Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Чтение как труд
Я делаю домашние дела только те, которые мне нравятся. Т.е. поливаю цветы.
Я делаю работу только ту, что мне нравится. Я люблю свое увлечение, но делаю только ту его часть, что мне нравится. Так, я люблю заканчивать сборку паззлов, а начало делают за меня мои друзья. Я хожу в спортзал и делаю только те упражнения, которые делать легко. Я хожу в кино и как только в фильме возникает неприятный эпизод - ухожу и возвращаюсь по его окончанию. Мои дети будут учить только то, что не требует у них усилий. Как вам тезисы? Странные, не так ли? Если мы делаем что-то, чтобы отвлечься, расслабиться, отдохнуть - мы выбираем что-то легкое, ненавязчивое. Один мой знакомый - физик - приходил домой и включал дикую, махровую попсу на полчаса. Говорил, что так его мозг отдыхает. Но он никогда бы не сказал, что эта музыка ему нравится, что он любит попсу. Он действительно любит - вдумчивую рок-музыку. Но она требует усилий. Она требует внимательности и усидчивости. Если мы читаем только, чтобы отвлечься/развлечься, то основной критерий для нас - легкость чтения. Сложные книги будут отметаться. А классическим будет аргумент "писатель должен писать для читателей, а значит доносить смысл легко и понятно". Разберемся. 1. Чтение должно быть легко. Но если мы читаем, потому что хотим прокачать мышцу мозга, то этот критерий (легкость чтения) - один из самых порочных. В Бальзака надо вчитываться первые 50-100 страниц. Дюма же увлекает с первых строк. Гарсия Маркес кому-то легок, кому-то тяжел, но при этом находится во всех списках "для обязательного чтения". Толстой и Достоевский - две практически противоположные техники письма. Обычно если легок Толстой, то Достоевский невозможен, и наоборот. Однако это вообще никак не влияет на необходимость их чтения. Спросят: а почему вообще необходимо читать? Почему надо себя заставлять? Ни почему. Просто так. Это экзистенциальный выбор. Качать мышцу мозга или нет. Да, можно раскачать ее одним чтением, которое легко (при этом сами книги будут составлять золотой запас мира), но это будет ополовиненное чтение: накачать руки и оставить тощими и хлипкими ноги. Образование, культура, мораль - это насилие. Мы насилуем себя, чтобы быть умнее, сильнее, нравственнее. Это нормально. Безусловно, у современного читателя нет времени читать много. Он выбирает то, что ближе ему. Ближе по духу, по легкости, по мыслям, сюжету - по чему угодно. Однако хочется нам это признавать или не хочется, но есть весьма обширный список книг, которые как говорится must have. Легки они или тяжелы - это второй вопрос. Кто-то скажет, что этот список - вещь субъективная и вообще "а судьи кто?". Это лукавство и самооправдание. 2. Писатель должен писать для читателя. Это миф. Есть два типа авторов: писатели и беллетристы. Для примера: Акунин и Кинг - беллетристы и не спорят с этим. Беллетрист пишет развлечение для читателей. Хорошие беллетристы пишут хорошо и почти сближаются в качестве книги с настоящей литературой. Но они остаются беллетристами. Писатель, вы не поверите, пишет потому, что не может не писать. При этом пишет он не для нас. Вернее, первично - не для нас. Он пишет для себя. Большая литература нередко пишется изначально для себя и в стол. Кафка вообще писал в стол. Писатель высказывает собственную душу в произведении. А душа у писателей - ой какая сложная. Требовать от писателя понятности - значит упрощать его. Неслучайно в гениальных произведениях зачастую находят смыслы прямо противоположные друг другу. Вот так широк был писатель. Что я хочу сказать? Было бы неплохо, если бы писатель писал легко и с оглядкой на читателя. Но так бывает не всегда. Настоящая литература нередко тяжела, требует усилий, раздумий. Легкая для чтения книга вовсе не слабая, примитивная или простая. Читатель имеет право выбирать тех писателей, какие ему ближе и в том числе с точки зрения легкости. Но это никак не говорит о масштабе автора и качестве книги. Выбор чтения на том основании, что это чтение входит в наши