Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Общественные устои, традиции, правила и т.д. - откуда взялись и что с ними делать?
Забавно, что в списке рубрик на данном сайте напрочь отсутствуют рубрики, к которым можно было бы отнести большинство моих статей (как здешних, так и написанных для других сайтов и изданий): "Личность и общество", "Психология познания", "Свой путь" и так далее. Очевидно, все эти темы в тематику данного сайта просто не вписываются?.. Странно сие.
Ну да ладно, я хотел по наводке своего френда Далилы написать о всяких общественных устоях и правилах. Если вдуматься и присмотреться, то все они довольно четко делятся на три категории: 1. Обобщение объективного опыта, служащее исключительно предотвращению бессмысленных ошибок. Так, например, правило "не перебегать дорогу на красный свет" проистекает из объективной опасности сего занятия и позволяет избавить детей, которые еще не вполне способны порой оценить последствия такого поступка, а также тупых взрослых, которые в принципе не привыкли думать, что делают, от фатальных ошибок. Подобные правила весьма полезны - как для детей, которым они позволяют более-менее безопасно ориентироваться в окружающем мире, так порой и для взрослых, которым позволяют не задумываться над каждым действием, тщательно оценивая все последствия и нюансы, а в среднестатистическом большинстве случаев действовать, может быть, и не совершенно оптимально - но вполне приемлемо, при этом безопасным и надежным образом. Можно сказать, что данные правила облегчают общение личности с окружающим миром в целом. Однако, говоря о подобных правилах, нельзя не понимать, что коли эти правила объективно обусловлены и служат реальной пользе - то реальная польза и объективная реальность всегда первичны по отношению к ним. И если в конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств эти правила есть смысл нарушить - то нужно их нарушить, главное - осознавать свои действия и возможные последствия и отвечать за них. Так, например, известно, что на пути метро нельзя спускаться ни в коем случае. Однако если туда упадет мой ребенок - я спрыгну и выкину его наверх, а если не успею - прижму к земле в канавке между рельсами, а потом уже буду разбираться с последствиями для себя самого. Потому что в такой ситуации это будет, ИМХО, оправдано. Кроме того, зачастую данные правила могут устареть, перестать быть объективными в меняющейся реальности, или просто не быть актуальными для конкретного существа - ввиду его индивидуальных особенностей и способностей. Ну и наконец, если взрослое самостоятельное существо желает делать ошибки, вопреки всему - кто может ему это запретить? 2. Правила, устанавливающие определенный протокол общения, для облегчения взаимодействия совершенно чужих и незнакомых существ между собой. Эти правила сродни языку: вовсе нет каких-то глобальных причин, по которым мне бы стоило писать эту статью, а вам - читать ее, именно по-русски, а не на каком-то другом языке. Главное в этом - чтобы язык был у нас с вами один, иначе вы не поймете, что я написал, а я - что вы ответите мне, и общение превратится в какой-то бессмысленный фарс. Так и эти правила: устанавливая не принципиальные ограничения на порядок общения и различных взаимодействий, они позволяют существам приблизительно представлять, чего ожидать друг от друга на определенном этапе коммуникации, и, таким образом, делают общение предсказуемей - а, значит, проще. Например, если я знаю, что в чужом доме не принято брать вещи без разрешения хозяина - я могу не слишком беспокоиться о том, что пришедший ко мне по делу человек возьмет вдруг с полки что-то хрупкое, или - опсное для него, или просто что-то, что ему видеть не следует. А если в разговоре не принято перебивать - то я знаю, что могу спокойно закончить свою мысль, а только потом слушать ответ на нее. Все это упрощает общение. Но опять же - поскольку эти правила предназначены для упрощения общения, они имеют смысл только до тех пор, пока они этой цели достигают, и только в общении тех существ, которым они нужны. Так, если правило "здороваться, перед тем как начать разговаривать" полезно в "реале", где оно позволяет сперва обратить на себя внимание и заодно формально задекларировать добрые намерения, а затем уже начинать общение с готовым к нему собеседником - то на всевозможных форумах в ИНете это становится бессмысленным информационным мусором. И если я знаю, что моему другу можно в моем доме видеть все и что он будет предельно аккуратен со всем - то правило "спрашивать разрешения у хозяина" вполне можно и не использовать. 