Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Не могу молчать. Литература
В отличие от кино с литературой в России все куда приличнее. Мы практически единственная культура, противостоящая в этом смысле английской. Японцы (Мураками в том числе) очень европеизированы. Китайская культура слишком замкнута, и тот факт, что Нобелевку получил китаец, указывает на перспективу огромного культурного выплеска. Но пока что Китай существует отдельно от мира.
Коротко замечу, что рассматриваю исключительно прозу. Ибо поэзия, по моему глубокому убеждению: 1) на 99,99% в рамках большой литературы является мусором, 2) остальное 00,01% определяются исключительно вкусом, но никак не объективными характеристиками (которые – дада! – существуют в литературе). В России же мы имеем ряд крупных писателей, правда, уже на излете жизни, которые действительно являются классиками. Список по памяти без приоритетов: Искандер, Маканин, Распутин, Войнович, Битов. К списку классиков прибивается Пелевин, которого уже изучают в школе. Но, к сожалению, Пелевин больше не способен на действительно большую книгу. Он до сих пор, несмотря на все потуги, существует в 90-х. Большую книгу получил два дня назад Д. Гранин, которого знает почти вся советская братия по «Искателям» и «Иду на грозу». Масштаб писателя, конечно, несколько ниже маститых классиков, но – увы – чем богаты. Вообще большинство премий последних лет, несмотря на некоторую направленность и ангажированность, выделяет из массы весьма достойные произведения. Среди молодых, которых действительно много, следует выделить Захара Прилепина, который, на мой взгляд, стоит над всеми своими друзьями и оппонентами. Говорю «на мой взгляд», потому что подробно Прилепина не анализировал, но то, что анализировал с академической точки зрения – было отлично. Но интуиция подсказывает: если он не разорится на всякие мелочи и окололитературные проекты, то все шансы стать большим писателем у него есть. Среди других молодых (молодость тут не возраст, а время присутствия в литературе и количество работ) хороши: Терехов, Рубина, Садулаев (у него война и национальная специфика – на любителя), Елизаров, Шаргунов. Моим тайным фаворитов является Денис Гуцко, писатель тонкой психологии и неуловимой иронии. Отдельно стоят Быков, Шишкин, Сорокин, Проханов, Поляков, Лимонов. В драматургии все несколько печальнее, но есть Вырыпаев, братья Пресняковы (с запредельным шедевром «Изображая жертву»), есть Сигарев – остальные послабее. (К сожалению, отрывок слишком матерный (и при этом запредельно гениальный), чтобы сюда его вставить. Ищите на Ютьюбе по запросу "Изображая жертву Монолог".) С каждым годом все сильнее номинанты и даже шорт-лист премии «Дебют». Как ни странно, но мы еще обладаем мощнейшей критической школой, которая, правда, все больше ударяется во вкусовщину и комментарии по дружбе, чем по заслугам. Но есть Анненский, Данилкин, Топоров, Басинский и еще помельче. Но есть ряд тенденций, которые настораживают. Ложка дегтя, так сказать. 1. Высокий процент премированных женщин говорит об упадке «мужских» авторов. Кроме того, при всем уважении к женщинам, писатели с большой буквы получаются из них намного реже. Женский роман – весь в себе, за пределы самое себя он редко выходит. Это тупик литературы. 2. Постоянный возврат к вечным сюжетам (как и в кино) – это в первую очередь война. Гранин получил премию за «Мой лейтенант…». Пора уже оставить это историкам и двигаться дальше. До сих пор нет достойного осмысления 90-м («Дженерейшн Пи» Пелевина – не в счет). Нет полноценного осмысления перестройки, кроме «Козленка в молоке» Полякова (но там больше о литературе). Наиболее полно освещена война в Чечне (здесь две за одну идут), но тоже не достаточно. Афган – вообще без анализа остался. 3. Процветающая в премиях и кружках оценка не по достоинствам книги, а по принадлежности к партии, точки зрения. Это было всегда, конечно. 