Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Чтение - не мучение
Лето, долгожданное лето: школьные каникулы, палящее солнце и блаженное ничегонеделание. Для наших детей это время всегда выделяется в году, как вспышка радости: за летние месяцы они на весь последующий период запасаются витаминами тепла, света и эмоций. Для них лето - это прежде всего отдых и развлечения, и плевать им на то, что где-то в закинутом подальше школьном рюкзаке стыдливо таится измятый листочек с объемистым списком литературы, которую, по мнению педагогов, школьникам предстоит осилить за эти три месяца.
И вроде бы что тут плохого, тем более, что в этом списке рекомендованы довольно интересные книжки, те, которыми мы, родители нынешних школьников, прямо-таки зачитывались в детстве, и надо отметить безо всяких понуканий и принуждений со стороны взрослых. Не знаю как вам, но мне, маме двух подростков 11 и 14 лет, с грустью приходится признать, что вряд ли мои дети осилят хотя бы четверть из этого списка рекомендованной литературы. Мои сын и дочь, как и тысячи других современных детей, чтению книг предпочитают компьютер. Именно он, а не книги, стал для них основным источником информации, дающей и возможность развлечения, и пищу для ума. На родительских собраниях нам не устают твердить о том, что без привычки к чтению, без умения самостоятельно работать с книгой, практически невозможно вырастить образованного, умного, думающего человека. При этом учителя отмечают чуть ли не поголовное нежелание детей читать. Кто скажет, когда и почему был утерян интерес к чтению у детей. Еще в 50-70 годах прошедшего 20 века чтение было весьма устойчивой "модой" - дети прямо на уроках, спрятав книги под парту, читали Дюма и Жюля Верна, читали и после школы, иногда в ущерб домашним заданиям, прикрыв учебником физики заветный томик, отдельные экстремалы умудрялись читать даже по ночам, спрятавшись с фонариком под одеяло. Возможно, что этот гигантский интерес к чтению у детей был вызван тем, что чтение было своего рода "запретным плодом", потому что в те времена хорошие интересные книги были дефицитом ( прекрасно помню, как пришлось целых два месяца ожидать своей очереди в библиотеке на то, чтобы взять домой книгу "Дети капитана Гранта", причем на чтение выделялось только три дня, ведь очередь из желающих прочитать эту книжку детей не сокращалась). Да и родители тогда не то, чтобы запрещали читать, но и не особо это занятие поощряли, потому что чтение запоем кроме пользы, приносило еще и много вреда. Но к последним годам двадцатого столетия появились первые тревожные вестники потери интереса детей к чтению. Семьи стали жить богаче, у всех были телевизоры, позже к ним добавились компьютеры, у людей появились новые интересы и возможности. Книги уже не были таким дефицитом, как раньше, и почти в каждой семье имелась вполне приличная домашняя библиотека, содержащая те самые шедевры из золотого фонда детской и юношеской литературы, которыми бредило прошлое поколение детей, лишенных счастливой возможности читать и перечитывать полюбившиеся произведения. Однако дети, как отметили педагоги тех лет, стали читать гораздо меньше. Сейчас же ситуация и вовсе изменилась: книжные магазины предлагают обширнейший выбор литературы на любой вкус, книги можно заказать через Интернет и всевозможные почтовые рассылки. А нынешние родители просто из кожи вон лезут, чтобы привить своим чадам любовь к чтению, но - увы, попытки эти часто оказываются бесплодными. Понимая, что чтение "из-под палки" ни к чему хорошему не приведет, я сама в свое время использовала разные методы, которые по мнению педагогов и психологов, могли помочь в прививании интереса у моих детей к чтению. Когда дети были маленькими, я много читала им вслух, надеясь, что к тому времени, как они сами освоят грамоту, у них возникнет желание читать полюбившиеся в детстве книжки самостоятельно. Дети с удовольствием слушали, но особого интереса к "буквочкам, из которых получаются такие интересные сказки" как-то не испытывали. Но даже после того, как они сами научились читать, я упорно не прекращала традиции чтения вслух. По совету учителей выбирала самые, на их и мой взгляд интересные книги, и читала, читала, да не просто механически произнося текст, а с разными ужимками, изменениями интонации и модуляции голоса, по сути разыгрывая перед детьми маленькие домашние аудиоспектакли. Детки внимали историям по-прежнему с великим удовольствием, с не меньшим удовольствием откликались на предложения, "почитать дальше вслух самим, а мы с папой послушаем". Такие семейные чтения долгое время