Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Память сердца![]() Можно часами бродить по тихому старому городу, отдыхать в парках, пойти на Полковничий - подышать свежестью непокорного, как сам Семипалатинск, раздольного Иртыша. Районы, в которых изначально селился торговый и служилый люд, находились на правом берегу реки. Жить, как попало, без веры и порядка, семипалатинцы никогда не умели, потому, не экономя на стройматериалах и отделке, возводили храмы и мечети. В начале ХХ века были в городе 9 мечетей, 6 церквей и крупнейшая в Центральной Азии синагога. Предки строили – а потомки, пришедшие кровавым октябрем, разрушили. Чудом или провидением Божьим, на начало ХХI века остались из тех величественных сооружений красавец Воскресенский собор, здание жемчужины зодчества – синагоги (сейчас в ней расположен спортивный комплекс) и три мечети, каждая из которых – тайна тайн: двухминаретная, расположенная на улице Абая; каменная имени братьев Мусиных, ими же и выстроенная на углу улиц Жумабаева и Академика Павлова; и самая старая, деревянная Агач-мечеть на улице Гагарина. Власти города строго-настрого берегли бор и острова от порубок и пожогов, но леса на строительные нужды отродясь не жалели. Почти все мечети (да и дома жилые и торговые) в городе были деревянные. И потому горели. ![]() По данным Государственного архива Омской области (ГАОО, фонд 3, опись 2, дело 263 ![]() ![]() «Двери фигурные, бревенчатые, выходят на юго-запад. Имеет 14 окон фигурной кирпичной кладки. Потолки внутренних помещений завершаются куполом. В подвальные помещения снаружи ведут несколько дверей. Два минарета, установленные на крышах входных помещений, органично вписываются в общую композицию памятника. Минареты освещаются узкими арочными окнами. Стены мечети, от фундамента до карниза, выполнены фигурной кирпичной кладкой». ![]() Кто бы ни посетил Семипалатинск после, считал своим долгом как минимум упомянуть об этой красавице. Вот что написал в своих воспоминаниях путешественник Гейнс, гостивший в нашем городе в 1865 году: «...Лучшее здание…– мечеть, построенная, как мне говорили, по рисунку Тона. Архитектура мечети замечательно грациозна и легка. С ее высоких минаретов виден весь Семипалатинск с окрестностями до далеких гор Семитау. Потемневшие деревянные крыши города жмутся друг около друга точно семейство грибов, приютившееся на удобном для себя месте. Из массы крыш выпрыгивают в семи или восьми местах деревянные минареты других мечетей, некрасивые и неопрятные…»"(Виктор Кашляк, «Летопись Семипалатинских улиц», стр.9),(«Военный сборник», год девятый, том 1, СПБ, 1866, с. 333-334. Гейнс А.К. «Киргизские очерки») С 1982 года это здание находится под охраной государства. До 2000 года в нём располагались филиал областного историко-краеведческого музея и выставочный зал. Ныне это действующая мечеть, вернувшая верующим возможность обращаться к Всевышнему. ![]() 1902 год стал в Семипалатинске годом больших пожаров. Почти все они подвергли опустошению улицы Татарской слободы. Вот что писала «Сибирская жизнь» в №112 «...город встревожен звуками набата. Тревога имела тем большее основание, что дул сильный ветер. Черные клубы дыма, вперемежку с огненными языками, в татарской части Семипалатинска показывали, что именно эта часть города со скученными ветхими сухими постройками подверглась губительному действию огненной стихии. Пламя быстро лизало один дом за другим, приводя в отчаяние татар, тревога которых все более увеличивалась по мере приближения огня к расположенной недалеко от пожарища хорошей мечети. В продолжении какого-нибудь часа огнем охватило целый квартал и целое море огня, клубясь и гудя, совершенно отнимало какую бы то ни было возможность успешно бороться с разыгравшейся стихией. Оставалось только локализовать огонь, на что и было обращено внимание. Когда огонь разбросался по всему кварталу, для всех уже было ясно, что мечеть также должна сгореть. И действительно, вскоре вспыхнула крыша мечети, и огонь как-то сразу охватил половину здания. В башне минарета публика увидела муэдзина, который громко что-то кричал… Работали вообще дружно, хотя бестолковщины, как водится в таких случаях, было много... Пожар продолжался всю ночь, держа жителей в страхе. Сгорел целый квартал, мечеть и медресе». ![]() «6 июня... Для нашего города, очевидно, наступил сезон пожаров. На протяжении 25 дней случилось три сильных пожара: 13 мая, 2 июня и, наконец, последний пожар 6 июня. Выгорает татарская часть города. Последний пожар некоторые из татар приписывают поджогу… На пожаре, по обыкновению, не хватало воды. Тощие клячи водовозов мало помогали делу. Пожар совпал с приездом в наш город степного генерал-губернатора господина Сухотина, который посетил пожар и, видя недостаток воды, распорядился поднять вверх по Иртышу, к тому берегу, который находился против пожара, бывший в его распоряжении казенный пароход «Зайсан», паровой насос которого быстро наполнял бочки водой. Говорят, что пароходный насос может дать 20 000 ведер воды в час, из этого уже видно, какую роль сыграл в тушении пожара пароход... Огонь подошел к мечети, минарет которой уже начинал дымиться и чернеть. Татары… бросились отстаивать мечеть… надо им отдать должную справедливость – только благодаря их дружным усилиям мечеть уцелела...» («Сибирская жизнь», 1902 год, №133) Каменные дома имели шансы спастись. Конечно, от огня страдали и они, но до настоящего времени в Татарском краю, самой старой части Семипалатинска, стоят здания, ворота, амбары, красный кирпич, кольца коновязи и толщина стен которых выдает их более чем почтенный возраст. Жильцы их зачастую недовольны тем, что дома их ветхи и лишены мало-мальских удобств. Поэтому неудивительно, что на вопрос: «как вы относитесь к сносу Татарского края, если на месте одноэтажных домов будут выстроены современные жилые комплексы?» некоторые тамошние жители ответили «хорошо». Людей можно понять: надеясь получить квартиры со всеми удобствами, они готовы отказаться от «старья», что имеют сейчас. Но другие сказали, что не хотят жить «в секциях», желая остаться в своих домах. Интересен пример европейских стран, бережно относящихся к материальному наследию прошлого. В самом центре столицы Дании Копенгагена стоят дома, строительство которых было завершено(!) в XIV – XV веках. Они очень маленькие и несовременные, в их узкие двери трудно протиснуться, стрельчатые окна напоминают бойницы. Квадратный метр земли стоит в Европе баснословно дорого – свободной, ее там почти нет. Но датчане берегут свои двух- и трехэтажные «древности», как зеницу ока. «Начинка» этих средневековых зданий суперсовременна, но сохранены они в неприкосновенности – все коммуникации спрятаны и ничто не выдает, что в доме 1432 года постройки есть интернет, горячее водоснабжение, спутниковое телевидение и прочие новинки, привнесенные неизбежной цивилизацией. В Германии без специального на то разрешения недопустимо заниматься внутренним переустройством каких бы то ни было помещений, в особенности тех, чей возраст превышает 50 лет. Про внешний ремонт и говорить нечего: существует специальное законодательство, регламентирующее, что и как мыть, белить, красить, обновлять и реставрировать. Конечно, бюджет Германии или Дании казахстанскому не чета. Умиротворенные бюргеры могут себе позволить вкладывать немалые деньги в сохранение наследия, которое затем, с неменьшим рвением, будут сохранять их повзрослевшие потомки. С повышенным вниманием к своим архитектурным памятникам относится весь уважающий себя мир, включая далеко не самые богатые государства. Мы же бедны (или, до обидного, недальновидны?) – нам не до изысков каменной музыки. Может статься, когда Казахстан войдет в пятьдесят наиболее развитых стран мира (а что войдет – это вопрос времени), историческому Семипалатинску показать иностранным гостям будет нечего. Ведь туристов, помимо музеев и заповедников, интересует реальная жизнь, каждодневная, обыденная. Татарский край – мостик в прошлое нашего города; пройдясь по ностальгически тенистым переулочкам, ощущаешь неразрывную связь поколений. Улицы, называвшиеся сто пятьдесят лет другими именами, помнят людей, чьи потомки доныне ходят по ним. Но не только домов не будет – исчезнут самые улицы. Дома, которые могут быть снесены (а, учитывая, какие средства вложат иногородние инвесторы в строительство, они будут снесены непременно), являются родовыми гнездами многих живущих сейчас. Ни за какие деньги не купишь свою родословную – она или есть, или нет. Главный архитектор Семипалатинска пообещал, что «дома Татарского края, признанные государством памятниками архитектуры, в обязательном порядке будут сохранены». Слова «памятник» и «память» недаром имеют один корень. Имея, да не храним? Дома Татарского края – через один – памятники. Даже если государство в лице своих чиновников думает иначе. ![]() Рейтинг: +5
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? ![]() Память сердца дом, Родина, память
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Наши дорогие старикиВлюблённой в Жизнь Тепло родного очага Скажи мне... Память несовершенна. |
||||
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
Я, например, немка. Мои предки живут здесь с дореволюционных времен, полкладбища лежит. Когда бываю в России, очень удивляюсь вопросам типа: "А разрешают ли у вас на улицах говорить по-русски или только по-казахски?" "А какие надписи на магазинах?" "А на каком языке преподают в школах?" Русский язык у нас более употребителен, нежели государственный казахский. Сами казахи спокойно говорят по русски, однако это не относится к южным областям страны. Там ситуация другая - национальные течения гораздо более обострены. Мы же традиционно близки к России, относились в царское время к Оренбургской губернии, прорусские насквозь. Наши казахи к русским и остальным относятся очень лояльно, полно смешанных (и удачных, надо заметить) браков. История у нас богатейшая - в этом году отпраздновали 290 летие города. Так что если что интересует, с удовольствием отвечу.
Оставить свой комментарий