Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Культура еды на Руси
В древних культурах засеянное хлебное поле и беременную женщину изображал один и тот же символ. Древние славяне относились к земле с огромным уважением, к ее дарам, урожаям – с трепетом.
В целом у наших предков был очень развит культ еды. Истоки лежат в восприятии любой трапезы как причастия. Человек ел дарованную небом, землей и силами природы пищу, а значит, вступал с ними во взаимодействие. Люди, поевшие вместе одной еды, становились друг для друга родными, а выражение «хлеб-соль» носило силу мирного договора. Злейшие враги, поев вместе, не могли обидеть друг друга. Интересно, что первые скатерти и на Руси и во всем мире выполняли функцию салфеток. Но у славян она стелилась также для защиты стола – руки Бога, пославшего пищу. Еще одно устойчивое выражение – «бить по столу кулаком», означало «разгневаться на Бога». Однако у простого народа вряд ли кто-нибудь осмеливался действительно ударить по столу кулаком. За неуважение к таким вещам наказание могло пасть на весь род или деревню. Голод, неурожай, стихийные бедствия – все это, по мнению наших предков, могло стать последствием удара по столу. Хлеб всему голова. Такое же почтенное отношение было у славян к каше. В приготовлении этих продуктов они усматривали символичную победу смерти над жизнью, а потом воскрешения над смертью. То есть, зерно вырастает (жизнь), его собирают и высушивают (смерть), а потом выпекают их него хлеб и варят кашу, дают зерну вторую жизнь. Употребление каши, как символа воскрешения, живо до сих пор – это, к примеру, кутья на поминках. Блин на Руси был символом Солнца. Солнце «умирало» каждый вечер и «воскресало» утром. В конце зимы на Масленицу традиционно до сих пор пекут блины, празднуя победу зимы (ночи) над летом (днем). Приготовление любой еды из зерна уже считалось прикосновением с сакральному. Ведь в процессе человеку помогают священные стихии огня, воды и земли. Две трети в году у славян были постные. Мясо ели на праздники и считали его не столь «благородным» продуктом, как квас с кашей и хлебом. «Мало каши ел» - было оскорбительным, а вместо комплимента были выражения «на каше вырос» (красивый, здоровый человек), «хлебосольный хозяин» (щедрый, гостеприимный). При этом в некоторых регионах России до сих пор существуют слова наподобие «говяжа» (для сравнения – «жадина-говядина») и «зюзя» (свинья), которые носят оскорбительный характер. Объедание, обжорство всегда высмеивались и воспринимались очень негативно. Кто объедается, тот не ценит еду, дары матери природы и тяжкий труд людей. Отношение славян к чревоугодию сохранилось в пословицам и поговоркам: «Много есть – невелика честь», «голод живота не пучит», «жрет, аж за ушами трещит», «кто любит Бога молить, а кто брюхо кормить» и т.д. Рейтинг: +7 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий