Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 61


Тест

Тест Склонны ли Вы плести интриги на работе?
Склонны ли Вы плести интриги на работе?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Психология атеизма: социальные и личные мотивы

В среде многих интеллектуалов принято считать, что вера в Бога покоится на всевозможных иррациональных, незрелых потребностях и желаниях, а вот атеизм и скептицизм, наоборот, опираются на рациональную и зрелую оценку состояния вещей. Как человек, который родился в христианской семье, затем стал атеистом и только через десятки лет вернулся к вере в Бога, я хотел бы поделиться собственным опытом.



Я получил христианское воспитание, хотя и довольно поверхностное. Атеистом стал в колледже в 50-е годы. В аспирантуре и в Нью-Йоркском университете, где работал практическим психологом, я по-прежнему не верил в Бога. В христианство обратился (точнее, вернулся к прежней вере) в возрасте почти сорока лет, неожиданно для себя, все в той же нерелигиозной среде университетских психологов Нью-Йорка.



Я бы не стал утомлять вас подробностями своей биографии, если бы не желание показать на собственном примере, почему двадцать лет (с восемнадцати до тридцати восьми) не верил в Бога. Сегодня у меня нет сомнений, что мои атеизм и скептицизм были порождены поверхностными, иррациональными причинами, не имеющими, как правило, интеллектуальной или моральной цельности. И я уверен, что причины эти по-прежнему распространены в интеллектуальных кругах, и в особенности среди ученых, имеющих дело с общественными науками.


Вот основные факторы, породившие мой атеизм (впрочем, тогда я вряд ли это осознавал).

Общие социальные причины. В юности меня очень тревожил мой социальный статус. Во-первых, я был уроженцем Среднего Запада – происхождение до ужаса скучное, ограниченное и провинциальное. Что романтического или впечатляющего в том, чтобы родиться в Цинциннати, штат Огайо? Или в немецко-англо-швейцарских корнях? Выходец из среднего класса – среднее некуда. И вот, вырвавшись из унылого, недостойного (по моим представлениям) и социально постыдного прошлого, я стремился вступить в новый волнующий – нет, чарующий! – светский мир и прижиться в нем. Думаю, в последние два столетия подобные мотивы были характерны для множества молодых честолюбцев. Вспомним Вольтера, который сумел войти в блестящий, аристократический, изысканный Париж и до конца жизни стыдился своего мещанского, провинциального происхождения. Вспомним о том, как ассимилировались евреи, вырвавшиеся из своих гетто. И сравним с прибывшим в Нью-Йорк вышеупомянутым молодым человеком, который стесняется своих консервативных родителей. Социальное давление такого рода отвратило многих от веры в Бога и от всего, что с ней связано.
Помню, у нас в аспирантуре проходил небольшой семинар, где оказалось, что едва ли не у каждого участника был подобный опыт социальной адаптации к «современной жизни». Один из нас жаждал освободиться от своих южных баптистских корней, второй бежал из маленького мормонского городка, третий – из нью-йоркского еврейского гетто в Бруклине. Четвертым был я.


Социальные причины частного характера. Стать атеистом меня побуждала и другая немаловажная причина: я хотел, чтобы меня признали коллеги, важные и влиятельные ученые-психологи, особенно мои преподаватели в аспирантуре. Став аспирантом, я тщательно овладевал специфической субкультурой академической психологии. Мои наставники из Стэнфордского университета, как бы ни расходились их профессиональные взгляды, были едины в двух моментах: в профессиональном честолюбии и в отрицании религии. Как сказал псалмопевец: «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» (Псалом 9:24-25).


Приспосабливаясь к окружению, я учился вести себя «как подобает»; совершенно так же учился и «мыслить, как подобает настоящему психологу», равняясь на «правильные» (читай – «атеистические») идеи и позиции.


Комфортный образ жизни. И наконец, в этот список поверхностных, но тем не менее сильных иррациональных факторов, подталкивающих к атеизму, хочу внести и житейское стремление к легкой жизни. Вне всяких сомнений, в нашем неоязыческом светском мире крайне неудобно быть верующим и вести соответствующий образ жизни. Вернувшись к вере, я отказался от многих житейских удовольствий и лишился изрядной части свободного времени.


Кроме того, религиозная жизнь требует времени и определенных финансовых расходов: верующий посещает церковные служения, участвует в церковных группах, молится, читает Библию, помогает окружающим. Для человека занятого (как я, например) это не так уж просто. Вне всяких сомнений, обращение к вере связано с серьезными неудобствами.


Вы можете подумать, что подобные соображения важны разве что для незрелого юнца, наподобие того, каким я сам был в двадцать лет. Но нет. Приведу в пример Мортимера Адлера, известного американского философа и писателя, который много размышлял о Боге и религии. Одна из последних его книг называется «Как думать о Боге. Пособие для язычников XX века». Адлер энергично доказывает существование Бога и в последних главах книги уже почти готов принять Его, но все же не решается сделать последний шаг и остается «в обширной компании религиозно не присоединившихся». Возникает впечатление, что это решение идет скорей от воли, чем от ума. И, как отмечает один из критиков, тому есть подтверждение в автобиографии Адлера. Размышляя о том, почему он дважды останавливался в шаге от религиозного обращения, Адлер приходит к выводу, что «причина кроется в состоянии воли, а не в состоянии души». Далее Адлер замечает, что обращение к религии «потребовало бы от меня в корне изменить образ жизни». «Дело всего лишь в том, что я не хотел принять образ жизни истинно верующего человека».

Именно так! Вот в высшей мере честное и осознанное признание того, что быть «истинно верующим человеком» слишком сложно, слишком неудобно. Осмелюсь предположить, что именно такие поверхностные причины и определяют позицию многих неверующих.

Итак, подытожим: атеизм как нельзя лучше подходил мне и для удовлетворения социальных амбиций, и для осуществления профессиональных задач ученого-психолога, и для моей тяги к комфортному образу жизни. Скажу честно: для меня в атеизме таились все прелести возвращения в пубертатный период.

Источник: www.creationism.org



Марина Богородь   6 января 2010   704 0 0  


Рейтинг: +1




Тэги: вера





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.