Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Авторская методика музыкально-эстетического воспитания - Мой личный гуманитарный и благотворительный проект
Мой личный гуманитарный проект
Авторская методика домашнего и внеклассного воспитания - для родителей, студентов педагогических учебных заведений и профессиональных воспитателей. Воспитание чувства красоты и гармонии у детей (и взрослых) – с использованием музыкальных записей. ***** English version Responses of parents and professional tutors On an author's technique of domestic and out-of-class musical-aesthetic education. Главная страница на тему: Безплатные консультации для родителей и педагогов. Ответы на вопросы. Приостанови меня, Создатель! Умерь бешеный стук моего сердца, успокоив мой разум. Осади мой торопливый бег видением Вечности Времени. Дай мне среди будничной суеты спокойствие вечных гор. Сними напряжение с моих нервов ласкающей музыкой Журчащих ручьёв, которые живут в моей памяти. Помоги мне узнать волшебную силу сна, Научи меня искусству минутного расслабления, чтобы я мог приостановиться и взглянуть на цветок, поболтать со старым другом, завести нового друга, поиграть с собакой, понаблюдать за пауком, ткущим свою паутину, улыбнуться ребёнку, прочитать несколько строк хорошей книги. Напоминай мне каждый день, Что в гонке не всегда побеждает быстрейший, Что в жизни важна не только скорость. Позволь мне поднять голову и взглянуть на ветви векового дуба, И понять, что он вырос таким большим и могучим Потому, что рос неторопливо. Приостанови меня, Создатель! И вдохнови меня глубже пустить корни В почву Вечных жизненных ценностей, Чтобы я мог дорасти до звёзд моей лучшей судьбы. ***** Ресурс является участником Клуба Приличных Сайтов. Базовая версия - март 2000 года. Исправленная и дополненная при участии пушистого, серо-дымчато-серебристого, с белыми лапами, кота по имени Мур-Мур, пребывавшего во время написания на коленях у автора в блаженном и мурлыкающем состоянии (кверху белым пузом). Красота навсегда остаётся жить в душе тех,кто хотя бы один раз увидел её Вперед, друзья мои! Ещё не поздно новый мир искать. Меня влечёт судьба Под парусом пуститься вслед закату. Пусть силы прежней нет Той силы, что в движенье приводила И неба твердь и землю. Не беда. Пусть жар сердец горячих Судьба и время остудили. Сильны мы волей – искать, стремиться, находить. И не сдаваться. Альфред Л. Теннисон, фильм "Общество мёртвых поэтов". Самое главное: ЗАЧЕМ учить ребёнка в идеть Красоту? "Горьки слёзы ребёнка – сделай их слащеГлубоки мысли ребёнка - не пренебрегай ими.Тяжело горе ребёнка - облегчи его.Хрупко сердце ребёнка - оберегай его." Из Манифеста организации "Kids Are Special" ("Дети - существа особенные") Калифорния, Сан-Хосе Зачем нужно показывать ребёнку (да и любому человеку) Красоту? И почему я пишу именно о музыкально-эстетическом (этическом) воспитании. Самое главное, что слушание музыки - это (в основе своей), пожалуй, самый простой и ДОСТУПНЫЙ (и по времени, и по финансам) способ воспитания, которым может воспользоваться (при желании, конечно) асболютное большинство родителей и воспитателей. Это о методе - как о способе. Теперь - о воспитании. Все нормальные родители хотят, чтобы их дети выросли (и росли) добрыми и как можно более радостными, позитивными, хорошо относящимися к родителям (но мы видим, что происходит очень часто наооборот) - и, главное, что конкретно нужно делать, чтобы так было? То есть - каковы технологии, простые детальные процедуры воспитания / в детях чувства восхищения Красотой? Ведь чем больше мы видим Красоту и Любовь - тем БОЛЬШЕ ЭТОГО СТАНОВИТСЯ (и наоборот, конечно же). Всё больше родителей задают себе вопрос: "Ну как же всё-таки воспитывать детей, когда вокруг столько плохого?" Применение этой методики решает очень многие вопросы с воспитанием. Постарайтесь, пожалуйста, как можно глубже понять простую мысль: чем чаще и глубже восхищение ребёнка (и любого человека) Красотой ( в данном случае это делается через музыку) - ТЕМ БОЛЬШЕ МЕСТА В ЕГО ДУШЕ ЗАНЯТО ДОБРОМ И ЛЮБОВЬЮ. И это место будет занято очень надолго - и тем меньше будет места в Душе человека, куда всё труднее будет войти злу и жестокости. Особенно это актуально при нынешнем мировом устройстве и позиции власть предержащих, которые идут, как показывает жизнь, на любые преступления - вовлекая в эти преступления и детей, и взрослых. Так было всегда - так называемые "государственные тайны" в подавляющем большинстве случаев скрывали, скрывают и будут скрывать многочисленные тяжкие преступления против большинства. Однако именно в наше время зло распространяется значительно быстрее - по причине развитых информационных технологий. Особенно - в России, где власти не предпринимают ничего против распространения порнографии и насилия через Интернет, который всё более доступен детям и подросткам. Нужно понять простую вещь: там, где власти РЕАЛЬНО настроены против растления детей и наркомании - это зло выжигают, как сорняк (как, например, в Китае и ряде мусульманских стран). В России власти фактически, очень похоже, принимают участие в прибылях от наркобизнеса, продажи детей и всех подобных видах "бизнеса". Почему я так в этом уверен? 1. Потому что, при развитой системе различных спецслужб, на пресечение этих (и других) преступления понадобилось бы очень мало времени. 2. Все инициативы энтузиастов - родителей, воспитателей, честных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб (которые составляют сегодня АБСОЛЮТНОЕ МЕНЬШИНСТВО в этих организациях) - реализуются только этими энтузиастами не благодаря, а ВОПРЕКИ государственной политике (реальной, конечно - а не декларируемой по ТВ и с высоких трибун на всякого рода "саммитах" и т.д. показушных "тусовках, где за закрытыми дверями (!) политики обсуждают, очень похоже, как им половчее держать свои народы в "чёрном теле"). 3. Все инициативы энтуастов воспитания поставить позитивные процессы и технологии воспитания детей на какой-то самый минимальный уровень наталкиваются на МАССУ причин - почему "это трудно делать". На ЭТО у госчиновников просто "нет денег". На особняки на Рублёвском шоссе за ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ - при зарплате в 500 долларов месяц - деньги есть. А на ДЕТЕЙ ДЕНЕГ НЕТ! Вот и делайте выводы, родители и воспитатели - нужно ли нам самим выстраивать систему воспитания наших детей, и от кого нам нужно отгораживать наших детей крепким и высоким забором?! ***** Ещё один очень важный момент. Мне тут один знакомый сказал, что при всех плюсах методики на моём сайте слишком много политики, социологии и "много негативного". Отвечаю. Мы здесь не в игрушки играем. И то, что здесь написано - не беллетристика, не развлекательное чтение, не жвачка для тех, кто хочет "убить время", а очень серьёзный вопрос. Речь идёт о моральном и физическом выживании детей - той части Человечества, которая является основным носителем идей Добра, Красоты и Сострадания (уже в школе детей начинают, как правило, отучать от этих идеалов). Нам нужно серьёзно позаботиться о том, как предотвратить превращение детей в вертухаев (надсмотрщиков над рабоами) и терминаторов - а по сути, в нелюдей. А это происходит при нынешней "системе" образования и воспитания каждый день. И мы должны реально видеть и понимать, какие факторы и силы воздействуют на наших детей, кто разрушает в них доброе и светлое, кто заинтересован