Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Нетрадиционные традиции. Купальская ночь на озере-легенде Светлояр
Там, где озера Светлояр в берендеевых чащах круг,
Мне покажет тропу гусляр, и русалки наладят струг. Как Садко, я к тебе спущусь в глубину светозарных вод, Мне подскажет сердце-вещун ту светлицу, где люба ждет. Коркин Владимир Первый раз я попала на Светлояр в 2004 году и тогда ещё не знала истории этого загадочного места. Сегодня на озере в ночь с 6 на 7 июля традиционно правится Летнее Солнцестояние или праздник Ивана Купалы. Для меня эти день и ночь - такие же ожидаемые, как и Новый год. Даже более ожидаемые. Волшебное озеро находится на нашей, Нижегородской земле. Современный Светлояр с 1998 года является памятником культуры под открытым небом. Красоты неописуемой, его иногда называют русской Атлантидой. Славны легенды озера. Они вдохновили, например, Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». О Светлояре писали М. Пришвин, М. Волошин, Рерих. Одно из преданий, считанное с «Китежского Летописца» гласит: Был на этом месте славный град Китеж. И жили в нём люди душою светлые и чистые. Однажды, столетий восемь назад тому, решил напасть на город и погубить жителей его злобный воин хан Батый со своей ордой. Не привыкшие к войнам и сражениям мирные жители не могли держать оборону. Тогда возмолились они к небу с просьбами о помощи и спасении. И небо услышало их праведные молитвы. В один миг Китеж был спрятан под землю от глаз захватчиков. А на месте ушедшего чудесным образом под воду города образовалось чистейшее озеро с целебными водами. Добрые горожане продолжают жить в подводном мире без войн, голода и бед, творя оттуда молитву о жителях земли. Боже правый, ты видишь Эту злую невзгоду. Ненаглядный мой Китеж Погружается в воду. Мария Петровых «Плач Китежанки» Местом невиданной силы почитают его люди. В нижних водах озера протекают целебные источники. И аура места самого приносит излечение и душевное спокойствие. Многие века просветлённым людям доводилось слышать в определённые дни странный перезвон колоколов, льющийся из глубин озера. И по сей день свидетельствуют старцы ближнего села Воскресенское о голосе колокола. Ищут уж много лет геологи и подводники признаки старинного города. Но пока не удалось постичь им глубины озера и не достать до дна его… Можно услышать и легенду о Чудо-Рыбе, которая охраняет глубь и её тайны. История с подводным градом уходит корнями в XII-XIII века. Но учёные свидетельствуют, что озеру – не одна тысяча лет. Возможно, образовалось оно после падения метеорита. Древнее славянское племя Берендеев ставили капища вблизи Светлого Яра. Ярило-Солнце - бог, которому правили культ славяне в дохристианские времена. Это было ещё до града Китежа. Сама я случайно приехала в село Владимирское, что вблизи Светлояра, в гости. Узнала историю, искупалась, обошла озеро вокруг. За этим случайным купанием вдруг проявился интерес к тайнам озера. Я стала глубже изучать традиции Руси, увлеклась этим «возвращением». Кроме прочего, сама, своими руками сшила себе сарафан. Белая вышитая рубаха досталась от свекрови, а ей – от кого-то, живущего ещё раньше. Пояс мне соткала по старинной технике мастерица, он – настоящий, с символическим орнаментом. На вышитой мною сумке оберег Макошь. В своём этническом костюме я стала участвовать в праздниках, возрождающих искон. В нашем городе есть этнографическая группа и ансамбль «Свети – Цвет». Это – Ольга Галица, этнограф, ведущая рубрики «Солнцеворот». Они большие молодцы. Собирают по деревням нашей области крупицы старых знаний и русской, славянской традиции. Настоящие бабушки вспоминают и поют настоящие колыбельные, праздничные песни. Рассказывают и помогают проигрывать традиционные праздники и обряды. На Щёлоковском Хуторе, в историко-этнографическом открытом музее постоянно проводятся старинные праздники, в которых участвуют не только местные жители, но и гости из других стран. Но это – другие истории, а мы вернёмся на Светлояр. В наши дни праздник обретает всё больших поклонников. А место сие облагораживается и городская цивилизация подкрадывается к самым берегам. Меня это пугает немного. Как бы не стал Светлояр и село Воскресенское новыми «ньювасюками», как бы не построили рядом с озером новый торгово-развлекательный центр. Сегодня уже третий год работает отстроенная огромная автостоянка. Ведь в июльские дни съезжаются на Светлояр туристы и путешественники из разных городов и областей. Можно увидеть машины с номерами регионов Питера, Казани, Москвы. Двухэтажные автобусы туристов с надписями Кемерово, Ярославль, Углич. И