Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Как я ездила в экспедицию. Часть 2
Целью нашей поездки к бабушке в Колки было не только знакомство с родственниками, но и попытка посмотреть что-нибудь старинное и интересное из традиционного быта тех мест. Фольклор мы не собирали и на участие в старинном обряде не рассчитывали, но найти какие-то старые вышивки, тканые полотенца, рушники очень хотелось.
У бабы Нади в доме в каждом углу висели вышитые рушники, где над иконами, где над фотографиями родственников, много небольших салфеток на диване и на столе. Бабушка всё это вышивала сама. Везде в основном геометрический орнамент и цветовая гамма, характерные для Украинского Полесья и Волыни – ромбы, кривульки, зигзаги, стилизованные цветы и листья. Хотя все эти работы относительно новые местный колорит и отпечаток традиций в них чувствуется очень хорошо. Дальше мы уже целенаправленно начали выспрашивать у бабушки что ещё интересненького лежит у неё в шкафах. Сначала она отнеслась к нашим расспросам очень недоверчиво и отнекивалась, что мол, где уж это всё, нічого не лишилось, а потом и сама увлеклась, стала доставать старые тканые полотнища, рассказывать, что и как делалось, и для чего. Эти узкие длинные небеленые отрезы из льна называются намитки. Обычно их давали в приданое невесте и дарили родителям жениха как подарок к свадьбе. Одну намитку бабушка подарила и мне. Это полотно, очень крепкое, прочное, использовалось для различных бытовых нужд. По её рассказам на намитках во время похорон опускали в могилу гроб, но намитку потом забирали. Практичный подход, и никакого суеверного страха и поверий о том, что с кладбища уносить ничего нельзя. По краям бабушкины намитки были украшены орнаментом из белых и красных ниток. Я сначала приняла это за вышивку, но оказалось, что это старинная техника – перебор или, как говорят местные, перебирання, когда пряжа одного цвета деревянным крючком протягивается в определённом порядке через нити полотна, как правило через три долевые. Помнится ещё перед нашей поездкой свёкр рассказывал, что его родная тётка, бабушкина сестра, ткала очень красивые покрывала, занавески, полотенца и у неё в доме стоял всегда налаженный ткацкий станок. Увы, бабы Марины не было в живых уже больше года. Дом её стоял закрытым, а что случилось с ткацким станком сестры, бабушка не знала. Видя наш интерес, она отправила нас к своей племяннице, которая смотрела за домом и могла нам этот самый станок показать. Мы сначала отнекивались и боялись. Мой муж тётю Галю последний раз видел в глубоком детстве, как и она его, и естественно совершенно не помнил где она живёт и как выглядит. Бабушку это не смущало нисколько, хотя идти с нами она не хотела, а звонить и предупреждать о визите там не принято ввиду отсутствия телефона. Объяснив как найти дом, бабушка нас напутствовала: "Прийдете, скажете, що від мене, від баби Наді, що хочете подивитись ткацький став та все приладдя. Як не найдете, у людей запитаєте де живе". И мы пошли. Постучались в первый дом на улице. Нам открыла дверь очень улыбчивая, приветливая женщина. На вопрос о тёте она задумалась, потом внимательно посмотрела на мужа и сказала, что наверное нам нужны её соседи, похож уж очень. У соседей, после долгих объяснений кто мы и чего хотим, молодая женщина, дочка хозяев, пустила нас в дом и предложила подождать, родители вот-вот должны были прийти с поля. Нам стало неловко (в который раз!), люди только с работы, целый день в поле на жаре, а мы тут со своими проблемами... Только собрались прощаться и уходить, как пришли хозяева. Тётя Галя сразу признала племянника, поняла чего хотим, но огорчила, станок есть, но он разобран, а собирать его – большая морока, хотя тканые работы она, конечно, нам может показать. Дом бабы Марины был на удивление светлым и уютным, несмотря на то, что здесь давно уже никто не жил. Вышитые рушники по углам, покрывала, белоснежные наволочки с крупным ярким узором и великолепные тканые шторы на дверях. Первым делом нам показали разные мелкие приспособления для ткачества. Челнок, по местному – човнык, веретёна, гребёнку для пряжи. Тётя достала берды и среднюю часть станка – нит, подвешенный на маковках. Вот сама маковка. Внутри небольшое колёсико, за которое крепится нит. Это челнок открытого типа. Стопочкой лежат берда (или бёрда). От ширины берда зависела и ширина готового полотна. Веретёна. Совсем старое веретено, всё изъеденное древоточцами. Ну а дальше началось самое интересное, нам всё-таки решили показать станок. Собрать его! Целые станки, даже с натянутыми нитками и полотном я видела в музеях и, честно скажу, была уверена, что это вещь не разборная, во всяком случае, до двух досочек не разбирается. Я ошибалась. Сам процесс сборки станка достоин того, что бы показать его поэтапно и в деталях. Итак, сначала