Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Трудности с уроками труда
Никогда я не любил в школе уроки труда... не потому что лентяй и не хотел работать руками. Наоборот - именно потому, что хотел! Но НОРМАЛЬНО, а не так, как там учат.
Как говорится, "сдал и забыл"... Но потом с теми же проблемами столкнулась моя дочь. Потом и она закончила школу, но ведь туда еще пойдут мои внуки! Интересно, на их веку все так же мальчики будут пытаться строгать тупыми рубанками кривые пересохшие доски и вытачивать на полуразвалившихся станках подобие гайки от трактора "Беларусь", а девочки - шить трусы и халаты по выкройкам тридцать шестого года? Нет, я все понимаю... Вероятно, когда составлялась программа по труду, она имела смысл. И станки, и швейные машинки когда-то были новыми. И в тяжелое послевоенное время очень важно было женщине уметь шить панталоны из разрезанных старых простыней, а мужчине - колотить уродливые, но прочные табуретки вместо тех, что в блокаду сожгли в буржуйке... И важно было научить детей элементарным навыкам ручного труда, чтобы им и в ПТУ потом легче было учиться, и на заводе работать. Но ведь прошло столько лет! Наш быт сильно изменился. Почему не изменить программу? Не все вот эти полумеры - новые машинки, новые рубанки, вместо табуретки - ящик для цветов, а изменить в корне, ориентировав ее на современную жизнь? Положа руку на сердце - кто вне школы занимается рукоделием, для того уроки труда - ненужная и глупая трата времени, а кто не занимался - у того они окончательно отбивают охоту делать что-то руками. Я не отрицаю, что кому-то, возможно, было на труде интересно! Кто-то гордился собранным собственноручно из морально устаревших деталей фрагментом электрического щитка, кому-то было приятно угостить маму скатанными из масла и печенья пирожными. У кого-то действительно проснулся интерес к рукоделию. Кому-то просто было там интересно - отдых от остальных уроков. Львиная доля зависит от учителя! Но... но уроки труда не выполняют тех задач, которую они на мой взгляд (дилетантский, конечно) должны выполнять. Этих задач минимум три: 1. Развить творческие способности в области рукоделия. 2. Научить необходимым в быту навыкам ручного труда. 3. Подготовить к выполнению работы по дому во взрослой жизни. Теперь давайте подумаем: развивает ли творческие способности та программа. что есть сейчас? Нет, справедливости ради уточню, что мальчики у нас в школе класса с шестого перестали выпиливать, им "труды" заменили... занятиями по компьютерной графике! Но девочек это не коснулось. И нам вежливо объяснили, что никакой дискриминации тут нет, а просто школа не в состоянии купить столько компьютеров! И хватит их только на мальчиков... Да и потом - девочкам ведь надо научиться шить и готовить? Да и учителя для мальчиков не нашли, а у девочек учитель есть... В результате моя дочь смеялась над тем, КАК и ЧТО их учат готовить (этому ремеслу она начала учиться еще в детсадовском возрасте и к двенадцати годам достигла немалых успехов), а я в свою очередь смеялся над тем, КАК и ЧТО они шьют... Я был "приятно" удивлен, что программа у них по труду та же, что была у нашего поколения, даже машинки стоят те же - все девчонки и тогда уже от них плакали, а сейчас несчастные железки развалились окончательно... И знакомая всем нам учительница (уже пенсионного возраста, но еще работающая) учит девочек обрабатывать швы по технологии каменного века! Понятно, что ни носить это никто не будет, даже на даче, ни применить предложенную технологию пошива к нормальным вещам нельзя... Разве что пеленки и распашонки можно так шить! Но их все равно сейчас проще купить. А заодно ругал себя, что вовремя не заинтересовал дочку шитьем, и впервые она столкнулась с этим занятием в школе - отбили