Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
История Владимирской горки
Парк Владимирская горка в Киеве – это любимое место отдыха туристов, значимый исторический памятник, а также удивительно красивые пейзажи города, открывающиеся с высоты птичьего полета. Киевляне давно уже привыкли к тому факту, который жителям других городов кажется необычным. Ведь стоит задуматься: как так могло случиться, что парадный центр такого мегаполиса, как Киев, может мирно соседствовать с вершинами, покрытыми лесом. Имя одной из таких вершин Владимирская горка. Отсюда, как на ладони, видны Подол, Днепр, Труханов остров и Дарница.
История парка Владимирская горка очень интересна и познавательна. Многие ученые сходятся во мнении, что эта вершина просто не могла не привлечь градостроителей, поскольку расположена она в том месте, где встречаются горы и Днепр, а Подол, низкий берег между горами и рекой, сужается здесь до одной небольшой улочки. В эпоху Древней Руси на вершине был построен Михайловский Златоверхий собор, который окружали бревенчатые постройки. После нападения на Киев татаро-монгольских войск, эта местность значительно опустела, а гора за монастырем стала использоваться как кладбище. Спустя многие годы, с началом 19 века, когда Киев из небольшого ярмарочного городка превращается в крупный губернский город, ситуация кардиальным образом меняется. Местные власти, пытаясь повысить статус Киева, берутся что есть мочи прославлять князя Владимира, который был известен не только как креститель Руси, но и как великий просветитель и реформатор. Князь Владимир (ок. 960-1015) До принятия христианской веры Владимир отличался довольной буйным нравом и развращенностью. У него был обширный гарем из 300 наложниц только в Киеве и множество жен. Ужасная жестокость Владимира умножала новые жертвы. В то время Русь стала заметным государством в Европе и назрела необходимость или реформировать языческую религию или принять одну из мировых. Владимир понимал, что принимая какую-нибудь из мировых религий, Русь приобретала союзников среди государств той же веры. Так, в 1830-х годах именем князя Владимира нарекают вновь отстроенную главную улицу города, в его честь называют только что основанный университет. Вскоре возникает новая идея – установить памятник Святому Владимиру на пустующей на то время горе над самым центром города – Крещатиком. От момента принятия подобного решения до его реального воплощения в жизнь прошло достаточно много времени. Торжественное открытие монумента Святому Владимиру, крестившему Русь, состоялось в 1853 году. Удивителен тот факт, что на этом месте традиционно проходят разнообразные молебны, а сам памятник так и не был освящен. С тех пор горка стала называться Владимирской. Приблизительно в это время здесь закладывается одноименный парк. Однако в связи с конфликтами, которые возникли между городскими властями и духовенством по причине установления памятника, вопросом благоустройства парка так никто и не занимался в течение многих лет. Со временем парк Владимирская горка становится популярным местом отдыха горожан. Наибольшего пика своей популярности он достигает в 1860-1880 годы. Еще один немаловажный момент: парк Владимирская горка был единственным на то время бесплатным парком в Киеве, все остальные были окружены оградой, а за вход брались деньги. Если местная аристократия начинала свои прогулки в городских парках только с наступлением тепла, то посетители в парке на Владимирской горке были круглогодично. Многие писатели отображали в своих произведениях красоту Владимирского парка. Так, Константин Паустовский в одном из своих очерков написал: "Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра, наблюдаемого с Владимирской горки". Это событие тогда привлекло значительное внимание общественности. Побывав в парке Владимирская горка, и полюбовавшись красотами, открывающимися с его вершины, нижегородский купец Василий Кокорев решил поспособствовать местным властям в благоустройстве парка. В 1863 году он предоставил средства для строительства беседки на верхнем обрыве горки. Подарок был принят, но работы начались только в конце века. На тот момент, процент от положенных в банк денег возрос в четыре раза и, средств хватило на установку даже двух беседок. Так называемые "кокоревские беседки" и по сей день находятся