Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Непридуманные истории. Хэллоуин и его аналог у нас
часть вторая
Вчера был праздник всех Святых, пришедший от кельтов из глубины веков. Некоторым не нравится, что на бывшем пост-советском пространстве этот праздник с недавних пор тоже начали праздновать. Празднование Хэллоуина - тот смысл, что был вложен веками назад, уже выветрился и его празднуют совершенно не так, как это делалось очень давно. Дети здесь ходят собирают дань конфетами и мелочью, взрослые прикалываются, наряжаясь кто во что горазд. В этом ничего плохого не вижу. Кто хочет, тот это делает, кто не хочет - ничего не делает. Но любовь к переодеваниям, перевоплощениям в человеке сидит с детства. Неужели никто никогда не наряжался во что-то необычное, начиная с маминых платьев и туфель, заканчивая маскарадными костюмами, масками и напяливанием чего под руку попало. В человеке живет минимум две личины (по числу полушарий, которые воспринимают информацию по-разному, поэтому мы иногда не можем прийти к своему внутреннему согласию по поводу каких-то спорных вопросов. В нас есть математик-прагматик и философ-лирик) Иногда человеку надоедает быть привычным - приличным, он маскируется и творит то, что хочет его второе Я. И если очень давно появился такой праздник, то почему не подурачиться? Американский он или русский, на всей земле в это время открываются невидимые границы между мирами -живым и мертвым. Люди подмечали, что существовали такие дни, когда надо было остерегаться что-либо делать или плохо думать - все думы, плохие они или хорошие - сбывались. Каким образом все это обнаруживалось, уж никто не знает, но оно обнаружилось, запоминалось, выверялось временем, и такие дни люди стали праздновать. Придумывали всевозможные обряды, соответствующие настроению дня. У нас переодевания пришлись на празднование имени Маланки - 13 и Васильева дня - 14 января. На Старый новый год на Украине "Водят козу". Это целая процессия, в ней участвуют: 1. Маланка (ряженый молодой мужчина или парень молодушкой); 2. Василь (ряженый высокий парень); 3. Коваль (кузнец: в руках настоящий или бутафорский молот, кувадло — кусок рейки типа наковальни); 4. Сажотрус-трубочист по-русски (персонаж в черном халате с вымазанным сажей лицом, в руках — метла); 5. Ряженый парень с «квачом» (палкой с намотанной на конце тряпкой, вымазанной сажей), которым он старается вымазать встречных и хозяев дома; 6. Коза (в вывернутой наизнанку шубе), постоянно брыкающаяся и гоняющаяся за детьми; Это спектакль с песнями, плясками и разными выходками. Такие действия очень хорошо описал Гоголь в своих "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Почему посевают? Почему "козу" одевают в вывернутый кожух? Потому что раньше Новый год начинался с пробуждения природы - с марта. Сместился Петром Первым новый год на 1 января, но люди перетянули обычаи и продолжали отмечать так, как отмечали все праздники до этого. Поэтому ходили по домам посевали и желали друг другу хорошего урожая. Вывернутый наизнанку кожух символизировал собой богатый урожай. Сколько шерсти на козе -столько достатка в хату. Де Коза ходить, Там жито родить! Де Коза рогом, Там жито стогом! Де коза ногою, Там жито копою! Посевальники бросают жито на хозяев. Это хорошо, когда оно на вас попадает. Жизнь в этом году будет полной чашей. Посевают только мужчины и мальчики. Посевальщиц -девочек не пускают в дом- плохая примета. Они поют, стоя на улице. Уроди, Боже, жито, пшеницю І всяку пашницю. У полі зерно, А в домі добро! Иногда Маланкой выбирают самую красивую девушку, чистюлю, которая себя не запятнала ничем. Около нее появляется Васыль. Потому что на следующий день именины Св. Василия. Их святают. Чаще всего Маланкой переодевали миловидного невысокого парубка. С утра они посевают просом и "водят козу" до ночи. В это время молодежи позволялось безнаказанно дурачится. Могли начать мыть побеленую печь грязной водой, пачкать лавки глиной, перегораживали улицы, могли у соседа, который как-то насолил молодежи, перенести всю поленницу со двора и, сложив на дороге, перегородить ею улицу, снимали ворота и переносили их за село, завязывали веревками двери, могли на крышу затянуть сани, засыпать дорожку пеплом между девушкой и парнем, что симпатизировали друг другу. А могли такой дорожкой из сажи или пепла показать чей муж куда на сторону бегает. Всё село увидит. Следы сажи или золы быстро не уберешь. Все равно долго еще видно будет. Могли дымарь закрыть стеклом и баба никак не сможет растопить печь. Все шутки воспринимались адекватно. Этим праздникам предшествовал Святвечер, праздновавшийся 6 января. Готовят праздничный ужин из 12ти постных