Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Семейный лагерь
Я не знал, в каком разделе разместить эту статью: путешествия, психология, дети, религия или культура. Поэтому опубликовал в дневнике. Для удобства делю ее на несколько частей. Те, кому неинтересны рассуждения на темы психологии, педагогики и религии без иллюстраций, могут сразу начинать со второй части - репортаж с места событий, а также основной объем фото и видео начинается только там .
1. Дети в православной семье. Какие они? В эти выходные нас пригласили в православный семейный лагерь. Это - ежегодное мероприятие, организуемое нашим священником и его женой. Несколько семей с детьми поселяются на неделю в монастырской гостинице на берегу озера (не бесплатно, разумеется, но если сравнить с другими подобными кемпингами и турбазами в этих местах, то цена смешная - 16 тысяч за одного взрослого человека и 4000 за ребенка. За весь период. При этом трехразовое питание включено ). Размеры гостиницы позволяют принять всего несколько семей, но как считают о.Константин и матушка Елизавета, это даже лучше - для создания теплой семейной атмосферы. Основная задача акции - дать возможность супругам побыть вместе наедине, обсудить какие-то проблемы, также пообщаться со своими детьми в спокойной обстановке отдыха и релаксации. В программу входят различные психологические тренинги (с семьями работает профессиональный психолог, задача - научиться разговаривать между собой и контактировать с детьми, научиться вместе проводить время так, чтобы права каждого члена семьи учитывались, при этом никто не исполнял бы роль "диктатора" или "жертвы"), беседы, лекции, квесты для детей и взрослых, духовная составляющая, поскольку все семьи православные (посещение храма, беседы со священником) и культурная программа - экскурсии, увеселительные мероприятия. Вот нас пригласили как раз в качестве увеселения - концертная программа в формате "песни у костра". То есть, предполагалось, что мы не просто дадим концерт часика на полтора, но заведем аудиторию и заразим желанием повеселиться и попеть под гитару всем вместе. Признаться, мы сначала побаивались. Так как предполагали встретить большое количество неадекватных семей на грани развала (а в каком еще случае у нас люди обращаются к психологу?) с забитыми, либо наоборот неуправляемыми детьми. И нам предстоит перед ними не просто выступать, а еще и общаться с ними... У многодетных семей редко бывают лишние деньги. Так что если они решили заплатить за недельное мероприятие - не иначе как совсем уж приперло! Наверняка это люди с большими сложностями в отношениях (и наверняка не только друг с другом, но вообще со всем миром), которые в силу религиозных убеждений или каких-то других причин не могут пойти и просто подать на развод, поделив детей, а пытаются из последних сил удержать то, что уже по сути давно рухнуло... Так мы думали сначала, но, к счастью, ошиблись. Как нам сказали организаторы, "в среднем - по два ребенка в семье". То есть, где-то - один, а где-то - три или даже шесть. Первое, что бросилось в глаза: все эти люди слушают и СЛЫШАТ друг друга, своих детей и окружающих. Они грамотно выражают свои эмоции, с легкостью принимают ту форму общения, которая устраивает собеседника (не знаю, как они поступают в случае перехода границ, к счастью, мы ничье личное пространство не нарушили, но думаю, что тоже вполне адекватно). Дети - свободны, раскованы, при этом держатся в рамках допустимого, охотно идут на контакт, но не навязываются взрослым, не пытаются взять на себя все внимание любой ценой. Мы были приятно удивлены, поняв, что в этих семьях, в принципе, и так все не просто хорошо, а многим это покажется недостижимым идеалом отношений. Но эти люди не останавливаются на достигнутом, они хотят, чтобы было еще лучше. Еще больше взаимопонимания, еще более продуктивно организовано внутрисемейное общение, хотят решить какие-то мелкие неурядицы и недопонимания. Большинство детей было от двух до пяти лет. При этом совершенно не создавалось