Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Нетрадиционные традиции. Купальская ночь на озере-легенде Светлояр![]() Мне покажет тропу гусляр, и русалки наладят струг. Как Садко, я к тебе спущусь в глубину светозарных вод, Мне подскажет сердце-вещун ту светлицу, где люба ждет. Коркин Владимир Первый раз я попала на Светлояр в 2004 году и тогда ещё не знала истории этого загадочного места. Сегодня на озере в ночь с 6 на 7 июля традиционно правится Летнее Солнцестояние или праздник Ивана Купалы. Для меня эти день и ночь - такие же ожидаемые, как и Новый год. Даже более ожидаемые. ![]() Волшебное озеро находится на нашей, Нижегородской земле. Современный Светлояр с 1998 года является памятником культуры под открытым небом. ![]() Красоты неописуемой, его иногда называют русской Атлантидой. Славны легенды озера. Они вдохновили, например, Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». О Светлояре писали М. Пришвин, М. Волошин, Рерих. Одно из преданий, считанное с «Китежского Летописца» гласит: Был на этом месте славный град Китеж. И жили в нём люди душою светлые и чистые. Однажды, столетий восемь назад тому, решил напасть на город и погубить жителей его злобный воин хан Батый со своей ордой. Не привыкшие к войнам и сражениям мирные жители не могли держать оборону. Тогда возмолились они к небу с просьбами о помощи и спасении. И небо услышало их праведные молитвы. В один миг Китеж был спрятан под землю от глаз захватчиков. А на месте ушедшего чудесным образом под воду города образовалось чистейшее озеро с целебными водами. Добрые горожане продолжают жить в подводном мире без войн, голода и бед, творя оттуда молитву о жителях земли. Боже правый, ты видишь Эту злую невзгоду. Ненаглядный мой Китеж Погружается в воду. Мария Петровых «Плач Китежанки» Местом невиданной силы почитают его люди. В нижних водах озера протекают целебные источники. И аура места самого приносит излечение и душевное спокойствие. ![]() Многие века просветлённым людям доводилось слышать в определённые дни странный перезвон колоколов, льющийся из глубин озера. И по сей день свидетельствуют старцы ближнего села Воскресенское о голосе колокола. Ищут уж много лет геологи и подводники признаки старинного города. Но пока не удалось постичь им глубины озера и не достать до дна его… Можно услышать и легенду о Чудо-Рыбе, которая охраняет глубь и её тайны. История с подводным градом уходит корнями в XII-XIII века. Но учёные свидетельствуют, что озеру – не одна тысяча лет. Возможно, образовалось оно после падения метеорита. Древнее славянское племя Берендеев ставили капища вблизи Светлого Яра. Ярило-Солнце - бог, которому правили культ славяне в дохристианские времена. Это было ещё до града Китежа. Сама я случайно приехала в село Владимирское, что вблизи Светлояра, в гости. Узнала историю, искупалась, обошла озеро вокруг. За этим случайным купанием вдруг проявился интерес к тайнам озера. Я стала глубже изучать традиции Руси, увлеклась этим «возвращением». Кроме прочего, сама, своими руками сшила себе сарафан. Белая вышитая рубаха досталась от свекрови, а ей – от кого-то, живущего ещё раньше. Пояс мне соткала по старинной технике мастерица, он – настоящий, с символическим орнаментом. На вышитой мною сумке оберег Макошь. В своём этническом костюме я стала участвовать в праздниках, возрождающих искон. В нашем городе есть этнографическая группа и ансамбль «Свети – Цвет». Это – Ольга Галица, этнограф, ведущая рубрики «Солнцеворот». ![]() Они большие молодцы. Собирают по деревням нашей области крупицы старых знаний и русской, славянской традиции. Настоящие бабушки вспоминают и поют настоящие колыбельные, праздничные песни. Рассказывают и помогают проигрывать традиционные праздники и обряды. На Щёлоковском Хуторе, в историко-этнографическом открытом музее постоянно проводятся старинные праздники, в которых участвуют не только местные жители, но и гости из других стран. ![]() ![]() Но это – другие истории, а мы вернёмся на Светлояр. В наши дни праздник обретает всё больших поклонников. А место сие облагораживается и городская цивилизация подкрадывается к самым берегам. Меня это пугает немного. Как бы не стал Светлояр и село Воскресенское новыми «ньювасюками», как бы не построили рядом с озером новый торгово-развлекательный центр. Сегодня уже третий год работает отстроенная огромная автостоянка. Ведь в июльские дни съезжаются на Светлояр туристы и путешественники из разных городов и областей. Можно увидеть машины с номерами