блюд. Традиционно- узвар, вареные горох и фасоль, жареная капуста и рыба, вареники, картошка, грибы, гречневая каша, голубцы с пшеном, коржики с маком, которые символизируют радость и достаток, и, конечно же, сладкая кутья. В некоторых селах на Западной Украине готовят гуцульский борщ “з вушками” – это такие маленькие вареники с грибами (так же готовится у поляков -очень вкусно!!! - ела!) Хозяин (газда) заносит в дом и ставит на самом видном месте дидух – сноп колосьев, украшенный ленточками. Он олицетворяет собой первопредка рода. Когда на небе загорается первая звезда, садятся ужинать. Очень важно, чтобы все члены семьи собрались вместе. Святвечер – праздник для всего рода. У жителей Украины это неизменная традиция. Часто дети носят “вечерю” своим близким родственникам: внуки – деду с бабой, племянники – тетям и дядям, крестники – крестным родителям. За это их одаривают подарками или деньгами. Хочу добавить про дидух- последний сноп с поля. Его берегли, ставили в красном углу, а когда наставало время посева, его обмолачивали и солому сжигали, а зерна первыми бросались в землю для нового урожая. Таким образом происходил круговорот в природе и считалось нежелательным прерывать его. Зерно снятое осенью, бережно хранилось и сеялось по весне, чтобы дать всходы новому урожаю. Зерно для урожая бережно хранилось, даже если семья голодала, его не трогали. Когда посевальники, вытягивая из рукавицы зерно, посыпали хату, хозяин его собирал, сортировал и сберегал до сева. Когда хлопцы посевали, они выкрикивали новогодние "засевалки" "посыпалки". За это их награждали. К дарам никому- даже посевальникам- нельзя было прикасаться- только хозяину, что клал их в суму. После все делилось по-братски на всю ватагу. Под “звездой” В одних местах колядовать начинают уже на Святвечер, в других – в первый день Рождества. В основном колядуют молодые парни и дети. Мужчины ходят по селу со “звездой” и колокольчиками. “Звезду” мастерят из дерева, могут обить золотистой фольгой, и украшают лентами, в середину помещают икону и свечку. Колядуют в домах перед иконами. Хозяева обычно угощают гостей сладостями или приглашают в дом выпить и закусить. Считается, что как угостишь, так к тебе и удача идти будет. Никто не знает тайных законов мироздания. Поэтому издревле люди с достатком жертвовали деньги или выпивку для более бедных сограждан - творили благо для кого-то. Считается "правильным" отдавать десятую часть дохода на благотворительность, тогда отданные деньги приведут к своему хозяину новые бОльшие деньги. Таким образом на десятинные пожертвования была выстроена Десятинная церковь, только она все время уходит с лица земли. Может потому, что построена на месте захоронения? Христиане - не язычники, храмы на костях класть нельзя. И сколько бы ее ни восстанавливали, она в силу любых причин будет исчезать. Пусть бы оставили фундамент, как напоминание о том, что люди могли вскладчину храмы творить. Вот только место по уму надо выбирать. Девушки ходят колядовать с фонарем, который привязывают к длинной палке, чтобы было видно издалека. В дом, как парни это делают, они не заходят – поют под окнами. Хозяева им выносят угощения на улицу. После окончания службы из церкви друг за другом выходят мужчины и выстраиваются небольшими группками. Некоторые держат в руках гуцульские топорики-бартки, скрипки, кто-то несет на плечах трембиту или охотничий рог. К запястьям привязывают колокольчики. Впереди каждой группки – предводитель -“береза”. Мужчины поют рождественские песни, семь раз обходят вокруг церкви и идут колядовать. Коляда может продолжаться до Крещения. Я описываю то, как это бывает в селе. В городе все урбанизировано. Приспособлено под городские условия. Упрощено. Или еще что-то добавлено. Потому что в города съезжаются люди из разных сел и местностей. В каждом селе свои заведенные испокон веку традиции. Даже свои любимые (улюбленные) цвета. По цветовой гамме и узору вышиванок что надевают на праздники, можно узнать из какого края человек. По фамилии, по словарному запасу, по манере говорить, по тому, как празднуют разные жизненные события... Маланка- Мелания-меланхолия-с латинского означает черная. В украинских щедривках просят рахманов-жителей царства мертвых, отпустить Маланку погулять Ой панОчку, РахманОчку, Пусти з нами МаланОчку Із квітАми, із дуткАми, З хорОшИми парубкАми! Маланка на Украине - прародительнице теперешней России, отождествляется с языческой богиней Макош (Мокош), которая считалась покровительницей женщин- особенно рожениц, помогала в прядении, была богиней плодородия и дождя, сестрой Солнца. Она была покровительницей источников, святых колодцев, урожая, охраняла коров. Была