

О, умелец, подлец и ловкач,
Меж деревьев бесплотной тенью
Он крадётся, хищен и зряч,
Подчинён обогащения рвенью.

У него ни ружья, ни кинжала.
Он в законах толк понимает.
Хвать – и вместе со свободой – певца
С ветки голой рукою хватает.

Прощайте, прощайте, прощайте навек!
Роща и небо над головою!
Аккуратный, но без души человек
Соловья ослепляет иглою.

Чтобы песня стала сильней,
Звонче, чище и слаще,
Чтобы млели сердца: - Соловей!
Видно слепой, настоящий…

Чтоб жилось без трудов, веселей,
Звонче, чище и слаще,
Ослепляют сограждан своих
Человеки – ненастоящие!

На кровати, скрипучей, как смерть,
В тяжком труде слепом-соловьином,
Суждено тебе скоро прозреть,
Чтобы петь для себя в краю милом!

Ты согласен на эту роль?
Уничтожат, распнут – воскресни!
Это наша душевная боль
Из груди вырывается песней!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХV) 1970г


Можно втихую пережить эти удары, найти себе оправда-ния и жить так дальше. Но можно раз и навсегда не успокоится, объединиться с единомышленниками, сформировать общест-венное мнение, определить научное обоснование, добиться ре-шения на государственном уровне и … жить, реализовывая соб-ственное Я, а не быть рабом богатств и наслаждений, тем более чужих. Поэтому, одна из самых важных проблем современного человека – преодоление гражданской замкнутости. Подставляй-те своё сердце под выстрелы поэтов, не глушите в себе взволно-ванность, ищите таких же и объединяйтесь. Тогда «главная производительная сила», представляющая интерес лишь как винтик мировой экономики, который всегда легко заменить на другой, превратится в «главную творческую и созидающую си-лу». И не только всей страны, но и собственной личной жизни, превратится в неповторимую личность, которую ничем невоз-можно заменить.

Не откладывай…

Время натянуто, как струна,
Только столетия ходят кругами.
Не откладывай, жизнь – одна,
Даже если бьёт сапогами.

Будь достоинства полон, иди
По нужной людям тропинке,
Со своею правдой в груди,
Вышел в праздник, придёшь на поминки.

Мимо пышных банкетных столов,
Не внимая ни лести, ни брани,
Вдоль бетонных фонарных столбов
В жизнь прекрасную, под небесами.

Бездна жизни сегодня черна,
Обнажилась мерзость вся снова.
Не обманывайся, держись от греха,
И не стесняйся доброго слова.
Пусть не наша в горе вина,
Но бессонница мучит ночами,
Как исправить, чтоб стала мила
Жизнь, загубленная мелочами ?

Вышел в праздник я, и не знал,
Что тропа будет в иглах колючих,
Что способна родная страна
Пожирать сыновей своих лучших.

А жлобьё в пирах и крови,
Одурманенные богатством и властью,
Сыпят соль на раны любви,
Связки рвут беззащитному счастью.

Что ж, тащиться нам с болью в глазах,
В бесконечной участвуя драме,
По дорогам в крови и слезах,
Становясь бессловесней с годами ?

Слаб наш разум, всего не понять,
Но не быть обречённым на страх нам!
Честь и совесть подскажет, что надо менять,
Доверяя сегодняшним фактам.

Густо всходят могильные холмы
Стариков и молодых.
А власть вновь придумала формы,
Чтоб дать людям больнее под дых.

Но отец мой сдаваться не хочет:
- На врачей не надейся, сынок.
Щас без денег никто не поможет.
Разве что чёрный придёт «воронок».

Подхожу – рассмеялся он глухо:
- Это ты? Мне почудилось – смерть.
Приготовился съездить ей в ухо,
Нам ещё не черёд умереть.

Вот скинем гнёт капитала,
Чтобы детям яснее жилось,
Пусть тогда и приходит, костлявая,
Чтоб без работы ей не былось.

Наши замыслы гибнут в зачатке,
Что-то важное кануло в ночь.
Кант и Гегель 21 века,
Рождены вы лишь воду толочь.

VIP-кандидатов полна картотека,
Вот где гении: сынишка иль дочь.
Им закуплен уж чин, фонотека,
Пусть веселятся счастливо всю ночь.

Ну а мы - лишь тень человека.
Тень, которую можно топтать.
Наши силы и мысли, как раньше,
Можно ловко купить и продать.

Можно славой растлить и деньгами,
Можно ласково мягко убить
Тишиной умолчанья, долгами,
Или штрафами в землю забить.

День бездарно и суетно прожит,
От такого нельзя не устать.
Вечер… Чем же тревогу стреножить?
Может – Герцена перечитать?
Но боюсь, что опять растревожит
Тень того, кем я должен был стать!

Мой двойник, всех надежд воплощенье,
Я не стану глаза опускать,
Хоть и нет мне, наверно, прощенья,
Перед тем, кем я должен был стать.



Перед ним не стою я с испугом,
Я стремился, он мне был маяком.
Но обманут, запутан, затюкан,
К концу жизни стою босиком.

Всё растратив – и силу, и стать,
Я о многом теперь уж жалею.
Принялся эти вирши писать,
Чтоб донести суть Саньку и Андрею,
Чтоб презренье им передать
К Власти, которую удавить не успею.

Всё, что отцами и дедами делалось,
По карманам чужим унесло.
Завещаю им стойкость и смелость,
Чтобы снять вековое ярмо.

А пока вытрезвитель доходней,
Чем иной современный завод.
Здесь болтун и дурак – самородней,
Потому и выходят вперёд.

Под частушки, с присвистом и матом
Провожают пьяной гурьбой,
Перед дверями военкомата.
Суждено ли вернуться домой?

Растеряла Отчизна детей своих.
Правят ею транжиры вовсю.
Только тень не исполненных дел моих
Говорит: - Не горюй, отомщу!

Жизни пласт перевёрнут столетием,
К нам взывает: - Измени, обнови!
Дай подняться достойнейшим детям!
Горек жребий к отчизне любви.



Или мы не испили до дна
Нашу горькую чашу бесчестья?
И для них она снова полна,
И готова им рабская песня?

Та же боль им достанется, если
Не начнём мы, облегчив им путь.
К созиданью и достойному счастью,
И о нас пусть не тревожит их грусть.

Николай Беляев, 1975г


Я держу в руках маленькую книжечку стихов Николая Бе-ляева «Воз воспоминаний. (Стихи разных лет)», Казань, 1991 год. Вот выдержки из предисловия «От автора», которые неос-поримо показывают, что перед нами истинный поэт-гражданин:
«Истины, открывшиеся нам за последние годы, слишком серьёзны, чтобы продолжать писать стихи, делая вид, что ниче-го не произошло».
«Кое-что я, конечно, понимал, но многое не понимаю до сих пор, да и не пойму, так как не приму этого никогда».
(Действительно, нормальному человеку никогда не понять действия «нечеловеков»).
«Перечитывая эти страницы, я не обольщаюсь их досто-инствами. …Периоды, когда бездны… трагической безысход-ности жизни ощущались особенно остро… и прорывались в стихи, то естественно, эти строки могут произвести мрачное впечатление. …Но это уже не зависит от моего желания».
Что же, пуля снайпера не всегда идеальна, но главное, чтобы она достигла цели. Стих поэта-гражданина не всегда вы-держивает все каноны ямба, анаписа, хорея. Но даже здесь, ис-тинный гражданин обеспокоен нашим благополучием воспри-ятия его стихов.


Колюч, независим, насмешлив,
В суждениях – резок и смел.
За это щелчков и затрещин
Всю горечь изведать успел.

Его обвиняли в уменье
Плодить не друзей, а врагов,
Поскольку он весь – исступленье,
Поскольку талантлив, всё мог!

И что ему чьи-то каноны,
Источники современных пустот,
Когда он пейзаж заоконный
За принцип Вселенной берёт.

В обыденном общее видит,
Суетность нещадно кроит.
И с милой улыбкой ребячьей
На холст сотворённый глядит.

Там, в мире, который он видит,
От нас удаляясь навек,
Светло, и надёжно, и счастливо
Живёт на Земле Человек!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХХV) 1987г

Размышляя о природе своего творчества, великий Гёте пи-сал: «Что такое я? Что я сделал? Я собрал и использовал всё, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глуп-цами; все принесли мне свои мысли, свои способности, свои на-дежды; я часто снимал жатву, посеянного другими, мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гёте». Эти раз-мышления Гёте приводит Владимир Муравьёв в своём преди-словии к поэтическому сборнику допушкинской поэзии «Благо-слови, поэт!..» И далее он пишет: «Среди источников, питаю-щих творчество, сочинения предшественников и современников занимают очень важное по значению место…, именно на этих полях, засеянных другими, творец часто снимает свою жатву. Эпоха, общественный строй, политические события формируют мировоззрение, но только работа с литературой делает его писа-телем».
Через это проходят все. В.А.Жуковский, познакомившись с Александром Пушкиным в 1815 году, пишет П.А.Вяземскому: «Я сделал ещё приятное знакомство. С нашим молодым чудо-творцем Пушкиным… Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не помешал себе созреть! Нам всем надобно соединить-ся, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту… Ему на-добно непременно учиться… Он теперь бродит около чужих идей и картин. Но когда запасётся собственными, увидишь, что из него выйдет!» Может быть уже тогда в число «чужих кар-тин» входила ода «Вольность» Радищева? Сам же Пушкин час-то говорил, что «идёт вослед» тому или другому писателю. Во-обще, признание себя учеником присуще многим значительным литераторам. В изучении предшественников они видели не по-меху своей оригинальности, а необходимое условие для её раз-вития. Жуковский в 1820 году дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою по-эму «Руслан и Людмила». Наверняка, портретами с подобными надписями Пушкин мог бы обвесить целую стену.
Вот и я, выбираю себе учителей, учусь у них, и сама под-писываю для себя их портреты.

Осень в клетке

Осень. Холоден вечер и мглист.
Она поселилась в моей грудной клетке.
Сегодня я одинок, как последний багровый лист
На голой, продрогшей от ветра ветке!

Брожу по ковру отживающих листьев,
По ржавым страницам моей судьбы.
Болит голова – это от нервов.
Махнуть бы завтра по грибы!



Одет не по моде, да и не в новое.
Доверчивый, как у ребёнка взгляд.
Среднего возраста, вечно небритый,
Но вечно подтянутый, словно солдат.

Кто я? Случайной судьбы сумасшедший?
Трагик, пожизненно вжившийся в роль?
Жертва эпохи трагично ушедшей?
Неудачник? Или – герой?

Цели не ведаю, но твёрдо иду к ней.
Волею Божьей поступки творю.
Но время над жизнью моей нависает,
Всё ли успею? Всё ли смогу?

Сгорает во времени
Моих мыслей сырая глина.
Успеть хотя бы чашку слепить!
Чтобы в суровую, злую годину
Страждущих водой из неё напоить…

- Братья! Звезда – это символ!
- Ну, ты! Не надо высокопарностей сласть!
Друг инвалидом вернулся из ада,
Он воевал за чиновников власть.

А сегодня чинушей бездушным
Он был обруган и зачислен в враги.
Не перестроился на путь капитала,
Вот и сиди, и пищать не моги!

Тут всё понятно, разгадке поверьте:
«Счастье твоё в твоих же руках!»
Рубли получи в толстом конверте,
И презирай, у кого нет сала в мозгах…


Осень в груди, в мыслях слякоть и мгла.
Брожу одиноко по тропам эпохи.
Жизнь согреть меня не смогла,
Даруя лишь редкие нежные вздохи!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (IХ) 1970г



* * *

Сразу всех обмануть невозможно.
Сквозь время за нами стойко
Светом праведным бьёт по памяти
Проницательный взгляд историка.

Кому – слава, а кому – забвение.
Несколько строк в энциклопедии вечности
Приближают к осознанию истины
Существования тебя – человечество!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХ) 1968г



* * *

Читаем стихи в молодёжном кафе.
Людно. Накурено. Пьяновато.
Подходит – высокий, седой, под шафе.
Бросает нам тихо, чуть нагловато:
- Я чисто случайно зашёл с дружком.
Стихозой балуетесь и пельменями?
Но вот что я вам шепну на ушко:
Не захлебнитесь, обличительными трелями.
Там на Севере я пачками вас, комсомольцев,
расстреливал.
Живые – только в Солнце и верили…

Зрачок ледяной, волевое лицо.
Не винтик – фанатик.
Лбом разобьёт подоконник!
Он знает, что вертится ещё колесо,
Раскрутил которое Великий Покойник.
Мой друг ему руку кладёт на плечо:
- Да, вы не из тех, кто кончает в удавке.
Но время в стране теперь уж не то.
И вы, полковник, давно уж в отставке!

