Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Когда Завулон был сержантом Советской Армии
Заслуженный артист Узбекистана и Российской Федерации Виктор ВЕРЖБИЦКИЙ. Актер, сыгравший в кино Завулона - главного «отрицательного» персонажа в «Дневном дозоре». За плечами – уже десятки ролей в театре и кино (в т. ч., например, роль в фильме Никиты МИХАЛКОВА «Двенадцать»). Ряд лет играет в московском театре «Et cetera», снимается в ряде популярных телесериалов, работает над очередными киноролями.
Сам я не киноман, из режиссеров люблю Козинцева, Бергмана, Тарковского, Феллини, а в современном кино предпочитаю военную тему (которой Вержбицкий тоже отдал дань). Но те эпизоды фильмов, в которых видел Виктора, меня очень порадовали. Дело в том, что мы с Вержбицким «тянули» срочную службу в одной части. После того, как он завоевал известность, я долго не видел повода «погреться в лучах его славы». Но многим людям и впрямь до чертиков интересна частная жизнь знаменитостей, до оголтелого экстаза возбуждает некоторых блеск глянцевой бумаги тех гламурных изданий, что сделали предметом торга частную жизнь знаменитостей. А раз так, то не сегодня-завтра доберется какой-нибудь юный журналюга до ранних лет артиста и опять сделает все с «холодным носом» и с волчьей жадностью до денег и славы. Видели уже. Читали. Матерились. С Виктором Вержбицким мы не были закадычными друзьями. За время службы мы с ним беседовали всего несколько раз - бывшие студенты в армии всегда найдут повод пообщаться. Мы всегда доброжелательно здоровались. Я 1961 года рождения, а он 1959-го, уже закончил вуз и призван был на службу прямо из театра. А военных кафедр для актеров не открывали даже в СССР, и даже из москвичей вовсе не каждому удавалось попасть в «киношный» (но при том ничуть не «потешный») кавалерийский полк при «Мосфильме» под Москвой. К примеру, Алексей КРАВЧЕНКО, сыгравший главную роль в фильме «Иди и смотри», потрясшем страну в середине 80-х годов, срочную службу проходил на Тихоокеанском флоте (мой товарищ, С.Славгородский, журналист и киновед, с ним раз –другой встречался в те годы). На Камчатку, как сообщали по телеканалу «Звезда», угодил служить во флот 27-летний Никита МИХАЛКОВ, из-за чего были отложены съёмки фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Так я о Вержбицком. Он пришел курсантом второй учебной роты в учебный полк связи КДВО в Князе-Волконке (это под Хабаровском) осенью 1983 года. Я только что закончил в ней учебу, остался в хозвзводе постоянного состава, размещенном в моей же второй учебной роте, и вовсю «летал», как и положено «молодому» по сроку службы. А Виктор «летал» наравне со всеми в качестве курсанта. Заместителем командира взвода и у меня, и у него был один и тот же человек – старший сержант Юрий ГУРЛЕВ из Первоуральска, по профессии сварщик и воспитатель от Бога (да и к командиру роты – капитану, затем майору Юрию Юрьевичу КОПЫЛОВУ – мы всегда относились с искренним уважением). Без большой натяжки скажу: сержанты в нашей «учебке» были нам как отцы родные и смену себе растили достойную. Хотя и не всегда гуманными методами. Как-никак, им надо было не только выучить вчерашнего разгильдяя на хорошего радиста и начальника машины-радиостанции в звене «батальон – полк – дивизия», но и сделать этого расхристанного пацана человеком. Уже «дедами» сидели мы как-то за чаем с Борей ГОРЛОВЫМ – ровесником Вержбицкого, с которым они вместе после «учебки» остались в нашем родном третьем взводе командирами отделений. Я, кстати, сказал ему, что приятно со стороны взглянуть и на родной третий взвод, и на подросших его воспитанников. И этот сержант, выпускник педагогического вуза, а теперь еще и хороший воспитатель взвода солдат, ностальгически сказал: «Один был сержант в Советской Армии – Гурлев Юрий Михайлович, и тот теперь на «гражданке»». Впрочем, я возразил: войска связи и вправду в армии считались интеллигенцией, а уж в «учебке», где полк вёл своими силами капитальный ремонт учебного корпуса, была возможность выбрать из числа курсантов-выпускников и архитекторов, и строителей, чтобы оставить нужных «спецов» в постоянном составе. В подборе сержантов полка и вправду было нетрудно угадать некоторый уклон в интересах строительства, но офицеры не забывали с них и службу спрашивать. Разбавляя вузовские кадры