ощущения "цыганского табора", как это иногда можно наблюдать в детских поликлиниках или других детских учреждениях - когда слетевшие с катушек дети визжат, как сумасшедшие, носятся, сшибая все на своем пути, а нервные замученные мамаши безуспешно пытаются их не то что призвать к порядку, а хотя бы механически поймать. Родители постоянно общались и между собой, и с детьми. Причем, отцы принимали в этом участие не меньше, чем матери. Дети здесь - полноправные члены общества. Их интересам уделяется не меньше внимания, чем "важным взрослым делам". Ни разу не видел, чтобы кто-то одергивал ребенка, публично отчитывал его или пытался насильно накормить. Детей всегда слышат. Нет такой картины, когда ребенок дергает маму за юбку, пытаясь привлечь ее внимание, а мама раздраженно отмахивается - мол, это все ерунда, вот мне тут посуду надо мыть или в Интернете что-то важное посмотреть. Нет, при этом никто детей не балует и не носится с ними, как курица с яйцом, реагируя на каждый их чих, как на всемирную катастрофу. Внимания они получают столько же, сколько и остальные члены семьи. Игры с детьми здесь - такое же серьезное дело, как любое другое. И взрослые, играя, честно соблюдают правила игры. И не позволяют нарушать их детям. То есть, взаимодействие идет на равных. Я увидел то, о чем раньше как-то даже не задумывался. То есть, со своим ребенком у нас такой контакт был, что называется, по умолчанию. Но я не знал, правильно ли это, просто нам казалось, что у нас ребенок такой, что с ним так можно... ну, повезло нам просто. А ведь часто даже в благополучных, неконфликтных семьях как бывает? Ну, играет взрослый с ребенком. Но сразу читается, что это взрослый снисходит до интересов ребенка, что на самом деле взрослому не важна игра. Он может наплевать на правила, а может высмеять ребенка, пытающегося сжульничать, либо сделать вид, что "не замечает" жульничества. А здесь мама совершенно серьезно говорит четырехлетнему карапузу: "Если ты еще раз так сделаешь, я заберу у тебя дополнительную карточку. Ты уже второй раз нарушаешь правила. Так нечестно. Победа должна доставаться по праву, а не потому что схитрил". И ребенок прислушивается. И не обижается, не капризничает. Вообще основное общее правило в этих семьях - детей безоговорочно уважают. Их никто не пытается унизить или принизить их значимость. К ним не относятся снисходительно-свысока. Ребенок для родителей - полноправная личность, а не объект приложения своих воспитательских сил. Родители детей не "развивают", не "выращивают" и не "учат уму-разуму". Они взаимодействуют, общаются, учатся и развиваются вместе с ними. Они не стыдятся о чем-то спросить в присутствии детей, если этого не знают, не стесняются сказать своим детям, что чего-то не знают. Когда дочка задала маме вопрос относительно нашего инструмента, мама честно сказала, что не знает и предложила спросить у нас. Мы, конечно, с готовностью все объяснили. Дети, даже маленькие, умеют контактировать с другими взрослыми не только через родителей. Если их что-то интересует, они могут сами подойти и спросить, причем делают это вежливо и не навязываясь - если взрослый занят, они ждут, когда он освободится. Не только подростки (которых было мало), но и малыши ведут себя свободно, но с достоинством. Видно, что они привыкли к адекватным взаимоотношениям. Они уважают окружающих и ждут уважения к себе. Еще одна вещь резко отличает эти семьи от большинства семей, которые мы имеем возможность наблюдать со стороны. Я даже не сразу понял, что это. А потом: да, НИКТО и НИКОГДА не СТЫДИТСЯ своих детей. Наверняка ведь все слышали, как мамы говорят своим детям: "Ты так себя ведешь, что мне за тебя стыдно!" Или не говорят, но по их поведению видно, что они именно так чувствуют. Стесняются своего ребенка перед посторонними. Первична в этом случае не забота о ребенке, а собственное чувство вины и стыда: "У меня такой невоспитанный (шумный, капризный, неряшливый) ребенок! Что обо мне подумают окружающие? Подумают, что я - плохая мать!" Эти