собирается остов, местные говорят "став". Две горизонтальные и две вертикальные доски. Дальше спереди и сзади перпендикулярно основе кладутся две круглые массивные перекладины с шестигранными наконечниками. К ним крепилась пряжа и в процессе работы наматывалось уже готовое полотно. На вертикальные опоры кладётся перекладина с привязанными маковками, к колёсикам, внутри которых привязан нит. Когда мы расправили верёвки и выровняли нит, перекладина с маковками хрустнула и переломилась посередине. Дерево было уже очень сухим и хрупким, а внутри оказалось всё изъедено жучками. В какой-то момент мне стало страшно, подумала, что мы его сломали окончательно и всё, ничего дальше не будет, но тётя быстро нашла чем сломанную палку закрепить и процесс продолжился. К задней перекладине крепились пучки пряжи, затем каждая нить пропускалась через решётку нита, потом шла в бердо и закреплялась на передней перекладине. Вот эта штучка служит для регулирования силы натяжения пряжи и готового полотна. Удивительно насколько продумана структура ткацкого станка. Мы собрали почти всё. Не было только одной детали – набылок, в которые вставляется бердо. Вот примерно так это должно выглядеть в оригинале. А вот что получилось у нас Мне же представился счастливый случай если не посмотреть работу ткачихи на настоящем ткацком станке, которому без малого сто лет, то хотя бы посидеть за ним и попробовать по управлять нитом. Не так это просто оказывается, без сноровки не обойтись. Рейтинг: +46
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Как я ездила в экспедицию. Часть 2 путешествия, лето, отпуск, этнография
Целью нашей поездки к бабушке в Колки было не только знакомство с родственниками, но и попытка посмотреть что-нибудь старинное и интересное из традиционного быта тех мест. Фольклор мы не собирали и на участие в старинном обряде не рассчитывали, но найти какие-то старые вышивки, тканые полотенца, рушники очень хотелось. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Как я ездила в экспедицию. Часть 3Как я ездила в экспедицию. Часть 1 Двое в лодке или Особенности отпуска с любимым мужчиной Место под солнцем. Мадейра (3) |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А рушники и шторы какие красивые!
Это же надо! Люди еще помнят, как его собирать.
У нашей бабушки ткацкий стан на лето разбирался и убирался на подволоку (это чердак, вышка - по-разному называют место между крышей и потолком.
А когда приходила зима, бабушка ставила стан и ткала всю зиму.
Свекровь говорит дах или горище.
А старинные рушники очень интересные. Спасибо. Завтра почитаю продолжение!
Янтарик))), я родилась и выросла в Вятке, у нас там в диалекте сохранились отголоски славянского. Поэтому такие слова, не всегда понятные. Подволока или вышка)))
А то, что Ваша свекровь называет дахом или горищем - это та же вышка, подволока, чердак только по-украински)))
Горище - то, что на горЕ, наверху, высоко, что в Вятке зовется вышкой.
Дах - это крыша, кровля, кров.
Про слова подволок, волок, я где-то писала свои размышления по поводу значения и возникновения, если найду, поставлю в дневнике.
меня всегда поражала эта "черта" (не могу подобрать другого слова) черта у людей живущих всю жизнь в селе: они узнают тебя (даже если ты и не так уж сильно похож) даже если видели лет так 100 назад, точно знают не только какого ты рода, но и чья ты дочь / сын, даже если в этом роду более 5-ти детей и у каждого по двое. Так еще и по именам многих знают - как по мне так фантастика какая-то .
Люди от земли напитаны природной мудростью, доброй памятью и чутким сердцем. Я не говорю, что все такие. но очень многие. Они, как тот греческий богатырь Антэй, напитываются от земли -матери силой))), которая и помогает им быть такими.)))
Не знаю, не знаю. Они, конечно, там приветливые, хлебосольные, но что бы особой мудростью обладали...У них скорее своя практичная смекалка, помагающая выживать в тех условиях, в той среде.
мудрость - это не ученость. Мудрость - это духовное -умение поступать и мыслить правильно. Умно распоряжаться жизнью своей и чужой. Нельзя научиться быть мудрым, ими рождаются и развивают это качество души. Их души ближе к земле. Они родились на земле и знают ее с рождения. Я всегда завидовала ребятам, у кого были бабушки в деревнях. Моя родня была городской.
Вот этого там как раз нет. Не заметила. Есть скорее непонимание желаний и поступков, которые выпадают из шаблона. Например тогда, когда мальчику, который учится (и работает) заявляют, что он бездельник, сидящий на шее у родителей, а надо было трактористом стать, был бы уже человеком.
а он использует те знания, что приобрел в ВУЗе, для обеспечения себя? Есть такие люди, которые всю жизнь учатся и учатся, они боятся идти работать, проще сидеть на шее родителей, а потом тех, кого они себе выбирают.