связана с потусторонним миром, ворожбою и колдовством. Может отсюда пошло поверье, что все женщины - ведьмы-ведуньи - от слова ведать, знать необъяснимое. Только одни пользуются этим даром природы, а другие нет - не развивают такое качество в себе. Считалось, что с наступлением зимы она умирала, а по весне возрождалась - как природа. (Новый год, не забывайте, раньше начинался с марта). Есть щедривки, где поется о том, что Маланка заблудилась и увидела Василя, который пахал землю, она просила его указать ей дорогу, а за это обещала его уважить, поливать и пропалывать, и миловаться с ним. Почему поливать и пропалывать - очищать от сора человека? Это как будто происходит в другом измерении, где очеловеченный Василь-божество растительности, а на земле он-растение василек. Пасла Меланка два качура.(селезня) Ой, пасла, пасла – загубила.(потеряла) Пішла шукати(искать) – заблудила. Ой, приблудила(вышла) в чисте поле, Ой там Василько плужком Оре(пашет): – Ой ти Василю, Василечку, Виведи мене на стежЕчку. Я буду тебе шанувати(Уважать, благодарить), По тричі (трижды) на день поливати, Що(каждую) суботоньки проривати (пропалывать), Що неділеньки (каждое воскресенье) милувати. Считалось, что в ночь, когда Маланка вырвалась из царства мертвых, а Бог растительности еще не потерял человеческого облика, они могут вступить в брак. В очень короткий промежуток полуночного времени, когда приоткрывается граница между живым и мертвым, между людьми и природой, что накрепко связаны между собой, и в это время - неразделимы на принадлежность к разным состояниям существования. От их священного брака зависит благополучие на земле, плодоношение растений и животных. Мне это напоминает греческий миф о богине Деметре и ее дочери Персефоне, которую украл себе в жены Бог подземного царства Аид, позже он отпускал ее к матери на землю, и в это время у нас начиналась весна - радость в душе матери от ожидания дочки в гости, потом лето - это время пребывания Персефоны в гостях у матери. Вначале Аид даже не собирался идти ни на какие уступки Деметре. Его заставил это сделать Повелитель Олимпа - Зевс, потому что когда Деметра искала дочь,она перестала следить за тем, чтобы люди имели урожай- забывала во время полить землю дождем, дать плодородие, урожай. Наступала засуха, голод, мор... У разных народов придуманы разные божества, но смысл у всех похожий. У нас - Маланка, у немцев есть черная Берта. Приблизительно те же ритуалы. Кстати, существующая поговорка: "наготовить как на Маланьину свадьбу" имеет "ноги" отсюда. Рейтинг: +14
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Непридуманные истории. Хэллоуин и его аналог у нас украинские праздники, Хэллоуин, обычаи, традиции
часть вторая Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Вечные странникиУра, новоселье! 6 интересных традиций встречи нового года со всего мира Нет ничего более постоянного, чем временное (или интервью на Аляске) "Мамо, шо цэ?" или вариации на тему... Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Натура у человека такая - хочется все знать, даже то, что запрещено.
Здесь почему выставляют перед домом всякую нечисть? Только для того, чтобы показать другой нечисти, которая в ночь на Хеллоуин вылазит из потустороннего мира к нам, что в этом доме уже своих хватает и другим тут места нет. "Свои", поставленные перед домом стражами покоя, разметают метлами всех пришлых. У американцев существует поверье, что в доме - внутри, лучше не держать представителей потустороннего мира, они должны быть за порогом. В доме хватает других атрибутов, указывающих на праздник. Например разнокалиберные и разноцветные маленькие тыковки. Кстати, если у нас ребенка называют "ягодка моя", то тут "my pumpkin" -тыковка моя - для нас звучит некрасиво. Если сделать прямой перевод. Но соответствует нашему - душечка, ягодка, мое золотце... - все то, что мы говорим своему ребенку с нежностью
и вред бывает не только физический - там, амбар сгорел или корова околела - душевный вред, наносимый ими - гораздо больше и больнее.
Сижу слякотно-дождливой осенью в летней одежде, жду покупателей. Вот однажды пришли муж с женой. Все вроде им понравилось, стали торг вести. При этом присутствовали мои родные - бабушка, и дядя Коля с тетей Зиной. Договорились на сумме, стали обсуждать кто будет платить за оформление документов. Покупатели всё настаивали, чтобы я занизила оценочную стоимость до минимума, чтобы за оформление бумаг меньше платить. Я уже сказала им, что ничего не надо занижать, что налог на ту сумму, которую они не хотят оплачивать, я сама заплачу. Они аж кричать на меня стали, чего я - такая дура упёртая, не соглашусь на их условия. Это же выгодно!
