Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
ИНТА!
Сегодня, 4 Октября, у моего города - День Рождения - 55лет!!
От всей души поздравляю жителей и гостей с ПРАЗДНИКОМ!! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ИНТА!!! ИНТА Есть в Коми Республике город - Святыня всей жизни моей, Он стал притягательно дорог Нелёгкой судьбою своей. Там сосны - его часовые - В дозоре веками стоят, Берёзы и ели прямые В грядущее мирно глядят. Здесь лето дарами прольётся, Сияньем - зима - красота, И город так нежно зовётся, Как девушки имя - Инта. А в недрах таятся богатства: Нефть, золото, уголь - не счесть. Живёт там шахтёрское братство, В почёте всегда дружба, честь. И с каплей горняцкого пота Идёт уголёк на-гора, Тяжёлая эта работа Теплом согревает дома. Кусочек красы Приполярья С природой, похожей на рай, И с видом хребта Приуралья: Живи, процветай, милый край! (Александр Сизов) МОЙ ГОРОД Привет, Инта, кусочек Света, Ещё идут твои часы, В снегах затерянная где-то, Неописуемой красы. Как непрочна твоя основа, Границ паденья не видать, А так охота, чтобы снова Звездою стала ты сиять. К тебе чтоб гости приезжали, И голос твой весомым был, Чтоб больше не было печали, Любой вопрос стал разрешим. И здесь живя, лишь наслажденье Да радость жизни получать, А не дрожать, что чьё-то мнение Вдруг приговором может стать. Пусть справедливость торжествует, Ведь разум должен победить, Пока мой город существует - И вера в людях будет жить! Александр Сизов. Немного истории: Возникновение поселка (1912 - 1946) Инта ИНТА, город респ. подчинения Респ. Коми, центр Интинского горсовета. Расположен на северо - востоке республики, ж.-д. станция на линии Москва-Воркута. Расстояние до Сыктывкара 780 км. Терр. 350 кв км. В административном подчинении находятся 3 рабочих поселка (Абезь, Верх. Инта, Кожым) и 21 сел. насел. пункт. Возник в 1932 в связи с открытием месторождения угля на р. Большая Инта. С 1940 началось промышленное освоение Интинского угольного месторождения. Город с 1954. 1941 открылось регулярное рабочее движение по ж.-д. магистрали Котлас-Воркута. В 1955 в Инте построена водонапорная башня в готическом стиле по проекту архитектора И. А. Хоменко, по другим данным, автором проекта был швед А. Тамвелиус. 24 марта 1982 г. утвержден герб города Инты. (авт. Байрамов Ариф Аль Оглы). В правом нижнем углу - склон террикона - символ угледобывающей промышленности, слева - стилизованная водонапорная башня, памятник архитектуры. На фоне башни и террикона изображен олень, шагающий по заснеженной тундре, над головой оленя, северное сияние. Изображение оленя символизирует основное занятие сельского населения - оленеводство. Открытие углей Возникновение города связано с открытием и разработкой Печорского угольного бассейна. Первые сведения об интинском угле были получены от жителя Петруни Сорвачева, обнаружившего выходы угля на реке Большой Инте и реке Нече. В 1912 г. эти выходы изучил геолог П.П.Матафин. В 1915 г. в Геологический музей Академии наук доставили коллекцию интинских углей и вмещающих пород. В июле-августе 1924 г. на р. Большая Инта работала геологическая экспедиция под руководством Е.Д.Сошкиной, обследовавшая выходы двух пластов угля. В 1927 г. здесь работала экспедиция геологов А.А.Чернова и Т.Н.Пономарева. В районе совр. города находилась охотничья избушка уроженца с. Петрунь Федора Акимовича Филиппова. С 1928 г. на Интинском месторождении проводилось механическое колонковое бурение. К 1931 г. стало ясно, что Интинский угленосный р-н является, наряду с Воркутинским, наиб, перспективным; и именно там следует сосредотачивать основные геолого-разведочные работы. В 1931-1936 гг. на терр. Интинского месторождения было проведено несколько небольших разведочных работ - вначале шурфовкой и проходкой штолен в местах выхода угля, позднее - ручным и механическим бурением. Лагерный пункт "Рудник Большая Инта" В 1936 г. тут появился лагерный пункт, входивший в систему Ухтпечлага. В 1938 г. в "Руднике Большая Инта" находилось около 120 чел. Разведка шахтных полей велась двумя механическими буровыми станками с нефтяными двигателями. Одна из двух работавших там буровых бригад занималась также прокладкой шурфов; летом всех перебрасывали на заготовку сена для лошадей и коров, имевшихся при руднике. Лошади были одним из главных средств передвижения, причем не только по сухопутным дорогам и тропам; они также тянули по рекам лодки - летом это был единственный путь сообщения лагпункта с "большой землей", а зимой существовал санный путь к устью р. "осью. 25 января 1939 г. в лагпункте имелись 9 бараков для заключенных, управление рудника, баня, палатка скважины военизированной пожарной охраны. В 1940 г. в поселении были также 6 мастерских, коровник, конюшня и др. здания, всего их насчитывалось около 30. 