Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Тайна "Мастера и Маргариты".
Самый загадочный роман отечественной литературы "Мастер и Маргарита" М. Булгакова поражает воображение. И все хотят понять, в чем его смысл.
Роман "Мастер и Маргарита" одно из величайших произведений мировой литературы. В нем сплетены две сюжетные линии, два мира: реальный и потусторонний. Над этим произведением Булгаков работал с 1928 года и до конца жизни. Он читал его друзьям, но понимал, что опубликовать роман в условиях современной эпохи нереально. Почему же он так считал? Многие критики говорят, что произведение глубоко философское . Главной целью Булгакова было показать человека перед нравственным выбором . Исходя из этого, некоторые критики пришли к выводу , что Воланд и Иешуа живут по одним нравственным законам, что они не противостоят друг другу. Если это не смешно, то глупо. Зачем тогда нужны были в романе две сюжетные линии, когда источник добра есть везде. Такая композиционная структура произведения бессмысленна. Если Булгаков в своем романе в первую очередь рисовал бы души человеческие, наверное, его роман издали бы гораздо раньше. Но советская власть надолго спрятала "Мастера и Маргариту", потому что хорошо понимала, какое это оружие против нее. Я думаю, что Булгаков написал роман с целью показать два политических режима: коммунистический и демократический. А нравственный выбор его героев происходил в рамках морали того или иного режима. Что касается захватывающего сюжета, тут все ясно . Отвлекающие маневры должны были запутать критиков, дабы они не заметили, как автор высмеивает власть в стране. Главные герои романа - Мастер, Маргарита и Воланд. Кого мы видим в их образах? Воланд олицетворяет коммунизм эпохи Сталина. Он так же всесилен, кого хочет, того и наказывает. Воланд, встретившись с Берлиозом, предсказывает ему его смерть в деталях. Это намек на репрессии. Сталин репрессировал много людей, дела которых были сфабрикованы. Поэтому он знал, как они умрут. И Воланд это знал. Трагическая судьба Булгакова, его тяжелые отношения с властью не могли не отразиться в его творчестве. Каждый писатель пишет в своих произведениях о наболевшем. А для Михаила Афанасьевича главной проблемой в жизни была борьба с властью за право говорить. Ему не разрешали издавать свои произведения. Поэтому его лучший роман был отражением его жизни. Своей первой чертой писатель называл приверженность идее творческой свободы, творческой мысли, противостояние оболваниванию личности, воспитанию рабов, подхалимов и панегиристов. Эти понятия были враждебны советской власти, так как они были демократичные. О смысле жизни при двух разных политических режимов был и написан роман "Мастер и Маргарита". Все гениальное просто - судите сами. Маргарита олицетворяет идеалогию коммунизма. На балу все целуют ее колено, она королева. В коммунистическом обществе идеалогия превыше всего, все должны перед нею преклоняться. Есть в романе один момент , который указывает на то, что Маргарита вобрала в себя образ коммунистической идеалогии. Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. . . Они первые почему - то появляются в Москве. . . Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Как мы знаем, первая революция пролетариата произошла в России. Тревожные цветы в руках Маргариты - это революция в руках идеалогии. А желтый цвет, наверное, связан с тем, что октябрьская революция 1917 года была осенью, а цвет осени - желтый. Мастер - это образ простого человека, который поддаётся влиянию коммунистической идеалогии. - Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по её следам. И что же могло ждать людей, покорившихся коммунизму? Булгаков в финале романа пишет о том, что ждало бы людей, если был бы построен настоящий коммунизм. Мастер и Маргарита умирают, обретая покой и счастье. Но слишком высокой ценой они поплатились за счастье - жизнью. Я думаю, что это говорит о том, что люди при коммунизме, может быть, жили бы в достатке и покое, но они были бы мертвы, как личности. Этот политический строй полностью подавлял человека. Иешуа не берет Мастера к себе, потому что тот отказывается от великого писательского дара, он предает свою душу, свое человеческое начало. Жизнь, которая ждала Мастера , была пассивной и однообразной. Она не могла быть стимулом к новым начинаниям. А мы знаем, что всегда ценился человек , способный действовать и изменить жизнь к лучшему. Булгаков намекает на слабость коммунистического общества, на его ограниченность. В советском обществе перед человеком стоят две дороги. Одна - это подчиниться идеалогии, не проявлять себя, как личность, и приобрести мнимое счастье. Другая - это не подчиниться идеалогии и попасть в концлагерь. Иван Бездомный, говоря правду о Воланде, олицетворении коммунизма, попадает в психушку, как в реальности попадали инокомыслящие в тюрьмы и концлагеря. Почему же роман называется "Мастер и Маргарита"? Мастер синоним слова умелец, человек, что - то делающий сам, своими руками. Можно сказать, что слово рабочий, очень близкое слово по смыслу. А рабочий класс был главным орудием революции. По - другому название произведения можно прочитать так:"Рабочий и идеалогия". Бездари из МАССОЛИТа травят Мастера, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища - романа. Литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности образа Мастера. Булгаков и его герой очень похожи. Но Мастер, как многие художники в России, в эпоху тоталитаризма замолчал, а его создатель этого не сделал. Понтий Пилат и Иешуа Га - Ноцри. Кто они? Зачем эти образы были нужны? Иешуа олицетворяет демократию. Он носитель добра и высоконравственных жизненных понятий. Но его идеалогию люди могут принять, а могут и нет. Никто не обязан верить тому, чему верит Иешуа. В его мире существует свобода мыслей и поступков. Понтий Пилат важное лицо в Ершалаиме. Он свободен в своих поступках, умен. Но прокуратор раб своих страстей. Страх за свою карьеру, за собственную жизнь подавляет в нем чувство добра и справедливости. Народ признал Иешуа виновным, Пилат увидел в нем только философа. Но у него не хватило смелости постоять за правого человека. Его за это можно осуждать, но бывают поступки страшнее. Людей, способных во имя справедливости пожертвовать собственным покоем, счастьем, очень мало. А Пилата можно понять, поэтому, наверное, он был прощен. Такова человеческая натура:любить себя превыше всего. Но Булгаков не идеализирует демократическое общество. Мнение народа может быть ошибочным. А будет ли исправлена ошибка? Это зависит от человека, стоящего у руля правления. Михаил Афанасьевич нам дает понять, что демократия лучше для человека, чем коммунизм. В свободном обществе личность проявляет себя угодно своей душе и совести. А идеальным не может быть ни один политический режим. Роман "Мастер и Маргарита", действительно, загадочен. В нем всегда останутся нераскрытые тайны. Но главное, что хотел сказать Булгаков, услышано. И каждый всегда будет помнить, что человек не может быть счастливым, когда его все время контролируют, когда не дают высказаться. Коммунизм не может быть благоприятной средой для жизни человека, как бы заманчивы ни были его обещания. Рейтинг: +9
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Тайна "Мастера и Маргариты". Булгаков, роман, загадка
Самый загадочный роман отечественной литературы "Мастер и Маргарита" М. Булгакова поражает воображение. И все хотят понять, в чем его смысл. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Седые годыКамасутра от Шивы. Книга апреля 2015 Астра чувствовала себя странником Была ли Анна Наумовна озабочена своей внешностью? |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
интересные у Вас мысли (пишу без сарказма, правда, интересные)
политический пласт романа Вы весьма интересно раскрыли.
только, как в любом гениальном произведении в романе несколько пластов.
вот, мой следующий комментарий немного приоткрывает еще один пласт.
а и правда )
"5" ставила другой ученице, чьи мысли перекликались с её выводами! Предположу, что "5" вы не получили! Хотя, я не совсем согласна с вашим выводами. Ведь сама идея коммунизма предполагает построение идеального общества. А идеала не бывает. Увы... Вот соль...
ни в коей мере!
в чем счастье Мастера как талантливого писателя? в том, что он больше ничего не сможет написать?на кой ляд ему в таком случае гусиное перо? только в качестве издевки. гомункул, созданный Фаустом, был эфемерным и нежизнеспособным существом, который растворился почти сразу после того, как оказался вне реторды. или в домике, окруженном вишневым садом, который никогда не будет плодоносить (кста, это еще один образ Маргариты - "тети, у которой не было детей и она стала злой") а домик-то с витражными стеклами - и вряд ли Мастеру он понравится (если учесть один момент - Мастер Булгакова и Фауст Гете - один и тот же образ - это можно четко почувствовать, прочитав оба произведения,да и Воланд на это недвусмысленно намекает, - так вот Фауст ненавидит свой дом с витражами).
фраза Маргариты "к тебе будут приходить те, кого ты любишь" (т.е. друзья) - ваще улыбнула. какие друзья были у Мастера? Алоизий Могорыч?
дальше- больше - музыка, которая будет звучать. музыка Шуберта. Вы ее слушали? особенно некоторые произведения? при всей своей красоте и гениальности - они довольно мрачны. т.е. вечно слушать эту музыку - невозможно.
Но кроме известных толкований Вы действительно увидели что-то свое. И это здорово!