3. Наконец, есть правила, которые облегчают общение личности с социумом в целом, а точнее - облегчают социуму взаимодействие с отдельными личностями. Таковы, например, правило "не находиться в общественных местах в обнаженном виде" или "не ходить на официальные приемы в шортах и с прической "ирокез"". Данные правила никак объективно не обусловлены и не служат конкретной практической пользе; нельзя также и сказать, что они нужны дл взаимодействия конкретных существ - так как в том общественном месте, куда я гипотетически мог бы придти голым, я ни с кем общаться не собираюсь, а с кем собираюсь - те, вполне возможно, ничего против такого моего вида не имеют. Однако данные правила позволяют социуму упорядочить поведение своих членов, сделать его менее разнообразным, а значит - более предсказуемым и управляемым. И в самом по себе этом не было бы ничего плохого и вредного, даже с учетом того, что многие из этих правил устарели и совершенно не соотносятся с изменяющейся реальностью. Однако главная проблема в другом - вернее сказать, даже несколько проблем. Во-первых, как и в случае с личным общением, по идее такие правила должны были бы использоваться только в случае, когда они нужны общающимся сторонам. То есть если в какой-то компании нет необходимости обязательно соблюдать приличия в одежде и прическах - то они могут с полным правом отбросить эти правила как ненужные им в своем кругу. Однако общество почему-то считает возможным совать свой нос и на территории, куда его не звали - и я знаю случаи, когда существо огребало негативную реакцию от общества в полном объеме из-за того, как оно вело себя в кругу друзей или того, что оно у себя дома ходит голышом - хотя до этого, по-хорошему, никому не должно быть дела. Во-вторых, общество идет еще дальше, не только осуждая, но и предпринимая активные действия против тех, кто не готов построиться строем и выполнять его указания - и поощряет своих членов к этому. Если бы мне пришло в голову травить существо за то, что оно бессмысленно рискует своей жизнью и здоровьем - это было бы просто глупо. Если мне покажется, что существо не соблюдает нормы вежливого общения в отношении кого-то, а тот не имеет ничего против этого - у меня тоже не будет никаких оснований что-то с этим делать; более того, если даже нарушены нормы вежливости в разговоре со мной, я могу ответить тем же, могу просто прекратить общение или потребовать соблюдать его правила - но не более того. Но травля существа, не соблюдающего норм общественного поведения - это обычное дело, и многими воспринимается как своего рода справедливое воздаяние, как бы неадекватно это воздаяние ни было. В-третьих, правила игры для двоих устанавливают всегда двое вместе. Если мы с неким существом хотим общаться - мы вырабатываем свои правила общения, и в этих правилах как я учитываю интересы того существа, так и оно - мои. Однако общество требует, чтобы я соблюдал его правила, при этом не собираясь ничуть в общении со мной подстраиваться под мои интересы в ответ. И в-четвертых, если двое существ не смогли выработать приемлемые для обоих правила - они имеют полное право свести свое общение к минимуму, но не могут принудить друг друга общаться так, как им хочется. Так вот, если меня не устраивают правила социума - то я его и не заставляю взаимодействовать со мной, но не надо меня трогать за то, что я не хочу ему подыгрывать. И если (уж извините за навязший в зубах пример) я решу жарким летним днем прогуляться по улице голым - я не обижусь, если все вокруг от меня отвернутся и разговаривать не захотят. Я даже пойму, если меня откажутся в таком виде везти в маршрутке, отоваривать в киоске мороженым или пускать в клуб. Но любые активные агрессивные действия против меня, от частных инициатив до реакции представителей власти - есть не что иное, как показатель тиранической природы общества, которому мало не взаимодействовать с теми, кто не играет по его правилам - ему нужно, чтобы по ним играли ВСЕ. А тирания любого вида мне отвратительна. Рейтинг: +3
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Общественные устои, традиции, правила и т.д. - откуда взялись и что с ними делать? путь, Личность и социум
Забавно, что в списке рубрик на данном сайте напрочь отсутствуют рубрики, к которым можно было бы отнести большинство моих статей (как здешних, так и написанных для других сайтов и изданий): "Личность и общество", "Психология познания", "Свой путь" и так далее. Очевидно, все эти темы в тематику данного сайта просто не вписываются?.. Странно сие. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Школьные походыЗло Караван Перекрёсток Жить своей судьбой Последние читатели:Невидимка |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А вообще - это вопрос шкалы ценностей, который каждый решает по-своему. Чем больше свободы - тем больше возможностей для развития Личностей и тем меньше стаюбильности для социума, и наоборот. Кто-то (возможно, и Вы) считает, что важнее всего благо человечества (ergo социума), и в случае конфликта интересов личностью можно пожертвовать. Кто-то (например, я) убежден, что первична Личность, и никакой социум не стоит гроша выеденного, если он приводит к подавлению личностей. Кто-то ищет некий баланс, и проводит черту посередине - ближе к тому или другому краю. Как бы то ни было, тут нет правильного ответа, это вопрос философский по сути.
Во-первых, я считаю, что подминать под себя не стоит никого, если только не в порядке объективной самозащиты.
Во-вторых, я ничего не говорил про "самовыражение путем появления в обществе нагишом", тем более - в том комментарии, на который Вы отвечаете.
В-третьих, "нагишом со стыдливо прикрытым "достоинством"" - это, с точки зрения общественной морали и норм поведения, уже не есть нагишом, и так как раз общество появляться разрешает, пусть и не везде - скажем, не в ресторане и не на работе - но тем не менее строгого запрета нет.