оставались, и я надеюсь будут оставаться нашей милой семейной традицией. Но справились ли эти "читальные посиделки" с той основной задачей, которую я на них, собственно и возлагала? Отвечу честно - нет! Я намеренно никогда не дочитывала книгу до конца, остановившись на самом интересном месте, я клала книгу на колени и говорила, что все остальное дочитаем потом, наивно веря, что дети, не утерпев и не дождавшись этого самого "потом", сами возьмут и дочитают понравившийся сюжет до конца. Надеждам не суждено было сбыться. Книга так и оставалась лежать на том же месте, раскрытая на той же странице. Не знаю, почему так происходило - но история, которая вызывала при совместном прочтении у детей неподдельный интерес, тут же теряла свою ценность, как только я выпускала ее из рук. Какие -то другие интересы, более сильные и могущественные, заставляли детей забывать о прочитанных приключениях, и не возвращаться к ним вновь, пока я снова не предложу "почитать ту книжку" "На чем мы там с вами остановились" - как казалось мне, очень хитро вопрошала я, на что получала вполне подробный пересказ уже прочитанных нами глав. "А почему вы дальше не стали читать сами?" Ответа нет. Конечно, можно было бы перечитать детям всю классику детской литературы вслух, мне это не трудно, и не жаль времени, потраченного на детей. Но я считаю, что для того, чтобы превратиться в настоящего читателя, дети должны читать самостоятельно, причем не вслух, а про себя. Ведь только таким образом, когда ребенок остается с книгой "один на один", чтение и становится по-настоящему интимным процессом, в результате которого он сможет почувствовать всю красоту текста, осуществить внутренний диалог с автором и героями книги, вжиться в их вымышленный мир, вместе с ними переживать, смеяться и плакать. Труднее всего стало, когда дети пошли в школу, особенно когда на уроках литературы стали задавать книги не про забавного Карлсона, о похождениях которого дети узнали еще в дошкольном возрасте, а более серьезные произведения классиков. Естественно, что столкнувшись с проблемой весьма прохладного отношения детей к чтению книг, требующих глубокого, вдумчивого отношения, я поделилась своей тревогой с одной мамой из нашего класса. Оказалось, что ее сын тоже не горит желанием читать классические произведения, входящие в школьную программу. Она сказала, что ее сын предложил ей, особо не парясь, просто купить ему "Все произведения школьной программы в кратком изложении". Другая мама, тоже озабоченная подобной проблемой, посоветовала мне купить детям хорошие экранизации популярных книг. По ее мнению, просмотр таких фильмов, пусть даже и не вызвал бы бешеного интереса к книгам, по которым они были сняты, но по крайней мере дал бы детям хоть какое-то представление о классике. Возможно, что этот метод тоже имеет право на успех. Говорю это потому, что слышала от знакомой-библиотекаря о небывалом прежде читательском ажиотаже, возникшем вокруг романов Достоевского, после того, как по телевизору был показан сериал "Идиот", причем книгу просили не только бабульки - известные любительницы всяческих "мыльных опер", но и школьники, и студенты. Но нам не помогли ни "Идиот", ни "Печорин", ни прочие вполне качественно сделанные и интересные фильмы, снятые по известным романам. Дети упорно не желали ни проникаться глубочайшими и мудрейшими мыслями Достоевского, ни приходить в восторг от блестящей поэзии и прозы Лермонтова, ни смеяться над резкосатирическими сказками Салтыкова-Щедрина. Особенное неприятие у детей вызывали подробные описания природы или внешности героев, а также длинные монологи, в которых герои описывали свои переживания и эмоции. Причины их столь явного отвращения к подобным описаниям, я в принципе, могу понять. Кто из нас, положа руку на сердце, в школьном возрасте не пропускал строки, где долго (и порой довольно нудно) описывались пейзажи, костюмы героев и интерьеры помещений, где происходило действие романов. Вероятно, таково уж свойство детской психики, в книгах они больше всего ценят фабулу, живое, динамичное действие, интригу. А для того, чтобы вообразить, как выглядит место действия или персонаж, надо напрячься, надо заставить мозг потрудиться, а этого они как раз и не хотят. К тому же повальное увлечение телевизором тоже не способствует развитию воображения, которое очень нужно для того, чтобы суметь представить себе обстановку или природу. На экране все это преподносится уже в готовом виде, как протертая кашица - знай, глотай. А давать волю фантазии, рисуя в голове вымышленный мир и персонажей, кажется детям довольно скучным