регионов Питера, Казани, Москвы. Двухэтажные автобусы туристов с надписями Кемерово, Ярославль, Углич. И даже губернатор на вертолёте, как "вдруг волшебник"... ![]() Так в чём же древний смысл праздника? В нашем народе объединены традиции пращуров и история последних 2 тысяч лет. И это действо показывает собой древние и древнейшие пласты народной памяти и знаний. В старейшие времена все народы отмечали дни годового цикла, потому, что от круговорота природы зависела жизнь, урожай, рождение и забой скота. Всё было подчинено космическим ритмам. И Летнее Солнцестояние, 21-23 июня – одно из важнейших времён. Космические часы показывают 12.00. Полдень. Самая верхняя точка. Макушка лета – самый длинный день в году и самая короткая ночь. На колесе года этот день стоит напротив Зимнего Солнцестояния, по новому стилю – с 6 на 7 января, в Рождество. Летнее солнцестояние по новому стилю тоже, с 6 на 7 июля. Христианское название и значение этого дня – Рождество Иоанна Крестителя. По некоторым историческим данным, летнее солнце в старину называлось Купало. В народном языке эти два праздника слились в название Ивана Купало. В селе Владимирское 6 июля день почитания Владимирской иконы Божией Матери. В этот праздник паломники съезжаются и сходятся на Светлояр. С утра верующие крестным ходом идут от Владимирской сельской церкви до часовни Казанской иконы Божией Матери. ![]() Она выстроена в 90-х годах XX века на горе у самого озера. Верующие посещают новоотстроенную часовню. ![]() Возле входа стоит необычный камень со следом ступни. По преданию, след этот оставила Богородица. И женщины становятся на камень босыми ногами, тихонько про себя моля Матерь Божию об участии её в своих женских заботах о мужьях, да детях. ![]() Далее праздник разворачивается гуляньями, которые продлятся до рассвета. Днём можно участвовать в хороводе вокруг колеса, которое символизирует коловорот, колесо года. ![]() Кроме самого озера и его окрестных красот здесь есть музей Китеж. На маленьком кусочке восстановлен старинный русский быт. ![]() Можно рассмотреть вблизи предметы утвари наших предков, дотронуться руками до вещей, которых касались руки давно ушедших людей. ![]() ![]() Они жили когда-то, трудились, любили, мечтали. Когда-то давно-давно… И вот подходим к той самой берёзовой аллее к озеру. ![]() Чистый прохладный песок, очень мягкий – освежает стопы, дыханием наслаждаешься воздухом трав и берёз по берегам тропы. Теперь, правда, стоят вдоль тропы палатки. Здорово, что умельцы – рукодельники привозят сюда свой товар в поисках купца. ![]() Посуда из глины и с обжигом, раскрашенная по замыслу автора. Тканые и шитые сарафаны и рубахи. Авторские картины. Плетёные корзины и лапти. ![]() На секунды прикрываю глаза и чудится, что нет ещё восьми-десяти веков, прошедших между днём сегодняшним и летописным. И иду я по настоящей ярмарке в поисках нужной утвари или одежды… Будто чувствуется древний дух седых столетий, будто застыло время на этом месте в тот миг, когда исчез город с его трудолюбивыми жителями. И иду я, босая, в сарафане и с русой косой и чую всем телом и сердцем принадлежность всему миру, всем временам и событиям. ![]() Светлояр не принадлежит никакой религии или вере. Вокруг смешение путей и традиций. Как и годы назад, сегодня на место силы приходят православные, католики, родноверы, эзотерики, философы. Рядом сосуществуют люди любых верований и взглядов. На аллее к озеру и на берегах его можно встретить просто путника, странника, того, кто сам по себе, приезжает, чтобы почувствовать.… Здесь очень разные персонажи. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() И я среди них ![]() Кришнаиты, которые на самом деле вайшнавы. Отношение к ним неоднозначное. Но музыка красивая. Они улыбаются и веселятся. Что бы ни происходило, они продолжают двигаться и воспевать своего танцующего бога Шиву. ![]() Девушка делает рисунки хной. Временная «татуировка», традиционная в Индии. Я давно хотела сделать себе такую красоту. Это приятная процедура. Получилось! ![]() Около 18 часов на новой установленной сцене дают концерт фольклорные ансамбли из ближних и дальних областей. ![]() ![]() ![]() В старинных празднествах можно не только «наблюдать концерт». Важно участвовать, важно приобщиться и прочувствовать дух предков, рода, природы. Поэтому, празднуется эта ночь не только официальными концертами, но и аутентичными традиционными обрядовыми действами. В них можно с удовольствием участвовать. Наш «Свети-Цвет» тоже здесь. ![]() Самое