вырастить из них тех, кто будет преумножать зло на Земле (проституток, уголовников и прочих таких же). И это им удаётся (примеры уже не нужны). И эти силы действуют с самых различных обличьях. В России можно говорить о так называемом "экспорте американского образа жизни" - однако нужно посмотреть, что такое "российский образ жизни". Подобным вопросом никто не задаётся - по понятным причинам - слишком очевидны ответы. В России с избытком хватает своих предателей, особенно во властных структурах и тех службах, которые их обслуживают. А в США между тем вводят в школах такой предмет, как Уроки Целомудрия (в России же преподают "безопасный секс"). Уже этих 2-х фактов достаточно для того, чтобы начать задумываться - какой образ жизни нам стоит формировать. "Есть пределы, за которыми терпение перестаёт быть добродетелью." Там нам снятся сны цветные, И кружится змей бумажный. Там босые бегаем всё лето мы. И о всём на свете судим Откровенно и отважно. И, наверно, счастливы поэтому. В нашем дворе. - Скачать или прослушать. В чём же позитив, спросите Вы? Какова КОНСТРУКТИВНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА? Моя практика работы с детьми по данной методике показала: дети меняются к лучшему, становятся добрее, спокойнее и как-то просветлённее довольно быстро. Педагогика - призвание, профессионализм и технологии (методы) работы. "Лучше зажечь свечу, чем ругать сгущающуюся тьму."Дзэнское изречение Что такое педагогическое призвание? Я думаю, это - когда мы, почувствовав радость, увидев или услышав что-то красивое и полезное, стремимся рассказать об этом другим людям. И показать, конечно, тоже. Такая черта характера, когда испытывающий радость и восхищение, хочет поделиться своими чувствами с другими людьми, должна и может считаться признаком нормальности человека, способного на преданность и беЗкорыстие (которых, увы, в нашей "солнечной стране" - имеется в виду Россия,конечно же - всё меньше). Кто-нибудь наверняка скажет: «Ну и что в этом такого? И что дальше?» А дальше нужно начать решать проблемы с воспитанием. И, развивая этот важный вопрос, мы видим либо проблемы с пониманием ситуации у дилетантов, просто глупцов и равнодушных к детям – или практическое решение вопроса порядочными заинтересованными людьми. В первую очередь это касается родителей и воспитателей. О совершенствовании ЧелоВека сказано довольно много. «Совершенствуйтесь – и тысячи вокруг Вас спасутся». «Как можно менее сообразуйтесь с веком сим, но как можно более преобразуйтесь изменением ума вашего.» И ещё важно помнить: "По делам узнаете их". Это также относится и к теме, кому можно доверять, а кому нет. В чем одна из вечных проблем воспитания и наследования нравственных ценностей? Если на звание педагога довольно часто претендуют (и уж тем более считается таковым) люди, утратившие способность восхищаться, глаза которых закрыты для видения Красоты Мира – то какую такую радость они могут передать и детям, и взрослым? Если же у человека с радостью, желанием делиться этой радостью и позитивным восприятием жизни всё в порядке, встает другой вопрос: о методиках работы (или технологиях, процедурах - и как их там еще можно назвать). Без методик дело зачастую идет трудно. Можно часто наблюдать, как человек, искренне любящий детей и желающий вроде бы сделать лучше, поневоле мучает их – в отсутствие элементарных знаний о техниках и процедурах работы, а сообразуясь с одним лишь голым желанием (а то и чем-нибудь похуже). Возможно, на чей-то взгляд, я говорю банальности – но может быть эти «банальности» повсеместно выполняются? Вряд ли. Люди, к сожалению, очень часто забывают об ОСНОВАХ - игнонируюя их только на том основании, что "это всё понятно" (а что, надо, чтобы непонятно было, что ли?). Я не претендую на сравнение своего метода со Священным Писанием – но ведь и «10 заповедей» тоже при желании можно назвать банальностью - так давно они существуют в нашем прекрасном мире, и известны почти всем. Так что очень опасно перепутать банальности с основами. Я надеюсь, что многие идеи в этой статье (простые и ПОНЯНТНЫЕ) помогут ВЕРНУТЬСЯ К ОСНОВАМ не только для многим родителям - но для большинству профессионалов-педагогов. Я безусловно поддерживаю простую и грандиозную идею обмениваться письмами о методиках работы. Я даже готов заниматься этим в бОльшем масшабе (для чего и ищу спонсоров - смотрите ссылку в конце страницы). На одно из главных мест в педагогической работе я ставлю ВОСПИТАНИЕ, а также обмен опытом в области воспитания у детей чувства Красоты и Восхищения Красотой и Гармонией. Можно и нужно работать и со взрослыми, но это другая тема. То, что я предлагаю, очень просто – как технология или процедура. Для части педагогов сложно другое – любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных или, как минимум, равных себе. Без этого метод практически не работает. Важное предисловие к последней версии. Прежде всего я прошу Вас быть снисходетельными к моему ( возможно, кажущемуся) многословию. Эта моя просьба обращена в первую очередь к непрофессиональным воспитателям - то есть родителям. Прошу Вас, наберитесь терпения - вопрос ОЧЕНЬ серьёзный. И ставки очень высоки. Поверьте, я очень долго отказывался от уговоров разных людей изложить Методику в печатном виде. Я - не профессиональный журналист или писатель - именно поэтому мне, возможно, трудно быть кратким. И вполне возможно, что какие-то разделы нужно сократить или разместить в другом порядке. К тому же вопрос эстетического воспитания - особенно в условиях современного целенапрвленного развращения и российской молодёжи, и всех остальных - тема очень обширная. Профессиональные педагоги - и те, кто пишет на эту тему - понимают, что моя Методики - это довольно краткое изложение. В отзывах можно прочесть даже фразу от редактора одного журнала о том, что "методика написана просто и без психологических "наворотов". Главным я считаю то, что изложена сама Методика - как ПРОЦЕДУРА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. И этой Методикой могут пользоваться ВСЕ ЖЕЛАЮЩЮЕ. Кому-то не понравится, возможно, некоторая эмоциональность изложения. Пишу, как умею. Поверьте, я стараюсь писать о том, как сделать лучше. Первое, что следует сделать - наберитесь терпения и прочитайте раздел "Собственно методика" столько раз, сколько понадобится для полной ясности. И не стоит комплексовать по поводу возможного непонимания отдельных частей - большинство из Вас не являются профессинальными педагогами, и имено поэтому какие-то вещи не будут понятны сразу (а также с трудом будут восприниматься жёсткие социальные выкладки - правда всегда жестока). Я лично некоторые книги читаю по несколько раз - и каждый раз понимаю что-то новое. Это просто вопрос серьёзности отношения к данной (и любой другой) теме. ***** В этой версии я поставил описание собственно Методики (как более или менее точной и конкретной процедуры) на одно из первых мест. Далее идут дополнения - все приложения о социальном окружении, в котором живут наши дети, о реальной роли государственного аппарата по отношению к детям, а также и другие можно прочесть в следующих разделах. Мне вчера один известный музыкант сказал, что методики (как процедуры) он вообще не увидел (то есть – описания того, что точно нужно делать). Возможно, это издержки моего изложения - то, что сама методика, как процедура проведения урока была слишком удалена от