и обременительным занятием. Но я решила с этим бороться, веря , что почти любое дело, кажущееся скучным, можно сделать интересным с помощью творческого подхода. Используя любовь моей дочери к рисованию, мы вместе с ней не просто прочитали "Кладовую солнца" Пришвина, мы ее нарисовали. Проиллюстрировав таким образом одну книжку, принялись за рассказы Паустовского, который по моему мнению, считается одним из самых прекрасных писателей, воспевавших красоту русской природы. Вы спросите : стала ли после этого моя дочь горячей поклонницей данных авторов. Отвечу честно - нет. То ли из меня педагог не ахти какой, то ли этот метод оказался неверным. Такое же фиаско я потерпела и с идеей домашнего театра, который по рекомендации психолога, считается одним из прекрасных способов приохотить детей к чтению. Для этого требовалось дать возможностям детям самим выбрать подходящее для постановки произведение, распределить роли и продумать сценарий. Дети, как и было обещано, пришли поначалу в полный восторг, с радостью поддержали эту идею, но все застопорилось еще на начальном уровне, когда нужно было выбрать книгу, по которой им хотелось бы поставить спектакль. Дети упорно склонялись либо к собственному сюжету, либо к сюжету, взятому из компьютерных игр. Мне все же удалось настоять на выборе кого-нибудь из классиков школьной литературы. Выбор пал на Антона Павловича Чехова, который из всех русских писателей пользуется у моих детей бесспорным авторитетом за краткость и ненавязчивую занимательность рассказов. Поставить решили коротенький, но очень забавный рассказ "Толстый и тонкий", благо он не требовал ни особых декораций, ни обилия действующих лиц. Сын с дочерью были соответственно Толстым и Тонким, а мы с папой были призваны изображать родственников Тонкого, не имеющих по требованию сюжета словесных реплик, к тому же при этом большую часть времени стоящих столбом и лишь иногда позволяющих себе редкие выразительные жесты и мимику. Роли были выучены детьми практически дословно, но уже в процессе репетиций стало понятно, что досконально следовать тексту великого классика они не будут. С каждым разом импровизации становилось все больше и больше. В конце концов от Чехова осталось одно лишь название, да имена действующих лиц. Диалоги были почти полностью изменены. Надо сказать, что этот маленький домашний спектакль, показанный на одном из семейных торжеств, вызвал шквал аплодисментов у всех родственников и друзей. Правда, при этом никто не смог с ходу назвать первоисточник, настолько детям удалось изменить действие рассказа. Узнав, что это Чехов,гости были, конечно,удивлены, но единогласно сочли это очередной оригинальной трактовкой классика. Предвижу сейчас суровый вопрос некоторых родителей, которые скажут: "Какое непосредственное отношение имеют все эти игрульки к приучению детей к чтению". Возможно даже, что кто-то уже давно бросил читать эту статью, поняв всю бесполезность найти в ней готовые и безотказно действующие рецепты на тему, как добиться, чтобы обязательная программа классного и внеклассного чтения была выполнена. Но для тех, кто все еще тут, я скажу: я действительно не знаю, как сделать так, чтобы ваши дети полюбили читать. Я сама многое пыталась сделать для этого, но результат пока что не то чтобы нулевой, но далекий от стопроцентного. Не могу сказать, чтобы мои дети совсем уж ничего не читали, но той всепоглощающей страсти к чтению, того восторга и обожания перед книгами, которые испытываю к ним я сама, мне не удалось им внушить. Читают редко, и очень выборочно. Что же касается списка литературы для чтения на летние каникулы - то с этим и вовсе беда. Хорошо хоть, что учительница литературы в нашей гимназии является человеком довольно лояльным, и раздавая эти списки, предупреждает родителей, что чтение рекомендованной литературы очень ЖЕЛАТЕЛЬНО, но превращать это в обязаловку не стоит. Тут я с ней согласна, потому что и сама не хочу, чтобы этот пресловутый список висел над моими детьми дамокловым мечом в течение всего лета. По себе замечала, что летом как-то не тянет на чтение серьезной литературы, если и хочется почитать, то чего-нибудь легкого и занимательного. Но все же бывали редкие, но удачи. Была очень рада, когда сын прочитал заданного на лето Ю. Олешу. Прекрасная книга, "Три толстяка", долгое время пылилась без дела в книжном шкафу, а летом ей выпала возможность поехать с нами в путешествие. Естественно, шанс этот предоставила ей я сама, надеясь, что, возможно в дороге сын захочет почитать ее. И надежда эта себя оправдала: во время долгой и муторной автобусной поездки, сын