На самом деле роман, конечно, многозначен. Не просто многозначен. В нем математически выверена каждая деталь. Не случайно существует столько толкований романа - социологических, философских, богословских, художественных... Ведь каждая деталь несет в себе и философский, и сатирический, и богословский смысл. Все это в прекрасном художественном исполнении, жанр которого даже трудно определить. Но, конечно, в романе очень много символизма. Его можно "расшифровывать", как картины Да Винчи. Не только по ассоциативному впечатлению, Каждое слово, каждое имя, каждое название, последовательность мест и событий в романе не случайна. Роман этот уникален тем, что в нем не один, а множество поддекстов, множество глубинных смыслов. Как картина, где под слоем краски скрыто совсем другое изображение, а под этим - третье, а под тем - четвертое... И, расчищая слой за слоем, можно обнаружить совершенно неожиданные вещи.
Не случайно на тему этого романа проведено столько серьезных исследований - и литературоведами, и философами, и историками, и богословами, и филологами. И эти исследования еще не закончены! И открытия продолжают совершаться!
Большое Вам спасибо, что снова напомнили мне об этой книге - одной из самых любимых и значимых в моей жизни.
Именно !
Возможно даже - облегчение для учителей литературы старой школы . Слышала не раз от таких " заслуженных " , они просто не знали , что говорить об этом произведении . Думать не привыкли , а в учебниках литературы на этот счет ни чего сказано не было ))
Ну и - ладушки !
Интересно,а сам Булгаков где-то написал,что "В данном произведении я намекаю....." ? Интересно было бы взглянуть на пояснение самого автора,а не на предположения многочисленных археологов,копающих скрытые пласты))
"Археологи" копают тоже не на пустом месте... я имею в виду, конечно, специалистов, изучающих и произведение, и биографию автора, и его собственные записи, а не тех, кто просто фантазирует с собственными ассоциациями. Но вообще автор, когда что-то пишет, на то и надеется, что читатель почерпнет что-то для себя из самого произведения, а не из критических статей и литературных исследований. А с другой стороны, мне кажется, любого автора должно было бы радовать всеобщее внимание к его творчеству. Значит, его труды были не напрасны.
А
-это был юмор ))
Интересно, если бы я никогда не видел Пьеты, нашел бы я самостоятельно эту оптимальную композицию, или это все-таки было подсознательное подражание мастеру? Я видел все эти вещи с раннего детства, они были записаны в мозгу, потом отошли на задний план... и, возможно, в ответ на мои запросы мозг выдал это воспоминание, выдав его за собственный продукт .
В принципе, бывает ведь, что ученик сам докажет теорему, которую до него уже доказали. И бывает даже, что докажет правильно!
В жизни чего только не бывает
То же что ль свое видение чего-нибудь написать? (ушла думать) )))
Нет конечно! Это я просто в разговоре участвую! Типа - в каждой бочке затычка .
Ага, ага! (Энергично киваю и предвкушаю удовольствие!)
Тут еще больше .
http://www.myjulia.ru/album/489719/
Куды мне))) Я весьма скромно сижу и починяю примус ))))
А вот, полюбуйтесь - НАСТОЯЩИЙ кот Бегемот! Его действительно так зовут. Живет он в доме-музее М.А.Булгакова. Пришел он туда сам, откуда - никто не знает. Бегемотом его назвали, конечно, работники музея, но котяра не возражает. К людям относится дружелюбно, дает себя погладить и сфотографировать.
Мы своего на улице подобрали , ничто не предвещало , что из заморыша вырастет такая " персона ", теперь безмерно обожаемая !
ого!))
странная женщина...
1. Любовь Маргариты и Мастера - не идеальная любовь, что бы там ни думали девочки. И то как не дОлжно любить.
2. Иешуа - трус и тряпка.
+ мои "5 копеек" - мое прочтение и вИдение философско-религиозной канвы романа. в Библии есть слова "свято место пусто не бывает", и еще есть притча Христа о сердце человека как о выметенном доме и 8 бесах. так вот - душа советского человека, да и коллективное бессознательное социума того времени - именно тот самый выметенный дом, для которого Христос - либо легенда, либо бродячий проповедник. т.е. - место пусто. и заполнять его пришли такие вот новые-старые персонажи как Воланд и иже с ним.
кстати, сам Воланд знает другого Христа - не того Иешуа, которого описывает, и боится Его. и Москву он покидает в Великую субботу - накануне Пасхи.
а что неужели кто-то думает что в соц ураниловке личности может быть лучше?
мой папа и сейчас в теме и молодёжь ему в рот смотрит и ловит каждое слово.
и он никогда как настоящий питерский интеллигент (в отличии от меня)) не морализирует и никого не судит)
Спасибочки!
Оставить свой комментарий