Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Критерии искусств
Продолжая прошлую тему:
Есть три определяющих для произведения искусства критерия: 1. отношение к предшественникам и традиции; 2. собственная ценность произведения; 3. влияние на последующих авторов. Искусство в чистом виде не связано никакими обязательствами по воспитанию молодежи, по поддержанию нравственных канонов или улучшению демографической ситуации. Об этом я уже писал в дневнике. Есть еще более частные критерии хорошей литературы. Их тоже три. 1. Воспринимаемость всеми возрастами. Дети, конечно, не в счет. Однако Ремарк будет понят и в 15, и в 80. Вопрос в том, как именно понят. Но это нас не волнует. Волнует лишь доступность для любого возраста. С "ПиН" Достоевского в 15 будет считана лишь линия детектива и убийства. О мотивах, покаянии - речи не идет. В 50 - наоборот, какой к черту детектив. Религиозная драма о поиске себя. Однако оба читателя поймут произведение. 2. Каждое новое прочтение дает новую грань произведения Логически вытекает из первого. Здесь все просто: если перечитывание открывает новые грани произведения - значит оно как минимум достаточно глубоко для этого. 3. Остается ценным по мере удаления от времени написания. Кому сейчас нужен "Что делать?" Чернышевского? Никому. Этот роман устарел через пять лет после написания. Был насильно выведен на первый план в советское время, но ценности в нем - ноль. Но здесь мы сталкиваемся с кучей подводных камней. Фактически указанные критерии реально касаются только той части литературы, что мы называем классической (из русской традиции сюда умещаются русский реализм, романтизм и соцреализм). Модернистская и любая другая под эту схему не подходят. Например, Гомер. Во-первых, не всякий возраст способен осилить безумие гекзаметра, во-вторых, вопрос ценности для современности. Те легенды, которые есть в "Одиссее" или "Илиаде", легко найти в беллетризованном пересказе. Ценность слога? Сомнительно. Или Кафка. Школьник, студент не поймет. Да и не всякий взрослый... Или "В ожидании Годо", "Тошнота", "Слепые" (Беккет, Сартр, Меттерлинк) - ну явно не всеобщее чтение. "Улисс" Джойса - совсем уж никуда. И здесь нам приходится возвращаться к первым критериям, критериям искусства вообще: Гомер - огромнейшее влияние на всю последующую литературу. Кафка - весь двадцатый век - это век после Кафки. Аналогично с остальными тремя. Джойс - грандиозная работа с предшественниками, создание собственного языка и, наконец, огромное влияние. При этом он соответствует только одному критерию литературы - второму. И даже Чернышевский оказывается к месту, если рассмотреть его влияние на умы. Теперь к выводу. Я убежден, что классическая часть любого искусства (кино, скульптура, архитектура и т.д.) определяется теми же критериями, что и классическая литература: - вне возраста; - перечитывание (пересматривание, переслушивание); - вне времени. Но если мы говорим об искусстве вообще, то есть и о классическом, и о неклассическом, то определить ценность произведения искусства помогают общие правила: - традиция; - собственная ценность; - влияние. После вывода: И еще один подводный камень, которого в упор не видят люди, которые думают, что имеют право судить о любом искусстве: нет, не имеют. Мы же не судим о ценности той или иной теории квантовой физики? Не беремся обсуждать структуры генетических изменения в раковой клетки? Или особенности построения 4G сетей? Почему? Потому что у нас нет образования. Так почему же в футболе и искусстве разбираются все? Почему токарь (без обид) берется судить о качество работ Ван Гога или Мунка? Поймите правильно: судить имеем право мы все. Но только в формулировках: "не мое", "нравится", "не понимаю", максимум "на мой взгляд, это не искусство [потому-то и потому-то], но я не специалист". Судить в категориях: "Не искусство - на костер, а ты считаешь иначе, значит ты г*вно" может только специалист. Или теорию суперструн тоже может любой обозвать несостоявшейся? Обыватель обычно может судить о собственной ценности произведения искусства, причем обычно он делает это с реалистических позиций. Ни предзнание и влияние ему недоступно, для этого надо учиться. Но учиться он не хочет и требует от картины, чтобы она соответствовала его представлениям об искусстве. Поэтому-то Малевич - это мазня, а Эдуард Асадов - внезапно - отличный поэт. Рейтинг: +16
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Критерии искусств
Продолжая прошлую тему: Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
у нас общество дилетантов ("мы все учились по-немногу..."), ну кроме космической отрасли.
(Кстати, С ПРАЗДНИКОМ Космонавтики!!!!!!!!!!!!!!)
за праздничным столом, под пять капель, народ обсудит и выскажет мнение по любому вопросу
(бывает смешно)
Как любил говорить Ницше : "Человеческое , слишком человеческое ."
У всех есть глаза, все видят произведения, могут читать книги, а популяиных серий по искусству больше чем популярных книг по физике или генетике, и читаются они легче, вот и создаётся впечатление, что всё понятно и доступно. Поэтому "Пьета" Микеланджело неплохо смотрится, а поздние работы - "недоделка", "Шубка" Рубенса - порнография, а символизм - бред укуренных.
Если человек хочет понимать, он будет искать, учится смотреть, найдёт то, что ему близко, проблема в том, что многие не понимают, что "смотреть" произведение искусства надо тоже учиться.
Боюсь спросить, что в таком случае Генри Миллер?)
Его "Замок" написан столь гениально , что начав читать , я буквально сама оказалась там , в этой вязкости , нереальной реальности . Стало так тяжко , что бросила- не смогла дочитать .
Может быть через почти 20 лет получится не "включиться" так сильно .
Во многом согласна с Вами.
В идеале - это человек с соотвествующим дипломом, лучше со степенью. Либо признанный авторитет в области. В реальности - только в общении и можно определить.
В обычной жизни я верю человеку, что если он учился на физика-ядерщика, даже если учился плохо, то все же разбирается в вопросе лучше меня. Впрочем, при наличии сомнений я полезу в гугл.
То есть филологи считают что физики необразованные, потому что не изучают литературу? Но это не так. Просто специалисты из одной области спорят, я бы сказала, на другом уровне понимания, чем специалист и не специадист или специалисты из разных областей.
Есть некий общий образовательный уровень. И филолог обязан знать общие факты о теории относительности, фотосинтезе и т.д.
Так что, на мой взгляд, диплом не есть показатель.
В идеале!
добавлю: есть три момента:
1. к друзьям и относительно знакомым возможность липового диплома неприменима. Мы примерно представляем, что знает тот или иной знакомый нам человек.
2. пока не доказано обратное, диплом является гарантией компетентности. Презумпция невиновности. Я верю человеку с дипломом. Если я чувствую, что он врет, я это проверяю. Псле этого верить конкретно этому человеку перестаю. Огульно говорить, что диплом не показатель я бы не стал. Допустим, есть статистика, что каждая 6-я женщина в России - проститутка. Это не значит, что если я вспомню шесть женщин в своем окружении, то одна из них будет проституткой.
3. никто не мешает вам сомневаться в качестве образования людей. Проверяйте. Есть же гугл.
вообще улыбнуло )) спасибо!
Не, не скажите!!! Его стоит читать уже из-за одной только теории о "разумном эгоизме"! Надо сказать, не прочитай я этот роман в школе, бяк в своей жизни я наделала бы значительно больше!
А что касается оценки произведений хоть специалистами, хоть любителями - думаю, в любом случае мнение всегда субъективно, многие шедевры вначале не принимались специалистами и даже бывали освистаны...
Это такая сложная категория, оценивать искусство ли это или не искусство. Скажем, почему Beatles - Yesterday - это искусство и классика, а Николаев и "Жёлтые тюльпаны" - уже нет? Возможно лет через сто именно он будет признан гением и его песни, на которые плюются сейчас современники - образцом классической эстрадной музыки 20 века?
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
К вопросу о критериях)))
Скепсис и зависть свойственна человеку, куда сильнее чувства прекрасного)
Оставить свой комментарий