Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Черный Человек из... Alter ego
Людмила Соловьёва
К Моцарту перед смертью явился монах в черном. И заказал реквием, унесший жизнь! Есенина Черный человек сунул в петлю, отрезал ухо Ван Гогу – а Гогена «сослал» на Таити. Гёте звал его Мефисто, Булгаков - Воландом... А Пушкин накидывал вуаль на Пиковую даму... Кто же мучает творцов? Суфлер вдохновения Собственные творения - по мнению психоаналитика Густава Юнга! Он убежден, тексты "пишут" Автора - а не наоборот. И Булгаков твердил: рукописи не горят! Перо выводит то, на что Автор с удивлением взирает. А все, что добавляет без ведома Пера – отвергается. Но и то – что он пытается отбросить, возникает вновь. Потому и не горят... Творение, считает Юнг, рождается в законченной форме - как Афина из головы Зевса. - Мне приходит в голову, - писала Ахматова о «Поэме без героя», - что ее кто-то мне продиктовал... Особенно убеждает в этом демонская легкость, с которой я писала: редчайшие рифмы висели на кончике карандаша, сложнейшие повороты сами проступали на бумаге... Сознательное мышление ютится в уголке, пока Автора захлестывают образы – которые бы не обрели жизнь по его воле. Но Автор, вопреки логике, вынужден признать: так проявляется его бессознательное «Я». И он способен только подчиняться импульсу! Ощущая, что его тексты обладают не подвластной ему силой. Слуга двух господ Автор сознает, что является не господином - а слугой... Причем, 2-х господ! С одной стороны, околдован чужой волей! С другой – пишет то, что хочет сам... Парадокс в том, что творя по собственному желанию - Автор выполняет чужое. Но и оно - проявление его собственного «Я». «Творить», по мнению Юнга – не глагол, а... живое существо. Как дерево, тянущее из земли соки, чтобы зрел плод. «Существо» имплантировано в психику человека. Это - отколовшийся «кусок души», живущий по своим законам, как ребенок в чреве. Он ни с чем не хочет считаться. Ему - автономному «куску души» - вынь, да положь! Попробуйте не родить его? «Плод» начнет разлагаться и отравит организм... Тогда, в зависимости от величины его заряда, расстроится сознательная активность человека – расщепление сознания. Или неродившийся шедевр проявится как «сверх-Я», способное целиком подчинить авторское «Я»... Но невозможно и «родить» его насильно. Жизнь на сносях Произведение искусства – психическое образование, остающееся в сознании, пока его энергетический заряд не станет достаточным, чтобы пересечь порог сознания и «родиться». Но оно (как ребенок в чреве) не может быть ни подавлено, ни силой рождено. «Кусок психики» появляется и исчезает независимо от нашей воли. Божественное безумие художника близко к паталогии, считает Юнг. Но сам по себе этот «кусок» неопасен, пока не «постучит» в дверь Монахом или Черным человеком... Требуя жизнь Автора, в качестве цены! Возникновение «куска», Юнг тоже объясняет. Бессознательную часть психики, по его мнению, «запускает» образ! Осенний лист, нота Баха... А заряд для переноса на холст извлекается из сознания Автора. Если до холста дело не дошло, идет утечка творческой энергии – понижающая интеллект... До тупости! И тогда к поэту Бездомному на Патриарших подсаживается Воланд, будто он стерег его! А Аннушка разливает масло... На творца и зверь бежит Мефистофель являлся и Хемингуэю – убеждая, что писака тот никчемный... И вложил в руки ружье! Судьбы великих доказывают: потребность творить бывает непереносимой. Она подчиняет себе ВСЕ, в ущерб здоровью Автора и его семье. Нерожденное творение в психике Автора – атомный взрыв, торнадо и цунами... Оно находит выход, по словам Юнга, лишь благодаря могуществу Природы! А Природа равнодушна к человеку: для нее он – только скорлупа. Средство нечто воплотить. Поэту чудится, что он творит свободно... А на деле, его несёт невидимый поток. За «доброй волей» стоит Высший Повелитель. Он Один предъявит спрос – если Автор прервет творческий процесс. Или наведет беды (вплоть до смертного исхода), если писака творит «не то». А кое-кого «привяжет» к перу вожжами (как романистку Жорж Санд)! «Призывники» рока В итоге, Аннушка «проливает масло» не только для бедняги Берлиоза, которому творить не суждено... Есть люди, коих нерожденный «кусок психики» толкает под трамвай совсем по иной причине. Сбрасывает с этажа, ломает ноги - отнимает жизнь детей! А все для того – чтобы призвать Автора к перу. Стоит мытарю начать писать или встать за мольберт - как тот делается счастливчиком в мгновение ока. И даже если шедевров он не создает, всем ясно – что он призван Богом. Известнейший романист Паоло Коэльо четырежды строил карьеру, разоряясь в пух и прах. Попадал в «психушку»... А когда ни с того, ни с сего сел писать роман, его жизнь понеслась - как на реактивной тяге. С тех пор фортуна не оставляет «алхимика», извлекающего золото из бумаги и пера. Историк Умберто Эко до 50-ти лет читал истлевшие пергаменты. И – как у Данте – «земную жизнь пройдя до половины», оказался в сумрачном лесу... А на 6-м десятке создал мировой шедевр «Имя розы»! 