Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Радоница – чему радоваться или «чаю воскресения мертвых»
Вот уже отгремели пасхальные колокола, отходились крестные ходы, доелись куличи и яйца. Быт понемногу входит в обычное будничное русло – возможно, даже скорее, чем хотелось бы. Но радость воскресения еще раз напоминает о себе сегодня, во вторник второй седмицы по Пасхе. Этот вторник занимает особое место в церковном круге богослужений. В этот день мы впервые после Воскресения Христова поминаем наших почивших близких, молимся о них по заповеди «молитесь друг о друге». Этот день принято проводить в Храме, где служится панихида, и стоит также навестить могилы близких людей – родителей, родственников.
Праздник этот очень древний – древнее, чем Православие на Руси. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции он отсутствует. Мы же, славяне, изначально чтили своих предков и перенесли обычай поминовения их в новую веру, наполнив его новым смыслом. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова. Зачем оставлять еду на могилах? Раньше, в дохристианские времена наши предки устраивали тризны – особые поминальные пиры в честь умерших, сегодня же это – особый род милостыни. Очень часто я вижу неимущих, которые ходят и собирают еду, оставленную на кладбище. Имхо, только крайняя нужда заставит человека это делать, а значит, эта милостыня – как раз по адресу, ибо сказано Христом «если сделали сие кому из малых сих, то сделали и Мне». К сожалению, очень часто мы превращаем Радоницу в языческую тризну, устраивая трапезы, плавно переходящие в банкеты на кладбище – с водкой, и предложением такой еды покойному. Это, разумеется, уже язычество в чистом виде и кощунство. На кладбище в этот день оставляется еда, стакан воды – разумеется, не для покойника, а для неимущих, которые придут собрать милостыню и возможно, эта вода им пригодится, чтобы запить печенье или кулич. Но важнее всего для наших усопших – не отмытый памятник и не свежепокрашенная оградка в этот день – это все есть дань благочестивой традиции (как сказал один философ – общество, которое не уважает могилы отцов, обречено на вымирание), но не более того. Молитва – вот чего от нас ждут наши умершие. Всех еще раз с праздником. Рейтинг: +28
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Радоница – чему радоваться или «чаю воскресения мертвых»
Вот уже отгремели пасхальные колокола, отходились крестные ходы, доелись куличи и яйца. Быт понемногу входит в обычное будничное русло – возможно, даже скорее, чем хотелось бы. Но радость воскресения еще раз напоминает о себе сегодня, во вторник второй седмицы по Пасхе. Этот вторник занимает особое место в церковном круге богослужений. В этот день мы впервые после Воскресения Христова поминаем наших почивших близких, молимся о них по заповеди «молитесь друг о друге».
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Знаю, что не везде устраивают трапезы на кладбище (коллега с западной Украины говорит, что у них так не принято).
- это здорово))
ну, главное, что попала.
А у нас священники говорят, что на Пасху делать на кладбище нечего - это праздник живых. Но все равно люди ходят, правильно это или нет - не знаю...
И первый раз увидела на родине мужа - у них по кладбищу бегают дети, обычные дети и каждый старается им что-то дать - конфетку, крашанку, кулич, пирожок. Да, здесь же впервые увидела, как на кресты и памятники вешают платки и полотенца, чтобы их потом "отдать старому человеку или тому, кто знал, а може тому, кому треба"... У нас не видела такого, а мож внимания не обращала, а там вот так. И цветы не садят в этот день, стараются или до Пасхи или перед, чтобы прийти действительно как на праздник. И плакать не принято - нужно разговаривать, молиться, встречаться с родственниками, обязательно со всеми целуясь, знакомыми... Вспоминать, напоминать, заказывать панихиду. Но все равно многие устраивают почти пьянки, хотя у некоторых это единственная возможность встретиться с родными - едут со всей Украины точно, а то и из других стран. Понятно, что это их не оправдывает, но хоть объясняет всё.
...Я поставил на могиле мамы цветы, зажёг свечу, прочёл "Отче наш" и пошёл на панихиду в кладбищенскую часовню. Набор продуктов отвёз знакомой больной бабушке - пусть поминает моих сродников. А уже дома, за столом сами помянули всех ушедших. М.б. надо было как-то и по-другому - не знаю, но валяться пьяным на могилах... Мерзко даже представить.
В избраннное забираю.
Царствия Небесного родителям
На могилках оставляют только конфеты и крашеные яйца, но их тутже собирают маленькие детки. Как по мне это очень интересная традиция, да и собирают конфеты в основном детки из небогатых семей, многодетных.