охоту брать в руки иголку напрочь! Закономерен вопрос: "А ты сам-то что предлагаешь? Ругать-то все умеют!" Согласен! Так что сейчас займусь неблагодарным и бесполезным, но весьма приятным занятием - начну давать советы МИНОБРАЗу по реформе программы уроков труда! Конечно, я не берусь составлять и предлагать законченное методическое пособие - этим должны заниматься специалисты, да и понятно, что МИНОБРАЗу до меня, как до... Но просто, как говорят психологи, "я хочу об этом поговорить". Поэтому хочу предложить несколько идей - возможно, не связанных между собой, но которые давно, по-моему, напрашиваются. Поскольку у меня дочь, да и большинству дам ближе тема уроков для девочек, акцентирую внимание именно на них. 1. Задача первая. Развитие творческих способностей. Во-первых, чтобы заинтересовать детей трудом. пробудить у них в этой области творчество, им должен быть интересен сам процесс и вызывать хоть какое-то удовлетворение конечный результат.Кстати, не вижу причин разделять на разные классы девочек и мальчиков. Максимум - можно было бы создать различные группы (если есть такая возможность), чтобы дети выбирали, где именно им заниматься, в зависимости от своих склонностей и интересов. Многие девочки предпочли бы работать лобзиком, многие мальчики - иглой или поварешкой. Но главное даже не это... Ну не может вызывать творческий интерес мучимая несколько месяцев (начиная с "полуобхват груди разделить пополам и отложить от точки А до точки А1" и заканчивая безуспешной попыткой получить зачет за недошитую и безнадежно испорченную вещь) рубашка или халат! И нарезка салата из того "кто что принес, кто что забыл" в антисанитарных условиях - не лучший способ привить интерес к кулинарии. Если девочка к двенадцати годам еще не научилась резать салаты и делать бутерброды, то либо она лентяйка, либо ей это занятие категорически отвратительно, и она талантлива в чем-то другом. Ладно, допустим, шитье... Но зачем мучить девочек самостоятельным составлением формул для выкройки? Если им не дается геометрия. они все равно этого не поймут! Да и выкройки эти никуда не годятся сами по себе! Если кто и будет самостоятельно что-то себе шить, то по выкройкам из модного журнала или (в более продвинутом варианте) - по методичкам для конструкторов одежды. Почему не дать девочкам нормальные современные лекала, по которым шьют... ну, хотя бы ширпотреб на фабрике? Зачем такие сложности - пытаться сажать на фигуру "болванку" платья из материала хб? Мало того - к концу года фигура изменится, и вместо радости от созерцания плодов творчества у девочки будет стресс - платье не налезает (неправильно сшила или безобразно разжирела?!) Варианты альтернативных предложений: 1. Шить яркие свободные вещи, не требующие сложного нудного расчета, но быстрые в исполнении. Для детей важно достаточно БЫСТРО увидеть результат своего труда! У них время еще по-другому течет. Если через месяц-полтора они не сошьют полностью хотя бы мешок-три дырки, творческий интерес у большинства остынет! И предложите девочкам свободу выбора - может, ей не нужен сарафан. Может, она их не носит! Разрешите ей сшить то, что она действительно будет носить - хипповскую рубаху с фенечками, умопомрачитальную авангардную юбку... или пусть попытается изготовить головной убор эльфийской королевы или какие-нибудь "латы" амазонки-терминатора! То, что ЕЙ САМОЙ ХОЧЕТСЯ! Пусть плохо получится, пусть с нашей стороны будет дико - но девочка проявит настоящее творчество, она вложит душу и она будет счастлива воплотить именно СВОЙ творческий замысел. Занятие шитьем будет связано у нее с положительными эмоциями. И она НАЙДЕТ КУДА в этом пойти - да хотя бы на карнавал! Главное, надевать это ей будет не противно. 