такими надёжными трудягами и прирождёнными воспитателями, как Гурлев и его воспитанники, мои однокашники Шура ДЯК и Игорь КАЗАКОВ, командование держало при этом образовательный уровень сержантского состава на достаточно высоком уровне. Взять хоть самого Борю с Вержбицким. Или их ровесник Юра БРАЦУН, из выпускников архитектурного института – хотя вполне интеллигентен, но с весьма разношёрстными курсантами отнюдь не миндальничает (на этом портале My Julia - тесен мир! – я имел удовольствие познакомиться с женой Юры под ником Helena Bel, и через неё мы с ним с удовольствием пообщались). Виктор Вержбицкий был или еще курсантом, или уже младшим сержантом и командиром отделения, когда мы с ним впервые перекинулись несколькими фразами. Он рассказал, что закончил актерский факультет где-то в Ташкенте, из этого же города он и призывался. Как выпускник вуза, срочную службу в советские времена он проходил в течение полутора лет, и мы покидали родную «учебку» чуть ли не в один день (точно теперь не могу вспомнить: то ли мы их команду с плаца провожали, то ли вместе из части в Хабаровск ехали). Узнав, что он актер, я, конечно, рассказал Виктору, что занимался в школьном театре и в студенческом театре миниатюр (а кто в нем не занимался?..) Рассказывал я ему позднее и о театральной солдатской студии, когда в последние полгода стал ходить на ее репетиции в солдатский клуб. Там с участием способных солдат и сержантов ставил спектакли выпускник Пермского института культуры рядовой Сергей ФЕДОТОВ из соседней бригады связи, очень хороший режиссер (сегодня в Перми возглавляет театр «У мОста»). Но у Вержбицкого было достаточно хлопот с курсантами: сержант в учебной роте – это вам не фунт изюму, дел хватит до самого «дембеля». У меня в «дембельском» фотоальбоме – лишь один его снимок, на котором сержант Вержбицкий, уже в должности замкомвзвода, с курсантами и с уже своим воспитанником, командиром отделения младшим сержантом Маркияновым, присел на копне соломы где-то на фоне зимнего сельского пейзажа. Нас нередко отправляли в совхозы на всякие хозяйственные работы, но мы понимали: за нашу помощь «учебке» помогали то стройматериалами, то продуктами, а наш полк, повторяю, как раз за 1983–85 годы полностью реконструировал трехэтажный учебный корпус. Простой пример: два вареных яйца в воскресенье были солдату положены по довольствию. Любой директор птицефабрики имел сто возможностей сказать: «У меня план!» - и отгрузить наши две с гаком тысячи яиц любому штатскому покупателю. Но я не помню недели, когда бы в столовой не были выдержаны продовольственные нормы: сам корпел в продслужбе и видел усилия тыловиков ради полноценного обеспечения курсантов, чтобы они не отвлекались от учебного процесса в те дни, когда их не гоняли на вот такие приработки. Если бы армию еще тогда сполна обеспечивали всем необходимым, нужды бы в этом не возникало. Но даже в лучшие времена снабжение было идеальным не всегда. Это видно из мемуаров и рассказов многих офицеров и более ранней, и тогдашней, и особенно более поздней поры. Другое дело, что тогда Министерство обороны СССР всегда платило по счетам. Заместитель командира взвода - это круглосуточная ответственность за три десятка недоученных радистов и трех младших сержантов. Их обеспечение, обучение, воспитание, безопасность. Это, кстати, еще и отличное владение своей воинской специальностью, а также умение усвоить и применять на практике методы воспитания. Это и отменная физическая форма. И безупречный внешний вид. И личный авторитет. Первый раз в кино я его увидел в рекламе «С точностью до секунды», где он играл А.Македонского (для лёгкости в пути его воины сбрасывали все украшения и даже рубили себе пальцы с кольцами). Потом там же сыграл Николая Первого, и этот образ перенёс в сериал «Бедная-как-её-там». В Интернете прочёл, что тогда в съёмочной группе его стали в шутку называть «Ваше Величество». Вержбицкий, почти не отличаясь в методике от своего учителя Гурлева и от других сержантов – своих ровесников, воспитывал курсантов не только по уставу и на личном примере. Как у любого хорошего сержанта, будущие связисты у него отжимались, бегали, занимались спортом, убирали территорию, ходили в наряды и т. п. Я никогда не считал его грозой курсантов, он слыл вполне либеральным парнем. Но вот зарвавшегося