Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Киев. Железная церковь Иоанна Златоуста
В последнее время в столице интенсивно возрождаются храмы. Каждый из них уникален своей архитектурой и историей. Священник Леонтий Федоров, настоятель Свято-Покровской парафии Пресвятой Богородицы, считает, что "воскрешения" достойна и железная церковь Иоанна Златоуста. Батюшка, конечно, понимает, что восстановить святыню на месте, где стоит жилой дом, - нереально. Однако неподалеку, при поддержке города, парафии под силу соорудить небольшую часовенку - нельзя допустить, чтобы в городе не было церкви, посвященной Святителю.
В 1631 году было решено разобрать деревянную церковь Николы Притиска на Подоле и построить на её месте каменный храм. Деревянные материалы из этой церкви позже были использованы при строительстве церкви Иоанна Златоуста в Старом городе, на пересечении современных улиц Большой Житомирской и Владимирской. Дабы уравнять парафии, план Киева 1854 года предусматривал перенесение этой святыни в Лыбидскую часть. Утверждение документа Николаем I не заставило себя ждать (к тому же как раз подоспели пожертвования) - начались длительные поиски места для строения: масса вариантов, но все - неудачные. Точку в этой "одиссее" поставили жители отдаленных кварталов Старокиевской, Лыбидской и Лукьяновской частей, пожелав видеть Иоанно-Златоустовскую церковь на Евбазе (теперь - площадь Победы). Новый храм духовное ведомство планировало сооружать деревянным. Но генерал-губернатор Безак был другого мнения. Ему удалось убедить членов строительного комитета в целесообразности замены дерева на железо, а значит - в возведении первого в империи железофахверкового культсооружения. Киевский эксперимент задумали исполнять по технологии петербургского инженера Никкельса. Кстати, отдельные части церкви изготавливались в Петербурге. 15 октября 1867 года состоялась торжественная церемония закладывания фундамента под святыню. Само сооружение храма поручили архитектору Юргенсу, иконостасами занялась мастерская Шатрова. И уже 16 августа 1871 года церковь, которая обошлась государству в 80 тысяч рублей, была освящена. Как выглядел храм? В плане он имел форму продолговатого креста с тремя выходами. Над одной из его частей размещалась одноярусная колокольня с пирамидальной крышей. Полукруглый алтарь венчала небольшая византийская баня. Церковь оказалась самой маленькой (28х13 м) в городе, но ее парафия - самой большой: в 376 домах, находившихся в черте последней, обитали 6966 верующих. В интерьере Железной церкви были использованы детали отделки той самой часовни Иоанна Златоуста из Старого города. Будни нового храма не всегда были безоблачными. Как-то городские власти положили глаз на землю вокруг него, но киевский губернатор пресек эти посягательства. Тогда Дума приняла решение об обустройстве на участке раздора сквера. Чтобы не допустить этого, притч огородил святыню так, что земля оказалась в границах церковного погоста. Но это не помогло: спустя 13 лет ее таки отняли, положили брусчатку и "доточили" к базарной площади. С того времени постоянными посетителями храма стали торговцы. К слову, в 1897 году они собрали 300 рублей, за которые приобрели в Москве икону Божьей Матери в серебряно-позолоченной ризе и подарили церкви. Это было очень щедро с их стороны, но ведь образом святым разрушающемуся строению не поможешь. Дело в том, что из-за отсутствия вентиляции влажность внутри сооружения была слишком высокой, поэтому отдельные его части начали ржаветь. Промедление могло быть чревато, так что притч, достав нужные 4 тысячи рублей, приступил к ремонту. В результате помещение церкви немного расширилось, все 5 куполов и пирамидальная колокольни засверкали золотом, а внутренние и внешние стены покрасили в светло-серый цвет. Впрочем, и после этого в храме было тесно. Посему вскоре нагрянуло очередное расширение - 28 сентября 1914 года по случаю его завершения митрополит киевский Флавион отслужил литургию. Теперь, казалось, трудности позади. Но ни прихожане, ни служители церкви не успели нарадоваться достигнутому. В советские времена храм помешал реконструкции трамвайных линий, и в 1934 году обитель Божья канула в Лету... Источники: Екатерина Фонтаний, "Сегодня"; "Скорбное бесчувствие", К., "Tabachuk Ltd.", 1992 г. Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Спасибо, Людочка, я о ней не знала.
БОГ СЕБЯ НАЗЫВАЕТ
только размера шрифта необходимого нет.
Если при постройке ЦЕРКВИ НЕ ИЗ ЖЕЛЕЗА обнаружились ошибки в проектировке и была опасность для жизни молящихся верующих ПОТОМУ ЧТО ЦЕРКОВЬ МОГЛА ОБРУШИТЬСЯ из-за этих ошибок, то понимаю РЕСТАВРАЦИЮ ЦЕРКВИ ПО КИРПИЧИКУ. А варварских разрушений не понимаю.
Только всё дело в том, ЧТО ЦЕРКОВЬ ИЗ ЖЕЛЕЗА О КОТОРОЙ РЕЧЬ ИДЁТ В СТАТЬЕ, МОГЛА СТОЯТЬ ВЕЧНО, ПОКА ЭТОТ МИР СУЩЕСТВУЕТ при добросовестной заботе людей К ЦЕРКВИ.
И аргументы о том, что в ЖЕЛЕЗНОЙ ЦЕРКВИ летом очень жарко, а зимой очень холодно, которые прочёл в другой СТАТЬЕ О ЖЕЛЕЗНЫХ ЦЕРКВЯХ не выдерживают никакой критики. Ведь в такие аномально жаркие дни, НАСТОЯЩИЕ ВЕЛИКИЕ МОНАХИ, О КОТОРЫХ МНОГО читал, могли трудиться.
Вот так она выглядела
Оставить свой комментарий