2. Вообще необязательно шить именно одежду. Это ведь могут быть другие виды текстильного рукоделия - гораздо более увлекательные и не выходящие из моды - например, пэчворк. Или текстильные куклы. Или какие-нибудь аппликации из пуговиц, ленточек, бисера... Пусть проявят фантазию, а заодно сделают своими руками красивую наволочку, например, в подарок бабушке... Сразу несколько зайцев убиваем: девочка занимается интересным художественным творчеством, приобретает навыки аккуратного шитья, продолжать работу ее стимулирует вид рисунка, на глазах постепенно превращающегося в расцвеченную лоскутами картину (а не вид беспорядочно раскроенной и местами непонятно как сшитой ткани - вид недошитого крупного изделия не вызывает умиления), результат ее труда будет в любом случае ПРИМЕНИМЫМ - декоративное изделие всегда годится на подарки близким, девочка научится рассматривать свое творчество как работу на благо ближнего, она почувствует (вот - это самый важный момент), что продукт ее труда действительно может быть НУЖЕН другим людям! А в результате нынешней программы она часто приходит к выводу, что результат ее труда не нужен даже ей самой! Кому понравится работать на помойку? Руки же опускаются! 3. Зачем вообще зацикливаться на шитье? Вот тут подходим к моменту объединения мальчиков и девочек. Есть масса рукодельных занятий - интересных всем, развивающих творческие способности. Дайте детям попробовать себя в разных видах творчества! Более того - предложите им выбор! И пусть кто-то от начала (выпиливание фанерки) до конца (нанесение лака и полировка) изготовит расписную доску для хлеба. Кто-то - слепит красивую композицию из папье-маше, кто-то захочет работать с пластиком, кто-то - с витражными красками, кто-то - плести из бисера, а кто-то, может быть, соберет светомузыкальную систему! Для школьного зала - почему бы нет? И дети заодно научатся видеть и ценить индивидуальность друг друга, относиться с уважением к чужим талантам и не заниматься этим вредным и дурацким делом - сравнение себя с другими, порождающее зависть или высокомерие! Пусть понимают, что умение Маши расписывать чашки - так же достойно, как умение Тани делать цветы из ткани или умение Лены выпиливать фанерные кружева... И что желание Пети изготавливать бижутерию ничуть не менее достойно, чем желание Димы делать модели самолетов. Это не значит, что Петя станет ювелиром, Дима - авиаконструктором, а Лена - краснодеревщиком... Но только свободное творчество вызывает изначальный настоящий интерес к труду, увлечение им! И пусть оценивается этот труд не под одну гребенку, а в зависимости от того, насколько ребенок реализовал СВОИ способности, в какой степени он двинулся по пути развития и приумножения талантов, данных Богом ИМЕННО ЕМУ. 2. Задача вторая. Навыки ручного труда, необходимые в быту. Мне могут возразить: "свободное творчество, конечно - хорошо, но ведь важная задача - научить тому, что действительно ПРИГОДИТСЯ в жизни". Я вас уверяю, умение шить смирительную рубашку пригодится мало кому! А закатывать компоты будут те, у кого, как максимум, есть сад-огород, а как минимум - члены семьи, обожающие консервированные фрукты! Как не пригодится умение художественной штопки колготок - это просто сейчас нерентабельно. Больше денег уйдет на нитки и времени на штопку, а в заштопанных, даже художественно, колготках, вряд ли кто будет ходить. Уж если рассматривать приобретаемые навыки с точки зрения практичности, то по моему мнению это немного не это... Зато и мальчикам, и девочкам может пригодится умение: 1. Пришить пуговицу. 2. Правильно завинтить шуруп. 3. Качественно вымыть посуду или пол. 4. Выгладить рубашку и загладить стрелки на брюках (!). 5. Завязать галстук. 6. Самостоятельно приготовить элементарную еду (а не праздничный обед). 