Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 35


Тест

Тест Доводите ли вы задуманное до конца?
Доводите ли вы задуманное до конца?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Пряха


"В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха под окном сидит.

Молода красива: карие глаза,
По спине струится русая коса.
Русая головка, думы без конца…
Ты о чем мечтаешь, девица-краса?..

В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит".

Именно с с этой песней у меня не раз случалось невероятное, так сказать "из ряда вон" явление, влияющее на погоду.

Но сначала хочу напомнить вот что.
Все мы верили в приметы. Если убить лягуху, то дождь пойдёт. Или крестный ход с молениями о дожде до сих пор в почёте. А откуда такая уверенность?
Мне так думается, это ни что иное, а коллективное бессознательное по Карлу Юнгу, которое характеризуется следующими признаками*:

- развивается не индивидуально, а получено по наследству;

- состоит из образцов-моделей инстинктивного поведения (т.е. архетипов);

- включает в себя поведение, которое проявляется у всех людей одинаково;


К примеру, младенцы во сне сосут воображаемую титьку, а потом, вырастая в больших и сильных, продолжают чмокать просто так, чтобы сон слаще казался.

Коллективное бессознательное:
- образует всеобщее основание душевной жизни каждого;

- имеет мифологическое по своему характеру содержание;

- состоит из образов, присущих человечеству в целом;


Песня на любом языке о маме, например. Во все времена, у всех народов такая, щемящая душу, песня навевает чувство ностальгии по детству.

- является памятью о прошлом всего человечества;

- вбирает в себя такие моменты, которые не подвластны контролю со стороны воли;

- может активизироваться в социальной группе, в результате чего возникает коллективное осознание происходящего.


Будучи учительницей Культуры родного края, я как раз всё педагогическое время и занималась тем, что апеллировала к архетипическому бессознательному, то есть пробуждала через поэтическое творчество учеников память прошлого чувашского народа. Это ни что иное, а обычное творческое самовыражение в стихах, на которое я детей нацеливала... хотя бытовало и другое мнение, дескать, она обладает гипнозом, и потому все её ученики стихи-то пишут, а поэтами становятся лишь единицы. Возникло это мнение с подачи одного православного автора, который приревновал меня к успеху (о ту пору мы с мужем самиздатом выпустили сборник ученических стихов "Небо, шелками обнявшее город") и написал разгромную статью в "Чувашской епархии", мол, кодирует она деток, опасайтесь родители ведьминского сглазу и порчи, и прочая, и прочая... Я сначала была в глубокой фрустрации, мол, отвечу так, что "пойдут клочки по закоулочкам", но потом, поразмыслив, "сказала себе твёрдое и безоговорочное "может быть", чтобы тут же углубиться в науку (чтобы хотя бы себе объяснить феномен происходящего). Даже методику выработала, которая называется "Моделирование навыков стихосложения". Ну, да речь немного не о том...
К чему эти научные сентенции, спросите вы?

Да к тому, что история, которую я хочу рассказать, просто фантастическая, ничем не объяснима (даже теорией Юнга) и маловероятна, хотя и абсолютно правдива.

Итак.
Выйдя на пенсию, я сильно заскучала по детскому творчеству. Поэтому, когда внучки мои стали овладевать словом, создала я группу стихотворчества для малышей при республиканском "Музее Сеспеля". Мы играли, лепили, рисовали, обсуждали свои действия, т.е. выходили на новый разговорный уровень с первой сигнальной системы мимики и жестов на вторую сигнальную систему, т.е. задействовали речь и слово с помощью ритмичности высказываний. Всё для того, чтобы родители наглядно увидели в своих детях проблеск таланта и научились их поддерживать. Но родители всё равно мало верят тому, что их дети способны на многое. Когда у моей трёхлетней внучки Анюты развязался язычок, и она выдала на гора сразу четыре мгновенно придуманных стишка в предвестии нового года, её мама Наташа из кухни откликнулась по-станиславски "Не верю!". А стихи-то были вполне себе стоящими:
"Взрослые люди, маленький народ
Дружно встречают новый год!"