4. Увлечение премий биографиями. Иличевский получает приз за «Матисса», Быков за «Пастернака», Кабаков за «Аксенова», Прилепин пишет «Леонид Леонов», Басинский получает приз за «Толстой. Бегство из рая». Все это прекрасно. Это все невероятно важно и нужно. Но это научно-популярная литература, в большинстве входящая в цикл ЖЗЛ (самая гениальная и мощная серия из всех). Но это не художественная литература (разве что «Матисс» немного выделяется). За что тут давать премии? 5. Чудовищная работа государства с авторами, с литературой. Ладно, положим, премий не платит, союз писателей не поддерживает. Не те времена. Но почему бы не продвигать литературу масштабно по всей стране? Закупать премиальных авторов в библиотеки, в школы? В результате все думают, что Акунин самый талантливый автор на Руси. Пропаганда хорошего чтения должна быть не только за счет сжигания экземпляров Сорокина. Рейтинг: +22
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Не могу молчать. Литература
В отличие от кино с литературой в России все куда приличнее. Мы практически единственная культура, противостоящая в этом смысле английской. Японцы (Мураками в том числе) очень европеизированы. Китайская культура слишком замкнута, и тот факт, что Нобелевку получил китаец, указывает на перспективу огромного культурного выплеска. Но пока что Китай существует отдельно от мира. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
к сожалению, я сейчас совсем не знаю современной российской литературы, тем интереснее будет их читать
Что касается женских романов с этим у меня совсем беда, не кушаются они моим организмом.Какой-то очень сильный внутренний протест, как и к сериалам на эти темы.
Вот и выходит, что читать я готова только то, что читалось 20 лет назад. И не хочу и не готова к переосмыслению, растаскиванию по своим "очкам" ("как мне виделось и понималось в то время..") периода перестройки и 90-х.
Странная штука история, всё зависит от того откуда ты на неё смотришь.
За статью спасибо. О многих авторах даже не слышала, надо посмотреть ради интереса.
Вы знаете я не люблю читать такие вещи по другой причине по причине за ангажированности либо противников, либо сторонников.
То что всё не так как кажется, точнее всё можно преподнести не так как кажется я очень рано поняла.Не знаю к счастью или наоборот ,но я всю свою жизнь сталкивалась что история и её озвучивание " преподнесение" слишком отличается от действительности.
Даже сейчас я прекрасно это вижу, вижу как в моей стране переписывают историю под удобную позиции, "за голоса", за места под солнцем, за то чтобы изменить и спрятать черное выдав это за белое.Просто на данном этапе это кому-то надо.
Вижу как проплаченное становится "изъявлением" народа, гласом народа и самосознанием, а по сути во всем этом хруст денежных купюр, глупость, и банальный "набор пенсионера", вижу как не выгодное для кого-то старательно прячется и изымается.Что эе это за переосмысливание?
Это началось не сейчас и не вчера. Думаете легко рассказывать подредактированную, переписанную вылизанную именно так как надо главу истории и знать что это ложь. Да тебе объясняют что возможно так надо, возможно это продуманный ход "нужного" взгляда.
Это хорошо когда вы верите всему что вас учат и принимаете это как чистую правду и как было.Потому что тогда вы не чувствуете в себе двойственность , когда жить вынужден как в маске и делать вид что тоже в это веришь.А оно не так.
На мой взгляд оценку любых моментов истории должны делать историки которые никоим образом не имеют отношение к политике не кормятся из её рук.Отражать всё как есть , бесстрастно обе стороны медали.
Но никак не литераторы.Вы уж простите ,но на мой взгляд это тоже самое что позволить журналистам писать страницы истории .Как проплатили так и написали.
Вот поэтому и не хочу.Это касается не только распада СССР, войны. Это касается революции ,той войны и всего остального.
Написать ,переписать, придумать, домыслить, вывернуть в нужном русле и позиции можно всё.А вот когда этот каток по твоей шкуре катится и ты знаешь как это.То такое читать тошно.
Скажу упрощенно: человека, который немного знаком с русской литературой.
