Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Ночь музеев 2019. Гатчина. Часть 4. Дачная столица
Дачная столица
Так называется следующий музей, в который нас привезли. На улице уже совсем темно, глубокая ночь. И никакого освещения - мы в каком-то глухом лесу. Только прожектор перед входом немного освещает дорожку, ведущую к дому. Поэтому единственная наша забота - добраться до освещенного дверного проема и не споткнуться. Снаружи я музей, разумеется, не снимаю - это невозможно, непонятно даже, куда направлять камеру. Вокруг - непроглядная тьма. Но я нашел его фотографию в Интернете. Вот так выглядит историко-бытовой музей "Дачная столица". Дачу эту построил в конце девятнадцатого века архитектор Гольмдорф. Потом ее купил писатель Иванов. И с тех пор она стала излюбленным местом встреч писателей, художников, музыкантов и актеров, отдыхавших на дачах в Сиверской. Что-то вроде "дома творчества" эпохи Серебряного века. В этих стенах бывали Ахматова, Блок, Мережковский, Алексей Толстой, Гиппиус, Репин, Петров-Водкин, Александр Грин, Мамин-Сибиряк, Чехов, Маяковский, Корней Чуковский, Маршак, Майков и многие другие. "Тусовки" у них проходили в основном в центральном зале, обшитом деревом, с потолком на два этажа. Теперь посмотрим, что же там внутри. Большинство дач, которые снимали известные люди, не сохранилось. Да и сама "Дачная столица" выжила благодаря тому, что в ней в советское время был расположен санаторий, а затем - коррекционная школа. Во время войны здание тоже уцелело, так как находилось на оккупированной территории, и его использовали под свои нужды немецкие летчики. И в первом зале мы видим рисунки с изображением этих дач. Теперь рассмотрим экспонаты. Здесь - и мебель, и предметы быта, и фрагменты обстановки дач. Экскурсовод рассказывает, что музей собирали по крупицам, что называется, "всем миром" - жители окрестных домов сами собирали и приносили сотрудникам найденные предметы из разрушенных домов. И после идентификационной экспертизы многие из них занимали место в витринах музея. У Вас на даче есть такая керосиновая лампа? У нас была... Музыкальная шкатулка: Фрагменты печных и каминных изразцов: Различные предметы быта... Такой чемодан и такой фонарь "летучая мышь" у нас на даче тоже был, даже два фонаря - побольше и поменьше . На стене - расписание пригородных поездов... 1875 года . Оно и тогда было "зимним" и "летним". И также его вешали на видном месте, чтобы не опоздать на электричку... тьфу! На паровоз, конечно! Снова обожаемая мною деревянная резьба Гостиная-столовая: И снова ностальгия - круглый стол с кружевной скатертью, которую связала "то ли Дарья Степановна, то ли Варвара Яковлевна", самовар с серебряным чайничком, разнокалиберные тарелки из несуществующих уже сервизов, венские стулья с гнутыми спинками - ну, точно, как у нас на даче! А все почему? Так потому что в девятнадцатом веке, как и сейчас, для дачи покупали специальную мебель и утварь. А в советское время мы везли на дачу старое, когда в городе купили новое... вот на даче и оказалось все это "старье" . Которому, в отличие от покрытой пластиком мебели семидесятых, сносу нет... А вот интересная деталь - ограждение наверху шкафа. В детстве я думал, что это - просто декоративная деталь. Но... со временем понял: это чтобы засунутое на шкаф барахло не рушилось оттуда, когда под окном проходит трамвай! Ну... или ломовой извозчик проезжает . Есть тут и стул с дачи Крамского, и легенда о том, что свою знаменитую картину "Утро в лесу" Шишкин написал именно в Сиверской... ну, ведь он здесь жил и работал! И лес вполне себе похож... Хотя несколько других мест, где останавливался великий художник, оспаривают эту легенду. Кто прав - неизвестно. Но что несколько картин Иван Иванович написал действительно в Сиверской, доподлинно известно - ведь он сам их так и подписал: "Ручей в лесу. Сиверская", "Папоротники в лесу. Сиверская". На такой швейной машинке я в детстве шил... ага, она тоже стояла на даче . А у многих из вас, наверное, тоже такая была? "Зингер"? Ну, или хотя бы чугунная тумбочка от нее где-нибудь в углу стояла, приспособленная под журнальный столик? А примерно такая этажерка из красного дерева благополучно заняла место у нас на кухне. Очень удобно! Правда, ножки пришлось немного подпилить - слишком высокая. Вот это вот - бюст поэта Майкова. А теперь нас приглашают пройти в центральный зал и ждать сюрприза... Мы растерянно озираемся. За столом сидит какой-то человек и пишет. Перед ним стоит чернильница, раскиданы исписанные листки, а возле стола - кучка поленьев. Периодически человек бросает, скомкав, лист бумаги, хватается за топор и колошматит по полену. Он явно чем-то расстроен. Что-то у него не получается, что ли? Мы не успеваем понять, что бы это значило, как открывается одна из боковых дверей, и входит женщина в длинной юбке и соломенной шляпке... - Ах, Алексей Николаевич, что Вы опять такой шум подняли? Вон, люди уже сбежались, думают, наверное, пожар! - она обводит рукой присутствующих. Мы постепенно начинаем понимать, что стали зрителями какого-то, вероятно интерактивного, спектакля. И ждем, что будет дальше. А дальше действительно в зале начинают появляться все новые персонажи - Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский... В общем, идет обычная дачная жизнь! Небольшие кусочки я заснял. Фотографий, увы, почти нет - актеры постоянно двигались, а освещение было слабеньким, поэтому все фото получились смазаны. И, наконец, становится ясно, зачем Алексей Николаевич рубил поленья... Мережковский призывает нас на помощь гению! И мы все "участвуем в написании нового (весьма необычного!) романа": За "удачную подсказку" персонажей или сюжета, которую автор "решил использовать", тому, кто ответил первым, вручают маленький сувенир - "золотой ключик". Нам тоже достается два таких ключа - с голубой ленточкой и с розовой. Уже дома, рассматривая сувениры, мы понимаем, что это - не заводская штамповка. Они, кажется, выпилены лобзиком. А главное - каждый ключик вручную покрашен бронзовкой... Видно по потекам и проплешинам местами на стыках. Это ведь кто-то сидел и специально этим занимался! Гостей было много, вопросов - тоже. И призов должно было хватить на каждую группу туристов (человек по тридцать каждые полчаса с шести вечера до трех часов ночи). И для каждой группы снова играли тот же спектакль! Но больше всего всем приглянулась маленькая актриса, сидевшая на руках у "Зинаиды Гиппиус". Сначала мы подумали, что это - очень реалистичная капроновая собачка. Но оказалось - живая! Я не разбираюсь в породах, мне сказали, что это - карликовый шпиц. Так вот, она не только спокойно все это время сидела на руках у хозяйки, но по окончании спектакля ее дали всем желающим погладить и подержать на руках. И собачка не возражала! Сказали, что она - тоже актриса и обожает внимание публики . А мы переходим в следующий зал, чтобы посмотреть выставку детских рисунков. Выставка посвящена в основном генералу Витгенштейну (отцу одного из декабристов), поместье которого тоже было в здешних местах - в Дружноселье. Многие работы выполнены детьми из коррекционной школы-интерната, располагавшейся в этом здании в советское время. Затем для коррекционной школы было построено новое здание, а на даче Гольмдорфа по инициативе директора школы был устроен музей. Кстати, несмотря на то, что авторы некоторых рисунков - дети не совсем здоровые, все работы, по-моему, просто великолепны! В основном на них изображен сам генерал. Иногда - Стефания Вингенштейн, его невестка. Она прожила всего двадцать два года, умерла от чахотки. В память о ней ее муж возвел в Дружноселье костел по проекту Александра Брюллова (старшего брата Карла Брюллова). И на выходе замечаем кое-что еще... Ну, как тут можно пройти мимо и не порыться?! Мы нашли себе роман Луи Буссенара и томик Мельникова-Печерского... там было еще много хорошего, но взять больше одной книги на рыло нам совесть не позволила - все-таки, желающих много. Выходим из музея с ощущением чуда... вообще само по себе чудо - музей среди леса, где, казалось бы, должны быть только участки садоводов, да фермы какие-нибудь... И вдруг - такой культурный центр! Разумеется, на свой автобус мы опять опоздали. Следующий будет минут через двадцать, но вырисовывается еще одна проблема: опоздали не только мы, плюс подтягивается к автобусу следующая группа туристов... В общем, становится ясно, что поместятся не все. Кроме того, мы уже поняли, что большинство здесь - гатчинцы, и некоторые предпочитают в это время уже закончить прогулку и вернуться домой. Поэтому из автобусов выходят не все, едут до самой Гатчины... Но не зря мы заходили к преподобной Марии! Нам невероятно везет: именно сейчас, именно в этот музей заезжала на своем автобусе администрация. И они собираются дальше: - Мы сейчас в следующий музей первого маршрута. Кто с нами? Только у нас большой автобус, он до самого музея не доедет, там немного придется пройти. Конечно, мы едем с ними! И снова - дорога. Сначала шоссе. Потом - проселочная. Потом - и вовсе какая-то звериная тропа, по которой автобус продирается сквозь зеленый туннель, ветки скребут по обшивке и с боков, и сверху, нас качает и подбрасывает на ухабах, вокруг темнота, свет - только от нашего автобуса... Куда же мы забрались на этот раз? Продолжение следует: http://www.myjulia.ru/article/793989/ Рейтинг: +7
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Ночь музеев 2019. Гатчина. Часть 4. Дачная столица Ночь музеев 2019
Дачная столица Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Ночь музеев 2019. Гатчина. Часть 6. Арап, Лукоморье и картофельный экспериментНочь музеев 2019. Гатчина. Часть 5. Домик няни Ночь музеев 2019. Гатчина. Часть 3. Дом-музей Шварца Ночь музеев 2019. Гатчина. Часть 2. Музей-усадьба Набокова Ночь музеев 2019. Гатчина. Часть 1. Преподобная Мария Гатчинская и рыцари Мальтийского ордена. Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Прочитала, и осознала, частично и я из старой эпохи... В моем детстве дома, а не даче, были:
- керосиновая лампа (жила я на частном секторе, и у нас очень часто отключалось электричество);
- швейная машинка (кстати, эти зингеры и сейчас еще используются, и шьют очень даже хорошо);
- самовар (правда электрический. Не знаю почему, но папе чай из самовара нравился больше, чем из чайника. Никогда не могла понять, чем кипяток из электросамовара отличается от кипятка из электрочайника. Но так вот уж было...)
А дома у нас в моем детстве был настоящий самовар, с углями который. И это было очень удобно, потому что в коммуналке плита всегда занята, а самовар - это возможность вскипятить чаю прямо в комнате. Зимой, правда, проблематично. А вот летом выставляли его на подоконник и открывали окно.
все верно, к удобствам мы все привыкаем быстро.
Оставить свой комментарий