даже губернатор на вертолёте, как "вдруг волшебник"... Так в чём же древний смысл праздника? В нашем народе объединены традиции пращуров и история последних 2 тысяч лет. И это действо показывает собой древние и древнейшие пласты народной памяти и знаний. В старейшие времена все народы отмечали дни годового цикла, потому, что от круговорота природы зависела жизнь, урожай, рождение и забой скота. Всё было подчинено космическим ритмам. И Летнее Солнцестояние, 21-23 июня – одно из важнейших времён. Космические часы показывают 12.00. Полдень. Самая верхняя точка. Макушка лета – самый длинный день в году и самая короткая ночь. На колесе года этот день стоит напротив Зимнего Солнцестояния, по новому стилю – с 6 на 7 января, в Рождество. Летнее солнцестояние по новому стилю тоже, с 6 на 7 июля. Христианское название и значение этого дня – Рождество Иоанна Крестителя. По некоторым историческим данным, летнее солнце в старину называлось Купало. В народном языке эти два праздника слились в название Ивана Купало. В селе Владимирское 6 июля день почитания Владимирской иконы Божией Матери. В этот праздник паломники съезжаются и сходятся на Светлояр. С утра верующие крестным ходом идут от Владимирской сельской церкви до часовни Казанской иконы Божией Матери. Она выстроена в 90-х годах XX века на горе у самого озера. Верующие посещают новоотстроенную часовню. Возле входа стоит необычный камень со следом ступни. По преданию, след этот оставила Богородица. И женщины становятся на камень босыми ногами, тихонько про себя моля Матерь Божию об участии её в своих женских заботах о мужьях, да детях. Далее праздник разворачивается гуляньями, которые продлятся до рассвета. Днём можно участвовать в хороводе вокруг колеса, которое символизирует коловорот, колесо года. Кроме самого озера и его окрестных красот здесь есть музей Китеж. На маленьком кусочке восстановлен старинный русский быт. Можно рассмотреть вблизи предметы утвари наших предков, дотронуться руками до вещей, которых касались руки давно ушедших людей. Они жили когда-то, трудились, любили, мечтали. Когда-то давно-давно… И вот подходим к той самой берёзовой аллее к озеру. Чистый прохладный песок, очень мягкий – освежает стопы, дыханием наслаждаешься воздухом трав и берёз по берегам тропы. Теперь, правда, стоят вдоль тропы палатки. Здорово, что умельцы – рукодельники привозят сюда свой товар в поисках купца. Посуда из глины и с обжигом, раскрашенная по замыслу автора. Тканые и шитые сарафаны и рубахи. Авторские картины. Плетёные корзины и лапти. На секунды прикрываю глаза и чудится, что нет ещё восьми-десяти веков, прошедших между днём сегодняшним и летописным. И иду я по настоящей ярмарке в поисках нужной утвари или одежды… Будто чувствуется древний дух седых столетий, будто застыло время на этом месте в тот миг, когда исчез город с его трудолюбивыми жителями. И иду я, босая, в сарафане и с русой косой и чую всем телом и сердцем принадлежность всему миру, всем временам и событиям. Светлояр не принадлежит никакой религии или вере. Вокруг смешение путей и традиций. Как и годы назад, сегодня на место силы приходят православные, католики, родноверы, эзотерики, философы. Рядом сосуществуют люди любых верований и взглядов. На аллее к озеру и на берегах его можно встретить просто путника, странника, того, кто сам по себе, приезжает, чтобы почувствовать.… Здесь очень разные персонажи. И я среди них Кришнаиты, которые на самом деле вайшнавы. Отношение к ним неоднозначное. Но музыка красивая. Они улыбаются и веселятся. Что бы ни происходило, они продолжают двигаться и воспевать своего танцующего бога Шиву. Девушка делает рисунки хной. Временная «татуировка», традиционная в Индии. Я давно хотела сделать себе такую красоту. Это приятная процедура. Получилось! Около 18 часов на новой установленной сцене дают концерт фольклорные ансамбли из ближних и дальних областей. В старинных празднествах можно не только «наблюдать концерт». Важно участвовать, важно приобщиться и прочувствовать дух предков, рода, природы. Поэтому, празднуется эта ночь не только официальными концертами, но и аутентичными традиционными обрядовыми действами. В них можно с удовольствием участвовать. Наш «Свети-Цвет» тоже здесь. Самое интересное начинается, когда наступают сумерки. Именно в ночном свете видны колыхания костра, маячки свечей. Ведь огонь и вода – главные стихии этого волшебного времени. Интересное действо вершится на закате. Мы ожидаем захода солнца. Существует давнейшее поверье, что озеро нужно обойти три раза кругом, чтобы сбылись заветные мечты, ушла хворь, жизнь была в