Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Немного фактов из истории русской культуры
«Все лучшее в культуре создано в царский период благодаря меценатам»- утверждают современные искусствоведы, игнорируя тот факт, что новые города, прекрасные храмы и дворцы буквально создавались на костях и крови народной. А всплеск, как в развитии живописи, так литературы, был обусловлен высокими порывами передовой интеллигенции привлечь внимание к бедственному положению русского народа, который в подавляющем большинстве был подневольным крепостным людом, либо, отягощенным барщиной и оброком, жалким, нищенским полуголодным, только зарождающимся рабочим классом.
10 часть общества приближенные царя – богатые вельможи сосредоточили все богатства: произведения живописи и литературы, ювелирные и художественные изделия, такие как посуда, мебель, фамильные церкви, дворцы и храмы. Но даже среди самих дворян было немало людей бедных и разоренных своими собратьями по классу, хотя им, все же, было доступно хорошее образование и культурное достояние России. Так из среды обедневшего дворянства появилась целая плеяда передовых писателей, художников, музыкантов. Это классики золотого и серебряного века русской литературы, художники-передвижники, сделавшие новый шаг в искусстве после живописи трехмерного пространства, основоположником которой был иконописец Андрей Рублев, это русские композиторы, знаменитая «Могучая кучка», создавшие истинно русскую классическую музыку, в основе которой лейтмотивы русских народных песен. Это были люди благородные и честные, понимавшие, что Россия, погрязшая в пороках феодализма, требует политического преобразования, боролись за просвещение и лучшую долю для своего народа, дав миру прекрасные музыкальные и литературные шедевры. Если, кто–то думает, что самодержавие способствовало расцвету культуры, поощряло эту деятельность, то глубоко ошибается. Так, например, Радищев, которого сама Екатерина отправила учиться в Лейпциг передовым наукам, старательно усвоил свободолюбивые веяния передовых Европейцев эпохи Просвещения - Мабли, Руссо, Гельвеция и приобрел разнообразные серьезные научные познания, был самым образованным человеком своего времени, вдруг стал неугоден Екатерине своей философией просветительства. За обличение самодержавия и сочувственное изображение жизни простого народа в книге, «Путешествие из Петербурга в Москву», был приговорен к смертной казни, затем помилован и сослан на 10 лет в Сибирь. Вернувшись, написал проект юридических реформ, в котором снова утверждал необходимость отмены крепостного права. Новые репрессии со стороны властей привели его к самоубийству. Книгу конфисковали. и до 1905 она распространялась в списках. Даже имя Радищева было под запретом. Когда А.Пушкин написал статью о нем, то впал в немилость. и его статья о Радищеве появилась в печати только через двадцать лет по смерти поэта. Великий русский поэт, которого при жизни называли «солнцем русской поэзии», неоднократно коротал время в ссылках, подвергался гонениям, унижениям, травли со стороны высшего света, и был убит приближенным царя - французом Дантесом. Да и сам А.С. Пушкин не скрывал, что если бы знал о восстании декабристов, то был бы в этот день на сенатской площади, рядом со своими друзьями. Декабристы, впитавшие в себя передовые идеи просвещения, благодаря элитному образованию, смело выступили против самодержавия, и были повешены, а некоторые сосланы в Сибирь после лишения всех дворянских привилегий. Таким же гонениям подвергался и М. Ю. Лермонтов, поднявший знамя сраженного поэта, говоривший о лицемерном высшем свете: «О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью». А. С Грибоедов, как все опальные поэты был отослан с дипломатической миссией на Кавказ в горячую точку, подставлен и предан царем и тоже убит. Не потому ли что писал о высшем свете в «Горе от ума»: «Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, - Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!» Правительство зорко следило за тем, чтобы писатели не мудрствовали и слишком не философствовали, не расшатывали устои государства, основой которого была выгодная религия, таинственно упрятанная от широких масс. Правительство через своих посредников – священников давало народу только те знания, которые были ему выгодны: о повиновении, смирении, всепрощении и уважению к царю как помазаннику божьему. Хотя на протяжении многих веков самодержцы не утруждались даже исполнением всего одной заповеди: «Не убий». Убивали друг друга за престол, вешали, гноили в тюрьмах и тех, кто посягал на их власть. А великого русского писателя-гуманиста Льва Толстого, при жизни убили морально, найдя больную точку, и наказав именно тем, что так дорого было ему. Его отлучили от церкви только за то, что он решился интерпретировать библию для детей, сделать доступным видение библейских истин и простому народу, построил школы и больницы для крестьянских детей, завещал им все своё достояние. « Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» - Восклицал другой великий писатель – И. С. Тургенев. К теме народной обращались и А. Куприн,И. Бунин,В. Короленко, А. Чехов, А. Толстой. Ф. Достоевский тоже был приговорен к смертной казни, в последнюю минуту, когда писатель уже был готов к расстрелу, её заменили ссылкой. Заболел чахоткой и умер от нервного надрыва В.