и нерадивого подчиненного Виктор умел поставить на место и блестяще сыгранным «ледяным» взглядом, и короткой, но хлесткой гневной фразой. Внешность у него была не слишком «харизматичная», как сейчас говорят. Узкое в те годы лицо, тонкий длинный нос, острый подбородок, негромкий суховатый голос. Но когда эта, грубо говоря, «неяркость» вдруг вскипала эмоциями, то и на плацу, и во дворе «караулки», и в наряде под сводами столовой его голос с хорошо поставленными низами звучал раскатисто и звучно, как хлопок выстрела. Ну-ка, вспомним из недавней его роли: «Это другие извиняют. А я наказываю. СТРАШНО НАКАЗЫВАЮ». Таких Джамшутов в армии у него, может, и не было: в связь брали достаточно образованных ребят, и только среди телефонистов иногда попадались плохо знавшие язык. Если он хотел нагнать робости на курсантов, то актерского мастерства ему хватало, чтобы всем видом – поджарой фигурой, осанкой, мимикой, взглядом, движением – надолго впечатать в их сетчатку образ недовольного, разгневанного сержанта. Этакого полномочного представителя преисподней на плацу (примерно его же он играет в обоих «Дозорах», хотя и другими средствами). И уж «бойцы» старались сделать все, чтобы командир почаще выглядел спокойным и более-менее всеми довольным. То есть он, конечно же, не актерствовал, но, думаю, профессия научила его сполна владеть всем арсеналом средств личной выразительности и доверять эффекту их воздействия. «Вашим Величеством» его тогда еще не называли, но после Приказа об увольнении в запас его, конечно, величали Виктором Александровичем, как всякого «дембеля» – то есть гражданского человека, лишь попущением судьбы еще таскающего форму. С друзьями он был весел и открыт - как вот на этом снимке (помню этого паренька в очках, а вот имя-фамилию забыл). А вообще-то выправка и осанка у Вержбицкого и тогда были царственными: поляк по крови – он и в Африке поляк. Не случайно ему впоследствии выпала роль государя. Да и румынского аристократа в «Турецком гамбите» он хорошо играл. Не знаю, делали ему наши офицеры замечания или нет по поводу осанки. Но вполне могли. Ну представьте: строевой смотр, стоит на фланге взвода сержант, а вид у него такой, будто он, по меньшей мере, царством командует… А это фото Юра Брацун прокомментировал: "Не сержант, а главнокомандующий". ЗЫ: вот это стихотворение я по просьбе Юрия ГУРЛЕВА сочинил в курсантстве, к учебном классе, где мы изучали «морзянку». Комвзвода, ст. лейтенант Белоносов, листок отнял и порвал, но мы его восстановили. Здравствуй, дорогой мой человек! Я пишу тебе письмо из края, где в конце апреля сыплет снег, а через неделю загорают. Речка (нашим бухтам не чета) за оградой части катит воды. Пусть она не так чтобы чиста, но и то хоть – уголок природы, да к тому же рядом. Мы туда изредка купаться прибегаем. А на то, что мутная вода, мы внимания не обращаем. Нужно ощутить, чтобы понять – как приятно в речку окунуться, после физзарядки пот смывать, чтобы освеженными вернуться – снова в ту казарму, где живем, дни-недели-месяцы считая… Где мы ваших писем долго ждем, сами очень редко отвечая. Как ни странно, мне не скучно тут. Правда, как сказал один парнишка: «Это только месяцы бегут. Каждый день затянут что-то слишком». Комаров в низине нашей – тьма; иногда ужасно спать мешают. Скоро им конец: придет зима, осень все вернее подступает. Лист уже непрочен на ветвях, ночи все короче, ветер резче. Пар стоял над речкою на днях, это значит – осень недалече. А еще недавно в караул заступили мы на воскресенье – и туман под утро затянул все вокруг белесой мглой осенней… Мы давненько не были в кино: то наряд, то караул, то выезд… Писем от тебя я жду давно: все они, наверно, заблудились – ездят из конца в конец страны, мнутся в жестких сумках почтальонов… Знали б на гражданке, как нужны письма людям в форменках зеленых! Ну, о чем тебе еще черкнуть? Что-нибудь о службе?.. Знаешь – к чёрту. …Строимся. Ответить не забудь. P.S. Извини – конверт совсем затертый. Весенний призыв, лето 1983 г. СПРАВКА из Интернета Виктор ВЕРЖБИЦКИЙ родился 21 сентября 1959 г. в Ташкенте. Своей аристократической фамилией обязан прадеду, коренному краковскому поляку. Родословной Виктора Александровича уже интересовались представители Дома-музея С. Есенина, поскольку у поэта был то ли друг, то ли родственник