счастье. Некоторые верующие выполняют этот ритуал в истинном виде – оползают вкруг озера на коленях. Сегодня, конечно, все идут не на коленях, а на ногах, неся свечи. В начале тропы устанавливаются ворота, символизирующие переход в новую фазу. Несколько лет назад лесная тропа, опоясывающая озеро была облагорожена на радость гостям. Проложен помост на некотором расстоянии от земли. В темноте по нему идти немного страшновато, но весело. Он слегка покачивается, ведь одновременно по нему идут сотни людей. Впереди тебя человек со свечёй, позади – тоже. Можно, конечно, сойти с помоста и отдохнуть, побродить по лесу, постоять у воды, продолжив путь позже. Но чуть в сторону от тропы – темно, это настоящий лес. Можно попытаться-таки найти Цветок папоротника, который цветёт только в купальскую ночь. Озеро, опоясанное огоньками свечей. Зрелище, краше которого я не припомню. После обхода озера гуляния продолжаются. В некотором отдалении разжигается костёр, через который очень весело прыгать. В этом году костры официально запрещены. Поэтому, считайте, что не было костра… Девушки вставляют свечу в свой венок, который сплели днём. Венок пускают по воде. Гадают на суженого или просто на желание. Веночки со свечами уплывают к середине озера. Говорят, подводные жители Китежа видят эти огоньки и радуются за нас. Многие ставят огарок свечи у креста, где вырастает огненный округ. Гулять можно всю ночь, ведь она на Ивана Купало заканчивается, едва успев начаться. Предрассветный лес и берега озера покрыты туманом. Купальская утренняя роса тоже обладает целебной и молодильной силой. Гуляющие собирают её в ладони и умывают лицо. Сказочное ощущение! Многое не смогла я рассказать и показать вам. Всего и не расскажешь. Вы лучше приезжайте на будущий год. Приезжайте с семьёй, с детьми. Сами всё увидите. Возвращаясь домой, я смотрела на ночное летнее небо. Это зрелище завораживает и приятно защемляет душу. Лето в самом разгаре. Впереди у нас ещё много купальных дней, тёплого воздуха, прогулок. Но солнце… Летнее солнце в зените, но оно уже повернуло на осень. Оно уже покатилось под гору. На прошлой неделе в 22.35. было ещё светло. Сегодня – уже сумерки. С каждым днём время уходит… Участие в традиционных праздниках, игрищах позволяет настроиться на благозвучие с природой. Это тонкое чувствование. Проживание сонастроенно ритмам природы даёт возможность не переживать резкие смены восходов и закатов, весны и осени, рождения и смерти. Всё приходит и всё уходит… И приходит вновь. Это нескончаемый коловорот вселенной. Приобщиться к традиционному празднику, поучаствовать в символическом движении ритмов – значит прочувствовать эту связь, принять себя, как часть вселенной. Это важно. В статье использованы фотографии из личного архива. Рейтинг: +56
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Нетрадиционные традиции. Купальская ночь на озере-легенде Светлояр культура, история, разное, традиции, конкурс Нетрадиционные традиции
Там, где озера Светлояр в берендеевых чащах круг, Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:"Мамо, шо цэ?" или вариации на тему...Зарисовки о Мексике - 4. Дом горячих камней Царь Тамар. Путешествие в пятницу Le Dinner Blanc a Paris Время цветения сакуры |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Интересно как! Сарафан Ваш понравился, рубашка вышитая тоже!
Молодцы организаторы.
А приезжайте на следующий год!
Спасибо тебе!
Ага, я посмотрела - секрет
Благодарна!!!
Спасибо за отклик)) Да, мне кажется полезно историю повспоминать. В виде праздника - очень впечатляет.
Да! Именно "русский дух" и чувствуется))
И Вам спасибо.
Очень хотелось передать настроение, обстановку, действа.
Оччень!!!
Спасибо! Я очень-очень старалась передать...
Я читала книжку "Сказание о граде Ново-Китеже" автор М.Зуев-Ордынец,там как раз и говорится об этом озере и об этой легенде,жутко интересно!
Класс, он мне не попался.
Да, наверное об этом, вроде другого нет Китежа.
И ты приезжай!!!
Спасибо большое.
Да, я не устаю восторгаться этим местом и праздником.
Вы точно подметили
Ну так и Вас зову!
Именно, именно
Вживую ещё встораз красивее!!!
Все говорят далеко.
Так и придётся рапортировать
койко -мест
У нас в Находке в последнее время тоже делались Ивана-Купальские выезды в устье Сучана, с пусканием венков и свечек по воде (нужно придумывать плотики, однако ночной прилив их гонит от устья против течения), с купаниями, хороводами вкруг костра, у нас есть даже огнеходцы - которые по горячим углям ходят босиком. Говорят, совершенно легко, ничто не жжёт, у меня пару друзей научили - но я не могу поверить и не рискую поэтому.