Белинский и Н.Некрасов, который так реалистично изобразил строительство в России первой железной дороги в эпоху зарождающегося капитализма: «Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи - десятники, Секло начальство, давила нужда... Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!» Особой темой в искусстве стала тема детской эксплуатации. Рассказы А. Чехова «Спать хочется», в котором шестилетняя девочка, изможденная дневной работой по дому и ночными бдениями у детской колыбели, не выдержав нагрузки, удушила господского младенца и свалилась в мертвом сне. «Ванька Жуков» из одноименного рассказа пишет дедушке письмо о том, как тяжело ему служится в подмастерьях. Тему развивают и дополняют русские художники. Нередко обедневшие крестьяне отдавали своих детей в город – в подмастерья к мастерам, чтобы они получили какое-то ремесло, но хозяева нещадно эксплуатировали маленьких учеников. Это сюжеты произведений Перова: «Тройка», «Спящие дети», «Детям»; Маковского - «Свидание»; Максимова - «Горе», «Маленькие шарманщики». Передовые художники шестидесятники пытались найти связь со зрителем из народа, освободиться от личной зависимости от покровителей и меценатов. С этой целью они организовывали товарищества и передвижные выставки, получив название – передвижники. Вслед за писателями художники обращаются к социально-обличительной тематике в своих произведениях. Традиции Перова и художников-разночинцев шестидесятников стали основными в последующее 10-летие. Обращаясь к изображению бытовых вопросов, художники Мясоедов, Савицкий, Максимов поднимали острые вопросы современности, сочувственно изображая крестьян и городской рабочий люд. Социальной тематике первостепенное значение придавал Репин. Он настойчиво советовал ученикам писать свои композиции на близкие, волнующие темы, взятые из окружающей жизни». Показательно, что даже в 1907 году, когда начался отлив революционной волны, ученики Репина выступили с дипломными композициями, посвященными пролетариату. «Глубоко вникая в жизнь народа, Максимов видел ее не только с праздничной стороны, но с болью замечал разрушение под натиском новых, капиталистических отношений веками складывавшихся патриархальных устоев русской деревни». Незамедлительно против Репина подняли репрессивную деятельность, но несмотря на это, у Репина было учеников вдвое выше нормы. Его талант и авторитет признавали не только благодарные зрители , но и товарищи. К 1905 году у него было свыше 70 учеников. Бесспорно, гордостью русской культуры являются и памятники старины – прекрасная дворцовая и храмовая архитектура, сохранившаяся до наших дней. Ах, как строили – на веки! Строил русский народ, который нищенствовал и голодал, в то время как стены храмов замешивались для крепости на куриных яйцах. В селах не было ни школ, ни больниц, они появились только с появлением в них революционеров-народников. Чего было не отнять у русских самодержцев. Так это тщеславия, гордости и желания встать вровень с иноземцами, переплюнуть их роскошью своих подарков. Так одесская картинная галерея, до революции была ничем иным, как подарком всего лишь одной персоне– графине Потоцкой, а прекрасный Уманский парк – летней резиденцией и местом для её прогулок. Дворец на приморском бульваре – летней резиденцией – графа Воронцова, красивое одноэтажное здание рядом, в котором некогда располагался шахматный клуб, – конюшнями его высочества. Великолепны памятники самодурству и роскоши вельмож: Петергоф с его когда-то золотыми скульптурами, Екатерининск, Павловск, Елагин остров, Адмиральская стрелка, Казанский собор и Спасо Преображенский и многие храмы по всей Руси, выстроенные потом и кровью русского народа. Если князья и духовенство и проявляли благотворительность, то она была только средством духовного спасения отдельных личностей, но не входила в государственную обязанность, не носила характера постоянного укрепления общественного благосостояния. Нужно сказать, что в далеком прошлом меценатство было более искренним и совершалось, действительно из любви к народу. Со дня крещения - 988 года благотворительность была широко распространена на Руси Ею отмечены сыновья Владимира Мономаха Мстислав и Ростислав ,а также внук Роман Ростиславич, которые раздали бедным почти все своё имущество, Александр Невский выкупавший русичей из плена. Вдовы русских князей принимавшие иночий сан, раздавали имущество бедным, зарабатывая на жизнь рукоделием, помогали нищим. Накануне больших праздников цари раздавали милостыню в тюрьмах, больницах, приютах, куда приходили тайно. Отмеченные божьим даром люди даже не помышляли о том, что государство