7. Постирать себе штаны, если сломалась стиральная машина. 8. Надеть НАВОЛОЧКУ на ПОДУШКУ, а ОДЕЯЛО засунуть В ПОДОДЕЯЛЬНИК! 9. Поднять или подвинуть что-нибудь крупногабаритное так, чтобы самому (самой) не надорваться и вокруг ничего не сломать. 10. Правильно установить стремянку, разложить раскладушку - так, чтобы они не сложились под человеком. Вообще научить внимательно относиться к различным конструкциям. 11. Заменить перегоревшую лампочку, патрон, предохранитель, прокладку в смесителе, аккумулятор в телефоне... 12. Правильно почистить обувь или одежду. Уметь ее хранить так, чтобы не портилась. 13. Умение чистить, мыть и полировать различные поверхности так, чтобы добиться хорошего результата и не повредить покрытие. 14. И... (если бы меня кто в детстве этому научил, я бы молился за этого человека до конца жизни!) НАВОДИТЬ ПОРЯДОК В СОБСТВЕННОЙ КОМНАТЕ! Правильно классифицировать и складывать вещи - так, чтобы было удобно, на все хватало места, чтобы все лежало на своих местах! Список можно продолжать. Думаю, у всех найдется, что к нему добавить. 3. И, наконец, третья задача уроков труда - подготовка ко взрослой жизни. На том, что эта задача не выполняется в рамках существующей программы совершенно ( и не может выполняться: программа давно и безнадежно устарела - и как основы профессионально-технического обучения, и как приобретение полезных для жизни навыков), я даже останавливаться не буду. Начну сразу с предложений. Итак, уважаемые методисты, если хотите действительно наилучшим образом подготовить детей к успешному решению бытовых проблем и вообще приучить их РАДОСТНО ТРУДИТЬСЯ а не МУЧИТЬСЯ, научите их: 1. ГРАМОТНО РАЗГОВАРИВАТЬ с Жилищно-коммунальными службами! 2. Ознакомьте их с ПРАВАМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ и научите эти права отстаивать! Не истеричными воплями в адрес сотрудника, в чью компетенцию данная проблема не входит. А конкретными действиями, приводящими к положительным результатам. Вообще дайте основы юридической грамотности - не Римского права, не смешных американских законов о бегемоте в ванной, не подробностями уголовного судопроизводства, а просто хотя бы для начала объясните, в каких случаях можно обменять купленный в магазине товар, и что для этого надо сохранить чек, коробку и целостность всех пломб! И что при возврате товара потребуется удостоверение личности, а не бежать в мыле домой за паспортом и рыться во всех ящиках за пять минут до закрытия магазина! 3. Научите правильно пользоваться купленными вещами - сначала читать инструкцию, а потом лезть в конструкцию! 4. Научите правильно заполнять квитанции, бланки, проверять правильность счетов. 5. Научите, как искать в справочниках и том же интернете не только чаты и игры, а координаты различных бытовых и ремонтных служб. Научите грамотно делать заказ и проверять качество его выполнения. 6. Научите планировать семейный бюджет! Допустим, задание - сделать ремонт в собственной квартире. В условиях задачи - доходы семьи, перечень необходимых и желательных работ, приблизительная стоимость материалов и услуг крайний срок, к которому должны быть сделаны работы. Пусть научатся отличать важное и необходимое от второстепенного. Пусть научатся анализировать и принимать решения - за какой срок реально накопить необходимую сумму, целесообразно ли взять кредит и когда мы его сможем отдать, с какими работами справимся сами, а какие лучше доверить специалистам, на чем можно сэкономить, а на что лучше денег не жалеть, как организовать быт семьи во время ремонта (может, приурочить его к летним каникулам, когда большинство членов семьи на даче, может - к туристической поездке, а ключи доверить родственникам, а может вообще нет возможности уехать - как тогда пережить это с минимальными "потерями"?) 