начала. Но скорее всего, у него просто, что называется, "мозги заточены" на другое - на исполнительство, а не на педагогику. Просто приоритеты другие. В этой редакции процедура вынесена на первую (эту) страницу. ЕЩЁ ОДНО ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ Назрел один очень важный вопрос. Некоторые читатели говорят: «Какой же это метод? Это - простое слушание музыки». Месяц назад подобную мысль высказал даже один мой знакомый, с которым мы обсуждали возможность финансирования им моей работы. Мне даже показалось, он подумал о том, что я пытаюсь получить с него деньги на "пустышку" - выдавая за "метод" простые призывы слушать хорошую музыку вместе с детьми.. Поскольку таким образом ("простое слушание музыки"), возможно, думают многие, то это очень серьёзный вопрос, и крайне важно прояснить его отдельно. Слова, которые я сейчас выскажу, принято предварять фразами типа "не хотелось никого обижать". Однако здесь, я считаю, случай особый. Поскольку правда - штука жестокая, то у меня есть выбор: говорить предельно мягко (не называя вещи своими именами) или сказать то, что я лично считаю правдой (и кого-то обидеть). Попробую найти компромисс (хотя Че Гевара выразился в своё время предельно понятно: "Центризм - первый шаг к предательству"). В данном случае избегать называть вещи своими именами - это означаете закрывать глаза на опасное воздействие, которому тотально подвергаются наши дети. Можно, конечно, просто сказать, что большинство людей в России слабо разбираются в педагогике. И - что гораздо хуже - они склонны к упрощениям. Если же выражаться предельно откровенно, то люди в России (по моим и многим наблюдениям), как правило, считают, что они могут профессионально рассуждать на любые гуманитарные темы - не имея никакого минимального образования и, главное, ПРАКТИКИ, в обсуждаемой области.. И это не только моё мнение. Профессиональные исследования показывают, что в российском обществе минимум 95% людей - это "всезнайки". Вообще-то подобное явления всегда называлось невежеством и шапкозакидательством - когда почти каждый считает себя знатоком таких, например, "простых" вещах, как воспитание детей или, к примеру, политика. Почти все, кого ни спроси, " всё понимают", все "всё знают" - а страна "почему-то" по уши в дерьме и крови. И это правда. К сожалению. Вопрос очень серьёзный. Жена богатого человека, как правило, хорошо "разбирается" в бизнесе (хотя она ни рубля в качестве предпринимателя не заработала). Человек, который более 20-ти лет назад закончил ВУЗ в области радиоэлектроники, оспаривает реальность изобретения мирового значения, вышедшего из военных лабораторий (конечно, ведь с тех пор, как он закончил институт, Человечество просто ни в состоянии было что-либо изобрести без его участия). И эти все примеры - из реальной жизни. Что делать? С одной стороны, "другого народа у нас нет" (как выразился человек, много сделавший для становления и укрепления нашего государства - при том, что много страшного делалось, скорее всего не без его участия). Поэтому - коль уж скоро вопрос возникает - нужно его прояснить. Тем более, что вышеупомянутые упрощения - болезнь очень заразная. Можно было бы сказать, что, мол, "кому надо, тот поймёт" - но это было бы обычным интеллигентским чистоплюйством. А мы этого уже наелись - и более того, это принцип не работает. Мягко говоря - потому чте, "кто не понимает" ведут себя весьма воинственно и вослекают наших детей (и взрослых заодно) в весьма деструктивные процессы.. Мы здесь занимаемся всё-таки массовым просвещением, а не подбором в единомышленники и спонсоры супер-людей с супер-интеллектом.. И я всё более ясно понимаю, что Методика интересна ТОЛЬКО тем, кто РЕАЛЬНО И НА ДЕЛЕ ("По делам узнаете их") заинтересован в воспитании в детях чувства Красоты и Добра. Таких людей - меньшинство. К ним я и обращаюсь. Итак - о "простом" слушании музыки. Во-первых, если слушать музыку целенаправленно, то это по определению уже не может быть "просто". То есть, если подходить к этому вопросу серьёзно, нужно ответить на многие вопросы. Например - какую именно музыку слушать, можно ли слушать любую классику, как должны чередоваться фрагменты, чтобы ребёнок (или группа детей) не возненавидели музыку "взрослых" в любых её проявлениях, о чём с детьми говорить между музыкальными фрагментами и т.д. Те из Вас, кто учился музыке, помнит, что есть такой предмет в музыкальных учебных заведениях - "Музыкальная литература". Это - именно предмет, с множеством методических разработок. Никто в музыкальной школе не говорит, что нужно "просто слушать музыку" - потому что человека с таким мышлением просто не пустят преподавать музыку. Это почти то же самое, что пропагандировать идею "пусть всё идёт как идёт" - но это ещё одна отдельная тема. Уже после этих "простых" вопросов понятно, что «просто слушать музыку».- это обычный и, к сожалению, очень часто встречающийса популизм (в педагогике). Ещё раз - то же самое, но другими словами. Если мы спросим людей, заинтересованных в хорошем воспитании детей (с незаинтересованными – разговор, как правило, просто беЗпредметный) – «достаточно ли просто слушать музыку с детьми?» - то практически сразу, в подавляющем большинстве случаев, получим ответ: «Нет, конечно! Ведь возникает масса вопросов ! Как подбираются фрагменты музыки? По какому принципу? Каковы критерии подбора фрагментов? Как работать с разными возрастными группами? О чём говорить с детьми, чтобы они слушали внимательно? Каким образом и в каких категориях и баллах оценивать усвояемость и прогресс в воспитании? Что делать, если ребёнок уже привык слушать музыку, которую мы считаем «попсой» и дешёвкой? И т.д., и т.п. " И это - только малая часть вопросов! То есть – ВСЕ заинтересованные люди скажут, что нужен МЕТОД. То есть - МЕТОД, как СИСТЕМА, объединяющая (на какой-то простой и мощной базе) ответы на эти и другие важные вопросы. Попробуйте сказать тем, кто серьёзно относится к воспитанию детей, что для музыкального воспитания "нужно просто слушать музыку". Уверен, что большинство людей, которые относятся к воспитанию, как к серьёзному делу, которому нужно постоянно учиться, обязательно переспросят, что Вы имеете в виду конкретно. И вряд ли их устроит такая установка, как "просто слушать музыку вместе с детьми". Кто ещё сомневается в моей правоте, может проверить это и другим способом. На практике. Возьмите любые пьесы или песни, которая нравится Вам и "просто послушайте" вместе с детьми эту музыку хотя в течение 15 минут. Как только Вы соприкоснётесь с подобной практикой (которая, как известно, в ряде случае – критерий истины), то сразу увидите трудности, которые связаны с тем, что у Вас нет метода. Есть и ещё один способ проверить, насколько эффективен Ваше "простое" слушание музыки. Прислушайтесь, какую музыку слушает Ваш ребёнок БЕЗ Вашего участия. Как он относится к животным, например? Какие книги он читает? Порасспросите его о том, кто его любимые герои. Кто уж совсем сомневается в том, что здесь описан именно МЕТОД, может прочесть отзывы родителей и профессиональных воспитателей на Методику домашнего и внеклассного музыкально-эстетического воспитания. Так что я даю именно МЕТОДИКУ. Основа - очень простая. На первый взгляд. Нужно вчитаться. Далее просто делаете, как написано. Только на этом этапе нужно потрудиться умом, напрячь воображение и интеллект – потому что тема только на первый