Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Дух традиций или Похвала Шарите и Полине Караваевой
Традиции – это некие правила, некий опыт, которые передается из поколения в поколение, поскольку в данном социуме оправдывают себя. Один муж и одна жена – христианская традиция, позаимствованная у иудаизма. Мусульманская традиция – один муж, четыре официальных жены и сколько угодно официальных же наложниц. Есть масса других традиций, существуют даже народы и страны с официальным многомужеством, но внебрачные связи не приветствуются нигде. Хотя общеизвестны, например, фаворитки французских королей, японские гейши, причем, со своими собственными традициями.
Любовный треугольник – традиционный литературный сюжет. Муж, жена и любовница или муж, жена и любовник. Первый вариант более популярен и в литературе, и в жизни. Как правило, распределение ролей таково: прекрасная во всех отношениях любовница и стерва-жена. Муж – объект любви двух конкуренток и желанный приз в их борьбической борьбе. По традиции романа главному герою (здесь – героине) полагается соратник – подруга, мама, соседка, сестра, брат, отец, фея, говорящее животное. Тут не важна половая принадлежность. Просто наличие соратника сразу позволяет читателю определить, кто герой и, вне зависимости от его плюса или минуса, ждать, сможет герой победить или нет, и каким способом. В своей миниатюре «Что же дальше?» Полина Караваева доводит традиционные образы персонажей этого традиционного же сюжета до шаржа, и до анекдота – сам сюжет! Причем делает это очень поэтично и красиво, в духе новелл «Гексамерона» Маргариты Наварской, через треугольник-клише развивая другой, заданный античный сюжет. Собственно, сама традиция импровизаций на античные сюжеты с переносом действия в сегодняшний день восходит как раз к тем временам Возрождения: женщины взялись за перо, стали писать, вместо латыни, на родном языке, а, кроме того, «низменные» сценки современного быта получили право на литературное существование. Итак, мамаша-комсомолка (так и просится добавить: спортсменка и просто красавица) подсказывает нам, что героиня истории – ее дочь. Да оно и так понятно: герой – это всегда тот, кто двигает сюжет. Прекрасная Ника и Стас, знаток античности, только занимаются любовью и не развивают ничего. А монстр-Надя еще как развивает! Выслеживает мужа, делает копию ключа, врывается к Нике или приходит в ее отсутствие и дожидается в квартире, а потом бреет бедолагу наголо да еще и поливает зеленкой! Просто уголовщина: проникновение в чужую собственность, оскорбление чести и достоинства путем насилия! Стоп. А было ли насилие? Допустим, Надя тоже спортсменка – в маму пошла, – но как бы там ни было, чтобы обрить кого-то наголо, надо чтобы тот не сопротивлялся совсем! Иначе неминуемо порежешь. Понятно, порезы мажут зеленкой, но ни о каких таких порезах речи в рассказе нет. Выходит, Ника добровольно согласилась на оригинальную парикмахерскую услугу жены своего возлюбленного? Помните пьесу или фильм «Куплю вашего мужа»? А сказку про Финиста-Ясна Сокола, где любовница за волшебные вещи покупает у жены ночи с ее мужем? Так вот, здесь тоже определенно произошла сделка. Ворвалась ли Надя или поджидала разлучницу в ее квартире, но женщины по-деловому подошли к вопросу и просто договорились. Надя смирилась, что мужа ей все равно не удержать и кипела местью. Ника точно это хорошо поняла! Она рассудила так: волосы все равно со временем отрастут, но Стас, который страстно любит именно ее волосы – волосы Вероники, никогда не простит Наде такой выходки и уж точно уйдет от жены. Уйдет, понятно, к ней, с волосами она или без, и будет страстно ее жалеть. Не исключено, что Ника сама подтолкнула Надю к такой идее (вовсе не обязательно, чтобы Ника не знала истории про волосы Вероники подобно большинству современных читателей в отличие от читателей Маргариты Наварской), и недрогнувшей рукой сама сбрила себе волосы под злорадным надзором Нади. Может, и слегка порезалась, вот и пошла в ход зеленка. В итоге обе женщины получили то, что хотели: Надя – блаженное ощущение свершившейся мести, Ника – знатока античной истории. Почему анекдот? Дело в зеленке. Смотрите: ревнивая жена из мести обривает наголо соперницу. Ужас! Мы страшно сочувствуем сопернице и ненавидим жену. Вариант Полины Караваевой: ревнивая жена из мести обривает наголо соперницу и мажет ей голову зеленкой. При слове зеленка мы ведь сразу фыркаем! Трагизм исчез. И ревнивая жена сразу не такой уж монстр, если ее поступок заставил нас рассмеяться. И мы начинаем думать, может, и не стоило Стасу уходить от юморной жены к слезливой Нике? Или просто, куда он смотрел, когда женился на Наде, если такая уж она плохая, может, и правда, не совсем она плохая? Да еще автор сбивает нас с толку риторическим вопросом: «Что дальше»? Если с персонажами истории, то ничего – конец истории, точка. На самом-то деле главный герой истории – волосы! А их больше нету. Сбриты. Традиционно принесены в жертву, как и полагается волосам Вероники, традиционной, проверенной веками и даже вознесенной на небо валюте при продаже-покупке мужа. Если вопрос, что дальше с автором, то дальше – блестящая победа в конкурсе на тему «Еще раз о волосах». Сочинение же Шариты «Вот такой поворот» совсем на другую тему. Умная жена. Книги и фильмы на эту тему крайне редки! Правильная жизнь, житие праведника монотонны, серы, будничны, крайне скучны, подкинуть читателю порцию адреналинчика можно лишь в случае мученической кончины праведника, а так, о чем писать? Даже классик сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастливые несчастны по-своему. Если одинаково, то, может и достаточно «Старосветских помещиков» и разбросанных по семейным романам-хроникам, вроде «Будденброков» и «Саги о Форсайтах», отдельных линий этих самых счастливых, но ведь на самом деле ужасно скучных семей? Так-то оно так, но нам-то всем хочется жить в счастливой семье, и счастливые семьи есть! И абсолютно никому не скучно общаться с такими семьями, напротив, хочется еще и еще. И еще хочется разгадать секрет семейного счастья. Должен же быть какой-то рецепт, и, похоже, универсальный, если уж все счастливые счастливы одинаково. Понятно, что эта одинаковость счастья вовсе не в том, что, скажем, все счастливые семьи, как одна, обожают настольные игры или там рыбную ловлю. Помните слова мальчика из культового «Доживем до понедельника»? Счастье – это когда тебя понимают. Где же еще жить этому счастью, как не в родной семье? Где еще может быть место душевного, духовного и физического комфорта? Люди веками копили опыт, как это все обретать и поддерживать. Оправдывавший себя опыт превращался в традиции – традиционные рецепты еды, традиционную одежду и мебель, традиционные нравы и обычаи. Напомню: традиции – это то, что передается от поколения к поколению. Нарушилась связь поколений – оборвались традиции. Но думаю, что есть еще одна причина, почему почти нет книг, где главная героиня – умная жена. Не сложилась такая литературная традиция. До тех пор, пока развод не сделался повсеместно привычным явлением, после свадебных колоколов, которым заканчивался всякий «счастливый» любовный роман, для супругов начиналось действительно довольно однообразное и традиционное семейное бытование – ничего интересного. Героиня – всегда незамужняя девушка, которая в итоге обретает те самые свадебные колокола. После адаптации разводов в общественном сознании в роли такой героини стали выступать уже как разведенные, так и замужние особы. Их объектами любви и, соответственно, потенциальными женихами становятся тоже не только холостяки, но и разведенные дяденьки и эти самые пресловутые неверные мужья. Но опять же традиционный конец – свадьба, или при открытом конце – уверенность в ней. И вот именно тут возникает упоминавшийся уже вопрос: «Что же дальше»?.. А не понятно. Ведь нет ни только соответствующей литературной традиции, нет и традиций новой семьи – семьи эпохи разводов, эпохи после сексуальной революции, эпохи сумасшедших скоростей, эпохи высоких технологий, эпохи свободной женщины, которая сама делает свой выбор – заводить или не заводить семью, рожать или не рожать детей, заниматься карьерой или нет и т.д. В том числе: «Удерживать неверного мужа или разводиться»? Надя из «Что же дальше?» принимает решение о разводе, не отказывая себе в удовольствии отомстить. Оля из «Вот такого поворота» решает не разводиться, но самое главное, она иначе формулирует вопрос: «Разводиться или сохранять семью»? – и в итоге решает в пользу семьи, в пользу детей. Это свободный выбор свободной женщины. Подчеркиваю – свободной и свободный! Безусловно, бывают ситуации, когда развод как раз имеет целью пользу детей, например, потому что по тем или иным причинам с имеющимся папашей просто физически опасно жить под одной крышей. Женщина разводится, дает себе передышку, а потом, если хочет иметь полную семью и нормального отца для своих детей, начинает заниматься его поисками. Практика показывает, что многие находят и живут потом долго и счастливо. Но та же практика показывает, что дети все равно – даже до седых волос! – считают, что родители разошлись потому, что не любили их. Детям, в общем-то, дела нет, любят друг друга папа и мама или нет. Они – их родители и просто априорно должны быть вместе и друг друга любить, потому что дети любят их. И все! Железная детская логика. Именно от этой исходной точки: «Я люблю своих детей», – и начинает действовать Оля, героиня Шариты, постепенно преображаясь из жены-стервы в умную жену. Этот процесс крайне интересен! Крайне интересна его технология – фрагмент того самого рецепта счастливой семьи, через порог которой уже перешагнула Оля, и вместе с нею – мы. Но самое главное – вместе с Шаритой мы все стоим на пороге новой литературной традиции и даже уже заглядываем туда: героиня – умная жена. Виват, мудрая Шарита! Причем, Шарита поднимает в этом сочинении еще одну проблему, похоже, еще больше готовую для преобразования в новую литературную традицию: как юная девушка со всеми традиционно-литературными счастливыми перипетиями обретает жениха, идет с ним к алтарю под свадебные колокола, а затем, сама не замечая того, превращается в стереотипную стерву-жену, от которой сбегает муж. Героиня стервеет и стервеет, пока вдруг благодаря «доброй фее» у нее ни раскрываются глаза. Почему они не раскрылись раньше? Не может быть, чтобы соседка была первой, кто говорил Оле, что пора опомниться. Без сомнения, и мама ей говорила, и свекровь уж точно, и кто-нибудь из подруг. Но сработали лишь слова соседки! Почему Оля доверилась совершенно постороннему человеку? Эффект купе?.. И еще очень интересно, как реагировали подруги на Олины преобразования, как поддерживали или иронизировали, или вообще не разделяли ее устремлений? Как она вела себя с ним? Как находила силы верить в свою правоту и действовать по своему плану? Как реагировала мама? Как вернулась бабушка-свекровь? Как вели себя дети? Да и что поделывала чудо-соседка? А блудный муж? Просто невероятно интересно!.. Итак, похоже, ситуация с разрушением семейных традиций достигла апогея, и свершился переломный процесс. Пройдя через детские болезни эмансипации, через сексуальную революцию, примерив на себя не только мужские профессии, но и стили поведения – в том числе: гуляка-холостяк, зверь-начальник, кормилец и добытчик – современные женщины уже на совсем ином уровне понимания свободно делают свободный выбор. И точно так же на ином уровне начинают относиться к опробованным веками рецептам строительства и сохранения семьи: зачем изобретать велосипед? Его можно – и нужно! – просто совершенствовать, удалять устаревшие детали, вносить ноу-хау, делать современным дизайн. Но самое главное и явное свидетельство перелома и начала преображенного возрождения семьи – новый тип главного героя художественного произведения: Умная Жена. Конечно, этот образ вовсе не нов – вспомним все-таки Пенелопу, раз уж мы говорили здесь об античности. Но не жена Одиссея - главный герой поэмы, не она двигает сюжет, она «всего лишь» хранит мир их семьи. А вот нынешней Умной Жене предстоит сдвинуть поистине горы, и она точно рано или поздно это сделает, если уж смогла заявить себя новым главным героем нашего времени. Рейтинг: +14
Вставить в блог
| Отправить ссылку другу
Как это будет выглядеть? Дух традиций или Похвала Шарите и Полине Караваевой женщина, мужчина, главный герой, любовный треугольник, умная жена, традиции
Традиции – это некие правила, некий опыт, которые передается из поколения в поколение, поскольку в данном социуме оправдывают себя. Один муж и одна жена – христианская традиция, позаимствованная у иудаизма. Мусульманская традиция – один муж, четыре официальных жены и сколько угодно официальных же наложниц. Есть масса других традиций, существуют даже народы и страны с официальным многомужеством, но внебрачные связи не приветствуются нигде.
Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Статьи на эту тему:Ау, мы ищем мужчинА счастье было так возможно... Уличная цветочница ( или этюд с Тверской...) Супружеская измена: инструкция по применению Роман с женатым: за и против |
||||
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Однако позволю себе ряд незначительных поправочек. Во-первых, "Что же дальше?" - это не название, а заглавие записи в дневнике, целью которой было ненавязчиво пригласить читателя к прочтению рассказа "Волосы Вероники" в группе "Игры со словами", где попыталась показать СВОЙ взгляд на волосы.
Во-вторых, я опиралась в своем рассказе на чувства героев, а не на способы их "расправы" друг над другом. Но если это важно... Каким образом удалось обезобразить Нику? Если интересен сам процесс, то покажу его: сначала сходу плескается в лицо зеленка, а когда жертва хватается за лицо, закрывая тем самым глаза, нападающая цапает ее за волосы и быстренько кромсает кудри совершенно ошарашенной и от того неподвижной жертве. По-крайней мере, так происходило с героинями в жизни.
В-третьих, мне уже стыдно за свою нечаянную победу (кстати, место-то второе) с произведением, весьма далеким от идеала, честное слово. Я так и не поняла - это и есть обещанная в заглавии похвала или...?
А насчет традиций... Сейчас трудно найти что-то нетрадиционное, разве что развить тему педофилии или гермафродитизма. Но это уже крайности, да и опыта в этом у меня как-то пока недостаточно.
Заглавие записи в дневнике - просто супер! Есть 2 классических вопроса: Кто виноват? И что делать? Вы, сами не подозревая, добавили третий: Что же дальше? После свадебных колоколов? После неудач семейной жизни?
О процессе расправы. Ошарашенному человеку действительно можно кое-как обкромсать волосы, но ровно обрить наголо?.. Сомневаюсь. В отношении "так было в жизни". Да, в жизни бывает такое, что трудно придумать даже с самой буйной фантазией. Но жизнь и произведение - разные вещи. Скажем, помните, у Высоцкого: Я - Як-истребитель, мотор мой кипит и т.д. Разве в жизни Высоцкий - самолет? Нет. Человек. Автор, создающий определенный образ и повествующий от первого лица. Жизнь дарит сюжеты, характеры - исходный материал, сырье для творчества. Одну и ту же реальную историю можно передать и как документальный репортаж с места событий, и как обобщенное явление, с философской точки зрения, и крайне серьезно, и с иронией, и с сочувствием, и презрительно. В данном случае Вы используете эту реальную, естественно, поразившую Вас историю ведь не для деттектива, не для драмматического полотна, а для поучительно-развлекательной полу-притчи-полу-анекдота на заданную тему. Экзерсис в стиле аристократических эстетских развлечений с давними-предавними традициями. И это здорово! Показывая одну тему через другую, Вы же не отступаете, не забываете о заданной теме "волосы", а удерживаете равновесите строго в рамках этой темы.
"Стыдно за победу". А всем хорошим и талантливым людям стыдно, что они хорошие и талантливые, и ничего с этим не поделаешь. И идеальных произведений и текстов все равно не бывает, но это не значит, что не нужно стремиться к идеалу. Нужно. Хотя не все считают это для себя необходимым. Ну и ладно. Это их дело. Вы-то не из них.
Традиции - это знание, рецепты, технологии, приемы. Можно долго вечно складывать одну за другой семь восьмерок, а можно выучить таблицу умножения и всегда знать, что 7 х 8 = 56. Еще проще - обзавестись калькулятором, но такой прием не для идеалистов. То же самое с рецептом пирога - в первый раз по бумажке, второй раз - тоже, а потом, если часто печь такой пирог, то рецепт засаживается в памяти, и уже сама действуешь, на задумываясь. Танцы - сначала ужасно трудно запомнить куда и в какой последовательности переставлять ноги, а потом, после упражнений, запоминаешь и уже кажется, что знал всегда, и такая радость танцевать! То же самое и с текстами, и с вождением машины, и с семейной жизнью. Просто черпайте ото всюду знание по дороге к идеалу, и никогда-никогда не стыдитесь своего таланта!
горжусь
Оставить свой комментарий