Меня вызывают. Я выхожу и читаю,
Микрофон, как полковника, взяв за глотку.
Кричу запальчиво, победительно –
О подлой жизни, о честной смерти!..
Слушатели горько опрокидывают водку.
Затем аплодируют…
Нет, не аплодируйте речам обличительным!
Потому что когда я сажусь,
Мне приносят записку в треугольном конверте:
«Всё было гораздо сложнее, поверьте!
На правде своей я и держусь».

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХII) 1963г




* * *

В нас есть и свет, и мерзость, и терзанья.
И жизнь полна жестоких наслаждений.
Нам трудно жить, когда кругом ломанье
Стержней душевных для чиноподчинений.

Не раз свои, с плеча, по черепу, - формулировкой!
Отобранным рублём наотмашь – по лицу!
И бывший друг с улыбкой виноватой
Вдруг отойдёт навстречу подлецу.

Но есть ещё и не продавшие себя,
Не жаждущие посетить клубничку,
И не поддавшиеся магии рубля,
Где все хотят, как кошка птичку.

Мужайтесь, мужчины!
Сопротивляйтесь лжи,
Она погубит, заманив в блаженства.
Нам воплощать идеи в чертежи,
А чертежи – в технические совершенства!

Народ из нищеты достать и капитал похоронить,
Мужчины, мы должны успеть!
Учитесь видеть Солнце в темноте!
Мы это лучше всех должны уметь!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХIII) 1963г





* * *

Опять от эпохи отстали мы.
Перед Западом вновь на коленях.
Уже аплодирует Сталину
Истерзанное поколение.

Взывают прекратить беспредельщину,
Уничтожать моральных уродов.
Мечтают вновь о хозяине
Вогнавшего в страх народы.

Осторожно злато воспето
В стране когда-то советской.
Осторожно совесть забыта
Ради приёмов светских.



Осторожно народы растоптаны,
Их братство осторожно убито.
Осторожно торжествует подлость,
И слава осторожно забыта.

Уже опротивели праздники
Со всем постановочным блеском.
Но кладбища под Магаданом
Ещё не поросли перелеском.

И полнятся незабвенные зоны,
И судьбы в руках у хозяина.
Не аплодируйте Новому,
Как не аплодируйте Сталину.

Технологии вроде бы новые,
Результаты только одни.
Не изменились хозяева родины,
Изменились ссудные дни.

Трудно увидеть безличие,
Не можется жить без иконы.
Естественно – дело личное…
Но как же те – миллионы?

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХIII) 1968г










* * *

Неясна цель моего рождения.
Труден путь мой, но я иду.
Ни сочувствия, ни снисхождения
От людей я сегодня не жду.

Потому что других виноватее
Тот, кто видел, знал, понимал.
Не кричал, что зло необъятнее,
Лишь стишки всю жизнь я писал.

Бесполезные и бестолковые,
Вам не понять их ещё сто лет.
Участь гордая им уготована –
Ждать и пылиться в старом столе.

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХХIII) 1983г








Шестидесятники

Мы медленно начинали!
Несмело, ложь обличали.
Стихи, как время, неуклюжие,
Не писали, – а выдыхали!

Мы скромно начинали!
В корявой строчке звучали
С надеждой на жизнь лучшую
Гражданские наши печали!

Мы тихо начинали!
Не кричали, но и не молчали!
И наши стихи пока
Отечество не раскачали!

Мы гневные рты не закрыли!
Нас подхватит людское эхо.
О, Боже, как тяжки крылья,
С которыми, не до смеха!

Мы малым числом начинали.
Ждали подхвата великого!
Но тихо в округе, тихо…
А тишина – безлика!

Мы всё ещё начинаем,
Но это – не оправдание!
В горле клокочет для крика,
Чтоб неправду послать в поминание!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХIХ) 1973г




Бессонница

Я свою бессонницу в трубочку сверну,
Вставив туда линзочку, в прошлое взгляну.
В оптике воспоминаний воскреснет вдруг тогда,
Нашей нищей юности гордая страна.

Дачного домишки сказочный уют;
Песни под гитару на берегу поют;
Жгли костры вечерние, весело крича;
Но не нарушали заветов Ильича.

Вырос, отучился, пока не знаменит,
Славными коллегами в спорах не убит.
Для чинуши хищного в кармане всегда фига,
А ханжей заслуженных и счас бешу до крика.

Все они, естественно, нас переживут.
Сытые, холёные, здоровыми помрут.
И напишут в книжечках: мол, приятно было жить!
Но миллионам как же, страданья пережить?

