Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Ночь музеев 2016. Часть 3.
Предыдущая часть: http://www.myjulia.ru/article/745289/
Спускаемся в метро, чтобы проехать одну остановку до Московского вокзала. В этот момент в наш вагон заходят парень с девушкой. В руках у них гитара и барабан... праздник продолжается! В дороге нам тоже не дадут скучать . В этом году впервые в акции "Ночь музеев" участвует Феодоровский собор Участие действующего Православного храма в такой акции само по себе необычно, но необычен и недавно отреставрированный собор (работы по завершению внутреннего убранства храма еще продолжаются). Вот так он выглядит снаружи: Построен храм был в начале 20 века - 1911-1913 год. по проекту С.С.Кричинского. Петербуржцам более привычна храмовая архитектура конца XIX века и классицизм. Этот же собор спроектирован в стиле ростовских и ярославских храмов XVI-XVIIвв. что уже необычно для храмового строительства этого периода. Но... при этом собор был построен из ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ конструкций! Что - тоже являлось новаторством в архитектуре на тот момент - не только в храмовой, а вообще. Итак, мы видим удивительное соединение стиля позднего русского средневековья и практически современных строительных технологий! Внутри храм тоже выглядит непривычно. Собор делится на два храма - нижний и верхний. И устройство нижнего храма вообще не похоже на привычное нам представление о Православной церкви. Белые стены и лаконичные фрески. Все, что мы видим внутри храма - полностью новодел. В советское время храм был практически разрушен. Снесены купола, внутреннее пространство разгорожено на несколько этажей бетонными перекрытиями на стальных балках, варварски вмурованных в стены. В храме разместили молокозавод. И только то, что храм был построен из железобетона, сделало возможным его восстановление. В противном случае при демонтаже оборудования и перекрытий молокозавода стены и своды не выдержали бы. Все иконы тоже написаны заново современными художниками. Но самое на мой взгляд удивительное - устройство алтаря нижнего храма. Он не отделен от остального пространства иконостасом, как мы привыкли, а лишь низенькой загородкой, как в храмах у католиков. Таким образом, все Таинства происходят полностью на глазах у прихожан. Такое устройство характерно для древних византийских церквей. Но для нас - в диковинку. Вот так выглядит жертвенник, на котором разрезают хлеб для освящения на Литургии. Обычно этот процесс для нас невидим. Здесь же - все открыто. Прихожане могут подойти практически вплотную. Еще мне очень нравится простота и при этом изящество убранства и росписи. Стены украшены росписью, при изготовлении которой (хотя на первый взгляд в это трудно поверить!) использованы всего ТРИ краски: желтая охра, красная охра и синий кобальт. Других красок здесь действительно нет. Вот это - центральная часть алтаря, Престол. Но изображена здесь не традиционная "Тайная Вечеря", а за столом сидит лишь Христос, ученики же идут в направлении к Нему. При этом один из них (евангелист Лука) все время смотрит в глаза любому, находящемуся внутри храма (передать это на фото у меня не получилось, но это действительно так - за счет определенной центровки зрачков относительно кривизны стены). Такой сюжет росписи тоже необычен. Справа находится диаконская. Она тоже отделена загородкой, и нас туда даже пустили войти. Фреска в диаконской. Апостол Павел. Фреска справа от Царских Врат (входа в алтарь), изображающая Христа. В правом приделе нижнего храма находится тоже достаточно уникальная вещь - крещенская купель для взрослого человека. Она наполняется водой, крещаемый, одетый в специальную рубашку, спускается по ступенькам и трижды погружается с головой, когда над ним совершается Таинство крещения. Однако, используется эта купель только раз в год - в субботу перед Пасхой. Так что если кто еще не крещен и хочет креститься с полным погружением, а не как мы привыкли - окроплением - тот должен ждать до этого времени. Перед крещением взрослый человек обязан пройти катехизацию - образовательную подготовку к сознательному вступлению в лоно Церкви. Период этот в разных храмах занимает разный срок. В Феодоровском соборе занятия по катехизации начинаются с осени. Перед глазами крещаемого в купели находится вот это золотое распятие: В центре нижнего храма находится еще одна необычная и примечательная вещь - "лабиринт веры" Это - особый рисунок на полу в виде лабиринта. Если встать на казалось бы один и тот же уровень внешней окружности, но на разные места и идти по белой линии, то один человек быстро дойдет до центра, а другой, хотя в один момент казалось, что совсем приблизился, начнет уходить в сторону и будет долго-долго идти по линиям, удаляясь от центра. Но, что примечательно - когда-нибудь белая линия веры все же приведет его к центру, хотя и длинным путем. Это символизирует, что если человек имеет в сердце искреннюю веру и искреннее стремление к Богу, то однажды обязательно достигнет Истины, но кто-то может прийти к Богу прямым и кратким путем, а кто-то будет брести всю жизнь по извилистой дороге. В древних византийских храмах такие лабиринты были распространены, а для русских храмов это - редчайшая традиция. Всем желающим предлагают проверить на практике, как "работает" лабиринт. Затем мы поднимаемся в верхний храм. Здесь первое, что поражает воображение (кроме, конечно, размера помещения, построенного без промежуточных опор) - это гигантский деревянный резной иконостас, созданный современными мастерами. Современными художниками написаны и все иконы. Позже мы пройдем на верхние этаже - в иконописную мастерскую, где художники познакомят нас с некоторыми нюансами древней техники иконописи и с особенностями ее применения с учетом современных технологий (что мне особенно интересно). Второе чудо верхнего храма - четырехтонное паникадило (люстра), изготовленное в виде венчальной императорской шапки. Паникадило висит на четырех прочных, но на вид изящных цепях, прикрепленных к железобетонным сводчатым конструкциям - тем самым, благодаря которым собор выдержал и надругательство, и восстановление. Поистине грандиозное сооружение! А это золоченое сооружение - царское место. Оно является точной копией царского места в Успенском соборе Московского кремля. В той же технике выполнены два киота для икон: У дальней стены под стеклом представлены предметы, найденные при реставрации храма. Они дают представление о том, в какой запустении все находилось и насколько трудно было не отремонтировать, а буквально воскресить храм из небытия. Об этом же повествуют и фотографии, сделанные в период реставрации Одна за другой вдоль стендов и витрин с историческими материалами идут экскурсии. Нам рассказывают об истории постройки, разграбления и восстановления храма. О том, как мученически погибли (были расстреляны) настоятель храма и некоторые другие служители. И о том, как жертвовали средства на восстановление храма и богатые, и бедные. Вот так выглядел храм до реставрации: И вот такой вид из окна открывается сейчас: Икона Феодоровской Божией Матери написана (это точный список со знаменитого подлинника) на средства, пожертвованные одним обеспеченным спонсором, пожелавшим остаться неизвестным. Икона двусторонняя - с одной стороны Божия Матерь, с другой - святая Параскева-Пятница. Такие иконы носили на крестные ходы. Вот так выглядит иконостас сбоку на уровне человеческого роста. Это - только первый ряд! Впечатляет, правда? Но нам пора снова спускаться в нижний храм, потому что в десять часов начнется концерт хорового пения - византийские пасхальные песнопения. Очень хотим послушать, поэтому даже отказываем себе в удовольствии подняться на колокольню (ровно десять ее закроют, так как невозможно пустить посетителей на колокольню, особенно детей, и при этом гарантировать, что никто не начнет трезвонить... мы когда подходили к собору - еще с Гончарной слышали чьи-то попытки музыкального творчества ). Мы приходим даже на несколько минут раньше, так что успеваю сфотографировать по просьбе моей половины иконы нескольких особенно любимых святых. В том числе Серафима Вырицкого и Серафима Саровского. Затем начинаются песнопения. Хотя Пасха прошла, но ощущение, будто вновь находишься на Пасхальной службе. Многие из посетителей крестятся и шепотом подпевают: "Христос воскресе!" После концерта поднимаемся по узкой лестнице в верхнее помещение, традиционно предназначенное для хора - там расположилась выставка художественного оловянного литья. Это - статуэтки и композиции, изображающие сюжеты на библейские темы. Они напоминают о католических скульптурах святых, поэтому еще больше усиливается ощущение "католического влияния", хотя на самом деле это - дух древности, тех времен, когда еще не было разделения на католиков и православных, на восточных и западных христиан, когда христиане были едины и не было еще ни межконфессиональных распрей, ни непонимания. Некоторые композиции вращаются, как этот "Ноев ковчег": Поднимаемся еще выше - на верхние этажи боковых пристроек. Там проводятся мастер-классы по изготовлению мозаики из смальты И художественному литью из олова. Каждый посетитель может под руководством мастера сделать модель креста или медальона по собственному эскизу, затем отлить его из олова, а потом раскрасить. Затем еще выше, в иконописную мастерскую. Я сделал тут несколько снимков, а потом убрал фотоаппарат, и только смотрел и слушал. Думаю, читатели меня простят, тем более, что сведения там были очень специфические, это была не столько работа художника, сколько какие-то технические моменты и особенности, и снимать весь процесс все равно неинтересно. Да и выглядит он не эффектно. Когда мы вышли из собора, время близилось к одиннадцати вечера. Мы пока не решили, успеем ли мы еще куда-нибудь зайти до полуночи, или уже пора домой - немножко отдохнуть и перекусить. Продолжение: http://www.myjulia.ru/article/745315/ Рейтинг: +15
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Ночь музеев 2016. Часть 3.
Предыдущая часть: http://www.myjulia.ru/article/745289/ Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Странно, что в действующем храме разрешили фотографировать. Обычно это не позволительно.
Например: я приехала в другой город, хочу запечатлеть на память...
не думаю, что это будет уважительной причиной, там тогда каждый второй будет с фотоаппаратом.
Еще разрешают фотографировать Таинства и обряды, к которым человек лично имеет отношение - например, венчание своих родственников, крещение своих детей и т.д.
А обычай запрещения на фото в храме возник в советское время, когда фотографировали стукачи, чтобы донести на тех, кто ходит в церковь, причем присовокупив к доносу фотографии.
наверное да...
спасибо
Оставить свой комментарий