таки прочитал книгу. Более того: когда в пути произошла получасовая остановка для отдыха, я предложила сыну пойти поразмять ноги, на что последовал ответ: "Нет, я лучше тут посижу, почитаю, мне маленько уже осталось страниц, очень хочется узнать, чем там у них все закончилось" . Это была маленькая, но победа! Теперь, когда мы отправляемся в дорогу, сын сам настаивает на том, чтобы взять с собой что-нибудь почитать. Правда, в дороге он больше любит читать не с книжного листа, а с экрана ноутбука или МР-3, на который специально заранее скачивает выбранные им книги. Кстати, возможно, это новшество тоже может оказаться для кого-то полезным. По-крайней мере, мой сын говорит, что читать электронные тексты ему гораздо легче, чем печатные. Может он и прав, потому что слышала от кого-то, что у детей, проводящих много времени за компьютером, как-то по-особому начинает работать мозг, и информацию с современных носителей они усваивают проще, чем с обычных книжек. И пусть я не могу с уверенностью заявить, что мне таки удалось вызвать любовь моих детей к чтению, но и не буду пессимисткой, ведь все же есть, есть результаты! Хотя, вполне допускаю, что это не полностью моя заслуга. Гениальная, величайшая Агния Барто, я преклоняюсь перед Вашим талантом и умением завоевать загадочную детскую душу! Ей единственной удалось бесконечно покорить и заворожить мою непоседливую дочку. Две книжки с произведениями прекрасной детской поэтессы просто зачитаны до дыр, все стихи в них выучены наизусть, а наша старенькая местная библиотекарша уже буквально затерроризирована дочкиными просьбами поискать и выдать ей что-нибудь еще из Барто, что она еще не читала. "Как жаль, что Агнии Барто уже нет в живых, - вздыхает моя уже великовозрастная для детских стишков дочурка, - теперь и почитать больше нечего". Попытки подсунуть вместо Барто других признанных детских поэтесс, пишущих в подобной манере, закончились ничем - любовь к незабвенному автору "качающегося бычка" осталась нерушимой. И все же я бесконечно благадарна чудесной поэтессе - ведь после того, как дочь безмерно утомила всех домашних декламированием "Мы с Тамарой ходим парой", она увлеклась сочинением собственных стихов, которые были бы "не хуже, чем у Барто", а в последние два года, почувствовав вкус к сочинительству, дочка стала придумывать и замечательные сказки. Что касается сына, то он - "еще не встретил свою любовь". Я так говорю потому, что после всех моих неудач в прививаниии этой самой любви к чтению, я начала понимать, что любовь к чтению у моих детей - это как любовь вообще. Ее невозможно привить искусственным путем, и изобразить любовь к чтению ради того, чтобы сделать приятное маме или удивить учительницу, так же трудно, как "влюбиться по собственному желанию". А любимая книжка или любимый автор - их может быть несколько, а может быть один-единственный на всю жизнь, и первая встреча с любимой книжкой у одного может произойти в 3-х летнем возрасте, а кто-то может быть к этой любви будет идти всю жизнь. Само возникновение истинного, ненапускного интереса детей к чтению, является процессом, на мой взгляд довольно загадочным и сугубо индивидуальным, поэтому требует избегать при воспитании культуры чтения в семье общепринятых, но от этого довольно шаблонных методов, кои в немалом количестве вы можете получить, штудируя специализированные издания или посещая сайты, посвященные детскому воспитанию. При всем этом, дорогие родители, я ни в коей мере не призываю вас пустить этот процесс на самотек, старайтесь, пробуйте, ищите пути, которые выведут вашего ребенка к встрече с прекрасными книгами, которые на долгие годы станут его друзьями и советчиками. Но для этого не нужно пытаться засадить ребенка за книгу, применяя методы то кнута, то пряника, то грозясь выпороть, если не будет освоено требуемое количество страниц, то обещая за то же самое какую-нибудь награду. В-первом случае, вы возможно, и добьетесь, чтобы летняя программа по чтению была выполнена, но при этом можете вызвать у своего ребенка отвращение к книгам вообще. Второй метод тоже не годится: ведь настоящей, истинной любви к книгам он не принесет, потому что сформирует у ребенка представление о том, что чтение - это тяжелый труд, за который человек должен получать вознаграждение. И пусть ваши дети читают не потому что так надо, а потому что им это доставляет удовольствие! И пусть освоение списка рекомендованной школьной литературы будет для них не трудом, не обязанностью, а радостью и самым желанным занятием! P.S. Большая просьба: тем, кому это удалось - поделитесь своим опытом!