101-й километр интернета Но бывает, Господь отнимает перо. И «ссылает» Авторов на 101-й километр. Да что Господь... «Дает пинка» даже собственный компъютер! Проверено: стрессовый сброс текста происходит всякий раз, когда он опоздал, не пойдет или негоден. Поняв это, я не пытаюсь искать пропажу... Покуражившись, она «вернется» на экран! Может, руководит Автором не только перо – но и Интернет? Просто бред по Юнгу... Но не существует силы, дающей Автору разгадать символы - заложенные им в свой текст. Образ не досягаем ни для логики, ни для воли. И остается искушением для мыслей. Поэтому символы поэзии, музыки и красок влекут зрителя сильнее цифр. «Код» розы В чем состоит творческий процесс, по мнению Юнга, неизвестно. Творение не проникает в собственный источник, а дает готовый результат! Но Юнг уверен: источник символов – не душа Автора, а мифология и сказки. Золушка, Белоснежка, Иванушка дурачок знакомы на уровне подсознания всем – от племени Мумба-юмба, до английской королевы... Первобытные образы – архетипы - являются общим наследием жителей земли. Юнг именует это «наследие» коллективным бессознательным мышлением человека. Будто Некто при рождении заложил в нас Символы жизни, как Тайную Доктрину. Если считать символом и Слово, получается – что Образ или закодированная в нем вибрация сотворили мир. Подставим понятие «символ» в Евангелие от Иоанна и получим: вначале был Символ, и Символ был у Бога, и Символ был Богом. Выходит, некий код «развернул» Вселенную, как розу из бутона. Корректор душ А расшифровка кода - в Святом Писании... Так что, прочесть Библию – все равно, что «просканировать» свой генотип. Заболела душа на строке – вот и «корректировка». И текст – сотворенный с Высшего одобрения – кодовое послание миру! Может, оттого и создает его автономный «кусок психики» - вопреки Авторской воле... Опасно, когда отколовшийся «кусок» преобладает над сознанием или руководит им. Такое «путешествие» вовнутрь души способно провести автора по кругам ада. Или столкнуть лбами несовместные стороны «Я». И тогда в дверь стучит Черный человек... Как бы там ни было, уверяет Юнг, Автор – ставший рабом творчества - сдался «куску психики», и творить не может. Но и тот, кто ощущает вдохновение чужеродным бесом, ничего не создает - ибо не верит своей музе. И она улетает... Исключительный убийца И все-таки, кто же пугает творцов Черным человеком? По мнению Юнга - Арлекин, которому в отличие от простых смертных, можно все! Клоун – неоднозначная фигура. В его пестром одеянии – признак вседозволенности, кажущейся творческой свободы. И даже - высшей степени развития души... Но это мираж! Арлекин – герой, способный идти по кругам ада! Но Юнга он пугает тем, что слишком похож на насмешника - шута. Точнее, на пестрого человека - который в «Заратустре» Ницше прыгает на спину простака канатоходца... И убивает – пока тот безмятежно топает по «проволоке» своих виршей! Пожиратель мозгов После чего Заратустра предрекает канатоходцу то, что стало с ним самим - безумие: - Твоя душа умрет раньше тела... Тебе нечего бояться! Кто этот шут, становится ясно – когда он кричит балансирующему на проволоке акробату - своему более слабому alter ego: - Ты преграждаешь путь лучшему «Я» – чем ты! Арлекин – более мощная личность, которая с азартом разбивает собственную скорлупу. Но, к сожалению, этой скорлупой является... наш мозг! Как в сказке про Курочку-Рябу: мышка бежала, хвостиком вильнула – и яичко разбилось. Золотое яйцо и есть наша душа... Безумие в образе Черного Человека подстерегает творцов на пути к шедевру. Ибо в паре король и шут – клоуну дозволено все, а королю – ничего. Поскольку, короля на деле и играет Арлекин. А королям остается лишь распознать шута в образе безобидного весельчака! И не взваливать его себе на спину! Рейтинг: +21
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Черный Человек из... Alter ego мышление, сознание, альтер-эго, мистика, эзотерика, творчество, писатель, автор
Людмила Соловьёва Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Подруга автораБабы – Ёшки В ущелье у леса Печать фараона. Чтение в четверг Краска |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А вообще времени мало на рисование.)))