13 мая 1940 г. были заложены две первые шахты, неглубокие, чтобы поскорее начать добычу угля. Осенью того же года началось усиленное стр-во жилья для новых партий заключенных, складов, деревообделочной мастерской, здания Управления, столовой и больницы. В 1941 г. в 2 км от первого лагпункта был построен второй лагпункт. В начале 1941 г. в Инте было 844 заключенных, в апреле 1941 г. - 1239 заключенных, трудившихся в тяжелейших условиях. Питание составляло 512 граммов в сутки на одного работающего. Не было постельного белья, спецодежды, посуды. В I квартале 1941 г. умерли от голода и болезней 22 человека. В июле 1941 г. Северная железная дорога достигла Инты; 28 декабря того же года через станцию Инта прошел первый поезд до станции Воркута. В конце 1941 г. Интастрой был выделен в самостоятельное управление. Сюда из Воркуты отправили пешком 5746 заключенных и мобилизованных советских немцев из сельхоза "Мукерка". 15 октября 1942 первый эшелон интинского угля пошел к потребителям. Полным ходом шло строительство еще 4 шахт: №№7, 8, 9, 10. В 1943 г. был отправлен первый эшелон с интинским углем в осажденный Ленинград. Поселок Инта 16 марта 1944 г. был образован рабочий поселок Инта, относившийся к Кожвинскому району. В 1944 г. была сдана шахта № 3, началось стр-во шахт № 5, 9, 10, заработала первая турбинная электростанция, начала работать первая очередь кирпичного завода (до него существовала мастерская по изготовлению глиняной посуды). В Инте впервые в СССР сырьем для кирпичного завода стала использоваться шахтная порода, причем обжиг кирпича происходил на топливе, включенном в породу (с 1 окт. 1952 г. завод полностью был переведен на выпуск кирпича из пустых пород шахтных терриконников пластическим способом прессования). 24 января 1945 г. в Ленинград приехала делегация горняков "Интастроя", которая привезла в дар городу сверхплановый уголь. Первые шахты строились по упрощенным техническим схемам, предусматривавшим большую долю ручного труда. В послевоенный период часть шахт была реконструирована или закрыта. Во II половине 1940-х - нач. 1950-х гг. завершилось строительство шахт № 5, 10, 13-14, появились ТЭЦ-2, шлакоблочный завод (в 1947 г.), переведенный позднее на выпуск товарного бетона и сборного железобетона, паровозное депо. В 1948 г. сдана в эксплуатацию шахта № 9., в 1949-1953 гг. - шахта № 12 и в 1950-1956 гг. - шахты № 11, № 15. Инта - город 1947 - 1956 С 1947 г. в Инте стали строиться в основном кирпичные и шлакоблочные двух и трехэтажные дома с центральным отоплением, водопроводом и канализацией; правда, до 1954 г. перекрытия в этих домах возводились по деревянным балкам с деревянным накатом, и только в 1954 г. основным элементом конструкции перекрытий стал железобетон. Появился деревообрабатывающий комбинат, выросший из небольшой мастерской; здесь стали производить различные сложные деревянные конструкции, столярные изделия, мебель. 28 февраля 1948 г. образован на базе Инталага особого (каторжного) Минерального лагеря (Минлаг) с центром в поселке Инта (как каторжный существовал до 1954 г.) В 1949 г. в Инте построен первый в Коми АССР крытый плавательный бассейн. В начале 1949 г. в состав Интинского пс. входили нас. пункты: поселок Инта, Рудник, Большая Инта, Рудоуправление, Поселки 2-го района, ж.-д. станция Инта, поселок Кожим-Уголь, ж.-д. ст. Кожим, разъезды Чёрный и Угольный, совхоз Кожим, автоколонна Печорлес. 12 ноября 1953 г. образован Интинский район. 