У мужа в бабушкином селе еще есть интересный обычай: просить маленьких деток перекатить "крашенку" через могилку, там еще стишок какой-то при этом рассказывается...
по воскресеньям приходят люди в основном, потому что вторник- рабочий день, вот в Беларуссии, гласит Википедия, этот день выходным делают
я только не уточнила, сто именно перед Троицей, либо в Духов день, а вот в Троицу на кладбище не хожу.
сейчас этого меньше. тем не менее, у нас это еще очень распространено.
я хожу во вторник, на Радоницу. убираю фантики от конфет, печенье, салфетки, пакетики и т.д. могилы остаются чистыми, и мне покойно.
или есть где-то... не помню.
но спасибо за напоминание, я еще раз перешерстю фотки, и с пристрастием))))
У меня тетка одно время фигней занялась ходила на похороны и притаскивала в дом фото самих похорон,гробов с покойниками.Никто этого не знал.Ну кто ожидал что дама доцент наук в старости вот так сбрендит.
А тут ж..па за ж..й по её линии.Мало того что болеют все от мала до велика,так еще и череда такая вещей словно у них в отпуске смерть комнатку снимает.Ну своих дел хватало не вникала особо.А тут нужно было съездить.Я на порог , а ощущение, запах такой же словно я в морг или на кладбище пришло.Да еще в такой концентрации.Я хлеб есть не могла, воду пить не могла трупный запах и присутствие везде.Спрашиваю у сестры что за хрень такая.Она не знает.С теткой жили племяшка с мужем и ребенком.Племяшка в болячках депрессиях.Мужа её два раза с петли вытаскивали.Ребенок постоянно болеет.
Вечером к тетке зашла в комнату, думала мозг взорвется.Утром она ушла,полезла я как она прсила за одной вещью, а тут коробка на меня валится,а там что не фото то похороны или какие-то поминки на кладбищах.У вот эти все покойнички "в гостях"у тетки.Толь едят то они не продукты с холодильника,а то что чувствуют,испытывают,проживают,живые.И чем больше выброс у живых тем "вкуснее".Тётка пришла я ей сказала,что если дороги эти люди пусть идет и возьмет их фото сделанное при жизни, а приглашать трупы в дом нечего.Фотографии я сожгла подальше от дома, пепел собрала и вывезла на кладбище. Потом налаживаться стало.Племянница правда так и не стала прежней, но хоть жить стала.
эту же ситуацию я встречала и в других домах.Просто уже чувствовала как она проявляется и знала что искать.
храните память о тех кто дорог в фотографиях когда они жили, радовались, но только не тогда когда они умерли и покойники.Ну у вас же дома не криминальный отдел где хранятся уголовные дела с мест преступлений, не морг, не исторический музей, не кладбище, и не церковь.
Я понимаю есть племена которые ждут смерть , и жизнь их не прельщает.Так им пофиг сколько жить,они помереть рады,так они покойников на чердаках держат.
А если ты жить любишь, хочешь чтобы близкие подольше рядом были.Так какого покойников приглашать, пополнить коллекцию похорон? Пусть те кто ушли улыбаются с фото.
Так что скажу одно таких фото быть у живых, живущих не должно быть если они не собираются играть в рулетку со смертью, ставя на кон кровников и близких.
И еще знаешь, я почему-то не могу вешать на стены или расставлять фотографии людей, которых уже нет. Меня жуть берет. Я не знаю почему так. Дома у меня не висят в свободном доступе фотографии папы, бабушек, дедушек. Хоть и добрые фотографии, но я когда хочу посмотреть, просто достаю, посмотрела, альбом закрыла и убрала. Или на ноуте смотрю. Собственно, ничего необычного никогда не было с этим связано, но почему-то вот так. А тут приехали к тетушке мужа. У нее сын страшно умер, тело еще лежало два или три дня (вернее, сидело), люди мимо ходили, не поняли сразу, что труп уже. В общем ужас. Она очень долго не могла утешиться. Мы у нее бываем по паре дней раз в два-три года. Приезжаем, посидели, она опять поплакала, отвела нам комнату. А у нее домина огромная, но уютная очень. Всегда так любила у нее гостить. Захожу в комнату - вот реально, как ты говоришь - запах, как... в морге, что ли. Все стены, все полки уставлены фотографиями ее сына. Но прижизненными. Но глаза у него на всех фотографиях, как мертвые уже! Не знаю, как мне жутко было. Как я ночь ту пережила, не знаю. Утром я ей сказала, что чувствую. Мне нравится она, всегда понимает, не обижается никогда. Она промолчала. На следующий год, когда мы приехали (а мы никогда не предупреждаем), фотографии были все убраны. И дом опять стал по моим ощущениям спокойный. Я ее спросила, не удержалась, почему послушала и убрала? Она сказала, что и сама что-то подобное чувствовала, но думала, что это просто от горя. А тут, получается, что не одна. Значит надо убрать фотографии.
