Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 50


Тест

Тест Как ты относишься к жизни?
Как ты относишься к жизни?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Картинки из детства. 2. Барсик, хочешь конфетку?

Когда я был младше, меня можно было оставлять дома одного, потому что из кроватки с высокими решетками вокруг я бы никуда не вылез. А сейчас я могу залезть куда угодно, поэтому когда никого из родителей нет дома (а это бывает часто), за мной должен кто-то присматривать. Это могут быть мамины и папины друзья и знакомые, это могут быть соседи по квартире или их подросшие дети... Правда, мне и сейчас непонятно, что такого страшного я могу натворить? Какой-такой невосполнимый ущерб нанести человечеству? Я не могу ни взорвать мир, ни разгромить дом, ни даже разбить люстру (она очень высоко над моей головой, до нее и родителям не достать, даже со стремянки). Да и с какого перепугу я бы стал это делать? Я что - совсем идиот? Возраст мой все равно еще измеряется в месяцах... Нет, мне больше года, даже уже почти два. Но не могу же я на вопрос "Сколько нам годиков?" ответить: "Один". Это как-то совсем уж несерьезно. Поэтому, подавляя желание грубо ответить на идиотскую постановку вопроса: "Сколько ВАМ - не знаю, а мне - почти два", я вежливо отвечаю: "Год и столько-то месяцев". Сколько именно месяцев, периодически уточняю у мамы, ведь эта цифра очень быстро меняется. И иногда (о, ужас!) я говорю, что мне "год и семь месяцев", а оказывается, что уже год и восемь! То есть, получается, я сам себя "обсчитал"!
 
Я не люблю, когда со мной оставляют Андрея - сына тети Тани. Андрей - длинный мальчик. Сколько ему лет, я не знаю. Он больше тех детей, которые носятся и орут, как идиоты, но еще меньше тех, которые уже становятся похожи на взрослых. У мальчиков это вообще плохо понятно. У девочек форма тела меняется, на лице появляется краска, на ногах - взрослые туфли с каблуками. А у мальчика если усов и бороды нет - то и не поймешь, насколько он взрослый! Андрей ужасно скучный. Ему со мной неинтересно. И мне с ним - тоже. Он носит очки с толстыми стеклами (через год у меня будут такие же, но я еще об этом не знаю, как и о том, что очень плохо вижу... как и о том, что остальные люди видят намного лучше, и именно в этом причина их удивительной способности находить затерявшиеся вещи, а не в том, что они большие и умные) и все время сидит с книжкой без картинок... На мои приставания не реагирует, но через некоторое время они начинают его раздражать, и Андрей, с трудом сдерживаясь, цедит сквозь зубы: "Отстань! Отвяжись от меня!"
 