Однако в традицию этот праздник пока не устаканился. Отдел культуры не чешется, а на любительском уровне всё это достаточно весело, конечно, но каждый год по-иному, да на другом месте, да с разной численностью, с разными идеями и разными лидерами, а потому пока - эклектично, цельности нет. И наряды всё больше стихийные, а не народные.
А у меня в одном из соседних городов есть компашка друзей - вот они этот праздник отмечают лихо! Если бы я работал на "СПИД-Инфо" - подумал бы, как стырить у них фотоальбомы. В такой газете редакция бы слюной захлебнулась! Очень эротично, но без непотребства. Купаются, костры жгут, венки плетут и прочие травяные наряды, пируют, играют, фотографируются - и всё нагишом или полунагишом. Наверное, у кого-то была какая-то лирика - но частным образом, а теперь они и вовсе переженились. Но иногда доходят слухи, праздновали они в этом году или нет.
Спасибо
Да, Вы знаете, мы тоже по огню ходим. Подтверждаю - ничё не жжёт
У нас есть Дятловы Горы. Откос над рекой Волгой. Там справляется Осеннее и Зимнее равноденствие, когда день и ночь равны друг другу. Тоже по углям и через костёр - обязательно!
Спасибо большое! Именно с этими чувствами и писала, хотела донести!
Классно! Тоже на празднике были?
Ух ты! Здорово
У меня в день рождения - то 180-летие Пушкина (а мне как раз 1, то 200-летие, то сессия - экзамены 6 июня, то бард-рок-фестиваль в Сучане... Так что особо ярко только несколько раз и отметил. В прошлом году полтинник пришёлся на понедельник, а в конце недели - начался уже мой бард-фестиваль "Берег Грина №17", прямо на пляжном берегу под Восточным портом. То-то попраздновали - одного коньяку надарили стттока, что за три дня не выпили. А народу-то было - сотни три... В этом году "три раза по 17" буду уже на 18-м фестивале отмечать. Кстати, именно у нас в Находке в 68-м году додумались отпраздновать 18-летие города (статус города был в 50-м присвоен). И даже Площадь Совершеннолетия в городе с тех пор есть, хотя это скорее сквер... Так что совершеннолетие фестиваля тоже надо будет отметить...
Спасибо Вам, за сказки царства Берендея!
Село Владимирское видно воспевал гусляр,
Пел про Кижи, про Русь - от своих гуслей млея.
Сошью себе такой же с кружевами,Оля, сарафан...
Кокошник расписной,и русая коса из под него упала.
Приеду на Ярило в гости к берендеям или к Вам,
И у костра макушку лета почешу... в Купало.
Рассвет там встретить с огоньками на воде,
Пройти босой по росам Родины. Святая Русь!
Взглянуть в глубь озера:" А город Китеж где?"
Ещё моложе я и краше в дом родной вернусь.
Хочу вернуться, Ольга, я в IX-й век!
Община, капища, волхвы, крестьяне,
Ярило, гусли, песняры ... из века в век.
И Русь ещё не знала слова - басурмане.
Эхо, спасибо за отзыв. Тем более - в стихах
Я Вас понимаю
Точно, там сказка.
Ну так, не устану повторять - всех приглашаю!!!!
*зопесала*
Про койко-места я уже сказала.
Надеюсь, года тебе хватит, чтобы смастерить сарафанчик?
Очень рада!!!
Правда, положа руку на сердце, в сарафанах я как-то не очень, а вот хозяйка...
Очень приятно))
Ну так, на сарафанчик целый год ещё)))
Именно живость я и хотела передать. Хотела, чтобы почти как в на самом деле читатели там побывали!
Да-да-да, завораживающие
Спасибо за отзыв
У нас один местный фотохудожник-любитель выбрался с экспедицией на Тибет, в те места, про которые Мулдашев пишет - Кайлас там... Лхаса... то, сё... оккупированный Китаем Тибет (брякнешь что-то не так на эту тему - и вылетишь из страны в два счёта)... Привёз массу впечатляющих фотокартин, даже Эверест издали снял. Так вот там истово верующие ламаисты-тибетцы тоже вокруг Кайласа на коленях идут От ступы к ступе. А это 60 км по голимым камням, в высокогорье. Надеюсь, хоть в зимние холода их или не пускают туда, или сами не лезут. А то там снег островками даже летом есть.
У нас тут тоже есть местА силы. Об их сакральности якобы весь Восток знает. А у нас одной из двух сакральных гор срыли верхушку. Соберусь с силами - расскажу о некоторых таких местах: горы Брат и Сестра, гора Пидан, Город Драконов, остров Петрова с уничтоженными буддистскими капищами ранне-средневековых чжурчженей (собсно, это было как раз накануне нашествия монголов на Древнюю Русь, 11-12-й век).
А пока можно в моих альбомах кое-что увидеть - и Дракончика, и о. Петрова.
Оставить свой комментарий