По сути с фотографиями решай сама.Если это важно, значит надо думать каким образом эти вещи будут хранить твои дети.И будут ли.Не желательно им это оставлять.Потому как к человеку в гробу, они вряд ли будут испытывать те же чувства.Изменится фон, скорее всего просто выкинут,а вот покоя все участники событий не обретут.Сама решай , что с этими вещами будет без тебя.
То есть тут должен быть порядок,чтобы эти вещи не оказались потом на помойке раскиданные ветром, как сейчас часто случается.Да вопрос даже не в этом.
Хотя бы потому что сейчас может работать один механизм.Который не трогает всех, а когда уйдут те с кем была эта память связана, включится иной.И уже работать будет иначе.Здесь как и везде одно правило Не навреди.Вот из этого и надо исходить.
Покойники должны быть упокоены, а не болтаться среди живых и не использовать их.Сейчас сложно стало на кладбищах.Не знаю то ли традиции поменялись,то люди лезут куда не надо и делают что не надо.Но того упокоения, что было там раньше уже нет.Что-то народ не то делает.
А на кладбище.... Знаешь, мы папу на старом кладбище хоронили, в соснах. Атмосфера..... прям умиротворение. А вот буквально в этом году что-то поменялось. Нет ощущения спокойствия на этом кладбище... Тревоги нет, но и прежнего спокойствия тоже не стало.
Я помню у дядьки любила маленькой листать "родовые книги". Этакие толстые книги специально переплетались кожей, стоял вытесненный на коже оттиск принадлежащий роду.Очень интересные замочки.Много поколений там было описано и на некоторых страницах были портреты.Интересно было и читать и разглядывать. Тогда не принято было говорить на эту тему.Не знаю как удавалось прятать, оберегать эти вещи.Я тогда случайно нашла и разглядывала втихоря.В начале не понимала что это имеет отношение ко мне.Пока не увидела на одной из страниц портрет девочки очень похожей на себя.Это была не я.Но поняла о ком читаю
Так случилось что то что берегли несмотря на войны, революции и много чего не уберегли.
Вот с тех пор всё хотела сохранить историю тех кого могу сохранить.Одно время откладывала, не думала что так рано придет момент, что уточнить детали будет не у кого.Но кое что успела, кое-что собрала у живущих пока,некоторые вещи собрала по архивам, но это оказалось труднее чем думала. Пока это всё не приведено в порядок. Но надо заняться.
Сейчас конечно в планах не карандашные или чернильные портреты, теперь фотографии.Короче нужно время чтобы переписать, подклеить.Пока его нет к сожалению.
Как правило, Перед Пасхой, едем на кладбище и убираем могилы, хотя что там убирать, разве что старые корзины с цветами,
протереть памятник от пыли, но тем не менее так принято. Оставляем поминание на могиле всегда, когда приезжаем, чтобы
проведать своих ушедших родных. А поминаем только дома, мы на кладбище не пьём и не едим, только один раз, на следующий
день после похорон, когда привозят " завтрак" символически поминают. Но может быть у всех по- разному?
Но как - то мирятся церковнослужители.
а какие праздники, перешедшие в Православие от язычества Вы имеете в виду?
Вы правы, точно, не будут караулить, но у насм народ слухняный, сказал священник,
значит нужно исполнять.))
А Ивана купала- языческий славянский праздник, хронологически совпадающий с православным праздником Рождества Иоанна Крестителя - ровно за полгода до Рождества Христова. Так что ничего кроме хронологии эти праздники не связывает
"Почему Церковь празднует языческий праздник "Масленица"?
В церковном календаре такого праздника нет.
Вопрос можно переформулировать таким образом: почему последняя из подготовительных седмиц к Великому Посту - Сырная седмица - имеет простонародное название - Масленица?
Ответ. Христианская Церковь оставила главное празднование весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Таким образом преодолевались пережитки языческого мировосприятия."
Азбука Веры:http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=4603
дело в том, что Православие пришло к славянам из греческой Византии, и там уже была своя предуготовительная неделя перед Великим Постом. русское сознание ее обработало на свой лад - но масленичные гуляния ничего общего с Православием не имеют, кроме хронологии.