С тетей Таней мне тоже сидеть не нравится. Она не приходит к нам, а берет меня к себе в комнату. Там много интересного, но трогать это нельзя. Уж лучше бы она тогда это не выставляла, а спрятала куда-нибудь! А то настоящее издевательство... Нет, я не любопытная тварь, которая не может с собой совладать и тянет ручонки ко всему, что видит! Но у тети Тани на полках ТАКОЕ лежит, что и ни один взрослый не может пройти мимо! Только им, в отличие от меня, это снимают с полки, показывают, рассказывают... Я не могу все это запомнить, но точно знаю, что вон тем смешным обшарпанным стаканчикам без ножек (их даже нельзя поставить, только положить!) - больше ТРЕХ ТЫСЯЧ лет! Впрочем, стаканчики меня интересуют меньше, намного привлекательнее ПТИЦА - совсем как живая, и только если подойти ближе и приглядеться, видно, что сделана она из каких-то блестящих ниток, глаза у нее стеклянные, лапки кожаные... ну, может, не кожаные, но точно не пластмассовые! Эта птица - тоже старинная. Мне очень хочется эту птицу подержать в руках, погладить... но фиг дадут! Она очень ценная. Как и все, что лежит у тети Тани. И все-таки я иногда втихаря хватаю что-нибудь с полки, когда тетя Таня не видит, а потом, конечно, кладу на место. Вот что за глупости, почему я должен трогать все это незаметно, прячась, как будто хочу украсть? Ведь я не собираюсь ничего ломать, я ж понимаю... И вообще, я в своей жизни еще ничего не сломал, ни одной чашки не разбил (взрослых послушать, так дети только и делают, что бьют посуду!), ни разу ничьей одежды не испачкал! Единственный урон от меня - это жирное пятно на обоях над диваном... я упирался туда ладошкой, когда смотрел на радио (мне было интересно разглядеть, откуда там идет звук, и что спрятано за пластмассовой решеточкой). Но откуда я мог знать, что чистая ладошка может сама по себе оставить пятно? Откуда было знать, что из рук выделяется масло, которое впитывается в бумагу, и даже когда высыхает, остается темное пятно? Меня не ругали, только расстроенно вздохнули: "Да, обои БЕЗНАДЕЖНО испорчены". С тех пор это пятно укоризненно напоминает мне о моем неоплатном долге... иногда я думаю, что его специально для этого оставили на видном месте (если бы я хотел избавиться от пятна, я бы его чем-нибудь загородил или завесил... картинку туда приклеил, например. Что у нас, мало картинок, что ли? И вообще, папа - художник, он мог бы там что-нибудь нарисовать!). Кстати, интересно, почему это пятно на обоях так всех огорчило, а действительно БЕЗНАДЕЖНО испорченный паркет (он весь в пятнах масляной краски), раскуроченная печка с выломанными изразцами (папа хотел делать из нее камин, но не получилось), закопченные лепные розы на потолке и треснувший абажур никого не напрягают? Или это только ко мне такие требования, а взрослым все можно ломать и портить? Да-да, знаю! Все это принадлежит им, они это купили... А вот и неправда! Не все! Печку они не покупали, она была всегда. И дом, в котором мы живем, они не покупали. Он тоже был всегда. Да и не могли бы они купить дом, если даже не могут купить холодильник взамен сломанного! У нас никогда нет денег. Хотя и мама, и папа работают. Но все деньги куда-то всегда деваются. Самая главная трата "отдать долги". После этого обычно почти ничего не остается.
 
Я люблю оставаться с некоторыми друзьями родителей. Среди них попадаются очень интересные люди. Например, одна тетя (она очень красивая, у нее волосы в некоторых местах черные, в некоторых - белые! Как у пятнистой кошки. Я никогда раньше не видел таких волос) разговаривала со мной на совершенно непонятном языке. Звучало очень красиво! Похоже на мурлыкание кошки. Я сначала думал, что она так играет, но она так и не заговорила по-человечески! А когда я с ней разговаривал, только улыбалась и отвечала что-то по-своему. Но она мне понравилась! Она была очень... радостная! И все, что я делаю, ей нравилось. И ей нравилось со мной - я это видел. И она соглашалась играть во все, во что я начинал с ней играть. Хотя она, кажется, тоже ни слова не понимала из того, что я говорил... Она знала только мое имя, а еще я понял что саму ее зовут Бриджит - она повторяла это слово чаще других и показывала рукой на себя. Это ж любой дурак поймет, что это значит! Мне потом рассказали, что Бриджит - француженка и разговаривала по-французски. Это меня восхитило - иностранный язык так трудно выучить! Я знаю несколько слов по-английски, но разговаривать на этом языке все равно не могу... Но еще больше меня поразило, что Бриджит не умеет разговаривать по-русски! Как так? По-русски - это же проще всего! Как можно уметь говорить по-французски и не уметь по-русски? Чудеса!
 
Когда Бриджит уезжала, она подарила мне две куклы. Одну - розовую с коричневыми волосами (мама ее назвала Бриджит, и она мне совсем не нравилась - девчонка как девчонка... хотя взрослые восхищались, говорили, что она - ужасно дорогая и вообще произведение искусства), а другую - негритянку. Негритянка мне очень нравилась! У нее было совсем настоящее негритянское лицо, юбочка из ленточек и настоящие негритянские бусы (тетя Бриджит повесила ей на шею собственный браслет из ракушек). Этой кукле я сам дал имя - Джильда. Это было одно из немногих известных мне имен. И оно казалось очень негритянским... Вообще-то Джильда чаще всего была мальчиком. Африканским дикарем. Я сделал ему копье из сломанной вязальной спицы - привязал на нее красную ленточку. Получилось как настоящее. Как у того дикаря, что на тарелке, висящей возле зеркала. А звали его все равно Джильда - потому что у негров бывают самые необыкновенные имена - они же иностранцы! "Бриджит" на мой взгляд - тоже не очень женское имя. Правда, как играют в куклы, я не знал, я просто ставил Джильду с копьем на спинку дивана и придумывал про него очень интересную и очень героическую историю - как он путешествовал по миру и сражался с драконом... Вроде тех сказок, которые рассказывает иногда папа, когда у него есть время и настроение. Почему не все люди черные? Ведь это было бы так замечательно! Негры - самые красивые люди на земле! Даже красивее, чем индейцы и китайцы. Бабушка говорит, что негры такие - от солнца. Когда летом меня повезут на дачу, буду много загорать, чтобы постепенно стать негром!
 
Со мной часто сидели самые разные люди. Некоторых я видел всего один раз, и потом больше не видел. Про некоторых я знал, что это - папины ученики из академии. Я их называл "академики" (знал, что есть такое слово) и "академицы" (в существовании такого слова я не был уверен, но логически оно должно было быть). Мама, услышав, рассмеялась и объяснила, что академик - это ученый такой, а эти ребята - студенты, просто учатся в академии художеств.
 
И все-таки чаще всего меня оставляли с тетей Наташей из соседней комнаты. У нее было скучновато, но зато у нее был замечательный сибирский кот Барсик. С Барсиком мы дружили. Ну... просто он казался мне ближе других - он когда вставал на задние лапы (с моей помощью, разумеется), мы становились одного роста. Он всегда любил со мной играть и никогда не был занят. Занят он был только когда ел. А ел он быстро. Как и я. У нас с Барсиком вообще было много общего - мы вместе боялись пылесоса. Когда тетя Наташа его включала, мы с Барсиком залезали на кресло, поджав под себя ноги, лапы и хвосты, и, прижавшись друг к другу, тряслись от ужаса, пока страшная машина не переставала рычать! Только Барсик понимал, насколько это страшно! Взрослые посмеивались. Конечно! Им-то хорошо, они вон какие огромные, их не засосет... А еще мне нравилось, как тетя Наташа со мной обращается - она всегда очень четко и недвусмысленно формулировала свои требования, и когда я внимательно слушал и делал то, что мне велели, я получал конфету или печенье, или еще что-нибудь вкусное. Причем, вкусность и количество зависели от сложности поставленной задачи. Не открывать дверь в коридор, чтобы не выпустить попугая - это печенька или барбариска. Молчать, пока тетя Наташа разговаривает по телефону - шоколадная конфета. А уж двадцать минут не слезать с дивана, пока пол высохнет - это уже на мороженое или кусок колбасы тянет! Еще мне нравилось, что тетя Наташа точно так же, как со мной, разговаривала со своими зверями - у нее их было много и все время разные. Некоторых она приводила домой, о некоторых я просто знал, что они есть. В разное время я встречал у нее маленьких собачек, черепах, змей, попугаев, голубей в клетке, кроликов и даже чернобурую лису! А еще я знал, что где-то "там" у нее есть медведи, пантера, бараны и маленькие свиньи... Я бы тоже хотел какого-нибудь зверя - хотя бы котенка. Но родители говорят - нельзя. Потому что в коммуналке животных можно держать только с разрешения соседей. А тетя Таня никогда не позволит. Тетя Наташа - другое дело. Ей животные нужны для работы, ей можно... А нам нельзя. Хотя я почему-то уверен, что дело совсем не в этом. Мне вообще трудно представить, как это тете Наташе кто-то что-то мог бы запретить или приказать! Мне кажется, она бы просто посмеялась в ответ и плюнула бы на все эти запреты.
 