с подобной фамилией. По признанию Вержбицкого, его детство прошло за кулисами — бабушка работала в театре костюмером. Поэтому долгих раздумий по поводу выбора профессии у него не было. Естественным шагом стало поступление в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского. Там же, на сценографическом факультете, учился Тимур Бекмамбетов, будущий кинорежиссер и клипмейкер. Именно Бекмамбетов открыл Вержбицкого для кино, сняв его в фильме «Пешаварский вальс»(1994 г.) и в ряде рекламных роликов. В рекламе банка «Империал» Вержбицкий впервые сыграл императора Николая I, образ которого чуть позже удачно воплотил в сериале «Бедная Настя». Многие с тех пор называют Виктора Александровича не иначе как Ваше Величество. «Это приятно и очень ответственно» (В.В.) Сотрудничество с Бекмамбетовым продолжилось на картинах «Gladiatrix» (2001 г.) и «Ночной дозор» (2004 г.). Последний стал настоящим прорывом к широкому зрителю. Блестяще сыгранного предводителя Темных Иных оценили как сторонники, так и противники нашумевшего блокбастера. Что немаловажно, удачу отметил и автор литературного первоисточника Сергей Лукьяненко, хотя экранный образ Завулона несколько расходится с книжным. В. Вержбицкий: «Завулона я представлял этаким диссидентом, который солит власти, и пытался не показывать своего темного героя одной черной краской». Театральную карьеру Вержбицкий начал в Ташкентском государственном академическом театре драмы им. М. Горького (1983 — 1995 гг.). Сыграл там Треплева («Чайка» А. П. Чехова), Сципиона («Калигула» А. Камю), Флорана («Священные чудовища» Ж. Кокто), клоуна Тота ( «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева), Билли Биббита («Полет над гнездом кукушки» по К.Кизи), Обольянинова («Зойкина квартира» М. Булгакова) и др. роли. Кроме этого, был занят в нескольких спектаклях театра-студии «Ильхом» и спектакле Ташкентского ТЮЗа «Эвкус» по П. Шефферу (доктор Дейдерт). В 1996 г. Вержбицкий переехал в Москву (предложения и до этого поступали регулярно). Был принят в Новый драматический театр, возглавляемый Б. А. Львовым-Анохиным. Список сыгранных ролей пополнили Гватинар в «Реванше королевы» Э. Скриба и Э. Легуве, Дорант в мольеровском «Журдене», Меншиков в «Ассамблее» П. Гнедича. Заслуженный артист Российской Федерации. Заслуженный артист Узбекистана. С 1998 г. Виктор Вержбицкий — актер театра «Et cetera» . На решение перейти в театр под руководством Александра Калягина повлияла прежде всего личность художественного руководителя, а также перспектива интересных разноплановых ролей и хороший сплоченный коллектив. «Театр-дом с постоянной труппой, но открытый и для чужих талантов», как определяет это сам Александр Калягин. О Викторе Вержбицком мэтр говорит следующее: «Он пришел в наш театр уже сложившимся высокопрофессиональным актером. Его работы лишены актерской неряшливости, всегда точны и безукоризненно выверены». Фото из моего «дембельского» альбома. Оригинальная подпись: «Сержант Витя ВЕРЖБИЦКИЙ (актер, г. Ташкент) и мл. сержант МАРКИЯНОВ с курсантами. Пейзане в сапогах». (Боюсь, из-за Тифф-формата не вставится). А на первом, расплывчатом фото – Боря ГОРЛОВ с ВЕРЖБИЦКИМ, это уже из фотографий Юры БРАЦУНА. Юра пишет: «Есть ещё фото, где Виктор на фоне карты снят – не солдат, а главнокомандующий». Рейтинг: +11
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Когда Завулон был сержантом Советской Армии киноактёр, Вержбицкий, служба, армия
Заслуженный артист Узбекистана и Российской Федерации Виктор ВЕРЖБИЦКИЙ. Актер, сыгравший в кино Завулона - главного «отрицательного» персонажа в «Дневном дозоре». За плечами – уже десятки ролей в театре и кино (в т. ч., например, роль в фильме Никиты МИХАЛКОВА «Двенадцать»). Ряд лет играет в московском театре «Et cetera», снимается в ряде популярных телесериалов, работает над очередными киноролями. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Рождественские минуты счастьяАрмия - страшное слово Вы что-то задолжали Родине? Международный военно-музыкальный фестиваль СПАССКАЯ БАШНЯ Офицеры, офицеры... Ваше сердце под прицелом! |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Очень интересно было узнать о его армейских годах, его отношении к людям!
Отдельное спасибо за ваши стихи, очень понравились! Удачи вам, Дима!
Оставить свой комментарий