7. Научите составлять бизнес-план и вносить в него коррективы в соответствием с изменением обстановки. 8. Научите строить взаимоотношения с коллегами так, чтобы не создавать конфликтов, но и не позволять садиться себе на голову. 9. Научите организации досуга: мы едем в лес на шашлыки в начале мая. Что надо с собой взять ОБЯЗАТЕЛЬНО? Во сколько надо поехать ТУДА, если последняя ОБРАТНАЯ электричка - в двадцать три десять? 10. НАУЧИТЕ ДЕВОЧЕК ЭЛЕМЕНТАРНЫМ НАВЫКАМ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ! Чтобы принеся его из роддома, они не клали его на кровать и не садились рядом рыдать от того, что не знают, что дальше делать с этим кулем! Да и мальчиков тоже желательно этому научить. Хотя бы для того, чтобы не считали уход за ребенком неуважаемой работой. И чтобы жену могли подменить без нервов и многокилометровых "инструкций": когда укладывать спать цветы и поливать детей. 11. Научите выбирать в магазине качественный товар, распознавать свежие продукты. 12. НАУЧИТЕ ДЕЛАТЬ ВЫБОР САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕ ПОПАДАЯСЬ КРЮЧОК РЕКЛАМЫ! 13. Научите двенадцатилетних пигалиц пользоваться декоративной косметикой! ОНИ ВСЕ РАВНО ЭТО ДЕЛАЮТ, НО ХОТЬ НЕ ТАК СТРАШНО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ! 14. Вспомните опыт советских времен (там не все было плохо!). Возобновите "пионерские субботники". Только не формально, а сначала проведите подготовку - предложите детям высказать творческие идеи по благоустройству, например, школьного двора. Или хотя бы школьной рекреации. И честно рассмотрите эти идеи, выберите лучшие, наиболее рациональные и интересные. И помогите воплотить в жизни. Вообще - научите детей организовывать свой труд и быт так, чтобы и самим было максимально удобно, и окружающим не создавать напряга! ... а уж если понадобятся им когда самодельные передники или самодельные табуретки - так они и в сорок и в пятьдесят лет их делать научатся... если приобретут навык ОБУЧЕНИЯ и РАБОТЫ с ВЫСОКИМ КПД! Короче, вы меня поняли... МИНОБРАЗ в полном составе - обязать регулярно бороздить просторы "Джулии" и брать на вооружение идеи из самых разных рубрик, немедленно внедряя их в школьную программу!
Рейтинг: +46
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Трудности с уроками труда школа, труд, образование, дети
Никогда я не любил в школе уроки труда... не потому что лентяй и не хотел работать руками. Наоборот - именно потому, что хотел! Но НОРМАЛЬНО, а не так, как там учат. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Как повысить успеваемость ребенка в школе?Что требует школа от наших детей? Мы все учились понемногу.... Школа - «Зарисовка» Последние читатели: |
||||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Я настолько согласна со всем выше написанным, что даже не знаю с чего теперь начать...
1. Функционирует ли еще редакция журнала "Семья и школа"? Статью СРОЧНО надо отдать в печать подобного издания. Она очень актуальна!
2. Мне поставили тройку по труду за обработанные "зигзагом" швы. А что делать, если немецкую "Veritas" я освоила еще в четырехлетнем возрасте? С этой "тройкой" в аттестате я потом шила на зависть тогдашним модницам и пальто, и костюмы. Шила даже крытые меховые курточки для детей.
3. После полного курса по кулинарии я, выйдя замуж, сварила мужу молочный суп и загустила его (для сытности) манкой. Как же надо было меня любить, чтобы не вылить это пойло в унитаз?
4. Заполнять бланки в сберкассе я научилась годам к тридцати. А коммунальные платежки и сейчас представляются мне образцами китайской каллиграфии .
Это я все к чему? Не тому и не так меня учили!
И ты тысячу раз прав. Если человек чему-то захочет научится, он сделает это вопреки тому, чему учили в школе. В школе надо готовить к жизни.