Когда тетя Наташа или кто-то другой угощает меня чем-то, я сначала предлагаю Барсику... Нет, не потому что хочу с ним поделиться! Нет конечно. Просто когда тебя чем-то угощают, некрасиво схватить и самому все сожрать... это - эгоизм. Надо сначала предложить окружающим. Взрослые благодарят и отказываются. Но не всегда! Если у меня две конфеты - могут одну и взять... А вот Барсик никогда не берет конфеты! Поэтому я ему все предлагаю совершенно безбоязненно - и правила приличия соблюдены, и я себя не показал эгоистом, и конфета останется при мне... Да, конечно, это вранье - делать вид, что хочешь поделиться, хотя на самом деле делиться не собираешься, а только делаешь вид. Но что делать? Взрослые тоже все время врут. Например, на афише, висящей в комнате тети Наташи, написано "сестры Архиповы". Хотя я знаю, что они никакие не сестры, и фамилии у них разные, а просто работают вместе. Зачем они назвались сестрами? А затем, что зрителям так больше нравится... Они даже красят волосы в один цвет и одеваются одинаково, потому что иначе совсем не похожи! А вот например тетя Таня... она написала целую дирестацию или что-то в этом роде про культуру речи. Я ее не читал. Я вообще еще читать не умею. Но я знаю, что в этой ее дирестации написано про то, какие слова откуда берутся, какие можно говорить, а какие нельзя, какие правильно, какие - неправильно... При этом сама тетя Таня, когда кто-нибудь занимает на кухне конфорку в ее время (народу в квартире много, а плиты - всего две, и пользоваться ими нужно по расписанию. Наше время - утром до девяти и вечером после восьми. Потому что у нас - маленький ребенок, то есть я. Остальным выделено время всего один раз в день), говорит такие слова, которые... я не знаю, что они значат, но уже знаю, что их нельзя говорить при детях. Потому что однажды Иван Иваныч как-то странно опустил глаза и пробормотал: "Татьяна, ты что ж при детенке таким трехэтажным кроешь... нехорошо... а еще культурная". Иван Иваныч - одинокий пенсионер и пьяница. У него в комнате всегда грязно. И сам он ходит грязный и оборванный. И другие соседи, говоря о нем, брезгливо поджимают губы. Но мне Иван Иваныч нравится. Он добрый. Вот мой папа - тоже пьяница, но он когда напьется - грубый и злой. А Иван Иваныч просто тихо пьет, а потом ложится и спит. И не кричит, и никого не трогает. Еще раньше у нас жил Сережка-бандит. Он - еще круче папы. Когда пил, хватал нож или топор и начинал за всеми бегать. Несколько раз мой папа и дядя Женя из маленького коридора его связывали и вызывали милицию. Милиция приходила, что-то записывала, но никогда ему ничего не делала и никуда не забирала, махнув рукой: "Ваша квартирка - это такой гадюшник, сами разбирайтесь!" Почему же Ивана Иваныча так презирают? Почему папе можно пить, а ему нельзя? Наверно, потому, что папа - "художник, а вы все - говно" (это он сам так говорит). Наверное, Иван Иваныч - и есть то самое "говно", потому что не художник. Но он все равно мне нравится. Но я никому не говорю - понимаю, что со мной не согласятся и даже будут пытаться переубедить. А мне не хочется с ними спорить. Причем, говном-то его все считают, но два или три раза все равно оставляли меня с ним. И он брал меня в свою комнату - она совсем маленькая, там помещается только кровать, тумбочка и фанерные стеллажи во всю стенку - на этих стеллажах лежат книжки, журналы, какие-то вещи... Иван Иваныч все это приносит с помойки, поэтому "трогать нельзя". Но я трогаю, потому что Иван Иваныч разрешает, а другие через закрытую дверь все равно не видят. И заразы я не боюсь! Уж если я до сих пор не подцепил заразу, когда сам рылся в помойке (там много всего интересного!), то уж значит мне ничего не страшно! Сидим мы на смятой кровати, закиданной тряпками - больше сидеть не на чем. И Иван Иваныч показывает мне домино и учит в него играть. Но я не понимаю правил, игра кажется скучной, и мне больше нравится строить из белых в черную точечку кирпичиков разные домики и лесенки. Иван Иваныч чем-то напоминает моего дедушку. Дедушка тоже добрый. И тоже пьяница. Но он не роется в помойке и ходит в чистой одежде, а по праздникам надевает костюм с галстуком. Только когда напьется, становится "свиньей". Но этого никто не знает, потому что они с бабушкой живут в отдельной квартире - там нет соседей. Некому называть дедушку "говном".
 