Касательно Рождества Христова - то тут такая же хронология. была известна приблизительная дата рождения Иоанна Крестителя, а Христос его на полгода младше - об этом даже в Евангелии читаем - вот и добавили 6 месяцев к концу июня.
просто бывшие язычники проводили поэтические параллели - мол, раньше мы праздновали рождение нового солнца, а теперь - рождение Солнца Правды- Христа.
Еще Троица у нас на кладбище, вероятно, была поминальным днем. Весь город шел с корзинами снеди на кладбище. Тут я описала свои детские впечатления о нашем кладбище http://www.myjulia.ru/article/471906/
Они очень набожные, мои бывшие родственники.
из Википедии:
Радоница (Радуница) — у восточных славян поминальный день, приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели[1]. На Украине отмечается в разных местностях в воскресенье, понедельник или во вторник. В современной Белоруссии — официальный государственный праздник, нерабочий день (второй вторник после православной Пасхи) — День поминовения усопших[2]. В Молдове этот день называется Родительским днем и отмечается в понедельник.
Дата связана с тем, что по церковному уставу на протяжении Страстной и Светлой седмиц поминовение усопших не проводится[3]. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции эта традиция отсутствует[источник не указан 28 дней]. У осетин имеется аналогичный поминальный день — Мaeрдты Куадзaeн («Пасха мёртвых»), проводящийся в понедельник Фоминой седмицы. В этот день закалывали барана или бычка, а женщины, взяв с собой снедь, шли на кладбище[4].
Отмечается: в Центральной Украине — в понедельник Фоминой недели (Проводы), на востоке Украины — на Красную горку, в Белоруссии — во вторник (Радованцы), на севере России — во вторник или воскресенье (Красная горка)[5], в Костромской губернии — в воскресенье[6]. На юге России поминают предков на Пасху (основано на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах») или на Красную горку.
моя семья, мамин род, их Белоруссии, с Гомельщины. Мы отмечаем день поминовния рода в четверг на Светлой седмице. Бабушки говорили Навский Великдень
Вино выливаю, съестное крошу птицам. С одной стороны хорошо что люди не знают и не видят того что происходит...Забавно, что живущие знают что " от нас ждут наши умершие. "Вы уверены, что языческие законы не работали?
Умерший ребенок опечален, что родня прется к нему с цветами и не приносят красную машинку которую обещали.Вы думаете ему нужны их цветы, и обеды...Нет .И вы хотите сказать что "правила" одного толкования веры которые написаны живыми и придуманы ими, знают?
Ну да..., а сколько тех которые просят "Не сыпать песок в глаза" "терпят" когда их заботливые родичи высыпают ведра этого песка на могилы потому что "красиво".
Да никакие традиции не нужны, отключите мозг и послушайте свою душу.И тогда услышите,то что ждут ваши ушедшие близкие.Всё остальное нужно только вам,не им.
вино не несу, так чувствую
теперь уже не осталось никого в этом мире, мы ходим к ним на кладбище. и вчера ходили
вот только написала, что не ношу вино, а тут всё утро просто знаю, что надо купить красного вина и с дедами выпить. так и сделала. кладбище огромное, могилы разбросаны в разных концах, обошли всех за пол дня - никакой усталости. хоть и находилась и наплакалась...
А мероприятия..места, где стонет и мучается земля я плохо переношу, а эти мероприятия обычно на таких местах проводят.
Хотя о вчерашнем дне лучше промолчу.Обидно за стариков такого не заслужили.Хотя постарались как могли в той ситуации что сейчас.А козлам в К.. хочется набить рожу и посильнее.
Мне кажется люди едут на кладбище не от того - надо-не надо, а так им самим хочется. Вдова моего брата ездит к Толе постоянно - дождь или снег - она собралась и поехала, хотя живет очень далеко от кладбища. Первые годы - каждый день ездила. Мы просили-молили, чтобы перестала изводить и себя и его душу - нет. "Якщо я не поiду, то менi погано, не можу без папи, важко менi". Они 35 лет были разом- вместе. На Украине редко пьяных на кладбище можно увидеть. И на городских и на сельских. Дома в России в детстве часто пьяных видела.
Если я правильно понимаю, то помана - ничто иное, как милостыня за усопшего. А вот зачем священники так с вином делают - лучше Вам у них спросить. Видимо, традиция такая, вино в Молдове - вторая вода. Я о подобном впервые слышу и прокомментировать не могу.
Оставить свой комментарий