Июшка , времени мало не бывает !
У меня дочь художница , если ей НАДО рисовать - не может остановиться пока не выплеснет . Но и заставить себя не может , по заказу : ни- ни !
Вы правы! Беру карандаш . Немедленно!
Да , в этом проблема . Я думала это будет ее профессией , но - нет , она не может регулярно , по заданию творить . Но вот наступает Этот момент и все - её просто нет , пока не закончит . И то , что вот так нарисовано - настолько живо , просто слов нет !
Ну и лучший подарок : краски , кисти , карандаши , альбомы .
Она в таких магазинах просто , как завороженная ходит и ВСЕ надо !
Охо-хо ! Лучшее раздарено и на выставках в художке осталось . То , что я собирала для себя , испорчено при переезде , к сожалению .
Будем заново собирать !
Никогда не игнорировалось ее творчество , как можно !Такому фейерверку не возможно запретить изливаться !
Согласна на на 100, а на 1000% и даже более. Вы очень удачно сформулировали и обосновали все то, что давно не осознано крутится в голове...
Твое исследование - просто замечательное. Дело в том, что творческие состояния - настолько измененные, что изучать их не входя в творчество - невозможно, а те люди, которые умеют входить в них - не станут разбираться как это происходит из опасения не собрать потом ни себя ни свою способность к творчеству. Известный факт, что Анна Ахматова наотрез отказывалась пойти к психоаналитику, хотя ей было о чем поговорить с "мозгоправом", именно из нежелания измениться и потерять свой Дар. Я соберу свою работу о творчестве и размещу в дневнике для тебя и для всех, кто интересуется вопросом. Ты - очень талантливый человек!
творят - чтобы творить, а не лечиться!!!
ты права, Лена: творчество - измененное состояние сознания. чтобы говорить, надо в это состояние войти... наталья бехтерева - лучший наш психолог, говорила - вводят в это состояние страдания, несчастная любовь, несправедливое отношение - когда жизнь на сломе...
я никогда не слышала, чтобы Юнга называли "мозгоправом". И разве в сов. время были психоаналитики? за это сажали: психоанализ отвергался, как таковой! где же мог сидеть аналитик - к кот. Ахматова не пошла? в кремле со сталиным? тогда понятен отказ Ахматовой. и понятно, зачем психоаналитику из кгб хотелось отнять у нее дар - как и сына))
Исследования Юнга и Фрейда - все-таки не диспут, а первоисточник - как Библия, таблица умножения или алфавит. Так считают во всем мире. Юнг высказывал не мнения, а результаты 50-летнего лечения пациентов, которых он (единственный в мире) вылечивал от шизофрении и психозов без лекарств. А что ты читала у Юнга? я взяла за основу его работу "Сознание и бессознательное".
поделиться опытом может каждый рифмоплет - но это только частный случай, а Юнг писал о типичном. и я писала не о том, как ДЕЛАЮ Я - а что СО ВСЕМИ НАМИ происходит с т. зр. науки)))
Если кто-то активно творит, а потом перестает - к нему является Черный человек. Только к творцам... Так что, бросить творить без согласия Неба художник по своей воле не может! Вот, о чем у меня шла речь... И даже у Юнга неясно, то ли Черный человек - безумие (как у Есенина), то ли тычок С Неба - пиши!? Каждый творец знает это сам! Только он говорит с Богом тет-а-тет.
Но это не темная сущность - которая вселяется в любого!!!
А твой знакомый, Лена, ведь не писатель и не художник? Все-таки автор открытий - не творец, а ученый... Так что - тут другое...