на Владимирской горке и под Андреевской церковью. К 900-летнему юбилею со Дня Крещения Руси, в 1888 году, в парке Владимирская горка устроили грандиозные народные гуляния. У памятника князю Владимиру был организован водосвятный молебен. Однако праздник омрачило одно событие. Одновременно с молебном на верхней террасе проходил военный парад, во главе которого верхом проезжал киевский генерал-губернатор Александр Дрентельн. Внезапно он покачнулся в своем седле и упал с коня. К сожалению, подоспевшие медики уже не смогли ничем помочь, генерал-губернатор скончался от апоплексического удара. Впоследствии такая загадочная смерть в эпицентре празднований стала обрастать легендами и домыслами, доходившими порой до абсурда. На месте несчастного случая был установлен "дрентельнов обелиск", напоминающий горожанам, насколько быстротечной может быть человеческая жизнь. С масштабным распространением электричества в 1890 году в парке Владимирская гора в Киеве появилось еще одно чудо – на памятнике Святому Владимиру зажглась иллюминация. В булгаковской "Белой гвардии" красноречиво описывается, как каждую ночь в руках у Владимира сиял крест, являясь своеобразным маяком для плывущих по Днепру лодок. В 1900 году на Владимирской горке произошло еще одно незаурядное событие – был открыт первый электрический подъемник. Наклонная дорога была построена на деньги европейских предпринимателей. Поначалу ее называли элеватор, а потом все привыкли к казалось бы далеко не русскому названию "фуникулер", которое и прижилось. Для киевлян подъемник стал просто незаменим, ведь трамвайные линии подходили прямо к входным дверям верхнего и нижнего павильонов фуникулера, чтобы было очень удобно и экономично по времени. В планах городских властей было строительство подобных подъемников и в других районах Киева, но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь, фуникулер на Владимирской горке остался единственным напоминанием о быстрых темпах научно-технического прогресса начала 20 века. В 1902 году внимание гуляющих по парку Владимирская горка людей привлекал недавно отстроенный павильон, где демонстрировались сцены распятия Христа. Панораму поочередно перевозили то в Одессу, то в Харьков, но по возвращении в Киев, ее разобрали на части, а полотно передали в Киевский художественный институт. Одним из преданных поклонников красоты Владимирской горки был Иван Нечуй-Левицкий, создавший произведение "Вечер на Владимирской горе" – своеобразное признание в любви этому историческому месту. Каждый день в одно и тоже время он выходил из своего дома, причем следовал одним и тем же маршрутом: от нынешней станции метро Театральная поднимался к Оперному Театру, затем шел по Владимирской улице на Владимирскую горку, чтобы до шести вечера сидеть неподвижно, любуясь красотами Киева. На Владимирской горке процветал "Биограф-тир", в "Ша-то-де-Флер" (на месте нынешнего стадиона "Динамо") было построено кафе с танцевальными залами, галереями, балконом. Гуляния в парке проходили под музыку военного оркестра, щелкали выстрелы в тире, аллеи освещались „потоками электрического света". В 1879 году при "Шато-де-Флер" было основано Русское драматическое общество. Здесь давали спектакли русские и украинские театральные труппы. История монумента святому Владимиру крестителю Руси началась в 1840 годах с реконструкции Владимирской горы. Склон укрепили, а на склоне сделали промежуточную террасу. Известный русский скульптор Василий Демут-Малиновский предложил поставить памятник князю Владимиру над тем самым местом, где совершалось крещение русского народа. Царь Николай I самолично выбрал вариант монумента с фигурой князя на высоком пьедестале. С сооружением памятника вышла небольшая заминка — киевский Митрополит заявил что противоестественно ставить памятник-идол в честь того самого князя который низвергал языческих кумиров. Но нашли компромиссный вариант — столичные власти утвердили присланный Филаретом проект Владимирского Собора. Фигуру Владимира изготовили в Санкт-Петербурге, и отправили в Москву на поезде, а из Москвы в Киев ее пришлось везти на конях, так как на тот момент железной дороги соединяющей их не было. Торжественное открытие памятника состоялось осенью 1853 года. Статую поставили на восьмигранном кирпичном пьедестале облицованным чугуном с рельефными изображениями