Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Как пишутся стихи?
Как пишутся стихи?
Выражаясь словами людей творческих, в особое настроение приходит Муза, и слова сплетаются в строки, а строки – в стихи, льющиеся из глубины души. Я же называю этот процесс просто словоплетением. Когда я начала заниматься словоплетением? Давно. Ещё в детстве мама записывала за мной строки: Бабочка летает, Крыльями машет. Она ещё не знает, Что цветочки краше. (1985, июнь) Зайка снова загрустил – Поиграть с ним нету сил. Косы кукле заплетала. Очень-очень я устала! (1986, январь) Потом, в школе, я узнала, что стихи пишутся не просто так, а существует целая уйма разных условностей: ритм, рифма, стихотворный размер… Я считала, что стихи – это то, что рождается в твоей душе спонтанно, поэтому очень не любила их препарировать. Не думаю, что когда Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я Вас любил: любовь ещё быть может…», – он думал о том, что пишет пятистопным ямбом в сочетании с пиррихием, перекрёстной рифмой, используя двусложный мужской тип рифмовки. Лично сама я никогда над этим не задумываюсь – просто пишу. А в старших классах мне пытались рассказать о существовании литературных направлений: классицизм, романтизм, футуризм… И указать, кто из поэтов заслуживает внимания, а кто нет… Изучением поэзии я начала заниматься только после школы. Тогда и возник вопрос о том, как же всё-таки пишутся стихи. А параллельно с ним и другие: Почему раньше стихи были «в моде»? Почему поэзия так опустилась в наши дни? Почему прозаиков с каждым годом становится больше, чем поэтов? Почему школьники не любят стихи? С тремя вопросами справиться было легко и быстро. А вот первый и последний заставили меня помучаться. Что из поэзии мы изучаем в школе? То, что навязывает нам школьная программа. Я не буду с ней спорить: отбирается классика, проверенные временем авторы и тексты. Но я и в школе любила взять в библиотеке томик стихов и начать читать его подряд. А мои одноклассники сразу находили заданное произведение по содержанию и ставили закладку. Так же поступает большинство современных школьников. В школе нам пытаются навязать любовь к тому или иному поэту. До сих пор помню слова своего педагога: «Ах! Пушкин – это всё!» Не люблю Пушкина… Есть, конечно, несколько произведений (очень мало), которые я готова признать гениальными, а в основном… По духу и настроению мне гораздо ближе другие авторы. Зачем навязывать? Пусть школьник сам выберет, кто и что ему нравится. А ещё слышала от одной коллеги такое: – Маяковского прочитать и выучить обязательно! Остальных, так и быть, можете даже не искать. Они второстепенны. Как это? А вдруг именно те остальные и заинтересуют подростка? Наше с вами сегодняшнее мышление сильно отличается от их. Непогода – осень – куришь, Куришь – всё как будто мало. Хоть читал бы – только чтенье Подвигается так вяло. Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. Сердце стынет понемногу, И у жаркого камина Лезет в голову больную Всё такая чертовщина! Над дымящимся стаканом Остывающего чаю, Слава богу, понемногу, Будто вечер, засыпаю... Чувствуете? Разве чувствовали вы то же самое, когда в школе читали «Я пришёл к тебе с приветом…»? А я чувствовала, потому что читала всё. И ученикам старалась читать из внепрограммного столько же, сколько из программы. И в школе мы ненавидим учить стихи. Будучи учителем, я ввела другую практику. Я устраивала уроки чтения наизусть. Конечно, сначала времени было жалко, но потом всё казалось пустяком по сравнению с радостью учеников, желанием учить поэзию, желанием вообще посещать уроки литературы. Я просила детей удивить меня: найти, выбрать и выучить такое стихотворение, которое их впечатлит и меня тоже, рассказать, какое впечатление оно на них произвело и почему. К чему анализ по учебнику? Прочувствовать – это и есть анализ! Естественно, я предупреждала, что к экзамену всё равно придётся учить программные произведения. И поначалу было много таких, кто пытался «удивить» меня ими, рассказать о своих впечатлениях, прочитанных в критике, обмануть себя. Как ни странно, после не оставалось ни одного такого ученика. В пятых-седьмых классах учили и рассказывали обо всём, то, что просто понравилось. А восьмые-десятые в основном читали о любви. И так трогательно звучало от них: Не говори! Меня он как и прежде любит, Мной, как и прежде дорожит... О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в его руке дрожит. То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу... им, им одним живу я - Но эта жизнь!.. о, как горька она! Он мерит воздух мне так бережно и скудно, Не мерят так и лютому врагу... Ох, я дышу ещё болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу! А тайком смотрят на кого-нибудь из одноклассников, и всё написано на их лицах. И потом возникает желание сказать о том же, только самому, может даже своими стихами. В одиннадцатом появлялись такие, кто увлекался философскими темами. И они умели так точно подобрать стихотворение и слова к его критике, как потом не могли подобрать студенты филфака. Читая именно такие стихи, которые близки по настроению, люди и сами начинают писать. Особенно подростки. Когда в основном начинают писать первые стихи? Конечно же, переживая первые сильные чувства – первую любовь, первое в ней разочарование. И пишут, и в тоже время стесняются. Нужно научить их не стесняться. Объяснить, что даже для мальчиков это естественно. Мои ученики на переменах или после уроков приносили мне свои тетрадки с поэзией либо прозой, и я становилась их первым критиком. Но я знала, как нужно эту критику подать, чтоб человеку не расхотелось писать раз и навсегда. Потому что я помню своего первого критика, вышеупомянутого учителя литературы: – Ну, до Ахматовой тебе ещё очень далеко, а для альбомов друзей сойдёт. И это тогда, когда я хотела писать, мечтала стать известной поэтессой! А после этого: Я раньше так мечтала стать поэтом. Ну а теперь я затерялась в мире этом, Как искра в ярком пламени огня, И, значит, скоро пеплом стану я… … я бросила писать совсем. Несколько лет боролась с собой, со своими желаниями, доказывала себе, что никогда мне не быть Некрасовым, Лермонтовым, Цветаевой… А потом прочитала у того же Некрасова: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией». И решила, что раз уж поэзия открыла во мне этот клапан, то буду писать, для себя. И каждая строка приносила мне столько радости, счастья, наслаждения жизнью, что словами это не высказать. Поверните стрелки часов назад! Я устала идти только прямо и прямо. Кто-то грустит, а кто-то так рад, А я сопротивляюсь всему упрямо. Хочешь – оставим, а хочешь – возьмём Всё, что нам трогать не разрешали. Мы с тобой снова остались вдвоём Там, где нас с тобою не ждали… А мои ученики писали: в школьную газету, на городской конкурс, просто друг другу… Я решилась показать свои стихи на myJulia. Мне ужасно стыдно за них потому, что я не Пушкин, потому, что я пишу и не думаю о литературоведческих терминах, потому, что я просто пишу о том, что накрывает на какое-то мгновение и снова уходит. Но теперь я выросла и принимаю любую критику. Критика, даже отрицательная, означает то, что обратили внимание, а это уже льстит. Так как же всё-таки пишутся стихи? Так, как нас учат в школе? Или, действительно, они просто льются из сердца, не смотря ни на какие условности? Рейтинг: +7
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Как пишутся стихи?
Как пишутся стихи? Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Мне тоже стыдно, неловко и страшно, но, если они идут из сердца -разве это повод для стыда?
Если бы не моя подруга, которая меня практически затащила сюда, единственная, кому я что-то показала, я бы никогда и ни за что...и никому)))
А Вы- красиво пишете, с чувствами; для меня, например, главное- то настроение, тот настрой, который я получу, читая...
Спасибо Вам!
А по поводу того, как писать стихи... Не знаю, от души. Мне подруга когда-то дала почитать свои. Если их оценивать с точки зрения теории лит-ры, то оценивать мало чего, но я когда их читала - дух захватывало, сразу видно, что от сердца.
А статья интересная, мне понравилась
От голода и от войны,
И не рождаются от сытости,
и не выносят тишины.
Так если брюхо ваше толсто,
а жизнь скучна или мила,
Пишите оды или тосты,
Но не касайтеся стиха.
-----
Автора не помню.
Слава Богу, что когда мне было 16, я услышала песни "Арии". И вот тогда я поняла что стихи это сильно! И даже сама смогла что то написать.
До сих пор больше люблю боевые гимны, чем про грозу в начален мая.
Я выбрала "Мне осталась одна забава - пальцы в рот да веселый свист..." Получила пару((( Лирическое надо было(((
"Кто сказал, что страсть опасна, доброта смешна,
Что в наш век отвага не нужна?
Как и встарь от ветра часто рушится стена.
Крепче будь и буря не страшна
Кто сказал один не воин, не величина,
Кто сказал другие времена?
Мир жесток и неспокоен, за волной волна
Не робей и не собьет она
Встань, страх преодолей,
Встань, в полный рост,
Встань, на земле своей
И достань рукой до звезд
Кто сказал живи покорно не ищи руна,
Не летай и не ныряй до дна?
Сталь легка, судьба проворна; грош тому цена
Кто устал и дремлет у окна
Кто сказал борьба напрасна, зло сильней добра?
Кто сказал спасайся, вот нора?
Путь тяжел, но цель прекрасна, как огонь костра
Человек, настал твой час, пора
Арию -попозже и меньше)))
Однажды была ночь красной луны (видимо лунное затмение) когда всю ночь диск луны был цвета крови. И меня понесло. Вот первые строчки котрые я сваяла:
Подкрался он тихо и незаметно,
вонзив свои зубы в горячую плоть.
И я как безумный стою наблюдаю,
за зверем что верно мне хочет помочь.
К чему? Откуда? Но одно я знаю точно, моим даром управляет красная луна.
Причём я всегда начинаю сначала какую-то музыку, грохочующий ритм, а потом разбираю слова. Потом чуток шлифую.
Писать я могу, только тогда слегка безумна и мной владеет ярость (?), как это, когда чувствуешь себя бешеным сгустком энергии.
" Я никогда не хотел быть, тем кем они говорили мне быть" (Blind Guardian, "Mordred’s song" перевод мой).
Но человек не может состоять из одних плюсов! В тёмной стороне тоже скрыты большие душевные резервы. Моя тёмная сторона, как выяснилось более творческая.
Где правда? В итоге я научилась хорошо лицемерить, да. Говори людям то что они хотят слышать, и тебя будут любить. (?)
Говори правду себе, будь честной перед собой.
А люди...тебя будут любить те, кто услышит твою правду, а другие- разве тебе нужны?
Оставить свой комментарий