взгляд простая. ОСНОВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОСТЫМИ И ПОНЯТНЫМИ. Многим родителям трудно даже просто подобрать музыкальные фрагменты. Часто просто трудно выделить время. Многие просят решить даже такие "простые" вопросы, как помощь в подборе музыкальных фрагментов и просят выслать готовые подборки записей. Именно поэтому мы сейчас работаем над выпуском первого лазерного диска (на нём будут размещены подборки на 3 занятия по 45 минут) и 3-х аудио компактных кассет (далеко не у всех есть лазерные CD-проигрыватели). После того, как желающие практически позанимаются с детьми по этим пособиям – им будет гораздо яснее, как можно самим составлять подобные сборники. Чуть позже мы будем выпускать и другие сборники. ПРАКТИКА вообще очень многое проясняет и ставить на своё место. Кроме того, трагедия наших детей (и их родителей, конечно) состоит в том, что реально даже "просто послушать музыку" вместе с детьми большинство родителей не находит времени. На выпивку, интрижки, ремонт автомобиля целыми выходными, хождение по магазинам за (лишними) шмотками времени сколько угодно - а на детей, как правило, время тратится по остаточному принципу. А то обстоятельство, что Вы лично, возможно, находите время на совместное слушание музыки с детьми, решающей роли не имеет - поскольку мы здесь рассуждаем не только о Ваших детях. Однако я полон сдержанного оптимизма - потому что почта, которую я получаю, говорит об искреннем интересе к методике. Радует также, что мне удалось избежать участи "непризнанного гения". На мою методику ссылаются также крупные педагогические порталы в Интернет. Самое главное, что у меня накопились положительные отзывы и родителей, и профессиональных воспитателей. Методика апробирована в одной из трудных школ Солнцево (это "знаменитый" на весь мир район города Москвы) - и результаты весьма обнадёживающие (это было ещё в 1986-87 г.г.). Помимо обычных школ и детских садов, методику можно использовать при работе с трудными детьми и подростками - включая спецшколы и исправительные учреждения. Денег, правда, пока никто не даёт - возможно потому, что воспитанием детей по-настоящему и реально озабочены только те, у кого в голове не помутилось от больших денег, и им просто нечем мне помочь в финансовом смысле. Приходится даже в долги залезать и работать в ущерб заработку в другом деле. Ну да ладно, как-нибудь..... с Божьей помощью. Очень много отзывов я получаю от заинтересованных родителей и педагогов от русскоязычных пользователей из дальнего зарубежья. Трудно сказать, почему так. То ли у них ("там в Лондоне - а у нас управдом друг человека, а не собака) дело с Культурой обстоит хуже - и они это понимают, то ли настоящей Культуры всегда мало, то ли наших граждан воспитание детей интересует меньше, непонятно). К сожаллению, многие родители поймут о чём здесь написано слишком поздно - когда они на себе почувствуют влияние "демократической" системы воспитания на их детей. Ну что тут сказать? За всё приходится платить. У каждого свой путь. Просто нужно как можно скорее понять, что покаяние не отменяет слабостей и подлостей. Отпущение грехов - это ложь тех, которые в своём "бизнесе" ушли уже очень далеко от заветов Спасителя. Дополнения от 1 ноября 2003 г. ***** Если кому-то этот раздел покажется лишним –тот может сразу переходить к следующему.А может и вообще не читать. Конечно же, разные люди очень по-разному относятся к Методике. Многим кажется, что всё просто. Правильно – идея и основа простая (было бы странно рассказывать о сугубо практическом методе в категориях сложных философских концепций). Именно просто и должно быть, чтобы можно было нанизать на эту простую основу бисер, жемчуга - и прочие красивые вещи, понятия, ощущения и т.д. Кто-то считает, что Методика чересчур сложна (и такие люди встречаются). Но многие люди искренне хотят разобраться. Поэтому хочу облегчить им решение. Практически все сложные задачи состоят из последовательности МИКРОзадач – которые по отдельности решаются очень легко. ПРОСТО уделите этому 25-40 минут в день. Слушать мелодичную, красивую музыку (к тому же) очень полезно для здоровья, расслабляться – в первую очередь Вам (взрослым) самим, чтобы отдохнуть от этой шальной жизни. Кроме того, слушание музыки – один из самых лучших вариантов общения с детьми. Это очень легко – нужно ПРОСТО выделить для этого 25-40 минут в день. Через очень короткое время Вы увидите ЦВЕТЫ КРАСОТЫ, которые расцветут в Душах Ваших детей. Нужно очень чётко понять простую вещь. В человеке – и в детях, естественно – есть и хорошее, и плохое. Чаще всего проявляется и то, и другое – всё зависит от влияния. Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми, то нужно воздействовать на позитивное и доброе. Иначе – скорее всего, и именно так и происходит – в большинстве случаев кто-то воздействует на наших детей, выращивая в них дурные и преступные наклонности. Это преступление? Безусловно! А преступление всегда кому-то выгодно. Это известно давным-давно. «Сеять разумное, доброе, вечное». Это – великая фраза. И не случайно эти слова – как и многие другие такие же – сознательно высмеиваются хитроумными политиками и закулисными "кукловодами". Если человека лишить корней, то из него можно легко делать того, кто выполнит любые приказы. Именно по этой причине в системе образования России (и другие страны не исключение) – детей в школе учат более всего тому, что нужно нашим рабовладельцам, и менее всего Добру и Здравомыслию. Да и чему собственно удивляться-то? Русскому народу уже много лет внушают крайне опасную идею о нашей так называемой "исключительной высокой духовности" (остальные люди, видать, второго сорта). А пять миллионов безпризорных детей в России - это, выходит, всего лишь статистическая единица по сравнению с нашей национальной русской "богоизбранностью". Кроме того, наш народ просто специально держат в информационном вакууме (с его согласия, конечно) - относительно всего, что касается улучшения жизни. А ведь в лучших (и очень дорогих) европейских неврологических клиниках. например, ежедневным слушанием музыки по пол-часа в день лечат тажелейшие нервные заболевания. В общем, я приглашаю Вас сделать жизнь лучше. Отзывы родителей и профессиональных воспитателей на Методику домашнего и внеклассного музыкально-эстетического воспитания. Собственно методика - как более или менее точная и детальная процедура. Воспитание чувства красоты у детей – с помощью слушания музыки. С романтическими отвлечениями. Красота навсегда остаётся жить в глазах тех, кто хотя бы раз увидел её. Краткая информация - для тех, кто по каким-либо причинам не может заплатить или хочет в начале понять основу метода. Методику можно описать следующим образом: - прослушивание КОРОТКИХ музыквльных фрагментов - в различных стилях, при условии очень хорошего исполнения; - музыка должна быть гармоничной, с красивыми мелодиями; - нужно сделать так, чтобы дети ПРОСТО внимательно слушали - и это зачастую оказывается самым трудным; - Методика очень проста, доступна для копирования даже самими детьми, для её использования достаточно иметь минимум технического оборудования. Главное, нужно любить детей и понимать, что в них уже есть ростки всего - и хорошего, и плохого (как и в любом из нас). И во многом от нас зависит - что разовьётся в ребенке к тому времени, когда он начнёт чувствовать себя взрослым. Это произойдёт