крещения Руси и покровителя Киева архистратига Михаила. У подножия фигуры изображены оружие, символы плодородия, факел просвещения. На Кресте Святителя Руси установили сперва газовые рожки, а после электрические лампочки — в ночной тьме крест сверкал и был виден издалека. Это место стало любимым местом прогулок киевлян — тут были проложены удобные дорожки, установлены скамейки, фонтан и даже чайный павильон. В советские времена памятник (наряду с Богданом Хмельницким на Софиевской площади) стал один из двух монументов, сооруженных до 1917, которым удалось уцелеть. Однако с него пытались сбить все барельефы религиозного содержания, в связи с чем памятнику понадобилась реставрация в 1953 году. Существует несколько легенд о том, что скрывается под постаментом статуи. Одна гласит что под ним спрятаны несметные церковные сокровища, другая утверждает что под постаментом находится мощный подземный источник, и именно это спасло памятник от разрушения в годы фашисткой оккупации (немцы испугались что вода зальет город). Михайловская (Владимирская) горка получила свое имя от Михайловского Златоверхого монастыря, а указать его местонахождение (и вообще вспомнить, что такой монастырь в Киеве существовал) еще не так давно не смогли бы девять из десяти горожан. И даже сейчас, когда главные здания монастыря восстановлены (точнее, отстроены в прежних формах из новых материалов), его, чтобы было понятнее, величают "монастырь над Владимирской горкой". Возник монастырь в конце XIV века вокруг древнерусского Михайловского Златоверхого собора, а тот был построен еще раньше, в самом начале века XII, и назван так из-за невиданного прежде в Киеве золотого покрытия купола. Знаменит был собор и чуть ли не единственной в Киеве реликвией "европейского ранга" - мощами святой Варвары. Скорее всего, это фальшивка, но многовековое поклонение сотен тысяч паломников, несомненно, сделало ее подлинной святыней, и прихожане уделяли ей намного больше внимания, чем уникальным михайловским мозаикам. После разрушения храма в 1936 году мощи оказались во Владимирском соборе, а мозаики - в Софийском. А название "Владимирская горка" известно в Киеве только с 1853 года, когда на одной из террас Михайловской горы воздвигли двадцатиметровый памятник святому князю Владимиру. Рассказывали, что киевский митрополит Филарет отказался освящать богопротивного "идола", и уговорить упрямого владыку удалось, только пообещав реализовать его собственную идею - построить в Киеве храм в честь Крестителя Руси; так и появился в городе Владимирский собор. Никакого парка на Владимирской горке тогда не имелось и в помине, даже деревья здесь не росли, и памятник стоял фактически на пустыре, где единственной его соседкой была водонапорная башня. Склоны горы зазеленели только к началу XX века трудами киевских садовников. Тогда-то и стала горка с ее клумбами, газонами, беседками и дорожками всенародной любимицей. Восстановленный Михайловский собор. Ну и, конечно, без негатива мои посты не бывают. Построенный в начале 80-х новый музей Ленина (тепкрь Украинский дом) вызвал у киевлян естественный негатив. Оставив в покое Владимира Ильича, никто не понимал зачем нужно было частично сносить любимое место отдыха киевлян. Зато дождались приезда на открытие дорогого Леонида Ильича. Сейчас даже то, что осталось, под угрозой окончательной потери. Средняя терраса Владимирской горки, где расположен памятник Владимиру Мономаху, потрескалась и находится на грани разрушения. Дыры в асфальте достигает полутораметровой ширины. Асфальт проседает и ближе к памятнику. Глава Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко видит причину разрушения одного из знаковых мест столицы в массовой вырубке деревьев: "Из-за массовой вырубки деревьев, которые удерживали склон, горка осталась неукрепленной. Положение ее настолько ужасно, что достаточно недели проливных дождей, чтобы весь склон с памятником в мгновение ока сполз вниз!" Грустно на все это смотреть. Рейтинг: +11 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
вот почему-то Михайловский собор воспринимается мною как новодел, хотя собору это однозначно безразлично
наш-то собор в Одессе снесли и затем выплатили компенсацию, потому как собор был одним из ориентиров на навигационных картах
Перемены....да не будет их
Оставить свой комментарий