В общем, большинство людей всегда говорят не то, что думают, и не всем, делают не то, что хотят, а на лице изображают не то, что чувствуют. Это - нормально, это - жизнь! Я давно это понял и делаю точно так же. И всех это устраивает, значит, я все понял правильно. Например, когда я с улыбкой протягиваю только что полученную в подарок конфету кому-то из гостей и с максимально дружелюбной интонацией, хлопая чистыми честными голубыми глазами, попискиваю: "Хотите конфетку?", гости громко выражают восторг, гладят меня по голове, отвечают: "Нет, что ты, спасибо, деточка, кушай! Я не хочу!" А родители довольно улыбаются - вот какой у них ребенок не жадный! И велика вероятность, что гости, умилившись моим поведением, дадут что-нибудь еще... Так же я предлагаю всем взрослым игрушку, которой они восхитились, какую-то вещь... я знаю, что мой "благородный порыв" ничего не будет мне стоить, а возможно даже принесет дивиденды. И все же самое безопасное - это "делиться" с Барсиком:
 
- Барсик, хочешь конфетку?
 
"Мр-р-р!" - отвечает Барсик и трется о меня мордой, не покушаясь на конфету.
 
- Ну, не хочешь - как хочешь!
 
Но однажды по моей лицемерной щедрости был нанесен сокрушительный удар! И нанес его ни кто иной как Барсик... после чего я резко охладел к животному. Когда один из соседей угостил меня большим куском вкуснейшей вареной колбасы (это лакомство доставалось мне не часто!), я первым делом огляделся - видит ли меня кто? Ага, две соседки смотрят...
 
- Барсик, хочешь колбаску?
 
В следующую секунду квартиру потряс мой оглушительный рев! Я был оскорблен в самых лучших чувствах! Мир рухнул!
 
- Барсик МОЮ колбасу съел!!!
 
Но почему-то на Барсика не обрушился ничей праведный гнев... Напротив, у меня осторожно поинтересовались:
 
- Что, неужели он сам у тебя ее отобрал? Не может быть!
 
Соседки засвидетельствовали, что колбасу Барсику я предложил сам...
 
- А, ну конечно! Раз дают - чего ж не съесть...
 
Потом мне объяснили, что когда кому-то что-то предлагаешь, это не значит, что от этого обязательно откажутся, что взрослые отказываются просто из вежливости, но что Барсик таких тонкостей не понимает, потому что он - животное. И что вообще когда чем-то делишься - значит, готов с этим расстаться... Затем следовала длинная лекция сначала от мамы, потом от папы на тему: "щедрость и лицемерие". И мне было предложено подумать и сделать выводы. Я подумал. И сделал выводы. С тех пор прежде, чем что-то кому-то предложить, я старался удостовериться не только в том, что меня в этот момент кто-то видит, но и в том, что либо ему это не нужно, либо у него это уже есть, либо он постесняется взять... а главное - в том, что поблизости точно нет никого шибко умного, кто догадается об истинных мотивах моего поведения!



Чукча   8 декабря 2012   1140 0 17  


Рейтинг: +19


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Картинки из детства. 2. Барсик, хочешь конфетку?

Когда я был младше, меня можно было оставлять дома одного, потому что из кроватки с высокими решетками вокруг я бы никуда не вылез. А сейчас я могу залезть куда угодно, поэтому когда никого из родителей нет дома (а это бывает часто), за мной должен кто-то присматривать. Это могут быть мамины и папины друзья и знакомые, это могут быть соседи по квартире или их подросшие дети... Правда, мне и сейчас непонятно, что такого страшного я могу натворить?
Читать статью

 





Последние читатели:




Комментарии:

fumarola # 8 декабря 2012 года   +4  
Прочитала с удовольствием - и как удалось сохранить в памяти все эти детские ощущения и детское восприятие мира? Рассказ про конфетку напомнил мне, как по моей "лицемерной щедрости" тоже был нанесен удар - как-то вдруг отец согласился угоститься предложенной ему конфетой. Как я была поражена!!! Оказывается, взрослые их тоже ЕДЯТ!!!
Чукча # 9 декабря 2012 года   +4  
fumarola пишет:
как по моей "лицемерной щедрости" тоже был нанесен удар - как-то вдруг отец согласился угоститься предложенной ему конфетой. Как я была поражена!!! Оказывается, взрослые их тоже ЕДЯТ!!!

Ну, это было не лицемерие, раз Вы чистосердечно думали, что взрослые не едят конфет. Я-то знал, и что едят, и что любят, и что их, в отличие от детей, редко ими угощают. Но знал и то, что они отказываются, чтобы ребенку больше досталось... и беззастенчиво этим пользовался . В памяти-то сохранить - это как раз ничего сложного. У меня с детства была привычка вспоминать и переосмысливать все события, имеющие какое-то значение для меня, чтобы потом сделать выводы. А эти события для меня были важны по многим причинам - это были какие-то базовые камешки моей системы ценностей, основополагающего пути (пути неверного), по которому я успел потом зайти очень далеко, прежде чем принял решение изменить курс.
Elektra_LR # 9 декабря 2012 года   +4  
О, насколько больная и нужная тема!!! Сама спотыкаюсь об нее. И не знаю, что делать - учить ли ребенка "как надо", или "как выжить". Двойная мораль правит миром...
Чукча # 9 декабря 2012 года   +5  
Наверное, если допускать эту двойную мораль в своей жизни, то не стОит удивляться, если ребенок станет циником. Каждый сам делает свой выбор, когда встает вопрос "выжить" или "как надо". И ребенок тоже делает этот выбор. Важно, чтобы он понимал, что это - именно ВЫБОР. Его собственный. А не "жизнь такая". Ну, и, конечно, чтобы была вооббще возможность выбора в сторону "как надо" - нужно чем-то эту возможность обеспечить. Потому что эгоистичный выбор - его обеспечивать не надо, он природой заложен в каждом живом существе. И по-умолчанию ребенок сделает именно так. А такая "эфемерная" вещь как нравственность изначально не привлекательна. Особенно если не очень развита эмоциональная сфера (например, если щеночек или малыш не вызывает у ребенка жалости на физиологическом уровне - то что его побудит не обижать слабого или делиться с ним? Любые запреты и нравоучения типа "это - хорошо, а это - плохо" убеждают только в том, что "надо делать то, что хочешь так, чтобы тебе за это ничего не было"). Я вот что думаю: если родители сами колеблются между нравственным выбором и законом джунглей, если сомневаются, как же все-таки правильно, если в собственной жизни склоняются то туда, то сюда, но при этом стараются сделать вид, что они знают, как правильно, и что их вот эти колебания - это не сомнения и не трудности с собственным решением, а "сложности и неоднозначности жизни", то пусть они не тешат себя иллюзией, что ребенок будет также бултыхаться "между плюсом и минусом". Возможно, "неоднозначность" мира не помешает ему сделать собственный совершенно однозначный выбор. Если у ребенка есть хоть капелька мозгов, он быстро понимает, что "уважение людей", "возможность чего-то добиться" , "хороших людей любят, с ними хорошо" - это не стимул. Он быстро въедет, что для достижения всего этого достаточно ВЫГЛЯДЕТЬ хорошим для других, а быть им совершенно необязательно. Как ни крути, а кроме веры в Бога, в существование души, которая может погибнуть, уничтоженная грехами - ничего весомого нет, что могло бы побудить ребенка, склонного к анализу всей получаемой информации и предпочтительно руководствующегося умозаключениями, а не эмоциями, стараться стать лучше на самом деле, а не создать видимость этого.
fumarola # 9 декабря 2012 года   +3  
Чукча пишет:
Потому что эгоистичный выбор - его обеспечивать не надо, он природой заложен в каждом живом существе. И по-умолчанию ребенок сделает именно так.

Согласна. Эгоизм в каждом вырастает, как сорняк, удобрять его вовсе не нужно!!! Но вот здесь-
Чукча пишет:
Я вот что думаю: если родители сами колеблются между нравственным выбором и законом джунглей, если сомневаются, как же все-таки правильно, если в собственной жизни склоняются то туда, то сюда, но при этом стараются сделать вид, что они знают, как правильно, и что их вот эти колебания - это не сомнения и не трудности с собственным решением, а "сложности и неоднозначности жизни", то пусть они не тешат себя иллюзией, что ребенок будет также бултыхаться "между плюсом и минусом". Возможно, "неоднозначность" мира не помешает ему сделать собственный совершенно однозначный выбор. Если у ребенка есть хоть капелька мозгов, он быстро понимает, что "уважение людей", "возможность чего-то добиться" , "хороших людей любят, с ними хорошо" - это не стимул. Он быстро въедет, что для достижения всего этого достаточно ВЫГЛЯДЕТЬ хорошим для других, а быть им совершенно необязательно.

- я не совсем согласна. Смотрю на сына и вижу в нем свои же собственные нравственные трепыхания. И думаю - а правильно ли я делала, в него их впихивая? Для себя, наверное, я сделала хорошо, циника не вырастила, а каково ему будет жить с таким винегретом "правильно-не правильно"? На этот вопрос у меня нет ответа.
Чукча # 9 декабря 2012 года   +5  
fumarola пишет:
Смотрю на сына и вижу в нем свои же собственные нравственные трепыхания. И думаю - а правильно ли я делала, в него их впихивая? Для себя, наверное, я сделала хорошо, циника не вырастила, а каково ему будет жить с таким винегретом "правильно-не правильно"? На этот вопрос у меня нет ответа.

Трепыхания - это есть надежда. Лучше, если человек наполовину болен, наполовину здоров - тогда легче выздороветь. Чем если он безнадежен. Ответа на этот вопрос может не быть только в одном случае: если нет уверенности, что нравственность - это правильно. У Вас есть ответ на вопрос, что Вы предпочтете, если встанет такой выбор: чтобы сын страдал сам или чтобы заставлял страдать других? Чтобы оказался жертвой обмана, или чтобы сам стал обманщиком? Чтобы пострадал от преступника, или чтобы стал преступником сам? Если сможете однозначно ответить на этот вопрос, то все остальное тоже просто. Если нет - тогда действительно нечего сказать.
 
Может быть всякое, могут дети унаследовать именно родительские сомнения - это зависит от изначального типа личности. Может выбрать "от противного", если вдруг увидит что-то вне родителей, что его больше привлечет, если кто-то достойный станет авторитетом. Но я лишь могу судить о том, что произошло со мной. Типичная, казалось бы, ситуация - родители, как многие люди, пытаются "усидеть на двух стульях" - то есть, быть приличными людьми, придерживаться каких-то нравственных норм, но при этом мир для них материален, бытие первично, Бога нет, а все, что есть и должно быть в человеке хорошего определяется каким-то абстрактным понятием "совесть" и "порядочность". Я не видел никакого смысла в этих убеждениях, с помощью которых люди только создают себе лишние проблемы, не захотел сидеть на двух стульях, и выбрал закон джунглей. Причем, понял, что для более успешной реализации этой идеи нужно делать вид, что я такой же, как они - порядочный, честный, подверженный "совести" и прочим вещам. Это - яркий пример того, как и почему в приличных семьях появляются бандиты и отморозки. "В кого он такой?" Да ни в кого, он просто более последователен и сделал выбор в отличие от них.
fumarola # 10 декабря 2012 года   +4  
Чукча пишет:
Чтобы оказался жертвой обмана, или чтобы сам стал обманщиком? Чтобы пострадал от преступника, или чтобы стал преступником сам? Если сможете однозначно ответить на этот вопрос, то все остальное тоже просто. Если нет - тогда действительно нечего сказать.

Я не хочу, чтобы он стал ни обманщиком, ни преступником, но и вместе с тем, я не хочу, чтобы он страдал! Ни от преступников, ни от людей, у которых за душой нет ничего святого.
Чукча пишет:
Лучше, если человек наполовину болен, наполовину здоров - тогда легче выздороветь.

В моем понимании, это "Ни Богу - свечка, ни черту - кочерга"....
Чукча # 10 декабря 2012 года   +5  
fumarola пишет:
Я не хочу, чтобы он стал ни обманщиком, ни преступником, но и вместе с тем, я не хочу, чтобы он страдал! Ни от преступников, ни от людей, у которых за душой нет ничего святого.

Это-то ясно! Никто не хочет! Но если бы был выбор - или-или?
fumarola пишет:
В моем понимании, это "Ни Богу - свечка, ни черту - кочерга"...

В моем понимании - лучше так, чем черту кочерга. А главное, пока человек сомневается - надежда есть.
Elektra_LR # 10 декабря 2012 года   +4  
Чукча пишет:
Если нет - тогда действительно нечего сказать

Мне безумно интересно с Вами общаться, но настолько же сложно. Дело в базовых платформах.(Да Вы и сами, наверное, давно заметили) Очень надеюсь, что моё признание не помешает нашему дальнейшему общению...
 
Почему Вы так радикально ставите вопрос: "преступник или жертва"? А нельзя ли быть тем, кто не нападет первым, но даст достойный отпор?
Почему понятия "совесть" и "порядочность" Вы считаете абстрактными? Для меня они совершенно конкретны. А вот делать вид - согласна! - это низость!
Чукча # 10 декабря 2012 года   +5  
Elektra_LR пишет:
Почему Вы так радикально ставите вопрос: "преступник или жертва"?


Чтобы разобраться с приоритетами и с полюсами. Хорошо, когда такой выбор не ставится. Но он может быть поставлен.
 
Elektra_LR пишет:
Почему понятия "совесть" и "порядочность" Вы считаете абстрактными?

Сейчас не считаю. Но для человека, воспитанного в "научном атеизме" и без Бога в глубине души (то есть, когда окончательно выбрать зло мешают какие-то внутренние механизмы - может быть, воспринятые эмоционально, на уровне подсознания), это - абстрактные понятия, теория и т.д. Если совести нет, то ничто не мешает не принимать во внимание доводы морали.
Elektra_LR # 10 декабря 2012 года   +4  
Чукча пишет:
Чтобы разобраться

Да, сама этим пользуюсь в теоретическом разговоре.
 
Так понятней. Спасибо.
SvetlanaSvetik deleted # 9 декабря 2012 года   +4  
Интересный рассказ о Барсике.
Бистра # 10 декабря 2012 года   +4  
Вася, ты хорошо написал, достолько хорошо, что мне сначало надо подумать, прежде что-то написать!
Чукча # 10 декабря 2012 года   +5  
Спасибо! О реальных событиях писать легко - не надо думать, просто записывай, что было - и все .
Морозова Люда # 11 декабря 2012 года   +5  
Чукча пишет:
Но однажды по моей лицемерной щедрости был нанесен сокрушительный удар! И нанес его ни кто иной как Барсик... после чего я резко охладел к животному.

И с тех пор ты недолюбливаешь котов?
Отлично, Вася! Прочитала с большим интересом. Есть ли еще что-нибудь о маленьком всезнайке в закромах твоей памяти?
Чукча # 11 декабря 2012 года   +6  
Морозова пишет:
И с тех пор ты недолюбливаешь котов?

Нет, моя нелюбовь распространилась только на того, конкретного кота . А таких маньячных обобщений я не делал .
elenita # 3 января 2013 года   +4  
Замечательно написано . Спасибо, Василий!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.