Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 34


Тест

Тест Жалует ли тебя руководство?
Жалует ли тебя руководство?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Международный день музеев

Международный день музеев 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. И, конечно, те из нас, кто с нетерпением ожидает очередного похода в краеведческий музей своего города или встречи с раритетными экспонатами Эрмитажа или Лувра, также причастны к сегодняшнему празднику.





Международный день музеев (International Museum Day) появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.
По определению ICOM, музеи являются институтами на службе у общества и его развития.



Жака Перо, экс-президента ICOM, «музеи должны занять место в сердце общества и быть открытыми общественности. Развитие наших учреждений зависит в большой степени от помощи общественности, и мы должны предложить ей возможность поддержать наши цели и принять участие в нашей работе. Таким образом, необходимо, чтобы музеи и общество работали вместе, в духе творчества и инноваций».
Принято считать, что через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию, и с этим трудно не согласиться. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную работу.



В 2009 году тема Международного дня музеев была определена словами: Музеи и туризм (Museums and tourism). В 2010 году темой Дня стали слова: Музеи во имя социальной гармонии (Museums for social harmony).



Мы не будет сегодня останавливаться на истории Эрмитажа, а совершим виртуальную экскурсию
по залам Эрмитажа. А если быть еще точнее, тема материала — Скульптура в Галерее истории древней живописи.
Солнечный день в Петербурге – это всегда радость. Хочется без конца бродить по улицам, паркам и набережным. Но солнечный день может быть прекрасным и под крышей, если это крыша Эрмитажа. Как-то мне посчастливилось в такой день оказаться среди статуй, которые до этого всегда мне казались холодными и безжизненными. Свет солнца их сделал живыми. Сказочно похорошела Галатея, в которую вдохнула жизнь Афродита по просьбе Пигмалиона:


Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея. Конец 18 века.

Скульптура конца 18 – начала 19 века экспонируется сейчас в одном из красивейших интерьеров Эрмитажа — Галерее истории древней живописи. Располагается она в здании Нового Эрмитажа, которое было возведено при Николае I архитектором Лео фон Кленце как здание Императорского музея. Этот зал должен был предварять картинную галерею и напоминать посетителям о том, что живопись родилась еще в античном мире.

О древней живописи в начале 19 века любители искусства узнавали в основном из литературных источников. Поэтому изображения на стенах зала бесконечно далеки от тех подлинных произведений античной живописи, которые известны нам сейчас по материалам археологических раскопок. В то же время чрезвычайно любопытна попытка немецкого художника Г.Хильтеншпергера выполнить композиции в технике энкаустики – живописи восковыми красками. Эта техника упоминается античными авторами, а нам известна по фаюмским портретам. Картины Хильтеншпергера укреплены на стенах зала, а композиции в куполах были выполнены Карлоццо Дузи. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых есть и портрет Лео фон Кленце.



Скульптура классицизма конца 18 – начала 19 в. естественно вписывается в стилистически родной ей интерьер. Интенсивность цвета лишь подчеркивает изысканную белизну пластики. При этом беломраморные вариации на античные темы так же далеки от подлинной античности, как и живописные росписи на стенах зала. Греки и римляне активно использовали в скульптуре цвет.



«Три грации» — работа одного из ведущих мастеров европейского классицизма Антонио Кановы. Созданная в 1810-е годы группа пользовалась большим успехом у современников, воплощала идеал красоты эпохи, страстно увлеченной античностью. Грации или хариты, дочери Юпитера и Эвриномы, олицетворяют красоту, изящество и благодатную сторону жизни. Ренессансные гуманисты связывали их образы с чистотой, красотой и любовью.



Еще одна работа знаменитого итальянского мастера в собрании Эрмитажа – изящная Геба. Дочь Юпитера и Юноны, богиня юности преподносила амброзию и нектар богам на Олимпе. Именно в этой роли показал ее Канова. Скульптор изобразил богиню словно скользящей по облакам; она едва касается их пальцами босых ног. Легкие развевающиеся одежды усиливают впечатление движения. В то же время слоистые облака, сливающиеся с тонкими одеждами Гебы, являются дополнительной опорой фигуры.



Произведения Кановы были очень популярны, они дошли до нас, как правило, в нескольких вариантах. Это относится и к статуе Гебы. Наибольшего успеха скульптор достигал в изображении утонченно-изящных образов. Мрамор обрабатывается виртуозно, камень словно лишается тяжести.



Еще одним виночерпием на Олимпе был Ганимед. Его изображение мы тоже встречаем в галерее. Это скульптура Бертеля Торвальдсена, датского скульптора, который большую часть жизни провел в Риме. Как и Канова, он завоевал европейскую славу, был избран президентом Римской Академии.
Ганимед, сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои, был похищен Зевсом и унесен на Олимп. Торвальдсен изображает прекрасного мальчика, уже вознесенным на небеса.



