Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Тили-тили-тесто
«Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности», - эти слова (к которым следует лишь добавить «… или выйти замуж») принадлежат серьезному человеку Артуру Шопенгауэру. Вообще же слов о семье, браке, любви сказано невероятно много – ироничных и восторженных, горьких и нравоучительных, справедливых и совсем наоборот – ведь ни одного человека «не минует чаша сия». Семья как явление социальное существует очень давно, развивается, трансформируется и вряд ли канет в лету. Предлагаю вам маленький виртуальный экскурс во времени и пространстве.
«По одежке встречают», – говорим мы, имея ввиду естественное, особенно, для женщин желание одеться красиво, модно, соответственно случаю. Между тем, это «вершки», а «корешки» старинной поговорки совсем в другом. Древние славяне во времена былинные «по одежке» определяли родоплеменную принадлежность человека, чтобы знать, как с незнакомцем держаться – дружить или воевать. Cлавяне уже много веков назад жили семьей, поначалу большой, «многочленной» – иначе не выжить было в экономических условиях натурального хозяйства. Такая семья возглавлялась мужчиной – «большаком», «старшим» - и его супругой – «большухой». Все важные вопросы решались на семейном совете, при этом мужчины и женщины имели равное право голоса, авторитетность мнения определялась лишь личностными качествами. Как считают историки, ни особого богатства, ни нищеты в подобных семьях не было, как не было никогда забытых стариков и ненужных детей. А вот браки заключались хотя и «на небесах», но по соображениям экономическим и, можно сказать, тактическим, по принципу «стерпится – слюбится», оттого в фольклоре запечатлено столько печальных и даже трагических историй. Уже в XI веке специальная статья древнерусского закона грозила наказанием родителям, чьи дети вступали в брак не по своей воле или не получали разрешения на желанный союз, и в результате несчастные «учинили что над собой» – очевидно, случались прецеденты. Тут, пожалуй, уместно вспомнить еще одну русскую поговорку, не менее живучую: «Закон, что дышло: куда повернешь – туда вышло». У великого множества народностей, населяющих нашу планету сегодня, существуют очень разные и порой удивительные формы как самого семейного союза, так и его создания. Но, как утверждают учёные, нигде брак не является сугубо частным делом заключающих его. Даже тот, что по большой любви. Ведь социальная роль супружеского союза в любом обществе признается особо значимой, влияющей на все стороны жизни. Этнологи определили пять типов семьи у современного человечества, отнеся к ним как традиционный (говоря ученым языком, элементарный), так и весьма, на наш взгляд, экзотический: например, среди тибетских народов принято многомужество, супруга живет в одном доме с мужьями-братьями. У народа моссо, живущего в предгорьях Гималаев, вообще в традициях «свободная любовь». Семья, конечно, существует, объединяя иногда аж четыре поколения, но возглавляется женщиной и состоит из кровных родственников по материнской линии. Дети не знают своих отцов, собственно, и понятия такого у народа моссо нет. «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно», - так считал Бомарше… О способах создания семьи и свадебных ритуалах можно было бы написать толстенный том. Там было бы все – от «умыкания невесты» до сватовства, от выкупов за будущую супругу, длительного ухаживания и даже предварительной отработки в доме родителей невесты (как, например, у народности мангиан, живущей в филиппинских горах) до… пресловутого родительского сговора («колыбельный сговор»). А сколько за этим слез, сколько разбитых сердец и сказок со счастливым концом, когда «жили они долго и счастливо» – об этом повествует практически все мировое искусство. Вступление в брак всегда меняет социальный статус мужчины и женщины. В ряде стран только женатый мужчина может занимать политические должности. А вот у народа масаи, населяющего пограничные районы Кении и Танзании и традиционно питающегося молочными продуктами и кровью домашнего скота, только женившись, мужчина обретает право… есть овощи – наравне с детьми. Туарег. Правда, красивый? А это масаи, тоже парни ничего себе. Или это девушки... Семейный статус человека нередко обозначается элементами одежды, прической. К примеру, хваршины (народность в Российской Федерации) девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки-хваршинки носили две косы, замужние женщины сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли на голове только чуб. Мужчины-туареги (народность в ряде стран Северной Африки), достигшие брачного возраста, но еще не женившиеся, в обязательном порядке носят лицевое покрывало. Черной, темно-синей или белой повязкой они обматывают голову и лицо, закрывая рот, лоб, нижнюю часть носа, и не снимают ее даже ночью. У лаосцев (и не только у них) девушки, выходя замуж, меняют свое имя. Впрочем, и мы ведь с вами, уважаемые соотечественницы, меняли фамилии – в силу традиции. «Обвинить женщину в том, чего она не совершала, значит, подать ей эту мысль», - говаривал Александр Дюма, знаток женских душ. Разводы существуют практически у всех народностей. С повторными браками сложнее. Да и развод порой сопряжен с неприятной необходимостью вернуть экс-супругу уплаченный им выкуп и подарки многочисленной родне, что, естественно, делает семейные узы неожиданно крепкими. Супружеский союз может распасться и по более горьким причинам – если один из супругов овдовеет. Хорошо, если народ хранит добрую традицию, как, к примеру, случается еще у хорватов и македонцев, существовать большой семьей – «задружиной»: она поддержит, поможет. У некоторых народов забота о семье, утратившей кормильца, возлагается на брата умершего. Так принято у хантыйских и