То, что творчество разрушительно и трагично - факт, тут достаточно вспомнить имена: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Байрон, Рэмбо, Француа Вийон, Высоцкий, Цветаева, - тут надо список "выживших" , тех кто справился с этим накалом составлять. Это займет гораздо меньше времени. ;)
Обзор и анализ предшественников - необходимая часть научного поиска, но они нужны для того, чтобы стать на их плечи и двигаться дальше. В том числе и "ползучим эмпиризмом" - ничто не противоречит здесь ни тебе ни Юнгу, это лишь дополнение.
Позволит!Творчество неограниченно, оно не требует даже божественного разрешения. Не зря в священном писании нет ни слова о творчестве. Об этом писал Николай Бердяев в своем философском исследовании.«В деле творчества человек как бы предоставлен самому себе, оставлен с собой, не имеет прямой помощи свыше. И в этом сказалась великая премудрость Божья.
Мы чувствуем священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве. Божественно-премудро это абсолютное молчание священного писания о творчестве человека. И разгадка премудрого смысла этого молчания есть разгадка тайны о человеке, есть акт высшего самосознания человека. Лишь не достигший высшего самосознания человек ищет оправданий творчества в священном писании и священных указаний о путях творчества, т.е. хочет подчинить творчество закону и искуплению».
по твоей логике выходит, творчество разрушило и Бога - создавшего адама с евой, которые вкусили от древа познаний и были изгнаны из рая... Но это же абсурд! Разрушает жизнь, а творчество - способ привести ее в гармонию.
Гармония по-твоему тоже разрушает? А что спасает - хаос? Мрак? Неверие ни во что? Зачем же ты сама творишь - если это такой криминал?!
Творческий процесс требует работы души, постоянной перестройки себя. Внутренний конфликт - почва для творчества. То есть нужен постоянный приток чувств, впечатлений, эмоций, иначе не можешь творить, не из чего. Не о чем писать. Чем больше накал страстей, сильнее и глубже внутренний разрыв - тем больше тем и мыслей. Улавливаешь? Это очень энергозатратные процессы. Сначала начинается повторение слов и образов, отрыв от реальности, человека начинает "циклить", дальше система "идет в разнос" и выйти из этого состояния не так-то просто. Такое наиболее вероятно после серьезного стресса. Да, творчество может быть разрушительным и трагичным. Может быть исцеляющим. Поэтому есть "система безопасности", система управления творческими состояниями. Собственно я об этом и пишу. Цьом!
Если Бог это все, то и наука тоже! Просчитывать его никто не собирается, не об этом речь. Не передергивай!
Я не собираюсь думать как ДОстоевский - это не лучший способ мышления.
Созидать и творить имеет все же разные значения. Созидание по своему смыслу аналогично слову «строить», тогда как творчество, творение – означает действие. Оно-то как раз может быть различным, поэтому я бы не идеализировала творчество, оно может быть разрушительным. Творчество хорошо, когда оно сопровождается элементами самоконтроля, об этом второе интервью с Евгением Белоножко в моем дневнике. Третье будет с кибернетиком Николаем Дашкиевым - о способах создания книг. Если тебе еще это интересно.
Лена, а ты читала Новый Завет от Иоанна: в начале было Слово, и Слово было у Бога - и Слово было Бог! Речь о том (если ты не поняла) - что словом мы творим (себя, жизнь, людей, будущее или книжку) - как творит Бог. Слово и есть Бог! любое слово...
А Библию вообще читала?
Речь о свободе воли, главное - что дал нам Бог. И это - главная помощь Свыше: свобода творчества! об этом говорит Бердяев, а не том - что мы "брошенки" в делах творчества.
не прочтя евангелия от Иоанна о том - что Слово было Бог, ты тянешь свою ошибку дальше. Никакого "авторитета молчания Евангелия" о творчестве нет - ты его выдумала. Бог оставил нам в наследство только Библос - слово, чтобы человек мог именно творить! Вся Библия - это призыв творить. Но не по указаниям - а свободной волей. Если бы "авторитет умолчания" (а что значит авторитет умолчания?) - на обложке было бы пусто. А там значится - Библос, т.е. "авторитет Слова".
Созвучными .
И смысл красок мы передаем все-таки словами, а не ультразвуковой частотой, как летучая мышь или дельфин.
а как же "коллективное бессознательное" всех когда-либо живших на земле? его ты исключаешь... откуда ты знаешь, что именно переплавляется в краски и слова? это -черный ящик, мы видим только результат. один переплавляет листопад - а другой, быть может, смерть тутанхамона - которого убил в прошлой жизни?!
Оставить свой комментарий