Самым первым, правда, было по-детски вкусное:
"Груши, яблоки - компот,
Получился Новый год!"
(Вы не представляете, из какого такого сора растут стихи вообще! В тот раз мы рассматривали учебник математики первого класса для чувашских школ. Как-то так.)

Но и это ни в какое сравнение не идёт с шуткой четырёхлетней шалуньи Полины:
"В Белом море утонула собачка;
Жизнь Муму - сплошная незадачка".

Или шедевральное Андрюшино:
"Мы вперёд, они - назад,
Разбежался детский сад!"

О! Я-то думала, что свою методику моделирования стихосложения уже вполне постигла... за 18-то лет многомудрой педагогической деятельности. Этому доказательством было и то, что в последнюю "Ночь искусств-2015" моими посетителями, от мала до велика, за 4 часа было написано 60(!) стихов (что означает по 4 минуты на каждого, и моего объяснения сути стихосложения, и самого творческого процесса).

Но вот что не единожды приключалось со мной потом, на протяжении зимы 2015 - весны 2016 года, объяснять не берусь.

Началось всё 14 ноября, в День Кузьмы и Демьяна - мастеровых на все руки, или попросту "Кузьминки". Объясняя нашим малышам смысл обычаев, мы, взрослые, видимо и запустили колесо коллективного бессознательного, хотя я преследовала вполне практические моменты - нацеливала детей на понимание ритма, а не только на его проигрывание.

"Прялица кокорица моя, с горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядывать, на беседушку поглядывать (говорят мамочки)

Во беседе нет весельица,
Но моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва, барабан нашла (со слов ведущей все понимают, что будет веселье!)

Она била барабанила!
Из-за лесу парня манила! (декламируют и бьют в барабаны или ладоши девочки)

Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садика зелёненька... (декламируют и ритмично хлопают/топают мальчики)

Потом обговариваем, что такое ритм; потом работают пальчики: мы рисуем, клеим или лепим сопутствующее дню настроение и говорим о сокровенном хоть два-три слова, а мамочки подбирают детские словечки в специальную книжечку.

Такая вот игра.
Потом ели традиционную в день Кузьминок куриную лапшу.

***
Само-то событие случилось 22 ноября, на Матрёну Зимнюю.

"В чистом полюшке погодушка - великая метель.
То ли, сё ли, милый думаешь, меня не канитель."

День начинался очень солнечно, хотя слегка подморозило. На небе ни облачка! Мы думали, что выйдем на волшебную лесенку-чудесенку, сыграем в считалочки... Но сценарий события вышел совсем иным. Я попросила заведующую и хозяйку музея Сеспеля, Антонину Васильевну, нарядиться Пряхой (ну, или скажем, Бабушкой Метелицей) - она единственная в нашем женском окружении могла прясть. Хозяюшка специально к этому дню обрядилась в чувашскую национальную одежду. Смысл игры в том, что бабушка Метелица глубокой осенью достаёт свою кудель, и пока она прядёт свою мягонькую пушистую пряжу, снег укрывает своим белым теплом поля, деревни и города, до весны... Мы со смотрительницей душевно выводили песню. Малыши любовались огонёчками свечек в баночках из-под детского питания, которые смастерили с папами неделей раньше. Мамы в своих книжечках расписывали этимологию слов "прясть", "кудель", "веретено", в том числе и на чувашском (всё шло своим чередом). Как вдруг кто-то выглянул в окно и замер от неожиданности: батюшки-светы, а там снег валил хлопьями, а потом и вовсе завьюжило. Когда наше занятие закончилось традиционным чаепитием, и пора было расходиться по домам, вновь засияло солнышко, а снег растаял. Совпадение, подивились мы и, весьма довольные волшебным явлением, разошлись.

Через неделю всё странным образом повторилось, когда для отдельно взятого ребятёнка мы повторили сказку Матрёны Зимней. Папы нас легонько осмеяли, а мамочки озаботились, мол, как домой по беспутью возвращаться будем? Но к чаепитию опять отпустило.

Но когда однажды моя сноха Наташа села за руль (а она у нас водитель осторожный), то меня предупредила, чтобы я песен не пела вообще никаких, когда она при машине, особенно это касается "Пряхи". В тот день было нечто: гром-гроза на фоне мокрого снега с дождём. И это в конце ноября!

Всё бы ничего, но в апреле, когда снег вообще-то уже сошёл, я осознанно решила в один из смеркавшихся субботних вечеров песню опробовать, мол теперь-то снега ждать точно не придётся. Тихонько напеваю, а сама удивлённо вглядываюсь в тучи, которые откуда ни возьмись нависли над нашим домом. И вместо ожидаемого дождя посыпал снег! Я пою свою любимую "Пряху", мурашки по всему телу - полный неописуемый драйв, как вдруг в комнату входит Наташа и лукаво спрашивает: "Что, опять свою песню поёшь?"
Выводы делайте сами.

Ваша Маргарита Седова

* Википедия



ritmik   5 августа 2016   1947 0 13  


Рейтинг: +9


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Пряха

"В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха под окном сидит.
Молода красива: карие глаза,
По спине струится русая коса.
Русая головка, думы без конца…
Ты о чем мечтаешь, девица-краса?..
В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит".
Именно с с этой песней у меня не раз случалось невероятное, так сказать "из ряда вон" явление, влияющее на погоду.
Но сначала хочу напомнить вот что.
Все мы верили в приметы. Если убить лягуху, то дождь пойдёт.
Читать статью

 





Последние читатели:


Невидимка



Комментарии:

violeta0506 # 6 августа 2016 года   +2  
Здорова Я много об этом думаю и читала и сама изпробовала в жизни,но я не люблю об этом говорить.Так как эта информация не для всех ушей.Статья понравилась.БлагоДарю Доброго тебе дня и удачи в твоей группе с малышами, продолжай начатое.
ritmik # 6 августа 2016 года   +1  
Я-то не думала, я просто занималась своим любимым делом - общалась с малышиками. Правда, сам музей, да и наш дом стоят по разные стороны Чебоксарского залива (заповедное место, по мнению старейшего краеведа города Терентьева А.), думаю, всё дело в этом.
Чаронга # 6 августа 2016 года   +2  
Маргарит, очень интересная статья. Энергия слов, она такая, хотя мало кто в это верит и разбрасывается словами направо и налево.
ritmik # 7 августа 2016 года   +2  
О, да. Учитель должен беречь слово, как к тому призывал Бунин!

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Алён, спасибо, что зашла, приятно сознавать, что кто-то на одной волне с тобой.
Solaria # 13 августа 2016 года   +1  
Какая интересная история! Может и правда, это не просто песня, а древнее заклинание на вызов снега.
ritmik # 22 августа 2016 года   +2  
Думаю, что всё сотворил ещё и настрой на стихи. Ведь стихи и стихия в чём-то сродни.
Руслёна # 13 августа 2016 года   +2  
Да уж, силу слова никто не отменял. Хорошо написала. Как насчёт религиозности в этих явлениях- скажу одно- мы верим в Слово. И кто во что верит, тот то и получает.)))
ritmik # 22 августа 2016 года   +2  
Да и материнское начало никто не отменял, по принципу: "Материнская молитва со дна моря достанет". То есть, матери подвластно всё, что касаемо её дитяти.
Руслёна # 22 августа 2016 года   +2  
Это точно!
natocnkakom # 11 сентября 2016 года   +2  
Маргарита, рада, что вы вернулись, да еще и с интересной статьей!
ritmik # 12 сентября 2016 года   +3  
Я тоже рада, Наташ, потому что скучала по всему этому.
МОЙ_СВЕТ # 12 сентября 2016 года   +2  
Интересно, это простое совпадение или сила слов? Волшебство однозначно!
ritmik # 20 сентября 2016 года   +2  
Простыми совпадениями мы называем те явления, которые не постигли, то есть ещё не осознали. В мире, неоднозначном по своей сути, всё, что впервые с нами происходит, является волшебством! Ещё Герман Гессе сказал: "В любом начале волшебство творится. Оно нам в помощь. В нём защита наша".


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.