мысли читаются мгновенно. Причем, в первую очередь они читаются самим ребенком. И у него стремительно падает самооценка. Он ощущает себя изгоем. Он позорит свою мать, он - "неправильный", "некачественный", "недоделанный". И потом у человека вырастает огромное чувство собственной ущербности. Он может решать эту проблему по-разному - кто-то отчаивается и уныло опускает руки, довольствуясь всем "второсортным" - начиная от профессии и заканчивая человеческими отношениями. Кто-то, наоборот, "рвется из сил, из всех сухожилий", чтобы "доказать" всему миру, что он чего-то стОит. Становится перфекционистом, вечно недовольным ни собой, ни тем, что имеет. Кого-то это приводит к противопоставлению себя всему миру: "Да, я неправильный, и ешьте меня с маслом! Что хочу - то и ворочу! Я - отрицательный герой, так что оставьте меня в покое". Но и то, и другое, и третье - нездоровый путь развития личности. Здесь же упор делается не на внешнее, а на внутреннее. Неважно, что подумают о ребенке или обо мне окружающие. Важно другое: хорош или плох поступок ребенка объективно. Нарушает ли он чьи-то права, приводит ли он к опасным последствиям. А что как выглядит и кто что подумает - вообще последнее дело. Может быть, поэтому среди детей совершенно нет ни зашуганно-испуганных, ни развязно-кривляющихся. Они все ведут себя естественно и в соответствии со своим возрастом и темпераментом. И всегда слышат, когда к ним обращаются. Способны на диалог. Вообще создается ощущение всеобщей гармонии и уравновешенности. Еще одно дополнительное сведение о семье о.Константина: никто из его шестерых детей не посещал и не посещает детский сад и школу. Все дети - на домашнем обучении и воспитании. Предваряя возможные вопросы: качество образования позволило двум старшим дочерям с первого раза поступить в университет на бюджетные отделения. Все дети прекрасно социализированы, легко общаются со взрослыми и прекрасно находят общий язык со сверстниками. Вопреки расхожему мнению, школа и детский сад - не единственное место, где дети могут научиться адаптироваться в обществе. Существуют творческие студии, спортивные секции, различные объединения для детского творчества. Наконец, общение во дворе. Родители часто путешествуют и берут детей с собой. Мне особенно по душе средняя дочка (в силу особенностей личности - близкий мне типаж). Очень рассудительная, при этом живая, творчески активная девочка одиннадцати лет. С задатками лидера, хорошими организаторскими и коммуникативными способностями. Владеет двумя языками - французским и английским. Причем, пишет песни на этих языках. Учится музыке, занимается в детской театральной студии. И, конечно, принимает участие во всех проектах родителей. Я бы, честно говоря, не рискнул не отдавать своего ребенка в среднюю школу. Но, во-первых, когда в семье один ребенок - это действительно грозит отставанием в социализации. Во-вторых, я не уверен, что смог бы самостоятельно обеспечить ему достойный уровень образования. Особенно в сфере точных наук. Я в физике и математике сам не силен, а в химии - так и вовсе полный дуб... Нанять же столько учителей по разным предметам мне не по карману. Но в семье о.Константина все проблемы решаются по мере их возникновения - эти люди полностью полагаются на Бога. Они начинают дело, а там уже - как Господь управит. И Господь управляет. В нужное время появляется или нужная сумма денег, или люди, готовые помочь бесплатно... И все выходит в результате наилучшим образом. Мне о такой вере - только мечтать. У нас ведь как? Если не распланировано все лет на десять-пятнадцать вперед, если нет гарантий (или того, что нам кажется гарантиями) для обеспечения этих планов, мы чаще всего с места не сдвинемся. В общем, мало кто из нас способен "отправиться в Париж с пятью экю в кармане" - в неизвестность. Один - еще ладно, а вот с кучей детей и зарплатой ниже среднего... Отец Константин и матушка Лиза - решаются. Живя по принципу "будет день - и будет пища". И каждый раз побеждают. Конечно, они оба работают. Но у них нет стабильного постоянного дохода в таком размере, чтобы быть уверенными - все начатые дела будут иметь гарантированное материальное обеспечение. Полагаются на волю Божию. Вставай - и иди. Бери - и делай. Что должен. И будь - что будет. Этот проект, кстати, не приносит им никакого дохода. Участники лагеря оплачивают только себестоимость - проживание в гостинице, питание, сопутствующие расходы (централизованно заказанные экскурсии, дрова для костра и т.д.). Работа организаторов и участвующих в процессе специалистов не оплачивается - все на общественных началах, так сказать. Остальные дети тоже производят очень приятное впечатление. Ни в ком из них нет нарочитой демонстративности. То есть, есть дети артистического склада, но они это проявляют адекватно и открыто, не пытаясь получить внимание силой, при помощи манипуляций. Никто не пытается "занять собой все пространство". Ни из детей, ни из взрослых. И никто не сидит, зажавшись в угол, как бедный родственник. В общем, хотя у нас, конечно, и раньше были в друзьях единоверцы с детьми, но мы впервые увидели такое количество православных семей одновременно и на длительном промежутке времени (часовое занятие в воскресной школе или присутствие на двухчасовом празднике, где в основном все сидят в зале и смотрят на сцену - не в счет). Мы видели, конечно, семью о.Константина, но полагали, что это - исключение. У нас, как и у большинства, было некоторое количество стереотипных представлений о том, что такое в наше время - православная многодетная семья. К тому же, был один отрицательный опыт - семья хипповского толка с не совсем адекватной, витающей в облаках мамой, устранившимся от ответственности отцом и неухоженными, совершенно невоспитанными проблемными детьми, растущими, как трава. А тут мы увидели, что православная семья - это необязательно полусумасшедшие хиппи, необязательно ряженые славянофилы в лаптях и сарафанах (и такое тоже есть, причем в храме они всегда занимают центральное место - вероятно, думают, что это подиум для демонстрации нарядов) и необязательно сектантского толка мизантропы, замкнутые, завернутые в черные балахоны, с забитыми сутулыми детьми, с малолетства усвоившими эту извращенную, но одобряемую родителями манеру поведения, называемую почему-то "смирением", хотя к подлинному христианскому смирению этот цирк не имеет никакого отношения. Так вот, здесь мы просто душой отдохнули. Не зря народная мудрость гласит: "Каков поп - таков и приход". 2. Озеро, гостиница и храм Ну, а теперь по порядку о нашем путешествии. Единственное неудобство - это расположение лагеря. Туда ничего не ходит из общественного транспорта. Добраться можно только на машине. Ну... многие из поселка на мопедах ездят. Мы доехали на электричке до станции Каннельярви, где нас встретили на машине. Приехали мы днем, до концерта оставалось еще прилично времени, поэтому, бросив вещи в номере, мы сразу же отправились на озеро. Гостиница, кстати, расположена так, что окна всех номеров выходят на озеро. Из каждого номера на первом этаже есть отдельный выход на террасу перед гостиницей. Так что дети могут спокойно гулять на улице, а родители из окон не просто их видят, а могут оперативно к ним подбежать, если потребуется помощь. До озера - минуты две-три спокойным шагом. То есть, с одной стороны - очень близко, с другой - не настолько, чтобы маленький ребенок, гуляющий у гостиницы, мог случайно туда свалиться. Берег, кстати, пологий, до глубины идти более десяти метров. Но есть также мостки, с которых, разбежавшись, можно нырнуть прямо в озеро - там уже достаточная глубина. Вид со стороны гостиницы на озеро: Вид от гостиницы в сторону храма: При температуре больше тридцати градусов купаться - одно удовольствие! После купания мы решили пойти на вечернюю службу в ближайший храм... К сожалению, сфотографировать все изнутри не было возможности (на это надо спрашивать благословения, а мы уже не успевали - как только закончилась служба, нам уже надо было бежать, чтобы успеть на концерт, который без нас не начнется ). Но контрабандой все-таки сфотографировали правый придел - в тот момент, когда там никого не было. Весь остальной храм расписан внутри в том же стиле, сплошняком, до самого купола! Красота невероятная! Ощущение сказочности, праздничности. Я, грешным делом, не люблю все эти темные старинные храмы с потемневшим деревом, крошечными окнами и вечным полумраком, в котором лишь огоньки свечей мерцают. Понимаю, что для многих в этом есть свое очарование, но... не мое! А вот такое оформление мне очень даже нравится. Христианство - религия радостная, так что ж ее оформлять в унылых мрачных тонах? Вид с территории храма и с крыльца: После вечерней спешим обратно в гостиницу. Наш путь - вдоль монастырской стены. А с другой стороны дороги - вот что. Из лесов и полей в сторону монастыря двигается странное существо... Не иначе, тоже паломник. Я сперва принял за ящерку - по размеру похоже, опять же голова, хвост... Но удивило, что ящерки обычно очень быстрые, а это - ползет не спеша, размеренно. Пригляделся... Как вы думаете, что это? Оно сантиметров десять-двенадцать в длину. Гитару у нас уже "приватизировали" (с нашего разрешения, разумеется) - обожаемая мною Иустина, ей надо потренироваться, потому что она, оказывается, тоже будет выступать. Правда, нашу гитару она потом забраковала - тяжело на ней играть, да и звучит как-то не так... Действительно, инструмент большой, концертный, струны металлические - режут пальцы. К счастью, наша гитара оказалась не единственной в лагере. Перед концертом нас приглашают на ужин. Говорят, что на костре будет только хлеб и картошка (многие родители придерживаются здорового питания, считают, что шашлык и копченые сосиски - неподходящая пища для детей). Поэтому надо поесть заранее. Сразу скажу: все невероятно вкусно! Готовят и обслуживают два молодых парня. Не спросил, кто это. Может, послушники. Может, наемные сотрудники. Во всяком случае, одеты они в светское, не в рясу. Продукты очень свежие и чувствуется, что натуральные, обалденного качества. Потом мы узнаем, что это действительно так: у монастыря есть подсобное хозяйство. И мясо, и овощи - свои. Просят не бросать бумажки в ведро с пищевыми отходами, потому что их потом отдадут свинкам. Но вот для меня загадка: что за животное подавали нам на ужин? Это был нежнейший кусок грудки на ребрышках. По строению похоже на курицу, но не курица... Во-первых, крупнее. Во-вторых, очень яркий приятный вкус. Как будто дичь какая-то. Но при этом мясо очень нежное, не жесткое, как бывает у глухаря или дикого зайца. И вкус этот - незнакомый. Я такого никогда не пробовал. Это явно не утка, не гусь и не кролик. Через некоторое время вспоминаю, что где-то здесь при монастыре имеется страусиная ферма... Расстояния тут большие, так что страусов мы не видели. Но, может, нам подали страусятину? Очень хочется думать, что попробовал мясо страуса! 3. Костер и концерт Около восьми вечера на специально подготовленной площадке запалили костер. Мужики увлеченно рубят дрова. Получается не у всех, но все стараются. Я дрова колоть не пошел, отшутившись, что, мол, "мы - не базис, а надстройка". На самом деле просто не хочу сбивать дыхание перед концертом. Тем более, что петь у костра, от которого дым валит - не слишком простая задача. То есть, помурлыкать что-то под перебор можно, но нам-то предстоит звук давать на зал. Радиус расположения зрителей большой, открытое пространство, плюс шумновато - на озере кто-то купается, оттуда доносятся плеск и крики. В общем, пришлось отказать себе в удовольствии помахать топориком. Записи концерта у нас, разумеется, нет. Но все получилось удачно, примерно через час люди начали подпевать (думаю, они могли бы и раньше, если бы нас не заявили как музыкальную группу, дающую концерт. Потому что народ воспитанный, они привыкли на концерте слушать, а не орать, сбивая исполнителей). А потом уже появилась вторая гитара, которую передавали от семьи к семье. Некоторые пели очень хорошо. И, кстати, я понял, чем в сознании большинства людей отличается профессиональное исполнение от любительского: вовсе не профессионализмом! Например, одна девушка пела намного лучше нас. И пела, и играла. У нее аккомпанемент был интереснее, со сложными аккордами. И диапазон голоса больше. Причем, очень красиво, чисто она пела. Но не произвела такого впечатления, потому что сидела скромно в уголочке, тихонечко перебирала струны и напевала себе под нос с сосредоточенным видом. Большая часть зрителей ее вообще не услышала - слышно было только тем, кто сидел рядом. И ее не очень-то слушали. Хотя мне казалось - можно ведь подойти поближе, замолчать и прислушаться. Поет-то хорошо. Но... потом понял - все дело в качестве инструмента, в громкости и в артистической подаче. Когда ты ведешь себя как "звезда" - тебя и воспринимают соответственно. Подсознание никто не отменял. А у девочки была простенькая гитара с синтетическими струнами и держалась она не очень уверенно. Видно, не часто ей приходилось выступать перед таким количеством малознакомых людей. Так что... совет начинающим исполнителям: если хотите произвести фурор, не бойтесь слажать, просто орите громко, эмоционально, общайтесь с залом, ведите себя нагло, уверенно - так, будто вы "звезды" мировой величины, которые привыкли к тому, что зал встречает громом аплодисментов и просит автограф . К сожалению, у меня разряжался фотоаппарат, и я не смог заснять многие по-настоящему достойные выступления. Да и не знаю, хотели бы эти люди, чтобы эти записи были выложены в сеть. Все-таки, они не на камеру пели, а так, для себя, для друзей. Но вот выступление Иустины я записал. Знаю, что эта девочка всегда с готовностью работает на камеру и привыкла, что ее снимают. Впрочем, сама она тоже всегда все снимает при любой возможности и делает собственные проекты . А потом Иустина спела песню собственного сочинения. Не все взрослые поняли, в чем тут кайф... но я-то понимаю, что в ее голове эта музыка звучит совсем иначе. И я даже примерно представляю, как. Просто, увы, музыкальные возможности ограничены гитарой. А ей бы полноценную рок-группу - микрофон, электро, кливиши, да ударную установку! Вот тогда Устинька дала бы жару! Между прочим, кто-то из детей детсадовского возраста пытался ей подыграть на губной гармошке... И даже попадал в такт! Потом Иустина пыталась петь Высоцкого, и мы с готовностью помогали, но, к сожалению, не нашли подходящий ритм. Оно и понятно: не все песни Высоцкого вообще предназначены для хорового исполнения. Потом нас ожидал приятный сюрприз: оказывается, днем некоторые папы рыбачили на озере. И теперь нас всех угощают свежайшими щуками, запеченными в фольге на углях! Это - что-то невероятное. Вкус детства и юности. У нас ведь тоже когда-то была дача на Карельском перешейке. И озеро пахнет так же, как у нас в Лемболово... А потом... потом произошло настоящее чудо! Дело в том, что я ведь распечатал тексты известных песен, чтобы люди могли подпевать (обычно мало кто полностью знает слова даже тех песен, что на слуху). Как только взрослые напелись и побросали листочки с текстом, они тут же оказались у детей... Сначала на коврике мурлыкали только две-три девочки. Потом к ним присоединилось несколько младших детей. А уж когда к делу подключилась Иустина - тут началась настоящая репетиция! Признаться, я думал, что дети просто играют, для себя. Ну... в музыкальную школу, что ли. Потому что Иустина очень серьезно вела занятия, распределяла роли, голоса, указывала на недочеты и показывала, как надо петь... Она все-таки среди них - старшая. С каждым разом получалось все лучше: В общем, через полчаса Иустина объявила, что сейчас будет еще один концерт. Дети вышли на середину, построились в два ряда и спели аж три песни, которые некоторые из этих детей услышали впервые - сегодня! Все-таки, фильмы - не из их детства... Но им так понравилось, что они за полчаса выучили мелодию! Иустина дирижировала и показывала, где вступать. Конечно, были некоторые накладки... Девочка немного расстроилась, и мы пытались ее успокоить, объясняя, что задачу она себе поставила слишком сложную, чтобы все сразу вышло идеально. На самом деле это действительно выглядело волшебно. А главное - дети все это сделали абсолютно самостоятельно. Да, забыл сказать: компания у нас была многонациональная. Тут были семьи не только из других городов, но из Белоруссии, Украины, кто-то - из Прибалтики. И вот дети сразу между собой не просто договорились, а тут же начали совместную работу и выдали результат. Причем, надо было видеть, как они упорно репетировали! Это была не игра, а именно совместная серьезная работа - увлеченная, творческая, с преодолением трудностей. Поучиться бы взрослым такому стремлению к сотрудничеству! Наши страны не просто перестали бы бедствовать, а заняли бы стабильные первые места в мировой экономике. Вообще, глядя на этих детей, понимаешь: надежда есть. Будущее поколение не потеряно. Наша задача - только не испортить их. Не обломать им крылья своим нытьем, разочарованием, недовольством жизнью и циничным: "Ты еще маленький, вырастешь - поймешь!" Все они уже поняли. Они поняли главное: надо вместе работать, а не воевать. Надо наплевать на свои амбиции ради общего дела. Надо не показывать себя любой ценой, а стараться сделать так, чтобы хорошо было всем. 4. Ночь над озером и утреннее купание Вечер закончился, одни взрослые повели маленьких детей укладывать спать. Да дети и сами уже клевали носом. Другие остались прибраться и затушить костер. Нас позвали продолжить концерт в трапезной - в камерном формате, уже только для наиболее стойких взрослых. И тут я увидел, что несколько девушек помогают сотрудникам отеля мыть посуду. И с ними - Иустина. Нет, ее никто не заставлял. Просто она знает, что уже достаточно взрослая, чтобы помогать в делах. Она вообще всегда старается заметить, где кому-то нужна ее помощь, и предлагает. Но при этом не навязывается, если от помощи отказываются. Удивительный ребенок! Над озером опустилась ночь. Уже "Белая". Велик соблазн пойти еще раз искупаться, но завтра утром мы хотим пойти на Литургию, а она начинается в девять. Так что пойдем мы лучше спать. Тем более, что нас в трапезной еще раз накормили. Купаться мы идем в семь утра. Озеро безлюдно и трепещет расплавленным золотом в лучах утреннего солнца. Жары еще нет, легкий ветерок высушивает без полотенца. А главное... нет комаров! Ведь именно они в основном вчера прогнали нас от костра до полуночи. Я подозревал нечто подобное, еще когда увидел скульптуру на монастырской ограде. Художник явно выстрадал это произведение с ножовочными полотнами вместо крыльев и хоботком из арматуры... я всегда знал - вот оно, истинное лицо карельского комара! Они на самом деле такие, только притворяются маленькими и нестрашными... А когда мы вчера бежали к трапезной, сопровождаемые звенящей серой тучей, я думал, что если чуть замешкаться, то будет как в фильмах Хичкока: налетели, облепили, подняли в воздух, а потом в траву упал обглоданный скелет. И знаете, мы только-только успели захлопнуть дверь-стеклопакет, а они ломились толпой в стеклянные стены! Могли бы - пробили бы стекло . Там была еще одна скульптура, мы никак не могли понять, что это. Но дети без всяких сомнений опознали в портрете мышь! Я так и не понял: мышь едет на тракторе, или мышь сама - трактор... Пока мы были на утренней службе, пошел дождь. Тут же несколько мужчин отправились за машинами, чтобы отвезти женщин и детей. Нам тоже предлагали сесть в машину, но мы решили, что в такую жару пробежаться под легким дождиком - не неудобство, а удовольствие. Если бы нам было во что переодеться перед поездкой в город, то можно было бы и подольше поплескаться, и хорошенько намокнуть. Но... надо успеть высохнуть до трех часов, когда нас повезут обратно на станцию. После обеда в ожидании водителя мы зашли на детскую площадку. На стене - потрясающая фреска. Как я понял, весьма реалистичная. Поэтому нас несколько насторожил так внимательно выписанный персонаж в правом нижнем углу картины... похоже, написан с натуры. О енотах мы имеем некоторое представление, поскольку бывшая сокурсница дочери содержит контактный зоопарк с енотами. Гремлины в сравнении с ними - милейшие безобидные существа. Енот - это дикая кусачая и очень вредная кошка с руками, с ловкостью обезьяны и интеллектом шестилетнего ребенка. Заточенная исключительно на всякие пакости. Причем, это такие изобретательные твари, что нормальному человеку в голову не придет, что еще они могут учудить... А с виду - такие милашки, правда? На площадке мы не можем пройти мимо качелей из нашего детства. Они явно не для маленьких детей, а скорее для подростков, так как сделаны из очень толстой прочной доски и расположены достаточно высоко, чтобы залезть на них самостоятельно мог только человек взрослого или почти взрослого роста. Поэтому мы рискнули их опробовать. А потом еще я слепил куличик в песочнице - классный такой куличик, в виде крепости. Дети придут - а в песочнице - крепость! По дороге подобрал пластилиновую рыбу и бережно отнес в игровой зал, положил на стол. Возможно, это - пропавшее произведение искусства, которое ищут. Еще мы успели зайти в лес, набрать экологически-чистой травы и листьев для медицинских и косметических нужд. Так что в ближайшее время у нас должно появиться дубовое, кленовое и клеверное мыло. А также малиново-бруснично-земляничный чай . Нас отвозят на станцию, а оттуда забирают о.Константина. Мы "передаем эстафету" культурной программы. На сегодняшнем вечернем костре, который состоится после экскурсии в Выборг, планируется лекция и духовная беседа в формате ответов на вопросы. Это уже, конечно, более серьезная вещь, чем песенки под гитару. Но физически менее затратная. Поэтому и решили распределить мероприятия именно так - ведь после экскурсии народ устанет. И лекция, а затем спокойная вдумчивая беседа - как раз то, что надо. Петь и плясать уже не захочется. До нашей электрички еще полчаса, так что мы успеваем зайти в привокзальный магазин, купить мороженого (от легкого похолодания после дождя не осталось и следа, солнце снова жарит на все сто). К счастью, у нас с собой бутылка кваса и бутылка прохладной воды, набранной в кулере. На обратном пути задумываемся о том, чтобы предложить детям приехать в семейный лагерь в следующем году, если он снова будет, уже в качестве полноправных участников программы. Хотя у них еще и нет своих детей, но это ведь дело такое - сегодня нет, завтра появились... и вообще, лучше пройти "курс молодого бойца" заранее, пока не начались боевые действия . Ну, а мы, "бродячие артисты", если пригласят, снова готовы поддержать веселье. Только если приедет наша дочка, у нас будет еще и профессиональное джазовое меццо . Рейтинг: +16
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Семейный лагерь
Я не знал, в каком разделе разместить эту статью: путешествия, психология, дети, религия или культура. Поэтому опубликовал в дневнике. Для удобства делю ее на несколько частей. Те, кому неинтересны рассуждения на темы психологии, педагогики и религии без иллюстраций, могут сразу начинать со второй части - репортаж с места событий, а также основной объем фото и видео начинается только там . Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
И она не такого размера.
- Ну, нерпа же мечет икру, из нее потом вылупляются личинки, а из них уже, которые выживут, вырастают тюленчики.
Я спросил, откуда такая информация, что нерпа мечет икру, она ведь не рыба.
- Ну, как же! (Глядя, как на идиота) Икру мечут не только рыбы, еще - земноводные. Нерпа - земноводное.
- ??????
- Ну, она же живет и на земле, и в воде. Как лягушка. Это - как бы ГОЛОВАСТИК нерпы.
- Но нерпа - млекопитающее...
- Ну и что? Все равно - земноводное. Нерпа - ЗЕМНОВОДНОЕ МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ. (А, каково?)
- Но до залива далеко (уже обреченно понимаю, что аргументы из области зоологии бесполезны). Откуда личинка в лесу?
- Она заблудилась.
Спасибо, друг мой за такой чудесный пост, повеяло таким покоем и умиротворением, как
картиы Левитана.
Оставить свой комментарий