примерно к 14 годам - и если воспитанию не уделялось достаточно внимания и времени, то для подростка в этом и более старшем возрасте мнение взрослых по разным вопросам, как правило, не имеет уже почти никакого значения. ***** Больше присматривайтесь к детям – и если Вам повезет, Вы увидите, сколько мудрости у них в глазах. Может быть, Вы даже сможете у них кое-чему научиться. Рекомендую перед общением с детьми привести в порядок Ваши чувства. С уважением Владимир ***** В начале нужно подготовить 25-30 музыкальных отрывков по 3-4 минуты из самых разных музыкальных жанров: классика, джаз (диксиленд для начала – и повеселей), фьюжн (сплав музык), эстрада, барды, фольклор, детские песни (в том числе – и из детских фильмов). В общем – все, от чего Вы сами испытываете восторг. * Может быть – восторг даже и щенячий, и детский. Иногда возникает вопрос: зачем нужен такой «винегрет» из разных стилей? И не лучше ли слушать 45 минут одно серьезное произведение? Рекомендую тем, кто такое спрашивает, в начале это опробовать на себе эти самые 45 минут. Несколько лет назад были «Музыкальные вечера для юношества» под руководством Виноградовой. У меня лично дети, слушающие большие произведение в посредственном исполнении, вызывали сочувствие – достаточно было видеть их лица. Практика показывает, что дети, в большинстве своем без подготовки, с трудом слушают большие произведения – и уж тем более, в исполнении, далеком от совершенства. По мнению больших музыкантов, большинство классических записей на грампластинках нужно выбросить, предварительно разрезав, чтобы их никто уже никогда не услышал. Именно по причине плохого исполнения. Нужно также учесть, что мы не можем заранее точно сказать, какая именно музыка понравится детям. Среди нас есть энтузиасты классики. Или джаза. Или фольклора. Но в музыке много прекрасных стилей и направлений. И пусть расцветают ВСЕ цветы. И пусть дети слушают разную музыку. Нужно давать пробовать. В "гомеопатических" дозах – поскольку цивилизованность есть чувство меры. Не стоит заставлять детей слушать много музыки - и только ту, которая укладывается в программу музыкальной школы. С детскими душами нужно обращаться бережно – мы же не тянем цветок из горшка, чтобы он быстрее вырос, а поливаем по определенному графику и ждем терпеливо, когда он расцветет. И свой компьютер бережем. И автомобиль. И за чистотой одежды следим. А дети чем хуже наших вещей – почему мы ними так обращаемся? Может, и с ними нужно обращаться столь же бережно? Опять-таки банальность – однако реальность показывает как раз редкое исполнение этой самой «банальности». Причем, «все всё прекрасно знают». Цикл работы следующий: пояснения – фонограмма – подведение итогов по прослушанному отрывку (подробнее смотрите ниже); Далее цикл повторяется. Педагогу или родителям при работе нужно удержаться от придумывания чего-то чересчур оригинального, так как главное уже сделано: а именно – музыка написана и исполнена. Представьте, например, что солист камерного оркестра при исполнении Генделая начнет экспериментировать на концерте – нелепо, правда? Ведь наша роль – инженер детских душ. Наша задача – максимально соблюсти чистоту метода (подробнее об этом в «Игре в бисер»). И эксперименты здесь нужно проводить очень осторожно. Также нужно учесть 3 важных условия: 1. Музыка должна быть хорошо задумана – и вызывать восторг. 2. Исполнение должно быть максимально высокого уровня. На эту тему следует посоветоваться с понимающими людьми (на детях экспериментировать не нужно в любом случае). 3. Музыка должна быть обязательно светлой. Нужно удерживаться от слушания музыки и песен, которые мучают человека и приучают его переживать. Душу излишней сентиментальностью терзать не нужно – слёз в жизни и так хватает, и не стоит заранее приумножать отрицательные эмоции дополнительно. Я сам подобное с собой делал около 25 лет – слушал, что попало, а в результате пришлось пройти через довольно тяжелые ситуации. И мне просто повезло, что я через них прошел и стал сильнее, а не сдался. Я не говорю уже о том, что мне до сих пор приходится выковыривать из себя ту грязь, которую в меня напихали в школе. Так что рисковать не рекомендую. Хотя все равно все делают по-своему - поскольку у каждого свой путь. Продолжим разговор о процедуре. Можно приготовить музыкальные отрывки на лазерных дисках – однако это будет дорого для большинства родителей и педагогов (а по-хорошему потребуется 2 лазерных проигрывателя). Но с "лазерником", конечно же, гораздо удобнее. Лучше использовать 2 кассетных магнитофона. (Можно даже и один – на случай трудного материального положения – и кассеты можно менять по ходу объяснений между фонограммами. Но один магнитофон – крайний вариант, так как во время пояснений нужно все внимание отдавать аудитории. Либо нужно готовить всю фонограмму заранее – но заранее предусмотреть ситуацию в деталях довольно трудно (знаю по себе – не удавалось практически никогда). Запись обязательно нужно готовить заранее – компоновать фонограмму в процессе работы с детьми не нужно. Это я пишу для родителей. Профессиональные же педагоги тему «Подготовка к уроку» очень серьезно изучали и в институте. Можно также записать по одному фрагменту на каждую аудиокассету - чтобы можно было компоновать "на ходу". Продаются аудиокассеты на 10 минут. При подборе упомянутых ранее 25-30 (для начала) отрывков на нескольких кассетах есть 2 варианта: 1. Подобрать на каждой кассете по 5-7 отрывков из разных жанров. 2. Написать на каждой отдельной кассете отрывки из одного жанра. Я лично предпочитаю 1-й вариант – то есть когда все фонограммы записаны на одну кассету. Здесь важно соблюсти еще и некую целостность формы – как ВЫ себе это представляете. К тому же будет гораздо лучше, если во время слушания музыки детьми Вы слушаете вместе с ними, а не суетитесь с аппаратурой. Для возможности корректировать и вводить запасные варианты рекомендую использовать именно 2 кассетных катушечных магнитофона (или лучше СД-проигрывателя) - для того, чтобы спокойно, пока дети слушают, подобрать и установить следующую фонограмму, если Вы чувствуете (или видите), что как-то нужно подкорректировать тот вариант, который Вы намечали ранее. Важный момент. Очень легко обмануться кажущейся простотой методики. Скульптура ведь тоже делается просто – «всего-навсего» отсекается все лишнее. Или картина – «просто-напросто» наносится краска на нужное место. На сайте я уже написал подробно о любителях всё упрощать (особенноо - процесс воспитания детей) и соблазнах - например, проявить свою "эрудицию" в столь "простых" видах деятельности, как педагогика. Кстати, почитайте что-нибудь о «чайной церемонии», то Вам многое станет ясно. В книгах про айкидо, например, посвящено очень много места такому принципу, как "просто делай" - как и в книгах про бизнес. Простота базовой схемы позволяет Вам сосредоточиться на главной задаче - сделать Ваш урок произведением искусства. Педагогического искусства. И это произведение искусства может быть создано и исполнено при участии исполнителя, композитора, Вашем участии - и, самое главное, детей. И Вы, как дирижер, должны быть искренни – и уметь испытывать удовольствие от того, что дети получают удовольствие. Тогда Вы будете хорошим дирижером организатором участником процесса. Слушать музыку нужно с перерывами и, вообще делать все это в виде игры – и в режиме постоянного диалога с детьми, особенно