ДОМОСТРОЙ чистой воды !!! То есть девки до 100 научились считать , писать умеют - и к плите с половникам ? А , пардон , пресловутые гвозди будущие мужчины забивать они монитором впоследствии будут ? Или это тоже девичья участь ( ну так , до кучи по хозяйству ) . У меня сын школу заканчивает , так я всё с мыслью :" Оля - терпи , не долго осталось . Бред этот скоро закончится " . К примеру , ну нету папы у мальчика - мама должна тогда учить как эти гвозди забивать и с дрелью справляться ? Хотя муж у меня ехидничает , мол там научат ...
Вот это женщина! Я в искреннем восхищении! Прошу ей это передать!!!
не может быть! для женщины комплименты - необходимое топливо для дальнейшего развития и совершенствования! комплиментов много не бывает) лучшие друзья девушек не только бриллианты))) умница ваша мама, Вася, просто - умница!
Мне.
И труды очень тоже пригодились, учитель у нас хороший был вначале.
Я , конечно утрирую . Мне химия тоже в моей преподавательской деятельности в итоге понадобилась. Но в итоге в школе в углублённой форме даётся многое из того , что в итоге совершенно не к чему , а необходимые в жизни знания и навыки отходят на задний план . Я говорю о современной школе с позиции мамы выпускника . Я вот своего педагога по трудам тоже до сих пор вспоминаю с благодарностью . Проблема в том , что в действительности эти уроки труда из себя представляют ? Я полностью поддерживаю тему и идею статьи - вот этому как раз не помешало бы научить .
P.S. Спросил я как-то школьную химичку чем медь протравить с печатной платы, она дала азотную кислоту, конечно, ничего не получилось, как я и ожидал...
А про уроки труда я и не писал в комментарии. )))
Это ж надо так было опечататься, писал "с темой статьи"...
Действительно повезло !!!
А у меня ( смеюсь , но...) к тому времени , как закончится эта канитель на нервной почве не только волосы , зубы выпадать начнут . В этом году сдачу ЕГЭ ужесточили ТАК !!! Директор гимназии нашей сам в шоке . ГОСПОДИ ПОМОГИ !!!
И особенно вытачивание напильником.
Вот первый учитель у нас хороший был, он всему и научил, руки поставил правильно, а дальше... дальше мы уж сами.
А девчонок по-прежнему учать ночнушки шить хб.
Про все отасльные школьные предеметы можо написать то же самое. Все устарело, мертво,...
Я мастер-класс по рисованию проводил для желающих. По собственной инициативе. Потому что у них программа по рисованию (хотя школа МУЗЫКАЛЬНО-эстетического воспитания, а не художественная!) такая. что без полбанки не разберешься... пытался как-то помочь детям научиться делать то, что с них требуют. Потому что учительница объяснить не могла.
Возьмите меня туда работать!!!
Рад был бы познакомиться с автором - likbezmat@yandex.ru
100 пудово. Мой Вам +.
От уроков труда я, безусловно, получила многое, но "благодаря" им же и потеряла. Учитель перестаралась с желанием научить меня шить профессионально и закончилось это тем, что на протяжении 15 лет я ни разу не держала иголку в руках (кроме случаев, когда меня просили нитку в ушко протянуть), а при необходимость просто пришить пуговицу кого-то просила или просто выбрасывала вещь. Что приобрела? После урока вязания пошла в отдельный кружек вязание и макраме, очень любила выжигание.
вот именно у меня с геометриейвсе отлично все равно ненавижу выкройки у меня мама швея и то не смогла приучить меня шить если бы в школе правильно преподы учили может я научилась шить вот были бы труды по интересам бисероплетение там или де купаж батик шей фартуки да халаты мне оно надо?
патсталом! нам бы такого препода.
Вась! Да это же творчество с чистом виде!!! Делаем же мы бумагу для... ну "японскую", для всякого такого .
Готовить мне нравилось больше. но и тоже-ставить оценки за длину и толщину срезанной картофельной кожуры-
а может ей понравится?
А вообще согласна со статьей - на уроках труда могли бы и более полезным вещам учить...
о, а я думала, что мне одной нравилось))
Оставить свой комментарий