Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Праздник мертвых
Вот и пришло время продолжить мои очерки о Мексике. Эту тему я выбрала не случайно, просто в этой стране конец октября и начало ноября – сезон празнования смерти! Да, да, именно празднования Дня Мертвых, который в календаре выделен красным цветом и даже банки в этот день закрыты!
Но все по-порядку. Сначала я хотела написать очерк о мексиканских праздниках и праздничных традициях вообще, но взвесив весь объем информации, решила выделить этот праздник в отдельный очерк, так как ничего подобного нет ни в странах бывшего Советского Союза, ни в Европе, а тут еще и в канун празднования Дня Мертвых! Вам уже страшно? Это еще цветочки. Сам праздник приходится на 1-2 ноября и совпадает с католическими Днем Всех святых (1 ноября) и Днем Всех Душ (2 ноября). Причем, 1 ноября поминают умерших младенцев и детей, а 2 ноября взрослых. Готовятся к этому празднику задолго, масштабно, на государственном уровне и весьма серьезно. Кстати, в 2003 году этот праздник был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. Судя по названию, можно подумать, что это печальное событие, но это не так, а с точностью до наоборот. Это карнавал, полный веселья, праздник в чем-то похожий на Хеллоуин с песнями, шутками и танцами, который, кстати, очень нравится детям, но при этом основной идеей праздника остается память об ушедших родственниках, друзьях. Считается, что в эти дни души умерших возвращаются в свои дома и проводят дни 1 и 2 ноября с живыми. Праздник символизирует смерть и воскрешение. Хотелось бы углубиться немного в небольшой исторический экскурс, ведь отсюда идет эта традиция. Корни этого праздника восходят еще со времен Мезоамерики, а именно идут от культур Майя, Ацтеков, Ольмеков и Тотонаков. До колонизации Америки испанцами местные жители держали в своих домах в качестве символа смерти и возрождения настоящие черепа умерших, как почитаемую реликвию, в местах похожих на алтари. Ацтеки праздновали День Мертвых целый месяц (и этот месяц приходился на современный август), почитая богиню смерти Миктлансиуатль. Испанские конкистадоры, а лучше сказать испанская церковь решила сместить этот праздник к ноябрю и соединить его с католическими, дабы постепенно приобщить непокорных индейцев, которые никак не хотели отмечать День Всех Святых и День Всех Душ, к этим католическим праздникам. Как же отмечают этот праздник сейчас? Когда я впервые столкнулась с этим, многие вещи мне показались по меньшей мере странными, но привыкла уже ... привыкла к огромным алтарям в домах, к сахарным и пластиковым черепам в супермаркетах, к разного рода скелетам, начиная от маленьких пластиковых брелков и заканчивая детскими костюмами, к так называемому хлебу мертвых. В домах, как правило, устанавливают «алтарь». Это произведение искусства и много часов работы. Он может быть маленький или большой, но главные его атрибуты – разнообразная еда и питье (текила, пиво) для мертвых, живые бархатцы (здесь их называют «цветы мертвых», портреты и вещи умерших, персонажи Дня Мертвых – Катрина (о которой будет сказано чуть ниже) и скелет, хлеб мертвых, сахарные черепа (на лбу сахарных черепов может быть написано имя, а преподносят их не только мертвым на алтарь, но и дарят живым), основные цвета – черный, оранжевый, белый и фиолетовый. Согласно традиции, настоящий по всем правилам алтарь должен составлять 7 ступенек (уровней), что символизирует 7 уровней, которые должна пройти душа, прежде чем упокоится с миром. Эти уровни мастерят с помощью подручного материала – картонных и деревянных ящиков. Самый высокий седьмой уровень почти достигает потолка. Потом каждый уровень оббивают черной или белой материей и кладут на него определенные предметы. Все зависит от того, какой это уровень и что он символизирует. Например, на первый уровень обычно ставят изображение какого-нибудь Святого или Святой (очень часто Девы Марии Гвадалупанской). На четвертый кладут хлеб мертвых. В идеале его должны выпекать