4 октября 1954 г. рабочий поселок был преобразован в город Инта. 1957 Вот краткое описание города, сделанное в 1957 г.: "Город в основном застраивается кварталами, причем в каждом квартале предусматривается зона отдыха, спортивные площадки, детские учреждения, а также сберкассы, парикмахерские и другие бытовые предприятия, размещенные в первых этажах зданий. Центральный р-н города с общественными, административными, коммунальными и культ, зданиями имеет продольные улицы: Набережную - вдоль левого берега реки Инты, Полярную и ул. Кирова - параллельны ул. Набережной... Поперечные улицы расположены перпендикулярно направлению господствующих ветров и решены несимметричными профилями для борьбы со снежными заносами. Ул. Кирова в направлении на запад связывает центральный р-н с Западным и Больничным городком. Продолжение ул. Кирова на восток через р. Угольную, впадающую в р. Инту, приводит в р-ны Спортивный и Восточный, а затем выходит на автодорогу, идущую через р-ны Шахтерский, Горный, Транспортный, и к станции Инта... При ст. Инта расположен р-н города Верхняя Инта. Центральный р-н... находится на расстоянии 12 км от ст. Инта. В 3 км от дороги, соединяющей центральный р-н со ст. Инта, расположен р-н Южный, к-рый начал застраиваться. В этом р-не проживают трудящиеся 3 больших шахт. Здесь будут строиться трех- и четырехэтажные дома с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Такое же стр-во ведется в Западном и Восточном р-нах. Однако в связи с быстрым освоением месторождения, особенно в 1955-1956 гг., для более быстрого обеспечения трудящихся жильем в рабочих поселках шахт ведется также стр-во и сборнощитовых домов. Из центрального р-на по мосту через р. Ингу дорога приводит в парк культуры и отдыха. Далее дорога ведет в р-н совхоза... Дорога - излюбленное место для любителей природы, к-рые пешком, на велосипедах и автомашинах выезжают на прогулки, охоту и рыбную ловлю. Исключительно живописны озера и берега реки... В центре города расположены здание управления комбината "Интауголь", городской и районный Советы депутатов трудящихся, районный комитет КПСС, почта, клуб, Дворец физкультуры, 2 школы-десятилетки, поликлиника, детясли, детсады, баня, магазины. Почти вся территория, на которой построен город, была покрыта лесом (ель, береза), но сохранить растительность удалось только в Южном и частично в Западном р-нах. Снабжение города водой производится из артезианских скважин... В городе работают хлебозавод, завод по выпуску фруктовых вод. В длинные зимние вечера улицы Инты освещены электрическими фонарями. 1958 - 2000 В 1959 г. здесь жили 45,2 тыс. чел. В 1959 г. создан Интинский театр на основе драм. колективов. В 1954-1964 гг. были построены широко-экранный кинотеатр, больничный комплекс и поликлинина, хлебный и молочные заводы. В марте 1960 г. Интинскому театру присвоено звание народного. В мае 1970 г. открылся Интинский народный краеведческий музей (с 1971 г. - городской краеведческий музей). Летом 1975 г. открыта авиалиния Инта-Москва, обслуживавшаяся самолетами Як-40. В 1977 г. в Инте неизвестными лицами минировались здание местного КГБ, квартиры чиновников горисполкома. По счастливой случайности никто не пострадал. Террористы найдены не были. В 1981 г. в совхозе "Имени 50-летия СССР" получен наивысший в Коми урожай картофеля - 343 центнера с гектара. Падение спроса на энергетические угли в конце 1990-х гг. привело к постепенному сворачиванию добычи угля в месторождении (из шести шахт осталась одна — шахта «Интинская») и сокращению численности городского населения с 55 000 (1979) до 38 300 (2005) человек. Изменился город - стало скучно, Нету в нём задора и огня, Неудачи следуют беззвучно, И всё хуже жизнь день ото дня. Шахты закрывают, как гробницы, И нищает, мечется народ- Безысходность. Хочется напиться, Но спиртное всё же не спасёт. Бьёт набатом колокол тревоги, Тут хотя бы выжить как-нибудь, Слухом теплят новые дороги, И живёшь надеждой в светлый путь. Уголёк был нужен - свет зелёный: Расцвела Инта за все года. Вспыхнул красный: город занесённый Снегом. Непригодный никуда. Жаль моё родное поселенье, Столько судеб в общем пронеслось, Северян в Москве не слышат мненье, Чтоб хотя бы как-нибудь былось... Эй, очнитесь, судеб всех правленцы, Сколько городов разорено, Мы же люди и не иждивенцы, Воевать за жизнь и нам дано! Александр Сизов. Рейтинг: +2 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
С праздником вас!
Оставить свой комментарий