Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 38


Тест

Тест Развита ли у Вас интуиция?
Развита ли у Вас интуиция?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Код да Винчи по-киевски

Код да Винчи по-киевски Версия ученого: Название нашей столицы происходит от слова «кий» – шеста, с помощью которых строились наплавные переправы через Днепр

Кто только не «основывал» Киев: и варяги, и хазары, и готы, и гунны – споры об истории основания нашего города ведутся еще со времен Нестора Летописца. Древнерусский историк изложил всем известную легенду о трех братьях и сестре Лыбедь, но и сам, похоже, в ней сомневался, доказывая, что как Александрия именована в честь Александра Македонского, так и Киев назван в честь некоего Кия-основателя.

Вот только в Европе насчитывается больше 60 «киевских» топонимов: например, городок Киевица и село Киево в Польше, село Киев в Венгрии, поселок Киево в Косово. И всех их основал великий Кий? Сомнительно. А археологи и вовсе находят в Киеве монеты, которым свыше двух тысяч лет. Чтобы разобраться в версиях происхождения нашей столицы, «Газета...» встретилась с исследователем истории периода до Киевской Руси, писателем-киевоведом Виктором Яновичем.

– В Киеве еще в первые века нашей эры был перевоз, переправа через Днепр. Причем не просто лодка и Кий-перевозчик, как гласит одна из версий, а настоящий понтонный мост. Роль понтонов играли лодки, которые привязывали к воткнутым в песчаное дно сваям – киям. Отсюда и Киев перевоз. Такое происхождение названия вполне естественно для Европы: например, Франкфурт – перевоз франков, Оксенфурт – это бычий перевоз. А многочисленные «киевские» названия сел и городков в нашей и соседних странах – так ведь переправ-то сколько было! Вот только в основном переправлялись на лодках, отталкиваясь от дна шестами-киями. А сам процесс называли «киюванням».

Вообще, понтонные мосты строили не только у нас, однако если в других городах лодки соединяли канатами, закрепленными на берегах, то Киев использовал свою, особую технологию. Более того – была даже разводная секция, чтобы пропускать суда. Конечно, и проезд по мосту, и проезд по Днепру через створ моста были платными – с того город и жил. На зиму мост разбирали, чтобы не снес ледоход, ремонтировали; делал это персонал переправы – кияне.

– Почему же мост построили именно здесь, чем так особенно место нынешнего Киева?

– Этот перевоз возник не на пустом месте: раскопки говорят, что тут непрерывно жили люди довольно мощными обществами еще с IV тысячелетия до н.э. А со временем Киев стал крупнейшим торговым центром региона – ведь все пути здесь пересекались.

– Однако дошедшие до нас древнерусские летописи молчат о переправе. Почему?

– Киев ведь контролировал путь из варяг в греки и являлся посредником в торговле. Варяги и северные русы были очень недовольны существованием Киева, они даже Киев перевоз называли «чудище на Днепре». Есть предположение, что Олег был направлен в Киев с целью разрушить перевоз. И выполнил «задание», ликвидировав выгодное предприятие. Впрочем, деньги казне все равно были нужны – и Олег начал наращивать войско, обложил данью окрестные земли. Так Киев из торгово-транспортного центра превратился в военно-политический. Естественно, Нестор Летописец спустя два века уже мог не знать об этой истории. А вообще, основание Киева приписывали себе многие народы, особенно претендовавшие на здешние земли.

– То есть доолеговский Киев можно сравнивать с греческими торговыми городами-полисами?

Судя по найденным в Киеве греческим монетам, с II века до н.э. Киев вел активную торговлю через Ольвию – город-полис в низовье Днепра. Греческий географ II века Клавдий Птолемей указывает координаты городов на Днепре, среди которых в районе Киева – Амадока, занимавший фактически территорию дореволюционного Киева. Интересно, что с греческого это слово переводится как «сплотка бревен» – то, с чем у путника в первую очередь ассоциируется перевоз. Тогда как для киян перевоз в первую очередь – с таким трудом забитые в дно реки опоры-кии.

– В своей книге «Наследие тысячелетий» вы пишете о крепости-верфи готов Самбатас, располагавшейся в районе современных Выдубичей. Что предки современных немцев делали в Киеве?

– В начале III века в наши края пришли готы, чтобы дальше отправиться на юг и завоевать черноморское побережье и Крым. Тогда там было Боспорское царство, мощная морская держава, которую победить без флота невозможно. Строить корабли у моря, под носом у неприятеля, готам было не с руки, да и леса на юге не было. А в районе Киева был и стройматериал, и мастера, обслуживающие Киев перевоз и проезжих путников. И вообще, в те времена лодки были основным транспортом, а реки, даже маленькие, служили дорогами. Вот готы совместно со славянами и организовали верфь в устье Лыбеди примерно в 250 г. н.э, неподалеку обустроили и крепость. Называлось это место Самбатас
– «сбор челнов» в переводе с немецкого.

Готы ушли, а судоверфь осталась. Именно тут принимали суда с верховий Днепра – «из варяг», и готовили к морскому пути – «в греки». Название Самбатас в киевской топонимике не сохранилось, но можно предположить, что крепость-верфь располагалась у нынешних Выдубичей, в устье Лыбеди: рядом расположены Бусова гора и Бусово поле, а «бус» в переводе с древнеславянского – лодка, корабль. В «Слове о полку Игореве» «готские красные девы», а вероятно, все же «гатские» (гать – плотина), – так в старину называли русалок – «звеня русским золотом, воспевают время бусово». Надо полагать, речь идет о временах, когда по Днепру сновали торговые караваны и при кораблекрушениях золото попадало в реку, к русалкам.

– Получается, что во времена готов древний Киев достиг наибольшего расцвета?

– Пик развития – перед гуннским нашествием, это вторая половина IV века. Первый поход гуннов пришелся на 375 год, Киев нападению не подвергся, однако были перекрыты торговые пути на юге, и город пришел в упадок. За гуннами пришли авары – они уже в открытую уничтожали Киев и втянули восточных славян, населявших город, в войну с Римской империей.

– А что же Кий, был ли это реальный человек, если название нашего города происходит от ключевой части переправы?

– Кий – это титул владельца перевоза и всей его инфраструктуры. Хотя есть и реальный исторический прототип летописного князя. Византийский император Юстиниан пригласил славянина Хильбудия в 533 г. для охраны границы Фракии и устройства перевоза. Кстати имя можно пояснить как Кийбудий – строитель перевоза («будий» по-украински и по-польски означает строитель). Впоследствии был приглашен еше один Хильбудий, в 546 г., – может, отсюда упоминания Нестора Летописца о двух походах Кия в Царьград. В пользу этой версии – найденная археологами близ Константинополя могильная плита с надписью «Хильбудий сын Самбатаса». А нигде, кроме Киева, такое название не встречается.

«Газета...»

Может, символично, что чиновники времен застоя датой основания Киева выбрали время упадка великого Киева-Амадоки – V век. При всех возможностях наш город, увы, пока не может похвастаться ни региональным политическим влиянием, ни крупными оборотами торговли. Впрочем, почти на месте того самого Киева перевоза строится уникальный Подольский мост без опор, построенных на дне реки, а реконструкция магистралей и аэропортов должна привлечь в город новые транзитные потоки. Так, может, вернется в Киев «время бусово»?

Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК

Настоящее лицо моего города



То, что изображено на картинке, - не «штрихи к портрету» неизвестного художника. Так выглядит из космоса рельеф правобереж­ной части Киева.

«Первооткрыватели» такого вот лица нашего города не гоняются за сенсацией. Они хотят спасти этот красивый профиль.

Природа не устает подбрасывать нам загадки, а человечество - искать ответы на них. Тайны Бермудского треугольника, радиальных борозд острова Мальта, математических и астрономических познаний индейских племен и другие много веков подряд будоражат умы людей. В поисках разгадки этих явлений даже самые убежденные материалисты и атеисты нет-нет, да и приходят к мысли о божественном или космическом вмешательстве. Но... Нас там не было, своими глазами мы этих чудес не видели... А теперь и у нас появилась своя тайна. И называется она «Лик Киева».

Первым разглядел лик Киева архитектор Георгий Куровский, бывший главный художник Киева, заместитель главного архитектора. А подтвердили его догадку фотографии Киева, сделанные со спутника компанией «Визиком». Как рассказал директор компании Владимир Колинько, с «оригинала» последовательно убрали «слои» застройки и растительности, и получилось то, что вы видите - «голый» рельеф нашего города. Низины окрашены более темным цветом, холмы и возвы­шенности - светлым. А в целом все это очень напоминает очертания человеческой головы.

- Относиться к этому можно по-разному, - говорит Владимир Колинько. - Но не задуматься нельзя. Может, хоть это заставит чиновников и инвесторов отно­ситься к городу как к живому существу, а не как к огромной площадке для зарабатывания денег...

Кто ты, незнакомец?



Смотрите! Линию лба - то есть того места, чем обычно человек думает, - образует склон Днепра в районе Печерска. И действительно, именно в этом районе традиционно заседала «думающая» верхушка города. Там расположен царский Мариинский дворец, здания парламента, правительства и аппарата президента. Интересно, что в центре «лба», там, где традиционно рисуют «третий глаз», - расположена

Киево-Печерская Лавра. Еще две святыни Киева - Софийский и Михайловский Златоверхий соборы - находятся прямо в «глазнице». Разрез глаза образован Кре-щатым яром, то есть Крещатиком.