можно устроить так, что не будет нищих и страждущих, в далеком историческом прошлом их душевные порывы приобретали искренние, но единичные формы меценатства и благотворительности. В основном, раздавали одежду, хлеб, оказывали бесплатную медецинскую помошь, и хотя вся государственная казна сосредоточивалась в одних руках- у царя, средств на поддержание народа не выделялось, даже дворяне были ущемлены в средствах. Например, в бытность Радищева, майор Бокум, утаивал значительную часть ассигновки, выделенной государством для обучения студентов, в свою пользу, так что студенты сильно нуждались, морил их голодом, пока Ушаков не умер, а сам Радищев страшно заболел. К концу XIX века в России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами: Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома. Начиналась индустриализация России. Многие видные предприниматели стали меценатами и покровителями различных искусств.Они выделяли средства на строительство школ, музеев, библиотек, устраивали картинные галереи, выставки, поддерживали деятельность художников, музыкантов. Бахрушины, Боткины, Мамонтовы, Морозовы, Найденовы, Прохоровы, Третьяковы, Щукины - вот далеко не весь перечень русских благотоворителей. Савва Морозов, например, пожертвовал 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская». В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях... С установлением Советской власти принципиально изменилось отношение к благотворительности. Благотворительность приняла форму государственной заботы о каждом человеке, перестала быть личным индивидуальным делом, человек смог достойно жить и зарабатывать на самое необходимое, и не нуждаться в подачках богачей. Поэтому в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1927 году, благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности» Сегодня снова встал вопрос о благотворительности, поскольку 90 % населения находится за чертой бедности. Ясно, что власть без поддержки общества бессильна. Общество же со своей стороны не в силах различать бедность - от ленности, увечных от притворных, а истинно нуждающихся от фарисеев и лицемеров. Поэтому люди добрые из общества подают всем без разбора, но такая неблагоразумная подача развивает лень, бродяжничество и тунеядство, которые смешиваются в толпе с нищенством и тем отнимают помощь от действительной нужды. Между тем сила соединённых средств - власти и общества может рассчитывать на успех только при взаимодействии и прочном разумном устройстве государства. А вот, что говорит об этом наш современник - экономист и публицист Михаил Хазин: «Социальная ответственность бизнеса — это нонсенс, потому что задача бизнеса — получать прибыль. Да, социальную ответственность можно возложить на бизнесмена, но как на члена общества, а возлагать ее на компанию — бред. И все эти заявления о долге бизнеса перед страной, о благотворительности и т. п., — сплошная демагогия. Просто чиновники говорят бизнесу: за вами социальная ответственность, поэтому вот вам фондик для поддержки больных детей, давайте вы туда приведете пару лимочников, а мы из них обещаем тысяч 100 направить этим самым детям. Ещё больший нонсенс состоит в том, что наши люди считают, будто под этим лозунгом им все кругом должны и будут платить большие зарплаты. Это бред… у нас трудно найти менеджера, который бы не воровал — это стало тотальной практикой"- Обзоры финансовых и экономических новостей. Хотелось бы узнать больше мнений наших современников, возможно ли меценатство сегодня, каковы его сферы влияния и распространения? Возможно ли создание общества , где "Человек - это звучит гордо" и живет достойно, без унизительных поддачек? Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А что ты скажешь по этому поводу?
Вы действительно считаете, что во времена советской власти государство заботилось о КАЖДОМ человеке?
Ничем сознание ни русского правительства, ни человека не отличался от сознания людей всех предшествующих эпох, да и сегодняшнего времени.
Люди во многом действуют силовыми методами.
пример - моя предыдущая статья в дневнике, только Американское правительство тщательно скрывает и маскирует свои действия в политике.
Да и весь путь России - не исключая царей с их дворцовыми интригами(В.Пикуль"тайна дворцовых интриг"), в истории - КРОВАВЫЙ, когда душили и вешали без Гулагов, начиная от царя ивана Грозного и заканчивая Николаем Палкиным и царем-вешателем, прозванным так в народе.
С иглой в кармане наркоманы
C игривой строчкой графоманы,
Их мысли тусклы и туманны.
Мы даром ждем небесной манны,
Пока нам потрошат карманы.
Мельчают реки, души, страны,
Плюется море непрестанно,
И руки, заломив жеманно,
Взывая к небесам «Осанна!»
Молитвы чешут неустанно.
Все это как-то дико, странно…
А что делать?
В некоторых вопросах - снизилась планка сознания...
Причем так: вы нам свои коммунистические газеты не носите- в них клопы заводятся)
почему-то видео не добавляется, хотя я все правильно делаю
Оставить свой комментарий