А пока трагедия в силу не вошла,
Крутится планета, выхлопом дыша.
Чьи дела, как пепел, развеет быстротечность?
Чьи дела, как песня, зазвучат на вечность!

Сила, рвенье есть ещё, живы мы пока,
Рано наблюдать нам, как гаснут облака.
Воскрешаем прошлую правду осторожно,
Нам ещё рассветами любоваться можно!

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХХVI) 1969г





* * *

И всё же мы видели Солнце!
Хоть сердце щемит от боли:
С талантом – труднее живётся,
С гражданским, колючим – тем более.

Здесь кто ты – известно заранее,
Здесь всем уготованы роли,
А всё своё понимание
Держи при себе, как в подполье.

И умирай – непонятым,
В мире, где правит серость;
И умирай – истерзанным,
За гражданскую смелость.

И называли мраком
Свет в перевёрнутом мире.
И абсолют человека
Видели в каждом кумире.

А те, кто видел Солнце,
Числился на подозренье,
И состоял на учёте
За относительность зрения.

Взлетайте, орлы молодые!
Парите – сегодня НУЖНО…
Но помните каждое имя
Тех, кто так горько….
не дожил.

Из «Поэмы Солнца» Николай Беляев (ХХХVII) 1988г

















В ожидании трамвая с томиком Беляева

* * *
Мне бы жить спокойно, не печалиться.
Радоваться праздникам чиновников.
Да чего-то всё не получается,
Праздники все как бы для покойников.

Хочется иметь и свои радости.
Только вряд ли, тут же руки скрутят.
Всё неладно тут у нас поставлено,
Черти стойко воду жизни мутят.

* * *

Казань – котёл… В огромной сей посудине
Всё варится – и дёготь, и щербет.
И что есть что – определится в Судный день,
Исчезнет, наконец, источник слёз и бед.

* * *
О, свободной мысли виражи!
Писатель тешится сомнительной догадкой:
- Я осознал необходимость лжи
В художественном вымысле, украдкой.

Но тут философ твёрдо слово положил:
- Творец – ты для истории пропал.
Ведь вымысел и жив, пока не лжив.
Ты сам себя размениваешь на обман.




Строки, навеянные поэзией Беляева



Ночь

За грязным стеклом – звезда!
Ей светить ещё тысячи лет.
Но мне не узнать никогда,
Каким будет в то время рассвет!

На столе опустошённо стоят
Две рюмки и бутылка одна.
Наши головы хмельно гудят,
А небо – словно без дна!

Сорок семь – и ей, и мне,
Но жизнь уже словно прошла.
Нас спилили, срубили сучки.
Теперь ждём: когда на дрова!

Неужели уже никогда
Не взойдёт наш яркий рассвет!
Не позовёт призывно труба,
Не взволнует радуги свет!

Не хотим и не будем, пока живы – вперёд!
С гнилой жизнью столкнёмся в борьбе!
Если Родина к свету нас не зовёт,
Сами цели поставим себе!
3.08.08г





Гражданское одиночество


Одиночество, - напряжённое от отчаяния,
Как морозная белая степь,
Где в ночном бездорожье нечаянно
Опасаешься в кювет не слететь.

Одиночество, - как цыганки пророчество,
Безысходное в клетушке пустой.
Дом, в который порой возвращаться не хочется,
Даже если кто-то есть рядом с тобой.

Одиночество, даже рядом с друзьями,
И с любимой, желанной, родной.
Одиночество вбили в нас сапогами,
Умело руки заломив за спиной.

Но из тех, кто от боли корчится,
Кто желает достигнуть мечту,
Начинают искать своё творчество,
И шагают за предел, за черту!

Не жалейте их, и не смейтесь:
- Ах, мечтатели, глупцы, пропадут!
Позавидуйте их одиночеству,
За которым миллионы пойдут!

20.08.08г



Гала-М   16 марта 2009   1073 0 0  


Рейтинг: 0


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Урок этики с Николаем Беляевым

Кто-то из великих сказал,
что надо быть:
«В главном – едины,
в спорном – свободны,
и во всём – любовь».
Сегодня человечество переступило порог второго тысяче-летия нашей эры, к этому можно приплюсовать ещё два-три тысячелетия до нашей эры. Итого мы получим достаточно времени, чтобы можно было разгадать загадку смысла существования человека.
Читать статью

 






Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.