мансийских семей. Танец, изображающий птиц, скорее всего, предназначен для большого национального праздника, который называется у остяков и вогулов (ныне они ханты и манси) "Вороний день". Правда, это праздник весенний, а здесь явное лето - видимо, выступает какая-то фольклорная группа. Вообще же, о ханты и манси скажу особо, поскольку живу сейчас на их земле. Выбор супруга был у них всегда делом серьезным и неспешным. Девушку «на выданье» присматривали, бывая в гостях. Невесты, в отличие от женщин замужних, лиц от чужих не прятали и старались показать гостям, насколько они умелые хозяйки. Рукодельное приданое девушка готовила себе заранее, в дом к супругу приходила со всем необходимым для женской работы. Жену было принято брать «с другой реки». После сватовства жениху предстояло сделать для молодой жены вместилище души – символическую фигурку, чаще всего из дерева, взамен того, что хранилось в заветном сундучке у родителей. Дом супружеской пары делился на две половины – женскую и мужскую, строго разделялись и хозяйственные обязанности. К примеру, женскую обязанность хранить огонь в очаге и заготавливать дрова муж ни за что не стал бы выполнять, тут и суровая зима не аргумент. Впрочем, замерзнуть ему бы не дали: в каждом селении существовала старшая женщина, «мать матерей», которая решала в случае необходимости все женские проблемы. Дети в семьях были всегда желанны и воспитывались без строгих запретов. Может быть, именно поэтому даже малыши ханты и манси вовлекаются в повседневные дела почти наравне со взрослыми, в двух- трехлетнем возрасте умеют пользоваться и ножом, и иголкой. Но не будем идеализировать чужую семейную жизнь, хотя бы потому, что браки и у этих народов традиционно заключались родителями, молодожены зачастую даже знакомы не были до свадьбы. «Самый большой вопрос, на который я так и не нашел ответ за тридцать пять лет своих исследований человеческих душ, это чего же женщина хочет», - искренне огорчался Зигмунд Фрейд. Старик Фрейд перемудрил, тут все очень просто: женщина хочет быть красивой. Чтобы нравиться, чтобы ее любили, чтобы ею восхищались. Всегда. За многие века придуманы тысячи, миллионы способов себя украсить. Если говорить об одежде, то это тема для многотомного издания, нет, пожалуй, для целого книжного шкафа. При этом есть еще в отдаленных уголках планеты «дети солнца», которые – в силу райского климата и простоты душевной – носят только набедренные повязки и то только во время работы. Зато сколько придумано украшений, ювелирных и не очень, для которых не жалко что-нибудь в собственном теле продырявить, растянуть, искривить. Сколько способов разукрашивания - смываемых или служащих пожизненно. На какие только ухищрения не пускаются люди (будем справедливы, мужчины тоже не прочь себя приукрасить), чтобы сделаться еще желаннее для противоположного пола! Эта красотка, вероятно, из африканского племени мурси, хотя это не единственное племя, любящее раскатать губу... девушка племени падаунг Например, красавицы народа ма, обитающего на юге Вьетнама, для пущей женской привлекательности считают необходимым подпиливать и чернить зубы. У сибирского народа ханты не только женщины, но и мужчины непременно украшали себя косами, для большей убедительности добавлялись косы ложные (накладные), украшались специальными накосниками. «Богатство» прически свидетельствовало о зажиточности её хозяина. Впрочем, директор местного музея однажды рассказала мне драматичную историю хантыйской молодки, задушившей ненавистного старого мужа именно прекрасными своими настоящими косами... В общем, заговорив о браке и семье, мы погрузились в тему поистине неисчерпаемую. Обратимся еще раз напоследок к классикам. «Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать – когда ее нет», - давным-давно обнаружил мудрый Ларошфуко. И ведь как прав! Рейтинг: +44
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Тили-тили-тесто семья, брак, традиции разных народов, украшения
«Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности», - эти слова (к которым следует лишь добавить «… или выйти замуж») принадлежат серьезному человеку Артуру Шопенгауэру. Вообще же слов о семье, браке, любви сказано невероятно много – ироничных и восторженных, горьких и нравоучительных, справедливых и совсем наоборот – ведь ни одного человека «не минует чаша сия».
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:В лабиринте огнедышащей love. Глава 17Цветок любви - Антуриум Как быть? Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Поняла теперь, что у меня брак всего-навсего
«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно»
Спасибо, всё очень понравилось!
очаровашка
Спасибо за интересный рассказ!
Я вот не думал на эту тему, хоть и женат в третий раз...
без любимого,и летаешь-как на последней картинке! Неважно,где ты живёшь и какие обычаи в твоей стране.
- Почему ваш сын до сих пор холост?
- Он не такой дурак, чтобы жениться на той дуре, которая согласилась бы стать его женой.
На Статью же сподобились...
Я вот не думал на эту тему, хоть и женат в третий раз...
Тебе есть о чём написать,Саша!"
Да, статья - да!
Вот только не понял 3-х людей:
(ну правда не понял - а ... как, собственно, узнали, что Саша?)
Наверное, я совсем тупой.
В.Х.
И вообще, не понимаю, да и понимать не хочу, как видно, имея жену уж более чем 25-лет - не с гордостьтю - с печалью о будущем. Правда, с печалью, девочки и мальчики: ну что я вам могу сказать: живите и смотрите, что есть Жизнь. Да просто... а, сами разберётесь.
(хотя, девочки и мальчики, мне ведь всего 56 будет, так что не питайте иллюзий)
Всех остальных вы уже обсудили!
В.Х.
Правда, не понимаю, с чего Вы решили, что я насмехаюсь - это ведь недопустимо в ИНЕТЕ! Ещё раз извините, если не так было написано и понято.
Оставить свой комментарий