Нет, если, конечно, ваша тема только для тех, кто радостно восклицает - "спасибо, обязательно прочту", то я отпишусь от комментариев.
нет, не для этого.
Не все население. Но скажем так, 50% можно сразу отмести. С учетом нашего образования и всяких прочих прекрасных обстоятельство, отмести можно 70%. А если посмотреть на моих бывших учеников, то из 60 человек выпуска реально читать готовы 2 (3%).
Ой, сомневаюсь! Был у меня один знакомый, который написал книгу и пробил ее в издательстве, прользуясь тем, что ветеран войны. Название "Жизнь как она есть". По-моему, мы с мужем - единственные читатели, которые ее прочли: он ее нам подарил и мы из вежливости попробовали... Лежали под столом! Видела ее в магазине - экземпляры лежали на полке, пылились.
Сейчас везде пиар и раскрутка нужны, даже в искусстве, иначе как другие узнают что ты там наваял?
"Фу, как некультурно!"
С этим можно поспорить.
Почему-то многие читатели начинают свое знакомство с женщинами-литераторами по Донцовой, Устиновой, Марининой и Робски... И это понятно. Книжки этих авторов продают на каждом углу. Некое «дорожное» чтиво. Охами и ахами награждаются «модные» писатели: Захар Прилепин, Михаил Идов, Дмитрий Быков, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Мариам Петросян, Герман Садулаев. И это тоже понятно: мода есть мода. Я уж не говорю о культовых писателях: Лимонове, Соколове, Пелевине, Ерофееве и других.
Но мне хочется сказать о женщинах, которые пишут ничуть не хуже… А некоторые даже очень хорошо!
Среди многочисленных женщин-прозаиков необходимо выделить Л. Петрушевскую, Т. Толстую, В. Нарбикову, С. Василенко, М. Палей, Л. Улицкую, М. Вишневецкую, Н. Горланову, О. Славникову, И. Полянскую, из молодых - М. Рыбакову, А. Гостеву, А. Матвееву. А кто не читал Викторию Токареву, Дину Рубину, Далию Трускиновскую или Екатерину Семенову? А историческая серия "Женщины русской короны" Ларисы Васильевой, на мой взгляд, просто замечательная. Появление женщин на литературном небосводе не тупик, а выход из тупика! Потому как мужчины-писатели, «чьи лица известны лучше, чем их имена, а имена лучше, чем книги» слишком увлеклись не столько самой литературой, сколько зарабатыванием денег с ее помощью, участвуя в теле - и радиоэфирах, в колонках и репликах в журналах. Ну, а славу многим из них принес интернет.
"Мы — не более чем жалкие вместилища костей и серого вещества, способные лишь на то, чтобы причинить друг другу немного страданий и толику удовольствий, прежде чем исчезнуть с лица земли." И это сказала женщина...
Литература, нет ЛИТЕРАТУРА, всегда была призвана напоминать человеку, что он Человек, а не просто потомок обезьяны, когда-то научившийся читать.
Я не критик по профессии, и не взялась бы так строго определять: вот это – литература, а вот это - извините, нет. И все же считаю, что к литературе можно относить только произведения, которые пробуждают в человеке человеческое, человечное. А то ведь иные мастера слова так смакуют то, что человек – раб своих страстей и пороков, обращаясь к самому низменному в натуре человеческой. Иные, даже маститые авторы, экспериментируя с формой, любыми путями стремясь эпатировать читателей, в погоне за тиражами не гнушаются «клубнички», а то и откровенной «чернухи», обязательно в каждое произведение помещая людоеда, извращенца, растлителя детей и им подобных персонажей.
Да, в нашей жизни порой происходят чудовищные события, но человеку нужно постоянно напоминать, что он давно уже встал с четверенек, и негоже ему уподобляться скоту в своих страстях.
Думаю, не находя этого в современной литературе, молодые читатели и уходят в красивый мир фэнтези с его благородными героями, сказочными пейзажами и светлыми чувствами.
И несмотря на вышесказанное, согласен с этим:
Оставить свой комментарий