Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Приметы - суеверия или народная мудрость?
Все мы по-разному относимся к "приметам". Кто-то в них верит, кто-то нет, кто-то сам не знает: "не верю, но на всякий случай..." Кто же прав? Давайте, попробуем поближе рассмотреть сей предмет. Не покушаюсь ни на чьи убеждения, но считаю, что вера должна быть осознанной: то есть, если мы во что-то верим, мы должны понимать, во что именно.
Еще в детстве я задался вопросом, почему некоторые люди боятся черных кошек, рассыпанной соли и подметать пол в день отъезда? Причем, эти люди не верили в Бога (что в моем детском понимании объясняло бы все - если человек вообще верит в сказки, то какая разница - в какие?), не были склонны к мистике (привидения, цыганские гадания, магия). Они во всем были обычными людьми, но почему-то их смущали странные и на мой взгляд совершенно безобидные вещи. Когда я спрашивал, почему, они отвечали: "Примета такая". Тогда я и решил выяснить, что же такое - эти самые приметы. И откуда они взялись. Ведь нет дыма без огня! К счастью, среди моих взрослых знакомых были люди, располагающие и нужной мне информацией (ученые-этнографы и историки) и нужной литературой. Конечно, я далеко не все запомнил, но кое-чем, особенно впечатлившим хочу поделиться, собрав это "под одной крышей". Прежде всего, все "приметы" можно условно разделить на шесть групп: 1. Народные приметы. 2. Вера в определенные магические свойства предметов. 3. Суеверия, связанные с отголосками древних культовых обрядов, дошедшие до нас в искаженном виде. 4. Предрассудки, связанные с обратной трактовкой устаревшей символики. 5. Суеверия околорелигиозной тематики. 6. Приметы-фетиши. 1. Народные приметы Собственно самые адекватные и имеющие реальный смысл. На самом деле только их и можно назвать приметами, поскольку они сформировались путем наблюдения многих поколений за жизнью и "примечания" каких-то закономерностей. Чаще всего эти приметы связаны с погодой, с природными явлениями. И большинство из них имеют вполне научное объяснение. Такие как "зима снежная - летом будет богатый урожай". Тут все логично: много снега, значит много воды будет весной, посевы хорошо взойдут. То же относится к предсказаниям погоды на завтра по форме облаков, цвету неба или поведению птиц и насекомых. Животные чувствуют изменение влажности, давления и температуры раньше, чем люди, и это отражается на их поведении. Система народных примет - это в сущности древняя метеорология и геодезия. Она, конечно, не так точна, как приборы, но люди успешно ею пользовались многие века. Ведь от погоды зависел урожай, а значит, зависела жизнь. Почему сейчас многие древние народные приметы "не действуют"? Расхожее мнение: потому что изменился климат. Может быть. Но не только поэтому. Ведь в каждой местности были свои приметы - ими люди и пользовались. Они передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Какие приметы используют люди в соседнем регионе - не знали. Не путешествовали люди так часто и так далеко. Да и не приживались чужие приметы - ведь на чужой земле они не действовали. Та закономерность, которую люди подметили в горных районах, не имеет отношения к равнине. Приметы континентального климата не будут "срабатывать" в приморских районах. Сейчас списки народных примет, публикуемых в Интернете и различных календарях, собраны, что называется, "с миру по нитке". Основная их часть позаимствована из центральной России, причем центральной России до девятнадцатого века, на которой еще не сказалось воздействие промышленности и вообще серьезное вмешательство человека. Но встречаются приметы и других регионов (какие барашки на море, и что это значит). Не стоит удивляться, почему большая часть этих примет на наш взгляд "не действует". Ведь пытаться все их применить в одном районе - все равно что одному человеку пытаться надеть на себя костюм, все части которого - разного размера. Что-то одно-два ему подойдет, а остальное - нет. К тому же, у нас гораздо более строгие требования к точности, чем были у наших предков. Их не волновало, будет ли сегодня легкий дождик, будет ли пасмурно или будет весь день светить солнце. Поскольку перед ними стоял вопрос не "брать ли зонтик?", а "что будет с урожаем?" Вот если зарядят дожди на неделю - сено сгниет. Если будет сильная буря - рыбачью лодку перевернет. Если месяц будет стоять жара без дождей - посевы сгорят. А день туда - день сюда, облака или ясно и красиво - это все мелочи. Им от погоды требовалось совсем не то, что нам. И даже наше огородное земледелие весьма далеко по требованиям от земледелия наших предков - они не сажали южные культуры в парниках, не возились с экзотическими сортами. Выращивали то, что растет в этом климате. Без всяких дополнительных условий, чему не может повредить недельное отсутствие дождя или прохладные ночи. Не могли они позволить себе так рисковать. Ведь что случись - на поле лейкой воды не натаскаешь. В общем, в некоторых случаях и некоторые народные приметы действительно оправдывают свое название (в детстве я несколько лет наблюдал за ними из интереса и сравнивал с реальной погодой, да и сейчас иногда продолжаю наблюдать - на автомате), но не все, не всегда и не с высокой точностью. В общем, как бы ни ругали метеорологов, а их предсказания все-таки несколько точнее... 2. Вера в магические свойства предметов. Это не приметы, а, скорее, суеверия. Если сказать иначе - поверья. То есть, они возникли не из наблюдений за реальностью, а из предварительной убежденности в том, что данные предметы по своей сущности способны привести к неким событиям, а значит, следует опасаться, что они к ним приведут. Так мы опасаемся человека, которого подозреваем в непорядочности: мы уверены, что он способен украсть, обмануть, подставить, поэтому нет никакой гарантии, что он не сделает этого в отношении нас. Именно с этим предубежденным отношением к предметам, основанным чаще всего на архаических религиозных взглядах, связано негативное отношение ко многим предметам, которые якобы "нельзя дарить". Рассмотрим несколько примеров. Нож и острые предметы дарить - к несчастью Люди издавна приписывали оружию магические свойства. Не только потому что оно наделяло воина или охотника бОльшей силой, имел значение и контакт с кровью, поскольку крови тоже приписывалось множество мистических свойств. Некоторые считали, что в крови обитает душа живого существа, и когда оружие с ней соприкасается, часть этой души, жизненной силы, вселяется в клинок. Холодное оружие также в некоторых случаях отождествлялось с мужским половым органом, с мужской силой. В общем, оружию придавалось сакральное значение. Считалось, что оно обладает собственной волей, и воин должен с ним "сразиться" и "покорить". Так наши предки поэтизировали процесс овладения навыками обращения с оружием. По некоторым древним поверьям в нож или меч мог вселиться дух сверхъестественного существа. И с этим духом надо было уметь найти контакт, чтобы оружие подчинилось. Эти верования нашли отражение в мифологии даже после распространения христианства в Европе, а затем и в России (эскалибур, волшебный меч-кладенец). Однако, поскольку христианская позиция в отношении любых потусторонних духов, имеющих привычку вселяться в людей или предметы, однозначна, люди испытывали страх перед такой возможностью. Рукояти мечей стали украшать крестами и даже вмонтировать в них различные святыни (частицы мощей святых, камешки со святых мест, гвозди с распятия и т.д.) - возможно, иногда и настоящие, но чаще - поддельные, чтобы защитить свое оружие от возможности "подселения темной сущности". В средние века мистическое отношение к оружию стало переноситься и на другие острые предметы - кухонные ножи, ножницы, швейные иглы. Это произошло потому, что люди, занимавшиеся колдовством, часто использовали в своих колдовских ритуалах более мелкие и дешевые предметы, за неимением полноценного оружия. В принципе, мистическое отношение и раньше распространялось на большинство металлических предметов, так как изготавливались они при помощи огня, а огонь тоже наделялся демоническими свойствами - и как аналогия адского пламени, и вообще как могущественная сила природы, обладающая сокрушительной разрушительной силой. Колдун или колдунья совершали определенный ритуал над острым предметом, читали заклинание, призывая злой дух вселиться в предмет. И потом оставалось лишь подарить или подбросить этот предмет намеченной жертве - и злая сущность, "подселенная" в предмет, начинала жертве систематически и планомерно вредить... во всяком случае, по замыслу колдуна должна была вредить. К тому же была у людей твердая убежденность, что лучше всего всякое зло уживается в острых предметах, в т.ч. различных черепках, осколках. Почему? Возможно потому, что память поколений хранила множество несчастных случаев (особенно с детьми), связанных с острыми предметами. Верить или нет в то, что такое в принципе возможно - решайте сами. Но если подруга подарила Вам набор игл для вышивания, туристический нож или ножницы, и если Вы уверены, что она не проводила над ними колдовских ритуалов, не призывала демонов в них вселиться, что она вообще не ведьма и не желает Вам зла - смело принимайте подарок! Единственный вред, который он может Вам принести - это если Вы порежетесь или уколетесь при неосторожном обращении. Серебро - защита от нечистой силы Суеверие связано с антисептическими свойствами серебра и приписыванием инфекции сверхъестественного происхождения. Когда ничего не было известно о микробах, инфекционные болезни считались следствием нападения злых духов. А поскольку заметили, что использование серебряной посуды может предотвращать распространение болезни - серебру приписали магические свойства. Так что, от колдовства вас серебряная ложка, конечно, не защитит, а вот использование серебряных столовых приборов действительно может защитить от некоторых инфекций. Впрочем, в современном мире мы ежедневно используем гораздо более сильные дезинфецирующие средства, чем серебряная ложка. Разница в безопасности серебряной ложки и ложки из нержавейки скажется лишь в том случае, если их не мыть после использования или если ваша пища сама по себе недостаточно безопасна - несвежая, не прошла термическую обработку и т.д. В общем, у нас сейчас такие требования к гигиене, что в повседневной жизни мы просто не окажется в той ситуации, когда в качестве средства защиты от инфекций нам понадобится серебро. Исключением является, пожалуй, серебряная ложка в стакане, если вы пьете из него некипяченую воду - например, взятую из колодца или из колонки, находясь за городом. И боитесь, что она не совсем безопасна. Впрочем, от серьезно зараженной воды серебряная ложка не поможет. Так что лучше просто не пить некипяченую воду в непроверенных местах. Разбитое зеркало - к несчастью Зеркала тоже издавна притягивали человеческое любопытство и давали повод для бурной фантазии таинственностью своих свойств. Зеркала могли отражать и направлять свет, даже поджигать легковоспламеняющиеся материалы при помощи сфокусированного луча. Но, конечно, главная их тайна - отражение человека. Когда большинство людей не знало ничего о законах оптики, о том, что мы видим окружающие предметы лишь за счет отраженного от них света, а отражение в зеркале - это дважды отраженный свет, многие думали, что за зеркальной поверхностью что-то находится, что зеркало - это портал в потусторонний мир. Некоторые думали, что в зеркале видят своего бесплотного двойника, являющегося как бы "хранилищем" их души. И что если причинить какой-то вред этому двойнику, то вред будет причинен им самим - их здоровью, судьбе, счастью. Поэтому не рекомендовалось смотреться в разбитое зеркало - ведь в таком зеркале "двойник" как бы разрезается на куски. Само по себе разбить зеркало считалось дурным предзнаменованием, поскольку таким образом нарушалась целостность поверхности, служащей невидимой "преградой" между нашим миром и "зазеркальным", и существовала опасность, что какие-то темные силы могут из того мира проникнуть через эту трещину в наш. И, соответственно, нанести нам вред. И, конечно, помним об острых углах и осколках, в которые вселяется нечисть . В наше время многие приводят в защиту "магических" свойств зеркал тот факт, что кристаллическая структура способна запоминать и хранить информацию. Действительно, это так. И эти свойства кристаллов сейчас широко используются в различных современных технологиях. Но вот что касается зеркал... Кристаллом является лишь зеркало, изготовленное из цельного куска породы - горного хрусталя, кварца, какого-либо камня. Но уже много веков зеркала изготавливаются путем плавления кварцевого песка. Причем, сейчас технологии изготовления стекла таковы, что кристаллической структуры в них совершенно не остается. Нынешнее стекло - это аморфная структура, кристаллов в ней нет. Так что гораздо больше шансов "запомнить" информацию у бетонной стены, в которой присутствуют частички слюды и кварца, чем у зеркала. В любом случае, если хотите верить в то, что разбитое зеркало может принести несчастье, Вам придется забыть школьный курс оптики и поверить в то, что видимое нами отражение - не оптический эффект возникающий благодаря отраженным лучам, а наш астральный двойник. Что зеркало - не кусок стекла, покрытый амальгамой, а окно в потусторонний мир. И что путешествие Алисы в зазеркалье - не красивая сказка, а документальный рассказ о событиях, которые совершенно спокойно могут произойти с каждым из нас в реальности. Встретить человека с пустым ведром - к беде Пустые емкости тоже считались излюбленным местом нечистой силы. Возможно, это было небезосновательным предположением, поскольку явным признаком нечисти считалось гниение, плесень и прочие признаки разложения. Почему? Тут все просто. Все, что связано с тлением, смертью - атрибут злых сил. Это они желают всем зла, желают погибели. Потому везде, где они заведутся - тут же начинается процесс разложения. О гнилостных бактериях и грибковых инфекциях люди ничего не знали, кроме того, что это - однозначно зло. В то же время люди заметили, что если емкость постоянно чем-то заполнена - плесень в ней не заводится. Ведра, заполненные водой (а ведра раньше были исключительно деревянными), не гниют, поскольку дерево гниет от чередования процесса намокания и высыхания - контакт то с водой, то с кислородом. Опять же, если пустое ведро перевернуть - оно быстро высыхает и тоже не гниет. Если же оно стоит так, что на дне остаются капли воды, дно долго не высыхает - появляется сначала неприятный запах, затем дерево начинает гнить. Почему? Ясно, почему! Нечистая сила в него забралась! Поэтому емкости предписывалось либо держать полными, либо перевернутыми вверх дном. Чтобы туда чего невидимое не забралось и не поселилось там... А уж если встретишь кого с пустым ведром - так кто его знает, вдруг там уже что сидит? А ну как выскочит, да за тобой увяжется? Если же ведра закрыть крышкой или налить на донышко хотя бы немного воды - уже нечисти не захочется туда лезть, хвост мочить. Так что - не опасно. Кто-то верит в чертей, кто-то нет. Но чтобы бояться пустых ведер, вы должны на полном серьезе верить, что черти - не бесплотные духи, а такие маленькие существа, просто невидимые, которые обожают, как кошки, забираться в пустые ведра и кастрюли. Хотя единственный бес, который, возможно, одолевает хозяйку, у которой в посуде плесень и гниль заводится - это бес лени . Есть и еще одно известное толкование этой приметы - якобы женщина, идущая с пустыми ведрами, имеющая целью что-то получить, так настроена на стяжание, что силой своего неудовлетворенного желания может что-то у вас забрать. Что? Ну, вероятно, удачу. Почему именно женщина? Ну, женщинам во все времена приписывались более сильные магические способности - хотя бы потому что мужчины плохо их понимали. Женская чувственность, тонкие оттенки переживаний, неожиданные перепады настроений были для мужчин тайной и, как любую тайну, их отнесли к разряду сверхъестественного. А изменчивость настроения женщины объясняли тем, что она общается с какими-то иными мирами и периодически в нее, возможно, что-то вселяется. В особенности этому суеверию были подвержены люди, ставившие свой успех в зависимость от удачи - купцы, игроки, а также разбойники и воры. Правда, это толкование приметы - уже более позднее. Датируется по разным источникам восемнадцатым-девятнадцатым веком. Во всяком случае, если Вы - мужчина, еще как-то простительно подозревать женщину в мистической способности что-то выманить у Вас бесконтактным способом, одной силой своих чар и желания... но если Вы женщина - на Вас это действовать, по идее, не должно. А значит, и бояться нечего! Конечно... если вы - женщина традиционной ориентации . 3. Суеверия, связанные с отголосками древних культовых обрядов, дошедшие до нас в искаженном виде. Это "приметы", имеющие смысл только при наличии всего сопутствующего антуража. То есть, связанные с определенными ритуалами и традициями. Нельзя здороваться (прощаться, разговаривать, что-то передавать) через порог Никогда не задумывались, почему? Что случится? И почему вообще порогу придается такое значение? Русские языческие религии, как и многие другие древние языческие культы, придавали очень большое значение связи с духами предков - чурами (отсюда выражение - "чур меня!" - это обращение к усопшему предку с просьбой защитить от злых сил). На Руси вокруг дома ставили "чур-столбы" - аналогичные тотемным столбам у индейцев. Чур-столбы были украшены символическими изображениями предков и другими знаками, призванными охранять жителей дома от потустороннего зла. Но самой главной защитой было крыльцо и порог. Дело в том, что в древние времена предков не хоронили на кладбище. То есть, сначала их хоронили, а затем через какое-то время выкапывали, тщательно очищали и перемывали кости (знакомое выражение? ), и уже эти кости складывали в глиняный сосуд или деревянный ковчежец и хоронили... под крыльцом своего дома, прямо под порогом! Таким образом предок всегда находился в дверях, его дух всегда был на чеку и не позволял ничему злому пересечь границу жилища. А для пущей верности всю дверную раму покрывали специальным охранным орнаментом, называемым "чур-черта". Это могла быть роспись, могла быть резьба на наличниках. Таким же орнаментом опоясывали каждый этаж дома под окнами, иногда - и крышу. Вообще, чур-черту использовали много где именно как охранный символ, в том числе в вышивке на одежде. чур-черта вокруг ворота должна была сохранить голову - символ жизни. А на рукавах - сохранить руки от творения ошибок. по подолу или голенищам сапог - ноги от неверного пути уберечь и т.