Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Нормальные реакции родителей на успех ребенка — похвала, чувства гордости и радости. Однако иногда родители выражают противоположные чувства — равнодушие и раздражение. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение и чувства, быстро теряет мотивацию и чувство гордости от своих достижений. Он делает вывод, что проявлять радость от своих достижений и связанное с этим чувство счастья даже опасно и неправильно.
При альтернирующем, непоследовательном отношении со стороны родителей ребенок воспитывается в условиях эмоциональной депривации и часто становится жертвой эмоционального насилия, что свойственно не только алкогольным и асоциальным семьям. Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в этих семьях, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах (поскольку это является секретом семьи) и хоть немного облегчить свою душу приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в дисфункциональной семье вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», «Что ты тут хохочешь? А ну, потише!», «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д. Привыкнув к подобной реакции со стороны родителей, ребенок перестает чувствовать потребность в том, чтобы поделиться горем или радостью, успехами, наблюдениями, да и просто приласкаться, почувствовать нежность, тепло самых близких людей. Переживание, выражение радости и положительных чувств — серьезная проблема для детей — жертв насилия просто потому, что они часто не умеют находить радость в том, от чего радуются другие дети. У них хуже развита способность к эмпатии, они не способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Во взрослом состоянии они не только не умеют выражать свои переживания, но и вообще как бы отказываются от них, боятся их и стремятся уйти из ситуаций, где затрагиваются чувства. К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку: • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения; • угрюмость, отказ от обсуждения проблемы; • «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять); • оскорбление ребенка; • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха; • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; • брань, издевки; • запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»); • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков). По каким признакам можно установить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно: • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к переживанию им фрустрации; • сурово наказывает ребенка; • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его; • злится и устрашающе ведет себя. Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он: • эмоционально невосприимчив, равнодушен; • грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия; • сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия); • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен; • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; • испытывает ночные приступы страха, плохо спит; • не выказывает интереса к играм. Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся: • ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.; • замедление физического и общего развития ребенка. Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоценности уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить. Таким образом, ребенок — жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми. Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
это вы о наказаниях?
"Торговля запретами" - это когда ребенку не оставляют выбора. Когда, ребенок отказывается застилать постель и это делают за него и затаивают злобу. А потом, у ребенка возникает идея повеселиться, а ему из архива достают все его прегрешения.
Есть обратная сторона. Это когда ребенку позволяют выбрать и испробывать, скажем по-дольше поспать и не позавтракать, или, поспать, позавтракать, но опоздать и получить порицание всего коллектива и т.д.
В этом случае родители выступают советчиками, а в противоположном - палачами.
(Я полистала ее пару минут, а потом вспоминала и смеялась пару дней.)
Вот что я нашла о ней в интернете:
"Самое важное в хорошем воспитании - это любовь: не та, которая все позволяет или смиряется с неуважением, но любовь, достаточно сильная, чтобы позволить детям совершать ошибки и нести ответственность за последствия этих ошибок."
А подскажите пожалуйста как быть и что делать жертвам эмоционального насилия.
В вашей статье нашла все симптомы у себя.моя мама была очень холодна ко мне,редко целовала и хвалила,зато наказывала игнорированием,постоянно критиковала и вообще была достаточно равнодушна.я с ней никогда не делилась ни горем ни радостью.Следущим ударом стал школьный байкот который длился 4 года.я все держала в себе и ни с кем не делилась.Уже как год хожу к психологу,но проблемы в общении с людьми не исчезают,мне тяжело понимать эмоции других людей,трудно проявлять свои.из-за этого не получается строить и поддерживать отношения
Оставить свой комментарий