Так что к чему написан Ваш коммент и из чего он высосан - я не понимаю.
Да, правила знать крайне желательно - по той единственной причине, что общество вокруг нас существует независимо от нашего желания, и правила, которые оно считает священными - тоже. А поскольку общество есть некий фактор окружающей нас реальности - его необходимо иметь в виду и учитывать. Подчеркиваю: не подстраиваться, не "быть его частью", но - учитывать. Так же, как глупо говорить, что "всякое тело, подброшенное вверх, непременно упадет, и нельзя бороться с этим правилом" - иначе никогда не были бы созданы не только самолеты, но даже и воздушные шары; однако без представлений о гравитации и учета ее существования они также вряд ли были бы созданы. Правила полезно знать хотя бы для того, чтобы при необходимости нарушать их по сути, не страдая от последствий таких нарушений. Например, некоторые девушки успешно обходят летом запрет на публичное обнажение груди - надевая на голое тело футболку-сеточку (порой с ячейками такого размера, что в них грудь едва не вываливается ) Все видно, и не жарко, однако формальное требование одетости соблюдено, и по крайней мере официальные обвинения в непристойном облике им не грозят.
Но если Вы имели в виду не то же самое - то я не согласен с Вами. Поясню. Да, не зная правила - не найти исключения из него, однако если из правила есть исключения - это значит либо что правило сформулировано неточно, не вполне корректно - либо что вообще нет такого правила, это заблуждение. В любом случае это означает, что к области ЗНАНИЯ данное правило не относится, в лучшем случае - к области нуждающихся в проверке и уточнении гипотез. С тем же успехом можно сказать: "Не зная утверждения, нельзя понять, почему оно ложно" - но в чем смысл запоминания заведомо ложных утверждений, чтобы потом искать в них ошибки? Если только как упражнение для ума...
Многие из принятых обществом правил, на мой взгляд - бессмысленны и не нужны, и никакого смысла (кроме интеллектуального упражнения) в том, чтобы этот бред сперва изучать, а потом выяснять, почему это бред - не было бы, если бы не (см. выше) периодическая необхоодимость иметь дела с теми, кто этот бред считает Святым Писанием.
То у нас фашизм процветает (это я про фото на 1 апреля), то еще что-то...
Знаете, если мне не нравятся концерты Васи Зюзюкина, я на них не хожу.
я же выражаюсь проще:
а не загнались ли Вы?
В принципе все написано правильно, но любим мы ушами - юмора бы чуть-чуть подкинули и за вами потянулись...
Ну а насчет ума - это Вам виднее, конечно, только я бы на Вашем месте все же говорил за себя. А то Вы как-то смело одним махом всех "божьих созданий" принизили, многие из них могут вполне заслуженно обидеться: и на этом сайте есть немало умнейших и интереснейших существ как мужского, так и женского пола.
ЗЫ: А пассаж про профессора Стравинского - это из "Мастера и Маргариты"
читала, но не помню этого профессора, каюсь.
Он Иванушку лечил, неужто не помните совсем? А перед тем Воланд говорил Бездомному и Берлиозу: "...Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич!".
классика все-таки.
Это все - объективные факты, которые легко можно проверить при наличии некоторого времени и терпения. И ни от моего мнения, ни от вашего, ни от мнения пусть даже тысячи медиков они никак не зависят. Тем более, что далеко не все они "к обратному склоняются". Вы можете начать проверку моего утверждения с изучения соотв. разделов классификаторов DSM-IV и МКБ - двух основных, наиболее распространенных, соответственно, в США и Европе (в т.ч. России). Внимательно изучите, а заодно и сопоставьте, критерии диагностики, и подумайте над этим.
Кстати, в большинстве современных научных трудов просто "шизофрения" уже давно не упоминается. Либо называется конкретный вид шизоврении, которых много, и общего между ними почти ничего нет - либо, если это имеет смысл в контексте, говорится о "различных шизоврениях". По сути, "шизофрения" в такой же или даже в меньшей степени является реальным заболеванием, как "ОРВИ", "ОРЗ" или, скажем, "ЗППП". И хотя наши отечественные врачи любят порой ставить диагноз "ОРВИ", но даже сами не спорят с тем, что это не болезнь, а большая группа совершенно разных болезней, единственная общая черта которых в том, что подавляющее большинство из них не опасны и проходят сами при поддерживающей терапии, так что диагностировать конкретное заболевание - нерентабельно, а чаще всего и бессмысленно.
Впредь на Ваши комментарии не по существу отвечать не буду, увы.
А шутить и смеяться я предпочитаю над тем, что забавно и смешно. На серьезные темы я предпочитаю говорить серьезно.
можно и нужно о серьезных темах -с улыбкой))
нечего возразить, вообще нечего.
хотя --- если честно, что-то для меня важное было бы ,
и я не смогла бы с шуткой и весело.
Оставить свой комментарий