Торвальдсен, как и Канова, показывает своих героев обнаженными. Ему принадлежат слова : «Наряд Господний не может одурачить, и он всегда самый красивый».



Теме нежного юношеского тела посвящена еще одна эрмитажная статуя Торвальдсена «Пастух», тоже созданная в конце 1810-х годов. Скульптура пользовалась большой популярностью и несколько раз была повторена мастером.





Живая скульптура Фальконе
Путешествуя по залам французского искусства в Зимнем дворце, нельзя не остановиться перед прелестным Амуром. Одной рукой он прижимает палец к губам, как бы призывая хранить тайну, а другой рукой потихоньку достает стрелу из колчана:



Имя автора этой скульптуры хорошо известно, только в связи с совсем другой его работой – памятником Петру I, которого мы давно, вслед за Пушкиным, величаем «Медным всадником». Неужели это один и тот же скульптор?! Да – Этьен Морис Фальконе. Рекомендованный Екатерине II ее корреспондентом и знаменитым энциклопедистом Д.Дидро этот мастер был известен у себя на родине не монументальными произведениями, а статуэтками для Севрской мануфактуры. Для знаменитой фарфоровой фабрики он работал вместе с живописцем Буше, а покровительство оказывала ему маркиза де Помпадур. Именно для нее он изваял «Грозящего Амура», вызвавшего всеобщее восхищение в Салоне 1757 года. Он хранится сейчас в Лувре, эрмитажная скульптура – одно из авторских повторений. Она была выполнена Фальконе по заказу графа Строганова.



«Грозящий Амур» Фальконе – один из главных образов эпохи рококо. И по содержанию: тема чувств и самого изменчивого из них – любви, центральная для искусства этого стиля. И по типажу: детство, ранняя юность с их нежными и мягкими формами – идеал красоты эпохи. И по форме: перед нами по-настоящему «круглая скульптура», которую хочется обойти кругом, которая в каждом ракурсе как бы меняется у нас на глазах. Это поистине живая скульптура. Не случайно она становится участницей живописных композиций.
«Амур» Фальконе фигурирует в одной из самых знаменитых картин эпохи – «Счастливых возможностях качелей» (1767) Фрагонара из собрания Уоллес в Лондоне:



Тот тип пластики рококо, который утвердился в середине 18 века, раньше появился в картинах Антуана Ватто еще в 1710-х годах. Почти в каждой картине мастера рядом с флиртующими кавалерами и дамами оказывается скульптура. Вот чудесное серебристое полотно из собрания Дрезденской галереи, где расфуфыренный и напыщенный кавалер скосил глаза на обнаженную и совершенно естественную нимфу:



А вот фрагмент другого «Галантного празднества» из той же коллекции, где обнаженная Венера кажется более живой, чем слегка кукольные фигурки кавалеров и дам:



В Петербург Фальконе приезжает для работы над статуей Петра I. «Вот вам человек, наделенный истинной гениальностью со всеми ее приметами и несообразностями, — пишет о нем Дидро, — Фальконе исполнен изящества, вкуса, ума, деликатности, прелести и очарования; он груб и вместе обходителен, приветлив и мрачен, нежен и суров; он мнет глину и режет мрамор, но не забывает о чтении и размышлении, он язвителен и доверчив, насмешлив и серьезен…» В Эрмитаже сохранился портрет скульптора, выполненный по заказу Екатерины II его ученицей Мари-Анн Коло:



Вместе со скульптором в Россию прибывает его «Зима», начатая по заказу маркизы де Помпадур, а завершенная для Екатерины II. Грациозная женщина прикрывает краем плаща цветы. У ее ног расколовшаяся чаша с замерзшей водой – символ зимнего холода; куб, на котором она сидит, украшен знаками Зодиака, соответствующими зимним месяцам:



Скульптор был доволен своей работой. "Это может быть самая лучшая вещь, какую я только могу сделать…", – писал о статуе сам Фальконе.



Но лучшей вещью мастера стала не изящная «Зима», а Петр Первый – «гигант на бронзовом коне». Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года. И хотя масштаб его совсем иной, а героическая тема и лапидарный язык заставляют забыть о галантности, но что-то от рококо все же остается. Это и пьедестал, уподобленный волне, и извивающаяся змея. Но самое главное, что роднит этот образ с рококо – эффект живой скульптуры:
«Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?»
По-настоящему оживает эта скульптура в поврежденном уме пушкинского Евгения:
«…………..Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.»



(с) ЕЖИЧКА



Margaleta1945   18 мая 2010   3066 0 0  


Рейтинг: +4




Тэги: музеи, праздник





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.