в перерывах между музыкальными отрывками. Трудно в одиночестве играть в настольный теннис или в бадминтон – как и в любую командную игру. Рекомендую по этому поводу прочесть, например «Игру в бисер» Германа Гессе. И есть потрясающий фильм - "Форрест Гамп". Если не можете купить (все-таки 100-150 рублей) - позвоните мне, я помогу. . Зачастую родители и воспитатели опасаются, что дети, особенно маленькие, «плохо поймут» какую-то музыку. Взрослые почему-то думают, что если им что-то не понятно, то уж ребенку и подавно. Они ошибаются – и на самом деле чаще всего бывает наоборот, так как у детей гораздо лучше взрослых развито образное мышление, и им многое не нужно понимать (по меркам взрослых). В моей практике были совсем маленькие детишки - 2-3 месячного возраста - они-то уж точно никаких «умных» объяснений не понимали. Кстати, использование записей тихой спокойной музыки - очень хороший способ избавиться от детского крика в семьях, где детишки совсем еще маленькие. Рекомендую также и беременным женщинам почаще созерцать красивое и слушать красивую, спокойную, обязательно мелодичную музыку – которая вызывает ощущение открытия «Пути наверх». Можно также назвать это состоянием «снизошла благодать». Мужьям этих женщин также стоит разобраться в этих вопросах. Остерегайтесь музыки, которая работает исключительно по нижним энергетическим центрам. Это – как раз та музыка, которую современные подростки и юноши слушают на дискотеках. Поэтому приучите заранее детей к другой музыке – заодно уменьшится риск употребления сигарет, алкоголя и наркотиков. Судя по профессиональным исследованиям – это реально. Желательно, чтобы продолжительность музыкальных фрагментов - особенно на начальных этапах - была по длительности не более 4-5 минут – лучше будет, если фрагмент кончится раньше, чем пройдет интерес или ощущение новизны. Чтобы ребенок ушел после занятия с желанием послушать еще где-нибудь в другом месте - например, дома с родителями. Кстати, в процессе подобных занятий частично решается очень серьёзная проблема «отцов и детей» - это расслоение имеет уже сегодня очень серьезные социальные и демографические последствия. Каждый фрагмент нужно как-то очень подготовить и нарисовать словами какую-то картинку или видеоряд – для детишек до 10 лет можно нарисовать картинки, похожие на сказки. Детям постарше лучше просто объяснить, что эту музыку (например, классику) слушали уже миллионы людей; и «неужели в этой музыке нет ничего такого, что было бы и вам, ребята, интересно?». Нужно сделать так, чтобы они задумались: «А действительно, может, там что-то есть, если так много людей ее слушают». Практика показывает, что дети так называемого «трудного возраста» при таком ненавязчивом и уважительном подходе прекрасно воспринимают классику (но повторяю - в усвояемых дозах). Можно подключить и другие элементы психотренинга - например (перед слушанием фрагмента), проговаривание картинок с закрытыми словами. На эту тему есть очень хорошие методы, разработанные организацией ""Kids Are Special" ("Дети - существа особенные") Калифорния, Сан-Хосе. Я участвовал в их семинаре в 1990 году - впечатления очень сильные. Кстати, при наличии минимальных средств их можно пригласить в Россию. Еще один важный момент. Ваши пояснения должны быть минимальными – и, самое большое, могут быть похожи на сказку-картинку. Ни в коем случае не стоит даже и пытаться заниматься объяснением-навязыванием того, что «означает музыка». Если у кого-то все-таки возникнет соблазн заняться словоблудием, рекомендую слегка порассуждать: если бы, например, Сергей Васильевич Рахманинов счел нужным оставить «письменные инструкции» или методические пособия, как следует понимать его музыку, он бы уж наверное это сделал. А уж если мэтр, равно как и все остальные великие композиторы, до этого не додумался, то и нам это делать излишне. Да и вообще – для чего же тогда придумано искусство? Может быть, именно для того, чтобы выражать то, о чем трудно сказать словами. Оставьте детям возможность самим, при Вашем минимальном влиянии, решать, что же такое означает музыка. И – совет для родителей, неискушенных в педагогических технологиях и навыках - не вздумайте тянуть из ребенка слова про «высокую духовность произведения», про лес или какую-нибудь «лунную дорожку». Единственное, что Вы можете сделать, это поделиться своими впечатлениями, опять же – в минимальном объеме. А лучше спросите у ребенка, какие у него впечатления – но без «разжевывания» и подсказок. Иначе Ваш ребенок будет чересчур часто и много мыслить только стереотипами. В общем, в любом случае нужно сделать так, чтобы дети просто внимательно слушали. В определенном – спокойном, в первую очередь - состоянии. Иногда бывают трудности - разговоры в аудитории во время работы. Я решаю это просто: предупреждаю в начале занятия, что при разговорах буду просто выключать запись; а когда ребята все-таки начинают шуметь или разговаривать, я действительно останавливаю фонограмму – и спрашиваю лишний раз, интересно ли то, что мы слушаем. Чтобы быть уверенным в положиельном ответе на «100%», нужно начинать занятия с энергичной музыки, которая понравится однозначно (например: Tiger-Rag – Луис Армстронга), во время которой дети могут даже попрыгать и покричать. Записи, несущие подобные педагогические функции, должны быть обязательно концертными – там хорошо слышны и смех, и восторженные крики в зале. В общем – живая музыка. Здесь одновременно отрабатывается еще один психологический момент – дети начинают доверять педагогу. При этом, как было сказано, нужно «расшевелить» детишек радостной и живой музыкой. Их возбуждение продолжается несколько минут – и в этом состоянии они будут усваивать и классику, и любую другую музыку различной сложности. Обращение с детьми должно быть предельно уважительным. Вместе с тем, попадаются дети, которые просто любят мешать другим и по-хорошему не понимают. Малышей я несколько раз был вынужден выставить из класса, ребят постарше я бережно высмеиваю – вначале попытавшись с ними лично немного поговорить, точнее поспрашивать, а еще точнее – побеседовать). Есть также способ весьма простой – остановить музыку и молча ждать, когда баловник успокоится. Как правило, он не выдерживает молчаливого давления других, которым действительно интересно. В любом случае, испытывать отрицательные эмоции для педагога или родителя – недопустимо. Во-первых, это сразу плохо отражается на детях и отношениях с ними, во-вторых – медики доказали, что все болезни от нервов. После первого живого и энергичного отрывка можно послушать опять же джаз – но уже поспокойнее. Например, Дюка Эллингтона – попроще и поархаичней, почти диксиленд. А номером 3 или 4 я всегда, как правило, давал детям слушать классику. Для маленьких иногда Дм.Кабалевский, Вивальди, Бах, Гендель. Сложную музыку вроде А.