Рейтинг: +24
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Чтение - не мучение дети, воспитание, чтение, книги, школьная программа, Литература
Лето, долгожданное лето: школьные каникулы, палящее солнце и блаженное ничегонеделание. Для наших детей это время всегда выделяется в году, как вспышка радости: за летние месяцы они на весь последующий период запасаются витаминами тепла, света и эмоций.
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»Какие книги мы читаем детям? Греби шестом! Идеальная книга Читают ли наши дети?! Последние читатели: |
||||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Мне сын также говорит. Ему удобней с монитора читать, да и на поиски уходит меньше времени. Мне это сложно понять, я в этом смысле какая-то несовременная, и больше люблю печатные издания. Завалиться этак с книжечкой на диванчик ... и забыть обо всем )))
Есть любимые книги, которые уже прочитаны мною не раз. Это все еще книги моего детства, сейчас не могу найти хороших, добрых, безслэнговых книг современных авторов для шестилетки. Если кто знает-поделитесь.
Племянница моя до недавнего времени тоже читала из под палки. Но потом я купили "Гарри Потера" и она засиживалась над ним. Следом пошла книга "Хроники Нарнии". Но нам такие пока рано читать.
Возможно, что-то зависит от самих родителей, насколько они любят чтение, мы с мужем в этом плане оба маньяки.
А еще в наше время имеется пресыщение информацией-телевизор, компьютер, а читать и некогда и не хочется.
Мне кажется, что именно это и является основной причиной того, что нынешние дети неохотно берутся за книгу.
Моим детям в этом возрасте очень нравились "Денискины рассказы" Драгунского.
Немудрено. Думаю, что со временем "Гарри Поттер" станет классикой также как сказки Астрид Линдгрен.
Вот-вот, типичная история!
Не хочется в это верить
"Люди перестают мыслить, когда перестают читать" Д. Дидро.
Я немало размышляла над этим и пришла к следующим выводам. Чтобы что-то любить, получать удовольствие от какого-то процесса, нужно делать это легко и вообще видеть в этом источник удовольствия. То есть без безупречной техники чтения ни о какой любви и речи быть не может. Кроме того, необходимо, чтобы человек был способен воспринимать текст и умел выстраивать из него картинку, чтобы за буквами видел не слова, а эмоции, действия, пейзажи, слышал голоса и музыку. Вот если этого нет - любви к чтению не будет. А эта способность передаётся человеку в числе прочих от родителей - вместе с разрезом глаз, цветом волос, нелюбовью к петрушке и аллергией на мёд.
Вот такая лав стори... )))
у меня с братом такое... я в детстве прочитала всю библиотеку к доме, а он был к книгам равнодушен. хотя у нас разница всего 8 лет, и тогда не было никаких компьютеров... Дочка не читает запоем, но тоже может увлечься интересной книжкой и читать не отрываясь до конца. Вот еще не знаю, что с внуком будет, он только в 1-й класс идет...
Для этого нужны хорошее воображение и тонкость восприятия. Одна очень умная женщина как-то сказала мне, что дети на самом деле очень тонко все чувствуют, но вот описание этих самых "чуйств" в книгах не переносят за подсознательно ими ощущаемую искусственность. Еще она отметила, что взрослые при чтении умеют включать свое воображение и тем самым могут настроиться на волну писателя, ощутить в авторе родственную душу, понять что-то для себя. А детям это не нужно - они сами для себя вселенная.
А у меня был сборник алтайских сказок, тоже в пять лет, тоже сам научился. )))) Очень люблю читать.
Даешь каждому ребёнку каракалпакские сказки.
Вот совсем не факт. Успеваемость в школе и количество прочитанных книг не связаны между собой - у меня тому десятки примеров.
Не верю. )) Чтобы хороший инженер не прочёл даже десятка книг...
Зачастую технические издания доставляют настоящее эстетическое удовольствие. )) Я себя помню, что читал в детстве, прямо, как художественные произведения читалось. Хотя и обычные книги я тоже люблю.