родственники умершего, но сейчас его просто покупают в любой булочной или супермаркете. На пятой полочке располагают еду и напитки, которые любил умерший. Тут можно увидеть и пирожки, и супы, и соусы, и жаркое. Наконец, на шестом уровне ставят фото умершего, которому посвящен алтарь. А на последнем седьмом располагают крест, распятие, сделанное из веток деревьев боярышника и лайма. Также на алтари ставят зажженные свечи, чашу с ароматными травами (обычно это лавровый лист, базилик, ромашка, и другие). А украшают алтари гирляндами из гофрированной бумаги фиолетового и оранжевого цвета, которые символизируют связь между жизнью и смертью, живыми цветами белого (символизирует небеса), желтого (символизирует землю) и сиреневого (символ траура) цветов, кукурузой, которая символизирует урожай, фруктами (они означают природу). Среди фруктов обычно можно видеть сахарный тростник, апельсины, плоды боярышника и хикаму. На алтари так же выставляют сахарные черепа (эта традиция идет из преиспанских времен) и воду (она символизирует жизнь и энергию, чтобы пройти эту жизнь), а так же личные вещи умершего. Построение алтарей здесь возведено в ранг искусства, алтари сооружают везде – в супермаркетах, в детских садиках, школах, университетах, в спортзалах, в церквях, на кладбищах и, конечно, дома. Есть даже конкурсы на лучший алтарь с призовыми местами. (Конечно, в общественных местах и на конкурсах не выставляют портреты умерших родственников, но могут выставлять портреты умерших в текущем году знаменитостей). В этом году такой конкурс устраивали в местном университете в Монтеррее. Я туда не попала. А вот 2 года назад я побывала на конкурсе алтарей, который был организован в Мехико муниципалитетом. В нем принимали участие различные организации и синдикаты. Вот выставляю несколько фото. А вот алтарь в нашем детском садике Обычно в этот праздник люди идут в церковь, на кладбища и собираются семьями дома. Так как это не день печали и траура, люди отмечают его весело, на столе много вкусной еды, дети бегают с пластиковыми ведерками в виде черепов, а взрослые туда кладут сладости. Об умерших в этот день говорят не с печалью и чувством утраты, а вспоминают хорошие моменты из жизни – как умерший шутил, смешные истории, связанные с ним или чего достиг и в жизни и что сделал хорошего для других. В силу того, что Мексика – страна контрастов и разных народностей, в некоторых штатах все еще соблюдают довольно экстраординарные традиции. Так, например, в городе Помучь (штат Кампече, полуостров Юкатан) от предков Майя сохранилась такая традиция: каждый год перед празднованием Дня Мертвых семьи умерших эксгумируют останки своих усопших родственников (спустя три года после их смерти). Кости тщательно очищают и кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного. Этот ящик выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в специальные места для хранения скелетированных останков. На следующий год процедура повторяется – чистят кости, а старую ткань заменяют на новую. Неотъемлемой частью Дня Мертвых также являются и классические персонажи этого праздника. Один из них – Катрина, или Леди Смерть. Этот персонаж, такой, каким он является сейчас, сравнительно новый, в 2010 году ей исполнилось всего 100 лет, но очень популярный. Изначально этот персонаж был задуман в виде женского скелета без одежды, но в шляпе . В первый раз его «приодел» мексиканский художник Диего Ривера. Катрина и по сей день занимает особое место не только во время празднования Дня Мертвых, но и в мексиканских комиксах, мультфильмах, анекдотах, театре, фольклоре и даже на показах мод. Катрина может иметь разное настроение, обличье и стиль. Иногда она весела и изысканно одета, готова веселиться и даже кокетничать со смертными, иногда она как Смерть с косой, внезапна, бескомпромиссна и беспощадна. Двуличность Катрины напоминает нам, что жизнь - это здесь и сейчас, и надо брать от нее все, но нужно помнить и о смерти, потому что она придет. В этом году и мою