Шнитке и других современных авторов дети без специального образования и подготовки, как правило, не воспринимают. Когда я объявляю о том, что «сейчас мы послушаем классическую музыку», у детишек, как правило, выражается определенное разочарование. С этой ситуацией я работаю уже описанным способом – то есть «давайте послушаем короткий отрывок – а там видно будет. А вдруг понравится?» И далее в том же ключе. Главная трудность для педагогов или родителей (которым желательно учиться педагогике – иначе зачем было ребенка заводить?) – это пресловутое умение «возлюбить ближнего своего» и видеть в маленьком человеке самое лучшее, что в нем есть. То есть трудность в том, есть ли в нас тепло, которым могут обогреваться окружающие. Да – вот ведь – выясняется, что нам самим много чему нужно учиться, оказывается. Педагогу крайне важно обязательно самому иметь хороший музыкальный вкус. Если у Вас есть сомнения на этот счет - в смысле, насчет Вашего вкуса – это в любом случае хорошо. Но как же быть с подготовкой к работе с детьми? Есть простой способ: до того, как работать с аудиторией, прослушайте написанные варианты несколько раз. И прислушайтесь к себе – Вам-то самому доставляет удовольствие слушать то, что Вы «наваяли»? Можно сделать проще – обратитесь ко мне. Я дам Вам уже совсем конкретные инструкции – просто готовый список музыкальных произведений. А лучше делать и то, и другое – в любом случае это и приятно, и полезно. Из практики общения с педагогами и родителями могу сказать: для многих оказалось приятным сюрпризом, что такая работа проста и приятна – стоит лишь один раз попробовать. Важно с детьми почаще беседовать - как с равными. Лучше, если вы понимаете, что это на самом деле так и есть. И вообще – нужно дать понять детишкам или иногда лучше сказать прямо, что Вас интересует их мнение. И побольше спрашивайте – они Вам сами все о себе расскажут. Просто нужно иметь терпение выслушать. Есть еще один игровой прием, позволяющий заметно оживить занятия. Я говорю: «Вам в школе ставят оценки?» «А теперь вы будете ставить оценки.» Им же интересно – потому что необычно. Я раздаю детишкам листочки, на которых прошу их поставить оценки – за «музыку №1», затем за «музыку №2» и так далее. Иногда дети спрашивают, нужно подписывать фамилии. Я шутливо отвечаю, что «а как же!» и если кто поставит за классику «двойку», того я поставлю в угол или вызову родителей в школу. Если юмор не понимается, говорю еще раз, что меня интересует их мнение. (Вспомните, часто ли в школе Ваши учителя говорили Вам такое. Вспомнили?) После моего ответа отношения заметно отогреваются. И я прошу детей честно отвечать – если не понравилось, так не понравилось. Еще после каждого отрывка я прошу поднять руки – тех, у кого пятерка; потом тех, у кого двойка. Именно так – в разбивку. Листочки я собираю в конце занятия - дома складываю баллы и делю сумму на количество слушателей (среднее арифметическое). Таким образом, можно получить статистику по различным жанрам – а также отслеживать прогресс в восприятии, классики, фольклора, фьюжн и другой, «экзотической» для средне-российской школы. Средний балл, как правило, увеличивается. Случай из практики. Учащимися одного из 8-х классов довольно запущенной школы с первого прослушивания 3-й концерт Рахманинова оценивался в среднем как 3,95, то есть практически – 4. Дети же 6-8 лет «кушают» практически любую цивилизованную музыку. И, кстати, не воспринимают никак музыку кричащую типа «металл» или «рейв». Дюк Эллингтон как-то сказал, что «рок – это не музыка, а социальное явление». Пару слов о моих о собственных музыкальных вкусах. Я люблю слушать разную музыку – например, органную музыку Баха слушаю чаще всего. Очень редко - и все реже - я с удовольствием слушаю «Deep Purple» - «Шаровую молнию» или «HighWay Star». Но нужно помнить, что эта музыка все-таки не современный рок, а мелодический 70-х годов - тогда уродство на сцене еще не было принято. А иногда мне хочется слушать только русские народные песни. Или распевы донских и кубанских казаков. Церковную музыку я слушаю очень редко - я ее просто плохо понимаю. Но, повторяю, это мои личные вкусы - а детям нужно слушать разную музыку. Часто я прошу к следующему занятию кого-нибудь из детей подготовить минут на 20 фонограмму – и провести урок его с моей помощью. Кто хочет, может и сам исполнить что-нибудь. Можно под гитару – или просто сыграть на флейте или на гобое, или на балалайке. Или на ложках, если хочется ребенку. Таким образом, на очень ранней стадии – иногда уже в 5-7 лет – выявляется и формируется склонность к педагогике у самих детей. Присмотритесь, дети вообще очень любят делиться радостью с другими – и со взрослыми, кстати, тоже. Только взрослые почему-то этого не ценят и не поощряют – не знают просто, наверно. В конце занятия я прошу детей поставить оценку мне лично – за проведенное занятие. В общем, главное, чтобы все время было интересно и тепло – и детям, и Вам. Теперь – насчет современной молодежной музыки. Я лично ее просто не слушаю. Но ни в коем случае не нужно ругать какой-нибудь рэйв или хиви-метал. Тем, кто будет практиковать мой метод, я рекомендую подготовить несколько подобных записей на отдельных 1-2 кассетах. Далее просто. Вы играете метал или рэйв – дети его внимательно слушают. А после этого играете, например, Антонио Вивальди для гобоя и струнных – что-нибудь очень возвышенное и романтическое, и главное понятное – одну из хоральных прелюдий И.С.Баха или что-то подобное. А потом – опять «металл». Можно и в начале мелодичную классику. Затем спрашиваете – ну и как? Как правило, детям все понятно. Помните про оценки за 1, 2 и третий отрывки. Все познается в сравнении. Есть такая древняя притча. Один мудрец нарисовал на песке палкой линию – и попросил своего советника удлинить или укоротить эту линию, не притрагиваясь к ней. Что же сделал советник? Попробуйте угадать. Лишний раз хочу напомнить, что очень важно прерывать отрывок до того, как он надоест – а лучше, что называется «на излете», то есть как раз тогда, когда стало совсем интересно – чтобы именно это впечатление осталось. Чтобы хотелось слушать еще. Дома, например. Чтобы осталось чувство востребованности – а не утомления. Важный момент. Перед началом урока я всегда говорю детям, что любой из них может покинуть занятие, ничего мне не объясняя – единственным условием является уход между музыкальными отрывками, чтобы не мешать остальным. Таким образом, снимается один из психологических барьеров – «ну вот, еще 45 минут сидеть в этой такой-сякой школе». Однажды у меня был случай. В класс набилось человек 50 (2-й и 3-й класс) – и я им предложил слушать, пока будет интересно. Естественно, через каждые 45 минут был перерыв 10 минут (проветрить помещение – что, кстати, в большинстве школ не делается годами. Окна в классах просто забиты гвоздями наглухо. И неудивительно, что дети в школе болеют. Еще одна отдельная тема.) Любой ребенок мог уйти в любое время. Человек 15 ушли, а остальные дети, весьма довольные, слушали музыку с 12.45 до 18.00 – потом я опыт прекратил. Интересна реакция некоторых учителей школы и администрации на мои занятия. Об администрации – разговор отдельный, а случай с одной учительницей очень показателен. В конце урока (45 минут), на котором она присутствовала вместе с ее 3-м классом, мы слушали «Мираж» Жан-Люка Понти. Урок закончился, дети начали расходиться – а у этой женщины не сходило с лица мечтательно-восторженное, какое-то, в хорошем смысле, детское выражение. Я спрашиваю: «Что с вами?». А она говорит: «Я никогда не думала, что музыка может быть такой красивой!» Я потом спрашивал себя, что у нее за жизнь такая была? Я надолго запомнил этот очень показательный пример - для нашей страны. Кто-то сказал, что «русский – это не нация, это – судьба». (Только прошу не воспринимать это буквально.) У меня на занятиях однажды 3 акселерата-семиклассника ответили проверяющей комиссии, которая была настроена против моих