-Нет. Не могу! -Я тогда пошла на хитрость. Потому что много раз в городе происходили такие случаи, что стараясь утаить от налога деньги, люди-продавцы недополучали те утаенные суммы. Покупатель не отдавал их. Глупо-экономливому продавцу тыкали в нос: "Вот бумага! По ней твой дом стоит столько! Подпись твоя? Да! Получи то, что написано!" И куда идти разбираться? Сами своей жадностью себя и наказывали.
-Не могу. У меня еще два брата и сестра и мне нужно перед ними быть честной. Если я утаю несколько тысяч, то где гарантия, что я больше не утаила? А вы возьмете и оболжете меня, сказав, что дали больше. Мне мои отношения с братьями и сестрой дороже той экономии, что вы предлагаете. - Нет, я должна показывать именно ту сумму, что должна быть. И мои родные должны быть свидетелями. Если покупаете, то давайте депозит - задаток. Нет - тогда до свиданья. У меня на завтра назначено еще две встречи.
Когда я начала писать бумагу о получении задатка, за печью как будто что-то хропнуло и хрюкнуло. Я думала, может там кто-то что-то делал? Писала дальше. Написала, что если любая сторона не сдержит условия сделки, то задаток для покупателя пропадет, а если продавец не сдержит своего слова, то он должен отдать удвоенную сумму задатка. Получила деньги, расписалась. Ушли они.
Стали мы обсуждать свои, вернее, мои действия. И тут тётя Зина сказала, как слышала какой-то неприятный звук за печкой в то время, когда я приняла решение продать дом этим людям.
-Был такой стук, как будто кто-то ногой или чем-то топнул от злости и хоркающий звук, как будто кто-то -очень недовольный - протестовал против этой сделки.
-Тань, наверное это домовой. Не понравились ему эти ушлые. Не хочет он их принимать сюда. Ты когда спать ляжешь, попроси его помочь тебе принять правильное решение. Он всех вас с рождения знает. Не даст в обиду.
Легли мы с бабушкой спать. Она все время была со мной, не оставляла одну, занимала чем угодно, чтобы отвлечь меня от боли потери. Она спала на родительской кровати, а я на кушетке около печи. Я перед сном загадала, чтобы мне дали совет. Среди ночи меня что-то разбудило. Как будто кот с печки прыгнул в ноги. Посмотрела, нет кота в ногах. Он на припечке вверху спит, и лапки под себя подвернул. Я поняла, что меня что-то неспроста разбудило. Было два часа ночи. И стала я мысленно задавать вопрос
-Кто был за печью, когда покупатели торговались, если ты хотел мне помочь - помоги. Дай совет, как поступить. Хорошие ли они, можно ли им доверять? Если они хорошие и зла не принесут, то ты молчи. А если плохие, сделай так же, как при них.
И минуты не прошло, я услышала недовольный звук, как будто поросенок хрюкнул - издал недовольный глухой звук.
Через несколько дней эта женщина увидела меня в магазине и давать на меня кричать-налетать, чтобы я ей отдала задаток по добру- по здорову.
Это ужасно, когда на тебя ни за что, ни про что нападают прилюдно, чтобы очернить.
-Приходите к нам домой, там и поговорим. Я такие деньги не ношу с собой и бумаг при мне нет. Я рада, что Вы прилюдно открыли свое лицо - какая Вы склочная и непорядочная. Я отдам ваши деньги. Мой дом не хочет, чтобы Вы в него вселялись.
Не знаю почему, у меня - у трусихи перед потусторонними силами - тогда ночью совершенно не было страха. Думаю, что это может была еще папина душа, до сорока дней она обретается дома или около него, а может домовой, может ангел-хранитель... Но мой ангел-хранитель - это маленький улыбчивый мальчик. Я его видела в детстве, когда мне было лет 8-10. У него не мог быть такой голос.
И куда деть это явление??? Церковь может запрещать не вставать солнцу, но оно все равно встанет утром и осветит всех. ТОчно так же и с такими явлениями. Как бы их ни назвали. Они есть и от них не открестишься ничем. Они меня не запугивали. Они меня предупредили.
Нашей мамы нет очень давно уже 33 года, скоро 34 будет, но она всю Витину службу родине хранила его вначле от поляков-повстанцев в 1978-80, потом от чеченцев, от пуль войны, от умертвляющих пыток у них в плену. Витя сам мне говорил о том, что если бы не мама, его бы уж не было. Что мама - его ангел-хранитель, совершала чудеса. Какие - он не говорил. Но то, что это правда - я ему верю. Витенька- самый честный человек. Никогда не врал. В детстве будет молчать, но ни в жизнь не соврет.
Оставить свой комментарий