требования к книгам (например не толще 300 страниц), существенно сужает наш читательский кругозор. Я не рассматриваю тут такой критерий, как "нравится". Это наш с вами личный выбор, которые вообще не имеет отношения к качеству литературы. Проще всего это проиллюстрировать на выборе музыки. Для меня "Дискотека авария" попса попсой, но при этом "Если хочешь остаться" мне нравится. Я осознаю, что это музыкальное и литературное барахло. Но нравится. Аналогично отношение к "Муми тролю", например. Тот факт, что мне нравится "Муми троль" не делает эту группу равно Битлам. Сразу пресекая ряд вопросов: есть объективные критерии для определения качества искусства. Но в России, что искусство, что футбол - в нем специалисты все. Есть критерии качества литературы. Есть критерии классической литературы. Они не определяются "нравится" критиков или литературоведов, не определяются существующим политическим строем. Они существуют над всей этой шелухой. Рейтинг: +28
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Чтение как труд
Я делаю домашние дела только те, которые мне нравятся. Т.е. поливаю цветы. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Очень интересная, познавательная статья получилась)))
Могу много чего написать, но не буду. Читать обожаю и читаю то, к чему в данный момент душа лежит, чем бы оно ни было
Все, пошла плевать в зеркало
Ася, с удовольствием. Пиши в личку, с чего начнем!!!)))
А читать только , что бы блеснуть , кого- то удивить образованностью , ну...мне кажется слишком большая роскошь - так распоряжаться своим временем , да и душой , пожалуй . Ведь литература задевает такие тонкие струны .
А босс эрудит оценит и качество работы и образованных работников, ведь часто работкик компании - его лицо (секретарь, переводчик, юрист и т.д.) Перечитывать список обязательной литературы не обязательно, и даже сыпать цитатами иногда только грузит, но иметь представление о чем идет речь и что Анну Каренину все-таки написал Толстой, а не Пушкин - это, по моему мнению, дело собственного достоинства.
"хотя бы" (!)
Ага, пооэтому сейчас положим на все болт и не будем интересоваться тем, что сейчас общепризнано.
И еще: весь скепсис в отношении молодежи и мысль, что будто бы время все изменит - слишком вольное допущение. Аристотель, Гомер, Рабле и т.д. - почему-то не изменились за тысячи лет.
Вы мыслите как учитель, если ты не выполнил задания - ты неуч)) Одна точка зрения: молодежь необразованна, вторая: взрослые такие занудные. И как не странно, точки зрения не меняются))))).
Сударыня, так и есть. Если я чего-то не выучилю, я неуч. Это прямое значение этого слова. НЕУЧ, неуча, муж. (разг. пренебр.). Необразованный, невежественный человек.
Если я не образован, я - неуч. Я могу считать себя альтернативно одаренным, специалистом в лепке из пластилина осликов, могу считать себя просветленным буддой, могу быть профессионалом в сноуборде. Но одновременно с этим я неуч.
И наверное хороший учитель тот, кто вызовет интерес к необходимому на его взгляд списку)))Т.е. сумеет заинтересовать чтением) Причем любого ученика))
Вы реагируете как человек, которого задевает то, что он что-то не знает, а ему на это указывают и говорят "позор". И почему-то вместо того, чтобы сказать "да, ок, я чего-то не знаю", отвечают "сам дурак". Очень хочу ошибаться.
Вы не понимаете суть "списка", это не сто фамилий и названий на бумаге. Это не хрестоматия "Литература для неучей". Это очень расплывчатая категория. Ну вот скажем Пушкин, Тургенев - это из общепринятого. А вот "Слово о полку Игореве" или Окуджава, Айтматов? А вот и не сказать точно - в списке они или нет. Шишкин, Левитан, Саврасов - ок. Кустодиев? Петров-Водкин? Или, скажем, Гончарова? Не понятно. Границ у списка не существует. И конечно. не существует книг:
И речь идет не о том, чтобы пинками заставить вас читать этот чертов список, которого к тому же и нет. Речь идет о банальном признании того, что есть русская культура, которая не мыслится без "чего-то". Это "что-то" определено традицией (и практически ничем более).