д. Чур-черта эта всем знакома с детства: Да это - обычная зигзагообразная линия или зубцы. Она могла быть очень простой или составленной из причудливых элементов, но всегда имела форму зигзага или волны. А что же порог? Разумеется, порог превращался в магическую черту, пересечь которую никакое зло не могло. Человека, находившегося за порогом, приглашали в дом. Если он был человеком, а не нечистью, ему ничего не стоило пересечь охранную линию. Если же он ее пересечь не мог - значит, или сам он черт, а не человек, или злое замыслил, и зло - внутри него. А тогда с ним и разговаривать нечего, и здороваться. Кроме того, разговор над порогом, рукопожатие или передавание каких-то предметов через порог - это неуважительное отношение к костям предка, покоящимся под ним. Предок может обидеться, и тогда - держись! Покинет его дух твой дом, и не видать тебе защиты, придет беда - отворяй ворота! Переступать через порог следовало с соблюдением определенных ритуалов, с благоговейным почтением, ни в коем случае не задевая его ногой, не наступая и уж тем более запрещено было садиться на порог или стоять на нем. Порог был святыней, за оскорбление которой виновный подвергался наказанию - от подзатыльника или лишения еды до изгнания (в зависимости от возраста и статуса нарушителя), так как никто не хотел лишиться защиты чура. Что любопытно, похожие установления были и в Золотой Орде. Правда, порог в татарской юрте лишь обозначался - при помощи натянутой веревки. Но при этом законы были строже: если переступая через эту веревку, случайно заденешь ее ногой, это каралось смертью. В общем, если под порогом Вашей квартиры замурованы в бетонную плиту кости Вашего прадедушки с целью охраны входа - тогда Вам действительно нельзя через порог ни руку пожать, ни соль передать, ни разговаривать . Кстати, о соли... Соль рассыпана - к ссоре У этой приметы двоякое происхождение. То есть, по сути это вообще два разных поверья, одно из которых связано с колдовским ритуалом, а другое - просто устаревшая примета. Соль издавна считалась сакральным веществом, поскольку люди давно заметили ее обеззараживающие свойства. Так как механизма возникновения инфекции люди тогда не понимали, то производимые ею разрушения, в том числе инфекционные болезни считали прямым вмешательством нечистой силы. А поскольку соль препятствовала возникновению и распространению инфекций, ее считали средством борьбы с нечистью. Однако, в результате сформировалось отношение к соли как к магическому веществу в принципе (вспомним, что это еще и кристаллы, а кристаллы не просто "запоминают информацию, а еще и вызывают восхищение и трепет своей способностью превращаться из бесформенного порошка или раствора в красивые правильные формы - разве это не чудо? ). Соль стали использовать в колдовских ритуалах. Колдуны "наговаривали на соль" и подбрасывали ее тем, кому хотели причинить зло (отсюда выражение "насолить"). Разумеется, если человек обнаруживал у себя в доме неизвестно откуда взявшуюся рассыпанную соль, он пугался - что если это колдун навел порчу на его семью? А порча на семью - это болезни, ссоры, скандалы... Есть и второе, более новое происхождение. Соль, как мы знаем, в прошлом была дорогим удовольствием. Особенно в бедных семьях. Поэтому если кто-то случайно рассыпал соль, это вызывало возмущение у остальных. К тому же, в то время, когда предположительно возникло второе объяснение предрассудка, многие люди уже не знали, с чем связана необходимость бояться рассыпанной соли, но что бояться ее надо - это им их бабушки уже рассказали . Разбить посуду - к счастью Это поверье произошло от древнего обычая бить посуду, принося ее в жертву богам. В основном это делалось во время различных ритуалов - инициаций, рождений детей, свадеб и т.д. Считалось также, что в осколках посуды поселяется зло. Поэтому и от возможно живущей в доме нечисти таким образом "откупались" - предоставляли ей "новое жилье" и уносили из дома. Что самое смешное, сейчас можно сказать, что ритуал битья посуды ради избавления от негатива - не так уж лишен смысла. Если Вас просто распирает изнутри и Вам хочется "выпустить пар", и если от того, что Вы с грохотом разбили тарелку, Вам станет легче - бейте смело! Другое дело, что лучше это делать в одиночестве, потому что публичные скандалы и истерики никогда ни к чему хорошему не приводят, кроме взаимного раздражения. Ну, и если тарелка разбилась случайно, а Вы вместо того, чтобы разгневаться и ругать того, кто "в этом виноват", улыбнулись и сказали: "Ничего, это - к счастью!" - то будет Вам счастье непременно! И Вам, и Вашим близким, потому что кто во всем видит доброе предзнаменование и не ругается, а радуется жизни - у тех всегда будет счастье. Нельзя подметать и выбрасывать мусор (мыть полы) в день отъезда, иначе не вернешься Это суеверие связано с древним обрядом похорон. Когда покойника выносили из дома, в доме все тщательно мыли. Поскольку считалось, что след духа покойника остается в доме, и покойник может... вернуться в дом в виде привидения, найдя дом по запаху! Чтобы он уже не возвращался, нужно было все тщательно вымести и вымыть. "Чтоб духу его здесь не было!" Что интересно, похожий обычай был связан со свадьбой - когда дочь выдавали замуж, после этого тоже все мыли. Считалось, что в этом случае жизнь дочери в браке будет счастливой. Это уже - трактовка древнего поверья "логическим путем" - чтобы дочь не вернулась, надо ее духу отрезать путь к возвращению... Кажется абсурдным. Я тоже так думал, пока не столкнулся с ситуацией, когда одна пара пожилых супругов поступила со своей дочерью по той же логике вполне реально: ее жизнь в браке не сложилась, муж оказался деспотом, третировал ее, поднимал руку. Измучившись от такой жизни, женщина приехала с ребенком к родителям. Однако, они ее жить не пустили и не поддержали: "Раз вышла замуж - так уж живи с мужем! Возвращайся к нему и налаживай отношения! Все нормализуется!" Вероятно, они решили, что можно принудительным образом упрочить ее брак и способствовать тому, чтобы "все нормализовалось", просто захлопнув перед ее носом дверь. Также убирали в доме после ухода неугодных гостей: "Чтобы им не захотелось возвращаться", поскольку "нечистый дух, который в них живет, приведет их по запаху". Так что если вы готовы поступить со своей дочерью также, как мои знакомые - логично после ее отъезда к мужу "дух ее вымести". Ну, а если находите свой собственный дом, ориентируясь исключительно по запаху, как зомби - тогда, конечно, в день отъезда мыть ни в коем случае нельзя! Иначе, вернувшись с отдыха или из командировки - как Вы узнаете, какой адрес называть таксисту? Перед дорожкой надо присесть Таким образом "обманывали" мелкую нечисть, которая может догадаться, что мы собираемся уходить из дома, и начнет вредить в пути - дорогу запутает, одежду порвет... Поэтому перед тем, как выйти из дома, садились на лавку: пусть нечисть думает, что никуда мы идти не собираемся! Если верите, что следом за вами идет кикимора, да так и ждет возможности вцепиться в Вашу одежду или переставить на дороге указатели - тогда непременно садитесь на дорожку! Хотя если кикимора такая тупая, что много веков ведется на такое детское разводилово, то что-то мне подсказывает - и до серьезных козней она не додумается 4. Предрассудки, связанные с обратной трактовкой устаревшей символики. Это определенные символы, которым приписывается способность вызывать некие события, хотя на самом деле связь этих символов с событиями обратная - этими символами обозначались уже произошедшие события, либо планируемые. Больше всего до нашего времени дошло цветочной символики. Желтые цветы дарить нельзя - это к измене Это - так называемая "благородная" примета. То есть, у неимущего класса никакой такой приметы не было. Парни спокойно дарили девкам купальницы, подсолнухи и надевали на них венки из лютиков и одуванчиков. Более того, желтые цветы в народе, уходившем корнями в язычество, воспринимались самым позитивным образом, поскольку напоминали солнце. Происхождение предрассудка связано с языком цветов, к которым широко пользовались кавалеры и дамы, когда не имели возможности сказать о своих чувствах или намерениях открыто. Либо не считали это приличным. Ведь слово - не воробей, а цветок - это всего лишь цветок, даже если наделять его символикой... "Язык цветов" по мнению некоторых специалистов был заимствован из Турции в 17-18 вв. Другие считают, что он появился раньше. Во многих странах Европы желтые цветы на этом языке означали измену, которая либо уже состоялась, либо планируется. В некоторых трактовках - наоборот, желтый цветок дарили тому, кому хотели дать понять, что его уличили в измене. Поэтому желтая роза могла восприниматься либо с горечью и страданием, либо как оскорбление (особенно если подозрение было безосновательным, а цветок вручали публично), но в любом случае - с обидой. В известном всем эпизоде удивительного романа Булгакова, где нет ни одной, даже самой мелкой случайной детали, Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами в руках, обозначая этим, что она... готова к измене! Но если Вы просто любите желтые цветы, и все это знают, и дарят их Вам просто так, а не сообщают Вам таким образом что-то печальное или обидное - никакого влияния это на Вашу жизнь оказать не может. Поскольку оказывают влияние не сами цветы, а те уже имеющиеся в наличии события, о которых эти цветы были призваны рассказать. Камыши в доме держать - к вдовству, к смерти Издревле камыш воспринимался как магическое растение, поскольку рос на болоте, где "водилась нечисть". К тому же, его шелест напоминал людям шепот каких-то существ. Наводил тоску и мысли о возможной утрате, одиночестве, о бренности жизни и т.д. Это - на эмоциональном уровне. А на символическом - камышами обозначалось вдовство. Или... скорое вдовство! Почему в таком случае камышу приписывалась способность приносить смерть (по разным теориям - в средневековье или в эпоху Возрождения)? Потому что если муж стар или болен, а жена ставит в доме камыш - значит, она желает ему скорой смерти и дает сигнал своим потенциальным любовникам, что путь скоро будет свободен. А если она желает ему смерти - может, и как-то ей содействует? Колдует, наводит порчу... да, наконец, травит его! Если же кто верит в "дурную энергетику" камыша, о которой, якобы "знали наши предки", а "мы забыли", то вспомните, что камыш всегда широко использовался в хозяйстве: в некоторых краях им крыли крыши, из камыша строили шалаши, пастухи играли на камышовых дудочках. Боязнь камышей - примета мещанских барышень, начитавшихся рыцарских романов. У простонародья отношение к камышу было проще - это промысловая культура. Что же касается букета камышей в доме, тут есть еще одно главное препятствие... Когда это все посыплется - придется долго пылесосить! "Вьющееся по стене дома растение - к несчастью" Примета не совсем из этой области, но раз уж мы заговорили о растениях... Здесь мы имеем дело с ошибочным толкованием причинно-следственной связи. Но не современными людьми, а именно нашими предками. Люди давно заметили, что деревья, которые обвивают ползущие растения, постепенно засыхают и гибнут. Мы знаем, что существуют растения-паразиты, высасывающие питательные вещества из более крупных и сильных растений, на которых паразитируют, а также закрывающие доступ свету, опыляющим насекомым. Не все вьющиеся растения так вредоносны для деревьев и кустарников, но... прецеденты-то есть! Люди сделали вывод, что растение-паразит высасывает из дерева "жизненную силу". В чем эта жизненная сила заключается и как происходит сам процесс вытягивания - они плохо представляли. Однако... заметили взаимосвязь между разрушением старого дома и зарастанием его ползучими растениями, корни которых находили воду и частицы почвы в расщелинах камней или кирпичей. Что было первично - разрушение дома или разрастание на нем бурьяна - не суть важно. Это уже - вопрос для ученых и философов. А простые люди заметили, что чем больше дом разрушен - тем больше на его стенах "ползучек", и чем больше "ползучек", тем больше дом похож на руины. Вывод: растения и из дома могут высосать "жизненные силы". А поскольку дому всегда придавалось сакральное значение, то его жизненные силы - это жизненные силы обитающих в нем людей. Во всяком случае, это - сохранность домашнего очага, благополучие в семье. Раньше ведь мало кто жил на съемных квартирах или просто с легкостью менял жилье, продавая одно и покупая другое... Дом строился поколениями, был настоящим родовым гнездом. И люди очень сильно связывали себя с ним. Разрушение дома воспринималось как разрушение всей жизни. А что с нашими комнатными "плетучками"? Возможно, их и стОит бояться... у меня одна такая ползучая тварь сквозь ОКОННОЕ СТЕКЛО проросла! Нашла крохотную дырочку - дефект стекла - около рамы. Всего доля миллиметра... но ей хватило! Это была реально проблема для меня - между рам развилось роскошное пышное растение, которое невозможно было пропихнуть обратно через эту дырочку, а отрывать - жалко! Оно ведь так боролось за жизнь... Потом пришлось, конечно, оторвать - не стекло же бить! Если в спальне много комнатных растений, обладающих крупной зеленой массой, неважно, плетущиеся или нет (мини-подобие ботанического сада), у хозяев может нарушиться сон, поскольку растения в темное время суток поглощают кислород, и его концентрация в комнате может сильно уменьшится, создав ощущение духоты. Если помещение большое, хорошо вентилируется - такой опасности нет. Есть также ядовитые растения, требующие мер предосторожности. Что касается наружной поверхности дома - опасны те растения, которые ее механически разрушают, пуская корни в трещины - например, береза. А внутри квартиры вряд ли кто боится, что традесканция высосет питательные вещества из шкафа, и он завянет, или пустит корни в тело человека, пока он спит. 5. Суеверия околорелигиозной тематики. Это - суеверия, происходящие из-за неверного понимания религиозных учений, значения церковных обрядов, причудливого слияния религиозных догм и бабушкиных сказок в сознании малообразованных людей и собственных выводов на основании этих фантазий. Большинство таких примет зародились в средневековье, на заре распространения там христианства и соединения нового учения с языческой мифологией, с прежними верованиями в мифические существа, разгуливающие по земле, магические свойства веществ и предметов, только с добавлением ко всему этому христианской атрибутики. Однако, такие суеверия продолжают процветать и в наше время в околоцерковной среде. Почему именно в околоцерковной - потому что человек, живущий церковной жизнью и понимающий, что именно он исповедует, понимает также еретичность суеверий и их пагубное воздействие на человека. В особенности увлекаются суевериями в основном те христиане (по моим личным наблюдениям) кто либо пребывает не в Церкви, а около нее, либо находится в ней только телом, не вникая в то, что происходит, и чему она учит. Суеверий таких множество, они самые разнообразные и фантастические, рассмотрим наиболее известные. Черная кошка перебежала дорогу - к несчастью Суеверие родом из средневековья. Связано с верой в оборотней, соединившейся с преданием христианской Церкви, в котором бес чревоугодия (Бегемот) предстает в виде "черного лохматого чудовища". Именно о таком образе рассказывали люди, которым этот бес являлся в видениях. Однако, люди, не отошедшие еще от архаических религиозных культов не осознавали, чем видение отличается от материального объекта. И считали, что любая встреченная ими на пути черная лохматая собака (особенно если она агрессивно себя ведет), может оказаться не собакой, а воплотившимся в виде чудища бесом. Страх распространился и на других животных черного цвета. Кошек считали ведьмами, при помощи колдовства принявшими облик животного и разгуливающими по улицам в таком виде, чтобы оставаться неузнанными и безнаказанно творить зло, а также пробираться в жилища добропорядочных граждан и там тоже пакостить. Понятно, что никому не хочется встретить ведьму. Но как определить, что перед тобой - именно ведьма-оборотень, а не обыкновенная кошка? Очень просто! Оказывается, ведьма может превратиться только в АБСОЛЮТНО черную кошку, без единой отметины (подтверждая тем самым, что является служительницей тьмы). Были случаи, что черных кошек сжигали на кострах как ведьм. Иногда - вместе с хозяйками. Если кошка приносила абсолютно черного котенка, от него старались сразу избавиться. Но бывали хозяева, жалевшие своих питомцев и не желающие ни убивать их, ни выгонять, обрекая на жизнь, полную опасностей ("очень плохо быть черным котом" - эта песенка в средние века имела бы зловещий оттенок). И тогда, несмотря на риск, они шли на хитрость: при помощи белой краски наносили на шерсть кошки отметины. Такая кошка могла не бояться костра инквизиции - белых отметин на ведьме быть не может. Как поступать с черной кошкой сейчас? Смотрите сами. "Не очень-то верю, но мало ли что" - имеет смысл в том случае, если Вы в принципе хотя бы на сотую долю процента допускаете такую возможность, что встреченная Вами кошка - не животное, а обернувшаяся ведьма, которая пришла, чтобы Вам навредить, но Вы бы ее при этом не узнали. Потому что это - не кто иной как Ваша соседка-стерва . Или что это - сам бес, явившийся Вам из преисподней за Ваши грехи тяжкие, чтобы напугать Вас и напомнить о том, какая страшная участь ожидает Вас в скором времени... а вовсе не Васька или Мурка из соседнего подвала .Черных кошек боялись именно по этой причине. Других страхов в европейской культуре (а мы взяли это именно оттуда) с ними не связано. Все рыжие женщины - ведьмы Происхождение опять же средневековое. Связано оно и с отношениям к женщинам вообще, и к рыжему цвету волос. Не секрет, что женщинам от инквизиции как "ведьмам" вообще доставалось больше, чем мужчинам. Конечно, это связано в первую очередь с женскими "чарами". В средние века была распространена ересь греховности тела как источника сексуальности. И, поскольку себя обвинять в этом грехе очень не хочется, проще свалить все на женщину: это не я прельстился ее формами, а она нарочно околдовала меня своими чарами, чтобы ввести в грех. Я не виновен, что изменил жене - это ведьма меня совратила. Если была "доказана" виновность женщины как особы, использующей колдовские методы и вообще состоящей в связи с нечистью, ее любовник из соучастника греха прелюбодеяния превращался в жертву колдовства. Поэтому в случае вскрывшейся связи безопаснее было обвинить любовницу в колдовстве, чем отвечать за свою порочность самому. Если женщина была красива и привлекательна для многих мужчин, да еще и не отказывала в ласке, ее начинал подозревать в колдовстве весь город. Особенно обманутые жены. Могла начаться настоящая травля. Почему именно рыжие волосы? На этот счет есть несколько версий. Например, перекочевавшая из восточных преданий в европейскую культуру Лилит - якобы первая жена Адама (в Библии нет ничего подобного, упоминание о Лилит встречается в некоторых ранних апокрифах и признается результатом влияния восточных культур, попытка их совмещения с христианством в сознании людей, которым восточная мифология была ближе). По легенде у Лилит были рыжие волосы, и она восстала против Бога и предпочла служение злу. Рыжие волосы поскольку вообще встречались довольно редко, делали своих владельцев особенными в глазах большинства. Где-то рыжих почитали как богов, где-то преследовали как колдунов и демонов. Но элемент ксенофобии здесь, конечно, присутствует. Чем более дремучее, непросвещенное общество, тем активнее исторгает оно из своих рядов всех, кто чем-то не похож на остальных, даже если это - чисто физиологические признаки, не зависящие от человека. Есть и еще одна версия, которая кажется мне довольно обоснованной. Рыжеволосые люди очень часто принадлежат к гипертимному типу, характеризующемуся хорошим физическим развитием, выносливостью, эмоциональной устойчивостью и способностью хорошо адаптироваться (не знаю всего механизма, но какая-то связь есть на генетическом уровне. Возможно, корни этнические). А гипертимный тип, как известно, отличается высокой сексуальной активностью и сильной половой конституцией. Недаром есть поговорка "рыжая - бесстыжая". Конечно, моральные качества тут ни при чем, но женщины гипертимного типа(да и мужчины - тоже) по своей природе более настроены на контакт и чаще испытывают готовность к интимной близости. Так что если сравнивать их в общей массе с другими типажами - фору они, пожалуй, дадут. Передать свечу через левое плечо - привлечь несчастье Суеверие, связанное с убежденностью, что за левым плечом у каждого человека находится бес, искушающий его. За правым - Ангел-хранитель. Если это и так, то что страшного произойдет, если свечу передать через то плечо, за которым бес - никому непонятно. Отберет он ее, что ли? Или наплюет на нее? Первое, что мне пришло в голову, когда впервые в детстве услышал об этом предрассудке: наверное, они боятся бесу в глаз свечой заехать - чтобы, типа, он не разозлился и по башке не дал... Вразумительных исторических объяснений я так и не нашел. Может быть, это связано с обрядом "наведения порчи" в стенах храма. Или люди считают, что поскольку свеча - символ жертвы, то суя ее "бесу под нос", невольно предлагают ее в качестве жертвы ему, а не Богу. Скорее всего, такое представление уходит корнями в язычество. Конечно, с христианской точки зрения это - полный бред. Поскольку, во-первых, связаться с темными силами невозможно "автоматически" - это выбор человека. И связывается он с ними в первую очередь через греховный образ жизни, творя зло, либо через сознательное служение бесам - исповедание еретических теорий, колдовство, сознательно совершаемые магические ритуалы. И... через веру в предрассудки - в том числе тоже. Во-вторых, христианское богословие учит, что и ангелы, и бесы - бесплотные духи. Они могут общаться с нами, одни - сообщать нужные вести, внушать благие мысли, другие - соблазнять, внушать греховные мысли. Но сделать что-то материальное в материальном мире бесплотный дух не может. Он может только человека подбивать на это. В некоторых языческих культах существует представление о злых духах как о сущностях, способных к самостоятельным деяниям в материальном мире, к материальным разрушениям или превращениям. Но если человек исповедует себя христианином, он должен понимать, что в нашем понимании бес может только соблазнить, напугать, мотивировать нас или других людей на злые помыслы, а уж воплотить эти помыслы в действие можем только мы сами... Например, злобно наорать на того, кто свечу передает, по нашему мнению, "не через то плечо". А если человек - не член Церкви, не знает христианства и не хочет знать, а хочет просто совершить какой-то обряд "на всякий случай", "а вдруг поможет", то какое вообще к нему имеет отношение церковная атрибутика? Тогда логичнее совершать какие-то другие ритуалы где-то в другом месте. Ведь христианство - это религия осознанного общения с Богом, а не культ обрядов и ритуалов, которые неважно как и в каком состоянии совершать, главное - до деталей соблюдать порядок действий, веря, что именно от этого что-то зависит... если нужно это - тогда это не к нам. Одна дама, исповедующая себя православной христианкой, ходила по квартире и брызгала везде святой водой из... пульверизатора! При этом не забывала и шкафы открыть, и кладовки - непременно туда побрызгать. Мы удивились: зачем? Ну да, есть обряд освящения дома - приходит священник, читает определенные молитвы, совершает определенный ритуал и окропляет помещение святой водой. Это делается после постройки дома, въезда в новую квартиру, может делаться после ремонта. Дом в этом случае рассматривается как аналогия "малого храма", а семья - малая Церковь. Периодически и сами живущие в доме могут читать молитвы и совершать окропление. Но делается это с помощью кропила - что-то вроде длинной кисти. Зачем же пульверизатор-то? Но дама поясняет: "Надо непременно МЕЛКОДИСПЕРСНОЙ СТРУКТУРОЙ распылять! Чтобы ВСЕ ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО заполнить! И ни одного беса не осталось!" То есть, дама полагает, что нечистая сила - это что-то вроде клопов или огородных вредителей, и святая вода действует на них как средство от насекомых! И вот, чтобы "ни один бес не уцелел", она заливает святую воду в бутылку с распылителем и добросовестно, сантиметр за сантиметром, поливает всю квартиру... ну, как ей объяснишь, что защита от нечистой силы - в молитве и личном покаянии, а не в том, чтобы с пульверизатором ходить по углам, попутно (вероятно, в качестве особо сильной молитвы) поливая словесным дерьмом наших общих знакомых, своих родственников, соседей, коллег и размышляя: не подать ли в суд на собственную дочь, чтобы отсудить у нее алименты? А то, пожалуй, дочка мало ей дает... на салон красоты не хватает. Перефразируя профессора Преображенского, хочется сказать: "Бесовщина - не в кладовках, а в головах". Есть особенно "сильные" молитвы для определенных случаев, которые всегда "работают" для исполнения определенных нужд Уточнять необязательно, какие именно и для каких случаев, так как варианты заблуждений не имеют значения. Но много раз слышал, что "это очень сильная молитва, если ее прочитать три раза - обязательно деньги придут". Или "Какому святому и какую молитву надо читать, чтобы дело в суде в мою пользу решилось?" Такой подход к молитве характерен для людей, вспоминающих о Боге только когда им от Него что-то надо. Они воспринимают Его как сферу услуг. И к молитве относятся, как к магическому заклинанию. Если человек верит в Бога, он понимает, что молитва - это живое общение, и прошение высказанное при этом общении - просьба, на которую мы ждем ответа, признавая за Богом свободу выбора, как признает Он эту свободу за нами. Представлять молитву как заклинание, призванное механически, в принудительном порядке "выбить" из высших сил какое-то "пособие" или что-то еще - это все равно что прося что-то у того, кого называем своим другом, не поговорить с ним по душам, а сразу подать на него иск в суд, размышляя, как правильно составить заявление, чтобы уж точно, наверняка получить требуемое. Это дико даже при отношениях между друзьями на равных, не говоря уже о том, чтобы пытаться поступать так с Тем, Кому мы поклоняемся, Кто является для нас непререкаемым авторитетом, Богом. Или, во всяком случае, утверждаем, что является. В принципе, такое отношение понять можно - это соединение колдовских суеверий с воспитанным (вероятно, с детства) менталитетом, выражаемом в паре фраз: "Мама, поставь пирог сюда, и можешь уходить!" Какая там любовь к маме, какая попытка взаимопонимания... Пирог давай - и можешь валить . Конечно, такое дите много бы отдало за то, чтобы узнать какое-нибудь "волшебное слово", которое не как "спасибо" и "пожалуйста", а которое СТОПРОЦЕНТНО обеспечит принесение мамой пирога в любое время суток по моему первому визгу! Нормальный скотский подход. Только как-то от него коробит. Особенно в исполнении людей, называющих себя верующими. Чтобы с тобой ничего не случилось, надо носить пояс с молитвой Конечно, в том, чтобы носить пояс с молитвой, нет ничего плохого. Как напоминание о том, что мы уповаем на Бога и обращаемся к Нему за помощью и защитой, и что Бог нас хранит. Но, к сожалению, нередко отношение к поясу не как к символу исповедания веры в Божие покровительство, а как аналог охранного "оберега", который "работает" сам по себе. Пришло такое восприятие из язычества. В очень многих древних религиях символом охраны от нечистой силы был круг. А круг, украшенный специальными магическими знаками - это усиленная защита. Пояса-обереги носили и русские язычники, и некоторые северные народы, и некоторые племена американских индейцев. Это - распространенная практика. Христианский "охранный пояс-оберег" - это нонсенс. Христианина бережет Бог, а не кусок тряпки с вышитыми буквами. И ослабляет христианин эту защиту, когда ослабляет связь с Богом, отходит от Него, совершая грех. Восстановить эту связь можно только через осознание греха, покаяние, изменение своей жизни, а механически надетая полоса со словами молитвы не защитит нас от бесов, если мы этим бесам добровольно вручаем свою волю через собственные злые слова и дела, если в мыслях у нас злоба, обида, ненависть, а не молитва. Хотя бы одна. Хотя бы та, что написана на поясе. Подобное отношение распространено и к другим святыням (ладанкам с камушками, маслом и другими веществами со святых мест, освященным медальонам, огаркам свечей с могил святых и т.д.), которые являются именно святынями, священными символами, инструментами, помогающими нам поднять свое сознание над житейскими заботами, "поднять глаза вверх", осознать себя предстоящими перед Богом. Околоцерковные суеверия же формируются на базе отношения к этим символам как к магическим предметам, содержащим в себе некую волшебную силу, которую можно заставить чисто механически работать на нас, если получить "пульт управления" этой силой - правильное "заклинание". И с помощью таких "оберегов"-святынь в сопровождении тщательно подобранных "заклинаний"-молитв язычники от христианства начинают "воздействовать" на тех, кого по их мнению следует "спасти" или "вразумить", причем "воздействовать" без их ведома и согласия. Такое отношение не просто глупо и бесполезно, оно не имеет отношения к христианству вообще, поскольку противоречит одной из основ христианского учения - уважению к свободе воли. Так что, наверное, нет ничего более вредного и бессмысленного, чем использование в магических ритуалах христианской атрибутики. Поскольку при использовании в магии она совершенно бесполезна (христианство - это не магизм), желаемого результата такие ритуалы не принесут, а вот кощунственным отношением к святыням это является. Если и будет какой результат - то только вред для души того, кто этим собственно занимается. Такой "маг", пытающийся "силой особой молитвы" и расставленных "где надо" свечей навязать свою волю и другим людям, и Богу, уподобляется вору, забравшемуся в дом, владельцы которого хранят все деньги в банке, а в доме установлена сигнализация. То есть, брать нечего, а под суд все равно пойдет. В связи с этими кощунственными колдовскими обрядами возникло много примет наподобие: "Если поставить свечку "за упокой" за живого человека - он умрет", "если свечка упадет - с человеком беда случится", "если подать требу за живого, а он, оказывается, уже умер - на том свете мучится будет". Все это, конечно, глупости. Мучиться будет тот, кто в храме колдует и за живых специально "за упокой" ставит, желая им смерти. А кто просто по ошибке не туда свечку поставил или по незнанию - уж если Бог прощает все глупости, которые мы в жизни творим, неужели думаете, что Он за свечку накажет? Главное - с добрыми помыслами. А уж куда... Если ребенок, которого Вы усыновили, впервые Вас мамой назовет и принесет в подарок свой рисунок, неужели Вы сможете рассердиться на него за то, что он этот рисунок по ошибке вверх ногами держит? 6. Приметы-фетиши. К этой группе относятся различные искусственно изобретенные суеверия. Иногда очень забавные. Хотя забавно уже то, что если все остальные приметы имеют хотя бы какое-то историческое, религиозное или мифологическое происхождение, то эти приметы не основаны ни на чем, кроме необходимости... создать примету! Спрашивается, зачем? Только затем, чтобы снизить тревожность, связанную с какими-то событиями своей жизни, вызывающими у человека сильное волнение. Это - своего рода целая система практик самовнушения. Человек убеждает себя, что какими-то ритуальными действиями, предметами, талисманами, он повышает себе шансы на успех. Успех в том деле, где очень многое зависит от удачи, от случайности. Если человек верующий - тут все просто. Человек молится, просит послать благословения в задуманном деле и далее полагается на волю Божию: "Делай, что должен - и будь что будет". Если человек - последовательный атеист, не верит ни во что сверхъестественное, он не поверит и в то, что пятак в ботинке поможет ему лучше сдать экзамен. Он будет просто учить - сколько успеет, писать шпаргалки, или пытаться понравиться преподавателю, чтобы таким образом повысить свои шансы. Если же человек не осознает полностью своих взглядов на устройство мира, вот тут и начинается самое интересное: изобретение совершенно бессмысленных символических действий, которые непонятно каким образом должны приблизить совершающего их к желанной цели. Если спросить человека, каков физический механизм действия этих ритуалов (то есть, каковы механизмы процесса превращения пятачка из ботинка в пятерку в зачетке?), он не сможет ответить. Но и если спросить, какова их магическая или религиозная основа (откуда взялся этот ритуал, какие народы его практиковали в своей культуре и - главное - по воле каких сверхъестественных сил желаемое должно осуществиться? Если сам по себе обряд не подразумевает действий, приводящих к цели, то кто должен помочь этой цели достигнуть? Какие боги, ангелы, демоны или домовые?), на это ответа тоже не будет. Потому что его попросту нет! Нет ни разумного материалистического объяснения процесса, ни исторической религиозной подоплеки. Эти "приметы" выдуманы на пустом месте. Это в чистом виде "народное творчество". Просто одни люди выдумали некий фетиш для собственного успокоения, другие - с готовностью его подхватили. Это аналогично правилам детской игры: "На эту черту наступать нельзя!", - "Почему нельзя?" - "А потому что игра такая!" Логики в этих фетишах тоже практически нет (кроме разве что иногда ассоциативной, и то - не обязательно), это просто психологические символы, обманки-пустышки, которые человек создает сам для себя. Доходит до того, что у человека могут быть свои собственные, так сказать, "индивидуальные" приметы и суеверия. Базируются они чаще всего на двух-трех случаях случайного совпадения. Причем, человек сам понимает, что это - просто совпадения. Но добровольно "назначает" их на роль "предзнаменований". Потому что испытывает потребность ощущать хотя бы символическую защиту от того, чего боится - опасности, неудачи. Именно поэтому столько различных "примет"-фетишей у детей, испытывающих психологические проблемы и не чувствующих себя защищенными в семье, у студентов (особенно нерадивых), у спортсменов (итог соревнований всегда непредсказуем, как бы ни готовился), у игроков, у преступников и у людей, чья профессия связана с ежедневным риском. В состоянии стресса человеку необходимо верить во что-то очень сильное. И если он базово не очень верит в свои силы, или стоящая перед ним задача явно эти силы может превышать, так что шансы на успех невелики, при этом значимость успеха и его желанность очень велика, человеку необходима хотя бы небольшая надежда на дополнительную поддержку, на какие-то "бонусы". И тогда он придумывает себе "приметы", чтобы хвататься за них, как утопающий за соломинку. Они помогают ему стабилизировать эмоциональное состояние, снизить тревожность. Почему приметы иногда сбываются? Отбросим сейчас варианты случайных совпадений, различных житейских казусов и феномена концентрации внимания и памяти на том, что вписывается в наши убеждения. Это и так всем понятно. Основная опасность различных суеверий и предрассудков состоит в том, что вера в них обладает способностью программировать человека на определенную схему поведения, направленную на подсознательное стремление к ожидаемому. То есть, если мы очень сильно верим в то, что после некого "знамения" с нами непременно произойдут события, которые это "знамение" пророчит - мы эти события к себе "притянем". И никакой мистики в этом нет. Просто наше подсознание, поверив в неотвратимость предсказанных "приметой" событий, уже начало жить так, как если бы эти воображаемые события были реальностью. Наш мозг начал корректировать наше поведение уже внутри этих событий. Нам постоянно предоставляются по меньшей мере несколько вариантов поведения. И, может не всегда это осознавая, мы ежесекундно делаем выбор, как нам поступить. Иногда - осознанно. Иногда - на автомате. Иногда - по шаблону. Так, как привыкли поступать в похожих ситуациях. Но если подсознание убеждено, что воображаемые нами события - реальность, оно начинает из всех предлагаемых возможностей ВСЕГДА выбирать ту, которая повысит шанс предсказанных событий. Иными словами, если мы поверили, что упадем в пропасть, которая находится где-то далеко на востоке, мы на каждой развилке будем машинально сворачивать на восток. И, в конце концов, дойдем до этой пропасти и свалимся в нее. Так глупо? Да, так глупо. Более того, человек, доверяющий свой выбор приметам, уже от осознанного выбора в сущности отказался, он уже живет преимущественно бессознательно. А уж если этому бессознательному дать волю - оно наворотит будьте-нате! Здравого рассуждения у подсознания нет, одни эмоции и физические ощущения. А логика - на уровне компьютерной программы, которая в ответ на просьбу найти невесту, которая любила бы рыбу, была небольшого роста и хорошо плавала, выдает ответ: САМКА ПИНГВИНА. Для нашего подсознания такой вывод - в порядке вещей. Поэтому если уж хотите верить в приметы, не понимая их смысла - верьте только в те, что предвещают хорошее! Не факт, что Ваша жизнь от этого станет лучше, чем была бы вообще без примет, но по крайней мере, вы ее сами себе не испортите . Рейтинг: +30
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Приметы - суеверия или народная мудрость?
Все мы по-разному относимся к "приметам". Кто-то в них верит, кто-то нет, кто-то сам не знает: "не верю, но на всякий случай..." Кто же прав? Давайте, попробуем поближе рассмотреть сей предмет. Не покушаюсь ни на чьи убеждения, но считаю, что вера должна быть осознанной: то есть, если мы во что-то верим, мы должны понимать, во что именно. Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
1.Не выносите мусор вечером.( Ведь можно там встретить хулигана).
2. Посидим на дорожку. (А вдруг что-то забыл взять).
А.С.Пушкин верил в приметы. И это спасло ему жизнь однажды. Дорогу перебежал заяц - к неприятности. Пушкин направлялся из Михайловского в Петербург к Керн на свидание, но дорогу перебежал заяц. Пушкин повернулся и не поехал. Это было в день восстания на Сенатской площади в декабре. И он был бы там непременно. Так он избежал неприятности и творил несколько больше, следуя примете. После он написал произведения- Борис Годунов, Капитанская дочка. Но вот ношение перстня талисмана с сердоликом ему не помогло.
Атеист на это скажет: жизнь ему спасла не вера в приметы, а чистая случайность. Тем более, что это, возможно, был единственный случай в его жизни, когда следование предрассудку действительно от чего-то уберегло поэта. Этого даже для случайного совпадения по теории вероятности маловато. Если слепой стрелок один раз из ста попал в яблочко - это нормально. Это даже мало. Чисто методом тыка можно и больше попасть.
Верующий скажет: Пушкина спас Бог, а не вера в приметы. Таков был Божий замысел - удержать его от участия в событиях на Сенатской площади. И, поскольку Пушкин был подвержен суевериям, Бог послал ему этого зайца - зная, что увидев "дурное предзнаменование" поэт повернет обратно. Потому что Бог с каждым человеком разговаривает именно на том языке, какой этот человек способен услышать и понять на своей теперешней стадии духовного развития. Бог снисходит к нашим слабостям и к нашей греховности, хотя и не поощряет ее. Возможно, на тот момент было важнее удержать Пушкина от поездки, чем воспрепятствовать его суеверию.
И только суеверный фаталист может сказать, что Пушкина спасла вера в приметы. Ведь во всех остальных случаях она не спасла ни Пушкина, ни миллионы других людей. На самом деле в жизни Пушкина было множество удивительных совпадений, "случайностей", то уберегавших его от чего-то, то наоборот, доводивших до беды. Но с приметами и суевериями эти случаи никак не были связаны. Хотя да, он действительно был суеверным. Однако, большинство его действий, основанных на вере в эти предрассудки, ни к чему не приводили.
А что касается слова "примета", то потому и корректно этим словом называть только закономерности, установленные путем наблюдения, а не предрассудки и суеверия, выросшие из предубеждения, а не из наблюдения, действительно, "примета" - это то, что "примечают", а не придумывают, предполагают и фантазируют.
Что касается зайца. С этим животным очень много мифов и символики связано у славян. И не только. Он - и символ культа плодородия (в Европе из весеннего праздника плодородия, где "заяц прыгает по пашне, осеменяя поле" он перекочевал в атрибут христианского праздника в виде пасхального кролика), и олицетворение мужского начала, и... хитрости и находчивости! Да-да, не только трусости, как мы привыкли, а у древних славян заяц считался, пожалуй, еще более хитрым, чем лисица. Ведь заяц, уходя от погони, путает следы, а от охотника или собаки может увернуться в последний момент, сделав резкий скачок в сторону и продолжив бег не снижая темпа, когда кажется, что его уже почти поймали. Во многих культах заяц считался существом нечистым - не вместилищем даже злого духа, а самим воплощенным духом. Это уходит корнями уже совсем в глубокую древность, когда люди поклонялись животным, почитая их спутниками богов. Заяц в их представлении сопровождал Перуна. Именно зайцев приносили ему в жертву чаще всего. Разумеется, принесенный в жертву заяц "не умирал, а переходил в иное состояние". Вот такого зайца, мистического, и опасно было встретить. Вернее, не опасно, а идти дальше нельзя, если он перебежал дорогу. Ведь посланец Перуна таким образом преграждает путь, предупреждая об опасности.
В некоторых местностях "водились зайцы-оборотни" - леший являлся охотнику в образе зайца, чтобы сбить с пути. Если такого зайца-оборотня поймать - его невозможно унести, а когда выпустишь - он исчезает со зловещим хохотом . Но на вид зайца-оборотня от зайца обыкновенного никак не отличить, поэтому на всякий случай опасались любого зайца, ведущего себя не совсем в соответствии с положенной ему по природе осторожностью - например, бросающегося под ноги или перебегающего дорогу, или стоящего столбиком на пне.
Однако, даже во времена Пушкина уже далеко не все были такими суеверными, даже крестьяне. Потому что если куда-то не ехать из-за перебегающего дорогу зайца, то больше половины дел останется несделанными. Зайцы в Псковской области и сейчас есть, до сих пор через дорогу скачут, а уж представляю, сколько их там шныряло в девятнадцатом веке... Не знаю, многие ли сейчас верят в зайца на дороге, но если его игнорируют, то хуже всего это заканчивается для самого зайца, потому что джип, летящий по трассе со скоростью сто восемьдесят - это не тройка с бубенцами, не увернешься .
С огромным удовольствием прочла. Многие приметы не знала - о свечке через плечо, про уборку в день отъезда, про камыши, вьющиеся растения и пояс с молитвой.
Свечи и пояс мне без надобности, а вот уборка перед отъездом - это обязательное действо, пока не заблудилась. :о))
Камыши в доме не люблю, как и вообще все срезанные растения и чучела животных - мне от них не по себе. А вот один угол моего дома полностью обвит лианой и мне это очень нравится, вообще нравятся мохнатые дома. Как-то видела дом, полностью увитый глицинией. Это было во время цветения и смотрелось волшебно - тяжёлые сиреневые гроздья, между которыми улыбаются окошки! :о)))
Про пустые вёдра и порог узнала сравнительно недавно - когда переехала в маленький городок. Раньше и не слышала о таком, чем очень удивляла окружающих - для них это само собой разумеющиеся вещи. :о)) Про порог, кстати, очень интересная история возникновения. Мыли кости?... Я думала, раньше всех сжигали. Мне кажется, это самое лучшее решение. А идеальное - как у тибетцев, но для нас - жутковато. :о))
Я не очень суеверна. Но при отъезде всегда сажусь и мысленно проверяю содержание сумки. :о)))
Мне тоже очень нравятся дома, увитые зеленью! Тем более, что есть множество культурных растений, не только не наносящих вред постройке, но даже способствующих ее сохранности. Есть такие, что влагу от фундамента убирают, есть какие-то ядовитые, защищающие от муравьев и древоточцев. И вообще, на мой взгляд офигенно красиво, когда по каким-то конструкциям вьется зелень!
В разных традициях - по-разному. Где-то мыли кости, где-то сжигали. Я точно не помню ареал распространения тех и других традиций, так что врать не буду... все-таки почти сорок лет с тех пор прошло . Да и не очень меня тогда интересовали географические детали - интереснее содержание . Но после сожжения горшок с пеплом и костями тоже могли зарыть под порог. Во многих русских народных сказках этот обычай находит отражение - кого-нибудь там "в печке сжигают, а горшок с косточками зарывают" - но не там, где положено, а в каком-нибудь "неправильном" месте, из-за чего и весь сыр-бор .
Хороший обычай! Вот только плохо представляю его в условиях Питера... Разве только на крышу высотки положить? Чайки, конечно, постепенно справятся... но каково будет людям, которые в доме живут? Эти твари и так орут по утрам, спать не дают, а тут у них такая вечеринка будет, что, пожалуй, дом разнесут!
Сидя лучше думается? Но это же, наверное, не в шубе, с чемоданом и с ключами в руках, верно? А я просто собираю вещи по списку заранее и проверяю список - не забыл ли чего туда внести. Проверять мысленно перед выходом из дома мне уже бесполезно - если что забыл, все равно вспомню только по дороге... да и фиг с ним! Главное - паспорт, деньги, билеты. Остальное - приложится . Я обычно перед отъездом наоборот по дому хожу - проверяю, все ли везде закрыто и выключено.
Может потому что человеческие конгломераты такого размера по сути своей противоречат природе человека? :о)))
У меня тоже своя мантра, три Дэ называется: дети-деньги-документы. :о))) Правда, в последние годы дети заменились на телефон - они не выдерживают моей активности, а телефон терпит. :о))
Вот дите у меня никогда не терялось! У нас в семье, как у животных - дети за родителями бегают, боясь их потерять, а не наоборот .
К каннибализму в тех культурах, где это принято, отношусь спокойно. Но сам бы не смог - не по этическим соображениям, а по гигиеническим, плюс психологический барьер, конечно. Мы, все-таки, воспитаны иначе. Не смог бы я съесть тело умершего родственника так же спокойно, как пользуюсь его вещами или жильем. Хотя по сути это мало отличается. А для каких-то народов и это покажется диким. Есть островное племя, где дома покойников остаются нетронутыми. Причем, там поддерживают порядок. Но никто в них не живет - дом принадлежит хозяину, это собственность покойника, никто в нем жить не имеет права. Поселиться в доме или взять оттуда какую-то вещь - это осквернение. Нам трудно представить, что квартиру, оставшуюся от умершей бабушки, нельзя ни продать, ни жить в ней - потому что это собственность бабушки, и она принадлежит ей и после смерти . Заходить в эту квартиру, прибираться, ставить цветы - и уходить...
Люди, живущие на грани смерти совершенно неполноценной жизнью в ожидании донора - с одной стороны и тысячи погибших в катастрофах - с другой. У нас не налажена система донорства. Я не помню точно, в какой стране (кажется, в США, Инна поправит, если я не права) система выдачи прав на управление транспортным средством обязывает подписать договор про донорство в случае автокатастрофы. Т.е. при несчастном случае не требуется согласие родственников, умерший по умолчанию становится донором. Это колоссально экономит время, необходимое для трансплантации. Не знаю, пользовались бы спросом парики из волос отошедших в мир иной, а вот, к примеру, сидящие на диализе однозначно спасибо бы сказали!
И насчет трансплантации после смерти - не только в результате автокатастрофы, даже если человек умер от старости и его органы не годятся, у него есть кости, из которых можно делать костные импланты (если они приживутся, то все вещества из живого организма будут в них поступать, произойдет обогащение кальцием, они перестанут быть хрупкими), есть кожа - при обширных ожогах без разницы, насколько она эластична, пойдет любая, было бы много. К тому же, в некоторых случаях нужна временная трансплантация - только чтобы собственные системы могли "отдохнуть", восстановиться и снова "включиться". И есть ведь разница - стоять годами в очереди, неизвестно доживешь или нет, платить колоссальные деньги за донорский орган с черного рынка, осознавая, что, возможно, ты пользуешься плодами чьего-то преступления, или бесплатно (или за небольшую цену) тебе сделают временную трансплантацию от покойника, но зато прямо сейчас.
А препараты из производных продуктов крови, мозга, различных желез? У нас эта фармакология ассоциируется с "фабрикой смерти" Гитлера. И это очень жаль. Ведь можно было бы делать то же самое, не убивая людей, а используя то, что они отдают добровольно после своей смерти. Может быть, мы просто к этому не готовы.
Процесс должен идти через окно Овертона - как это уже случилось со многими понятиями, недопустимыми в прошлом по каким-либо (весьма вероятно, что разумным) причинам. Та же трансплантация в 15-16 веке? Даже если исключить принципиальную невозможность по причине низкого уровня медицины, основная опасность состояла в инфекциях и отсутствии стерильности - на тот момент подобное неприятие было оправдано. Чем оно оправдано сейчас? Предрассудками?...
Если честно, для меня это - тайна. Люди делают квадратные глаза: "Я хочу, чтобы мое тело после смерти оставили в покое!" Или "Я хочу, чтобы меня похоронили целиком!" и "Ужас какой - если мое сердце или печень будет в ком-то!" Причем, люди совершенно разных религиозных взглядов, в том числе атеисты. С чем связано такое неприятие - понятия не имею. Мне кажется это как-то странно. "Все равно мое тело сгниет или сожгут, но никому ничего от него не дам". Собака на сене какая-то...
А я теперь знаю, что кроликам морковку низя..... Вот так ломаются стереотипы((((
Зачем так с кроликами? :о))
Девчёнки! Меня заносит уже! Это другая тема. )))))
Кстати, диабет 2 типа в большинстве случаев спровоцирован употреблением молока.
Ну если логически рассуждать? Природа как задумала? Творить мы с ней можем шо угодно, але ж аукается. :о)))
Кто ж против?
Так оно и есть: у многих во взрослой жизни выработка сычужных ферментов прекращается. Но у меня они есть, а вот ферменты, расщепляющие молекулы спирта вырабатываются только в мизерном количестве, а потому молоко пью, а вот водку ни-ни.
У нас в лесу прикормленные белки чуть по мне не лазят, я их боюсь а они меня ни фига! даже если никакого корма им не предлагаю, всё равно подбегают, мелкие рэкетиры. Если честно, боюсь укусов -- они же все переносят бешенство и прочие гадости.
Мы курам скармливаем отходы от забоя кроликов. Они на зерно уже нехотя смотрят. Недавно петух клюнул палец правой ноги. Больно.....
Тема для ужастика готова.
как технически это делается в обычной жизни, я- не знаю. Может правда при оформлении прав что то тоже дают на подпись. Поскольку слышала, что есть карточки специальные, которые держат вместе с правами, где,как ты и писала говорится о том, что человек с случае своей смерти согласен быть донором органов.... Я права давно получала- как только приехала в Америку- английский тогда был никакой, может меня тоже об этом спрашивала, а я не поняла....
81 дo 86 - каждые 2 года. От 87 и старше, хоть в 120 - каждый год) при обмене DL - Driver Licence любезно справляются, не хотела ли бы я стать донором своих органов в случае аварии со смертельным исходом. Многие соглашаются. Бывали случаи, когда печень, почка начинала жить в другом теле, или сердце сына или дочери начинало биться в другом теле. Теле человека, которого бы не стало очень скоро, если бы не пришла помощь от человека, попавшевшего в смертельную передрягу. Из-за того, что не стало по дикой случайности одного, другой продолжает жизнь с его органами. Люди иногда (когда обе стороны этого хотят) встречаются с родными человека, пожелавшего отдать свои органы.
Знала одного калифорнийца-байкера. У него постоянно отрастала длиннючая и очень густая шевелюра - прямо косы впору плести. Спросила, зечем тебе это надо. А этот курильщик ответил, что он очень переживает за людей, поэтому отращивает свои волосы и просто отдает людям, больным раком, чтобы им сделали парики из его живых волос. Хоть таким образом помочь, если иным не может.
Распушились так, будто тесто из ёмкости убежало. Хорошо, что своевременно со стола убрала. Всё было бы
на столе и, возможно, на полу. Так что, убрать придётся только с подоконника. А так долго стоял букетик!
Ну, а вообще-то, многие свято верят в приметы. Я только верю, что дождь пойдёт обязательно, когда мои кости
мне об этом нашёптывают. Вот, тут всегда наверняка!!!
Прочитала с удовольствием. Спасибо.
В приметы верю скорее по инерции, чем серьёзно. Ещё помню чёрная кошка для меня означала удачу, особенно на экзаменах. А студенческих примет сколько! Пятак под пятку кто ложил когда шёл на экзамен? А вышел из дома первый человек мужчина и если ещё заговорит с тобой, ну вообще "отлично" обеспечено. С какой ноги заходить в аудиторию, одежда - до окончания сессии, т.е. сдавать все экзамены в одном и том же. Пардон, у меня были даже счастливые .... Ну в общем не буду тут говорить что, но работало ! Везло! Или зубрилка была в общем всё без проблем сдавала.
спасибо, Василий за статью, очень познавательно...кстати не знала, что вьющиеся растения не айс,какая то там примета оказЫтся...
всегда нравились заплетенные домики, и сейчас живу в таком, весь хмелем оплетен..в Алматы кстати, очень много даже многоэтажных домов "зеленых", диким виноградом например, оплетенных...
Так все-таки молитва, или присесть?
И опять же, не совсем верный подход к молитве. Молитва произносится не "чтобы ничего не случилось", мы таким образом не гарантируем себя от возможных неприятностей, как прививкой от инфекции. Если вдуматься в слова этой молитвы, становится ясно, что это - ни что иное как наше волеизъявление, заявление о нашем стремлении выходя из дома следовать путем, угодным Богу, избегать искушений и не служить сознательно злу. Конечно, это сводит к минимуму возможные неприятности! Во всяком случае, те, которые мы сами себе устроим, если не будем поступать так, как сказали в этой молитве. А все остальное - в руках Божиих. Если мы доверяемся Его воле, это означает, что мы примем как должное любые обстоятельства, которые будут нам посланы. Если это не так - это не вера, не доверие, а попытка "подстраховаться" одной только собственной волей, произнеся некий "магический" текст. А потом, если все-таки случилось что-то нехорошее, человек говорит: "Вот, я читал молитву перед выходом из дома, и все равно сломал ногу!" Так о чем ты молился? О том, что сатане служить не будешь, что Христу доверяешь. Если вопрос в том, чтобы вернуться домой с целыми ногами, так по-честному так и надо было говорить: "Господи, сохрани меня от перелома ноги!" А то произносить - произносим, а за свои слова не просто не отвечаем, а даже не задумываемся, что именно сказали.
Сейчас работаю в пожарной охране, ещё не все порядки усвоила, но вот у пожарных не принято говорить "последняя смена" ( перед отпуском, например ). Надо говорить "крайняя смена", а почему, никто не может объяснить. Не могу привыкнуть
Оставить свой комментарий