Гуляя по узким подольским улочкам, мы, оказывается, передвигаемся по носу Киева. Форма губ вылеплена рельефом Репьяхова Яра. Здесь же, в устах, раз­мещена древнейшая Кирилловская церковь.

Подбородок «человека» вылеплен поймой древней киевской реки Сырец, затылок (хвостик Будды? христианский символ рыбы?) - поймой реки Вита. Ухо Киева - это не что иное, как Совское урочщище, а висок - Совские озера. Скула-Лыбидь. Причем, если вглядеться в это «лицо», станет понятно, что это далеко не уро­дец, а антропологически правильное лицо.

На кого похож Киев?

Авторы идеи описывают «портрет» по-разному. Архитектор Куровский, например, обращает внимание на правильной формы нос и выдаю­щийся подбородок «головы». Он называет это лицо атлантоподобным. Такими изображали древнеегипетских сфинксов. Владимир Колинько обращает внимание на глаз. «Я вижу целеустремленный взгляд, непростой», - говорит он. Если наложить на рельеф Киева схему улиц, станет понятно, что они не мешают восприя­тию лица, а наоборот, подчеркивают основные черты, формируют их. Недаром ведь Георгий Куровский разглядел лик Киева на обычной плоской карте города, задолго до создания «космических» снимков.

Не затыкайте нам уши!

Кто подсказал нашим предкам, где закладывать крупнейшие киевские храмы? Как случилось, что именно те культовые сооружения, которые «размещены» в «чертах лица», являются сегодня визитными карточками города? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности, но сам факт должен заставить задуматься всех, кто причастен к формированию того, что называют «современным обликом Киева». Чтобы этот облик не изуродовал истинный лик Киева и не стал посмертной маской нашего города.

Лик Киева нужно сберечь. Вряд ли еще хоть один город в мире может похвастать тем, что имеет такое вот свое лицо. Между тем многие «черты» киевского «лица» могут стереться очень скоро. Ухо Киева, Совские пруды, как известно, собираются «заткнуть», стереть с лица города, принеся его в жертву новому строительству. Та же участь ожидает речку Сырец. Если этим планам суждено будет сбыться, Киев действительно потеряет свой облик, свое лицо. Сейчас он уникален, но после «хирургического вмешательства» строителей станет таким же, как сотни других городов. Безликим.

Источник: "Газета по-киевски"



Margaleta1945   16 апреля 2010   1514 2 18  


Рейтинг: +15




Тэги: Киев, история





Комментарии:

Лакшми # 16 апреля 2010 года   +1  
остальное позже , надо время...
Eagle # 16 апреля 2010 года   +1  
Спасибо! Очень интересный материал!
Eagle # 16 апреля 2010 года   +1  
Надо же!Неужели Атлатты свой след оставили!?Есть над чем подумать! Еще раз спасибо!
Margaleta1945 # 16 апреля 2010 года   +1  
Спасибо всем за отзывы. Буду тогда продолжать выкладывать интересности Киева и Украины.
Лакшми # 16 апреля 2010 года   +1  
Людочка , возмущению моему нет предела... как можно посягнуть на энергоструктуру столь древнего города , у меня нет слов???????????????
Margaleta1945 # 16 апреля 2010 года   +1  
Ой, я тебя умоляю, за баксы наша власть и Законы Божьи переделает!((((
Лакшми # 16 апреля 2010 года   +1  
Да, знаю, потому и противно(((
Veritas # 16 апреля 2010 года   +3  
Здорово! Очень интересный материал! ))
Margaleta1945 # 16 апреля 2010 года   +2  
Спасибо!
Eagle # 16 апреля 2010 года   +1  
Да, в основе каждого мегаполиса своя энергоструктура, своя задача и люди попадают туда не случайно. В основе Москвы-лучевая структура (расширение);в основе Питера - спиралевидная (преображение,трансформация). Киев здесь выступает, как хранитель основ древних знаний.
Margaleta1945 # 16 апреля 2010 года   +1  
Может быть, может быть... Пока человек еще очень мало знает об этом.
vasalina # 16 апреля 2010 года   +2  
oshen interesno
Margaleta1945 # 16 апреля 2010 года   +1  
Спасибо!
мамака # 16 апреля 2010 года   +1  
сколько новых исторических размышлений...
Margaleta1945 # 16 апреля 2010 года   +1  
Жизнь всегда ставит новые загадки.
татка7930 # 17 апреля 2010 года   +2  
Margaleta1945 пишет:
Так выглядит из космоса рельеф правобереж­ной части Киева.

обалдеть!!!!!
Rosmarin # 20 апреля 2010 года   +1  
Очень
Margaleta1945 # 20 апреля 2010 года   +1  
И это есть GOOD!)))


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.