интересное начинается, когда наступают сумерки. Именно в ночном свете видны колыхания костра, маячки свечей. Ведь огонь и вода – главные стихии этого волшебного времени. Интересное действо вершится на закате. Мы ожидаем захода солнца. ![]() ![]() Существует давнейшее поверье, что озеро нужно обойти три раза кругом, чтобы сбылись заветные мечты, ушла хворь, жизнь была в счастье. Некоторые верующие выполняют этот ритуал в истинном виде – оползают вкруг озера на коленях. Сегодня, конечно, все идут не на коленях, а на ногах, неся свечи. ![]() В начале тропы устанавливаются ворота, символизирующие переход в новую фазу. ![]() Несколько лет назад лесная тропа, опоясывающая озеро была облагорожена на радость гостям. Проложен помост на некотором расстоянии от земли. ![]() В темноте по нему идти немного страшновато, но весело. Он слегка покачивается, ведь одновременно по нему идут сотни людей. Впереди тебя человек со свечёй, позади – тоже. ![]() Можно, конечно, сойти с помоста и отдохнуть, побродить по лесу, постоять у воды, продолжив путь позже. Но чуть в сторону от тропы – темно, это настоящий лес. Можно попытаться-таки найти Цветок папоротника, который цветёт только в купальскую ночь. ![]() Озеро, опоясанное огоньками свечей. Зрелище, краше которого я не припомню. ![]() ![]() После обхода озера гуляния продолжаются. В некотором отдалении разжигается костёр, через который очень весело прыгать. В этом году костры официально запрещены. Поэтому, считайте, что не было костра… Девушки вставляют свечу в свой венок, который сплели днём. Венок пускают по воде. Гадают на суженого или просто на желание. Веночки со свечами уплывают к середине озера. Говорят, подводные жители Китежа видят эти огоньки и радуются за нас. ![]() Многие ставят огарок свечи у креста, где вырастает огненный округ. ![]() Гулять можно всю ночь, ведь она на Ивана Купало заканчивается, едва успев начаться. Предрассветный лес и берега озера покрыты туманом. ![]() Купальская утренняя роса тоже обладает целебной и молодильной силой. Гуляющие собирают её в ладони и умывают лицо. Сказочное ощущение! ![]() Многое не смогла я рассказать и показать вам. Всего и не расскажешь. Вы лучше приезжайте на будущий год. Приезжайте с семьёй, с детьми. ![]() Сами всё увидите. Возвращаясь домой, я смотрела на ночное летнее небо. Это зрелище завораживает и приятно защемляет душу. Лето в самом разгаре. Впереди у нас ещё много купальных дней, тёплого воздуха, прогулок. Но солнце… Летнее солнце в зените, но оно уже повернуло на осень. Оно уже покатилось под гору. На прошлой неделе в 22.35. было ещё светло. Сегодня – уже сумерки. С каждым днём время уходит… Участие в традиционных праздниках, игрищах позволяет настроиться на благозвучие с природой. Это тонкое чувствование. Проживание сонастроенно ритмам природы даёт возможность не переживать резкие смены восходов и закатов, весны и осени, рождения и смерти. Всё приходит и всё уходит… И приходит вновь. Это нескончаемый коловорот вселенной. Приобщиться к традиционному празднику, поучаствовать в символическом движении ритмов – значит прочувствовать эту связь, принять себя, как часть вселенной. Это важно. ![]() В статье использованы фотографии из личного архива. Рейтинг: +56
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? ![]() Нетрадиционные традиции. Купальская ночь на озере-легенде Светлояр культура, история, разное, традиции, конкурс Нетрадиционные традиции
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:"Мамо, шо цэ?" или вариации на тему...Зарисовки о Мексике - 4. Дом горячих камней Царь Тамар. Путешествие в пятницу Le Dinner Blanc a Paris Время цветения сакуры |
||||
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
Интересно как! Сарафан Ваш понравился, рубашка вышитая тоже!
Молодцы организаторы.
А приезжайте на следующий год!
Спасибо тебе!
Ага, я посмотрела - секрет
Благодарна!!!
Спасибо за отклик)) Да, мне кажется полезно историю повспоминать. В виде праздника - очень впечатляет.
Да! Именно "русский дух" и чувствуется))
И Вам спасибо.
Очень хотелось передать настроение, обстановку, действа.
Оччень!!!
Спасибо! Я очень-очень старалась передать...
Я читала книжку "Сказание о граде Ново-Китеже" автор М.Зуев-Ордынец,там как раз и говорится об этом озере и об этой легенде,жутко интересно!
Класс, он мне не попался.
Да, наверное об этом, вроде другого нет Китежа.
И ты приезжай!!!
Спасибо большое.
Да, я не устаю восторгаться этим местом и праздником.
Вы точно подметили
Ну так и Вас зову!
Именно, именно
Вживую ещё встораз красивее!!!
Все говорят далеко.
Так и придётся рапортировать
койко -мест
У нас в Находке в последнее время тоже делались Ивана-Купальские выезды в устье Сучана, с пусканием венков и свечек по воде (нужно придумывать плотики, однако ночной прилив их гонит от устья против течения), с купаниями, хороводами вкруг костра, у нас есть даже огнеходцы - которые по горячим углям ходят босиком. Говорят, совершенно легко, ничто не жжёт, у меня пару друзей научили - но я не могу поверить и не рискую поэтому.
Однако в традицию этот праздник пока не устаканился. Отдел культуры не чешется, а на любительском уровне всё это достаточно весело, конечно, но каждый год по-иному, да на другом месте, да с разной численностью, с разными идеями и разными лидерами, а потому пока - эклектично, цельности нет. И наряды всё больше стихийные, а не народные.
А у меня в одном из соседних городов есть компашка друзей - вот они этот праздник отмечают лихо! Если бы я работал на "СПИД-Инфо" - подумал бы, как стырить у них фотоальбомы. В такой газете редакция бы слюной захлебнулась! Очень эротично, но без непотребства. Купаются, костры жгут, венки плетут и прочие травяные наряды, пируют, играют, фотографируются - и всё нагишом или полунагишом. Наверное, у кого-то была какая-то лирика - но частным образом, а теперь они и вовсе переженились. Но иногда доходят слухи, праздновали они в этом году или нет.
Спасибо
Да, Вы знаете, мы тоже по огню ходим. Подтверждаю - ничё не жжёт
У нас есть Дятловы Горы. Откос над рекой Волгой. Там справляется Осеннее и Зимнее равноденствие, когда день и ночь равны друг другу. Тоже по углям и через костёр - обязательно!
Спасибо большое! Именно с этими чувствами и писала, хотела донести!
Классно! Тоже на празднике были?
Ух ты! Здорово
У меня в день рождения - то 180-летие Пушкина (а мне как раз 1
Спасибо Вам, за сказки царства Берендея!
Село Владимирское видно воспевал гусляр,
Пел про Кижи, про Русь - от своих гуслей млея.
Сошью себе такой же с кружевами,Оля, сарафан...
Кокошник расписной,и русая коса из под него упала.
Приеду на Ярило в гости к берендеям или к Вам,
И у костра макушку лета почешу... в Купало.
Рассвет там встретить с огоньками на воде,
Пройти босой по росам Родины. Святая Русь!
Взглянуть в глубь озера:" А город Китеж где?"
Ещё моложе я и краше в дом родной вернусь.
Хочу вернуться, Ольга, я в IX-й век!
Община, капища, волхвы, крестьяне,
Ярило, гусли, песняры ... из века в век.
И Русь ещё не знала слова - басурмане.
Эхо, спасибо за отзыв. Тем более - в стихах
Я Вас понимаю
Точно, там сказка.
Ну так, не устану повторять - всех приглашаю!!!!
*зопесала*
Про койко-места я уже сказала.
Надеюсь, года тебе хватит, чтобы смастерить сарафанчик?
Очень рада!!!
Правда, положа руку на сердце, в сарафанах я как-то не очень, а вот хозяйка...
Очень приятно))
Ну так, на сарафанчик целый год ещё)))
Именно живость я и хотела передать. Хотела, чтобы почти как в на самом деле читатели там побывали!
Да-да-да, завораживающие
Спасибо за отзыв
У нас один местный фотохудожник-любитель выбрался с экспедицией на Тибет, в те места, про которые Мулдашев пишет - Кайлас там... Лхаса... то, сё... оккупированный Китаем Тибет (брякнешь что-то не так на эту тему - и вылетишь из страны в два счёта)... Привёз массу впечатляющих фотокартин, даже Эверест издали снял. Так вот там истово верующие ламаисты-тибетцы тоже вокруг Кайласа на коленях идут От ступы к ступе. А это 60 км по голимым камням, в высокогорье. Надеюсь, хоть в зимние холода их или не пускают туда, или сами не лезут. А то там снег островками даже летом есть.
У нас тут тоже есть местА силы. Об их сакральности якобы весь Восток знает. А у нас одной из двух сакральных гор срыли верхушку. Соберусь с силами - расскажу о некоторых таких местах: горы Брат и Сестра, гора Пидан, Город Драконов, остров Петрова с уничтоженными буддистскими капищами ранне-средневековых чжурчженей (собсно, это было как раз накануне нашествия монголов на Древнюю Русь, 11-12-й век).
А пока можно в моих альбомах кое-что увидеть - и Дракончика, и о. Петрова.
Оставить свой комментарий