Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Предлагаю информацию для размышления
Попробую расшевелить Светландию. Вот какую статью я разместила на своем сайте. Что скажите, дорогие Светланы? Высказывайте свое мнение.
Еще лет сто назад назвать девочку Светланой было просто невозможно: такого имени и в святцах-то не было. А откуда бы ему там взяться, если святых Светлан не знала христианская история? По той простой причине, что никакая история вообще не знала никаких Светлан вплоть до начала XIX века. Петербургский филолог Елена Душечкина проделала большую и любопытную работу, проследив – на всех, кажется, уровнях, от высокой (и не очень) литературы до стереотипов массового сознания – судьбу одного из самых распространенных русских имен. Распространенного настолько, что многие и сегодня уверены: оно было всегда. В популярных изданиях с толкованиями имен так, ничтоже сумняшеся, и пишут: «Древнеславянское имя». Как же, как же. История «Светланы» – столь же короткая, сколь интенсивная. Пожалуй, такая интенсивность, такой стремительный взлет и такая – вдруг – утрата прежнего статуса неведомы ни одному русскому имени. В этой истории отразились идеалы, ожидания, очарования и разочарования культуры последних двух столетий. Тем подробнее, что имя – придуманное. На протяжении всей своей жизни оно только и делало, что придумывалось снова и снова. Изобрел его все-таки не Жуковский. Подбирая имя героине своей знаменитой баллады (1808–1812), он нашел его готовым у А.Х.Востокова, в «старинном романсе» «Светлана и Мстислав» 1802 года. Оно было исключительно литературным – в духе типичных псевдорусских ономастических конструктов осьмнадцатого столетия: Милослава, Милолика, Прията, Добрада… Но Прияты с Добрадами забылись, а Светлана пришлась как нельзя кстати. Для тогдашнего слуха имя звучало как незатертая, яркая метафора. Во второй половине века – в основном под влиянием очень популярной тогда баллады Жуковского – появляются настоящие маленькие Светланы. Правда, крестили их Фотиниями, Фаинами: от греческого «фос» – свет – или Лукерьями: от латинского lucidus – светлый. Грянула революция, а с нею – антропонимический взрыв. Святцы в стране безбожников уже мало кого волновали, и новорожденная могла отныне стать кем угодно. При реальной опасности оказаться Коминтерной или Даздрапермой некоторым все-таки везло: среди новых имен были и вполне человеческие. Например, Светлана. В 1920-х имя стремительно входит в моду, ощущаясь как «современное» и «интеллигентное». А уж после того, как им назвал свою дочь отец всех времен и народов, Светлан стало появляться все больше. Настолько, что связь и с Жуковским, и со Сталиным очень скоро была утрачена. Светлана 1931 года рождения признавалась автору книги: собственное имя казалось ей пришедшим «откуда-то из античности». В 1943 году попало оно и в святцы. За свою популярность имени пришлось, однако, заплатить слишком дорого. «Продержавшись на необычайной высоте в течение двух десятилетий» – в 1930–1940-е, – имя начинает сдавать позиции. В следующие 20 лет оно остается еще очень распространенным – правда, в основном в провинции. Потом – обрыв. Если в 1961 году в Калининграде Светлана была еще в первой десятке самых употребительных имен, то в 1994-м из новорожденных девочек так не назвали уже ни одной. «Обилие Светлан, расширение социального, географического и национального диапазона этого имени все больше расшатывало позитивное отношение к нему в образованных слоях общества. Росло ощущение его банальности, истрепанности». Оно стало казаться «искусственным», «ненастоящим». Даже самим Светланам стало не вполне уютно с собственным именем. Многие начали изобретать себе имена поблагороднее: Лана, Вета… «Как это обычно происходит с модными именами, пережив успех в крупных городах, в культурных слоях общества, Светлана начинает перемещаться на географическую и культурную периферию, в менее образованные круги» – и неминуемо приобретает «простонародный привкус». Так «имя, пришедшее в жизнь из поэзии», оказалось «непоэтичным» и даже «низким». И это, между прочим, – обещание большого будущего. Просто должно пройти время. Где были каких-нибудь лет 30–40 Устиньи, Глафиры, Агафьи? – не говорю уже о Евдокиях и Феклах. Дарьи – сегодня слишком даже обычные – и те были экзотикой. Мало кому в 1960–1970-х приходило в голову назвать свою девочку каким-нибудь из этих «простонародных», казалось бы, безнадежно «устаревших» имен. Сегодня они переживают расцвет: кажутся глубокими, густыми, таинственными. А имя Светлана выцвело, кажется, совершенно. Оно снова, как и в самом своем начале, почти уже не имя – скорее знак социального и культурного статуса. Правда, невысокого и незавидного. В имени появился стойкий привкус неудачи и второсортности. Между тем замечено: самые сильнодействующие, самые богатые ассоциациями имена поднимаются как раз из темноты забвения, с социального и культурного дна – и, будучи извлечены на свет, оказываются неожиданно диковато-яркими. Забытые, они становятся событиями – и могут насыщаться новыми ожиданиями. Имя Светлана – больше не искусственное: у него были – и никуда уже не денутся – несколько десятилетий самой интенсивной подлинности. Такое даром не проходит. У него есть шанс.материалы: НГ-ExLibris© 1999-2007 Опубликовано в НГ-ExLibris от 21.06.2007 Оригинал: exlibris.ng.ru/koncep/2007-06-21/11_svetlana.html Мой сайт: Zetlanas.mirtesen.ru Рейтинг: +10 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А вообще-то мода на имена это плохо, надо всем разные.
А может, постараюсь, что в этом году лучше пусть будут называть Светланами и Миленами. Кстати, читала в газете "Оракул", что этот год по славянской астрологии - год коровы Земун, благоприятно детей называть славянскими именами.
С активными ссылочками аккуратнее. На нашем сайте не приветствуются переходы на сторонние ресурсы. Если Вы хотите указать сайт или страницу не ставьте перед названием сайта/страницы WWW или HTTP во избежание автоматической трансформации ссылочный переход
С уважением Стеллавита
Понравилось мне просматривать и перечитывать эту интересную работу Елены Владимировны Душечкиной (а надо сказать, что с Еленой Владимировной я лично знакома, за что благодарю наш Университет культуры и конференции на кафедре). Но если первую часть я читаю (или просматриваю) с упоением, черпая ранее незнакомую мне информацию (например, очень захотелось прочитать упомянутую поэму Востокова «Светлана и Мстислав»), то фактами, изложенными во второй части, я возмущаюсь. Но это возмущение к лучшему, потому что оно приводит не к кухонной брани, а к написанию своей статьи и приведению авторитетных доводов.
Вот какие факты, связанные с именем Светлана, рассматриваются в главах, относящихся к современной ситуации: «Вследствие постоянной тенденции к обновлению именника интерес к имени Светлана постепенно начинает спадать. Продержавшись на необычайной высоте более двух десятилетий, оно сдаёт свои позиции, оставаясь, впрочем, и в 1970-е г. Ещё очень распространённым. Высокая частотность этого имени неизбежно приводила к возникновению ощущения его банальности, «истрёпанности» и к утрате присущей ему поэтичности, которая столь остро чувствовалась в годы роста его популярности. Обилие девочек – Светлан вызывало раздражение у самих его носительниц». Я скажу: на вкус и цвет товарищей нет, но Светлана, на мой взгляд – не то имя, которое может потерять поэтичность. Кто-то скажет: «А как же ты говоришь, что любишь только необычные имена?» Это я действительно так говорила, имея в виду женские имена. К мужским именам я всегда относилась лояльнее, несмотря на какие-то предпочтения. Я отвечу: может, я не совсем точно выразилась, дело в том, что я не люблю православные женские имена (за редким исключением), люблю только католические и славянские. Светлана как раз славянское имя, за такие имена ратуют представители неоязычества. Эти товарищи призывают, чтобы в славянских странах должны быть славянские имена, потому что имя должно что-то обозначать, чего-то желать. Очень верно говорит на эту тему Озар Ворон в трактате «Три заметки об именах»: «Задумывался ли кто-нибудь над тем странным, в общем-то, местом, которое в нашем обществе и языке занимают имена людей? Не секрет, что имена в русском языке делятся на имена собственные и нарицательные, но личные, человеческие имена стоят совсем уж особняком… Когда-то имя что-то обозначало, чего-то желало, оберегало – выполняло множество предназначений. У современного имени одна роль – обозначать данного субъекта… Горстка сохранившихся в употреблении славянских имён – что-то около дюжины общим счётом – погоды не делают… Но ведь это положение ненормально! Веками в большинстве культур имя что-то значило, не просто обозначало человека, а говорило о каких-то его реальных или желательных качествах. Оно связывало человека с миром, а не отделяло от него. Славянин Волк, немец Вольф, индус Врика были связаны именами и с языком своего народа, и с окружающим миром, в котором водились их серые «тёзки», и с ценностями племени – ибо родители, называвшие так своих детей, желали им обретения каких-то качеств этого сильного, красивого, гордого и живучего хищника. Сейчас же имя вырывает человека из мира, ничего о нём не говоря… И когда философы 20 века горько задумываются о явлении полного (тотального, как они любят выражаться) отчуждения человеческой личности в современной культуре, то отчего бы не задуматься им о роли современных имён в создании этого отчуждения?»
Я не могу радикально поддержать эту идею (совсем отвергнуть заимствованные имена), но с тем, что нужно, чтобы имя несло смысл, я полностью согласна. Не могу отвергнуть заимствованные имена хотя бы потому, что давно у меня любимыми женскими именами стали упомянутые мной католические: Виолетта – как раз в связи с красивым значением: «фиалка», Диана (в честь героинь комедий Лопе де Вега, я себе взяла такой литературный псевдоним) и Жанна (в честь героини второго плана в романе Дюма «Графиня де Монсоро»). Для того, чтобы имя не звучало бессмыслицей, хорошо поинтересоваться по специальным словарям, что оно значит. А некоторые заимствованные имена понятны уже на слух в связи с тем, что в языке у нас встречаются латинские слова (таков приведённый случай с Виолеттой, потому что фиалки иногда называют «виола», или широко известно значение имени Марина – «морская», благодаря созвучному названию жанра живописи, а заодно стихам Цветаевой). Но славянские имена нам на слух понятны чаще всего, поэтому стоят того, чтобы их активно вводили в обиход. Так что, можно сказать, что я частично поддерживаю неоязычников. Это я всё к тому, что совершенно не понимаю того пренебрежения к Светам, которое наблюдалось в современных текстах, изложенных уважаемой Еленой Владимировной, где, как она пишет, «милая Светлана» оказалась почти полностью вытесненной вульгарной, необразованной и (чаще всего) сексуально озабоченной Светой/Светкой». Не знаю автора этой концепции, но решительно осуждаю и скажу, что это результат того, что у нас подход к именам далеко не такой осмысленный, какой должен быть (находятся, слава богу, люди, которые смотрят в корень, изучают происхождение имён). В современном обществе имя, как говорит Озар Ворон, превратилось в «бирку». Вот это и приводит к таким немысленным результатам, тогда как Светлана (и сокращённое Света) – это как раз то имя, которое несёт понятный для русского языка и хороший смысл: «светлая», «несущая свет». Хорошо будет, если так же, как прижилось после революции имя Светлана, приживутся другие славянские имена: Лада, Милена и Милен, Радосвета и Радосвет. Надо бы, чтобы сайты по славянской тематике появились в Интернете не только для тех, кто признаёт языческие божества, но и для широкого круга, пусть там будут просветительские статьи об именах. Затем пусть широким тиражом издаются книги по этим материалам, и пусть они печатаются в такой серии, чтобы были доступны всем.
Если с Еленой Владимировной я, конечно же, уважительно разговариваю, то этого я бы отругала, потому что Светлана - не второсортное имя, это настоящее имя со смыслом, а не что-нибудь непонятное. Лучше - дать ему по голове статьёй Озара Ворона.
Хоть я приняла католическую религию, язычников я бы посадила в правительство, они таким, как автор этой рецензии, покажут кузькину мать.
Оставить свой комментарий