Но Вы там были, у Вас сложилось свое мнение. И я его уважаю. Видимо, мне попадали другие))) С мудрой хитринкой иногда. Они долго взвешивают, думают, иногда советуются со всеми и тогда уж принимают решение. Я - быстро - раз и решила. Нет медлительности, рассудительности, присущей людям от земли. Я их уважаю, за то, что они знают как управляться с землей, скотом и еще ткать, вязать, вышивать прекрасные рушники, радующие и глаза и душу. Так, как они живут, я бы не смогла.
У меня в альбоме Рукоделие есть пару полотенец, что мне вышила моя соседка Оля, родившаяся в селе на Черкасщине.
- это одно. Для моего сына Богдана и моей невестки Оли, потом в альбом добавлю еще
Да, использует и очень успешно, обеспечивает себя, помагает родителям, но для сельской родни всё равно не удался потому что не тракторист. Вот и вся сельская мудрость. Мне кажется просто Вам, как и многим людям, свойствена идеализация села. На самом деле там очень мало сельской романтики, к которой стремятся многие городские.
В селе люди тоже разные, очень, и, по большому счёту, процент мудрости, как и процент глупости среди людей там такой же как и в городе. И мудрость своя, часто не подходящая к реалиям жизни в другом месте.
может быть... Спорить не стану. Те, кого я знаю, отдавали всё, чтобы ребенок учился.
с этим абсолютно согласна
совершенно с тобой согласна, особенно если говорить о молодом поколении, они совсем другие и не похожи на своих бабушек-дедушек в плане житейской мудрости, где-то она, эта мудрость потерялась...
Да...увы
Меня тоже. Тем более, что муж совершенно не похож на ту родню. Он скорее в род мамы пошёл, а вот его сестра в отцовский. Но узнали, даже соседи точно определили чей родственник.
ТАкие вещицы сама я очень люблю. Все такое красивое, ведь что вышито вручную, то хранит в себе особые импульсы, душевность, позитив. А если это еще и передаваемое из поколения в поколение...
НА фотках действительно уютные убранства дома, яркие, эффектные. Хочется попить молочка или домашнего кваску из крынки, смотря на все эти рушники и прялочки. А то и песню затянуть старинную, убрать волосы под платок.
А ты прехорошенькая!
Ой, засмушчала
Немножко развею романтику реальностью. На самом деле там такая антисанитария местами, что я так и не рискнула попить домашнего молока, хотя вобщем-то не брезгливая и не очень осторожная.
Не знала...
Ну и правильно.
было безумно поучавствовать в сборке))
Кстати, Вestatyana, (извините, что не в тему) можно сказать сгорел на пожаре, или это будет не правильно?
Думаю да, но я не знаю откуда он. Возможно тоже сами вышивали.
сгорел в пожаре. Как сгореть в костре, в печи. В чем-то Исчез каким образом))
Вы правильно написали, что сгорел во время пожара. Сгорел когда? - во время такого-то события
Тот коврик, что тут на фото - не вышитый. Он набивной. Обычно на то время покупались одеяла суконные, как солдатские. Красились в черный и на нем набивали рисунок по принципу павловопосадских платков.
Бывали и вышитые коврики. Моя тетя Зина вышивала такой. Вышивали болгарским крестом. Это не четыре конца у креста, а восемь
У меня в комнате такой висел))
Глаза устают. Но зато потом!!! смотреть на эту красоту одно удовольствие. Любила у бабушки еще в старом доме лечь на ее кровать и разглядывать как лебеди в пруду плавают, пышная зелень вдали, а из-за нее дворец))) И я начинала фантазировать. Кто, что, где, как и что дальше стало))) Задам бабушке кучу вопросов, которые она очень не любила.
Меня с 5 лет заставляли вышивать дорожки, подушки, полотенца, накомодники. Но я старалась выбрать очень маленький узор, чтобы не приставали, когда закончу.
А набивные ковры... Не знаю точно процесс, на задворках памяти где-то сохранилось приблизительно.
Знаю, что Юля Пантелеиха делала и еще кто-то. Они им заказывали, те имели какие-то формы и Красили или засыпали, заливали разные цвета. Ждали, пока высохнет, потом опять. И так несколько раз. Ковры, обычно, делали семицветными, с 9, 11 или 16тицветными столько мороки, что проще соткать, а не набивать. Вы заведите в гугл, как делать павловопосадские платки. Я где-то находила весь процесс. История и процесс рассказан и показан
вот и мы в своё время оставили его в сарае, когда переезжали на новую квартиру... Теперь только воспоминания...и даже без фото. Потому - отдельное спасибо за экскурс в прошлое!
Я как-то не совсем представляю как на таком материале повыпендриваться. По-моему, формат не тот
В этом регионе очень много словечек из польского и белорусского. Некоторые я с трудом разбирала.
http://www.myjulia.ru/article/542008/
Оставить свой комментарий