никто ничего читать не должен. Да он будет "тем, кто не прочитал". В некоторых случаях мне будет не о чем с ним говорить. Не потому, что я говорю только о литературе. А потому, что без прочтения, просмотра, прослушивания ряда вещей с его стороны, мы будем говорить на разных языках, даже если будем говорить об отвлеченных от культуры вещах. Вот и все.
Если вы чего-то не понимаете, не значит, что этого нет.
Вы не поверите, но сейчас у руля те, кто когда то слушали шансон и сектор газа. и даже те, кто не слушал. Всего доброго в дальнейших размышлениях.
Вы живете в веселой стране. Моя куда прозаичнее.
Вообще статья родилась из обсуждения в комментариях, что одним из критериев качества является легкость прочтения.
Я 4 года читала " Игру в бисер " Гессе ! Погружалась в эту нудятину с таким удовольствием , потом выныривала надолго и опять !
Какие -то вибрации должны совпасть
Думаю, это выражение уместно только на фоне "хорошего" кино... Когда понимаешь соотношение.
))
Много зависит от нашего состояния душевного .
Невозможно все время быть потребителем высоких материй, и все 100% бодрствования "быть ценителем прерафаэлитов, слушать Шнитке и читать Кафку". Читать милую ерунду тоже необходимо, чтобы мозг получал разгрузку. В поисках своего личного баланса между "высоким и развлекательным" опасен потребительский подход , по принципу " то, что легко и приятно - хорошо, талантливо и правильно"...
Откуда ты это знаешь? Я в школе просто "глотала" Достоевского. "Преступление и наказание" прочитала на одном дыхании, одна единственная в классе. Потом, не поверишь еще перечитала пару раз. А "Война и мир" Толстого не осилила. Не люблю по войну. Прочитала только там, где было интересно, опуская сражения. Закончила школу, закрутилось все, постоянно обещала себе, что как только будет свободная минутка, прочитаю снова "Преступление и наказание". Тем более, что опыт в перечитывании книг у меня большой и каждый раз, как заново. Открыла, еле втиснула в себя первые две страницы. Закрыла и больше не возвращалась. Честно, не смогла читать. Очень тяжелый язык. А ведь часто бывает у меня наоборот - сначала еле осилила, а когда перечитывала через некоторое время - совсем другая книга, легкая в чтении. Все же наш внутренний настрой играет огромную роль. Сейчас читаю только "легкие" книги. Не могу замахнуться на серьезное.
Это мои ощущения. Плюс некоторое суммирование критики о писателях. Хотя я могу читать обоих с одинаковой легкостью/тяжестью)
У тебя произошло смещение (никакого негатива в этом слове нет) предпочтений. Ранее легкий Достоевский теперь тяжелый. Так бывает и это нормально. Такие перевороты происходят часто и со многими писателями.
Этак и договориться недолго до чего-нибудь
Иногда и полениться не грех.
Мозгам тоже нужен отдых. Так что и легкое чтиво тоже помогает )
-это вообще восторг)))сильная ирония)))
-а с этим не согласна!!!!Это усилие ,труд,да.Хочешь-образовывайся,повышая культуру,веди прилично себя,а сколько таких которые этого не делают????И их все больше и больше......к сожалению......
Попробуйте "Одухотворенный люди". Небольшой рассказ. У меня жена - не переносит произведений о войне. Но этот рассказ ставит выше любого.
Бродский - говно
и
Бродского - переоценили.
Если б я был категоричен, то использовал другие слова. На мой взгляд, именно переоценили. Я признаю, что за Бродским может стоять нечто большее, чем биография, несколько отличных стихов, полное пренебрежение к языку в некоторых других стихотворениях и хорошее чутье на культуру. Я признаю, что может быть что-то в нем не понимаю. Поэтому просто "переоценили", а не "говно".
С другой стороны, у меня нередко бывало: фуфуфу и ужас, а спустя пару лет вдруг понимаешь, что это не так-то и просто, что за этим что-то стоит.
Вы просто не читали раннего Достоевского. например, "Село Степанчиково". Достоевский даже смешнее Гоголя )))))
хотя в целом Вы, конечно, правы. Есть тяжелые для чтения авторы , но полезные для души...
А еще есть хорошие детективы, а есть донцова...
Оставить свой комментарий