совсем еще маленькую дочку, а следовательно и меня, коснулась непосредственная подготовка и празднование Дня Мертвых в нашем детском саду. Сначала мы помогали строить алтарь – оббили деревянный ящик из-под фруктов черной бумагой. А потом всем деткам раздали рисунок вот такого скелета Нужно было его приодеть и превратить в Катрину. Вот что у нас получилось Все эти одетые Катрины принимали участие в выставке, посвященной Катрине в детском саду Обобщая все вышесказанное: говорят, что на планете Земля 100-процентная смертность, то есть все мы должны умереть. Некоторые люди воспринимают смерть как ужасную и несправедливую неизбежность, а есть люди, которые, помня о смерти и уважая ее, умеют жить и радоваться каждой минуте жизни, при этом вспоминая ушедших не с сожалением утраты, а воскрешая в памяти светлые моменты из прошлого. А вы что думаете об этом? Рейтинг: +21
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Праздник мертвых мексика, праздник, день Мертвых, празднование, традиции
Вот и пришло время продолжить мои очерки о Мексике. Эту тему я выбрала не случайно, просто в этой стране конец октября и начало ноября – сезон празнования смерти! Да, да, именно празднования Дня Мертвых, который в календаре выделен красным цветом и даже банки в этот день закрыты! Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Наряжаем скелетикаЗарисовки о Мексике - 4. Дом горячих камней Пасха в Европе Новый год в мире 6 интересных традиций встречи нового года со всего мира |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
имхо - жутковато... дети, бегающие с ведерками в виде черепов... блин, хелоуин отдыхает!
Много из США едут в Акапулько, Канкун, особенно весной на Пасху студенты из США едут на эти пляжи и там на так называемую неделю весны творят тот беспридел, который не могут творить у себя дома - пьянки, наркотики, танцы топлесс и т.д.
Из Европы приезжают туристы летом, много не туристов, а людей, которые работают по контракту - инженеры, врачи, музыканты. Кстати, большая половина национального мексиканского оркестра - русские.
местное население относится к туристам из Европы лучше, чем к туристам из США. Вообще мексиканцы очень хитрые, нужно держать ухо востро и все проверять при покупках на рынках, и даже в супермаркетах - могут всучить просроченный или некачественный товар если видят, что турист. К русским или украинцам относятся как к марсианам, это что-то экзотичное для местных.
Больше всего едут на пляжи - известные Акапулько, Канкун, есть менее известные в Нижней Калифорнии, но она славится китами, есть туризм наблюдения за китами на катерах. Едут смотреть на пирамиды, конечно, это в Теутиуакан возле Мехико, Тула, Юкатан. Приезжают специально на праздники День Мертвых, поучавствовать в некоторых индейских праздниках.
Муж недавно ездил в командировку в Урумчи, тоже рассказывает, как там нищие уйгуры все бастуют. А самое главное, кто хочет работать, те живут неплохо, хоть уйгуры, хоть китайцы. Звезд с неба не хватают, но достойно живут.Я могу понять, когда люди перебиваются с хлеба на квас пенсионного возраста или инвалиды. Вот здесь, мне кажется во всех государствах есть упущения. Но когда половозрелые люди с хорошим здоровьем не хотят работать, но при этом всем недовольны и кто бы их кормил...Не понимаю...
подписываюсь под каждым словом!
Вы написали дату, а мне она между глаз попала, все внимание было привлечено к скелету и жутким картинкам. Если честно я не понимаю разницы между Днем Святых и Хэллуином. Где эти праздники и где Казахстан. День Святых у нас пока не отмечают, а вот Хэллуин давно и полным ходом. Даже среди взрослых такие костюмированные вечеринки в ночных клубах бывают, закачаешься.
мне кажется изначально нет никакой разницы. Это сейчас Хеллоуин сделали коммерческим, чтобы продавать сладости, костюмы, тыквы, огни, костюмы, еду и выпивку на вечеринки. Впрочем, как и Рождество, который изначальне был тихим семейным праздником, а сейчас много коммерции и продаж именно на этот праздник.
Прибыль в тот вечер и ночь возросла троекратно.
Кстати, я даже украшалкой обзавелась тематической. Правда, мне это больше напоминает мой же портрет, но корни барышни именно из Мексики:
Дамы, только не говорите мне, что я умру от рака лёгких - я очень нежно люблю эту свою Катарину. :о)))
Спасибо за интересную статью, покажу детям, как вернутся от бабушки!
Мы с ними дружно собираем куколок-монстров, и среди них есть такая красотка-мексиканка по имени Скелита, наша любимица:
Я тоже интуитивно стараюсь детям привить такое "мексиканское" отношение к смерти, их эта тема сейчас очень волнует - им 4 и 5 лет, засыпают вопросами о рождении и смерти.
Конечно у Скелиты еще и наряд есть, очень праздничный и красивый) Но так поразило её почти анатомическое устройство, что первые фото сделала именно нюд)
Да, как это ни печально, что любимые и близкие люди уходят, но жизнь прекрасна.
Ваша статья еще раз заставила об этом задуматься многих!
Внешнее оформление праздника очень понравилось! И множество постоянных обязательных символов (они делают праздник узнаваемым, создают прочность традиции), и возможность проявить творческий подход, и эстетичность внешних атрибутов. С другой стороны, уделяя столько внимания хотя бы раз в году умершему родственнику, причем устраивая в его честь алтарь у себя в доме и весело празднуя этот день, люди наверняка особенно хорошо ощущают связь с предками, отдают должное их памяти, проявляют свою любовь к ним. Думаю, это что-то вроде молитвы об умерших.
И еще... мне показалось, что в этом мексиканском празднике в отношении к смерти есть что-то более детское, наивное, чем в нашей традиции. Но при этом такое милое и трогательное! Думаю, и у нас многим детям понравился бы такой праздник. Особенно если нет какой-то более глубокой альтернативы. Он помогает и справиться со страхом смерти, и ответить себе на вопрос, как меняются отношения с бабушкой или дедушкой, если они умерли, и учит уважению к смерти как к таинственному и великому явлению, неизбежному в жизни каждого. По-моему, это намного лучше, чем замалчивание смерти, скрывание ее от детей и попытка забыть о ее существовании до тех пор, пока она не произошла в нашей семье, пока не умер кто-то действительно близкий и любимый.
И вообще, здорово что-то узнать вот так из первых рук. Спасибо за статью.
З.Ы: Воспоминания о плохом не дают думать о хорошем. Это уже из даосизма.
А вот насчет боли и смерти - мне кажется, это разные вещи. Смерть - это уход из жизни, а боль - это физическое страдание живой плоти. Мы не знаем, что происходит после смерти человека с ним, скорее всего ничего. Но для живых это важно помнить, вспоминать, думать об ушедших. Для меня, например, намного важнее помнить и нести по жизни воспоминание об умершем, чем раз в год красить забор у могилки, класть цветы, венки, все это фетишь. Настоящее в памяти. Это мое мнение.
Традиции почитания предков и отношение к смерти - великолепная иллюстрация к мудрости народной))) Не нужно грустить и, тем более, бояться))
И у Вильяма нашего Шекспира это есть)))
https://www.youtube.com/watch?v=DdaP63S63ZI
Спасибо за такую интересную статью.
прочитала и задумалась, может именно поэтому в армянской церкви поминают усопших именно на 7-ой день, а не на девятый, как у православных...
я созвучна с таким отношением к смерти, я ее воспринимаю как освобождение, а следовательно, трагизма в ней не чувствую.
к вопросу о костях. читала, что и у нас была традиция эксгумировать умерших и очищать их, от этой традиции сохранилось выражение "перемывать косточки". по состоянию костей определяли был ли человек при жизни грешным или праведным и еще так выявляли захоронение колдунов.
на Афоне эта традиция, выкапывание костей, продолжается до сих пор
Во как, оказывается!!! Спасибо за информацию, очень интересно!
Оставить свой комментарий