Каюсь, я к справочной литературе отношусь как к полукниге - полезно, но и только. Хотя был грех - когда училась в универе, стырила в бибилотеке учебник "История философии" - так интересно напсан, что несколько раз перечитывала )))
Аналогично. Именно его.
Я в детстве читала очень много, и гуманитарные предметы давались мне легко, а что касается математики - тут были сложности. Не то что бы я ее не понимала, просто у меня элементарно не было времени на решение примеров и задач, заданных домой - меня ведь там ждала интересная книга!
"Очень часто в списках есть книжки, которые некоторым ребятам в силу возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь, а кому-то все это совершенно неинтересно! Просмотрите список сами. Вы знаете свое чадо! Выберите книжки, которые ваш школьник сможет с интересом прочитать сам. Остальные произведения возьмите на себя.
Прочитайте и перескажите своими словами. Можете подробно, можете, опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию, чтобы не испортить впечатление. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст.
Когда я была маленькая, папа, пока мы гуляли по лесу в поисках грибов, рассказывал мне потрясающую сказку про то, как собака превратилась в человека. Потом я с удовольствием читала «Собачье сердце» Булгакова. Но тогда папа рассказывал, как пес мечтал о косточке и обожал своего хозяина, но не вдавался в подробности политических игр и не говорил о пристрастии Шарикова к алкоголю. И правильно! Впечатление от произведения не было испорчено. А вот после прочтения «Муму» по школьной программе я не спала три ночи и жутко переживала. Так что достаточно рассказать ребенку, как мужчина утопил собачку, чтобы потом любое произведение Тургенева не пошло дальше первой страницы.
Чаще читайте вслух. Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей семьей. Вы получите от прочтения не меньше удовольствия, чем ребенок. Кроме того, вы сможете поставить акценты правильной интонацией, сможете объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - вы проведете время вместе, у вас будет общее занятие. И потом вы сможете обсудить прочитанную книжку.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ
Главное - заинтересовать
Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задано в школе, не может быть хорошим и интересным. В таком случае расскажите ребенку самый интересный эпизод книжки из внеклассного списка, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты.
Если удастся заинтересовать юного читателя каким-нибудь отрывком, предложите, чтобы всю книжку ребенок прочитал сам.
Расскажите свое детское впечатление от книги. «Когда я прочитал «Вий» Гоголя, я начал бояться привидений…» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», я так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией…»
Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать!
Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте самый удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудским экранизациям.
Аудиокниги - тоже подходящий вариант. Только обязательно проверяйте, что остается в голове у ребенка после прослушивания. Возможно, ваше чадо плохо воспринимает на слух и забывает все, что услышало, к вечеру. Аудио-книги хороши для дальних поездок и машины, когда вы можете слушать диск вместе, а потом обсуждать.
Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильмы по школьной программе, сходите с ребенком, прежде чем подсунуть ему книжку.
Но главный совет - не заставляйте читать! Наказаниями, угрозами и запретами («Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!») вы только отобьете всякое желание брать в руки книжку.
Я часто так делаю. Недавно дочка посетовала на то, что ей придется скоро придется в старших классах читать уже упомянутую "Войну и мир" и я ей рассказала, что мы в школе изучали это произведение так: мальчики прочитали там, где про войну, девочки - соответственно про мир, т.е про любовь, отношения между героями, разные бытовые подробности и перед уроком кратко информировали друг друга о прочитанном.
И это верно. Не знаю, какими мотивами руководствуются составители школьной программы по литературе, но часто в этот список попадают произведения, до понимания которых детям еще расти и расти.
Вот тут я совершенно согласна. После такого любая даже самая интересная книга может начать вызывать отторжение.
Да,если хочешь вызвать к чему-то стойкую неприязнь,заставь)))
Иногда и заставить нужно, поточу что иначе вообще никак не будет.
Очень мудрое замечание. Трудно сформировать у детей любовь к чтению, к книгам в атмосфере бездуховности, которая, увы, часто царит в современных семьях. Многие родители во главу угла своей жизни ставят прежде всего материальное благополучие семьи, стремясь дать ребенку хорошее образование, они ориентируют его на то, что грамотность и образованность нужны прежде всего для того, чтобы с их помощью приобрести в будущем престижную, высокооплачиваемую профессию, которая позволит им вести приемлемый образ жизни: с отдыхом на дорогих курортах, развлечениями, роскошными машинами и т.д и т.п. Возможно в этом и причина того, что раньше дети читали больше, чем сейчас - произошла смена жизненных ценностей.
Оставить свой комментарий