занятий, что они открыли для себя классику. Помню, это было для меня большим сюрпризом – и я лишний раз убедился, что не зря работаю. Все рассказать за один раз трудновато. Задавайте вопросы. В Москве могу помочь и провести показательные уроки. Методика также особенно хороша для детей, обделенных обычным (точнее, как выясняется, необычным) человеческим теплом – из неблагополучных семей, а также содержащихся в детских домах, в колониях и тюрьмах. Благо, не нужно много денег. Правда, с человеческим теплом у некоторых педагогов в подобных заведениях могут быть проблемы – но я думаю, что хороших людей все равно больше, чем плохих. Метод хорош и для тех семей, где не могут себе позволить купить музыкальный инструмент и тратить деньги на педагога. Слушание хорошей музыки – равно как и общение с положительными людьми – дает хороший воспитательный эффект. Как в дзэн – «от сердца к сердцу». Еще лучше, когда сердце чистое. Я всегда пользуюсь случаем попросить их написать мне что-то из того, что нравится ИМ. Очень интересно наблюдать, как меняются вкусы. Наша задача состоит в том, чтобы ребенку самому захотелось дома самостоятельно или с друзьями и родителями слушать ту музыку, которую он слушал с Вами. Или любую другую – но красивую. Это касается и дистанционного обучения педагогов-воспитателей и родителей. Всем желающим предлагаю также методику «Техника улучшения качества жизни» – подробнее письмом. Вообще тема семейной психологии нуждается в отдельном обсуждении – я готов эту тему обсуждать. Замечу, что в период «застоя» власти относились к моей работе, как и вообще к подобным проблемам, несравнимо лучше, чем сейчас. Помню, как мне администрация школы мешала работать – и я пошел в райком КПСС. Это было в 1986 году. Порядок навели за 30 минут – позвонили в школу и поставили на место так, что мало не показалось. Комментарии излишни. А вывод простой – сейчас ситуация совершенно другая. И о наших детях сможем позаботиться только мы сами – к тому же слишком много вокруг тех, кому наши дети нужны только для того, чтобы временно попользоваться. Одним из преимуществ данного метода являются минимальные финансовые затраты. Музыку я подбираю исключительно ту, что нравится мне самому. Только так. Иначе нельзя - детям можно давать только то, чем восхищаешься сам. Как и все то, что даёшь людям. Понятно, что мир живет иногда по другим законам. Но это уже выбор каждого - что делать в первую очередь: брать у людей или отдавать людям. Примеры – составляйте, как Вам нравится. Можете также делать это вместе с детьми. Например, можно составить фрагменты по принципу: "один ставит ребёнок, один - Вы". Папа может сделать это с ребёнком - и сделать маме сюрприз. Мама может сделать то же самое. Потом ребёнок может составить - и даже сам провести занятие, а папа с мамой будут ставить оценки. В общем, можно - при желании - очень мого чего придумать. Музыкальные фрагменты. Главное: составляйте программы для занятий так, как нравится ЛИЧНО Вам New! - Отдельные фрагменты из списка можно скачать - Избранная музыка 1-й концерт для ф-но с оркестром – Дмитрий Кабалевский Tiger-Rag и другое – Луис Армстронг St.Louis Toodle-OO – оркестр Дюка Эллингтона, 1927 год. 3-й концерт С.В.Рахманинова для фортепиано с оркестром. «Тридцать три коровы», «Жил да был брадобрей» – из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». Ансамбль Дмитрия Покровского – народные песни. Ансабль "Песняры", Беларуссия - народные песни в первую очередь. «Солнечный танец Средиземноморья» – Эл ди Меола, Джон Мак-Лафлин, - концертная запись. Индийская народная музыка Народная музыка разных народов «Корни лотоса» – Махавишну-оркестр. Жанна Бичевская – баллады и народные песни. Латинская оркестровая музыка – баллады «Иракере» – оркестр, Куба. Жан-Люк Понти - «Мираж» и др. Александр Дольский - «Два мальчика» и многое другое. «Концерты для гобоя и струнных» – Антонио Вивальди. «Кончерто гросси» – Гендель Произведения для органа, Бранденбургские концерты – И.С.Бах Гитара - классика и современная музыка. «Я мечтал пожить, как дельфин» – «Рондо» Музыка из кинофильмов – красивые баллады – наших и зарубежных (например, из кф «Тутси»). “Dire Straits” – в основном, баллады. Джаз – в основном, диксиленд. Оркестр Садао Ватанабэ. Дейв Грюсин. Классика – на Ваше усмотрение. Экологический джаз – “Wolf Eyes“ Ирина Сурина – практически все русские народные песни. Оркестр Поля Мориа. Армик – современная гитарная музыка. В общем, все, чем Вы сами восхищаетесь. Потрясающей музыки вокруг очень много. New! - Избранная музыка Скоро в продаже появятся первые подборки записей. Стоимость диска с музыкальными фрагментами, подобранными специально для занятий по моей Методике (на 3 занятия) - также 10 евро (или 370 рублей) без стоимости пересылки. Пересылка - курьерской почтой.. Условия - 100% предоплата, после получения денег. Методика высылается электронной почтой. Стоимость других вариантов пересылки (обычная почта и др.) обсуждается отдельно. ***** Больше присматривайтесь к детям – и если Вам повезет, Вы увидите, сколько мудрости у них в глазах. Может быть, Вы даже сможете у них кое-чему научиться. Тем более, что (если называть вещи своими именами) большинство нас, взрослых, является подпорченными (в той или иной степени) детьми. Рекомендую перед общением с детьми привести в порядок Ваши чувства. Краткая библиография на тему "Высокое качество жизни" - Джим Рон – “Сезоны жизни”, “Пять элементов мозаики жизни”, “Семь стратегий” - “Энергия позитивного мышления” – Норман Пил. - Ричард Бах - “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”, “Единственная”, “Иллюзии”. - “Принц Щелкунчик” - «Игра в бисер» - Герман Гессе - “Книги джунглей” (“Маугли”) - Редьярд Киплинг - «Пространство Любви» - Владимир Мегре, 3-я книга об Анастасии. Раздел о детях. То же – книги 1 и 2. - "Семь дней в Гималаях" - В. Сидоров. - "Поклонение Свету" (мой сценарий). Есть много других хороших книг. Если пришлете мне названия, буду благодарен. Полный список - на главной странице. Всем отвечу на вопросы и вышлю более подробное описание методики и полный список музыкальных произведений. Хорошие фильмы – художественные, музыкальные, мультипликационные и другие. "Форрест Гамп" "Целитель Адамс" "Общество мертвых поэтов" "Гаттака" "Куда уводят мечты" "Семь лет в Тибете" "Человек эпохи Возрождения" "День сурка" "Джуниор" "Бетховен" "Разборчивый жених" "Танцы с волками" "Запах женщины" "Крестный отец" "Отпетые мошенники" "Глупец и его деньги" "Восхождение на Эверест" И много других – если пришлете мне названия, буду благодарен. Полный список - н главной странице. Всем отвечу на вопросы и вышлю более подробное описание методики и полный список музыкальных произведений. Отзывы родителей и профессиональных воспитателей на Методику домашнего и внеклассного музыкально-эстетического воспитания. Продолжение (часть 2) >>>>> ***** Методика довольно объёмная - поэтому заранее извиняюсь перед админом за приведённую ссылку. Если надо, ссылку удалю - и придумаю что-то другое. Например, "адрес полной версии" высылается индивидуально. Заранее благодарен за понимание. http://sunnymlm.ru/gum_proekt.htm Рейтинг: 0
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Авторская методика музыкально-эстетического воспитания - Мой личный гуманитарный и благотворительный проект
Мой личный гуманитарный проект Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий