Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Нора Гальперина. "Слово живое и мертвое".
НОРА ГАЛЬПЕРИНА. СВЕТ, ОСТАВЛЕННЫЙ ПОТОМКАМ.
В какой-то момент мое вынужденное затворничество стало невыносимым. Захотелось вырваться из замкнутого круга одиночества и проблем. Благо дело – компьютер есть, Интернет неограничен и сайт замечательный нашла. Есть реальная возможность пообщаться с интересными людьми. Сажусь, пишу. Вдумчиво, искренно. На выходе – ерунда какая-то. Текст сухой, казенный, как инструкция по эксплуатации утюга. Такое впечатление, что я вообще разучилась общаться с людьми. Во всяком случае, письменно. Возникло множество вопросов под общим заголовком – ПОЧЕМУ? Ныряю в Интернет в поисках ответа. И вот, на мониторе книга Норы Гальпериной «Язык живой и мертвый». Мы познакомились. Ощущение такое, будто контрастный душ приняла. Для мозгов. Т о, что я впервые смогла увидеть и осознать, благодаря этой книге, вызвало некоторый шок. Я всегда считала свою речь грамотной, литературной, и не обращала внимания на то, сколько в ней пустой словесной шелухи, громоздких канцелярских оборотов, «умных» книжных фраз, за которыми нет ни смысла, ни чувства, ни действия. Кажется, будто она собрана из готовых стандартных деталей – расхожих словесных трафаретов. Ни интересной, оригинальной мысли, ни душевных переживаний таким языком выразить невозможно; но можно пустить пыль в глаза, блеснуть своей образованностью, знанием «умных» иностранных слов. Сформировалась такая речь не за один день. Началось это, видимо, в школе, где учителя всячески поощряли и устные и письменные ответы, максимально близкие к тексту учебника. А насколько сухим, наукообразным языком написаны учебники – известно каждому. Это чистейший образец канцелярского, казенного языка – однообразного, безликого набора фраз. Радио и телевидение, газеты и журналы тоже частенько грешат текстами, где нет места простому, живому слову, где все должно быть солидно, научно, как в энциклопедии. Еще раз подтверждая, что именно таким языком и нужно пользоваться. Со временем, когда увлеклась самостоятельным (не школьным) чтением, выяснилось, что язык Толстого, Чехова, Цвейга, Лондона и многих других мастеров художественного слова разительно отличается от этой тарабарщины. В их произведениях, помимо интересного сюжета, четкого построения, глубокой философской мысли можно наслаждаться ярким, образным и очень доступным языком. Без лишних сложностей, бесконечного множества причастных, деепричастных и совсем не причастных оборотов. Именно этот язык дает возможность не просто с удовольствием прочитывать, а всей душой проживать судьбы их героев. Но четко сформулировать для себя, в чем же кроется секрет создания увлекательных, ярких, динамичных текстов, я не могла. И только книга Н.Гальпериной дала возможность узнать об основных приемах грамотной, творческой работы со словом. Просто, понятно, на большом количестве наглядных примеров автор рассказывает о тонкостях стилистики. О том, что делает текст живым, выразительным, легким. Или наоборот – неподвижным, тяжеловесным, застойным. О том, как неуместный, неправильный подбор слов калечит предложение, искажает мысль. Делает строй фразы громоздким, невразумительным. Неожиданно для себя выяснила, что за долгие годы невостребованности, хорошее знание русского языка сошло на нет. И самое главное - словарный запас настолько обеднел, что стало трудно выражать свои мысли. В голове постоянно прокручиваются одни и те же слова и фразы, а найти правильное, точное слово не могу. К часто употребляемым словам решила подобрать ряд синонимов. Получилось по три – четыре слова. Больше не вспоминается – нет привычки. Смотрю по словарю – от семи, до десяти. Убогость и скудность словарного запаса, неумение обращаться со словами образными, редкими обкрадывает и речь и мышление, делает их плоскими, невыразительными. Отсутствие глаголов, отражающих активное действие, движение, делает и сам текст недвижимым, как вода в болоте. Все это стало очевидным, благодаря книге Н.Гальпериной. Открытия эти меня, конечно, не обрадовали, но помогли разобраться во многих проблемах, увидеть свои ошибки и найти способы, как их исправить. В один момент это сделать невозможно. Узнать секрет мастерства, еще не значит самому стать мастером. Многому нужно учиться, многому переучиваться. Но теперь стало ясно, в каком направлении необходимо двигаться, к чему стремиться. Сама книга Н.Гальпериной – великолепный образец писательского мастерства, бережного, чуткого отношения к каждому слову, к каждой фразе. Она учит вслушиваться, вдумываться в то, что и как мы говорим, чем делимся друг с другом, чему учим детей. Она обращается к каждому человеку, работающему со словом, с просьбой хорошо, добросовестно делать свое дело, не уповать на присказку, что «третий сорт – не брак, сойдет и так». В небрежном отношении к языку кроется неуважение и к себе, и к своему читателю, или собеседнику. Эта книга всегда будет для меня настольной. Она и справочник, и наглядное пособие, и незаменимый помощник в работе с любым текстом. По ней можно составить словарь «ненужных слов», всевозможных примеров словесного варварства, «канцеляризмов» и каждый день самого себя редактировать и в устной и в письменной речи. А во второй словарь можно выписать слова, фразы, речения яркие, своеобразные, точные. Их нужно знать, помнить, использовать. Тогда текст станет живым, динамичным, увлекательным, а мысль – доходчивой и ясной. Я думаю, что все эти знания, умения необходимы не только людям пишущим, но и каждому образованному, уважающему себя человеку. А потому, искренне рекомендую – познакомьтесь, не пожалеете. Рейтинг: +17 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
ребята в сообщении о Л.Филатове нашли ссылку на "Федота - стрельца" и поделились. я с удовольствием посмотрела.
а Гальперину я не нашла. было не достаточно времени.
Очень интересно прикоснуться к волнующим знаниям...
С искренней благодарностью, Мак
дома непременно скачаю
Оставить свой комментарий